Каягым
Каягым | |
![]() | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | каягым |
МакКьюн-Рейшауэр | kayagŭm |
Каягым или : каягум ( корейский ; 가야금 ханджа ) : 伽倻琴 — традиционный корейский музыкальный инструмент . Это щипковая цитра с 12 струнами , хотя некоторые более поздние варианты имеют 18, 21 или 25 струн. Вероятно, это самый известный традиционный корейский музыкальный инструмент . [1] Он основан на китайском гучжэне и похож на японский кото , монгольскую ятгу , вьетнамский дан транх , сунданский какапи и казахский джетиген .
История
[ редактировать ]Пунгрю каягым (Бопгым, чонгак каягым)
[ редактировать ]Согласно « Самгуксаги» (1146 г.), истории трех королевств Кореи , каягым был разработан примерно в шестом веке в конфедерации Кая королем Гасилем (также известным как Хаджи из Тэгаи) после того, как он увидел старый китайский инструмент Гучжэн. Он приказал музыканту по имени Ву Рук сочинить музыку, которую можно было бы сыграть на этом инструменте. Первоначальное название было гаяго (или гаятго ), а позднее — гаягым . Затем каягым был усовершенствован У Руком во время правления Джинхына из династии Силла .Древний каягым короля Гасиля назывался несколькими именами, в том числе бопгеум (закон-цитра, 법금), пунгню (элегантность, 풍류) или чон-ак (правильная музыка, 정악) каягым . Обычно его ассоциируют с сопровождением придворной музыки, камерной музыки и лирических песен. Этот тип каягыма имеет более широкое расстояние между струнами и воспроизводит музыку в более медленном темпе, такую как Ёнсан хёсан и Мит-додури .
Санджо Каягым
[ редактировать ]Считается, что санджо , что по-корейски буквально означает «разбросанные мелодии каягым возник в 19 веке с появлением музыки санджо », музыкальной формы, включающей быстрый темп и некоторую импровизацию . Версия санджо-каягым инструмента имеет более близкое расстояние между струнами и меньшую длину, что позволяет музыкантам играть более быстрые отрывки, необходимые для санджо . [2] Санджо каягым в настоящее время является самой распространенной формой каягыма . [3] Во всех традиционных каягымах используются шелковые струны, хотя с конца 20 века некоторые музыканты используют нейлоновые .
Современный каягым
[ редактировать ]В современных версиях каягыма с обернутые нейлоном большим количеством струн часто используются стальные струны, , подобные тем, которые используются в китайском гучжэне . [2] медные струны Также были введены для создания более громкого звука, который предпочтителен для сопровождения танца . [4] Для исполнения современной музыки был разработан каягым с большим количеством струн, увеличивающий диапазон инструмента. Гаягым доступны с 13, 17, 18, 21, 22 или 25 струнами . [2] хотя инструменты с большим количеством струн доступны на заказ. [5] Каягым с 21 струной обычно встречается в Северной Корее .
- Виды каягыма
- Пунгню каягым
- Санджо Каягым
- Улучшенный каягым
Метод игры
[ редактировать ]
На каягыме традиционно играют, сидя на полу со скрещенными ногами, при этом головка инструмента лежит на правом колене, а хвост — на полу. При игре сидя на стуле или табуретке хвостовая часть обычно ставится на специальную раскладную подставку, похожую на походный табурет, или другой стул/табуретку. В современных каягыме их можно разместить на специальной подставке, а игрок сидит на стуле за инструментом. Жители Северной Кореи обычно играют, сидя на стуле, но не используют заднюю подставку. Вместо этого у каягыма есть съемные ножки, которые фиксируются на конце, чтобы поднять хвост достаточно высоко.
играют На каягыме как правой, так и левой рукой. Правая рука перебирает и щелкает по струнам рядом с перемычкой каягым, в то время как левая рука толкает струны на левой стороне перемычек, чтобы повысить высоту звука и добавить вибрато и другие украшения.
Настройки и режимы
[ редактировать ]
Каягым можно настроить на различные высоты звука в зависимости от использования, хотя не существует стандарта относительно того , какую именно высоту звука следует настраивать. Они включают в себя:
- E♭ , F , A♭ , B♭ , E♭, F, A♭, B♭, c, e♭, f, a♭
- E♭ , F , A♭ , B♭ , E♭, E♭, A♭, B♭, d♭, e♭, f, a♭
- E♭ , A♭ , B♭ , E♭, F, A♭, B♭, c, e♭, f, a♭, b♭
- G , C , D , G , A , C, D, E, G, A, c, d
Однако, если это отмечено в нотных обозначениях, серия тонов обычно транспонируется следующим образом, независимо от фактической высоты звука, настроенной на струнах:
- Д , Г , А , Д, Е, Г, А, Б, г, е, г, а
Это сделано для того, чтобы избежать переключения между басовыми и скрипичными ключами и облегчить чтение музыки.
Традиционно используются три режима:
- 羽調 (Узо): клавиша G.
- 平調 (Пхёнджо): клавиша C
- 界面調 (Кёмёнджо): клавиша B♭.
Строительство
[ редактировать ]Beobgeum gayageum имеет длину 160 см, ширину 30 см и глубину 10 см. Его корпус изготовлен из цельного куска дерева павловнии . Камера резонатора выдолблена из куска павловнии.
Санджо . каягым имеет длину около 142 см, ширину 23 см и глубину 10 см Дека изготовлена из павловнии, но боковые и задняя часть - из более твердой древесины, например каштана или ореха . [2]
На деке анджок (подвижные мостики ) поддерживают струны . Эти мосты перемещаются для регулировки настройки и интонации . Струны входят в верхнюю часть корпуса из толгваэ (колышек для струн) снизу. На другом конце струны наматываются на петли на концах толстых шнуров, которые проходят через порожок, затем продеваются в отверстия в нижней части инструмента и закрепляются, а затем все шнуры связываются в декоративную катушку. [2]
Левая рука нажимает на струны, чтобы повысить высоту звука, а движениями пальцев выполняются различные движения, такие как встряхивание, изгиб и вибрация струн. Правая рука перебирает или играет по струнам. мягкий Тон каягыма , нежный и утонченный. Легенда гласит, что инструмент был впервые изготовлен королем Гасилем в королевстве Кая примерно в шестом веке, а дальнейшее развитие получил музыкант по имени Уреук ( 우륵 ; 于勒 ) во времена короля Цзиньхуна из династии Силла .
Однако, по некоторым данным, он датируется гораздо более ранним временем, чем династия Силла. Недавние археологические раскопки в районе Квансан в провинции Чолла-Намдо обнаружили фрагменты каягыма примерно первого века до нашей эры.
Каягым используется в различных типах музыки, что приводит к появлению различных вариаций этого инструмента, в том числе следующих:
- Пунгрю каягым - оригинальная форма с более широко расположенными струнами для более медленных произведений.
- Санджо каягым - это современная версия меньшего размера с более близко расположенными струнами, позволяющими играть быстро.
- Современные инструменты каягым расширяют корпус и добавляют больше струн, чтобы увеличить диапазон высоты звука и адаптировать его под современную музыку.
Музыка
[ редактировать ]Санджо и люди
[ редактировать ]Шесть или более школ каягым санджо включают школы Сон Гым Ён, Ким Джук Па, Ким Юн Док, Кан Тэ Хон, Ким Бён Хо и Чхве Ок Сэм.
Современный
[ редактировать ]Композиторы современной музыки создают современную музыку для каягыма . Хван Бён Ки сочинил «Forest» как первую современную пьесу для каягыма , Сунчхон Ли создал 21-струнный каягым и новые пьесы. Пак Бомхун написал концерт каягым «Новое Санджо» (새산조) для 25-струнного каягыма , а композиторы следующего поколения и западные музыканты сочиняли для него современную музыку.
См. также
[ редактировать ]- Список музыкальных инструментов
- Традиционные корейские музыкальные инструменты
- Корейская музыка
- Корейская культура
- Сантур
- Черный
- Аджеенг
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2009 г. ) |
- ↑ 11 января 2007 г., Korean Instruments. Архивировано 25 февраля 2012 г. в Wayback Machine столичного правительства Сеула.
- ^ Перейти обратно: а б с д и 유자차 Чой (2005). Каягум. Архивировано 8 сентября 2014 г. в Wayback Machine . Проверено 29 июля 2005 г.
- Корейская корпорация по продвижению придворной музыки (2001). Добро пожаловать в The Koong Sung Koogak Sa, корейскую корпорацию по продвижению придворной музыки . Проверено 30 июля 2005 г.
- ^ (KCMPC 2001).
- ^ Пак, Ён Чже (2004). БЮЛЛЕТЕНЬ KOSEF . Золотистый ретривер 1000.
- ^ «Оригинальная песня Каягым «Spring of the Post» » . Flickr.com . 18 апреля 2007 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- Комплексная информационная система по культуре и искусству (CCAIS), Министерство культуры и туризма (2005 г.). Традиционный корейский музыкальный инструмент . Проверено 29 июля 2005 г.
- Юнг Э Ли (1997) Информационный бюллетень AKMR Музея азиатского искусства Сиэтла , получено 18 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Прослушивание
[ редактировать ]- Sanjo. Аудио Архивировано 6 октября 2011 г. на Wayback Machine с Роберта Гарфиаса . сайта
- Санджо Каягым (ариран новичка) аудио из Naver блога
- Фьюжн-корейская традиционная музыкальная группа Queen
Видео
[ редактировать ]- Санджо Видео с Роберта Гарфиаса сайта
- Грейс Чон Ын Ли, композитор и солистка каягума [ постоянная мертвая ссылка ] , от Корейского общества