Фредерик Клей
Фредерик Эмес Клей (3 августа 1838 – 24 ноября 1889) был английским композитором, известным в основном своими песнями и музыкой, написанными для сцены.Хотя Клэй происходил из музыкальной семьи, в течение 16 лет он зарабатывал на жизнь государственным служащим в Казначействе Ее Величества , сочиняя в свободное время, пока наследство в 1873 году не позволило ему стать композитором на полную ставку. Свой первый большой успех на сцене он добился «Века назад в короткой комической опере » (1869) на либретто У.С. Гилберта для небольшой Галереи иллюстраций ; он работал хорошо и неоднократно возрождался. Клэй, большой друг своего коллеги-композитора Артура Салливана , познакомил последнего с Гилбертом, что привело к партнерству Гилберта и Салливана .
Помимо Гилберта, либреттистами Клея в течение его 24-летней карьеры были Б. К. Стивенсон , Том Тейлор , Т. В. Робертсон , Роберт Рис и Г. Р. Симс . Последней из четырех его пьес с Гилбертом была «Принцесса Тото» (1875), которая имела короткие тиражи в Вест-Энде и Нью-Йорке. Другие композиции Клея включают кантаты и множество отдельных песен. Его последними двумя произведениями были успешные оперы, написанные в 1883 году: «Веселая герцогиня» и «Золотое кольцо» . Затем в возрасте 44 лет он перенес инсульт, который парализовал его и завершил карьеру.
Историк Курт Генцль назвал Клея «первым значительным композитором современной эпохи британского музыкального театра». [1] но даже его самые успешные сценические работы вскоре затмили работы Гилберта и Салливана. При жизни он был наиболее известен своими салонными песнями , которые были известны по всей Британии. Музыка Клея считалась не особенно оригинальной или запоминающейся, но музыкальной и приятной.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Клей родился в Париже и был четвертым из шести детей Джеймса Клея (1804–1873) и его жены Элизы Камиллы, урожденной Вулрич. [2] Джеймс Клей был радикальным членом парламента , а также был хорошо известен как игрок и авторитет в висте . Оба родителя были музыкальными: мать Клея была дочерью ведущего оперного певца, а отец — композитором-любителем. [2] Клей получил образование дома в Лондоне у частных репетиторов, изучал игру на фортепиано и скрипке, а затем композицию у Бернхарда Молика . [3] Благодаря влиянию лорда Пальмерстона Клей получил должность в Министерстве финансов Его Величества . [4] и какое-то время был личным секретарем Бенджамина Дизраэли , который представил его на придворном приеме в 1859 году. [5] При более поздней администрации Клей предпринимал конфиденциальные миссии от имени У. Э. Гладстона . [6]
В возрасте 20 лет Клэй пережил то, что он назвал «открытием» своих музыкальных чувств: слушая «Трубадур » Верди в Ковент-Гарден и в « Диаманты куронны» Обера Комической опере в Париже, он пришел в восторг от «сила голосовой декламации в одном произведении и восторг музыкальной комедии в другом». [4] В свободное время он изучал музыку у Морица Гауптмана в Лейпциге и сочинял то, что его биограф Кристофер Ноулз называет «песнями и легкими операми для гостиных высшего общества». [2] Вместе со своим коллегой-служащим казначейства Б. К. Стивенсоном в качестве либреттиста он написал три одноактные оперетты для любителей: «Пиратский остров» (1859), «Вне поля зрения» (1860) и «Смелый рекрут» (1868). [4] The Era прокомментировала второе из них: «Композитор - любитель, но он продемонстрировал драматическую силу и мастерство игры на инструментах, которые позволили бы ему войти в списки профессиональных музыкантов». [7]
Клэй имел скромный оперный успех с одноактной опереттой « Корт и коттедж » на либретто Тома Тейлора , поставленной в Ковент-Гарден в 1862 году как дополнение к Мейербера «Диноре» . [8] В 1865 году последовала вторая одноактная пьеса для Ковент-Гардена: «Констанс» , выступавшая на сцене ежегодной пантомимы , имела либретто Т. В. Робертсона . [9] Как и «Корт» и «Коттедж» , он получил положительные отзывы в прессе. [10] но в театральном репертуаре не остался. [n 1]
В середине 1860-х годов Клей и его близкий друг и коллега-музыкант Артур Салливан были частыми гостями в доме Джона Скотта Рассела . Примерно к 1865 году Клэй обручился с младшей дочерью Скотта Рассела, Элис Мэй, а Салливан ухаживал за средней дочерью Рэйчел. [12] Скотты Расселы приветствовали помолвку Элис и Клея, но по неизвестным причинам она была расторгнута. [2] [12] [n 2] Алиса вышла замуж за другого жениха в 1869 году; Клей оставался холостым всю свою жизнь. [2] [n 3]
1866–1873 гг.
[ редактировать ]первая кантата Клея « Рыцари Креста» В 1866 году в Лондоне под управлением Салливана была исполнена . Оно было вежливо принято, но «талант и хороший вкус» композитора, по мнению одного рецензента, не привели к «особой оригинальности характера». [14] [n 4] В 1869 году пришел первый значительный театральный успех Клея, «Оперное развлечение» « Века назад » , написанное для German Reeds в Королевской галерее иллюстраций на либретто У. С. Гилберта . [n 5] Пьеса, которую историк Курт Генцль назвал «огромным успехом», во время первого показа была показана 350 раз и возрождалась несколько раз. [16] Салливана Первая постановка была произведена в двойном формате с «Cox and Box» . [17] опубликованную партитуру « Века назад »; Клэй посвятил Салливану [18] на репетиции пьесы, вероятно, в 1870 году, Гилберт впервые встретил Салливана, которого представил Клей. [19]
В течение следующих четырех лет Клей написал еще четыре оперных пьесы. Первый, «Джентльмен в черном» (1870, с Гилбертом), содержал многие из перевернутых идей, которые либреттист должен был развить в своем более позднем сотрудничестве с Салливаном и другими. [20] Премьера была принята с восторгом – в положительной рецензии The Morning Post отметила, что почти каждый номер был записан на бис. [21] - но пьеса была показана всего 26 раз. [20] Следующие три, «Владение » (1871, для Германа Рида), «Счастливая Аркадия» (1872, с Гилбертом) и «Ориана» (1873, с Джеймсом Олбери ), имели короткие пробеги по Лондону. [22] Клэй написал часть музыки для других лондонских шоу в эти годы, включая феерии «Али-Баба в моде» (1872) и «Дон Жуан в Венеции» (1873), «большую праздничную оперу-буфф» «Черный мошенник » (1872). [№ 6] и «фантастическая музыкальная драма» «Бабиль и Бижу, или Утраченные регалии» (1872). [24] Последний из них, представленный в Ковент-Гарден, представлял собой впечатляющую постановку, которая длилась около восьми месяцев и привлекла весьма благоприятные отзывы Клея и его коллеги-композитора Жюля Ривьера. [25]
Штатный композитор
[ редактировать ]Предвидя, но не наслаждаясь длительным периодом правления консерваторов после победы партии на выборах в феврале 1874 года, Клэй ушел из казначейства. [4] Наследство его отца, который умер в сентябре 1873 года, сделало его финансово независимым и смог посвятить свою энергию постоянной композиции. [4] [n 7]
«Зеленая старость» , «музыкальная невероятность», с либретто Роберта Риса (1874), к которому Клей внес часть музыки, [26] за ним последовал заказ Кейт Сэнтли на оперу-буфф « Катарина, или Друзья при дворе » на либретто Риса. Он успешно гастролировал по провинциям под дирижированием композитора, а Сэнтли в роли Пинчоне; его давали в театре Чаринг-Кросс в Лондоне в зимний сезон 1874–75 годов. [27]
Последним сотрудничеством Клея и Гилберта стала трехактная комическая опера « Принцесса Тото» (1876), еще одно средство творчества Сэнтли. [24] Во время турне и в Вест-Энде он вызвал неоднозначную оценку как либретто, так и партитуры. Более поздний комментарий The Times о том, что это произведение «вероятно, не превзошло ни одно современное английское произведение по веселости и мелодичному очарованию». [28] в целом не разделялся: в обзорах постоянно повторялась тема, что музыка Клея была музыкальной и приятной, но не поразительно оригинальной или запоминающейся. [29] На своей первой лондонской постановке «Принцесса Тото» бежала меньше месяца. В Нью-Йорке дела обстоят еще хуже. [30] Когда его возобновили в Лондоне в 1881 году, The Times отметила, что произведение не понравилось публике в 1876 году, «привыкшей к более широкому юмористическому стилю феерии», и выразила надежду, что к 1881 году общественный вкус стал более развитым под влиянием других произведений Гилберта. комические оперы. [31] [№ 8] Тем не менее, в возрождении состоялось всего 65 представлений. [30] [n 9]
Кантата Клея «Лалла Рук» (содержащая его самую известную песню «Я спою тебе арабские песни», а также «Все еще это золотое затишье») была успешно дана на Брайтонском фестивале в 1877 году, а позже была исполнена в других местах в Великобритании и США. США. [3] Клей обнаружил отсутствие возможностей в Великобритании и переехал в США в 1877 году. [2] Там он добился лишь переменного успеха и вернулся в Лондон в 1881 году. [3] Его последними сценическими работами были две совместные работы с либреттистом Г. Р. Симсом : «спортивная комическая опера» «Веселая герцогиня » (1883), поставленная в Королевском театре с Сэнтли в главной роли. [34] и «Золотое кольцо» в главной роли с Мэрион Худ (1883). Последний был написан к открытию театра Альгамбра , сгоревшего дотла годом ранее. [35] Эти выставки были успешными и, по мнению Генцля, продемонстрировали художественный прогресс по сравнению с более ранними работами Клея. [36]
В течение года у Клея было слабое здоровье, и он был вынужден отказаться от работы над третьей кантатой «Сарданапал» , заказанной для фестиваля в Лидсе. [37] После проведения второго спектакля « Золотого кольца» в декабре 1883 года у него случился инсульт, который парализовал его и оборвал его продуктивную жизнь. [2] В 1889 году в возрасте 51 года он был найден утонувшим в ванне дома своих сестер в Грейт-Марлоу . Вердикт коронера - самоубийство в состоянии душевного расстройства. Клей был похоронен на кладбище Бромптон 29 ноября 1889 года. [2]
Музыка
[ редактировать ]Салливан написал статью о своем друге в первых выпусках « Словаря музыки и музыкантов» Гроува . Он сказал о музыке Клея:
В статье, опубликованной в журнале Grove за 2001 год , Кристофер Ноулз так резюмирует музыку Клея:
Его мелодии всегда свежи и изящны; его гармоническая трактовка, хотя иногда и поразительно оригинальная, во многом обязана Россини и Оберу . Каким бы успехом он ни был, он так и не оторвался от гостиной баллады и, лишенный Салливана чувства веселья и изобретательности, оставался в основном в его тени. [3]
Хотя даже его самые успешные сценические произведения вскоре затмили произведения Гилберта и Салливана , а его музыка широко считалась музыкально приятной, но не особенно оригинальной или запоминающейся, по мнению Генцля, он был «первым значительным композитором современной эпохи британской музыки». музыкальный театр». [1]
Музыкальный театр
[ редактировать ]Заголовок | Жанр | Действия | Либреттист | Премьера состоялась в | Премьера состоялась | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Пиратский остров | оперетта | ? | БК Стивенсон | Частное самодеятельное выступление | 1859 | Партитура и либретто утеряны |
Вне поля зрения | оперетта | 1 | Стивенсон | Театр Бижу, Лондон | февраль 1860 г. | |
Корт и Коттедж | оперетта | 1 | Том Тейлор | Ковент Гарден | 22 марта 1862 г. | |
Констанция | опера | 1 | Т.В. Робертсон | Ковент Гарден | 23 января 1865 г. | |
Смелый рекрут | оперетта | 1 | Стивенсон | Королевский театр, Кентербери | 4 августа 1868 г. | |
Века назад | музыкальная легенда | 1 | WS Гилберт | Галерея иллюстраций , Лондон | 22 ноября 1869 г. | |
Джентльмен в черном | музыкальная легенда | 2 | Гилберт | Театр Чаринг-Кросс , Лондон | 26 мая 1870 г. | |
Во владении | оперетта | 1 | Роберт Рис | Галерея иллюстраций | 20 июня 1871 г. | |
Бабиль и Бижу, или Потерянные регалии | фантастическая музыкальная драма | 5 | Ж. Р. Планше по мотивам Дион Бусико | Ковент Гарден | 29 августа 1872 г. | Сотрудничество с Эрве . Жюль Ривьер и Джей-Джей. из Биллмонта |
Али-Баба в моде | феерия | ? | Рис | Театр Гейети, Лондон | 14 сентября 1872 г. | Сотрудничество с Джорджем Гроссмитом и другими |
Счастливая Аркадия | музыкальное развлечение | 1 | Гилберт | Галерея иллюстраций | 28 октября 1872 г. | |
Черный Жулик | Очарование большой оперы-буффа | 4 | Гарри Полтон и Джон Полтон по мотивам оперы братьев Коньяр « La Biche aux bois» | Театр Альгамбра , Лондон | 23 декабря 1872 г. | Сотрудничество с Жоржем Якоби |
Ориан | романтическая легенда | 3 | Джеймс Олбери | Театр «Глобус» , Лондон | 16 февраля 1873 г. | |
Дон Жуан в Венеции | феерия | ? | Рис | Веселье | 18 февраля 1873 г. | Сотрудничество с Джеймсом Моллоем и Мейером Лутцем |
Дон Жуан | Рождественская феерия | 7 сцен | Х. Дж. Байрон | Альгамбра | 19 января 1874 г. | Сотрудничество с Якоби. Другая музыка Лекока и Оффенбаха |
Катарина, или Друзья при дворе | комическая опера | 2 | Рис | Принцский театр, Манчестер | 17 августа 1874 г. | |
Зеленая старость | музыкальная невероятность | 1 | Рис | Театр Водевиль , Лондон | 31 октября 1874 г. | |
Принцесса Тото | комическая опера | 3 | Гилберт | Королевский театр, Ноттингем , а затем Strand Theater , Лондон | 26 июня 1876 г. | |
Дон Кихот | грандиозная комическая и захватывающая опера | 3 | Х. Полтон и Альфред Молтби | Альгамбра | 25 сентября 1876 г. | |
Черный Жулик | обр. версия | 4 | Альгамбра | 3 декабря 1881 г. | ||
Веселая герцогиня | спортивная комическая опера | 2 | ГР Симс | Королевский театр , Лондон | 23 апреля 1883 г. | |
Золотое кольцо | сказочная опера | 3 | Симс | Альгамбра | 3 декабря 1883 г. |
Случайная музыка
[ редактировать ]- Месье Жак (1876) [39]
- Сквайр (1881) [39]
- Двенадцатая ночь [38]
Хоровой
[ редактировать ]- Рыцари Креста (кантата, 1866) [39]
- Рыцарь Красного Креста (Лондон, 1871 г., редакция работы 1866 г., выше) [39]
- Лалла Рук (кантата, Брайтонский фестиваль, 1877 г.) [39]
Песни
[ редактировать ]Многочисленные, в том числе «Она бродила по склону горы», «Пески Ди» и «Лучше не знать». [39]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно краткому изложению Курта Генцля , « Констанс» была написана на довольно «тяжелое» либретто. ... Это была история о любви и патриотизме, действие которой происходило в Польше под властью русских – что-то вроде польской Тоски , но со счастливым концом. когда героя и героиню спасает сначала поющая вивандьера , а затем польская армия. Музыка... была отмечена как многообещающая, хотя и довольно легкая, и после восемнадцати исполнений в качестве занавеса... она канула в безвестность. " [11]
- ↑ Скотт Расселы запретили отношения между Салливаном и Рэйчел, поскольку у Салливана были неопределенные финансовые перспективы, хотя Рэйчел продолжала тайно встречаться с ним. [12]
- ↑ Алиса вышла замуж за Франсуа Артура Рауша в Льюишаме в сентябре 1869 года. [13]
- ↑ В 1871 году была представлена переработанная версия под названием «Рыцарь Красного Креста» . Композитор дирижировал с Салливаном за органом хором из 200 человек и оркестром из 80 человек. [15]
- ↑ Клей попросил Робертсона написать либретто к пьесе, но тот был слишком занят и познакомил Клея с «лучшим человеком, чем я когда-либо буду», а именно с Гилбертом. [4]
- ↑ Опера имела французский источник сюжета с американским мюзиклом 1866 года «Черный мошенник» , но в остальном не имела никакого отношения. [23]
- ↑ Как и его друг Салливан, Клей был заядлым игроком, и в конце концов он потерял деньги, оставленные ему отцом, и ему пришлось полагаться на свои доходы от музыки. [4]
- ^ Между постановками 1876 и 1881 годов Гилберт и Салливан написали «Колдун» , «HMS Pinafore» , «Пираты Пензанса» и «Пейшенс» . [32]
- ↑ Возрождение стало первой постановкой в Opera Comique после того, как оперная труппа D'Oyly Carte переехала оттуда в театр Савой во время спектакля « Терпение» , который в общей сложности дал 578 представлений в двух театрах. [33]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Генцль (2001), с. 389
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ноулз, Кристофер. «Клэй, Фредерик Эмес (1838–1889)». Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Проверено 6 февраля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ноулз, Кристофер. "Clay, Frederic". Архивировано 5 июня 2018 года в Wayback Machine , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 6 февраля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Мистер Фредерик Клей из Кларенса Чемберса», The Yorkshire Post , 18 апреля 1883 г., стр. 6
- ^ «Прием Ее Величества», The Morning Chronicle , 12 мая 1859 г., стр. 5
- ^ «Смерть мистера Фредерика Клея», The Era , 30 ноября 1889 г., стр. 9
- ^ «Театры», The Era , 14 июля 1861 г., с. 10
- ^ «Королевская английская опера», The Times , 24 марта 1862 г., стр. 12
- ^ «Королевская английская опера», The Times , 24 января 1865 г., стр. 9
- ^ «Королевская английская опера», The Morning Post , 24 марта 1862 г., стр. 6; «Королевская английская опера», The Standard , 24 марта 1862 г., стр. 3; "Музыка." «Дейли Ньюс» , 24 января 1865 г., стр. 2; «Королевская английская опера», The Standard , 24 января 1865 г., стр. 3; и «Королевская английская опера», The Times , 24 января 1865 г., стр. 9
- ^ Генцль (1986), с. 16
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнгер, с. 87; Джейкобс, с. 53
- ^ «Рождения, браки и смерти», Pall Mall Gazette , 2 октября 1869 г., стр. 5
- ^ "Музыкальное общество государственной службы", The Standard , 23 июля 1866 г., стр. 7
- ^ «Застольный разговор», The Musical Standard , 4 ноября 1871 г., стр. 355
- ^ Генцль (1986), с. 19 и (2001), с. 389
- ^ «Королевская галерея иллюстраций», The Morning Post , 23 ноября 1869 г., стр. 3
- ^ Сирл, с. 21
- ^ Кроутер, с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Генцль (2001), с. 758
- ^ «Джентльмен в черном», The Morning Post , 27 мая 1870 г., стр. 3
- ^ Перейти обратно: а б Ноулз, с. 878
- ^ Генцль (2001), с. 185
- ^ Перейти обратно: а б с Генцль (2001), с. 390
- ^ Ривер, стр. 176–177
- ^ « Зеленая старость », «Иллюстрированные спортивные и драматические новости» , 7 ноября 1874 г., стр. 3
- ^ Генцль (2001), с. 389; и «Реклама и уведомления», The Era , 27 июня 1875 г., стр. 12
- ↑ Некролог, The Times , 29 ноября 1889 г., стр. 5
- ^ «Королевский театр», Birmingham Daily Post , 5 июля 1876 г., стр. 7; «Драма», The Daily News , 6 октября 1876 г., стр. 3; «Берег», «Эра» , 8 октября 1876 г., с. 13; «Стандартный театр», The New York Times , 14 декабря 1879 г., стр. 7; и «Драма в Америке», The Era , 11 января 1880 г., стр. 4
- ^ Перейти обратно: а б Генцль (2001), с. 1657 г.
- ^ «Комическая опера», The Times , 18 октября 1881 г., стр. 4
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 5–8.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 8
- ^ Генцль (1986), с. 228
- ^ Генцль (1986), с. 230
- ^ Генцль (1986), стр. 228 и 230.
- ^ Ривер, с. 220; и Джейкобс, с. 184
- ^ Перейти обратно: а б Салливан, стр. 552.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Слонимский и др. , с. 657–658
Источники
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан – двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514769-8 .
- Кроутер, Эндрю (2011). Гилберт из Gilbert & Sullivan . Лондон: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-5589-1 .
- Генцль, Курт (1986). Британский музыкальный театр, Том 1, 1865–1914 гг . Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 978-0-333-39839-5 .
- Генцль, Курт (2001). Энциклопедия музыкального театра (второе изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-864970-2 .
- Джейкобс, Артур (1984). Артур Салливан: викторианский музыкант . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315443-8 .
- Ноулз, Кристофер (1992). «Клэй, Фредерик». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-48552-1 .
- Ривьер, Жюль (1893). Моя музыкальная жизнь и воспоминания . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон. OCLC 1028184155 .
- Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC 504581419 .
- Сирл, Таунли (1968) [1931]. Библиография сэра Уильяма Швенка Гилберта . Нью-Йорк: Франклин. OCLC 1147707940 .
- Слонимский, Николай; Лаура Кун; Деннис Макинтайр (2001). «Клей, Фредерик». Биографический словарь музыкантов Бейкера . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 978-0-02-865525-3 .
- Салливан, Артур (1911) [1890]. «Клей, Фредерик». В Джордж Гроув; Дж. А. Фуллер Мейтленд (ред.). Словарь музыки и музыкантов (второе изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC 86048631 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список глиняных работ в «Путеводителе по легкой опере и оперетте»
- Бесплатные партитуры Фредерика Клея в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)