Насосный орган
Клавишный инструмент | |
---|---|
Другие имена |
|
Классификация | Аэрофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 ( Бесплатный язычковый аэрофон ) |
Изобретатель(и) | Габриэль-Жозеф Гренье |
Развитый | 19 век |
Диапазон игры | |
Обычно 10 октав | |
Связанные инструменты | |
Ручная накачка: Regal , индийская фисгармония , аккордеон. Исполнение из рта: клавиола , мелодика , губная гармошка, азиатские губные гармошки. | |
Музыканты | |
см. Список музыкантов на фисгармонии | |
Строители | |
см . Категорию: Производители насосных органов | |
Звуковой образец | |
Насосный орган или язычковый орган — это тип органов, в которых используются свободные язычки , которые генерируют звук, когда воздух проходит мимо свободных язычков, вибрирующих кусочков тонкого металла в рамке. Конкретные типы насосного органа включают фисгармонию, использующую систему давления, всасывающий язычковый орган, использующий вакуумную систему, и индийскую фисгармонию ; исторические типы включают Kunsthharmonium и американский язычковый орган ; самые ранние типы включают фишармонику и серафину. [1] (подробнее см. Типы ). Идея создания свободной трости возникла у китайского шэна, проходившего через Россию после 1750 года, а первый западный инструмент со свободной тростью был изготовлен в 1780 году в Дании . [2] [3]
Более портативные, чем органы , органы со свободными язычками широко использовались в небольших церквях и в частных домах в 19 веке, но их громкость и тональный диапазон были ограничены. Обычно у них было одно, а иногда и два руководства , педалборды были редкостью. Более тонкие помповые органы имели более широкий диапазон тонов, а кабинеты органов, предназначенных для церквей и богатых домов, часто представляли собой превосходный предмет мебели. В период с 1850-х по 1920-е годы в США и Канаде было изготовлено несколько миллионов язычковых органов и мелодеонов, некоторые из которых были экспортированы. [4] Популярными производителями были The Cable Company , Estey Organ и Mason & Hamlin .
Наряду с западными инструментами размером с мебель существуют и модели меньшего размера. Переносная индийская фисгармония с ручной накачкой , адаптированная индийцами на основе западных образцов, таких как пение гидов в 19 веке, вскоре стала основным инструментом на Индийском субконтиненте . Индийская фисгармония широко используется сикхами, индуистами и мусульманами для исполнения религиозных жанров, таких как каввали , газель , киртан и бхаджан . Они также широко используются в индийской классической музыке западной йоги и киртана , а также в субкультурах .
История
[ редактировать ]В первой половине XVIII века со свободным язычком в Россию был завезен ротовой орган — шэн. [2] Этот инструмент привлек внимание благодаря тому, что его использовал Иоганн Уайльд . [2] В то время свободная трость инструмента была неизвестна в Европе, и эта концепция быстро распространилась из России по всей Европе. [2]
Кристиану Готлибу Краценштайну (1723–1795), профессору физиологии в Копенгагене , приписывают создание первого в западном мире инструмента со свободным язычком после получения ежегодной премии в 1780 году от Императорской академии Санкт-Петербурга. [3] По словам Курта Сакса , Краценштейн предложил изготовить инструмент, но первый орган со свободными язычками был изготовлен аббатом Георгом Йозефом Фоглером в Дармштадте . [2] Конструкция фисгармонии включает в себя свободные трости и заимствована из более ранней модели Regal . Инструмент, похожий на фисгармонию, был выставлен Габриэлем-Жозефом Гренье (1756–1837) в 1810 году. Он назвал его orgue expressif (выразительным органом), потому что его инструмент был способен к большей выразительности, а также к созданию крещендо и диминуэндо .
Александр Дебен усовершенствовал инструмент Гренье и дал ему название фисгармония, когда запатентовал свою версию в 1840 году. [5] Параллельно развивались аналогичные инструменты. [6] Якоб Александр и его сын Эдуард представили мелодию орг в 1844 году. Гектор Берлиоз включил ее в свою книгу «Великая черта инструментов и современных оркестровок» , опубликованную в Париже Шенбергером [1843?] или [1844?], в книге «Инструменты». nouveaux» на стр. 290–92, а также в переиздании 1856 г., найденном на стр. 472–77 в критическом издании Питера Блума, опубликованном Bärenreiter, Vol.24, в Касселе и Нью-Йорке, 2003. Берлиоз также писал об этом в несколько последующих журналов (Блум, стр. 472, № 1 и 2). Он использовал его в одной работе: «Детство Христа», часть 1, сцена VI, где оно находится за сценой. Когда он дирижировал ею в Веймаре 21 февраля 1855 года, ее исполнял Ференц Лист (Блум, стр. 474, № 3).
Механик, работавший на фабрике Александра в Париже, эмигрировал в Соединенные Штаты и придумал идею всасывающего сильфона вместо обычных сильфонов, которые выталкивали воздух наружу через тростник. Начиная с 1885 года фирма Mason & Hamlin из Бостона производила свои инструменты с сильфонными присосками, и этот метод конструкции вскоре вытеснил все другие в Америке. [5]
Термин «мелодеон» применялся к концертным салонам на викторианском американском Западе из-за использования язычкового инструмента. Это слово стало общепринятым обозначением курортов, предлагающих развлечения мужчинам. [7]
Пика своей популярности на Западе фисгармонии достигли в конце 19 — начале 20 веков. Они были особенно популярны в небольших церквях и часовнях, где орган был слишком большим или дорогим; В сцене заочных похорон из романа Твена Марка «Приключения Тома Сойера » главный герой рассказывает, что церковь устроила «мелодеум» (смешение, вероятно, задуманное Твеном для сатирического эффекта). [ нужна ссылка ] , названий «мелодеон» и «фисгармония») по этому случаю.
Гармониумы обычно весят меньше, чем фортепиано аналогичного размера, и их нелегко повредить при транспортировке, поэтому они также были популярны в колониях европейских держав в этот период не только потому, что инструмент было легче доставить туда, где он был необходим, но и потому, что он был легче доставить туда, где он был необходим. Кроме того, было легче транспортировать по суше в районы, где качественные автомобильные и железные дороги могли отсутствовать. Дополнительной привлекательностью фисгармонии в тропических регионах было то, что инструмент сохранял свою мелодию независимо от жары и влажности, в отличие от фортепиано. Этот «экспортный» рынок был достаточно прибыльным для производителей, чтобы производить фисгармонии с корпусами, пропитанными химикатами для предотвращения появления древоточцев и других вредных организмов, обитающих в тропиках. [ нужна ссылка ]
На пике популярности инструментов на Западе, примерно в 1900 году, производилось большое разнообразие стилей фисгармоний. Они варьировались от простых моделей с простыми корпусами и всего четырьмя или пятью упорами (если они вообще были) до крупных инструментов с богато украшенными корпусами, до дюжины упоров и других механизмов, таких как муфты . Дорогие фисгармонии часто создавались так, чтобы напоминать органы, с рядами искусственных труб, прикрепленных к верхней части инструмента. [ нужна ссылка ]
Небольшое количество фисгармоний было построено с двумя руководствами (клавишами). Некоторые из них были даже оснащены педальными клавиатурами, что требовало использования помощника для управления сильфонами или, в некоторых более поздних моделях, электрического насоса. Эти более крупные инструменты в основном предназначались для домашнего использования, например, позволяя органистам практиковаться на инструменте размером с орган, но без физического размера или объема такого инструмента. Для миссионеров, капелланов в вооруженных силах, странствующих евангелистов и т. д. изготавливались тростниковые органы, которые складывались в контейнер размером с очень большой чемодан или небольшой сундук; у них была короткая клавиатура и несколько остановок, но их было более чем достаточно, чтобы держать певцов гимнов более или менее на высоте. [ нужна ссылка ]
Изобретение электронного органа в середине 1930-х годов положило конец успеху фисгармонии на Западе, хотя ее популярность как бытового инструмента уже снизилась в 1920-х годах, поскольку музыкальные вкусы изменились. [ нужна ссылка ] . Орган Хаммонда мог имитировать качество звука и диапазон органа, сохраняя при этом компактные размеры и экономичность фисгармонии, а также уменьшая потребности в обслуживании и обеспечивая большее количество остановок и других функций. К этому времени фисгармонии достигли высокого уровня механической сложности не только из-за спроса на инструменты с более широким тональным диапазоном, но и из-за патентных законов (особенно в Северной Америке). Производители обычно патентовали механизм действия, используемый в их инструментах, что требовало от любого нового производителя разработки своей собственной версии; [ нужна ссылка ] по мере роста числа производителей некоторые инструменты имели чрезвычайно сложный набор рычагов, кривошипов, стержней и валов, что делало замену электронным инструментом еще более привлекательной.
Последним массовым производителем фисгармоний в Северной Америке была компания Estey , прекратившая производство в середине 1950-х годов; пара итальянских компаний продолжила свою деятельность в 1970-е годы. Поскольку существующий запас инструментов устарел, а запасные части стало трудно найти, все больше и больше инструментов было либо списано, либо продано. Нередко фисгармонии «модернизировали» путем установки электрических вентиляторов, часто очень несимпатично. [ нужна ссылка ]
Большинство фисгармоний западного стиля сегодня находятся в руках энтузиастов, но индийская фисгармония остается популярной в Южной Азии. [ нужна ссылка ]
Современные электронные клавишные могут имитировать звук помпового органа.
Акустика
[ редактировать ]Описанные ниже акустические эффекты являются результатом механизма свободного язычка. Поэтому они по сути идентичны для западных и индийских фисгармоний и язычкового органа. В 1875 году Герман фон Гельмгольц опубликовал свою плодотворную книгу « Об ощущениях тона» , в которой он широко использовал фисгармонию для проверки различных систем настройки: [8]
«Среди музыкальных инструментов фисгармония из-за своего равномерно устойчивого тона, пронзительного характера тона и довольно отчетливых комбинационных тонов особенно чувствительна к неточностям интонации. прочная настройка, она показалась мне особенно подходящей для экспериментов над более совершенной системой тонов». [9]
Используя два мануала и два по-разному настроенных стоп-набора, он смог одновременно сравнивать пифагорейский лад со справедливым и равнотемперированным строем и наблюдать степени негармоничности, свойственной различным темпераментам . Он разделил октаву на 28 тонов, чтобы иметь возможность выполнять модуляции 12 минорных и 17 мажорных тональностей только в интонации, не впадая в резкий диссонанс , который присутствует при стандартном октавном разделении в этой настройке. [10] На такой аранжировке было сложно играть. [11] Дополнительные модифицированные или новые инструменты использовались в экспериментальных и образовательных целях; в частности, была Бозанкета Генерализованная клавиатура построена в 1873 году для использования с 53-тональной шкалой . На практике эта фисгармония была построена с 84 клавишами для удобства аппликатуры . Другой знаменитый язычковый орган, получивший оценку, был построен Пулом . [12]
Лорд Рэлей также использовал фисгармонию, чтобы разработать метод точного косвенного измерения частоты, используя приблизительно известные равные интервалы темперации и их обертоновые доли . [13] Преимущество фисгармонии заключалось в том, что она обеспечивала четкие обертоны, что позволяло надежно подсчитывать доли двум слушателям, по одному на ноту. Однако Рэлей признал, что поддерживать постоянное давление в сильфонах сложно, и в результате часто возникают колебания шага.
По звучанию язычковый орган похож на аккордеон или гармошку , но не по установке, поскольку аккордеон держат обеими руками, тогда как язычковый орган обычно располагают на полу в деревянном кожухе (что может затруднить с первого взгляда его можно принять за фортепиано). Язычковые органы приводятся в действие либо давлением, либо при помощи присасывающих мехов. Пневмосильфоны позволяют изменять громкость в более широком диапазоне, в зависимости от того, быстрее или медленнее вращение педалей. В Северной Америке и Великобритании язычковый орган с сильфоном называется фисгармонией, тогда как в континентальной Европе любой язычковый орган называется фисгармонией независимо от того, имеет ли он сильфон давления или всасывания. Поскольку язычковые органы с сильфонами было труднее производить и, следовательно, дороже, в Северной Америке и Великобритании язычковые органы и мелодеоны обычно используют всасывающие сильфоны и работают в вакууме.
Частоты язычкового органа зависят от давления дуния; основная частота уменьшается при среднем давлении по сравнению с низким давлением, но снова увеличивается при высоком давлении на несколько герц для измеренных басовых нот. [14] Американские измерения язычкового органа показали синусоидальные колебания с резкими переходами давления, когда трость изгибается выше и ниже своей рамы. [15] Сама основная частота почти равна частоте механического резонанса трости. [16] Обертоны инструмента представляют собой гармоники основного, а не негармонического, [17] о слабом негармоническом обертоне (6,27 f ). хотя также сообщалось [18] Основная частота исходит от поперечной моды более слабые высшие поперечная и крутильная моды. , тогда как также были измерены [19] Любые крутильные моды возбуждаются из-за небольшой асимметрии конструкции язычка. Во время атаки было показано, что трость сильнее всего производит основную, а также вторую поперечную или крутильную моду, которые являются переходными. [19]
Диаграммы излучения и эффекты связи между звуковой коробкой и язычками на тембр, по-видимому, до сих пор не изучены.
Необычная физика вибрации язычка оказывает прямое влияние на игру на фисгармонии, поскольку контроль ее динамики при игре ограничен и едва уловим. Свободная трость фисгармонии отклепана от металлического каркаса и подвергается воздействию воздушного потока, который нагнетается из сильфона через резервуар, толкая трость и приводя ее к автоколебаниям и звукоизвлечению по направлению воздушного потока. [15] Эта конкретная аэродинамика является нелинейной в том смысле, что максимальная смещения амплитуда , при которой трость может вибрировать, ограничена колебаниями демпфирующих сил , так что результирующее звуковое давление довольно постоянно. [17] Дополнительно существует пороговое давление накачки, ниже которого вибрация язычка минимальна. [18] В пределах этих двух порогов наблюдается экспоненциальный рост и затухание во времени амплитуд язычков. [20]
Репертуар
[ редактировать ]считал фисгармонию Курт Сакс важным инструментом для музыки романтизма (1750–1900), которая «вибрировала между двумя полюсами выражения» и «требовала подавляющей силы и сильных акцентов духовых инструментов». [2]
Доступны композиции для фисгармонии европейских и американских композиторов классической музыки. Он также часто использовался в народной музыке Аппалачей и юга Соединенных Штатов. [ нужна ссылка ]
Гармониумы сыграли значительную роль в новом подъеме скандинавской народной музыки, особенно в Финляндии. В конце 1970-х годов фисгармонию можно было найти в большинстве школ, где собирались группы, и для групп стало естественным включать фисгармонию в свою установку. Типичный фолк-оркестр того времени, особенно в Западной Финляндии, состоял из скрипки (скрипок), контрабаса и фисгармонии. Существовало практическое ограничение, которое не позволяло играть на фисгармонии и аккордеоне в одном диапазоне: фисгармонии были настроены на частоту 438 Гц, а аккордеоны - на 442 Гц. [21] Некоторыми ключевыми игроками на фисгармонии в новом подъеме скандинавского фолка были Тимо Алакотила и Милла Вильямаа .
В Нидерландах появление фисгармонии вызвало бум религиозной хаус-музыки. Его органное качество звука позволяло реформатским семьям петь псалмы и гимны дома. Многие новые гимны были написаны специально для голоса и фисгармонии, особенно Иоганнеса де Хира . [22]
Западная классика
[ редактировать ]В репертуар фисгармонии входит множество пьес, изначально написанных для церковного органа , которые можно играть и на фисгармонии, поскольку они имеют достаточно небольшой диапазон и используют меньшее количество остановок. Например, Баха для органа BWV 570. Фантазия до мажор [23] подходит для четырехоктавной фисгармонии.
Другие примеры включают в себя:
- Альбан Берг . Песни Альтенберга
- Уильям Бергсма . Танцы из альбома Новой Англии 1856 года для оркестра. В него входят партии мелодеона (части I–III) и фисгармонии (часть IV).
- Уильям Болком . «Песни невинности и опыта» для оркестра, хоров и солистов включают партии для мелодеона , губной гармошки и фисгармонии.
- Антон Брукнер . Симфония №. 7 , аранжировка для камерного ансамбля, подготовленная в 1921 году студентами и сотрудниками Арнольда Шенберга для Венского общества частных музыкальных представлений , была написана для двух скрипок, альта, виолончели, баса, кларнета, валторны , фортепиано в 4 руки и фисгармонии. . Общество закрылось до того, как аранжировку удалось исполнить, и премьеры не было более 60 лет.
- Фредерик Клей . Ages Ago , раннее произведение, в котором есть партия фисгармонии (либретто У. С. Гилберта ).
- Клод Дебюсси . Прелюдия к «Послеполуденного дня фавна» в обработке камерного ансамбля Арнольда Шенберга .
- Антонин Дворжак . Пять багателей для двух скрипок, виолончели и фисгармонии, соч. 47 (Б.79).
- Эдвард Элгар . Соспири, Адажио для струнного оркестра , соч. 70 (партитура для арфы или фортепиано и фисгармонии или органа). Вечерние прелюдии .
- Сезар Франк . Последний сборник пьес, широко известный как L'Organiste (1889–1890), на самом деле был написан для фисгармонии, а некоторые пьесы сопровождались фортепиано.
- Александр Гильман , автор многих дуэтов для фортепиано и фисгармонии, в том числе:
- Симфония из Симфонии-кантаты «Ариана» (соч. 53)
- Пастораль ля мажор (соч. 26)
- Финал алла Шуман на Рождество в Лангедоке (соч. 83)
- Пауль Хиндемит . Hin und zurück ( «Туда и обратно »), оперный скетч, в сценической музыке которого используется фисгармония.
- Зигфрид Карг-Элерт . Различные произведения для фисгармонии соло.
- Кронос-квартет . Early Music — альбом, в который входит несколько пьес с участием фисгармонии.
- Анри Летокар (1866–1945). 25 пьес для фисгармонии Premier Cahier.
- Ференц Лист . Симфония к «Божественной комедии» Данте, Часть II: Чистилище
- Густав Малер . Симфония № 8
- Джордж Фредерик Маккей . Соната для кларнета и фисгармонии (1929) (также адаптированная для фортепиано или скрипки)
- Мартин Паддинг . Первый концерт для фисгармонии (2008) для фисгармонии и ансамбля [24]
- Элиза Рондонно (работала в 1827–1860-х годах) написала множество произведений специально для фисгармонии. [25]
- Джоаккино Россини . Petite Messe Solnnelle написана для двенадцати голосов, двух фортепиано и фисгармонии.
- Камиль Сен-Санс . Баркарола , соч. 108 баллов — для фортепиано, фисгармонии, скрипки и виолончели.
- Арнольд Шенберг
- Herzgewächse , соч. 20, для высокого сопрано, челесты , арфы и фисгармонии.
- Рождественская музыка , для двух скрипок, виолончели, фисгармонии и фортепиано.
- Франц Шрекер
- Камерная симфония
- Из вечной жизни
- Рихард Штраус . Ариадна на Наксосе - опера (либретто Гуго фон Гофмансталя ), в оркестровке каждой из версий которой используется фисгармония. Для этого требуется инструмент со множеством стопов, которые указаны в партитуре.
- Петр Ильич Чайковский . « Симфония Манфреда », четвертая часть.
- Луи Вьерн . 24 пьесы вольным стилем для органа или фисгармонии, соч. 31 (1913)
- Антон Веберн . Пять пьес для оркестра op. 10
- Александр Землянский
- Шесть песен Метерлинка
- Лирическая симфония
Художники
[ редактировать ]- Айвор Катлер , шотландский юморист и музыкант.
- Кришна Дас , американский киртанов , композитор и записывающийся исполнитель. певец
- Фаррух Фатех Али Хан , пакистанский исполнитель кавали , композитор и записывающийся артист.
- Мариана Садовская , украинская певица, композитор и певица.
- Рэди Пит, певец и музыкант Ланкума
- Нико , немецкая певица, автор песен, актриса, модель и певица.
Западная популярная музыка
[ редактировать ]Гармониумы используются в западной популярной музыке по крайней мере с 1960-х годов. Джон Леннон играл на маннборгской фисгармонии [26] на Битлз хит-сингле « We Can Work It Out », выпущенном в декабре 1965 года, а группа использовала этот инструмент в других песнях, записанных во время сессий для их альбома Rubber Soul . [27] Они также использовали этот инструмент в знаменитом «финальном аккорде» « A Day in the Life » и в песне « Being for the Benefit of Mr. Kite! », выпущенных на альбоме 1967 года Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [28] Хит-сингл группы « Hello, Goodbye » и трек « Your Mother Must Know » были написаны с использованием фисгармонии. [29] [30]
Вскоре многие другие артисты использовали этот инструмент в своей музыке, в том числе; Pink Floyd о заглавной песне " Chapter 24 " из своего первого альбома The Piper at the Gates of Dawn в 1967 году. [ нужна ссылка ] , Элтон Джон в своем альбоме 1973 года «Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player» 1976 года , «Blue Moves» , альбоме « A Single Man» 1978 года и «Made in England» 1995 года. [ нужна ссылка ] . Немецкая певица Нико была тесно связана с фисгармонией, используя ее в качестве основного инструмента в конце 60-х и 70-х годах в таких альбомах, как The Marble Index , Desertshore и The End .... [31]
Донован использовал фисгармонию в своем альбоме 1968 года The Hurdy Gurdy Man , где он играл ее под гудящий аккомпанемент в песне «Peregrine», а также где она также была сыграна в его песне «Poor Cow» Джона Кэмерона . [32]
Роберт Фрипп из King Crimson играл на педальной фисгармонии, позаимствованной у автора текстов Питера Синфилда, в заглавном треке альбома прогрессив-рок-группы 1971 года Islands .
Совсем недавно Роджер Ходжсон из Supertramp использовал свою фисгармонию во многих песнях группы, включая «Two of Us» из Crisis? Какой кризис? , "Fool's Overture" из альбома Even in the Quietest Moments... , заглавный трек к их альбому 1979 года Breakfast in America и "Lord Is It Mine". Ходжсон также использовал фисгармонию в песне «The Garden» из своего сольного альбома 2000 года Open the Door . [ нужна ссылка ] Грег Уикс и Тори Эймос использовали этот инструмент в своих записях и живых выступлениях. [ нужна ссылка ]
The Damned Вокалист Дэйв Ваниан купил фисгармонию за 49 фунтов и использовал ее для написания "Curtain Call", 17-минутного заключительного трека с их двойного альбома 1980 года The Black Album. [ нужна ссылка ] . В 1990 году Depeche Mode использовали фисгармонию в версии своей песни « Enjoy the Silence ». [ нужна ссылка ] The Divine Comedy использовали фисгармонию в песне "Neptune's Daughter" из своего альбома Promenade 1994 года. [ нужна ссылка ] . Сара Барей использовала фисгармонию в своей песне 2012 года «Once Upon Another Time». [33] В саундтреке к фильму , заключительном треке альбома Radiohead 2000 года Kid A , активно используется педальный орган-гармония, что резко контрастирует со многими другими треками на альбоме, которые почти полностью электронные. [34]
основанная на индуизме и сикхах, религиозная музыка, известная как киртан . В 1990-е годы на Западе стала широко распространяться индийская музыка VII–VIII веков, [35] [36] Артисты киртана часто играют на фисгармонии как на ведущем инструменте; в частности Джай Уттал , который был номинирован на премию Грэмми за музыку нового века в 2004 году, [35] Снатам Каур и Кришна Дас , номинированные на премию Грэмми за музыку нью-эйдж в 2012 году. [37]
На Индийском субконтиненте
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2016 г. ) |
, Индийская фисгармония также известная как ручная фисгармония или ваджа, представляет собой небольшой портативный язычковый орган с ручной накачкой, который завоевал популярность на Индийском субконтиненте. Он прибыл в Индию в середине 19 века, возможно, завезенный миссионерами или торговцами. Адаптированная индийскими мастерами фисгармония была модифицирована для игры на полу в соответствии с традиционным индийским музыкальным стилем и стала более компактной и портативной. [38]
На протяжении XIX и XX веков индийская фисгармония стала неотъемлемой частью индийской музыки и широко использовалась в таких религиозных жанрах, как каввали, газель, киртан и бхаджан. Его легкий дизайн, портативность и простота обучения способствовали его широкому распространению среди сикхов, индуистов и мусульман в религиозных целях. Примечательно, что оно также обрело популярность в субкультуре западной йоги благодаря таким фигурам, как Кришна Дас и Джай Уттал.
В 20 веке фисгармония столкнулась с противоречиями в индийской классической музыке из-за технических ограничений, таких как неспособность воспроизводить оскорбления , гамаку и менд . [39] Несмотря на это, он стал предпочтительным инструментом для классических вокальных жанров Северной Индии, благодаря простоте обучения и пригодности для группового пения. Фиксированная высота звука и ограничения фисгармонии привели к запрету ее использования на Всеиндийском радио с 1940 по 1971 год. Однако в реформированной классической музыке начала 20 века она по-прежнему пользовалась предпочтением. Фисгармония популярна и по сей день, важный инструмент во многих жанрах индийской , пакистанской и бангладешской музыки . Например, это основной элемент вокальной классической музыки Северной Индии и концертов суфийских мусульман Каввали . [40]
Типы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2015 г. ) |
С точки зрения сохранения культурных ценностей, содержания и реставрации насосные органы часто делят на несколько типов. [41] [42] [43]
Исторические инструменты
[ редактировать ]Исторически предком насосных органов стали типы трубочных органов ( положительные , переносные ), в которых использовались резонансные трубы, приводимые в действие мехами ( т.е. накачиваемые органы).
В 17 веке на небольших тростниковых органах, называемых царственными , эти тростниковые свирели были заменены бьющимися язычками , и их форма ближе к более позднему качающемуся мелодеону , ранним малым насосным органам или ранним аккордеонам.
В начале 19 века, когда свободные трости стали производиться на заводе, различные инструменты со свободными тростями один за другим были изобретены , в том числе: ранние насосные органы ( ок. 1810 г. ), аккордеоны ( ок. 1822/1829 г. ) и симфониум ( ок. 1829 г.) . ) как ранняя губная гармошка.
Ранние инструменты
[ редактировать ]Примечание : термин «мелодий» кажется взаимозаменяемым с терминами «мелодион» и «мелодеон». [44] [45]
- Серафин (изобретен в 1833 году Джоном Грином, Лондон)
Фисгармония
[ редактировать ]Гармонии представляют собой свободно-язычковые органы системы давления.
- Фисгармония с плоской вершиной ( ок. 1865 г. ) Александра Дебена , французского изобретателя фисгармонии (запатентована в 1842 г.) [47]
- Кунстармониум (французский: фисгармонии д'арт ) с Челестой , [43] Огюст Виктор Мустель , Париж (1890 г.)
- Фортепианная мелодия и орган-мелодия (изобретены в середине 19 века Александром Пером и Филсом ) [43]
- Часовня фисгармония
- Энгармоническая фисгармония: Ортотонофониум (1870-е/1914)
Всасывающие язычковые органы
[ редактировать ]Всасывающие язычковые органы представляют собой свободно-язычковые органы вакуумной системы.
Мелодеоны и Серафины
[ редактировать ]Примечание . Термин «мелодеон» кажется взаимозаменяемым с терминами «мелодион» и «мелодий». [44] [45]
О «мелодеоне» как типе аккордеона см. Диатонический баян § Номенклатура .
- Серафина [43] Соединенных Штатов (ок. 1835 г., Джеймс А. Базен, Массачусетс)
Рид- орган
[ редактировать ]- Энгармонический язычковый орган (1868/1871)
Джозеф Элли
Более поздние инструменты (электровентилятор / электронные органы)
[ редактировать ]- Пузырьковый орган с электровентиляторным приводом
- с электрическим приводом Аккордовый орган (1960-е)
- Язычковый орган с электростатическим звукоснимателем (1930–1960-е годы)
- ср. Электронный орган (1939–)
Связанные инструменты
[ редактировать ]- Гармоника
- шрути коробка
- Орган
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брахаспати, СВ (2023). Как играть на фисгармонии, с. 4. Публикации Абхишека.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 184, 406–407.
- ^ Перейти обратно: а б Миссин, PR "Western Free Reed Instruments" . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «Компания Карпентер Орган (1899)» . Вермонт Феникс . 1 сентября 1899 г. п. 4 . Проверено 29 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ «История язычкового органа» . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Эсбери, Герберт, Берберийский берег (Альфред Кнопф, 1933), 105
- ^ Гельмгольц Л. Ф. и Эллис А. О ощущениях тона , Лондон: Longmans, Green, And Co., 1875.
- ^ Гельмгольц, HLF, 1875, с. 492, Часть III, Справедливо-интонированная фисгармония.
- ^ Гельмгольц, HLF, 1875, с. 634, Приложение. XVII.
- ^ Гельмгольц, HLF, 1875, с. 682, Приложение. XIX.
- ^ Гельмгольц, HLF, 1875, с. 677, Приложение. XIX.
- ^ Рэлей (январь 1879 г.). «Об определении абсолютного слуха обыкновенной фисгармонией» . Природа . 19 (482): 275–276. Бибкод : 1879Natur..19R.275. . дои : 10.1038/019275c0 .
- ^ Коттингем, Дж. П., Рид, Ч. Х. и Буша, М. (март 1999 г.). Изменение частоты в зависимости от давления продувки для свободного язычка с пневматическим приводом (PDF) . Сборник статей 137-го собрания Акустического общества Америки и 2-го съезда Европейской акустической ассоциации: Forum Acusticum, Берлин. Том. 105. с. 1001. Бибкод : 1999ASAJ..105R1001C . дои : 10.1121/1.425800 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Коттингем, JP (сентябрь 2007 г.). «Тростниковая вибрация в западных инструментах со свободным язычком» (PDF) . Материалы Международного конгресса по акустике (ICA2007), Мадрид, Испания . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Флетчер, Нью-Хэмпшир и Россинг, Т.Д. (1998). Физика музыкальных инструментов, 2-е изд . Springer Science+Media Inc. с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Сент-Илер; АО (1976). «Аналитическое предсказание нелинейного отклика самовозбуждающейся структуры». Журнал звука и вибрации . 47 (2): 185–205. Бибкод : 1976JSV....47..185S . дои : 10.1016/0022-460x(76)90717-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Коттингем, Дж. П., Лилли, Дж. и Рид, CH (март 1999 г.). Движение свободных язычков с пневматическим приводом (PDF) . Сборник статей 137-го собрания Акустического общества Америки и 2-го съезда Европейской акустической ассоциации: Forum Acusticum, Берлин. Том. 105. с. 940. Бибкод : 1999ASAJ..105..940C . дои : 10.1121/1.426334 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Пакетт, А. и Коттингем, JP (ноябрь 2003 г.). Режимы вибрации свободных язычков с пневматическим приводом в установившемся состоянии и переходных колебаниях (PDF) . 137-е собрание Акустического общества Америки, Остин, Техас. дои : 10.1121/1.4781137 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Сент-Хилэр, АО, Уилсон, Т.А. и Биверс, Великобритания (1971). «Аэродинамическое возбуждение трости фисгармонии». Журнал механики жидкости . 49 (4): 803–816. Бибкод : 1971JFM....49..803H . дои : 10.1017/s0022112071002374 . S2CID 121955334 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Хармуни» (на финском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Ян Смелик, «Поучительное пение вокруг фисгармонии» в: Луи Грийп cs, История музыки Нидерландов. Издательство Амстердамского университета / Саломея, Амстердам, 2001: стр. 547–552.
- ^ «Фантазия до мажор, BWV 570 (Бах, Иоганн Себастьян) – Музыкальная библиотека IMSLP/Петруччи: ноты в свободном общественном достоянии» . Imslp.org . Проверено 8 июля 2012 г.
- ^ «Мартин Паддинг» . Martijnpadding.nl. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г. Проверено 8 июля 2012 г.
- ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов . Книги и музыка (США). п. 599. ИСБН 978-0-9617485-0-0 .
- ^ О'Киф, Фил (7 февраля 2014 г.). «Клавиатуры эпохи Битлз» . Центр Гармонии . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Эверетт, Уолтер (2001). The Beatles как музыканты: The Quarry Men через Rubber Soul . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 321–22 . ISBN 0-19-514105-9 .
- ^ Эмерик, Джефф; Мэсси, Ховард (2006). Здесь, там и повсюду: Моя жизнь при записи музыки Битлз . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Gotham Books. стр. 162–167. ISBN 978-1-592-40269-4 .
- ^ «Привет, до свидания» . Библия Битлз. 15 марта 2008 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Скапеллити, Кристофер (редактор, писатель) (2016). «Музыкальные иконы – The Beatles: история каждого альбома и песни». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Athlon Sports Communications, Inc.: 84.
{{cite journal}}
:|author1=
имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Берег пустыни – Нико | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Человек с шарманкой» . Донован Неофициальный. 2009 . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Goosee9 (15 мая 2013 г.). «Сара Барейлес – Однажды в другой раз (Концерт в Эль-Рей – 14 мая 2013 г.)» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. - на YouTube.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ https://www.citizeninsane.eu/music/kida/mps.html#:~:text=Thom%20worked%20out,added%20by%20Jonny .
- ^ Перейти обратно: а б Шеннон Секстон; Анна Дубровская (16 декабря 2011 г.). «Пой электрическую душу» . Журнал йоги .
- ^ Роквелл, Тид (14 ноября 2011 г.). «Киртаны Востока и Запада» . Индийские течения . Архивировано из оригинала 24 декабря 2015 года.
- ^ Патуан, Бренда (6 декабря 2012 г.). «Песня Кришны Даса Live Ananda» номинирована на Грэмми; Киртан Грэмми будет первым» . Бит Бхакти .
- ^ «Изобретение ручной фисгармонии» . Dwarkin & Sons (P) Ltd. Архивировано из оригинала 9 апреля 2007 г. Проверено 24 апреля 2007 г.
- ^ «Маленькая энциклопедия индийских инструментов» . india-instruments.com .
отрывок из книги Суниры Касливал, Классические музыкальные инструменты, Дели, 2001 г.
- ^ Джонс, Л. Джафран (1990). «Обзор суфийской музыки Индии и Пакистана: звучание, контекст и значение в Каввали» . Азиатская музыка . 21 (2): 151–155. дои : 10.2307/834116 . ISSN 0044-9202 . JSTOR 834116 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фадж, Род. «Двенадцать различных типов насосных органов (типы язычковых органов)» . PumpOrganRestorations.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Как найти серийные номера в органах Эсти Рид» . Музей органа Эсти. Архивировано из оригинала 1 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «6.Приложения. А.Типология». Путеводитель – Гармониумы: Идентификация и охрана как исторические памятники [ Руководство – Гармониумы: Идентификация и охрана как исторические памятники ] (PDF) . Главное управление наследия (на французском языке). Париж, Франция: Министерство культуры . 2020.стр. 21–26. ISBN 978-2-11-162589-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Кёлер, Фридрих; Ламбек, Герман (1892). Ламбек, Герман (ред.). Словарь английского и немецкого языков . П. Реклам июнь. п. 307 .
" melodeon [me-lō'di-on] с. ♪ Концертина f. Мелодион n (=мелодий).
мелодия [me-lō'di-um] s. Мелодион н (=мелодеон). " - ^ Перейти обратно: а б Словарь века . Энциклопедический лексикон английского языка. Том. 13. Компания Века. 1890. с. 3700 .
« мелодеон (me-ˈlō'di-on). п . [Также мелодий; < Л. . melodia , < гр . μελωδία , пение: см. мелодия . Ср . melodion .] Тростниковый орган или фисгармония
мелодия (ме-лоди-ум). н . См. Мелодеон . " - ^ Гилберт Хирш (18 марта 2018 г.). Гармонифлейта де Майерматрица [1850] (видео). Ютуб. Архивировано из оригинала 07.11.2021. — пример игры на гармонифлейте. Пыльник на задней стороне накачивается ножной педалью, расположенной между стойкой.
- ^ Ключевое слово. «Гармониум». Музыка в прошлом и настоящем (МГГ) . Том 5. с. 1708.
- ^ Давида ЯКОБАШВИЛИ [Давид Якобашвили]. «Гармония «Реформ-оргель» (1888–1903, Швеция, Карлстад) Дж. П. Нистремса Оргеля и Пианофабрики [Инв. 101/ММП]» . Музей "Собрание" [Музей "Собрание" / Музейная коллекция] .
Механическая фисгармония в деревянном футляре в форме фортепиано... Слева надпись «IP Nyström», в центре «Reform-Orgel Patent», справа «Karlstad». Текст в рамке «Jnnehar sjutton (17) ) Patenter å egna Uppfinningar inom orgelbranchen" (17 патентов на оригинальные изобретения в органной промышленности) находится под центральной надписью. ...
- ^ Уоринг, Деннис Г. (29 июля 2002 г.). «Американская мануфактура язычковых органов» . Производство музы: органы Estey и потребительская культура в викторианской Америке . Издательство Уэслианского университета (опубликовано в 2002 г.). стр. 11–12 . ISBN 978-0-8195-6508-2 .
- ^ Буш, Дуглас Эрл; Кассель, Ричард (2006). «Прескотт, Авраам (1789–1858)». Орган: Энциклопедия . Энциклопедия клавишных инструментов. Том. 3. Психология Пресс. п. 441 . ISBN 9780415941747 .
- ^ Прескотт, Абрахам (1825), Rocking Melodeon , MET инвентарный номер : 89.4.1194,
создатель : Авраам Прескотт (Американец, Дирфилд, Нью-Гэмпшир, 1789–1858 гг., Конкорд, Нью-Гэмпшир)
- ^ Лоуренс Либин (лето 1989 г.). «Клавишные инструменты» (PDF) . Бюллетень Метрополитен-музея . 47 (1): 52 . (доступно в формате PDF )
- ^ «Нью-Хейвен Мелодеон (1865)» . AntiquePianoShop.com . 26 августа 2017 г.
Это красивый мелодеон, построенный компанией New Haven Melodeon Company примерно в 1865 году. Эти инструменты представляют собой небольшие язычковые органы, которые приводятся в действие путем нажатия на большую железную правую педаль… левая педаль отвечает за громкость и управляет заслонкой. В середине 19 века эти маленькие мелодеоны часто были единственной формой музыкального развлечения в сельской Америке. Этот тип мелодеона известен как «портативный мелодеон», а его ножки складываются под инструмент для удобства транспортировки. ...
Смотрите изображения: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 . - ^ «Компания Нью-Хейвен Мелодеон» . AntiquePianoShop.com . Сентябрь 2017 г.
Компания New Haven Melodeon была основана 10 апреля 1867 года в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Джон Л. Трит из Treat & Linsley значился руководителем фирмы. Фирма построила несколько моделей органов и мелодеонов и пользовалась большим успехом. К 1872 году компания числилась как имеющая оборотный капитал в размере 40 000 долларов. К концу 1870-х годов популярность мелодеона начала уступать место салонному органу. Фирма была реорганизована в «The New Haven Organ Company» с 1881 по 1883 год, и примерно после 1883 года о ней не упоминается.
См. также: Трит и Линсли . - ^ «Коллекция Ольтгофа - выставлена в 1981 году» . Harmoniumnet.nl .
17. Плоский язычковый орган от George Woods & Co. Эта фирма известна своими высококачественными мелодеонами (ранний тип язычкового органа, по сути присасывающаяся разновидность фишармоники).
- ^ Автофон (1878 г.), Органетка «Автофон» , Генри Бишоп Хортон (изобретатель), MET Регистрационный номер : 07.195a, b,
Производитель : Автофон / Изобретатель : Генри Бишоп Хортон (Американ, Винчестер, Коннектикут, 1819–1885)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Органное общество Рида
- Домашняя страница язычкового органа Джона К. Эстелла, Северный университет Огайо
- Лучшие производители фисгармонии