Светящийся разум
Часть серии о |
буддизм |
---|
Светлый ум ( .: prabhāsvara- или ābhāsvara , пали : pabhassara ; английский просветленный od ; : - sems citta санскр citta ум ' citta gsal gyi это буддийский термин, который лишь изредка появляется в Палийском каноне , но часто встречается в Махаяны) . сутрах [1] [2] [3] [4] [ чрезмерное цитирование ] и занимает центральное место в буддийских тантрах . [5] [6] [7] Его по-разному переводят как «ярко сияющий ум» или «разум ясного света», в то время как родственный ему термин « светимость » (санскр. prabhāsvaratā ; тиб. འོད་ གསལ་བ་ 'od gsal ba ; гл. guāng míng ; японск. syōzyō ; Kor kwangmyōng ) также переводится как «ясный свет». [8] или «светимость» [9] в контексте тибетского буддизма или « чистота » в контексте Восточной Азии. [10]
Школа Тхеравады отождествляет «светлый ум» с бхавангой , концепцией, впервые предложенной в «Тхераваде Абхидхамме» . [11] Более поздние школы Махаяны отождествляют его с бодхичиттой и татхагатагарбхой . [12] [13] Светимость ума имеет центральное значение в философии и практике буддийских тантр . [14] Махамудра , [15] и Дзогчен . [16]
Ранние буддийские тексты
[ редактировать ]В ранних буддийских текстах есть различные упоминания о светимости или сиянии, которые относятся к развитию ума в медитации . Например, в Сангити-сутте это относится к достижению самадхи , когда восприятие света ( алока саннья ) приводит к уму, наделенному свечением ( саппабхаса ). [17]
По словам Аналайо, в Упаккилеса-сутте и ее параллелях упоминается, что наличие загрязнений «приводит к потере любого внутреннего света или свечения (обхасы), которые были ощущены во время медитации». [17] Палийская Дхатувибханга-сутта использует метафору очистки золота для описания невозмутимости, достигаемой посредством медитации, которая считается «чистой, яркой, мягкой, работоспособной и светящейся». [17] Китайский аналог этого текста не описывает невозмутимость как светоносную. [17] Аналайо видит эту разницу из-за склонности чтецов канона Тхеравады отдавать предпочтение образам огня и света. [17]
Палийская Ангуттара Никая (AI8-10) гласит: [18]
Светлый, монахи, ум. И оно освобождается от входящих омрачений. Хорошо обученный ученик Благородных различает то, что оно действительно присутствует, поэтому я говорю вам, что для хорошо обученного ученика Благородных существует развитие ума. [19]
Параллельный отрывок можно найти в Шарипутрабхидхарме , трактате Абхидхармы, возможно, принадлежащем традиции Дхармагуптаки. [17]
Другое упоминание подобного термина в палийских дискурсах встречается в Брахманимантаника-сутте Маджхима -никаи и в Кевадха-сутте Дигха -никаи , последняя имеет параллель в сборнике Дхармагуптаки , сохранившемся в китайском переводе. [17]
Брахманимантаника -сутта описывает «невидимое сознание» (viññāṇaṃ anidassanaṃ), которое является «бесконечным» (anantaṃ) и «сияющим во всех отношениях» (sabbato pabhaṃ). существуют разногласия Среди различных изданий Палийского канона относительно того, кем сделано это утверждение, и в некоторых изданиях создается впечатление, что оно было произнесено не Буддой, а дэвом Бака Брахмой в споре с Буддой. [17] В китайской параллели Брахманимантаника-сутте есть термин, использованный Бака Брахмой. [17]
Между тем, в Кевадха -сутте и ее параллели в Дхармагуптака Диргха-агаме действительно есть высказывание Будды, в котором упоминается светящееся сознание. В Диргха-агама- сутре говорится:
Сознание, которое невидимо, Бесконечно и само по себе светится: С этим прекращением прекращаются четыре элемента, Грубое и тонкое, красивое и уродливое прекращается. Здесь имя и форма прекращаются. С прекращением сознания прекращается и остаток [т.е. имя и форма]. [17]
Аналайо упоминает, что в параллельных редакциях этой сутры на других языках, таких как санскрит и тибетский, не упоминается сияние ( пабхам ), и даже различные палийские издания не согласны с тем, что в этом стихе упоминается сияние, иногда используя пахам («отказавшийся») вместо пабхам . . [17] В любом случае, согласно Аналайо, этот отрывок относится к «способу прекращения зависимого возникновения, согласно которому имя и форма прекращаются с прекращением сознания». [17]
По мнению Бхиккху Брахмали, упоминания о сиянии в Брахманимантаника-сутте относятся к состояниям самадхи, известным только ариям (благородным) , тогда как пабхассарачитта Ангуттара Никаи (АИ8-10) представляет собой ссылку на ум в джхане . [20] Он цитирует общий отрывок, в котором отмечается, что ум с пятью помехами не считается сияющим, и поэтому имеет смысл сказать, что ум в джхане, который не имеет пяти помех, можно назвать сияющим:
Точно так же, монахи, существуют эти пять искажений ума ( читтасса ), из-за которых ум не является ни податливым, ни управляемым, ни сияющим ( пабхассарам ), но хрупким и не сконцентрированным должным образом для разрушения загрязнений. Какие пять? Чувственное желание... недоброжелательность... лень и оцепенение... беспокойство и раскаяние... сомнение — это развращение ума, испорченное, из-за которого разум не является ни податливым, ни управляемым, ни сияющим, а хрупким и неправильно сконцентрированным для уничтожение порчи. (СН В 92 и А III 16, ср. АН I 257 и МН III 243). [20]
Тхеравада
[ редактировать ]Комментарий Тхеравадина , «основа становления » Ангуттара Никайя Аттхакатха определяет светящийся ум как бхавангу или «скрытый динамический континуум», который является наиболее фундаментальным уровнем ментального функционирования в Абхидхаммической схеме Тхеравады. [21] Катхаваттху также объясняет отрывок из сутры «Светлый ум » как бхавангу, которая представляет собой ум в его природном состоянии (пакатичитта) и который описывается как светящийся. [22] Эту интерпретацию также использует Буддхагхоша в своем комментарии к Дхаммасангани . Буддхагхоша также упоминает, что ум просветляется благодаря четвертой джхане в его Висуддхимагге . [23]
Таниссаро Бхиккху считает, что отождествление в комментариях светящегося ума с бхавангой проблематично. [24] но Питер Харви считает эту интерпретацию правдоподобной. [25]
Аджан Мун , ведущий деятель современной тайской лесной традиции , комментирует этот стих:
Ум – это нечто более сияющее, чем что-либо еще, но поскольку подделки – преходящие загрязнения – приходят и затемняют его, он теряет свое сияние, как солнце, скрытое облаками. Не думайте, что солнце гонится за облаками. Вместо этого надвигаются облака и закрывают солнце. Итак, медитирующие, когда они знают таким образом, должны покончить с этими подделками, проницательно их анализируя... Когда они разовьют ум до стадии первичного ума, это будет означать, что все подделки уничтожены, или, скорее, поддельные вещи. не сможет проникнуть в первобытный разум, потому что мост, соединяющий его, будет разрушен. Хотя тогда уму, возможно, все же придется соприкоснуться с мирскими заботами, его контакт будет подобен контакту капельки воды, катящейся по листу лотоса. [26]
Таниссаро Бхиккху рассматривает светящийся ум как «ум, который медитирующий пытается развить. Воспринимать его светимость означает понимание того, что загрязнения, такие как жадность, отвращение или заблуждение, не присущи его природе и не являются необходимой частью осознания». Он связывает этот термин со сравнением, используемым для описания четвертой джханы , которое гласит:
Подобно тому, как если бы человек сидел, покрытый с головы до ног белой тканью, чтобы не было такой части его тела, до которой не доходила бы белая ткань; даже в этом случае монах сидит, наполняя тело чистым, ярким осознанием. Во всем его теле нет ничего, что не было бы пронизано чистым, ярким осознанием. [24]
Махасангхика
[ редактировать ]Махасангхики также считали , что природа ума ( читтасвабхава ) фундаментально чиста ( мулависуддха ), но она может быть загрязнена случайными загрязнениями . [27] Васумитры «Никаябхеда-дхармамати-чакра-шастра» обсуждает эту теорию и цитирует отрывок из сутры, который Махасангхики использовали для ее защиты. [28] Этот отрывок цитируется Васумитрой следующим образом:
Собственная природа ума ( читтасвабхава ) сияет ( прабхасвара ). Его оскверняют посторонние примеси ( агантукопаклеша ). Самостоятельная сущность ума вечно чиста. [29]
Комментарий Коуэй-ки к «Васумитре» добавляет следующее: «Именно потому, что возникают омрачения ( kleśa) , которые загрязняют его, его называют оскверненным. Но эти загрязнения, не принадлежащие изначальной природе ума, являются называется случайным». [29]
Катхаватту Андхра - (III, 3) также цитирует эту идею как тезис Андхаков (т.е. Махасангхиков в Прадеше ). [29]
Вайбхашика
[ редактировать ]Напротив, школа Сарвастивада - Вайбхашика считала, что ум не обладает естественным светом. По словам Скорупского для Вайбхашики, ум:
изначально или первоначально загрязнено загрязнениями и должно быть очищено путем отказа от загрязнений. Для них изначально светлый ум не может быть осквернен случайными загрязнениями. Если бы такой ум был загрязнен случайными загрязнениями, то эти естественно нечистые загрязнения стали бы чистыми, как только они стали бы ассоциироваться с естественно светящимся умом. С другой стороны, если бы случайные загрязнения оставались нечистыми, то естественно светлый ум не был бы осквернён их присутствием. Для них постоянно развивающийся ум обладает загрязнениями. [23]
Махаяна
[ редактировать ]В санскритских текстах Махаяны и их переводах этот термин представляет собой соединение усиливающего префикса пра- , глагольного корня бхаса (тибетский: ' од ), который означает свет, сияние или светимость, и модификатора вара (тибетский: гсал ба ), который означает « ясный», а также «лучший из высочайшего типа». [30] Тибетско-санскритский словарь Джеффри Хопкинса интерпретирует термин «соединение» следующим образом:
ясный свет; ясно светящийся; прозрачно светящийся; полупрозрачный; ярко блестящий; прозрачная ясность; великолепие; сияние; освещение; распространять свет; блеск; прийти послушать; сияние; блеск. [31]
Тексты Махаяны
[ редактировать ]Сутры Махаяны обычно подтверждают чистую и светлую природу ума, добавляя, что это его естественное состояние ( пракритиш читтасйа прабхасвара ). [23] В Панчавимсати Праджняпарамита сутре прабхшвара -читта интерпретируется следующим образом :
Этот ум (читта) является не-умом (ачитта), потому что его природный характер сияет. Что это за состояние сияния ума (прабхшварат)? Когда ум не связан и не отделен от жадности, ненависти, заблуждений, склонностей (анусайя), оков (самйоджана) или ложных воззрений (дришти), тогда это составляет его сияние. Существует ли ум как не-ум? В состоянии не-ума (ачиттат) состояния существования (астит) или несуществования (нстит) не могут быть ни найдены, ни установлены... Что это за состояние не-ума? Состояние не-ума, неизменное (авикра) и недифференцированное (авикальпа), составляет высшую реальность (дхармат) всех дхарм. Таково состояние не-ума. [23]
Подобное учение встречается в некоторых редакциях Аштасахасрика (8000 строк) Праджняпарамита-сутры. Эдвард Конзе считал учение о «сущностной чистоте природы ума» ( prakrti cittasya prabhasvara ; xinxiang benjing , 心相本淨) центральным учением Махаяны. По мнению Ши Хуэйфэна, этот термин отсутствует в самом раннем текстовом свидетельстве Аштасахасрика , Даосин Баньруо Цзин , приписываемом Локаксеме (ок. 179 г. н.э.). [32] Тексты Махаяны, такие как Ратнаготравибханга , также связывают прабхшвару с пробуждением ( бодхи ), а также с другим термином, естественной или изначальной чистотой ума ( читтапракритисуддхи ). [33] [34] В некоторых шастрах Махаяны естественная чистота — это еще один термин для обозначения Пустоты , Таковости и Дхармадхату . [35] Асанги говорится: в Махаянасамграхе Например,
Сущностная чистота ( пракритивьявадана ), т.е. истинная природа ( татхата ), пустота ( шуньята ), предельная точка реальности ( бхутакоти ), отсутствие знаков ( анимитта ), абсолют ( парамартха ), фундаментальный элемент ( дхармадхату ). [36]
В «Бхадрапала-сутре» утверждается, что элемент сознания ( виджнянадхату ) чист и проникает во все вещи, не подвергаясь их воздействию, подобно лучам солнца, даже если он может казаться оскверненным. [23]
Алая-виджняна
[ редактировать ]По мнению Валполы Рахулы , все элементы йогачара- хранилища-сознания ( алая-виджняна ) встречаются уже в Палийском каноне. [37] Он пишет, что три слоя ума ( читта , названные «светящимися» в обсуждаемом выше отрывке, манас и виджняна ), представленные Асангой, также используются в Палийском каноне. [38]
Согласно учению Йогачары , как и в ранних буддийских учениях о читте , сознание-хранилище не является чистым, и с достижением нирваны приходит уровень чистоты ума, который до сих пор недостижим. [39]
Свасамведана
[ редактировать ]В тибетском буддизме светлый ум (тибетский: gsal ba ) часто приравнивается к йогачарской концепции свасамведаны ( рефлексивного осознания ). Его часто сравнивают с лампой в темной комнате, которая, освещая предметы в комнате, освещает и себя.
Татхагатагарбха
[ редактировать ]В канонических дискурсах, когда ярко сияющая читта «незапятнана», она в высшей степени готова к арахантству и поэтому может быть понята как «чрево» араханта , синонимом которого является татхагата . [40] В дискурсах не поддерживается представление о «светящемся уме» как о «внутренней нирване», которая существует до освобождения. [41] Хотя Канон не поддерживает отождествление «светящегося разума» в его необработанном состоянии с нирваническим сознанием , можно предположить, что некоторые отрывки подразумевают, что он может быть преобразован в последнее. [42] [43] По словам одного ученого, после разрушения оков «сияющее ниббаническое сознание вспыхивает из чрева архатства, будучи без объекта и поддержки и превосходя все ограничения». [44]
И Шурангама-сутра , и Ланкаватара-сутра описывают татхагатагарбху («чрево будды») как «по своей природе ярко сияющую и чистую» и «изначально чистую», хотя она «окутана в одежды скандхов , дхату и аятан и запачкана грязь привязанностей, ненависти, заблуждений и ложных представлений». Говорят, что он «чист по природе», но кажется нечистым, поскольку запятнан посторонними загрязнениями. [45] Таким образом, Ланкаватара Сутра отождествляет светлый ум Канона с Татхагатагарбхой. [46] Некоторые философы гелуг , в отличие от учений Ланкаватара-сутры, утверждают, что «чистота» татхагатагарбхи заключается не в том, что она изначально или фундаментально чиста, а в том, что умственные недостатки можно устранить — то есть, как и все остальное, они не часть фундаментальной сущности человека. Таким образом, эти мыслители отказываются превратить эпистемологическое понимание пустоты и природы Будды в эссенциалистскую метафизику. [47]
Шурангама-сутра и Ланкаватара-сутра также приравнивают татхагатагарбху (и алая-виджняну ) к нирване, хотя это касается фактического достижения нирваны, а не нирваны как вневременного явления. [46]
Бодхичитта
[ редактировать ]Махаяна интерпретирует ярко сияющую читту как бодхичитту , альтруистический «дух пробуждения». [46] Аштасахасрика Сутра Совершенства Мудрости описывает бодхичитту следующим образом: «Эта читта не является читтой, поскольку по своей природе она ярко сияет». Это соответствует Ангуттара Никае I,10, которая идет от ссылки на ярко сияющую читту до утверждения, что даже малейшее развитие любящей доброты приносит огромную пользу. Это означает, что любящая доброта – и связанное с ней состояние сострадания – присущи светящемуся разуму и являются основой для его дальнейшего развития. [46] Наблюдение о том, что основное состояние сознания имеет природу любящей доброты, подразумевает, что сочувствие присуще сознанию и существует до возникновения всех активных психических процессов. [48]
Ваджраяна
[ редактировать ]Яркость или ясный свет ( тибетский : འོད་གསལ་ , Уайли : ' од гсал , THL : ö-sel ; санскрит : прабхасвара ), — центральное понятие в эзотерическом буддизме , тибетском буддизме и бон . Это врожденное состояние ума, связанное с природой будды , реализация которого является целью медитативной практики. Говорят, что это переживается, когда грубый и тонкий ум растворяются во время глубокого сна , во время оргазма и во время процесса смерти . [49] [50] [23] Все системы тибетского буддизма согласны с тем, что природа ума ясного света неконцептуальна и свободна от всех умственных омрачений, и что тантра является высшим методом работы с этой природой ума. [51]
Индийский тантрический комментатор Индрабхути в своей , что «Джнянасиддхи» утверждает
Будучи светящимся по своей природе, этот ум подобен лунному диску. Лунный диск олицетворяет знание ( гьяну ), сияющее по своей природе. Подобно тому, как растущая луна постепенно проявляется во всей своей полноте, точно так же драгоценность ума ( читтаратна ), будучи естественно светящейся, также полностью проявляется в своем совершенном состоянии. Подобно тому, как луна становится полностью видимой, как только она освобождается от случайных омрачений, точно так же драгоценность ума, будучи чистой по своей природе ( пракрити-паришуддха ), однажды отделенная от пятен загрязнений ( клеша ), появляется как совершенные качества будды ( гуна ). [23]
Светоносность также является особым термином для одной из Шести йог Наропы . [52] В своем комментарии Пема Карпо говорит, что ясный свет кратковременно испытывают все люди в самый первый момент смерти, продвинутые практикующие йоги в высших состояниях медитации и непрерывно все Будды. [53]
Различные практики Ваджраяны предполагают распознавание этого аспекта ума в различных ситуациях, например, йога сновидений . В этом случае практикующий тренируется осознанно входить в состояние глубокого сна. [54] Если у человека есть способность сохранять осознанность во время глубокого сна, он сможет распознать сияние смерти и обрести состояние будды . [55] Это называется встречей светимости матери и ребенка, приводящей к состоянию тукдам в момент смерти. [56]
Дзогчен
[ редактировать ]В тибетской буддийской литературе Дзогчен сияние (' od gsal ) связано с самбхогакая-аспектом Основы, называемым «спонтанным присутствием» ( lhun grub ), что означает присутствие, которое не создано и не основано на чем-либо причинно постороннем по отношению к себе. [57] Этот термин часто сочетается с аспектом дхармакаи «изначальной чистоты» ( ка даг ), связанным с пустотой ( шуньята ). Эти двое рассматриваются как неразделимые (zung 'jug) аспекты Земли. Другие термины, используемые для описания этого аспекта, — это динамизм или творческая сила ( ртсал ) и сияние ( мдангс ). [58]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2021 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Март 2022 г. ) |
- ^ Шакьямуни, Будда (2018). «Благородная махаянская сутра «Трансцендентное совершенство мудрости в десяти тысячах строк» » . www.84000.co . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Бруннхольцль, Карл (2017). Во славу дхармадхату: Нагарджуна и Третий Кармапа, Рангджунг Дордже (перевод и представление Карла Бруннхёльцля) . Снежный лев. п. 68. ИСБН 978-1-55939-286-0 .
- ^ Бруннхольцль, Карл (2014). Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой . Снежный лев. п. 28.
- ^ Асанга1 Бруннхольцль2, Арья1 Карл2 (2018). Махаянасанграха_Сборник Махаяны (том первый) . Снежный лев. п. 251. ИСБН 9781559394659 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Роберт Э. Басуэлл-младший, Дональд С. Лопес-младший, Принстонский словарь буддизма, стр. 653.
- ^ Ринпоче, Мипхам (2009). Светящаяся сущность: Путеводитель по Гухьягарбха-тантре . Снежный лев. п. 3.
- ^ Бруннхольцль, Карл (2009). Светящееся Сердце: Третий Кармапа о Сознании, Мудрости и Природе Будды . Снежный лев. п. 90.
- ^ Уоллес, Б. Алан (2016). Сердце Великого Совершенства: Видения Великого Совершенства Дуджома Лингпы, Том первый . Публикации мудрости. стр. XXI. ISBN 978-1-61429-348-4 .
- ^ Уоллес, Б. Алан (2016). Сердце Великого Совершенства: Видения Великого Совершенства Дуджома Лингпы, Том первый . Публикации мудрости. п. 134. ИСБН 978-1-61429-348-4 .
- ^ Кейси Александра Кемп, Luminosity, Oxford Bibliographies, ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: 26 МАЯ 2016 г. DOI: 10.1093/OBO/9780195393521-0219
- ^ Коллинз (1982) , с. 238.
- ^ Харви (1989) , с. 99.
- ^ Фонд Цадра. «Природа Будды» . Природа Будды . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Контрул Лодро Тайе, Джамгон (2005). Сокровищница знаний, Книга 6, Часть 4, «Системы буддийской тантры: Неразрушимый путь тайной мантры» . Снежный лев. п. 42.
- ^ Чагме, Карма (1998). Просторный путь к свободе: Практические указания по союзу Махамудры и Ати-йоги . Снежный лев. п. 237. ИСБН 1-55939-071-9 .
- ^ Уоллес (2007) , стр. 94–96.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Аналайо, Светлый ум в дискурсах Тхеравады и Дхармагуптаки, Журнал Оксфордского центра буддийских исследований, 2017 (13): 10-51.
- ^ Харви (1989) , с. 94, АИ, 8-10.
- ^ Перевод Таниссаро Бхиккху, [1] .
- ^ Jump up to: а б Бхиккху Брахмали, Что говорят и не говорят Никаи о ниббане, Обзор буддийских исследований.
- ^ Харви (1989) , с. 98.
- ^ Брунхольцль, Карл (2021). Похвала Дхармадхату: Нагарджуна и Рангджунг Дордже о природе Будды, «Краткая история светоносного ума» . Публикации Шамбалы.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скорупский, Тадеуш. «Сознание и светимость в индийском и тибетском буддизме». В буддийской философии и практике медитации: академические статьи, представленные на 2-й конференции IABU, Университет Махачулалонгкорнраджавидьялая, главный кампус Ван Ной, Аюттхая, Таиланд, 31 мая – 2 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Таниссаро Бхиккху, Пабхасара Сутта: Светящаяся нота №1.
- ^ Харви (1989) , стр. 98–99; Харви (1995) , стр. 155–179.
- ^ Дост. Аджан Ман, «Высвобожденное сердце», стр. 23. Найдено в книгах Аджана Пасанно и Аджана Амаро, « Остров: Антология учений Будды о ниббане» , страницы 212–213. Доступно в Интернете по адресу [2] . Архивировано 23 мая 2010 г. на Wayback Machine .
- ^ Скорупский, Тадеуш. «Сознание и светимость в индийском и тибетском буддизме». В буддийской философии и практике медитации: академические статьи, представленные на 2-й конференции IABU Университета Махачулалонгкорнраджавидьялая, главный кампус Ван Ной, Аюттхая, Таиланд, 31 мая – 2 июня 2012 г.
- ^ Баруа, Бибхути (2000). Буддийские секты и сектантство, с. 90. Саруп и сыновья.
- ^ Jump up to: а б с Баро, Андре (1955) Буддийские секты маленького транспортного средства (Les Sectes Bouddhiques du Petit Véhicule), перевод с французского Гелонгмы Мигме Чодрон (2005), стр. 56.
- ^ Тони Дафф, просветителя Тибетский словарь
- ^ Джеффри Хопкинс, Тибетско-санскритско-английский словарь Цифровая версия: Секция цифровых архивов, Библиотечно-информационный центр буддийского колледжа Дхарма-Драм
- ^ Хуйфэн Ши, Аннотированный английский перевод сутры Сяопина Праджняпарамиты Кумарадживы, Азиатская литература и перевод, Том. 4, № 1, 2017, 187-236.
- ^ Роберт Э. Бассвелл, 2004, Энциклопедия буддизма, стр. 52.
- ^ Уильямс, Пол, Альтруизм и реальность: исследования философии Бодхичарьяватара, стр. 10
- ^ Бруннхольц, Карл, Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, Шамбала, 2015, стр. 1023.
- ^ Ламотт, Этьен, MAHAYĀNASAṂGRAHA (Сумма Великой колесницы Асанги), Том II, стр. 165.
- ^ Падмасири Де Сильва, Роберт Генри Таулесс, буддийская и фрейдистская психология. Третье исправленное издание, опубликованное NUS Press, 1992 г., стр. 66.
- ^ Уолпола Рахула, цитируется в Падмасири Де Сильва, Роберт Генри Таулесс, «Буддийская и фрейдистская психология». Третье исправленное издание, опубликованное NUS Press, 1992 г., стр. 66, [3] .
- ^ Дэн Люстхаус, Буддийская феноменология. Routledge, 2002, примечание 7 на странице 154.
- ^ Харви (1989) , с. 96.
- ^ Харви (1989) , стр. 94, 96.
- ^ Харви (1989) , с. 97. Он находит ссылку в S III, 54, принимая во внимание утверждения в S II, 13, S II, 4 и S III, 59.
- ^ Таниссаро Бхиккху, [4] .
- ^ Харви (1989) , стр. 94–96, 99.
- ^ Харви (1989) , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с д Харви (1989) , с. 97.
- ^ Либерман (2004) , с. 263.
- ^ Уоллес (2007) , с. 113.
- ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес-младший, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400848058 . Вступление на тему « Прабхасвара ».
- ^ Комитет перевода Дхармачакры (2006). Божество, Мантра и Мудрость . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. п. 192. ИСБН 978-1-55939-300-3 .
- ^ Александр Берзин, Осмысление Тантры, 2002 г.
- ^ Цонкапа и Муллин, Шесть йог Наропы, Снежный лев, 1996, страницы 81-84.
- ^ «Онлайн-экспонаты библиотеки Университета Вирджинии | Тибетская книга мертвых: литература о молитве, ритуалах и медитации из религиозных традиций Тибета, Индии и Непала» .
- ^ Понлоп, Дзогчен (2008). Разум за пределами смерти . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. стр. 86–7 . ISBN 978-1-55939-301-0 .
- ^ Понлоп, Дзогчен (2008). Разум за пределами смерти . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. стр. 86–7 . ISBN 978-1-55939-301-0 .
- ^ Ринпоче, Дуджом (2001). Советы от моего сердца . Бостон: Шамбала. стр. 59–76. ISBN 1-57062-844-0 .
- ^ Ван Шайк; Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг (Исследования индийского и тибетского буддизма), 2004, 52
- ^ Ван Шайк; Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг (Исследования индийского и тибетского буддизма), 2004, 54.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коллинз, Стивен (1982). Бескорыстные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521397261 .
- Харви, Питер (1989). «Мистика сознания в беседах Будды». В Вернере, Карел (ред.). Йог и мистик: исследования индийского и сравнительного мистицизма . Керзон Пресс. стр. 81–100. ISBN 978-0700702725 .
- Харви, Питер (1995). Бескорыстный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме . Керзон Пресс. ISBN 978-0700703388 .
- Либерман, Кеннет (2004). Диалектическая практика в тибетской философской культуре: этнометодологическое исследование формальных рассуждений . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-5612-6 .
- Уоллес, Б. Алан (2007). Созерцательная наука . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231510950 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маха Бува (2005). Арахаттамагга Арахаттапхала, Путь к архатству: Сборник «Дхаммы Достопочтенного Ачарии Маха Бувы, рассказывающего о его пути практики» (PDF) . Таиланд: Лесной монастырь Баан Таад.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пабхасара Сутта: Светлый
- Цитаты, связанные с Светящимся разумом , в Wikiquote