Jump to content

Кото (инструмент)

Кото
Длинный прямоугольный деревянный инструмент с небольшим горизонтальным изгибом, натянутый по всей длине приподнятыми струнами.
Струнный инструмент
Другие имена 13-струнное кото
Классификация Струнный инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 312.22–6
(Гетерохордовая полутрубная цитра звучала тремя плектрами )
Изобретатель(и) Кенджун
Развитый 16 век
Связанные инструменты

Кото щипковый ( или ) — японский полутрубный цитровый инструмент и национальный инструмент Японии. Оно происходит от китайских слов «чжэн» и «се» и похоже на монгольские «ятга» , корейские «каягым» и «аджаенг» , вьетнамские « дан транх» , сунданский «какапи» и казахский « джетиген» . [1] Кото имеют длину примерно 180 сантиметров (71 дюйм) и сделаны из древесины павловнии ( Paulownia tomentosa , известной как кири ). В наиболее распространенном типе используются 13 струн, натянутых на подвижные перемычки, используемые для настройки, причем разные части, возможно, требуют разной настройки. Семнадцатиструнное кото также распространено и выступает в роли баса в ансамблях. Струны кото обычно перебираются тремя пальцами ( цумэ ), которые носят на первых трех пальцах правой руки.

Имена и типы

[ редактировать ]

Символом кото является , хотя часто используется. Однако ( кото ) — общий термин для всех струнных инструментов в японском языке. [2] [3] включая такие инструменты, как кин-но-кото , со-но-кото , ямато-гото , фургон , нанаген-кин и так далее. [3] Когда оно читается как «кин» , оно указывает на китайский инструмент «гуцинь» . [4] Этот термин используется и сегодня в том же смысле.

Термин кото появляется в Кодзики в отношении древнего струнного инструмента в этом использовании. [3] Со временем были созданы вариации этого инструмента, и в конечном итоге некоторые из них стали стандартными вариациями современного кото. Все четыре типа кото ( гакусо, тикусо, зокусо, тагэнсо ) были созданы разными субкультурами, но также адаптированы для изменения стиля игры. [5]

Предком кото был китайский гучжэн . [6] [7] [8] [9] Впервые он был завезен в Японию из Китая в VII и VIII веках. [10] Первая известная версия имела пять струн, которые со временем увеличились до семи. Японский кото принадлежит к азиатскому семейству цитр, в которое также входят китайский чжэн (предок других цитр этого семейства), корейский каягым и вьетнамский дан транх . [8] Эта разновидность инструмента существовала в двух основных формах: цитра с перемычками и цитра без перемычек.

Изображение сделанное Сеттеем Хасэгавой в 1878 году. женщины, играющей на кото,

Когда кото впервые импортировали в Японию, местное слово «кото» было общим термином для всех без исключения японских струнных инструментов. По мере того, как количество различных струнных инструментов в Японии росло, некогда базовое определение кото не могло описать широкое разнообразие этих инструментов, и поэтому значения изменились. Адзумагото , или яматогото называли повозкой , кин-но кото называли кин а сау-но кото ( сау — старое произношение ) называли со или кото.

Современный кото произошел от гакусо, используемого в японской придворной музыке ( гагаку ). Это был популярный инструмент среди богатых; инструмент считался романтическим. Некоторые литературные и исторические записи указывают на то, что сольные пьесы для кото существовали за несколько столетий до того, как утвердился сокёку , музыка жанра соло кото. Согласно японской литературе , кото использовалось как образное и другое дополнительное музыкальное значение. В одной из частей «Повести о Гэндзи » главный герой глубоко влюбляется в загадочную женщину, которую он никогда раньше не видел, после того, как услышал, как она играет на кото на расстоянии.

Кото тикусо было создано в соответствии с традицией Цукусигато и изначально предназначалось только для слепых. Женщинам было запрещено играть на этом инструменте в профессиональном мире, а также им не разрешалось преподавать ему. Когда эти строгие правила были отменены, женщины начали играть на кото, за исключением тикусо , поскольку его конструкция для слепых привела к сокращению его использования; другой кото оказался более полезным. Двумя основными разновидностями кото, которые до сих пор используются, являются гакусо и дзокусо . Эти два инструмента относительно остались прежними, за исключением материальных инноваций, таких как использование пластика, а также современного материала для струн. Тагенсо новейшее дополнение к семейству кото, появившееся в 19 веке. Он был специально создан, чтобы расширить диапазон инструмента и улучшить стиль игры. Они были изготовлены из 17, 21 и 31 струны. [11]

Пожалуй, наибольшее влияние на развитие кото оказал Яцухаси Кэнгё (1614–1685). Яцухаси был одаренным слепым музыкантом из Киото , который значительно расширил ограниченный набор из шести традиционных песен кото до совершенно нового стиля музыки кото, который он назвал куми ута . Яцухаси изменил настройки цукуси гото , которые были основаны на старых гагаку способах настройки ; и с этим изменением родился новый стиль кото. Яцухаси теперь известен как «Отец современного Кото». [12]

Меньшее влияние на эволюцию кото оказало вдохновение женщины по имени Кейко Носака. Носака (музыкант, получивший Гран-при Министерства культуры Японии в области музыки в 2002 году) почувствовал себя ограниченным, играя на кото всего с 13 струнами, и создал новые версии инструмента с 20 и более струнами. [13]

Фуми Хихара играет на 13-струнном кото

Японские разработки в области цитр без мостика включают однострунное кото ( ичигенкин ) и двухструнное кото ( нигенкин или якумо гото ). Примерно в 1920-х годах Горо Морита создал новую версию двухструнного кото. На этом кото нужно было нажимать кнопки над металлическими струнами, как на западной автоарфе . Он был назван тайсёгото в честь периода Тайсё .

В начале периода Мэйдзи (1868–1912) в Японию пришла западная музыка. Мичио Мияги (1894–1956), слепой композитор, новатор и исполнитель, считается первым японским композитором, объединившим западную музыку и традиционную музыку кото. Мияги во многом считается ответственным за сохранение кото, когда традиционное японское искусство было забыто и заменено вестернизацией. Он написал более 300 новых произведений для этого инструмента перед своей смертью в железнодорожной катастрофе в возрасте 62 лет. Он также изобрел популярное 17-струнное бас-кото, создал новые техники игры, усовершенствовал традиционные формы и, что наиболее важно, увеличил популярность кото. Он выступал за рубежом, и к 1928 году его пьеса для кото и « сякухати Хару-но Уми» («Весеннее море») была переписана для множества инструментов. Хару-но Уми даже играют в честь приветствия каждого Нового года в Японии . [14]

Со времен Мияги многие композиторы, такие как Кимио Это (1924–2012) и Тадао Савай (1937–1997), написали и исполнили произведения, которые продолжают совершенствовать инструмент. Вдова Савая Казуэ Савай , которая в детстве была любимой ученицей Мияги, была крупнейшей движущей силой интернационализации и модернизации кото. Ее аранжировка подготовленного композитором Джоном Кейджем фортепианного дуэта « Три танца » для четырех подготовленных басов кото стала важной вехой в современную эпоху музыки кото.

В течение примерно 150 лет после Реставрации Мэйдзи японцы уклонялись от своих изоляционистских идеалов и начали открыто принимать американское и европейское влияние, что является наиболее вероятным объяснением того, почему кото приняло множество различных вариаций самого себя. [15]

Строительство

[ редактировать ]
Деталь кото

Кото обычно изготавливают из древесины павловнии (известной как кири ), хотя обработка древесины сильно различается у разных мастеров. Кото может быть украшен, а может и не быть украшен. Украшения включают в себя инкрустацию из слоновой кости и черного дерева, панцирь черепахи, металлические фигурки и т. д. Древесину также разрезают на два узора: итаме (также называемый мокумэ ), имеющий закрученный узор, или масамэ с прямыми линиями . Модель с прямыми линиями легче изготовить, поэтому завиток повышает стоимость производства и поэтому предназначен для декоративных и элегантных моделей. [5]

Корпус традиционного кото изготовлен из древесины павловнии. [11] Каждая часть инструмента имеет культурное значение, тем более что кото является национальным инструментом. Древесину сушат и разрезают на точные размеры. Размер деки стандартного современного кото остался примерно 182 сантиметра (72 дюйма), тогда как в прошлом он колебался от 152 до 194 сантиметров (от 60 до 76 дюймов).

Мосты ( дзи ) раньше делались из слоновой кости , но сейчас их обычно делают из пластика, а иногда и из дерева. Можно изменить высоту струны, манипулируя или перемещая мост. [16] Для некоторых очень низких нот изготавливаются небольшие подставки, а также специальные подставки с тремя разными высотами, в зависимости от необходимости настройки. Когда небольшой мост недоступен для некоторых очень низких нот, некоторые музыканты могут в качестве экстренной меры использовать перевернутый мост, хотя это нестабильно и не идеально. Известно, что мосты ломаются во время игры, а у некоторых старых инструментов, у которых поверхность, на которой находятся мосты, изношена из-за частого использования, мосты могут упасть во время игры, особенно при нажатии на струны. Конечно, продаются различные виды заплаток для заполнения дыр, из-за которых опоры моста опираются на неустойчивую поверхность. Кото длиной около 6 футов (1,8 м) и шириной 1 фут (0,30 м) традиционно кладется на пол перед игроком, который становится на колени. [17]

Джи (мост)

Струны изготавливаются из различных материалов. Популярны различные типы пластиковых струн. Шелковые струны, обычно желтого цвета, все еще производятся, несмотря на их более высокую цену и меньшую долговечность, чем современные струны; некоторые музыканты предпочитают их, чувствуя разницу в качестве звука с современными струнами. Нити привязываются полунавеской к рулону бумаги или картона размером примерно с окурок, продеваются через отверстия в головке кото, продеваются в отверстия сзади, затягиваются и завязываются специальной ниткой. узел. Струны можно натянуть с помощью специальной машины, но часто их затягивают вручную, а затем завязывают. Можно затянуть веревку, потянув за веревку сзади или сидя сбоку от кото, хотя последний вариант намного сложнее и требует большой силы рук. На некоторые инструменты могут быть установлены настроечные штифты (например, на фортепиано), чтобы облегчить настройку.

Макура ито , шелковая нить, используемая в инструменте, является ключевой частью его конструкции. Эта особенность не была замечена на предполагаемых инструментах дворянского стиля, потому что они использовали свои более натяжные и ценили реликтовый характер своих инструментов. Простолюдины применили все нововведения, которые сделали кото не только прочным инструментом, но и более совершенным в плане звучания. Макура ито использовалась для изготовления бумаги, поэтому в Японии было в изобилии тонкий шелк. В начале 19 века слоновая кость под названием макура дзуно . стандартом для кото стала [18]

У каждой части кото есть традиционное название, связанное с мнением, что тело кото напоминает тело дракона . Так, верхняя часть называется «панцирем дракона» ( 竜甲 , рюко ) , а нижняя — «желудком дракона» ( 竜腹 , рюфуку ) . Один конец кото, заметный из-за съемной цветной тканевой оболочки, известен как «голова дракона» ( 竜頭 , рюдзу ) , состоящий из таких частей, как «рога дракона» ( 竜角 , рюкаку ) — седло моста . или макуразоно ( 枕角 ) – «язык дракона» ( 竜舌 , рюдзэцу ) , «глаза дракона» ( 竜眼 , рюган , отверстия для струн) и «лоб дракона» ( 竜額 , рюгаку ) – пространство над макуразуно . Другой конец кото называется «хвостом дракона» ( 竜尾 , рюби ) ; струнный порожок называется «облачным рогом» ( 雲角 , ункаку ) .

Кото сегодня

[ редактировать ]
Концерт Кото в Химеддзё кангецукай в 2009 году.
Митиё Яги играет на 21-струнном кото

Влияние западной поп-музыки сделало кото менее известным в Японии, хотя он все еще развивается как инструмент. 17 -струнный бас-кото ( дзюшичи-ген ) стал более известным за годы, прошедшие с момента его разработки Митио Мияги . Также существуют 20-, 21- и 25-струнные кото. Сочинения пишутся для 20- и 25-струнного кото и 17-струнного бас-кото. Рэйко Обата также сделала кото доступным для западных читателей музыки, опубликовав две книги по соло-кото с использованием западных обозначений. Нынешнее поколение игроков на кото, такие как американские исполнители Рэйко Обата и Мия Масаока , японский мастер Кадзуэ Савай и Митиё Яги , находят место для кото в современном джазе , экспериментальной музыке и даже поп-музыке . Участники группы Rin' — популярные на современной музыкальной сцене 17-струнные кото-исполнители.

Джун Курамото из группы джаз-фьюжн «Хиросима» была одной из первых исполнительниц кото, популяризировавших кото в нетрадиционном стиле фьюжн. Рэйко Обата, основательница East West Jazz, была первой, кто исполнил и записал альбом джазовых стандартов с участием кото. Обата также выпустил первый в мире обучающий DVD по кото на английском языке под названием «You Can Play Koto». Обата - один из немногих исполнителей кото, которые давали концерты с оркестрами США, делая это неоднократно, в том числе с Orchestra Nova в Сан-Диего для KPBS в 2010 году. [19]

Среди других сольных исполнителей за пределами Японии - отмеченная наградами певица Элизабет Фалконер , которая также десять лет училась в школе Савай Кото в Токио, и Линда Како Каплан , канадский дайсихан (гроссмейстер) и член школы Тикуси Кото в Фукуоке более двух десятилетий. Другой ученик Савая, Масайо Исигуре , владеет школой в Нью-Йорке . Юкико Мацуяма возглавляет свою группу KotoYuki в Лос-Анджелесе. В ее композициях сочетаются тембры мировой музыки и родной японской культуры. Она выступила на получившем Грэмми альбоме Miho: Journey to the Mountain (2010) группы Paul Winter Consort , получив дополнительную известность этого инструмента среди западной публики. В ноябре 2011 года мировая публика еще больше познакомилась с кото, когда она выступала с Шакирой на церемонии вручения премии Latin Grammy Awards.

В марте 2010 года кото привлекло широкое международное внимание, когда видео, размещенное на ее веб-сайте хард-рок-группой Tool, удостоенной премии Грэмми , стало вирусным хитом. из Токио На видео видно, как ансамбль Soemon исполняет аранжировку участника группы Бретта Ларнера на песню Tool " Lateralus " для шести басов и двух басов кото. Ранее Ларнер играл в кото с Джоном Фэи , Джимом О'Рурком и членами инди-рок-групп, включая Camper Van Beethoven , Deerhoof , Jackie O Motherfucker и Mr. Bungle .

В старой поп- и рок-музыке Дэвид Боуи использовал кото в инструментальной пьесе « Moss Garden » на своем альбоме «Heroes» (1977). Мультиинструменталист, основатель и бывший гитарист группы The Rolling Stones Брайан Джонс сыграл на кото в песне Take It Or Leave It на альбоме Aftermath (1966).

Пол Гилберт , популярный гитарист-виртуоз , записал игру своей жены Эми на кото в своей песне «Koto Girl» из альбома Alligator Farm (2000). Рок-группа Kagrra хорошо известна тем, что использует традиционные японские музыкальные инструменты во многих своих песнях, примером может служить «Утаката» ( うたかた ) , песня, в которой кото занимает видное место. Уинстон Тонг , певец Tuxedomoon , использует его в своей 15-минутной песне «The Hunger» из своего дебютного сольного альбома Theoretically Chinese (1985).

Рок - группа Queen использовала (игрушечный) кото в песне « The Prophet's Song » на своем альбоме 1975 года «A Night at the Opera» . Бывший Genesis гитарист Стив Хэкетт использовал кото в инструментальной песне «The Red Flower of Tachai Blooms Everywhere» из альбома Spectral Mornings (1979), а Genesis клавишник Тони Бэнкс сэмплировал кото, используя клавиатуру -эмулятор, для песни группы « Mama ». . Кото в исполнении Хейзел Пейн используется в » группы A Taste of Honey английской кавер-версии японской песни « Sukiyaki 1981 года . [20] Синтезированный кото появляется в их кавере на песню The Miracles « I’ll Try Something New ». [21] Стив Хоу использовал кото в инструментальной части сингла Asia " Heat of the Moment " из их одноименного альбома 1982 года . [22] Хоу также сыграл кото в песне Yes «It Will Be a Good Day (The River)» из альбома The Ladder 1999 года .

В альбоме Dr. Dre 1999 года (2001) синтезированное кото заметно присутствует в двух треках: " Still DRE " и "The Message". [ нужна ссылка ] Акустический кавер 2020 года на Led Zeppelin песню " The Battle of Evermore " в исполнении PianoRock с участием. Дин МакНил [23] также заметно присутствует синтезированный кото.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Кото» . Британская энциклопедия . Проверено 18 марта 2008 г.
  2. ^ (и) Digital Daijisen
  3. ^ Перейти обратно: а б с (ru) Котобанк кото
  4. ^ (и) Котобанк тоже
  5. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Генри (1996). « Кото под любым другим названием: изучение японской системы классификации музыкальных инструментов». Азиатская музыка . 49 : 38–64.
  6. ^ Дил, Уильям Э. (2006). Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 266–267. ISBN  0-8160-5622-6 .
  7. ^ Американская энциклопедия, том 2 (международное издание). Миннесота: Americana Corp., 1966. с. 400.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хан Мэй (2005). «Окно Гюго в мир китайской чжэн». ОБЗОРЫ КОМПАКТНЫХ ДИСКОВ. Звонок (16–17). Лейден: Европейский фонд исследований китайской музыки: 242–245. На протяжении веков чжэн стал родоначальником азиатского семейства цитр, поскольку он распространился из Китая в ряд соседних стран, дав начало японскому кото, корейскому каягуму и вьетнамскому дан транху.
  9. ^ Ховард, Кейт (1995). Корейские музыкальные инструменты . Издательство Оксфордского университета. стр. 38 . ISBN  978-0-19-586177-8 . Каягум, самый популярный южнокорейский инструмент, представляет собой 12-струнную полутрубную щипковую цитру (H/S 312.22.5) (иллюстрация 7). Он напоминает китайские гучжэн , ячжэн и се , японский кото, корейские каягым и аджаенг , монгольскую ятгу , вьетнамский дан транх и суданский какапи . Все эти инструменты произошли от общей модели — древнего чжэн.
  10. ^ Скорость, Берджесс (2008). Япония: ваш пропуск в новый мир музыки . Издательство Альфред. п. 7. ISBN  978-0-7390-4303-5 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Генри М. (1996). «Производство Кото: инструмент, процесс изготовления и эстетические соображения». Журнал Общества Галпина . 49 : 38–64. дои : 10.2307/842391 . JSTOR   842391 .
  12. ^ Адрианс, Виллем (1971). «Яцухаси-Рю. Школа музыки кото семнадцатого века» . Acta Musicologica . 43 (1/2): 55–93. дои : 10.2307/932501 . ISSN   0001-6241 . JSTOR   932501 .
  13. ^ Уэйд, Бонни С. Музыка в Японии: опыт музыки, выражение культуры. Оксфорд: Оксфордский университет, 2005. Печать.
  14. ^ «Коллекция сяньских инструментов в Музыкальной библиотеке Беквита» . Боудуин . Библиотека колледжа Боудоин. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
  15. ^ Джонсон, Генри М. (2003). «Старые и новые традиции: преемственность, изменения и инновации в японских цитрах, связанных с кото». Журнал Американского общества музыкальных инструментов . 29 : 181–229.
  16. ^ «Кото» . Справочник по Кредо .
  17. ^ «Современная музыка для японских инструментов: ансамбль Савай Кото» . Национальный музей азиатского искусства . Смитсоновский институт . Проверено 18 декабря 2022 г.
  18. ^ Миядзаки, Маюми (осень 1999 г.). «Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии». История музыкальных инструментов в Японии и визуальные источники . 24 : 51–56.
  19. ^ «Рейко Обата выступает с оркестром Нова на канале KPBS» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 11 марта 2014 г.
  20. ^ «Сукияки со вкусом меда на поезде души» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 4 марта 2012 г.
  21. ^ «Я попробую что-нибудь новое от вкуса меда на поезде души» . Ютуб . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 г. Проверено 17 июня 2012 г.
  22. ^ Розен, Крейг (1996). Billboard Book альбомов номер один . Нью-Йорк: Billboard Books. п. 269. ИСБН  0-8230-7586-9 .
  23. ^ «Битва за Эвермор (Акустическое фортепиано и Кото)» . Откройте сайт Spotify.com . Проверено 20 апреля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c098e30b27a28d41c8bb415412095b5__1716246360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/b5/5c098e30b27a28d41c8bb415412095b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koto (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)