Jump to content

Шарль Лекок

фотография белого мужчины средних лет с залысинами, очками и усами, в полупрофиль, лицом вправо.
Лекок в 1874 году

Александр Шарль Лекок (3 июня 1832 — 24 октября 1918) — французский композитор, известный своими опереттами и комическими операми . Он стал самым выдающимся преемником Жака Оффенбаха в этой области и пользовался значительным успехом в 1870-х и начале 1880-х годов, прежде чем изменение музыкальной моды конца 19 века сделало его композиторский стиль менее популярным. Среди его немногих серьезных работ - опера «Плутус» (1886), не имевшая успеха, и балет « Лебедь» (1899). Его единственное произведение, сохранившееся в обычном современном оперном репертуаре, - это комическая опера 1872 года « Дочь мадам Анго». Другие из его более чем сорока сценических работ время от времени возрождаются.

После учебы в Парижской консерватории Лекок разделил первую премию с Жоржем Бизе на конкурсе авторов оперетт, организованном в 1856 году Оффенбахом. Следующим успешным сочинением Лекока стала опера-буфф « Флер-де-Те» («Чайный цветок»), написанная двенадцать лет спустя. Его комические оперы Les cent vierges («Сотня девственниц», 1872 г.), «Дочь мадам Анго» (1872 г.) и «Жирофле-Жирофла» (1874 г.) имели успех и создали ему международную репутацию. Критики отмечали элегантность музыки лучших произведений Лекока. Среди других его популярных произведений 1870-х годов были «Маленькая невеста» («Маленькая невеста», 1875 г.) и «Маленький герцог» («Маленький герцог», 1878 г.). Хотя некоторые из его работ начала 1880-х годов были хорошо приняты, и он продолжал сочинять музыку еще более двух десятилетий после этого, его более поздние работы никогда не вызывали такого же восхищения.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Лекок родился в Париже, в семье переписчика в Коммерческом суде Сены. [ 1 ] Его отец не получал высокой зарплаты, но содержал семью из пяти детей. В детстве Лекок страдал от заболевания бедра, из-за которого ему всю жизнь приходилось пользоваться костылями. [ 1 ] [ н 1 ] Его первым музыкальным инструментом был флажолет ; учитель музыки, разглядев в нем талант, уговорил родителей купить фортепиано. К 16 годам Лекок давал частные уроки игры на фортепиано, которые финансировали уроки, которые он сам брал в гармонии. [ 1 ]

В 1849 году он был принят в Парижскую консерваторию , где изучал гармонию у Франсуа Базена , орган у Франсуа Бенуа и композицию у Фроманталя Галеви . Среди его одноклассников были Жорж Бизе и Камиль Сен-Санс ; последний стал его другом на всю жизнь. В конце второго курса он получил вторую премию по контрапункту и стал лучшим аксессуаром в классе органа Бенуа. [ н 2 ] Он мало думал о Галеви как об учителе, [ 5 ] и у него не было вдохновения на получение высшей музыкальной премии — Римской премии . В любом случае он не смог бы этого сделать, потому что в 1854 году ему пришлось преждевременно покинуть консерваторию, чтобы помогать своим родителям, давая уроки и играя в танцевальных классах. [ 2 ]

Первый успех

[ редактировать ]
Белый мужчина средних лет с редеющими волосами, пенсне, усами и бакенбардами.
Жак Оффенбах

жанр популярного музыкального театра, известный как оперетта В то время, когда Лекок ушел из консерватории, стал популярным . Его представил композитор Эрве , а его главным представителем был Жак Оффенбах , который с 1855 года представлял свои произведения в Театре Буфф-Париж. В 1856 году он организовал открытый конкурс для начинающих композиторов. [ 5 ] Жюри, состоящее из французских композиторов и драматургов, в том числе Даниэля Обера , Галеви, Амбруаза Тома , Шарля Гуно и Эжена Скриба, рассмотрело 78 заявок; Всем пяти участникам, вошедшим в шорт-лист, было предложено написать либретто « Чудо доктора» , написанное Людовиком Галеви и Леоном Батту . [ 6 ] Совместными победителями стали Бизе и Лекок. [ н 3 ] Рихард Траубнер в своей истории оперетты отмечает, что версия Бизе сохранилась лучше, чем версия Лекока, которая забыта. [ 7 ] Бизе стал и остался преданным другом Оффенбаха; Лекок и Оффенбах невзлюбили друг друга, и их соперничество в последующие годы было не совсем дружеским. [ 5 ] [ 8 ] В постановке Лекока «Чудо-доктор » было дано одиннадцать спектаклей в театре Оффенбаха, но за этим ранним успехом последовали одиннадцать лет безвестности и рутинной работы учителем, концертмейстером и репетитором . [ 1 ]

Между 1859 и 1866 годами Лекок написал шесть одноактных произведений, которые были представлены в Фоли-Нувель , Театре Фоли-Мариньи , Театре дю Пале-Рояль и других местах, не произведя большого впечатления. [ 2 ] Судьба композитора улучшилась, когда он был нанят племянником Фроманталя Галеви Уильямом Буснахом в Театре Атене , для которого Лекок написал музыку для своей первой двухактной пьесы, оперы-буффа под названием «L'amour et son carquois» («Амур и сын Каркуа»). Его «Колчан») представлен в январе 1868 года. В апреле того же года он добился своего первого значительного успеха с «Флер-де-Те» («Чайный цветок»), трёхактным буффом, играющим на модном интересе на Дальнем Востоке. Произведение было с успехом представлено в Лондоне и Нью-Йорке в 1871 году. [ 9 ]

1870-е годы

[ редактировать ]

Франко -прусская война 1870–1871 годов временно прервала возвышение Лекока, и он был мрачен в отношении своих перспектив после нее. [ 1 ] В долгосрочной перспективе война пошла ему на пользу, поскольку она привела к падению Второй империи , с которой Оффенбах был тесно связан в народном сознании, а после сокрушительного поражения Франции от Пруссии немецкое происхождение Оффенбаха сделало его непопулярен в некоторых кругах. [ 10 ] Пока Оффенбах изо всех сил пытался восстановить свое положение в парижских театрах, его место начал занимать Лекок.

Два комических актера в костюмах периода 1800 года
Сцена из спектакля «Дочь мадам Анго» , Париж, 1873 год.

После начала войны Лекок временно переехал в Брюссель, где состоялась премьера «Lescent vierges» («Сотня девственниц», 1872). [ н 4 ] «La fille de Madame Angot» («Дочь мадам Анго», 1872 г.) и «Жирофле-Жирофла» (1874 г.) - все они сразу же имели большой успех в Париже и других местах. Самым ярким из этих успехов была «дочь мадам Анго» . На парижской премьере в феврале 1873 года Сен-Санс сказал: «Это гораздо серьезнее, чем вы думаете; это беспрецедентный успех!» [ 1 ] В премьерный вечер в Париже все номера были исполнены на бис. [ 12 ] Произведение было представлено в 411 спектаклях в Париже и было дано в 103 городах Франции, а также в театрах других стран: его лондонская премьера состоялась через три месяца после первых представлений в Париже. [ 13 ] В 1874 году лондонская газета The Morning Post отметила, что двенадцатью месяцами ранее в Англии почти никто не слышал о Лекоке, но теперь было сомнительно, чтобы существовал кто-нибудь, «кто не пел и не насвистывал одну или несколько очаровательных мелодий Лекока». [ 14 ] Популярность композитора как композитора оперетты была настолько велика, что он чувствовал себя обязанным использовать псевдоним («Жорж Штерн») для своей серьезной музыки, такой как его Miettes musices , соч. 21 ( Музыкальные крошки ). [ 1 ]

1870-е годы были самым плодотворным десятилетием для Лекока. Ноты аранжировок из его оперетт продавались с огромным успехом. [ 12 ] Снова поселившись в Париже, он установил плодотворное сотрудничество с Виктором Конингом , солибреттистом « Дочь мадам Анго» , а теперь владельцем Театра де ла Ренессанс . Лекок укрепил свою репутацию композитора комической оперы еще двумя давно существующими пьесами: La petite mariée (Маленькая невеста, 1875) и Le petit duc (Маленький герцог, 1878); они остались во французском, но не в международном опереточном репертуаре. [ 2 ] Для «Маленького герцога» он работал с любимыми либреттистами Оффенбаха Анри Мейяком и Людовиком Галеви. [ 15 ] что, по словам Траубнера, «не оставляло сомнений в том, что композитор стал преемником Оффенбаха». [ 16 ] Тем не менее, к этому времени Оффенбах восстановил большую часть своей довоенной популярности среди парижской публики, а превосходству Лекока на короткое время угрожали успешные произведения старшего композитора « Мадам Фавар» (1878) и «Дочь большого тамбура» (1879). [ 17 ] но последняя была последней завершенной работой Оффенбаха, и он умер в 1880 году. [ 18 ]

Спустя годы

[ редактировать ]
Le coeur et la main , один из успехов Лекока в 1880-х годах.

На рубеже десятилетий Лекок получил годовой перерыв в творческой деятельности из-за болезни и бытовых проблем. [ 2 ] Он вернулся с комической оперой «Жано» (1881), которая потерпела неудачу. У Лекока были Мейяк и Галеви в качестве либреттистов, но всем троим сотрудникам мешало настойчивое требование Конинга, чтобы сюжет вращался вокруг его звездной певицы Жанны Гранье в роли странствующего мальчика-менестреля в бриджах - избитый прием, который зрители считали клише. [ 19 ] Неудача привела к разрыву связей Лекока с Конингом и эпохой Возрождения. [ 3 ] Он перешел на сторону Театра Нуво, где были поставлены пять его следующих опер. Его выбор вызвал некоторое удивление, так как театр, которым руководил актер-менеджер Жюль Брассер , не имел репутации оперетты или оперы-буфф и отличался порой нескромным содержанием своих постановок. [ 20 ] Самыми успешными произведениями Лекока для нуво были опера-буфф Le jour et la nuit (День и ночь, 1881) и комическая опера Le coeur et la main (Сердце и рука, 1882), обе вариации на его знакомую тему. свадебных ночей, прерванных фарсовыми осложнениями. [ 21 ] В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Эндрю Лэмб описывает их как последние настоящие успехи Лекока. [ 2 ]

В отличие от своего предшественника Оффенбаха и преемника Андре Мессажера , Лекок не мог или не хотел менять свой стиль в соответствии с меняющимися вкусами публики. [ 2 ] [ 22 ] Лэмб пишет, что он признал, что мода на комическую оперу изменилась, и обратился к другим жанрам. В 1886 году его опера « Плутус» , «мораль» по пьесе Аристофана , была представлена ​​в Комической опере. После премьеры парижский корреспондент «Эры» назвал ее «самой неудачной и незначительной из его работ… совершенно лишенной оригинальности, совершенно лишенной вдохновения и без подлинного блеска от начала до конца». [ 23 ] Забег завершился после восьми выступлений. [ 2 ]

балет «Лебедь» В 1899 году Лекок написал для Комической оперы по сценарию Катюля Мендеса . [ 24 ] Его последней важной опереттой, по мнению Лэмба, была комическая опера в трех действиях « Спящая красавица» (1900); [ 2 ] после чего он написал еще одно полнометражное произведение ( «Йетта» , 1903) для Брюсселя и четыре коротких пьесы для Парижа. [ 24 ]

Лекок был назначен кавалером Ордена Почетного легиона в 1900 году и произведен в офицеры в 1910 году. Он умер в своем родном городе Париже в возрасте 85 лет. [ 2 ]

Работает

[ редактировать ]

В исследовании 2017 года Лоуренс Сенелик отмечает, что, хотя оперы Оффенбаха часто возрождаются, оперы Лекока представляют собой «предмет случайных антикварных возрождений»… «спорадические постановки, представляющие собой любопытство». [ 25 ] [ n 5 ] За восемь сезонов с 2012 по 2020 год в международном архиве Operabase записано десять постановок или запланированных постановок четырех пьес Лекока: шесть постановок « Дочь мадам Анго» , две из трехактной комической оперы 1887 года «Али-Баба» и по одной «Доктор Чудо» и «Маленький герцог» . [ 26 ] За тот же период Operabase записала более пятисот постановок почти сорока различных опер Оффенбаха. [ 27 ]

Яркий театральный плакат, на котором изображена молодая женщина в окружении экстравагантно одетых мужчин.
Жирофле-Жирофла , 1874 г.

Некоторые писатели обсуждали, почему музыкой Лекока пренебрегают. В 1911 году анонимный критик в The Observer написал: «Лекоку удалось стать грозным соперником Оффенбаха. Как композитор он был одним из самых счастливых мелодистов, но так и не достиг высот захватывающей вульгарности и шумной оригинальности своего более известного современника. " [ 28 ] Лэмб пишет, что большая часть музыки Лекока отличается лёгкостью, хотя «он также мог бы использовать более лирический и возвышенный стиль, чем Оффенбах». [ 2 ] Траубнер отмечает, что Лекок сознательно стремился поднять комическую оперу из сатирической и дурацкой оперы-буфф своих предшественников в предположительно более высокий жанр комической оперы. [ 29 ] [ n 6 ] Флориан Брюяс в своей «Истории оперетты во Франции» высказывает аналогичную точку зрения. [ 32 ] Когда «Жирофле-Жирофла» открылась в Театре де ла Ренессанс в 1874 году, рецензент « Chronique Musicale» написал, что эта музыка показалась ему превосходящей музыку Оффенбаха – или даже более ранних произведений Лекока, включая «Дочь мадам Анго» , – но это он был написан в стиле, который, возможно, был слишком изысканным, чтобы понравиться публике оперетты. [ 33 ] Этот стиль появился в 1870-х и 1880-х годах, но вышел из моды еще на рубеже веков. [ 2 ]

В исследовании 2015 года Робер Летелье делит жанр оперетты по хронологии и типу: за «имперской» опереттой Оффенбаха следует «буржуазная» оперетта Лекока, на смену которой пришла «Прекрасная эпоха» Мессажера. Как и обозреватель Observer , он отмечает элегантность лучшей музыки Лекока. [ 15 ] Он также критикует Лекока за злоупотребление своим композиционным талантом, особенно в его ранних произведениях, устанавливая малоценные либретто. [ 34 ] Это, по мнению Летелье, привело к забвению многих прекрасных музыкальных произведений, утраченных из-за провала произведений с плохими либретто. [ 35 ] Траубнер отмечает, что многие критики оценивают Лекока выше, чем Оффенбаха, как оркестратора и гармониста, хотя в мелодическом плане он не мог соперничать с «поразительной непосредственностью» мелодий Оффенбаха. [ 36 ] Лекоку не нравилось, когда его сравнивали с Оффенбахом, и он старался избегать ритмических приемов, знакомых по произведениям старого композитора. [ 7 ] Куртом Генцлем В исследовании композитора делается вывод:

В его творчестве не было недостатка в комическом напряжении, но его музыкальная манера речи в комических ситуациях всегда была более благородной, чем весело-вульгарные и бурлескные эффекты таких музыкантов, как Эрве. Возможно, именно это отсутствие очень очевидного колорита привело к тому, что его произведениям в наше время непропорционально пренебрегают, когда только «Дочь мадам Анго» и, в меньшей степени, «Маленький герцог» . в репертуаре во Франции остаются [ 3 ]

Помимо сценических произведений, Лекок сочинил около ста песен, в том числе несколько положенных на басни Лафонтена , набор из двадцати «Любовных шансонов», а также четыре тома фортепианных пьес (включая мазурки, посвященные Бизе). . [ 37 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые источники связывают это состояние с детской болезнью; [ 1 ] [ 2 ] Курт Генцль объясняет это детской травмой. [ 3 ]
  2. ^ То есть обладатель третьей премии после занявшего второе место ( второй приз ) и победителя ( главный приз ). [ 4 ]
  3. Лекок считал, что он должен был выиграть конкурс безоговорочно, но Галеви повлиял на других членов жюри в пользу Бизе. [ 5 ]
  4. Судя по всему, произведение впервые было названо «L'isle verte; ou Les cent vierges» . [ 11 ]
  5. В связи с этим Сенелик группирует Лекока с Эрве , Планкеттом и «даже Шабрие ». [ 25 ]
  6. ^ Не существует общепринятой разделительной линии между комической оперой и опереттой; Исследование оперы, проведенное в 2003 году, показывает, что последняя по сути несерьезна, а первая, хотя часто (но не всегда) юмористична, также имеет некоторый элемент подлинного человеческого интереса и рассматривается как имеющая более высокие художественные намерения. [ 30 ] Другие не согласны с тем, что оперетта «по сути» легкомысленна. [ 31 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Шарль Лекок (1832–1918)» , Комическая опера , Париж. На французском языке. Проверено 20 сентября 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Эндрю Лэмб . «Лекок, (Александр) Чарльз» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 20 сентября 2018 г. (требуется подписка)
  3. ^ Перейти обратно: а б с Генцль, Курт. «Энциклопедия музыкального театра» , цитируется в Научно-исследовательском центре оперетты. Проверено 21 сентября 2018 г.
  4. ^ «Concours du Conservatoire» . Архивировано 14 июня 2018 года в Wayback Machine , Принстонский университет. Проверено 20 сентября 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Кертисс, Мина. «Бизе, Оффенбах и Россини» , архивировано 21 декабря 2016 года в Wayback Machine The Musical Quarterly , Vol. 40, № 3 (июль 1954 г.), стр. 350–359 (требуется подписка)
  6. ^ Гаммонд, с. 42
  7. ^ Перейти обратно: а б Траубнер, стр. 71.
  8. ^ Гаммонд, с. 43
  9. ^ Траубнер, с. 72 (Нью-Йорк); и «Театр Лицей», The Standard , 13 июня 1871 г., стр. 6 (Лондон)
  10. ^ Эшли, Тим. «Проклятая опера» , Архивировано 8 октября 2010 г. в Wayback Machine The Guardian , 9 января 2004 г.
  11. ^ «Искусство и литературные сплетни», The Manchester Times , 6 апреля 1872 г., стр. 112
  12. ^ Перейти обратно: а б Траубнер, стр. 74.
  13. ^ «Театры», The Pall Mall Gazette , 9 мая 1873 г., стр. 12
  14. ^ «Комическая опера», The Morning Post , 8 июня 1874 г., стр. 3
  15. ^ Перейти обратно: а б Летелье, с. 239
  16. ^ Траубнер, стр. 78.
  17. ^ Амейда, с. XXI
  18. ^ Годовой, с. 60
  19. ^ «Драма в Париже», The Era , 29 января 1881 г., с. 5
  20. ^ «Драма в Париже», The Era , 12 ноября 1881 г., с. 5
  21. ^ Экипировщик, Роберт. «День и Ночь (The)» , Музыкальный театр оперетты , Национальная академия оперетты. Проверено 28 октября 2018 г.
  22. ^ Хардинг, с. 208 (Оффенбах); Траубнер, с. 184 (мессенджер)
  23. ^ «Драма в Париже», The Era , 3 апреля 1886 г., с. 9
  24. ^ Перейти обратно: а б «Лекок, Шарль» , Оперетта: Музыкальный театр. Проверено 22 сентября 2018 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Сенелик, стр. 3 и 295.
  26. ^ «Лекок, (Александр) Шарль (1832–1918)» и «Выступления по городам» , Operabase. Проверено 22 сентября 2018 г.
  27. ^ «Жак Оффенбах» (1819–1880) и «Представления по городам» , Operabase. Проверено 22 сентября 2018 г.
  28. ^ «Светлая сторона музыки: Орфей Оффенбаха », The Observer , 24 декабря 1911 г., стр. 10
  29. ^ Траубнер, стр. 75.
  30. ^ Граут и Уильямс, с. 378
  31. ^ Траубнер, «Введение», вторая и третья ненумерованные страницы.
  32. ^ Брюяс, с. 149
  33. ^ Хьюлхард, Артур. «Ревю лирических театров» , La Chronique Musicale, 15 ноября 1874 г. Проверено 22 сентября 2018 г.
  34. ^ Летелье, стр. 244 и 249
  35. ^ Летелье, с. 249
  36. ^ Траубнер, стр. 81.
  37. ^ Шарль Лекок 1832-1918. В: Программная книга Али-Бабы в Opéra Comique, май 2014 г., стр. 26–29 (автор эссе не указан).

Источники

[ редактировать ]
  • Алмейда, Антонио де (1976). Песни Оффенбаха из великих оперетт . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN  978-0-486-23341-3 .
  • Брюяс, Флориан (1974). История оперетты во Франции, 1855–1965 (на французском языке). Лион: Эмануэль Витте. ОСЛК   1217747 .
  • Гаммонд, Питер (1980). Оффенбах . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN  978-0-7119-0257-2 .
  • Граут, Дональд Джей ; Гермина Вайгель Уильямс (2003). Краткая история оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-11958-0 .
  • Хардинг, Джеймс (1980). Жак Оффенбах: Биография . Лондон: Джон Колдер. ISBN  978-0-7145-3835-8 .
  • Летелье, Роберт (2015). Оперетта: Справочник. Том I. Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. ISBN  978-1-4438-6690-3 .
  • Сенелик, Лоуренс (2017). Жак Оффенбах и становление современной культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87180-8 .
  • Траубнер, Ричард (2016). Оперетта: История театра . Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-138-13892-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a626fad4a0e5c485f5c5a220c6566de4__1714126260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/e4/a626fad4a0e5c485f5c5a220c6566de4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Lecocq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)