Шарль Лекок

Александр Шарль Лекок (3 июня 1832 — 24 октября 1918) — французский композитор, известный своими опереттами и комическими операми . Он стал самым выдающимся преемником Жака Оффенбаха в этой области и пользовался значительным успехом в 1870-х и начале 1880-х годов, прежде чем изменение музыкальной моды конца 19 века сделало его композиторский стиль менее популярным. Среди его немногих серьезных работ - опера «Плутус» (1886), не имевшая успеха, и балет « Лебедь» (1899). Его единственное произведение, сохранившееся в обычном современном оперном репертуаре, - это комическая опера 1872 года « Дочь мадам Анго». Другие из его более чем сорока сценических работ время от времени возрождаются.
После учебы в Парижской консерватории Лекок разделил первую премию с Жоржем Бизе на конкурсе авторов оперетт, организованном в 1856 году Оффенбахом. Следующим успешным сочинением Лекока стала опера-буфф « Флер-де-Те» («Чайный цветок»), написанная двенадцать лет спустя. Его комические оперы Les cent vierges («Сотня девственниц», 1872 г.), «Дочь мадам Анго» (1872 г.) и «Жирофле-Жирофла» (1874 г.) имели успех и создали ему международную репутацию. Критики отмечали элегантность музыки лучших произведений Лекока. Среди других его популярных произведений 1870-х годов были «Маленькая невеста» («Маленькая невеста», 1875 г.) и «Маленький герцог» («Маленький герцог», 1878 г.). Хотя некоторые из его работ начала 1880-х годов были хорошо приняты, и он продолжал сочинять музыку еще более двух десятилетий после этого, его более поздние работы никогда не вызывали такого же восхищения.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Лекок родился в Париже, в семье переписчика в Коммерческом суде Сены. [ 1 ] Его отец не получал высокой зарплаты, но содержал семью из пяти детей. В детстве Лекок страдал от заболевания бедра, из-за которого ему всю жизнь приходилось пользоваться костылями. [ 1 ] [ н 1 ] Его первым музыкальным инструментом был флажолет ; учитель музыки, разглядев в нем талант, уговорил родителей купить фортепиано. К 16 годам Лекок давал частные уроки игры на фортепиано, которые финансировали уроки, которые он сам брал в гармонии. [ 1 ]
В 1849 году он был принят в Парижскую консерваторию , где изучал гармонию у Франсуа Базена , орган у Франсуа Бенуа и композицию у Фроманталя Галеви . Среди его одноклассников были Жорж Бизе и Камиль Сен-Санс ; последний стал его другом на всю жизнь. В конце второго курса он получил вторую премию по контрапункту и стал лучшим аксессуаром в классе органа Бенуа. [ н 2 ] Он мало думал о Галеви как об учителе, [ 5 ] и у него не было вдохновения на получение высшей музыкальной премии — Римской премии . В любом случае он не смог бы этого сделать, потому что в 1854 году ему пришлось преждевременно покинуть консерваторию, чтобы помогать своим родителям, давая уроки и играя в танцевальных классах. [ 2 ]
Первый успех
[ редактировать ]
жанр популярного музыкального театра, известный как оперетта В то время, когда Лекок ушел из консерватории, стал популярным . Его представил композитор Эрве , а его главным представителем был Жак Оффенбах , который с 1855 года представлял свои произведения в Театре Буфф-Париж. В 1856 году он организовал открытый конкурс для начинающих композиторов. [ 5 ] Жюри, состоящее из французских композиторов и драматургов, в том числе Даниэля Обера , Галеви, Амбруаза Тома , Шарля Гуно и Эжена Скриба, рассмотрело 78 заявок; Всем пяти участникам, вошедшим в шорт-лист, было предложено написать либретто « Чудо доктора» , написанное Людовиком Галеви и Леоном Батту . [ 6 ] Совместными победителями стали Бизе и Лекок. [ н 3 ] Рихард Траубнер в своей истории оперетты отмечает, что версия Бизе сохранилась лучше, чем версия Лекока, которая забыта. [ 7 ] Бизе стал и остался преданным другом Оффенбаха; Лекок и Оффенбах невзлюбили друг друга, и их соперничество в последующие годы было не совсем дружеским. [ 5 ] [ 8 ] В постановке Лекока «Чудо-доктор » было дано одиннадцать спектаклей в театре Оффенбаха, но за этим ранним успехом последовали одиннадцать лет безвестности и рутинной работы учителем, концертмейстером и репетитором . [ 1 ]
Между 1859 и 1866 годами Лекок написал шесть одноактных произведений, которые были представлены в Фоли-Нувель , Театре Фоли-Мариньи , Театре дю Пале-Рояль и других местах, не произведя большого впечатления. [ 2 ] Судьба композитора улучшилась, когда он был нанят племянником Фроманталя Галеви Уильямом Буснахом в Театре Атене , для которого Лекок написал музыку для своей первой двухактной пьесы, оперы-буффа под названием «L'amour et son carquois» («Амур и сын Каркуа»). Его «Колчан») представлен в январе 1868 года. В апреле того же года он добился своего первого значительного успеха с «Флер-де-Те» («Чайный цветок»), трёхактным буффом, играющим на модном интересе на Дальнем Востоке. Произведение было с успехом представлено в Лондоне и Нью-Йорке в 1871 году. [ 9 ]
1870-е годы
[ редактировать ]Франко -прусская война 1870–1871 годов временно прервала возвышение Лекока, и он был мрачен в отношении своих перспектив после нее. [ 1 ] В долгосрочной перспективе война пошла ему на пользу, поскольку она привела к падению Второй империи , с которой Оффенбах был тесно связан в народном сознании, а после сокрушительного поражения Франции от Пруссии немецкое происхождение Оффенбаха сделало его непопулярен в некоторых кругах. [ 10 ] Пока Оффенбах изо всех сил пытался восстановить свое положение в парижских театрах, его место начал занимать Лекок.

После начала войны Лекок временно переехал в Брюссель, где состоялась премьера «Lescent vierges» («Сотня девственниц», 1872). [ н 4 ] «La fille de Madame Angot» («Дочь мадам Анго», 1872 г.) и «Жирофле-Жирофла» (1874 г.) - все они сразу же имели большой успех в Париже и других местах. Самым ярким из этих успехов была «дочь мадам Анго» . На парижской премьере в феврале 1873 года Сен-Санс сказал: «Это гораздо серьезнее, чем вы думаете; это беспрецедентный успех!» [ 1 ] В премьерный вечер в Париже все номера были исполнены на бис. [ 12 ] Произведение было представлено в 411 спектаклях в Париже и было дано в 103 городах Франции, а также в театрах других стран: его лондонская премьера состоялась через три месяца после первых представлений в Париже. [ 13 ] В 1874 году лондонская газета The Morning Post отметила, что двенадцатью месяцами ранее в Англии почти никто не слышал о Лекоке, но теперь было сомнительно, чтобы существовал кто-нибудь, «кто не пел и не насвистывал одну или несколько очаровательных мелодий Лекока». [ 14 ] Популярность композитора как композитора оперетты была настолько велика, что он чувствовал себя обязанным использовать псевдоним («Жорж Штерн») для своей серьезной музыки, такой как его Miettes musices , соч. 21 ( Музыкальные крошки ). [ 1 ]
1870-е годы были самым плодотворным десятилетием для Лекока. Ноты аранжировок из его оперетт продавались с огромным успехом. [ 12 ] Снова поселившись в Париже, он установил плодотворное сотрудничество с Виктором Конингом , солибреттистом « Дочь мадам Анго» , а теперь владельцем Театра де ла Ренессанс . Лекок укрепил свою репутацию композитора комической оперы еще двумя давно существующими пьесами: La petite mariée (Маленькая невеста, 1875) и Le petit duc (Маленький герцог, 1878); они остались во французском, но не в международном опереточном репертуаре. [ 2 ] Для «Маленького герцога» он работал с любимыми либреттистами Оффенбаха Анри Мейяком и Людовиком Галеви. [ 15 ] что, по словам Траубнера, «не оставляло сомнений в том, что композитор стал преемником Оффенбаха». [ 16 ] Тем не менее, к этому времени Оффенбах восстановил большую часть своей довоенной популярности среди парижской публики, а превосходству Лекока на короткое время угрожали успешные произведения старшего композитора « Мадам Фавар» (1878) и «Дочь большого тамбура» (1879). [ 17 ] но последняя была последней завершенной работой Оффенбаха, и он умер в 1880 году. [ 18 ]
Спустя годы
[ редактировать ]
На рубеже десятилетий Лекок получил годовой перерыв в творческой деятельности из-за болезни и бытовых проблем. [ 2 ] Он вернулся с комической оперой «Жано» (1881), которая потерпела неудачу. У Лекока были Мейяк и Галеви в качестве либреттистов, но всем троим сотрудникам мешало настойчивое требование Конинга, чтобы сюжет вращался вокруг его звездной певицы Жанны Гранье в роли странствующего мальчика-менестреля в бриджах - избитый прием, который зрители считали клише. [ 19 ] Неудача привела к разрыву связей Лекока с Конингом и эпохой Возрождения. [ 3 ] Он перешел на сторону Театра Нуво, где были поставлены пять его следующих опер. Его выбор вызвал некоторое удивление, так как театр, которым руководил актер-менеджер Жюль Брассер , не имел репутации оперетты или оперы-буфф и отличался порой нескромным содержанием своих постановок. [ 20 ] Самыми успешными произведениями Лекока для нуво были опера-буфф Le jour et la nuit (День и ночь, 1881) и комическая опера Le coeur et la main (Сердце и рука, 1882), обе вариации на его знакомую тему. свадебных ночей, прерванных фарсовыми осложнениями. [ 21 ] В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Эндрю Лэмб описывает их как последние настоящие успехи Лекока. [ 2 ]
В отличие от своего предшественника Оффенбаха и преемника Андре Мессажера , Лекок не мог или не хотел менять свой стиль в соответствии с меняющимися вкусами публики. [ 2 ] [ 22 ] Лэмб пишет, что он признал, что мода на комическую оперу изменилась, и обратился к другим жанрам. В 1886 году его опера « Плутус» , «мораль» по пьесе Аристофана , была представлена в Комической опере. После премьеры парижский корреспондент «Эры» назвал ее «самой неудачной и незначительной из его работ… совершенно лишенной оригинальности, совершенно лишенной вдохновения и без подлинного блеска от начала до конца». [ 23 ] Забег завершился после восьми выступлений. [ 2 ]
балет «Лебедь» В 1899 году Лекок написал для Комической оперы по сценарию Катюля Мендеса . [ 24 ] Его последней важной опереттой, по мнению Лэмба, была комическая опера в трех действиях « Спящая красавица» (1900); [ 2 ] после чего он написал еще одно полнометражное произведение ( «Йетта» , 1903) для Брюсселя и четыре коротких пьесы для Парижа. [ 24 ]
Лекок был назначен кавалером Ордена Почетного легиона в 1900 году и произведен в офицеры в 1910 году. Он умер в своем родном городе Париже в возрасте 85 лет. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]В исследовании 2017 года Лоуренс Сенелик отмечает, что, хотя оперы Оффенбаха часто возрождаются, оперы Лекока представляют собой «предмет случайных антикварных возрождений»… «спорадические постановки, представляющие собой любопытство». [ 25 ] [ n 5 ] За восемь сезонов с 2012 по 2020 год в международном архиве Operabase записано десять постановок или запланированных постановок четырех пьес Лекока: шесть постановок « Дочь мадам Анго» , две из трехактной комической оперы 1887 года «Али-Баба» и по одной «Доктор Чудо» и «Маленький герцог» . [ 26 ] За тот же период Operabase записала более пятисот постановок почти сорока различных опер Оффенбаха. [ 27 ]

Некоторые писатели обсуждали, почему музыкой Лекока пренебрегают. В 1911 году анонимный критик в The Observer написал: «Лекоку удалось стать грозным соперником Оффенбаха. Как композитор он был одним из самых счастливых мелодистов, но так и не достиг высот захватывающей вульгарности и шумной оригинальности своего более известного современника. " [ 28 ] Лэмб пишет, что большая часть музыки Лекока отличается лёгкостью, хотя «он также мог бы использовать более лирический и возвышенный стиль, чем Оффенбах». [ 2 ] Траубнер отмечает, что Лекок сознательно стремился поднять комическую оперу из сатирической и дурацкой оперы-буфф своих предшественников в предположительно более высокий жанр комической оперы. [ 29 ] [ n 6 ] Флориан Брюяс в своей «Истории оперетты во Франции» высказывает аналогичную точку зрения. [ 32 ] Когда «Жирофле-Жирофла» открылась в Театре де ла Ренессанс в 1874 году, рецензент « Chronique Musicale» написал, что эта музыка показалась ему превосходящей музыку Оффенбаха – или даже более ранних произведений Лекока, включая «Дочь мадам Анго» , – но это он был написан в стиле, который, возможно, был слишком изысканным, чтобы понравиться публике оперетты. [ 33 ] Этот стиль появился в 1870-х и 1880-х годах, но вышел из моды еще на рубеже веков. [ 2 ]
В исследовании 2015 года Робер Летелье делит жанр оперетты по хронологии и типу: за «имперской» опереттой Оффенбаха следует «буржуазная» оперетта Лекока, на смену которой пришла «Прекрасная эпоха» Мессажера. Как и обозреватель Observer , он отмечает элегантность лучшей музыки Лекока. [ 15 ] Он также критикует Лекока за злоупотребление своим композиционным талантом, особенно в его ранних произведениях, устанавливая малоценные либретто. [ 34 ] Это, по мнению Летелье, привело к забвению многих прекрасных музыкальных произведений, утраченных из-за провала произведений с плохими либретто. [ 35 ] Траубнер отмечает, что многие критики оценивают Лекока выше, чем Оффенбаха, как оркестратора и гармониста, хотя в мелодическом плане он не мог соперничать с «поразительной непосредственностью» мелодий Оффенбаха. [ 36 ] Лекоку не нравилось, когда его сравнивали с Оффенбахом, и он старался избегать ритмических приемов, знакомых по произведениям старого композитора. [ 7 ] Куртом Генцлем В исследовании композитора делается вывод:
В его творчестве не было недостатка в комическом напряжении, но его музыкальная манера речи в комических ситуациях всегда была более благородной, чем весело-вульгарные и бурлескные эффекты таких музыкантов, как Эрве. Возможно, именно это отсутствие очень очевидного колорита привело к тому, что его произведениям в наше время непропорционально пренебрегают, когда только «Дочь мадам Анго» и, в меньшей степени, «Маленький герцог» . в репертуаре во Франции остаются [ 3 ]
Помимо сценических произведений, Лекок сочинил около ста песен, в том числе несколько положенных на басни Лафонтена , набор из двадцати «Любовных шансонов», а также четыре тома фортепианных пьес (включая мазурки, посвященные Бизе). . [ 37 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые источники связывают это состояние с детской болезнью; [ 1 ] [ 2 ] Курт Генцль объясняет это детской травмой. [ 3 ]
- ^ То есть обладатель третьей премии после занявшего второе место ( второй приз ) и победителя ( главный приз ). [ 4 ]
- ↑ Лекок считал, что он должен был выиграть конкурс безоговорочно, но Галеви повлиял на других членов жюри в пользу Бизе. [ 5 ]
- ↑ Судя по всему, произведение впервые было названо «L'isle verte; ou Les cent vierges» . [ 11 ]
- ↑ В связи с этим Сенелик группирует Лекока с Эрве , Планкеттом и «даже Шабрие ». [ 25 ]
- ^ Не существует общепринятой разделительной линии между комической оперой и опереттой; Исследование оперы, проведенное в 2003 году, показывает, что последняя по сути несерьезна, а первая, хотя часто (но не всегда) юмористична, также имеет некоторый элемент подлинного человеческого интереса и рассматривается как имеющая более высокие художественные намерения. [ 30 ] Другие не согласны с тем, что оперетта «по сути» легкомысленна. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Шарль Лекок (1832–1918)» , Комическая опера , Париж. На французском языке. Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Эндрю Лэмб . «Лекок, (Александр) Чарльз» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 20 сентября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Генцль, Курт. «Энциклопедия музыкального театра» , цитируется в Научно-исследовательском центре оперетты. Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ «Concours du Conservatoire» . Архивировано 14 июня 2018 года в Wayback Machine , Принстонский университет. Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кертисс, Мина. «Бизе, Оффенбах и Россини» , архивировано 21 декабря 2016 года в Wayback Machine The Musical Quarterly , Vol. 40, № 3 (июль 1954 г.), стр. 350–359 (требуется подписка)
- ^ Гаммонд, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б Траубнер, стр. 71.
- ^ Гаммонд, с. 43
- ^ Траубнер, с. 72 (Нью-Йорк); и «Театр Лицей», The Standard , 13 июня 1871 г., стр. 6 (Лондон)
- ^ Эшли, Тим. «Проклятая опера» , Архивировано 8 октября 2010 г. в Wayback Machine The Guardian , 9 января 2004 г.
- ^ «Искусство и литературные сплетни», The Manchester Times , 6 апреля 1872 г., стр. 112
- ^ Перейти обратно: а б Траубнер, стр. 74.
- ^ «Театры», The Pall Mall Gazette , 9 мая 1873 г., стр. 12
- ^ «Комическая опера», The Morning Post , 8 июня 1874 г., стр. 3
- ^ Перейти обратно: а б Летелье, с. 239
- ^ Траубнер, стр. 78.
- ^ Амейда, с. XXI
- ^ Годовой, с. 60
- ^ «Драма в Париже», The Era , 29 января 1881 г., с. 5
- ^ «Драма в Париже», The Era , 12 ноября 1881 г., с. 5
- ^ Экипировщик, Роберт. «День и Ночь (The)» , Музыкальный театр оперетты , Национальная академия оперетты. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Хардинг, с. 208 (Оффенбах); Траубнер, с. 184 (мессенджер)
- ^ «Драма в Париже», The Era , 3 апреля 1886 г., с. 9
- ^ Перейти обратно: а б «Лекок, Шарль» , Оперетта: Музыкальный театр. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сенелик, стр. 3 и 295.
- ^ «Лекок, (Александр) Шарль (1832–1918)» и «Выступления по городам» , Operabase. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Жак Оффенбах» (1819–1880) и «Представления по городам» , Operabase. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Светлая сторона музыки: Орфей Оффенбаха », The Observer , 24 декабря 1911 г., стр. 10
- ^ Траубнер, стр. 75.
- ^ Граут и Уильямс, с. 378
- ^ Траубнер, «Введение», вторая и третья ненумерованные страницы.
- ^ Брюяс, с. 149
- ^ Хьюлхард, Артур. «Ревю лирических театров» , La Chronique Musicale, 15 ноября 1874 г. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Летелье, стр. 244 и 249
- ^ Летелье, с. 249
- ^ Траубнер, стр. 81.
- ^ Шарль Лекок 1832-1918. В: Программная книга Али-Бабы в Opéra Comique, май 2014 г., стр. 26–29 (автор эссе не указан).
Источники
[ редактировать ]- Алмейда, Антонио де (1976). Песни Оффенбаха из великих оперетт . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-23341-3 .
- Брюяс, Флориан (1974). История оперетты во Франции, 1855–1965 (на французском языке). Лион: Эмануэль Витте. ОСЛК 1217747 .
- Гаммонд, Питер (1980). Оффенбах . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-0257-2 .
- Граут, Дональд Джей ; Гермина Вайгель Уильямс (2003). Краткая история оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11958-0 .
- Хардинг, Джеймс (1980). Жак Оффенбах: Биография . Лондон: Джон Колдер. ISBN 978-0-7145-3835-8 .
- Летелье, Роберт (2015). Оперетта: Справочник. Том I. Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. ISBN 978-1-4438-6690-3 .
- Сенелик, Лоуренс (2017). Жак Оффенбах и становление современной культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87180-8 .
- Траубнер, Ричард (2016). Оперетта: История театра . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-13892-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ Лекока в Интернет-индексе источников оперы и балета
- Список премьер: Премьера! (Библиотеки Стэнфордского университета)
- Бесплатные партитуры Шарля Лекока в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1832 рождения
- 1918 смертей
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы оперетты
- Французские композиторы балета
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Парижа
- Похороны на кладбище Пер-Лашез