Jump to content

Бхаванга

Бхаванга (пали, «основа становления», «условие существования»), также бхаванга-сота и бхаванга-читта — это пассивный режим намеренного сознания ( читта ), описанный в Абхидхамме Тхеравады буддизма . [1] Это также психический процесс, который обуславливает следующий психический процесс в момент смерти и возрождения. [1] Это исключительно доктрина Тхеравады, которая отличается от теорий разума Сарвастивадина и Саутрантики и сравнивается с махаянской концепцией сознания-хранилища . [2] [3]

Классическое определение и развитие

[ редактировать ]

Этот термин не встречается в Никаях , хотя традиция Тхеравады отождествляет его с тем, который встречается; феномен, описанный как « светящийся разум ». [4] Традиция Тхеравады Абхидхаммы утверждает, что именно бхаванга побуждает человека искать ниббану . [5] Впервые он встречается в Паттане , части Тхеравады Абхидхамма Питака . [6] Слово бхаванга также встречается в Неттипакаране, Милиндапанхе и Петакопадеше. Природа бхаванги также обсуждается в «Висуддхимагге» и «Аттасалини» Буддхагхоши , а также в «Абхидхаммаватаре» Буддхадатты и «Абхидхамматтхасангахе» Ануруддхи.

По словам Руперта Гетина ,

«бхаванга — это состояние, в котором ум, как говорят, отдыхает, когда не происходит активного процесса сознания: таким образом, бхаванга — это состояние ума, когда кажется, что ничего не происходит, например, когда человек находится в состоянии глубокого сна без сновидений, и также на мгновение между каждым активным процессом сознания». [1]

Поскольку бхаванга возникает, когда не происходит никаких активных когнитивных процессов, бхаванга и формы проявленного когнитивного осознания, по мнению Уолдрона, являются взаимоисключающими: «первое прекращается, когда возникает второе». [7]

Более того, Гетин утверждает, что бхаванга, согласно палийским текстам Тхеравады, представляет собой «ментальную область, которая определяет основной характер и способности данного существа», которая оказывает «какое-то влияние на сознательные психические состояния». [1] В « Висуддхимагге » Буддхагхоша упоминает, что «умственное познание возникает в зависимости отбхаванга-ум, умственный объект [дхамма] и внимание», таким образом, бхаванга является условием возникновения познавательного осознания. [8]

Первый момент бхаванги нового существа (называемый повторным соединением сознания) также напрямую обусловлен последним полным сознательным процессом непосредственно предшествующей жизни, состоянием бхаванги, называемым «отпадением» или «смертью».сознание» ( кути-читта ). [1] Следовательно, эта концепция помогает обеспечить учет психологической преемственности. Более того, по мнению Гетина, этот последний сознательный момент перед смертью «действует в принципе как своего рода подведение итогов этой жизни; все, что было наиболее значительным в этой жизни, будет иметь тенденцию предшествовать уму. именно этот момент сыграет принципиальную роль в определении характера последующего возрождения». [1]

Л. С. Казинс отмечает, что бхаванга несет в себе склонности человека:

Мы можем интерпретировать его сохранение на протяжении всей жизни как естественный режим, к которому постоянно возвращается разум, как указание на его роль «носителя» существенных особенностей личности – тех тенденций, которые остаются очевидно неизменными у конкретного человека на протяжении всей данной жизни. … Очевидно, оно рассматривается либо как хранилище прошлого опыта, либо как имеющий прямой доступ к прошлому (или будущему). В первом случае мы могли бы понимать это как хранилище бессознательного. Разум в целом, безусловно, рассматривается как склонность к накоплению, но неясно, насколько далеко это будет включать опыт. [9]

Современные интерпретации

[ редактировать ]

По словам Руперта Гетина, современные дискуссии о бхаванге имеют тенденцию к одной из двух интерпретаций: «Они либо склонны рассматривать бхавангу как нечто похожее на современную идею бессознательного ; либо они склонны рассматривать бхавангу как своего рода умственную пустоту. " [1]

Тхеравадины, такие как Ньянатилока Тхера, отошли от традиционных описаний бхаванги, расширив рамки этой концепции. [10] Ньянатилока Тхера предполагает, что бхавангу можно использовать для объяснения непрерывности личности на протяжении всей жизни, но что нервная система также может быть регистром, в котором хранятся чувственные впечатления. [11] Ньянатилока рассматривает бхавангу как тип бессознательного умственного процесса:

«Здесь с незапамятных времен все впечатления и переживания как бы сохраняются или, лучше сказать, функционируют, но скрыты как таковые для полного сознания, откуда, однако, время от времени выступают как подсознательные явления и приближаются к порогу полного сознания». [12]

Другие ученые, такие как Стивен Коллинз, подразумевают, что это пустое состояние ума, пустое и лишенное содержания. [13]

В Тхеравада- Абхидхамме как концептуализация, так и ментальное сознание обычно возникают в зависимости от других ментальных состояний. Однако у них также есть неопределенный вид рупы (материи, формы) как «условие поддержки» и «основа». Питер Харви считает, что более полное включение этой физической основы может ответить на некоторые вопросы, которые не затрагиваются в Абхидхамме. [14]

Один современный учитель Тхеравады, Аджан Брахм, утверждает, что бхаванга — это неправильная и бесполезная интерпретация учения Будды о взаимозависимом происхождении . [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гетин, Бхаванга и перерождение согласно Абхидхамме
  2. ^ Уолдрон, страницы 81, 131.
  3. ^ Л. де Ла Валле Пуссен, Виджняптиматратасиддхи: Сиддхи ХиуанЦанга, Париж, 1926, I, 178–9, 196.
  4. ^ Харви1, страницы 97-98.
  5. ^ Уоллес, страница 100.
  6. ^ Коллинз, страница 238.
  7. ^ Уолдрон, 2003, с. 82
  8. ^ Уолдрон, 2003, с. 81
  9. ^ Казинс, Л.С. (1981), «Паихана и развитие тхеравадинской абхидхаммы», Журнал Палийского общества текстов, 9: 22–46, страницы 28–30.
  10. ^ Уолдрон, страницы 82-87.
  11. ^ Ньянтилока Махатера, «Основы буддизма: четыре лекции». [1] .
  12. ^ Ньянатилока Тхера, Буддийский словарь, Коломбо, Фревин и компания, 1956, св бхаванга
  13. ^ С. Коллинз, Самоотверженные люди, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1982, 238–47.
  14. ^ Харви2, стр. 165.
  15. ^ Аджан Брам, «DN15: Маханидана Сутта - Великий дискурс о причинности (часть 2)» [2]
  • Стивен Коллинз, Самоотверженные люди; образы и мысли в буддизме Тхеравады. Издательство Кембриджского университета, 1982.
  • Харви1: Питер Харви, Мистика сознания в беседах Будды. В изд. Карела Вернера «Йог и мистик». Керзон Пресс, 1989.
  • Харви2: Питер Харви, Самоотверженный разум. Керзон Пресс, 1995.
  • Уильям С. Уолдрон, Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли. Рутледж Керзон 2003.
  • Б. Алан Уоллес, Созерцательная наука. Издательство Колумбийского университета, 2007.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ebedcc3313528f9c3f30fdb6f2c83e4__1673791560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/e4/2ebedcc3313528f9c3f30fdb6f2c83e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhavanga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)