Лестница (альбом Yes)
Лестница | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 20 сентября 1999 г. | |||
Записано | Февраль – май 1999 г. | |||
Студия | Оружейная палата , Китсилано , Ванкувер | |||
Жанр | ||||
Длина | 60 : 26 | |||
Этикетка | Орел | |||
Продюсер | Брюс Фэйрберн | |||
Да, хронология | ||||
|
The Ladder — восемнадцатый студийный альбом английской прогрессив-рок- группы Yes , выпущенный в сентябре 1999 года на лейбле Eagle Records . Это их единственный студийный альбом, записанный с шестью постоянными участниками, и последний с клавишником Игорем Хорошевым .
Группа познакомилась с канадским продюсером Брюсом Фэйрберном в 1998 году во время тура со своим предыдущим альбомом Open Your Eyes (1997), который согласился продюсировать их следующий студийный альбом в Armory Studios в Ванкувере . Они потратили четыре месяца на создание демо-записи новых песен, и впервые за долгое время группа работала над музыкой коллективно. В альбоме представлены разнообразные мировые инструменты в исполнении Рэнди Рейн-Ройша . Фэйрберн умер от внезапного сердечного приступа во время заключительных сессий записи и сведения, после чего Yes посвятил The Ladder ему .
The Ladder был тепло встречен критиками, которые увидели в альбоме возвращение к творческой форме. Он достиг 36-го места в UK Albums Chart США и 99-го места в Billboard 200 . Было выпущено три сингла: «Homeworld (The Ladder)», «Lightning Strikes» и «If Only You Knew»; первый использовался в в реальном времени стратегической компьютерной игре Homeworld 1999 года . После мирового турне с альбомом в 1999 и 2000 годах Шервуд покинул группу.
Фон
[ редактировать ]В октябре 1998 года состав Yes, в состав которого входили вокалист Джон Андерсон , басист Крис Сквайр , гитарист Стив Хоу , барабанщик Алан Уайт , гитарист Билли Шервуд и клавишник Игорь Хорошев (приглашенный в качестве сайд-музыканта для тура), завершили свой 12-летний тур. месячное мировое турне в поддержку своего семнадцатого студийного альбома Open Your Eyes (1997). [ 1 ] В качестве следующего шага группа почувствовала, что настало время записать новый студийный альбом. В ноябре 1998 года Сквайр подтвердил прессе, что они согласны работать с канадским продюсером и музыкантом Брюсом Фэйрберном . [ 2 ] которого рекомендовало их руководство Левобережной организации, поскольку они работали с ним над другими проектами. [ 3 ] Группа сама продюсировала Open Your Eyes , но хотела, чтобы сторонний продюсер придал музыке объективный слух и помог в ее направлении. Во время остановки в Ванкувере , Британская Колумбия, Канада, во время тура Open Your Eyes в середине 1998 года, они посетили Фэйрберн; Хоу сказал: «Мы все приняли его на удивление хорошо. Мы молились, чтобы он сказал «да» идее работать с нами». [ 4 ] Фэйрберн, поклонник группы и знающий об их музыкальных талантах и способностях, согласился с ними работать.
Хоу вспоминал в своих мемуарах, что этот опыт прошел так, как и ожидалось. Фэйрберн одновременно воспитывал группу и бросал ей вызов, уделяя каждому участнику все свое внимание, когда они перезаписывали партии, и направляя их как группу. В то же время он был неумолимым критиком текстов Андерсона, иногда вычеркивая их и говоря певцу, чтобы он вернулся на следующий день с новыми. «С ним было просто великолепно работать», - написал Хоу. «Он точно знал, как делать пластинки, но ему приходилось напоминать нам, как это делать». [ 5 ]
Позже, в ноябре 1998 года, Yes вернулись в Ванкувер, чтобы писать, репетировать и готовить демо своего нового материала в Sanctuary Studios, что продолжалось до февраля 1999 года. [ 3 ] Поскольку они отыграли заключительные концерты тура Open Your Eyes в Японии, они организовали доставку своего оборудования в Ванкувер для выступления. [ 6 ] К этому времени Хорошев стал постоянным членом. The Ladder впервые за долгое время увидела, как Yes записали коллективный альбом; Одним из условий, о которых они договорились, было то, что, если участник предоставит свою песню, группа не будет ее использовать. Затем были добавлены части песен и объединены с другими, особенно если они не были полными, чтобы можно было над ними работать дальше. [ 7 ] Фэйрберн присутствовал на репетициях в течение двух недель, чего Хоу никогда раньше не видел, поскольку предыдущих продюсеров, с которыми он работал, это никогда не беспокоило. Выпустив демо некоторых песен, Фэйрберн выбрал восемь самых сильных треков для работы группы. [ 8 ]
Запись
[ редактировать ]The Ladder был записан в феврале-мае 1999 года в студии Armory Studios в Китсилано , западном районе Ванкувера. Фэйрберн считается продюсером, а Майк Плотникофф - инженером и микшером. [ 9 ] Название альбома было вдохновлено галереей Indica в Лондоне, где в 1966 году проходила художественная выставка, где Джон Леннон впервые встретил Йоко Оно , которая создала свою «Потолочную картину» (или « Картину «Да» ), которая требовала от людей подняться по лестнице и посмотреть через увеличительное стекло. к потолку подвешивалось стекло, что позволяло им видеть слово «ДА», написанное крошечными буквами, на листе бумаги в рамке на потолке. [ 10 ] Во время записи группа жила в разных квартирах одного здания и вместе ездила в студию и обратно. Уайт напомнил, что группа не делала ничего подобного с тех пор, как они записали Going for the One (1977) в Швейцарии, и чувствовал, что такая ситуация пошла на пользу развитию альбома. [ 11 ]
Фэйрберн хотел передать ощущение «живости» альбома с минимальным использованием наложения. Он дал Хоу прозвище «Свами» за его склонность привносить в музыку элементы духовности. [ 4 ] На момент записи в группе было два гитариста, Хоу играл на соло-гитарах, а Шервуд - большую часть ритм-партий и "несколько перерывов". [ 4 ] Как и Open Your Eyes , Хорошев играет на органе Hammond B-3 , но ему пришлось использовать симулятор органа, поскольку звук реальной модели иногда просачивался в барабанные партии Уайта. Имитатор подавался через акустический кабинет Leslie для получения более аутентичного звука. [ 6 ] Он намеревался играть на самых разных клавишных инструментах, таких как фисгармония и аккордеон, но не смог ими воспользоваться. [ 12 ] Фэйрберн хотел, чтобы Сквайр играл на своей бас-гитаре Rickenbacker на протяжении всего альбома, но басист предлагал играть партии на разных моделях, звучание которых в конечном итоге понравилось Фэйрберну больше, и он оставил их в финальных дублях. Сквайр играл на своем Rickenbacker, своем фирменном Крисе Сквайре Мурадиане, 8-струнном Ranney, бас-гитаре Fender Jazz в "Face to Face", Tobias с настройкой BEAD в "New Language" и бас-гитаре Electra Outlaw MPC с эффектом фленджера . [ 13 ] Отдельные партии бубна и шейкера были выполнены Шервудом, поскольку Уайт отсутствовал в студии из-за незначительной болезни. Были некоторые треки, где Шервуд сделал наложение за один дубль. [ 14 ]
В альбоме также присутствует вклад мультиинструменталиста Рэнди Рейна-Ройша , который вместе с Андерсоном внес большую часть этнических инструментов, присутствующих на протяжении всего альбома. После возвращения с конференции в Каире, Египет, Рейн-Ройш попросили встретиться с Уайтом и Андерсоном и выбрать несколько мировых инструментов для конкретизации определенных песен. Затем Рейн-Ройш перевезла инструменты в студию звукозаписи группы. В итоге Рейн-Ройш сыграла на чжэне в «To Be Alive», на диджериду в «Can I», на тамбуре в «Nine Voices» и на тарелке для пальцев, известной как Ching , а также на других эффектах, таких как рев быков на протяжении всей песни. альбом. [ 14 ]
17 мая 1999 года во время заключительных сессий записи и сведения Фэйрберн неожиданно скончался от сердечного приступа в возрасте 49 лет. [ 10 ] Известный своей пунктуальностью, возникли опасения, когда он не явился в студию вовремя. [ 15 ] После двух с половиной часов отсутствия ответа Андерсон, секретарша и менеджер студии Шерил Престон поехали в квартиру Фэйрберна, ворвались туда после того, как нашли нетронутую кассету на пороге его дома, и обнаружили его тело в постели. [ 11 ] [ 16 ] Его кончина стала шоком для всех участников и положила конец предварительным дискуссиям о возобновлении работы с группой над будущими проектами. [ 13 ] После того, как Yes взяли небольшой перерыв, они перегруппировались и завершили продюсирование и сведение вместе с Плотниковым. [ 10 ] The Ladder Мастеринг проводился в студии Sterling Sound Studios в Нью-Йорке в мае 1999 года. [ 9 ] На панихиде Фэйрберна, состоявшейся 24 мая, Андерсон и Хоу исполнили акустическую версию «Nine Voices (Longwalker)», песни, которая, как вспоминает Андерсон, тронула лично Фэйрберна и была его любимой. Впоследствии Да посвятил «Лестницу» Фэйрберну. [ 17 ] [ 18 ]
Песни
[ редактировать ]
«Родной мир (Лестница)», первоначально называвшийся «Восхождение по лестнице», [ 19 ] является результатом переговоров группы с разработчиком видеоигр Relic Entertainment и издателем Sierra Games , которые выразили заинтересованность Yes в лицензировании трека для их стратегии в реальном времени для ПК 1999 года Homeworld . [ 11 ] Группа согласилась включить этот трек в финальные титры игры, где Андерсон пишет тексты, вдохновленные темами научной фантастики, космоса и поиска нового дома. По словам Андерсона, трек был близок к исключению из альбома, поскольку группа написала сборник аранжировок, но изо всех сил пыталась соединить их вместе, прежде чем приступить к работе над ними, чтобы они вписались в песню. [ 15 ] В песне «It Will Be a Good Day (The River)» Хоу играет на японском кото .
В начале песни " Lightning Strikes " используется тот же Меллотрона семпл флейты , что и в " Phenomenal Cat " группы The Kinks . [ 12 ] Уайт экспериментировал с более необычными джазовыми и африканскими ритмами, играя в своей студии, и проигрывал их Андерсону, который затем адаптировал некоторые свои аккорды и написанную им мелодию под них. [ 10 ] Сквайр был особенно доволен песней и тем, как она подтолкнула группу к новым музыкальным направлениям. [ 20 ] «Face to Face» включает размер 7/4 . [ 15 ] «Могу ли я?» цитирует сольный трек Андерсона "We Have Heaven" из альбома Fragile (1971). Хоу сказал, что это звучит так, как будто Андерсон изобрел для этого новый язык и записал фразу «Ooh wop» как часть бэк-вокала. [ 6 ] «If Only You Knew» — это песня о любви, которую Андерсон написал для своей жены Джейн и первоначально назвал ее «Она поймала меня, когда я падал». [ 15 ] [ 20 ] На этапе написания Фэйрберн предложил группе записать трек о ком-нибудь, что заставило Андерсона задуматься о Бобе Марли , одном из его любимых музыкантов. «Как только мы закончили этот трек, я вышел из студии, и MTV показывало классический концерт Боба Марли. Поэтому я подумал: «Боже, это знак!»» [ 17 ] "New Language" включает соло церковного органа, исполненное на клавишных инструментах Yamaha . [ 19 ] В нем также присутствует басовая партия из "Roundabout". [ 21 ]
В песне "Nine Voices (Longwalker)" Хоу играет лауд , который он также играл в прошлых песнях Yes " I've Seen All Good People " и " Wonderous Stories ". [ 4 ] Трек появился после завершения работы над "New Language", когда Фэйрберн спросил, какую песню они хотят записать следующей, и предложил песню о реальном событии. Это побудило Андерсона и Хоу записать демо-версию "Nine Voices (Longwalker)", которую они считали идеальным заключительным треком. [ 17 ] Песня основана на «Длинной прогулке» , духовной прогулке по Соединенным Штатам в 1978 году, организованной Движением американских индейцев для поддержки племенного суверенитета. Андерсон подружился с одним из участников по имени Лонгуокер и написал песню о девяти членах племени и песню, которую они поют, чтобы «принести в мир прощение». [ 18 ] Андерсон дал другое объяснение смысла песни, согласно которому она касалась девяти соплеменников в Африке, которые поют во время Гармонической Конвергенции , глобального события медитации, произошедшего в 1987 году, о котором он ранее пел в Big Generator (1987). [ 20 ]
произведение искусства
[ редактировать ]На альбоме Ladder представлены работы давнего дизайнера обложек группы, художника Роджера Дина . [ 12 ] [ 9 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ежедневное хранилище | С+ [ 21 ] |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Прогрессивный мир | (благоприятный) [ 24 ] |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
The Ladder был выпущен на виниле и компакт-диске в сентябре 1999 года лейблами Eagle Records в Великобритании и Beyond Music в США. Он имел больший коммерческий успех, чем Open Your Eyes в обеих странах, после того как последний не смог войти в чарт альбомов Великобритании . За неделю присутствия в британском чарте альбом достиг 36-го места за неделю со 2 октября 1999 года. [ 26 ] В США альбом занял 99-е место в чарте Billboard 200 за две недели своего пребывания в том же месяце. [ 27 ] Альбом включал цифровую превью игры Homeworld , которая также была включена в переиздание The Ladder для бокс-сета сборника альбома Yes, Essentially Yes (2006).
В октябре 1999 года Джейсон Варбург сделал рецензию на альбом для The Daily Vault, присвоив ему оценку «C+». Он признал, что группа оглядывается на свои работы 1970-х годов, но с нетерпением ждет создания «нового определения «The Yes Sound»», которое он приветствовал, особенно с «Homeworld (The Ladder)», примером того, как группа «несомненно может по-прежнему занимаюсь обширными, многотематическими рок-номерами, которые когда-то были его хлебом с маслом». Тем не менее, Варбург считал, что Yes продолжает бороться за «определение себя», но сочетание прогрессивных 1970-х и поп-ориентированных 1980-х лучше звучит в The Ladder , чем Open Your Eyes , а «веселая болтовня в стиле Нью-Эйдж» Андерсона и «воздушный оптимизм» в его текстах вредят музыка временами. [ 21 ] В следующем месяце Джин Стаут для Seattle Post-Intelligencer написал «The Ladder » «яркий, оптимистичный альбом» с необычным сочетанием оркестрового рока и текстур и стилей регги. [ 10 ] В газете Daily Herald в районе Чикаго был напечатан положительный отзыв Рика Баерта. Он дал альбому четыре звезды из пяти, а также приветствовал возвращение группы к элементам своих музыкальных корней, которые, по его словам, отсутствовали в Talk (1994) и Open Your Eyes , отметив вступительный трек как «традиционное Да». «It Will Be a Good Day» напомнила Баерту «The Revealing Science of God» из «Tales from Topographic Oceans » (1973) и «The Messenger» из Fragile , а также отметила «If Only You Knew» как редкую «правдоподобную песню о любви». группой, которая кажется аутентичной. [ 28 ]
В ретроспективном обзоре AllMusic Брет Адамс поставил альбому три звезды из пяти. Он похвалил решение Фэйрберна не перепроизводить альбом, что, по его мнению, Фэйрберн сделал на предыдущих альбомах Kiss и Aerosmith . У Андерсона, Хоу и Сквайра, по мнению Адамса, были «прекрасные моменты», и он отметил, что игра Уайта на барабанах «постоянная». Он считал "Homeworld (The Ladder)" "напряженным исполнением" и отметил "мягкий вокал/акустическую гитару/фортепианную коду" как самую сильную часть, но оценил "Face to Face" как самый сильный трек на альбоме, а "New Language" - как самый сильный трек на альбоме. лучшая длинная песня альбома. [ 22 ] Давний сторонник группы и биограф Крис Уэлч похвалил Фэйрберна за «чуткое, дисциплинированное» продюсирование, а инженерия Плотникова придала альбому «связность, ясность, структуру и сильное живое ощущение». Он думал, что каждая песня имеет свою уникальную индивидуальность, но «кажется, связанной с общим делом», и отметил, что экономное использование группой инструментальной силы улучшило музыку. Уэлч выделил "Face to Face", трек, который, по его мнению, "был одним из самых радостных исполнений на альбоме Yes за многие луны". [ 3 ]
Тур и последствия
[ редактировать ]Четырехмесячный тур по Америке в поддержку альбома начался в Рио-де-Жанейро 6 сентября, за две недели до его выпуска, за которым последовал двухмесячный тур по Европе в 2000 году, завершившийся 25 марта в Бухаресте, после чего Билли Шервуд покинул группу.
Список треков
[ редактировать ]Вся музыка Джона Андерсона , Стива Хоу , Билли Шервуда , Криса Сквайра , Алана Уайта и Игоря Хорошева , если не указано иное. Все слова Андерсона.
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Родной мир (Лестница)» | 9:32 |
2. | «Это будет хороший день (Река)» | 4:53 |
3. | « Удары молний » | 4:35 |
4. | «Могу ли я?» | 1:31 |
5. | "Лицом к лицу" | 5:02 |
6. | "Если бы ты только знал" | 5:42 |
7. | «Быть живым (Хеп Ядда)» | 5:07 |
8. | "Окончательно" | 6:01 |
9. | "Посланник" | 5:12 |
10. | «Новый язык» | 9:19 |
11. | «Девять голосов (Долгоход)» | 3:27 |
Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Длина |
---|---|---|---|
12. | « Я видел всех хороших людей » (концерт в Лос-Анджелесе, 1997 г.) | Андерсон, сквайр | 10:22 |
13. | « И ты и я » (Концерт в Лос-Анджелесе, 1997 г.) | Андерсон; темы Билла Бруфорда , Хоу, Сквайра | 11:32 |
Общая длина: | 1:22:20 (82:20) |
Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Длина |
---|---|---|---|
12. | «Родной мир (Живой)» | 9:27 | |
13. | "Посланник" | 6:37 | |
14. | «Все хорошие люди» | Андерсон, сквайр | 3:33 |
Общая длина: | 1:20:03 (80:03) |
Персонал
[ редактировать ]Кредиты адаптированы из примечаний к альбому. [ 9 ]
Да
- Джон Андерсон — вокал, Rainstick , перкуссия [ 14 ]
- Стив Хоу — акустическая, электрическая, педальная стальная гитара , мандолина , кото , бэк-вокал
- Билли Шервуд — электрогитары, бэк-вокал, бубны и шейкеры [ 14 ]
- Крис Сквайр — бас-гитара, бэк-вокал
- Игорь Хорошев — фортепиано, орган Hammond B-3 , меллотрон, синтезаторы, бэк-вокал
- Алан Уайт — ударные, перкуссия, бэк-вокал
Дополнительные музыканты
- Рэнди Рейн-Ройш — танбур , гучжэн , тарелки цзин , рев быка , диджериду , перкуссия
- Рис Фулбер — танцевальные петли
- The Marguerita Horns - валторны из "Lightning Strikes"
- Том Кинлисайд — пикколо , тенор-саксофон
- Дерри Бернс — труба
- Род Мюррей — тромбон
- Том Колклаф — альт-саксофон
- Нил Николсон — туба
Производство
- Брюс Фэйрберн — продюсер
- Майк Плотников — инженер, сведение
- Пол Сильвейра — помощник инженера
- Стив Хеннесси — техническая поддержка гитар и клавишных
- Дрю Арнотт – техническая поддержка клавиатуры
- Чин Инджети – техническая поддержка клавиатуры
- Крис Криппен — техническая поддержка ударных
- Джордж Марино — мастеринг (в Sterling Sound Studios, Нью-Йорк, июнь 1999 г.)
- Роджер Дин — живопись, логотип и надпись
- Мартин Дин - дизайн
Графики
[ редактировать ]Диаграмма (1999) | Пик позиция |
---|---|
Голландские альбомы ( 100 лучших альбомов ) [ 29 ] | 70 |
Немецкие альбомы ( официальный топ-100 ) [ 30 ] | 38 |
Итальянские альбомы ( музыка и пластинки ) [ 31 ] | 39 |
Японские альбомы ( Орикон ) [ 32 ] | 38 |
Шотландские альбомы ( OCC ) [ 33 ] | 48 |
Британские альбомы ( OCC ) [ 34 ] | 36 |
США Рекламный щит 200 [ 35 ] | 99 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Салливан, Стив. «Да-шоу – 1990-е – 1998» . Забытые вчерашние дни . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Да, пойти в студию с Фэйрберном» . МТВ. 11 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2008 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б с д Уэлч 2008 , с. 269.
- ^ Хау, Стив (2021). Все мои вчерашние дни . Омнибус Пресс. п. 209. ИСБН 9781785581793 .
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2008 , с. 271.
- ^ Уэлч 2008 , с. 270.
- ^ Уэлч 2008 , с. 265, 270–271.
- ^ Jump up to: а б с д Лестница (Примечания СМИ). Да. Игл Рекордс. 1999. EAGCD088.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Стаут, Джин (5 ноября 1999 г.). «Набираем силу: творческий огонь Yes не угасает» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2008 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2008 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б Морс, Тим (март 2000 г.). «Крис Сквайр все еще поднимается» . Басист . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Аэромсит, да, Клюква» . АСЗА . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уэлч 2008 , с. 266.
- ^ «Срочные новости: продюсер Брюс Фэйрберн умер в возрасте 49 лет» . МТВ. 18 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2008 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Уэлч 2008 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Уэлч 2008 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с Готлиб, Дуг; Готлиб, Гленн (1999). Да – The Ladder – турбук по Северной Америке . Журнал «Да».
- ^ Jump up to: а б с Варбург, Джейсон (13 октября 1999 г.). «The Daily Vault – Обзоры альбомов – Лестница: Да» . Ежедневное хранилище . Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Адамс, Брет. «Лестница – Да | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ Ларкин, Колин (2011). Энциклопедия популярной музыки (5-е краткое изд.). Омнибус Пресс . ISBN 978-0-85712-595-8 .
- ^ Соллоу, С. (2011). «PROGRESSIVEWORLD.NET: ОБЗОРЫ СТЕФАНИ СОЛЛОУ» . Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ Кросс, Чарльз Р. (2004). "Да". В Брэкетте, Натан; Хоард, Кристиан (ред.). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone (4-е изд.). Саймон и Шустер . стр. 895 . ISBN 0-7432-0169-8 .
- ^ «Официальные чарты – Исполнители – Да: Альбомы» . Официальная чартерная компания . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ «Billboard – Да – История чартов – Billboard 200» . Рекламный щит . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Баерт, Рик (3 декабря 1999 г.). «Да успешно возвращается к магическим, мистическим корням с «Лестницей» » . Дейли Геральд . Чикаго, Иллинойс. п. 11 – через Newspapers.com .
- ^ "Dutchcharts.nl - Да - Лестница" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ "Offiziellecharts.de - Да - Лестница" (на немецком языке). Чарты GfK Entertainment . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Классификаш» . Musica e Dischi (на итальянском языке) . Проверено 28 июня 2023 г. Установите «Типо» на «Альбом». Затем в поле «Артист» найдите «Да».
- ^ Книга чартов альбомов Oricon: полное издание 1970–2005 гг. (на японском языке). Роппонги, Токио: Oricon Entertainment . 2006. ISBN 4-87131-077-9 .
- ^ "Официальный шотландский чарт альбомов: 100 лучших" . Официальная чартерная компания . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ "Топ-100 официальных альбомов" . Официальная чартерная компания . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ "Да, история чартов ( Billboard 200)" . Рекламный щит . Проверено 28 июня 2023 г.
Книги
- Уэлч, Крис (2008). Ближе к краю: История Да . Омнибус Пресс. ISBN 978-1-847-72132-7 .