Ложиться спать
Монгольская ятга | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Nothђьь |
Классификация | |
Развитый | Античность |
Связанные инструменты | |
Ятга ( монгольский : ᠶᠠᠲᠤᠭᠠ , латинизированный : ятуг-а , халхинский диалект : ятга , ятга ; произносится [ˈjɑtʰəq] ; традиционная щипковая цитра Монголии . —

Ятга может сильно различаться по размеру, настройке и количеству мостов и струн; Корпус представляет собой длинный деревянный ящик, один конец которого загнут вниз. Исполнитель перебирает струны ногтями правой руки; левая рука используется для давления на струны, изменяя ноту. Левой рукой также можно играть на басовых струнах без медиаторов (медиаторов). В зависимости от стиля высшие струны выбираются пальцами или медиатором.
Подобные инструменты включают китайские сэ и ячжэн , корейские каягым и адженг , вьетнамский дан транх , японский кото , [ 1 ] казахский жетиген и суданский какапи .
Наиболее распространенным в современном использовании типом ятги является двадцатиструнная версия. Этот тип ятги еще называют «хозяйской ятгой». Длина полноразмерного инструмента составляет 1,62 м или 63 дюйма. Более короткие версии расположены выше. 13-струнная версия называется гариин ятга , «ручная ятга».
Струны изготавливаются из шелка, конского волоса или гусиной кишки. [ 2 ]
Обычно струны настраиваются пентатоникой . Самая распространенная мелодия — CDEGA (Do Re Mi So La) или другие мелодии.
История
[ редактировать ]Ятга произошла от Гучжэна. [ 3 ] Исторически двенадцатиструнная версия использовалась при королевском дворе по символическим причинам; двенадцать струн соответствовали двенадцати уровням дворцовой иерархии. [ 1 ] Простолюдинам приходилось играть на 10-струнной ятге. Версия с 12 и более струнами использовалась только при дворе и монастырях.
Традиционный монгольский эпос «Джанггар» рассказывает историю юной принцессы, которая когда-то играла на 800-струнной ятге с 82 мостами; предполагается, что она играла только на семи нижних мостах. [ 1 ]
Техника игры
[ редактировать ]
Один конец ятги кладется на колени исполнителя, другой конец находится на полу или ставится на подставку. Некоторые исполнители предпочитают размещать ятгу на двух подставках. Инструмент будет помещен в такое положение, при котором высшие струны будут находиться справа и спереди, а все струны будут щипаться только с правой стороны подставок.
Высота струны также может быть изменена путем перемещения подставок. Поскольку две ноты отсутствуют, должно быть некоторое пространство между перемычками струн E и G, а также некоторое пространство между струнами A и C.
Настройку инструмента осуществляет механика, спрятанная в правой части ятги. После базовой настройки проводится тонкая настройка инструмента путем перемещения мостов в обе стороны. Игрок может изменить высоту звука или ноту на полтона или более, нажимая на струны слева от мостиков.
Помимо музыкальных партитур в западном стиле, в Китае и других странах используются числовые обозначения. Строке самой высокой ноты присваивается номер 1, а последующие нумеруются в порядке возрастания. Мелодия струны 1 должна быть D или Re, если используется схема CDEGA.
Обычно зеленые струны — это ноты ля. Также возможно настроить ятгу на 7 нот на октаву или на 7 нот и 3 половинные ноты (диатоническая гамма). Некоторые современные исполнители ятги предпочитают использовать настоящий лук из конского волоса, а не палку, полагая, что звук будет более плавным. Инструмент используется в придворной, аристократической и народной музыке, а также в современной классической музыке и музыке к фильмам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Описание из ансамбля Silk Road. Архивировано 17 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ FeltNation -> О Монголии -> Культура -> Музыка
- ^ Ховард, Кейт (1995). Корейские музыкальные инструменты . Издательство Оксфордского университета. стр. 38 . ISBN 978-0-19-586177-8 .
Каягум, самый популярный южнокорейский инструмент, представляет собой 12-струнную полутрубную щипковую цитру (H/S 312.22.5) (иллюстрация 7). Он напоминает китайский чжэн , монгольскую ятгу , японский кото и вьетнамский дан транх . Все эти инструменты произошли от общей модели — древнего чжэн.