Буддийская музыка
Буддийская музыка — это музыка ( санскрит : вадита , или вдохновленная им сангита), созданная для буддизма , и включает в себя многочисленные ритуальные и неритуальные музыкальные формы. [2] Как форма буддийского искусства музыка использовалась буддистами со времен раннего буддизма , о чем свидетельствуют художественные изображения в индийских памятниках, таких как Санчи . В то время как некоторые ранние буддийские источники содержат негативное отношение к музыке, источники Махаяны, как правило, относятся к музыке гораздо более позитивно, рассматривая ее как подходящее подношение Буддам и умелое средство привлечения живых существ к буддизму. [3] [4]
Буддийская музыка сохраняет видное место во многих буддийских традициях и обычно используется в церемониальных и религиозных целях . [5] Буддийская музыка и пение часто являются частью буддийских ритуалов и фестивалей , на которых их можно рассматривать как подношения Будде. [6]
Большая часть буддийской музыки включает пение или пение в сопровождении инструментов. [7] [2] Воспевание часто состоит из традиционных текстов, которые включают в себя: сутры , мантры , дхарани , паритты или стихотворные композиции (такие как гаты , стотры и карьягити ). Буддийская инструментальная музыка ее слышат реже существует, хотя в храмах . [7]
Примеры буддийских музыкальных традиций включают невари-буддизм Гунла Баджан , тибетскую буддийскую музыку , японский буддизм Сёмё , современные индийские буддийские бхаджаны и камбоджийское пение Смот . Поскольку существует множество различных традиций буддийской музыки и пения, используемые музыкальные инструменты сильно различаются: от исключительно человеческого голоса до многих типов классических инструментов, используемых в азиатской музыке (таких как древняя индийская вина ), а также современных инструментов. ( клавишные , гитары и т. д.).
В современной академии изучение буддийской музыки, иногда называемое буддийским музыковедением, стало отдельной областью академических исследований. [8]
В учении и Священных Писаниях
[ редактировать ]В буддизме пение — это традиционная буддийская религиозная практика, а также средство улучшения и подготовки ума к молчаливой медитации . [9] Это обычная часть формальной групповой практики (как в мирском, так и в монашеском контексте). Некоторые формы буддизма также используют пение в ритуальных, апотропных или других магических целях.
В буддизме Махаяны подношение музыки является традиционной частью религиозных подношений Буддам (другие включают воду, цветы и свет). [9] [10] Таким образом, считается, что предложение музыки приносит хорошие заслуги . Идею музыки как подношения Буддам можно найти в различных сутрах Махаяны. Общие инструменты включали вину , барабаны и флейты ( вену ).
Более того, в некоторых источниках Махаяны буддийская музыка рассматривается как искусное средство ( упайя ), способ направить людей на буддийский путь и передать им учение Будды. Некоторые сутры Махаяны также изображают Чистые Земли наполненными божественной музыкой. [6] [9]
В ранних буддийских источниках
[ редактировать ]Различные отрывки из ранних буддийских текстов содержат критику музыкального исполнения непосредственно со стороны Будды . Основная критика заключается в том, что музыка приводит к чувственным желаниям и привязанностям и, таким образом, является препятствием для медитативной концентрации ( самадхи ) и душевного покоя. Однако есть и другие отрывки, в которых Будда восхваляет музыку и пение.
Помимо текстовых источников, существуют многочисленные изображения музыкантов и музыкальных инструментов на древних индийских буддийских памятниках, таких как Санчи и Амаравати , а также на различных греко-буддийских памятниках в буддийской Гандхаре , таких как Чахил-и-Гунди .
Против музыки
[ редактировать ]В Гхитассара Сутте ( Ангуттара Никая 5.209) Будда увещевает буддийских монахов за чтение учения ( Дхаммы ) в музыкальной форме:
- Монахи, есть пять опасностей чтения Дхаммы с музыкальной интонацией. Какие пять? К звуку привязывается сам, к звуку привязываются другие, домохозяева раздражаются, говоря: «Так же, как мы поем, так поют эти сыновья сакьев», концентрация тех, кому звук не нравится, разрушается, и последующие поколения скопируйте это. Вот, монахи, пять опасностей, связанных с чтением Дхаммы с музыкальной интонацией. [11]
Между тем, в Сигаловада-сутте , сутте, адресованной мирянам, музыка включена как негативное чувственное желание:
Вот эти шесть недостатков посещения фестивалей. Ты всегда думаешь: «Где танцы?» Где пение? Где музыка? Где истории? Где аплодисменты? Где литавры? [12]
Ранние буддийские источники включают практику упосатхи, при которой миряне соблюдают набор из восьми обетов . Седьмое из этих состояний — воздерживаться от мирских развлечений, зрелищ и музыки. [13] Упосатха Сутта призывает буддистов задуматься о том, как благородные ученики «оставили пение и танцы, игру на музыкальных инструментах и просмотр развлечений, которые являются камнями преткновения на пути к здоровому». [14]
Канонические буддийские Винаяи (монашеские кодексы) обычно отвергают использование музыкального пения и пения для чтения буддийских писаний, поскольку это рассматривается как чувственное развлечение. [15] Монахам и монахиням запрещено слушать или исполнять музыку, поскольку она связана с чувственным удовольствием. [3]
Положительные отрывки
[ редактировать ]Некоторые отрывки ранних буддистов относятся к музыке гораздо более позитивно. Дигха Никая сутта №. 21 ( «Вопросы Сакки ») и его китайский аналог в DA 14 содержат отрывок, в котором гандхарва (небесный музыкант) по имени Панчашихха поет несколько стихов Будде в сопровождении лютни, и Будда одобряет это. [16] [3] В версии Диргха-агамы Будда слушает и восхваляет Панчашиху, говоря:
Хорошо, Панчашикха, хорошо! Вы можете восхвалять Татхагату своим чистым голосом и гармоничной цимофановой лютней. Звук вашей лютни и голоса не являются ни длинными, ни короткими. Их сострадание и грация трогают сердца людей. Ваша песня наполнена многими смыслами и объясняет узы желания, религиозной жизни, аскезы и Нирваны! [17]
говорится В сутте Махапариниббаны , что перед смертью Будды «небесная музыка играла в небе в честь реализованного. И небесные хоры пели в небе в честь реализованного». [18] После смерти Будды миряне поклонялись Будде «танцами, песнями, музыкой, гирляндами и ароматами». [18] В китайской версии « Махапаранирвана-сутры » Будда одобряет практику религиозного поклонения посредством музыки, когда заявляет, что «в мире есть четыре типа людей, память о которых следует увековечить, построив храм и предоставив там благовония, цветы, шелковые балдахины и музыку. ". Говорят, что этими четырьмя типами людей являются татхагаты (Будды), пратьекабудды, шраваки (ученики) и благородные цари, вращающие колеса. [19]
В Махали Сутте (DN 6) упоминается, что посредством определенного самадхи можно услышать небесные звуки из миров дэвов . [13]
Другие источники, такие как Джатаки и Аваданы , содержат различные истории, которые изображают музыку в положительном свете. Например, в одной истории птица по имени Читтапатта пела песни прошлому Будде Випасси , и тот в конце концов обрел хорошее перерождение и стал богом, а затем и арахантом. [13] Другая история о птице, поющей Будде, находится в комментарии Тхерагаты ( аттхакатха прошлый Будда Кракуччанда ), на этот раз фигурирует . Точно так же, когда умер Сикхи Будда, дух, обитавший на дереве, предложил цветы и инструментальную музыку, и это способствовало его будущей нирване ( Терападана 118). [13]
В более поздних источниках
[ редактировать ]Одним из индийских буддийских деятелей, хорошо известных как музыкант, был поэт II века Ашвагхоша . [20] И тибетские ( Таранатха ), и китайские источники упоминают, что он также был великим музыкантом и путешествовал с хором. [20] [21] [22] Сюаньцзан (7 век) упоминает, что, когда он путешествовал по Индии, музыку Ашвагхоши все еще помнили как обладающую силой внушить людям истину непостоянства. [23]
Один из его музыкальных гимнов, «Гандистотрагатха» (кит. Kien-ch'ui-fan-tsan , «Гимн на колоколе» ) , сохранился в китайской транслитерации и тибетском переводе (который также включает некоторые нотные обозначения). [24] [25] Музыкальные ссылки также довольно часто встречаются в «Буддачарите» , что указывает на то, что автор был хорошо осведомлен об индийской музыке, ее стилях, инструментах, нотах и так далее. [26]
Согласно комментарию Тхеравады к « Длинным беседам», Дигха -никайя-аттхакатха ( Сумангалавиласини ), супруга царя Ашоки Асандхимитта достигла входа в поток, когда она слушала пение птицы калавика и вообразила, что это сладкий голос Будды (ДА II. 453). [13] В одном комментарии Тхеравады к Субхасита-сутте (Sn 3.3) содержится история о шестидесяти монахах, которые достигли архатства в Шри-Ланке после того, как услышали, как рабыня поет песню о рождении, старости и смерти. [13] По мнению комментатора Тхеравады Буддхагхоши , адаптация песен к Дхамме является правильным. В его «Комментарии к Винайе» также упоминаются некоторые «песни священных праздников» (sādhukīḷitagītaṃ), в которых воспеваются качества Трех Драгоценностей («Комментарий Винайи», IV.925). [13]
В традиции Тхеравады считается , что пение определенных текстов, называемых париттами, обладает силой «предотвратить болезнь или опасность, отразить влияние злых существ, получить защиту и освобождение от зла, а также способствовать здоровью, процветанию, благополучию». и благополучия». [27] Есть несколько причин, по которым повторение этих текстов имеет силу. Во-первых, они считаются «актом истины» ( сакакирия ). Согласно этой теории, слова, говорящие об истине Дхармы, обладают магической силой. [27] Более того, паритты также связаны с нравственностью (шила) и добротой ( метта ), и считается, что сам звук их пения успокаивает ум. [27]
В источниках Махаяны
[ редактировать ]Сутры Махаяны часто содержат позитивные изображения музыки, которая часто рассматривается как благотворное подношение для поклонения Буддам, которое может генерировать заслуги и вызывать благословения Будд. [28] В некоторых сутрах Махаяны музыка встречается как обычное подношение, данное людьми или дэвами Будде. Примеры можно найти в Лотосовой сутре и Ланкаватара-сутре . В « Лотосовой сутре » музыка встречается в различных частях текста как общее подношение Будде (наряду с другими подношениями, такими как цветы и благовония ). [29] Один пример из третьей главы гласит:
Шакра, повелитель дэвов, и Брахма вместе с бесчисленными дэва-путрами также принесли Будде свои небесно-прекрасные одежды, небесные цветы мандаравы и великие цветы мандаравы. Их небесные одежды парили и развевались в воздухе, в то время как в небе дэвы одновременно играли сотни тысяч мириад видов музыки. [30]
Кроме того, во второй главе Лотосовой сутры говорится:
Если кто-то нанимает людей для музицирования, ударов в барабаны, труб в рожки или раковины, игры на дудках, флейтах, цитрах, арфах, воздушных гитарах, тарелках и гонгах, и если эти многочисленные виды чудесных нот предназначены исключительно для подношения; или если человек с радостным умом поет песню, восхваляющую добродетель Будды, даже если это всего лишь одна маленькая нота, тогда все, кто делает это, достигли пути Будды. [28]
Двадцать четвертая глава Лотосовой сутры названа в честь музыкального бодхисаттвы по имени Гадгадасвара (Чудесный голос). [31] Этот бодхисаттва путешествует по нашему миру, и повсюду его сопровождают прекрасные музыкальные звуки. Затем Будда объясняет, что этот бодхисаттва «отдавал дань уважения Будде Мегхадундубхишварарадже сотней тысяч видов музыки и восемьюдесятью четырьмя тысячами чаш с семью драгоценностями» в течение двенадцати тысяч лет. Говорят, что благодаря корням заслуг, взращенным этой практикой преданного служения, он переродился в чистой земле другого Будды и обрел трансцендентные силы. [32] В более поздних источниках бодхисаттва Чудесный Голос (Джп. Мён) стал отождествляться с Сарасвати/Бензийтеном. [3]
также Сутра Ланкаватара содержит примеры использования музыки для восхваления и почитания Будды. В первой главе Равана и его спутники сначала приветствуют Будду Шакьямуни пением восхваляющих стихов, которые «изящно сопровождаются музыкой, лютней, усыпанной кораллами и кошачьим глазом, подвешенной сбоку на бесценной ароматной бледной ткани и играющей на сапфировый плектр, производящий мелодию, охватывающую все ноты гаммы». [33] В « Пространной сукхавативьюха-сутре» также есть отрывки, в которых музыка является частью набора религиозных подношений буддам и бодхисаттвам. В одном отрывке говорится, что группа бодхисаттв «играет небесную музыку и восхваляет добродетели будд гимнами, сопровождаемыми чудесными звуками». [34]
Помимо представления музыки как подношения Будде, некоторые источники Махаяны также описывают музыку как искусное средство, используемое Буддами для передачи Дхармы Будды в своих чистых землях. [3] Сутра Золотого Света также описывает бодхисаттву-деви Сарасвати ( Бэнзайтен ) как богиню музыки, чей голос может привести существа к спасению. По словам Фабио Рамбелли, «здесь голос Бензайтена - не подношение, а инструмент, побуждающий существ принять буддизм». [3]
В « Длинной сутре Сукхавативьюха » чистая земля Будды Амитабхи ( Сукхавати ) наполнена волшебной музыкой, которая исходит от дерева Бодхи Амитабхи, от украшенных драгоценными камнями деревьев ( ратнаврикша ) и от инструментов, которые играют сами по себе. [35] В « Более длинной Сукхавативьюхе» дерево бодхи Амитабхи производит «бесчисленные изысканные звуки Дхармы», «которые распространяются повсюду, пронизывая все остальные земли будд в десяти направлениях». [36] Сутра далее гласит:
Те, кто слышат звуки, достигают глубокого понимания дхарм и пребывают на стадии нерегрессии. Пока они не достигнут состояния будды, их слух останется ясным и острым, и они не будут страдать ни от боли, ни от болезней... Опять же, в этой стране существуют тысячи разновидностей спонтанной музыки, и все они без исключения являются звуками. Дхармы. Они ясны и безмятежны, полны глубины и резонанса, нежны и гармоничны; это самые превосходные звуки во всех мирах десяти направлений. [36]
Более того, по мнению Рамбелли, сутра представляет эту божественную музыку «не только украшением Чистой Земли, но и истинным проявлением Будды Амиды, наделенного силой вести существа в Страну Блаженства». [3]
Философия музыки в Сутре царя Киннары Друмы
[ редактировать ]Возможно, наиболее подробная философия музыки Махаяны содержится в «Сутре вопросов» Друмы, царя Киннар ( *Druma-kiṃnara-rāja-paripṛcchā ), которая была сначала переведена Локакшемой ( Тайшо № 624), а затем снова переведен Кумарадживой в пятом веке (Тайсё № 624). [3]
Различные отрывки сутры описывают многочисленные исполнения небесной музыки, большинство из которых исполняются царем Друмой, на вине играющим царем киннар, (санскр. Киннара), и его свитой музыкантов (в которую входят дэвы , киннары и гандхарвы ). В некоторых отрывках сам Будда проповедует посредством песен. [3] Музыка Друмы представляется настолько мощной, что ее можно услышать по всей вселенной, она побуждает всех дэвов в сфере желаний прийти увидеть Будду и заставляет всех присутствующих (за исключением нескольких бодхисаттв высокого уровня) начать спонтанно танцевать. [3]
Друма также играет песню о пустоте, которая ведет восемь тысяч бодхисаттв к обретению терпения невозникновения всех дхарм. [3] Когда его спрашивают, откуда взялась эта прекрасная песня, Друма объясняет свою философию музыки, которая выражена в следующем отрывке:
Все звуки возникают из пустого пространства. Звук имеет природу пустоты : когда вы перестаете его слушать, он исчезает; после того как он исчезает, он пребывает в пустоте. Следовательно, все дхармы, преподаются им или нет, суть пустота. Все дхармы подобны звуку. Если кто-то обучает дхармам через звук, дхармы не могут быть достигнуты в самом звуке. Сами дхармы не могут быть высказаны; то, что называется речью, — это всего лишь звук. Следовательно, звук изначально нигде не пребывает [т. е. нематериален], поэтому он не реален и не твёрд, и его реальность заключается только в его названии. Если это так, то, как ни парадоксально, его реальность неразрушима, не имеет происхождения и, следовательно, не подлежит угасанию, поэтому она чиста, непорочна и нетленна, как свет и разум; он всепревзойден и за пределами знаков – то есть звук есть условие просветления; когда бодхисаттва находится в этом состоянии, он достиг стойкости непроисхождения дхарм […] Все беседы — это только звук/голос; человек производит эти звуки просто потому, что хочет говорить о чем-то другом, кроме голоса. Эту устойчивость отсутствия возникновения дхарм невозможно ни объяснить, ни услышать. Почему? Потому что его смысл недостижим, то есть отсутствует. [3]
По мнению Рамбелли, суть этого отрывка состоит в том, что все буддийские сутры, учения, а также музыка «являются просто озвученными звуками или означающими ; их означаемые не присущи этим звукам и их нигде не найти (они недостижимы)... В более технических терминах музыка, как и язык, не является символом чего-либо (значение онтологически отличается и отделено от звука, скорее, музыка является одновременно индексом и символом (точным воспроизведением) пустоты – другими словами, музыка есть); конкретный пример пустоты в нашей экспериментальной области». [3] Рамбелли также отмечает, что инструмент Друмы, вина, сделан из берилла (вайдурья), прозрачного светло-зеленого камня. Прозрачность также является метафорой пустоты в индийских источниках. Следовательно, Друма поет о пустоте с помощью инструмента, который также символизирует пустоту. [3]
Будда подтверждает, что Друма очень продвинулся в использовании музыки как искусного средства и что с помощью музыки он может привести бесчисленное количество существ к всеведению. [3] В другой части сутры Будда представляет семь гигантских деревьев, которые излучают свет и музыку по всей вселенной, а затем сам производит песню, сопровождаемую музыкой, которая проясняет все сомнения бодхисаттв. [3] Будда также объясняет киннарам, что им не нужно отказываться от своего музыкального искусства, чтобы практиковать путь, потому что их музыкальные звуки защищают Дхарму. [3]
По словам Рамбелли, эта сутра оказала влияние на японский буддизм, где она использовалась для защиты деятельности буддийских музыкантов и артистов не просто как подношение, но и как своего рода самосовершенствование. [3]
В буддизме Ваджраяны
[ редактировать ]Индийская буддийская тантрическая литература включает музыку, песни и танцы как обычные ритуальные подношения тантрическим божествам. [37] [38]
Использование пения и танцев в качестве духовной практики пропагандируется в различных буддийских тантрах , например, пение и танцы — важная практика в « Хеваджра-тантре» , в которой говорится:
Если песни поются от блаженства, это высшие ваджрные песни. Когда возникает блаженство, танцуйте ради освобождения, танцуя несокрушимые позы с полным осознанием... Песни — это мантра, а танец — это медитация; поэтому практикующий йогу всегда должен петь и танцевать. [39]
Далее в «Хеваджра-тантре» говорится, что это следует выполнять «с осознанностью, отвлечением, медитацией со страстным умом, в состоянии непоколебимого осознания». [39] Подобным образом, « Сарвабуддхасамайога-тантра» ( «Тантра Союза всех будд» ) утверждает:
Превосходная песня проявлений Будды для тех, кто знает эти мудры , является превосходной причиной совершенства, совершает все эзотерические действия, постоянно обеспечивает все физические потребности и, таким образом, все формы увеличения благ. Итак, исполнив песни с шестью разновидностями мелодий, спойте песню божества. [40]
Надпись из Гайи также показывает, что в тантрическую эпоху в буддийских храмах при поддержке индийской королевской семьи делались сложные стили песенных и танцевальных подношений. [40]
Известно, что индийские буддийские махасиддхи и йоги пели тантрические песни, называемые по-разному: Доха , Ваджрагити и Чарьагити. [41] [42] Индийские источники Ваджраяны утверждают, что эти песни, наряду с музыкой и танцами, были частью тантрических буддийских пиров ( ганачакр , эзотерических собраний и праздников). [43] [44] Эти песни Чарьи содержали эзотерические наставления по буддийским воззрениям и практике Ваджраяны. [45] Многие эзотерические отсылки передавались посредством закодированного языка. [46] Многие из этих песен сохранились в тибетском переводе. В одном сборнике Вирапракасы собраны песни восьмидесяти четырех махасиддхов, и он известен как « Ваджрные песни: сердечные реализации восьмидесяти четырех махасиддхов». [47] Похожий жанр тантрических буддийских песен сохранился в протобенгальско -ассамских чарьяпадах . [48] [49]
Одним из известных тантрических буддийских музыкантов был Махасиддха Винапа (играющий на вине), один из 84 махасиддхов. Он был известен тем, что использовал игру на вине как форму духовной практики ( садханы ). [50] Согласно буддийским источникам, его гуру Буддапа учил Винапу медитировать следующим образом: «медитируй на звуке своего инструмента, не допуская каких-либо различий между звуком удара и умственным впечатлением; прекрати всякое умственное вмешательство в звук, все концептуализации и все критические и осуждающую мысль, так что ты созерцаешь только чистый звук». [50] Говорят, что после девяти лет практики этого метода Винапа достиг реализации Махамудры . [50] В одной из песен Винапы он говорит: «Практикуя нерожденный, неударный звук, я, Винапа, потерял себя». [50]
Тибетские буддисты также сочиняли свои собственные молитвы и «ваджрные песни», а также разрабатывали новые музыкальные формы, такие как тибетское обертонное пение («горловое пение»). [51] Некоторые тибетские буддийские традиции, такие как Чод традиция Мачика Лабдрона (1055–1153), до сих пор включают пение песен с инструментальным сопровождением как часть своих ритуальных практик. [52] Одним из современных деятелей, известных своими йогическими песнями, является Кхенпо Цултрим Гьямцо . [53] По словам Ари Голдфилда и Роуз Тейлор,
Пение песен Дхармы — это чрезвычайно искусная и приятная техника буддийской практики, которую Ринпоче разными способами знакомил со своими учениками: сам Ринпоче регулярно поет; он дал просветляющие объяснения глубоких песен великих мастеров; сочинил множество собственных песен; и поручил и призвал студентов переводить эти песни на свои языки и петь их в своих национальных и культурных мелодиях. [53]
В восточноазиатском буддизме
[ редактировать ]Буддийская музыка является центральной чертой восточноазиатского буддизма , где она рассматривается как важное подношение Буддам, как умелое средство обучения буддизму, а также как своего рода медитация. [54]
В своем «Наньхай Цзи Гуй Чжуань» («Комментарии к Дхарме Южного моря») китайский монах династии Тан И Цзин (635–713) представил шесть достоинств буддийского пения: «1) лучше понять великую добродетель Будды; 2) стать лучше сведущим в Буддийские сутры; 3) очищение органа речи; 4) улучшение грудной полости; 5) вселение спокойствия и уверенности в толпе и 6) долголетие». [54]
Хенг Суре пишет, что «буддийская музыка, как и все буддийское, направлена на воспитание как мудрости, так и благословений »… «когда музыка используется для восхваления Тройной Драгоценности и Бодхисаттв, она создает благословения и заслуги ». [55] Он также утверждает, что буддийское музыкальное пение (в отличие от мирской музыки, которая часто связана с чувственностью и ухаживанием) может помочь человеку в развитии медитативного качества самадхи . [55] Из-за этого буддийская музыка считается освобожденной от заповеди, согласно которой монахи и монахини должны избегать музыки. [55] Более того, Хенг Суре также пишет, что «мы можем использовать музыку, чтобы восхвалять Тройную Драгоценность и Бодхисаттв; мы используем ее, чтобы обучать принципам, собирать и гармонизировать сознательное осознание аудитории, сопровождать текст сутры, переформулировать текст сутры в В конце концов, как и в начале, музыка — это волшебство. Сможет ли человек использовать ее, зависит от вашего самадхи». [55]
Хэн Суре также цитирует Шурангама-сутру , в которой говорится, что слушание звуков ухом является наиболее эффективным методом пробуждения, поскольку «суть учения заключается исключительно в звуке». Таким образом, звуки также являются частью мирского мира, «ясное их слышание и точное различение остается нашим лучшим способом пробуждения здесь, в мире». Кто-то на Пути Бодхисаттвы остается в мире, и, отпуская привычку любить или ненавидеть звуки, культивирует тишину прямо в движении оживленного рынка». [55]
По словам Джона Дайдо Лоори , японский мастер дзэн Догэн также защищал пение и литургию дзэн как важную практику. По мнению Догэна, звуки и слова сутр — это метафоры, указывающие на высшее, но они также недвойственны самой высшей реальности. говорится В Сёбогэндзо : «видя формы всем телом и умом, слыша звуки всем телом и умом, человек понимает их глубоко». [56] Таким образом, если мы практикуем буддийскую литургию, воспевая и слушая «всем телом и умом», мы устраняем пространство между собой и песнопениями. [57] [58] Таким образом, развитие интимной практики пения может стать умелым средством, позволяющим практикующему выйти за пределы всех представлений о себе и других и испытать недвойственную высшую истину. [59]
Виды буддийской музыки
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Большинство форм буддийской музыки — это вокальная музыка и религиозные песнопения , часто сопровождаемые музыкальными инструментами. Буддийское пение — это форма музыкальных стихов или декламации, в некотором смысле аналогичная религиозной музыке и гимнам других конфессий.
Существуют многочисленные традиции буддийского пения, пения и музыки во всех трех основных школах буддизма: Тхераваде , восточноазиатском буддизме и гималайской ваджраяне .
Основой большинства песнопений Тхеравады является Палийский канон , хотя существуют традиции, в которых используются более поздние композиции. Традиции Махаяны и Ваджраяны основаны на более широком спектре источников, таких как тексты Махаяны , буддийская тантрическая литература и другие источники.
Восточноазиатский буддизм
[ редактировать ]Восточноазиатская буддийская музыка известна по-китайски как фанбай и включает в себя множество жанров. [60] Древняя китайская музыкальная теория утверждала, что хорошая музыка приносит гармонию в мир, а конфуцианское мышление утверждало, что музыка полезна для самосовершенствования. [61] [54] В китайском буддизме эти позитивные взгляды на музыку сочетаются с буддийскими взглядами Махаяны на музыку как на достойное подношение и умелое средство.
По словам Трана Ван Кхе, восточноазиатская буддийская музыка — это в основном ритуальная вокальная музыка , в основном пение традиционных дхарани и сутр, таких как Сутра Сердца , Сутра Лотоса или сутры Амитабхи . Однако инструментальная музыка иногда звучит во время особых церемоний, например, похорон. [60] Ритуалы, в которых можно услышать буддийскую музыку, включают церемонии покаяния и такие обряды, как Обряд Освобождения Воды и Земли .
В восточноазиатской буддийской музыке используются следующие инструменты: бива , гобой (кен), поперечная флейта (сао), губная гармошка , церемониальные барабаны (такие как тайко или вьетнамский тронг-нак), гонги, колокольчики, эрху , янцинь , Вьетнамская смычковая лютня и тэппён со (корейский). [60]
Китайская буддийская музыка
[ редактировать ]Первая китайская буддийская музыка появилась в период Троецарствия и состояла из чтения сутр (чжуаньду) и буддийских песнопений ( фанбай ), основанных на буддийских историях из Священных Писаний и положенных на китайскую музыку . [62] Первым известным деятелем, продвигавшим буддийскую музыку в Китае, был переводчик Чжи Цянь , который составил «Песни Сун для Шакры в сопровождении музыки Цинь» ( Dishi yuerenban zheqin gebai ). [62] Большая часть этой ранней буддийской музыки представляла собой торжественные песнопения и не имела инструментального сопровождения. [62]
Буддийская музыка была разработана и пропагандировалась императором У из Ляна , который сам сочинял произведения буддийской музыки, представил этот жанр своему двору и продвигал крупномасштабные собрания Дхармы, которые включали музыку и пение. [63] В период Шести династий процветала буддийская музыка. В «Сказании о храме Лоян» храм Джингл в Лояне описывается так: «даже в шести монастырях были установлены женщины-музыканты. Их пение эхом разносилось по стропилам. Рукава танцоров мягко развевались. ясный, очаровывающий слушателей. Когда тысячи храмовых изображений Будды проносились по улицам, облака благовоний висели, как густой туман, священная музыка сотрясала небо и землю, музыканты бегали и танцевали, все было праздником». [64]
Буддийская музыка приобрела еще большее распространение в буддийских храмах во времена династий Суй и Тан , когда она стала широко влиять на китайскую культуру . [62] Этот расцвет буддийской музыки привел к развитию новых жанров, таких как повествование шуочан и повествование бяньвэнь . [62]
Существовали три основные формы танской буддийской музыки: гимны, читаемые в храмах во время ритуальных служб, прозелитская музыка, используемая в популярных проповедях мирянам ( суцзян ), и популярные буддийские песни ( фоцю ), используемые на праздниках и храмовых мероприятиях. [62]
Популярные формы буддийской музыки находились под влиянием среднеазиатской музыки западных регионов , а также опирались на местные китайские народные и популярные музыкальные традиции. [62] Буддийская музыка сыграла ключевую роль в усилиях китайского буддизма по обращению мирян в свою веру. [62] Популярная проповедь ( суцзян ) опиралась на местную народную культуру, истории и музыку, и этот жанр стал очень популярным среди масс. Вскоре появились специализированные площадки под названием бяньчан, а также труппы исполнителей (иньшэн), специализировавшиеся на популярной буддийской музыке. В храмах часто были свои группы иньшэн, и даже при императорском дворе были свои группы буддийских музыкантов. [65] Эти придворные буддийские музыканты, как известно, приняли участие в очень большой церемонии во время похорон Сюаньцзана . [65]
Популярные танские буддийские песни ( фоцю ), которые использовались для поклонения и больших праздников, записаны в различных источниках, включая «Записи Цзегу» , « Тан Хуйяо» Чэн Яна и «Юэ-шу» , и включают такие названия, как Майтрейя Фокю (Миля Фокю), Сурьяпрабха Фокю. (Ригуанг Фокю) и Татхагата Фоку (Рулай Фоку). Эти песни оставались влиятельными в период династии Сун . [62]
Буддийская музыка и песнопения остаются важной частью практики современного китайского буддизма Махаяны . Американский буддийский монах Хенг Суре описывает современную практику пения в китайских буддийских монастырях следующим образом:
Буддийские монастыри — это музыкальная среда. Эти новые монахи и монахини традиции Махаяны в этот день и каждый день проводили минимум два с половиной часа в Зале Будды, распевая песнопения, а в праздничные дни или на собраниях церемонии могли длиться двенадцать часов, иногда двадцать часов. одни дни. Обычное литургическое пение начинается в 4:00 утра с получаса мантр и дхарани , затем включает пение сутр, восхвалений, имен Будды, призывов, покаяний, посвящений, благословений и защитных стихов. Мелодиям и музыкальным режимам в некоторых случаях 1400 лет. Они исцеляют, и когда их поют от чистого сердца, они обладают силой привести ум к однонаправленной ясности и тишине. [55]
Корейская буддийская музыка
[ редактировать ]Корейское буддийское музыкальное пение называется pomp'ae ( Beompae ). Существует два основных стиля чиссори (вычурный стиль) и хоссори (простой стиль). [60] В зависимости от стиля скандируемый текст может быть на китайском, санскрите или корейском языке. [60]
Корейское музыкальное пение, сопровождаемое танцем, называется чак-поп. Есть три типа: на би чум, танец бабочек; пара чум, танец цимбал; и поп-го-чум, церемониальный танец с барабанами. [60]
Кроме того, некоторые формы инструментальной музыки вдохновлены буддизмом, в том числе знаменитый Ёнсан хо-санг . [60] [66] [67]
Японские традиции
[ редактировать ]Японский буддизм включает в себя различные традиции пения, чтения сутр (докё) и буддийской музыки. Вокальный элемент, как правило, является наиболее важным элементом японской буддийской музыки. [69] Воспевание имен Будды (особенно популярным является нэмбуцу ) и конкретных сутр (например, частей Лотосовой сутры ) — центральная практика в различных традициях японского буддизма. Это может сопровождаться игрой на барабанах, колокольчиками или другими инструментами. [68] [70] Каждая школа японского буддизма имеет свой собственный стиль пения и музыкальных инструментов, который используется в различных ритуалах и ежегодных наблюдениях. [70]
Одной из важных традиций японской буддийской хоровой музыки является Сёмё (声明, букв. «Яркий голос»), которая датируется XII веком. [2] Это монофонический музыкальный стиль, исполняемый буддийскими монахами, который особенно важен в сектах Тэндай , Обаку и Сингон . [71] [69] Сёмё находился под влиянием китайских буддийских песнопений, которые были завезены в Японию в 8 веке. Сёмё чаще всего представляет собой мелизматическое пение без сопровождения инструментов, хотя иногда могут использоваться ударные инструменты (барабаны, хлопушки, гонги, колокольчики или тарелки). [69] Одно из первых исполнений сёмё состоялось в 752 году, когда сотни монахов Тодайдзи исполнили такие гимны, как «Похвала Татхагаты» (Нёрайбай), «Падающие цветы» (Санге), «Звуки санскрита» (Боннон) и «Звучащий посох» (сякудзё). [2] Одним из важных классических сборников песнопений Сёмё является хандзё Гёсан Сёмё Рок, составленный Кеканом (учеником Рёнина ) в 1173 году. Он включает песнопения на санскрите, китайском и японском языках и остаётся основным источником песнопений для школы Тэндай. [60]
Более редкая традиция сёмё исполняется одиноким монахом в сопровождении бивы (японской лютни с короткой шеей). [60] Существует два основных стиля сёмё: рёкёку и риккёку, которые сложно запомнить и легко запомнить соответственно.
Другой жанр японской буддийской музыки — Косики ( яп . 講式 ) , разновидность ритуальной повествовательной музыки, которая зародилась в школе Тэндай и распространилась на другие буддийские традиции, такие как дзен-буддизм . [72] [73] [74] [75] [76] Со временем во всех японских буддийских школах появился репертуар косики. [77] Японские песнопения сигин ( 詩吟 ) — еще одна форма буддийской музыки, распространенная в Японии. Другие формы включают хёбяку (заявление о намерении), саймон (заявление о подношении) и васан (японские гимны). [78]
В период Мэйдзи (1868–1912) в японской буддийской музыке произошло много новшеств. Японские буддисты модернизировали большую часть своей музыки, часто заимствуя западные музыкальные стили. [70] Однако традиционные стили, такие как сомё, все еще сохранились, и их до сих пор можно услышать в японских буддийских храмах. [70] В 2000-х годах японское духовенство также начало адаптировать традиционные буддийские тексты к современным музыкальным жанрам, таким как рок и поп-музыка. Современные технологии, такие как вокалоиды , роботы и клавишные, также используются для продвижения буддийских песнопений, и многие из этих новых музыкальных композиций распространились через Интернет. [68]
Хонкёку
[ редактировать ]Хонкёку (本曲) — это музыкальные произведения сякухати или хоктику, первоначально исполняемые странствующими японскими монахами дзэн по имени Комусо . Храмы Комусо были упразднены в 1871 году, но их музыка хонкёку остаётся популярной в современной Японии. Комусо играл в хонкёку как медитативную практику и для получения милостыни еще в 13 веке. В 18 веке комусо по имени Кинко Куросава из секты Дзэн Фукэ было поручено путешествовать по Японии и собирать эти музыкальные произведения. Результатом нескольких лет путешествий и компиляции стали тридцать шесть произведений, известных как Кинко-Рю Хонкёку .
Непальский буддизм
[ редактировать ]Музыка непальского буддизма отражает исконные непальские, тибетские и индийские музыкальные традиции. [79] Неварский буддизм включает в себя богатую музыкальную традицию, которая стала предметом многочисленных этнографических исследований. [80] Неварские музыкальные жанры включают дхапа, чача и баджаны. [81] Дапха - старейший из сохранившихся религиозных музыкальных жанров Непала, зародившийся в 17 веке. [82] Для многих мужчин Ньюара очень важно заниматься с местной музыкальной группой. [81]
Бхаджаны (баджаны) популярны как среди буддистов, так и среди индуистов в Непале, и их исполняют как любители, так и обученные музыканты. [83] Это три основных типа буддийских баджанов, встречающихся в непальском буддизме: баджаны му дхимай, баджаны гумла и баджаны гьянмала. [84] Дхимай Баджан — популярная форма, исполняемая фермерами Невара, которые часто поклоняются как буддийским, так и индуистским божествам. Его исполняют один или несколько барабанщиков, используя большой барабан ( дхимай ). [84]
Гунла Баджан — еще один популярный жанр, который обычно встречается во время различных религиозных процессий и во время священного месяца Гумла. [85] [86] [84] Это обычно практикуется группами, которые встречаются на холме ступы Сваямбху и обходят ее вокруг, а также посещают другие места в городе. В ансамблях используются маленькие барабаны найхи и большие барабаны дха, а также тарелки, а также иногда добавляются деревянные духовые и духовые инструменты. [84]
Самый последний стиль - это современный стиль бхаджанов, называемый гьянмала баджан, который неварские буддисты переняли из современных индийских бхаджанов. В этом стиле используются индийская фисгармония и табла, а иногда и другие менее традиционные инструменты, такие как клавишные или гитары . [81] [83] [84] Общество Гьянмала Бхаджанов - одна из популярных буддийских групп, которая оказывает влияние на развитие этой современной языковой традиции невари. [83] В 20-м веке многочисленные авторы-буддисты-невари сочинили новые бхаджаны на языке невари, некоторые из них сосредоточены на обучении Дхарме, а другие придерживаются более религиозного индийского бхакти . стиля [83]
Бенгальский буддизм
[ редактировать ]Самые ранние известные бенгальские песни - это буддийские Чарьяпады (Песни реализации, ок. 900–1100 гг. Н. Э.) средневековых тантрических мистиков. [88] [89]
Традиция Баул , хотя и не является буддийской традицией сама по себе, все же использует некоторые сахаджа . песни карья бенгальской буддийской традиции [90]
Религиозную буддийскую музыку бенгальских буддистов часто называют Будда-самкиртаном или Будда-киртаном. [91] [92] Это обычная практика среди буддистов Баруа в Бангладеш . [92]
Гималайская и тибетская буддийская музыка
[ редактировать ]Индо -тибетская буддийская традиция (встречающаяся в Тибете , Бутане , некоторых штатах Северной Индии и в тибетской диаспоре ) включает в себя многочисленные музыкальные элементы, а вокальное пение в сопровождении различных инструментов является центральной чертой гималайского буддизма. [93] Основное различие заключается между музыкальными традициями, исповедуемыми монахами в буддийских монастырях, и музыкальными традициями, исповедуемыми мирянами. [94]
Распространено пение народных песен (чаще всего называемых глю ) буддийскими мирянами гималайских регионов. Большинство из них светские, но чос-глу также поются (песни дхармы). Иногда это может сопровождаться несколькими инструментами, такими как лютня драньен , скрипка чиванг ; и трубчатая флейта (глинг-бу). [95] Между тем, термин «мгур» относится конкретно к религиозным буддийским песням, которые традиционно использовались для обучения буддизму. [96]
Одним из самых известных авторов этих песен был великий йогин Миларепа , и его «Сто тысяч песен» остаются популярными и сегодня. [96] Другим влиятельным тибетским автором песен и музыкантом был Готсангпа Гонпо Дордже (1189–1258). Первоначально он был странствующим артистом, пакши, который стал влиятельным ламой и основал линию передачи Верхний Друк (стод 'бруг) школы Друкпа Кагью . [97]
Существуют также другие традиции музыкантов, в том числе нищенствующих музыкантов, и эпических сказителей (Сгрунг-мхан, которые часто сосредотачиваются на « Эпосе о царе Гесаре ») и манипа (которые поют мгуры и мантры, в том числе знаменитую мантру Мани ). [96]
Музыкальное пение, чаще всего на тибетском языке , является неотъемлемой частью тибетского буддизма. Эти песнопения могут представлять собой простое или сложное чтение священных текстов для различных случаев. Пение в сопровождении мелодии (дбьянгс) часто используется как часть тибетских буддийских ритуалов, церемоний, фестивалей и садхан . Такие инструменты, как маленькие ручные барабаны ( дамару ), колокольчики и трубы, часто используются в некоторых тантрических практиках . [9] Музыкальные инструменты, используемые в тибетской буддийской музыке, включают рожки, тарелки, ргья-глинг (гобой), ганди (деревянный гонг), дунг дкар (раковина-труба), монгольскую ят-га (монгольская цитра) и драньен (лютня). [9] [98]
Отдельные школы и даже отдельные монастыри сохраняют свои традиции песнопения. Тибетский буддизм разработал свою собственную систему нотной записи, и рукописи, изображающие эту систему, сохранились до наших дней. [99]
Тибетские монахи также известны своим мастерством горлового или обертонного пения . [9] Это особая форма пения, при которой певец может звучать так, будто он одновременно воспроизводит отдельные ноты. Танец Чам — еще одно тибетское буддийское исполнительское искусство, включающее музыку. [9]
Музыка в буддизме Тхеравады
[ редактировать ]В традиции Тхеравады пение обычно исполняется на пали , иногда с вкраплениями местных переводов. [100] Интонация и стиль пения варьируются в зависимости от традиции: некоторые предпочитают более монотонное пение, а другие - более мелодичное. Распространенным типом пения в Тхераваде является пение пирит ( паритта , «защита»), которое является одной из старейших форм буддийского пения. [9] [101] Среди самых популярных песнопений паритты Тхеравады: Тисарана (Три прибежища), Панчасила (Пять заповедей), Упаджджхаттхана (Пять воспоминаний), Метта сутта (Беседы о любящей доброте) и Мангала сутта (Беседы о благословениях). [102] [103] [100]
Сингальский буддизм Тхеравады имеет различные музыкальные традиции. Некоторые общины Тхеравады практикуют религиозную службу, называемую пойя хевиси , которая сопровождается игрой на барабанах. [9] Храм Зуба Будды — это место одной из популярных традиций религиозной музыки, в которой широко используется игра на барабанах. [104] Эту традицию можно проследить до 18 века, когда возникло несколько новых музыкальных форм, в том числе прашасти («хвалебные песни»). [104]
Существуют также современные традиции мирских буддийских инструментальных ансамблей, называемых хевиси, которые совершают музыкальные подношения (шабда пуджа) в буддийских храмах. [104] Музыка (а также танец и театр) является центральной частью сингальских храмовых процессий (перахера), таких как популярная Канди Эсала Перахера . [104]
За пределами Шри-Ланки одна музыкальная форма традиционного буддийского пения, встречающаяся в камбоджийском буддизме, называется смот .
Мьянма
[ редактировать ]Мьянма является родиной широкого жанра современной буддийской музыки, называемого дхамма тхачин (гимны) или дхамма тай ( букв. « Песни Дхаммы » ), написанного в двадцатом-двадцать первом веках. [105] Эти песни основаны на религиозных темах и обычно транслируются в буддийских монастырях, а также во время религиозных фестивалей и праздников пожертвований. [105]
Популярные исполнители этого жанра включают Со Сандар Тун и Мандалай Тейн Зау. [105] С лирической точки зрения этот жанр можно разделить на песни, восхваляющие Будду и буддизм, и песни, призывающие слушателей следовать буддийским учениям. [105] В некоторых композициях используются традиционные бирманские инструменты и вокальные стили, связанные с Махагитой , жанром бирманской классической музыки. [105]
Западный буддизм
[ редактировать ]Некоторые современные западные буддисты переняли различные песнопения и музыкальные традиции азиатского буддизма. Некоторые западные буддисты также поют о буддизме в западных буддийских жанрах, таких как панк, металл или фолк.
Примеры западных буддийских музыкантов, исполняющих буддийскую музыку, включают Тину Тернер , которая выпустила музыку, основанную на японском буддийском песнопении Нитирэн, Ли Мирабаи Харрингтон , который поет «буддийский киртан» под влиянием индийских стилей киртана, буддийского монаха Хенг Суре , который выпустил несколько альбомы «Американских буддийских народных песен» и панк-группы The Deathless. [106] [107] [108] [109]
Жанры современной музыки
[ редактировать ]Есть также несколько современных музыкантов, которых называют «буддийской музыкой» и которые используют современные музыкальные технологии. В их число входят такие популярные певцы, как китайско-малазийский Имее Оой , тибетский певец Дечен Шак-Дагсай , японский священник Канхо Якусидзи и непальская певица Ани Чойинг Дролма . [110]
Некоторые современные буддисты переняли определенные стили, такие как хип-хоп (MC Happiness) и металл (The Firstborn). [111] [112]
Влияние за пределами буддизма
[ редактировать ]Существует также ряд музыкальных форм Нью-Эйдж и экспериментальных музыкальных форм, которые связаны с буддизмом или основаны на нем: некоторые с пониманием слов, другие просто основаны на повторении. Большое количество этих школ, как правило, являются синкретическими и включают в себя буддийские влияния наряду с музыкой других традиций, таких как индуизм . Первый альбом музыки Нью-Эйдж, Music for Zen Meditation , основан на буддийских темах.
сам по себе не является разновидностью буддийского пения, но Японский сигин ( 詩吟 ) представляет собой форму песнопения поэзии, отражающую несколько принципов дзен-буддизма . Его поют в позе сейдза , и участникам предлагается петь внутренне – локус силы дзен. Сигин и связанные с ним практики часто поются на буддийских церемониях и квазирелигиозных собраниях в Японии .
В 2009 году проект Beyond Singing Project выпустил альбом, сочетающий буддийские песнопения и христианскую хоровую музыку . [113] Тина Тернер и Дечен Шак-Дагсай В этом участвовали .
Известные буддийские музыканты
[ редактировать ]- Дост. Бибиладение Маханама Теро [114] [115] [116] [117]
- Ани Чойинг Долма [ нужна ссылка ]
- Алан Дава Долма
- Дэвид Боуи
- Кинко Куросава [ нужна ссылка ]
- Имее Оой [ нужна ссылка ]
- Элиан Радиг [ нужна ссылка ]
- Токийский духовой оркестр Косей [ нужна ссылка ]
- Адам Яух [118]
- Дункан Шейк
- Серджиу Челибидаке [119]
- Премасири Кхемадаса [ нужна ссылка ]
- Динеш Субасингхе ] [ нужна ссылка ]
- Виктор Ратнаяке [ нужна ссылка ]
- Леонард Коэн [120]
- Пас Майкла Джордана Тачдаун [121]
- Канхо Якусидзи [122]
- Тан Дун [123]
- Дэвид Эрл (композитор) [123]
- Тимоти Лиссимор [123]
- Джастин Мерритт [123]
- Джон Кейдж [124]
- Ли На
- Фэй Вонг
- Chyi Yu
См. также
[ редактировать ]- Буддийская преданность
- Буддийская преданность
- Буддхануссати - воспоминание о Будде, может включать пение.
- Пуджа (буддизм)
- Бхаджан
- Индуистская музыка
- сакка-кирия
- Паритта – определенные писания или библейские фразы, произносимые, чтобы отразить любую опасность и зло.
- Место
- Сёмё
- Буддийская литургия
- Дхарани
- Читайте Священные Писания
- Мантры – священные звуки, которые часто поют буддисты, индуисты, сикхи и джайны.
- Обертонное пение#Тибет
- Горловое пение
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Музыканты, которых обычно называют «греками» из восточных ворот Санчи» в Стоунман, Ричард (2019). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 441–444, рис. 15.6. ISBN 9780691185385 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мросс, Микаэла (2022). Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзен, с. 7 . Издательство Гавайского университета Микаэлы Мросс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Рамбелли, Фабио. «Сутра Друмы, короля Киннары и буддийская философия музыки». Ка' Фоскари Японские исследования 14 | Религия и мысль 4, электронный ISSN 2610-9417.
- ^ Маббетт, Ян В. (1993–1994). «Буддизм и музыка». Азиатская музыка, 25 (1-2), 9–28 . Дои: 10.2307/834188
- ^ Маббетт, Ян В. «Буддизм и музыка». Азиатская музыка , том. 25, нет. 1/2, 1993, стр. 9–28. JSTOR , https://doi.org/10.2307/834188. По состоянию на 18 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Щепанский, Бет (2021). «Буддизм и музыка» . Оксфордские библиографии . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Кхе, Тран. «Буддийская музыка в Восточной Азии». Мир музыки , вып. 26, нет. 3, 1984, стр. 22–32. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/43561005. По состоянию на 18 декабря 2023 г.
- ^ Грин, Пол Д. и др. «Буддизм и музыкальные культуры Азии: критический обзор литературы». Мир музыки , вып. 44, нет. 2, 2002, стр. 135–75. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/41699430. По состоянию на 20 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штурман, Джанет (2019). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE , стр. 415. Публикации SAGE.
- ^ Кубо, Цугунари; Юяма, Акира (переводчики) (2007). Лотосовая сутра , перевод с китайского Кумарадживы, стр. 158. Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Гитассара Сутта (A.iii.250) из «Ассоциации медитации прозрения» на сайте «Гитассара» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 г. Проверено 9 ноября 2007 г. .
- ^ «Совет Сигалаке» . СуттаЦентрал . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каррера, Оскар 2019, Освобождение через слушание? Восприятие музыки и танца в палийском буддизме , диссертация в Лейденском университете
- ^ «Упосатха-шила: соблюдение восьми заповедей» . www.accesstoinsight.org . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Цуйлан Лю, «Чтение, пение и пение: кодификация вокальной музыки в буддийском каноническом праве», Журнал индийской философии 46, вып. 4 (сентябрь 2018 г.): 741–44, doi:http://libproxy.library.unt.edu:2126/10.1007/s10781-018-9360-8.
- ^ «Вопросы Сакки» . СуттаЦентрал . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Длинные беседы | 14. Вопросы, заданные Шакрой, Господом богов» . canon.dharmapearls.net . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Великая беседа об исчезновении Будды» . СуттаЦентрал . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Долгие беседы | 2. Последнее путешествие» . canon.dharmapearls.net . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. К., Нариман (1972). «Литературная история санскритского буддизма, глава 5: Ашвагхоша и его школа» . www.ancient-buddhist-texts.net . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Янг, Стюарт Х. (2015). Зачатие индийских буддийских патриархов в Китае, с. 81. Издательство Гавайского университета.
- ^ Бисванатх Бхаттачарья (1976). Ашвагхоша: критическое исследование его аутентичных кавьяс и апокрифических произведений с особым упором на его вклад в классическую санскритскую литературу и его доктринальную точку зрения как буддиста, с. 12. Шантиникетан Пресс.
- ^ Ургьен Сангхаракшита (2016). «Основная Сангхаракшита: полвека сочинений основателя Общества друзей западного буддийского ордена» , с. 343. Саймон и Шустер.
- ^ Гарг, Ганга Рам (1992). Энциклопедия индуистского мира, том 2, с. 754. Издательская компания «Концепт».
- ^ Томас, FW Новое стихотворение Ашвагхоши. Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, 1914, 07, стр. 752–753.
- ^ Кулшрешта, Сушма Р. «Проблески музыки в Буддачарите Ашвагхоши», в Filliozat et al. (1994). Поздравление Пандита Н. Р. Бхатта, том . 107-119 . Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Перейти обратно: а б с Тхера, Пиядасси (1999). «Книга защиты: Паритта» . www.accesstoinsight.org . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Созерцание звуков: буддийская музыка приходит на Запад» . Буддийский университет Царства Дхармы . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Кубо, Цугунари; Юяма, Акира (переводчики) (2007). Лотосовая сутра , перевод с китайского Кумарадживы, стр. 54, с. 158 и др. Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Кубо, Цугунари; Юяма, Акира (переводчики) (2007). Лотосовая сутра , перевод с китайского Кумарадживы, стр. 54. Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Кубо, Цугунари; Юяма, Акира (переводчики) (2007). Лотосовая сутра , перевод с китайского Кумарадживы, стр. 289. Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Кубо, Цугунари; Юяма, Акира (переводчики) (2007). Лотосовая сутра , перевод с китайского Кумарадживы, стр. 292. Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Клири, Томас (2012). Ланкаватара Сутра: Сердце буддизма , с. 25.
- ^ Инагаки, Хисао (переводчик) (2003) , Три сутры Чистой Земли , стр. 37, Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Инагаки, Хисао (переводчик) (2003) , Три сутры Чистой Земли , стр. 25-26, Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Перейти обратно: а б Инагаки, Хисао (переводчик) (2003) , Три сутры Чистой Земли , с. 25, Центр буддийских переводов и исследований Нумата.
- ^ Инглиш, Элизабет (2013). Ваджрайогини: Ее визуализация, ритуалы и формы, стр. 121-122, Саймон и Шустер.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2002). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения , издательство Колумбийского университета, стр. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Шоу, Миранда. «Танец как практика Ваджраяны». в Трейнор и др. (2022). Оксфордский справочник по буддийской практике, стр. 270. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон, Рональд М. (2002). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения , издательство Колумбийского университета, стр. 224.
- ^ Шотт, Дж. Переосмысление терминов: Доха, Ваджра и Чарьагити . Религии 2023 , 14 , 1076. https://doi.org/10.3390/rel14081076
- ^ Джексон, Роджер Р. (2004). Тантрические сокровища: три сборника мистических стихов из буддийской Индии. США: Издательство Оксфордского университета. п. 10. ISBN 978-0-19-516640-8
- ^ Снеллгроув, Дэвид (2010). Хеваджра-тантра: критическое исследование , с. 11. Орхидея. ISBN 978-974-524-128-2
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2002). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения , издательство Колумбийского университета, стр. 308.
- ^ Фэрроу GW; И. Менон (2003). Скрытая сущность Хеваджра-тантры, с. xxxix. Паб Мотилал Банарсидасс.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2002). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения , издательство Колумбийского университета, стр. 258
- ^ Дауман, Кейт (2010). Мастера Махамудры: песни и истории восьмидесяти четырех буддийских сиддхов, стр. xii. Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ «Авторы Чарьяпады, Махасиддхи или Сиддхачарьи, принадлежали к различным регионам Ассама, Катманду, Бенгалии, Ориссы и Бихара» . сайты.google.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2020 года . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Шоу, Миранда; Шоу, Миранда (1995). Страстное просветление::Женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01090-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дауман, Кейт (2010). Мастера Махамудры: песни и истории восьмидесяти четырех буддийских сиддхов, стр. 92. Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Спитцер, Майкл (2021). Музыкальный человек: история жизни на Земле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Bloomsbury. стр. 145–146. ISBN 9781526602749 .
- ^ Купчик, Джеффри В. (2024), Звук крыльев стервятников: тибетская буддийская ритуальная практика Чод женщины-Будды Мачик Лабдрон. Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Перейти обратно: а б Кхенпо Цултрим Гьямцо; Голдфилд, Ари; Тейлор, Роуз (2010) . Звезды мудрости: аналитическая медитация, песни йогической радости и молитвы устремления , с. хв. ISBN 1-59030-775-5
- ^ Перейти обратно: а б с Вэй, Ли. «Двойственность священного и светского в китайской буддийской музыке: введение». Ежегодник традиционной музыки , том. 24, 1992, стр. 81–90. JSTOR , https://doi.org/10.2307/768471. По состоянию на 26 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Созерцание звуков: буддийская музыка приходит на Запад» . Буддийский университет Царства Дхармы . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Библиотека бесед о Дхарме Джона Дайдо Лури, Роши» . www.abuddhistlibrary.com . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Лори, Джон Дайдо (2007). «Символ и символизированное» . Mountain Record: Журнал практикующего дзен . XXV (2). Архивировано из оригинала 15 ноября 2010 г.
- ^ Лори, Джон Дайдо (1997). «Беседы о Дхарме в Дзен-Горном монастыре» . Mountain Record: Журнал практикующего дзен . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
- ^ Ясуда, Джошу; Анзан, Хосин. «Габё: нарисованные рисовые лепешки Эйхэя Догэна Дзэндзи» . Дзен-сообщество Белого Ветра. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 г. Проверено 26 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тран Ван Кхе. «Буддийская музыка в Восточной Азии». Мир музыки 26.3 (1984): 22–32.
- ^ Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 260–262. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ли, Сифань (2022). Всеобщая история китайского искусства: династии Суй и Тан , стр. 102-105. Всеобщая история китайского искусства, Walter de Gruyter GmbH & Co KG.
- ^ Линган Конг. Царство и религия: вклад «Императора-бодхисаттвы» Сяо Яня в содействие китаизации буддизма во время правления династии Лян. Академический журнал гуманитарных и социальных наук (2020), Том. 3, выпуск 7: 104-112. https://doi.org/10.25236/AJHSS.2020.030712.
- ^ «История китайской религиозной музыки» . english.visitbeijing.com.cn . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Сифань (2022). Всеобщая история китайского искусства: династии Суй и Тан , с. 107. Всеобщая история китайского искусства, Walter de Gruyter GmbH & Co KG.
- ^ Ёнсан Хёсан, корейская музыка . Дата доступа: 12 июля 2011 г.
- ^ Информация о Гугаке gugak.go.kr . Дата доступа: 12 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рил, Д. Музыкализация сутры сердца: буддизм, звук и средства массовой информации в современной Японии. Религии 2021 , 12 , 759. https://doi.org/10.3390/rel12090759
- ^ Перейти обратно: а б с Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами . Том 2, стр. 1159-1160. Энциклопедия Гарланд мировой музыки Routledge, 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мросс, Микаэла (2022). Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзен, с. 8 . Издательство Гавайского университета Микаэлы Мросс.
- ^ Джон Уитни Холл (1988). Кембриджская история Японии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521223520 .
- ^ «Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзэн » . УХ Пресс . 05.10.2021 . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Амброс, Барбара Р.; Форд, Джеймс Л.; Мросс, Микаэла (2016). «Введение редакции: « Косики » в японском буддизме» . Японский журнал религиоведения . 43 (1): 1–15. ISSN 0304-1042 . JSTOR 43869083 .
- ^ Амброс, Барбара Р. (22 марта 2016 г.). «Собственный обряд: японские буддийские монахини и Анан косики » . Японский журнал религиоведения . 43 (1): 207–251. дои : 10.18874/jjrs.43.1.2016.207-250 .
- ^ Гельберг, Нильс (22 марта 2016 г.). « Дзинги Косики : забытая область исследования» . Японский журнал религиоведения . 43 (1): 153–176. дои : 10.18874/jjrs.43.1.2016.153-175 .
- ^ Мросс, Микаэла (2022). Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзен, стр. 1-2 . Издательство Гавайского университета Микаэлы Мросс.
- ^ Мросс, Микаэла (2022). Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзен, с. 14 . Издательство Гавайского университета Микаэлы Мросс.
- ^ Мросс, Микаэла (2022). Память, музыка, рукописи: ритуальная динамика Косики в японском сото-дзен, с. 9 . Издательство Гавайского университета Микаэлы Мросс.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 696. Рутледж.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 700. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б с Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 702. Рутледж.
- ^ «Музыкальный факультет Университета Катманду» . Архивировано из оригинала 26 августа 2012 г. Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хендерсон, Дэвид. «Эмоции и преданность, затяжка и тоска в некоторых непальских песнях». Этномузыкология , вып. 40, нет. 3, 1996, стр. 440–68. JSTOR , https://doi.org/10.2307/852471. По состоянию на 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и « Дхарма и Пунья: буддийское ритуальное искусство Непала» » . Проверено 08 января 2024 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 4 января 2012 г. Страница 111.
- ^ Льюис, Тодд Т. (зима 1993 г.). «Вклад в изучение популярного буддизма: Неварский буддийский фестиваль Гумла Дхармы» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . Проверено 19 февраля 2013 г. Страница 328.
- ^ Отдел искусства и развлечений (28 апреля 2023 г.). «Бангладешский народный артист выступает в Институте Южной Азии в Чикаго» . Дейли Стар . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 844. Рутледж.
- ^ Томпсон, Ханне-Рут (2012) бенгальский, стр. 3 . Издательство Джона Бенджамина.
- ^ Фэрроу GW; И. Менон (2003). Скрытая сущность Хеваджра-тантры, с. xi. Паб Мотилал Банарсидасс.
- ^ Сукомал Чаудхури (1982). Современный буддизм в Бангладеш . Мемориал Атиши. п. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Чаттерджи, Апарна (2022). Буддисты Баруа: линия передачи и культурный интерфейс, стр. 91-92. Издательство Шхаладж.
- ^ «Слушание и освобождение: мир звучит - Художественный музей Рубина» . Rubinmuseum.org . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 709. Рутледж.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , стр. 709–710. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б с Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , стр. 711–712. Рутледж.
- ^ «Гоцангпа Гонпо Дордже» . Сокровищница жизней . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , стр. 714–715. Рутледж.
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 713. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б Хантипало (1982, 1995).
- ^ Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , с. 968. Рутледж.
- ^ Двуязычное издание см., например, в Indaratana (2002), стр. 32–34. Чтобы послушать это пение, зайдите на http://chantpali.org/metta.html .
- ^ Индаратана Маха Тера (2002) , стр. 1–2. Аудиофайл по адресу http://www.buddhanet.net/filelib/mp3/03-chant-03.mp3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Арнольд, Элисон (редактор) (1999). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5, Южная Азия, Индийский субконтинент , стр. 965–967. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маклахлан, Хизер (2022). «Бирманские буддийские монахи, седьмая заповедь и когнитивный диссонанс» . Азиатская музыка . 53 (1): 34–55. дои : 10.1353/аму.2022.0002 . ISSN 1553-5630 . S2CID 246250953 .
- ^ «Буддийский киртан: интервью с американским музыкантом-мантром Ли Мирабаем Харрингтоном, часть первая» . Буддийская дверь Global . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Преподобный Хэн Суре | Центр буддийских исследований Хо» . .buddhiststudies.stanford.edu . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Гринблатт, Лилли (22 декабря 2017 г.). «Тина Тернер, Ани Чойинг Дролма сотрудничают с разными вокалистками в песне «Awakening Beyond» - Lions Roar» . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Первая в мире буддийская панк-группа» . Хорошие времена . 21 июня 2016 г. Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Чайхана (15 сентября 2022 г.). «Мелодия Бодхи: Разговор с Имее Оой» . Чайный домик . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Модный Будда: Искусная музыка для пропаганды буддизма» . Буддийская дверь Global . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Посох, Львиный рык (10 декабря 2020 г.). «Тяжелая Дхарма: металлическая музыка, созданная буддизмом — рык львов» . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «За пределами пения: Путешествие» . Помимо пения. Архивировано из оригинала 5 ноября 2009 г. Проверено 20 сентября 2009 г.
- ^ «Поделись любовью» . Архивировано из оригинала 22 июля 2015 г. Проверено 24 апреля 2014 г. ]. (на сингальском языке )
- ^ «Расслабление ума через музыку» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 24 апреля 2014 г. ]. (по -английски )
- ^ http://www.lakbima.lk/oldpapers/daliylakbima/2014/April/last_06_04_14/ridma.pdf . Архивировано 24 апреля 2014 г. в Wayback Machine ]. (на сингальском языке )
- ^ http://epaper.ada.lk/images/flippingbook/2014/03/31/17.jpg [ постоянная мертвая ссылка ] ]. (на сингальском языке )
- ^ «Буддизм в Америке» . Время . 13 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2008 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ «Трансцендентный опыт классических оркестров под управлением Серджиу Челибидаке» . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ « Леонард Коэн выставляет себя псевдобуддистом» на AllanShowlater.com» . 12 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Интервью Майкла Джордана о пасе тачдауна» . 6 апреля 2017 г. Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ «Японские монахи передают древние буддийские сутры через современную музыку» . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Четыре буддийских композитора» . 18 февраля 2020 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Ларсон, Кей (2012). Там, где бьется сердце: Джон Кейдж, дзен-буддизм и внутренняя жизнь художников . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 9781594203404 . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Индаратана Маха Тера, Эльгирие (2002). Вандана: Альбом палийских религиозных песнопений и гимнов (PDF) . Пенанг, Малайзия: Публикация Махиндарамы Дхаммы. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2012 г.
- Хантипало, Бхиккху (1982). Мирская буддийская практика: Святилище, День Упосатхи, Резиденция Рейнса (Колесо № 206/207). Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. Записано (1995).
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). AN 5.57, Упаджджхаттхана сутта: предметы для созерцания .
- Чен, Пи-Йен (2010). Китайские буддийские монашеские песнопения . Миддлтон, Висконсин: AR Editions. ISBN 9780895796721 .
- Чен, Пи-йен (2002). «Современная практика ежедневного служения китайского буддизма: два тематических исследования традиционного в посттрадиционном мире». Этномузыкология . 46 (2): 226–249. дои : 10.2307/852780 . JSTOR 852780 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Буддийская музыка и пение Буддийские исследования в Стэнфорде
- «Буддийское пение» на BuddhaNet Audio.
- Мюзикл «Сиддхартха» (аудио) Фо Гуан Шаня
- Песни буддийских церквей Америки от BCA
- «Руководство по пению» , Орден Дхаммают в Соединенных Штатах Америки.
- «Воспевание с английскими переводами и храмовыми правилами» , книга песнопений школы дзэн Кван Ум .
- «Воспринимайте универсальный звук» , статья корейского мастера дзэн Сунг Сана о пении дзэн , первоначально опубликованная в журнале The American Theosophist (май 1985 г.) и перепечатанная в Primary Point , Vol. 5, № 3 (ноябрь 1988 г.).
- Служба буддийского пения Важные тексты песнопений Тхеравады оцифрованы для онлайн-созерцания и пения
- Палийские песнопения Коллекция аудиофайлов палийских песнопений. Утренние/вечерние песнопения, размышления, беседы, благословения и т. д.