Т.В. Робертсон
Томас Уильям Робертсон (9 января 1829 – 3 февраля 1871) был английским драматургом и режиссером, известным своим развитием натурализма в британском театре.
Робертсон родился в театральной семье и начинал как актер, но не добился успеха и бросил актерскую игру, когда ему было около 20 лет. Зарабатывая скромно на жизнь написанием статей для прессы, переводом и адаптацией иностранных пьес и написанием нескольких собственных пьес, он добился успеха в 1865 году с пьесой « Общество» , которую актер-менеджер Мари Уилтон представил в небольшом лондонском театре « Принц Уэльса . В течение следующих пяти лет Робертсон написал еще пять пьес для принца Уэльского. Их натуралистический стиль и трактовка современных социальных проблем резко контрастировали с мелодрамами и преувеличенной театральностью, к которым привыкла публика, а пьесы Робертсона имели кассовые сборы и успех у критиков. Робертсон руководил их постановками и был пионером современной режиссуры.
Среди более поздних театральных деятелей, на которых оказали влияние пьесы и постановки Робертсона «Принц Уэльский», были У. С. Гилберт , Артур Винг Пинеро , Бернард Шоу и Харли Грэнвилл-Баркер . Робертсон написал множество пьес для других театров и адаптировал множество иностранных пьес для английской сцены, но немногие из них произвели сильное и неизгладимое впечатление. Он успешно стремился улучшить финансовое положение драматургов, обеспечив оплату за спектакль, что стало нормой после его смерти.
Робертсон страдал от болезни сердца и умер в возрасте 42 лет на пике своей славы и популярности.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Робертсон родился в Ньюарк-апон-Трент , Ноттингемшир, 9 января 1829 года. [1] Он происходил из давней театральной семьи, действовавшей на английской сцене с начала 18 века. [2] и был старшим сыном Уильяма Шафто Робертсона и его жены Маргаретты Элизабетты ( урожденной Маринус), актрисы датского происхождения. Робертсон-старший был назначен адвокатом, но отказался от закона, чтобы стать актером, и был принят на работу в компанию своего дяди Lincoln Circuit, менеджером которой он впоследствии стал. [3] Многие из большой семьи братьев и сестер Робертсона выходили на сцену, в том числе его братья Фредерик и Эдвард, а также его сестры Фанни, Элизабет и Маргарет, последняя из которых впоследствии стала известна как Мэдж Кендал . [4] Он впервые появился на сцене в июне 1834 года в возрасте пяти лет в роли Хэмиша, сына главного героя Роба Роя . [5] и играл роли, в том числе ребенка Коры в и » Шеридана «Пизарро ребенка графа в Коцебу » «Незнакомце . [6]
В возрасте семи лет Робертсона отправили в Академию Сполдинга , а затем в школу в Уиттлси , где он выступал с семейной театральной труппой во время школьных каникул. Когда ему было около 15, его обучение прекратилось, и он снова присоединился к компании на постоянной основе. [7] не только как актер, но и, по словам его биографа Майкла Р. Бута, «как художник-декоратор, автор песен, драматург, суфлер и режиссер». [1] сценические адаптации рассказов Диккенса : «Битва за жизнь» и «Человек с привидениями». Он написал для труппы [8] За исключением краткого и безуспешного пребывания в Нидерландах в качестве преподавателя английского языка, он оставался в компании до ее расформирования в 1849 году. [9]
Лондон
[ редактировать ]Робертсон переехал в Лондон, зарабатывая скудно на жизнь, сочиняя сценарии и играя столько актерских ролей, сколько мог. Его биограф Т. Эдгар Пембертон писал: «Объем работы, которую он проделал там в первые тяжелые дни, был огромен. Помимо написания и адаптации пьес, он публиковал рассказы, эссе и стихи во многих журналах: драматическую критику в адрес нескольких газет: и эфемерные работы для многочисленных юмористических журналов». [10]
В 1851 году Робертсон представил в Вест-Энде , новую пьесу «Ночное приключение» комическую драму, действие которой происходит во время восстания якобитов в 1745 году . Он надеялся, что это станет началом успешной карьеры драматурга, но спектакль не имел успеха и закрылся через четыре вечера, и он продолжал зарабатывать себе на жизнь как писатель и актер. [11] Вместе с Г. Дж. Байроном устроил развлечение в Галерее иллюстраций . , который стал его близким другом, он безуспешно [12] Работал суфлером в Олимпийском театре . [1] безуспешно пытался вступить в армию и отправился в Париж с труппой, давшей там сезон английских пьес. [13] В 1855 году, играя в Королевском театре , он познакомился с 19-летней актрисой Элизабет Бертон. [n 1] Они поженились в июле следующего года; у них были сын и три дочери. [n 2] После свадьбы Робертсоны совершили поездку по Ирландии, а затем вернулись, чтобы выступать в Лондоне и провинциях. [11] С 1858 года Робертсон, чувствуя, что жизнь гастролирующего актера не оставляет времени для серьезного занятия написанием пьес, отказался от актерского мастерства и сосредоточился на писательстве. [16]
Фарсовый скетч Робертсона «Кантаб» , поставленный как дополнение к пьесе в Стрэнд-театре в феврале 1861 года, привлек внимание богемной литературной среды и привел к тому, что он стал членом клубов «Сэвидж» , «Арундел» и «Реюньон», где, по словам своего биографа Джозефа Найта , «он расширил свои наблюдения о человеческой природе и отсюда извлек несколько любопытных типов». [11] Среди многообещающих писателей, с которыми он общался, были Ф. К. Бернанд , У. С. Гилберт , Том Худ и Клемент Скотт . Когда Байрон основал журнал Fun в 1861 году, Робертсон с самого начала принимал в нем участие. [11] Писателям журналов и газет редко хорошо платили, и, чтобы сохранить скромный доход, Робертсон много писал: Пембертон перечисляет дюжину публикаций, в которых он участвовал в этот период, от «Домашнего журнала англичанки Битона» и «The Boy's Own Magazine» до «London Society» и «The Illustrated». Времена . [17] Успех оставался недостижимым, и Робертсон подумывал бросить писательство и стать табачным продавцом. [11]
Успех
[ редактировать ]Важный шаг к успеху был сделан в 1864 году, когда Робертсон написал «Дэвид Гаррик» , экранизацию Мелесвилля « комедии Салливан» . Эдвард Сотерн поставил пьесу и снялся в ней. Актер был на пике своей популярности, и хотя в рекламных объявлениях больше внимания уделялось его игре, чем сценарию Робертсона, [18] успех постановки продвинул карьеру автора. [11] Воодушевленный этим профессиональным достижением, он написал новую пьесу « Общество» , комедию, изображающую то, что один критик назвал «стараниями неграмотного миллионера ввести своего сына в «общество», а также столь же энергичные усилия «общества» дать отпор незваному гостю». ". [19] Эта пьеса стала его прорывом. Лондонское руководство отклонило его, но благодаря влиянию Байрона оно было произведено в Ливерпуле . [20] где он имел успех у критиков и публики. [19]
Байрон был профессиональным партнером Мари Уилтон , которая недавно взяла на себя управление одним из небольших лондонских театров, Принца Уэльского . [n 3] По его инициативе Общество было представлено там 11 ноября 1865 года. В весьма положительном отзыве рецензент «Таймс» написал: «Эта статья вызвала бурные аплодисменты от начала до конца. Успех не мог быть более однозначным». [22] Общество работало в течение 26 недель - 150 представлений - заметный результат для того времени, укрепивший судьбу театра, а также судьбу автора. В течение следующих двух десятилетий он возрождался несколько раз, и под руководством Уилтона (позже Бэнкрофтов ) было дано около 500 представлений. [11] [23] Между дебютами в Ливерпуле и Лондоне Робертсон потерял жену, которая умерла 14 августа после нескольких месяцев плохого здоровья. [11]
Робертсон написал либретто одноактной комической оперы 1865 года «Констанция» на музыку Фредерика Клея . Он получил хорошие отзывы на презентации в Ковент-Гардене . [24] но пробежал ненадолго, и Робертсон не вернулся в музыкальный театр. В 1869 году Клей попросил его написать второе либретто, но он отказался и вместо этого познакомил Клея с «лучшим человеком, чем я когда-либо буду», а именно с Гилбертом, который сотрудничал с Клеем над успешным произведением « Века назад» . [25]
Успех «Общества» утвердил Робертсона как драматурга и позволил ему иметь решающий голос при постановке его последующих пьес. Его следующая, комедия «Наши» , впервые была показана в августе 1866 года в «Принце Уэльском» в Ливерпуле под его личным руководством с актерским составом, в который входили Уилтон, Сквайр Бэнкрофт (ее будущий муж и партнер) и Джон Хэйр . В следующем месяце спектакль был передан принцу Уэльскому в Лондоне, и в нем было показано 150 представлений. [8] The Times отметила «ультрареальный» характер пьесы и ее постановки. [26]
«Полное реформирование современной драматургии»
[ редактировать ]Во время выхода «Наших » Робертсон, Гилберт, Скотт и другие внесли рассказы в сборник под редакцией Тома Худа. «Бедняга раскрывает сказку» Робертсона легла в основу его следующей пьесы в театре принца Уэльского, но до этого он поставил две пьесы в других лондонских театрах: «Шахта дерева тени» драму в театре принцессы , и «Быстрая оттепель» , экранизация комедии Сарду , в Сент-Джеймсском театре . [8] [n 4] В апреле 1867 года его сценическая версия рассказа открылась у принца Уэльского под названием « Каста» . В этом произведении Робертсон развил натуралистический , ничем не преувеличенный стиль, благодаря которому он прославился. И как автор, и как режиссер он избегал чрезмерной напыщенности раннего викторианского театра. После премьеры «Касты» один критик написал:
Гилберт, оглядываясь назад в 1901 год, считал произведение Каста Робертсона шедевром. [29] суждение, с которым согласились аналитики 20-го и 21-го веков. [1] [11] [30] Спектакль был показан в 156 раз и возобновлялся еще несколько раз в течение оставшейся части XIX века. [8]
В 1867 году Робертсон снова женился. Его второй женой была Розетта Элизабет Родмилл Файст (1844–1912), с которой он познакомился на вечеринке в Лондоне в 1866 году. [31] Они обручились в августе 1867 года и поженились в британском консульстве во Франкфурте 17 октября. [8] и провел медовый месяц в Париже. [32] У них родились дочь и сын. [n 5] Вернувшись в Лондон, Робертсон продолжил писать и руководить. В феврале 1868 года пьеса была поставлена в ресторане принца Уэльского. Было проведено 106 представлений, за которым последовало успешное возрождение Общества . [8] В том же году Робертсон адаптировал пьесу Альфреда де Мюссе 1834 года « On ne badine pas avec l'amour» для своей сестры Мэдж. Как «Цветы страсти» он был поставлен под руководством Робертсона в Королевском театре в Халле и во время гастролей. [33]
Робертсон писал «Общество» , имея в виду Сотерна, но актера не было. [34] В конце 1868 года Робертсон адаптировал Эмиля Ожье комедию « Авантюрьер» , представленную на Хеймаркете в роли «Дом » с Сотерном в главной роли и Адой Кавендиш в роли миссис Пинчбек в январе 1869 года. В ней было представлено 136 спектаклей. [35] но его опередила Школа Робертсона , основанная на » Родериха Бенедикса , «Ашенбределе которая открылась в том же месяце у принца Уэльского и провела 381 представление. [8]
Последние годы
[ редактировать ]Последняя премьера Робертсона в Ливерпуле состоялась 22 февраля 1869 года. «Моя леди Клара» была дана в театре Александра. Спектакль был повторно поставлен в Лондоне 27 марта 1869 года в театре «Гейети» под названием « Мечты» . В лондонской постановке участвовала Мэдж Робертсон; было проведено 96 представлений. Позже в том же году «Нарушение обещания » («Экстравагантный фарс») было поставлено в театре «Глобус» в Лондоне, а «Дублин Бэй» («комедиетта») была показана в Королевском театре в Манчестере . [8]
В январе 1870 года у Робертсона диагностировали болезнь сердца. Он продолжал писать, и в 1870 году в театре «Глобус» был поставлен « Прогресс » (адаптация Сарду) «Соловей , драма » в театре Адельфи и его последняя работа для принца Уэльского – член парламента . Робертсон был одним из первых, кто выиграл от улучшения финансовых условий для драматургов; практика выплаты гонораров не была широко распространена до 1880-х годов, но руководство принца Уэльского платило ему 1 фунт за ночь для Общества в 1865 году, и к моменту выхода этой последней статьи его плата за ночь выросла до 5 фунтов. Ему также платили – что было весьма необычно для того периода – за возрождение. [36] Он не смог контролировать производство МП или даже присутствовать на премьере. Компания пришла к нему домой и дала ему частное представление. [1]
Комедия « Рождение» была представлена Сотерном в Королевском театре в Бристоле , после чего последовал тур по провинции. [8] Вопреки рекомендациям врача Робертсон присутствовал на премьере « Нашего пробуждения» у принца Уэльского 26 ноября. В следующем месяце он отправился в Торки по указанию врача, но не обнаружил улучшения в своем здоровье и вернулся в Лондон через две недели. Он был слишком болен, чтобы принять участие в постановке своей последней пьесы «Война» , драмы, поставленной в театре Сент-Джеймс 16 января 1871 года. [8]
Робертсон умер в своем доме на Чок-Фарм в Лондоне 3 февраля 1871 года в возрасте 42 лет. Он был похоронен на кладбище Эбни-Парк . На похоронах присутствовало более тысячи человек, в том числе вся компания принца Уэльского во главе с Мари Уилтон, которая возложила на гроб венок из цветов. [37] [№ 6] В тот вечер театр был закрыт в честь Робертсона – исключительная честь, по мнению The Times :
Пьесы
[ редактировать ]Репутация Робертсона основана на его серии пьес для труппы Мари Уилтон в Театре принца Уэльского. [11] Их считали «проблемными пьесами», поскольку они серьезно и чутко затрагивали социальные проблемы того времени. Каста заключалась в браке, преодолевающем классовые барьеры, а общество исследовало предрассудки против социальной мобильности. [11] [39] Пьесы отличались тем, что критик Томас Пернелл «чашки и блюдца» назвал их реализмом , в котором современные британские сюжеты рассматривались в узнаваемой обстановке, в отличие от чрезмерной игры в викторианских мелодрамах , которые были популярны в то время. [11] Персонажи говорили нормальным языком, а не декламировали свои строки. [39] Оглядываясь назад тридцать лет спустя на оригинальную постановку, Бернард Шоу назвал пьесу Робертсона « Каста » «созданием эпохи… После многих лет мнимого героизма и сверхчеловеческой чепухи Каста восхитила всех своей свежестью, своей природой, своей человечностью». [40]
Шоу ошибался, полагая, что все были в восторге: некоторые критики писали, что в пьесах Робертсона нет ничего, кроме заурядной жизни, представленной без тени остроумия и блеска и до абсурда реалистичной. [41] Более типичным был комментарий корреспондента The Era вскоре после смерти Робертсона, в котором он спрашивал, кто еще мог бы «успешно разорвать, как он, оковы конвенционализма и показать нам на сцене живые, дышащие фигуры из плоти и крови, которые ходят говорить, действовать и думать так, как на самом деле поступают осязаемые мужчины и женщины в нашем повседневном мире». [42]
Некоторые более поздние аналитики оспаривали, действительно ли Робертсон был автором некоторых приписываемых ему инноваций. В исследовании 1972 года Эррол Дурбах предполагает, что «революция» была инициирована во Франции за несколько лет до этого Скрибом и Сарду, предшественниками буржуазного домашнего театра и хорошо поставленной пьесы ». [43] Дурбах добавляет, что в Англии Вестрис ставил пьесы «со скрупулезным вниманием к реалистичным деталям», а Бульвер-Литтон уже писал «такую пьесу, которую позже назовут «робертсоновской » ». [43] Бут (2004) отмечает, что Робертсон «не был ни провозвестником новой драмы, ни апостолом нового реализма, несмотря на утверждения некоторых из его преемников и более поздних историков. Он скорее подтверждал ценности среднего класса, чем ставил их под сомнение». . [1]
Хотя репутация Робертсона как революционного драматурга обсуждается, его важность в развитии современного сценического искусства общепризнанна. [1] [30] [44] До него звездные актеры обычно контролировали сценарии, а менеджеры театра - кастинг. Робертсон настаивал на сохранении контроля над своими сценариями и актерским составом и требовал, чтобы актеры следовали его указаниям - новая концепция в то время. Дион Бусико был предшественником, поставив впечатляющие постановки своих пьес, но Робертсон впервые применил режиссерский принцип к отечественной английской драме. [45] В отличие от Бусико, он не играл в своих пьесах, а занимался исключительно режиссурой (или, как это тогда называлось, «режиссурой»). [n 7] и в этом качестве он мог сосредоточиться на ансамбле и балансе. [45] Гилберт присутствовал на репетициях Робертсона, а позже поставил свои собственные пьесы и оперы на основе того, чему он научился. Он сказал о Робертсоне:
Актер-менеджер Джон Хэйр, выступавший под руководством Робертсона у принца Уэльского, писал:
Помимо Гилберта, Хэра и Шоу, среди ведущих театральных деятелей, находившихся под влиянием Робертсона, были Артур Винг Пинеро и Харли Грэнвилл-Баркер . [1] Пинеро Молодой драматург-идеалист Том Ренч в «Трелони из Уэллса» (1898) представляет собой нежный портрет Робертсона, о котором Пинеро сказал: «Если бы не Робертсон, я бы никогда не смог сделать то, что я сделал. , и это относится и к другим ребятам». [49]
Оригинальные пьесы Робертсона
[ редактировать ]Заголовок | Жанр | Действия | Премьера состоялась в | Год |
---|---|---|---|---|
Рождение | комедия | 3 | Королевский театр, Бристоль | 1870 |
Нарушение обещания, А | фарс | 2 | Театр Глобус | 1867 |
Кантаб, | фарс | 1 | Стрэнд Театр | 1861 |
Каста | комедия | 3 | Театр принца Уэльского | 1867 |
Воздушные замки | драма | 1 | Городской театр | 1854 |
Констанция | комическая опера [№ 8] | 1 | Ковент Гарден | 1865 |
Мечта о Венеции, А | Немецкий Рид развлекательный центр | 2 | Галерея иллюстраций | 1867 |
Мечты [n 9] | драма | 5 | Театр Александры, Ливерпуль | 1869 |
Дублин Бэй | фарс | 1 | Королевский театр, Манчестер | 1869 |
Для любви; Или два героя | драма | 3 | Холборнский театр | 1867 |
член парламента | комедия | 4 | Театр принца Уэльского | 1870 |
Найтингейл, | драма | 5 | Театр Адельфи | 1870 |
Ночное приключение, А | комическая драма | 2 | Олимпийский театр | 1851 |
Совсем не ревнует | фарс | 1 | Придворный театр | 1871 |
Наш | комедия | 3 | Театр принца Уэльского, Ливерпуль | 1866 |
Играть | комедия | 4 | Театр принца Уэльского | 1868 |
Быстрое оттаивание, А | комедия | 2 | Театр Сент-Джеймс | 1867 |
Ссора в доме, А [№ 10] | фарс | 1 | Театр Тула | 1883 |
Школа [№ 11] | комедия | 4 | Театр принца Уэльского | 1869 |
Древко Теневого Дерева | драма | 3 | Театр Принцессы | 1869 |
Общество | комедия | 3 | Театр принца Уэльского, Ливерпуль | 1865 |
Война | драма | 3 | Театр Сент-Джеймс | 1871 |
- Источник: Т. Эдгара Пембертона издание «Общество и каста» , 1905 год. [50]
Адаптации
[ редактировать ]Заголовок | Жанр | Действия |
---|---|---|
Битва за жизнь, The | драма | 3 |
Хищные птицы; Или дуэль в темноте | драма | 3 |
Рыцарь Святого Георгия, | драма | 3 |
Шляпа часовщика, The | фарс | 1 |
Сверчок у очага, | драма | 3 |
Дэвид Гаррик | комедия | 3 |
Дочь герцога; Или Горбун из Парижа | драма | 3 |
Эрнестина | драма | 4 |
Фауст и Маргарита | драма | 3 |
Стакан воды, А | комедия | 2 |
Полукаста, The; Или отравленная жемчужина | драма | 3 |
Человек с привидениями, | драма | 3 |
Дом | комедия | 3 |
Жокрисса Жонглер | драма | 3 |
Женская битва, The | комедия | 3 |
Погонщик мулов из Толедо, The | драма | 4 |
Дневник моей жены | фарс | 1 |
Ноэми | драма | 2 |
Цветы страсти | драма | 3 |
Мир любой ценой | фарс | 1 |
Прогресс | комедия | 3 |
Робинзон Крузо | бурлеск | 1 |
Руй Блас | драма | 3 |
Море Льда, The; Или Молитва потерпевших кораблекрушение и золотоискателей Мексики | драма | 5 |
Звезда Севера, | драма | 5 |
Два гея-обманщика; Или черный, белый и серый [№ 12] | фарс | 1 |
- Источник: Пембертон. [50]
Невыполненный
[ редактировать ]Заголовок | Жанр | Действия |
---|---|---|
В нашей деревне | комедия, драма | 2 |
По пути , | одноактная комедия | 1 |
Фотографии и лёд | фарс | 1 |
Сообщение спешки | комедия | 3 |
Что это? | комедия | 2 |
- Источник: Пембертон. [50]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Элизабет Бертон (1836–1865) родилась Элизабет Джейн Тейлор; она была членом труппы королевы с 1852 года. [14]
- ^ Их детьми были Томас Уильям Шафто, 1857–1895; Элизабет Филлис, 1859–1860 гг.; Мод Фанни Мария (1861–1930); и Элизабет Рут (1863–1926). [15]
- ↑ Согласно списку, опубликованному в 1870 году, средняя вместимость 37 театров Лондона составляла чуть более 1900 мест. При вместимости 814 человек «Принц Уэльский» был шестым по величине. [21]
- ↑ «Быстрая оттепель» была адаптирована из пьесы Сарду 1864 года «Ле Дегель» , получила ужасные отзывы и закрылась в течение недели. [27]
- ^ Их детьми были Розетта Кэролайн (1869–1897) и Дион Уильям Мориц Джейкоб (1871–1908). [15]
- ↑ Среди других на могиле были Гилберт, Худ, Скотт, Дион Бусико , У.Х. Кендал и Мэддисон Мортон . [37]
- ↑ В XIX веке термин «режиссёр» охватывал художественные функции, приписываемые теперь режиссёрам, а также чисто технические аспекты постановки, которыми впоследствии стал ограничиваться термин «режиссёр». [46]
- ^ Музыка Фредерика Клея
- ↑ Сначала он назывался «Клан моей леди» , но после постановки в театре «Гейети» 27 марта 1869 года он был переименован в « Мечты» .
- ↑ Посмертно спродюсировано сыном автора Т. В. Робертсоном-младшим.
- ↑ Частично предложено немецким Ашенбродлем Родериха Бенедикса.
- ^ В сотрудничестве с TH Lacy
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бут, Майкл Р. «Робертсон, Томас Уильям (1829–1871), драматург» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Проверено 9 февраля 2021 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
- ^ Пембертон (1893), с. 1
- ^ Пембертон (1893), с. 5
- ^ «Новости этого вечера», Pall Mall Gazette , 9 октября 1871 г., стр. 7; Пембертон (1893), с. 29; и Робертсон, с. XVII
- ^ Пембертон (1893), с. 27
- ^ Стедман, Джейн В. «Общее назначение: викторианские авторы-актеры от Ноулза до Пинеро» , Educational Theater Journal , Vol. 24, № 3, октябрь 1972 г., стр. 289–301, The Johns Hopkins University Press (требуется подписка)
- ^ Пембертон (1893), с. 33
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тайдман, стр. 32–34.
- ^ Пембертон (1893), стр. 36–39.
- ^ Пембертон (1905), с. ви
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Найт, Джозеф. «Робертсон, Томас Уильям (1829–1871)» , Национальный биографический словарь , Смит Элдер, 1896 г. и Oxford University Press, 2004 г. Получено 9 февраля 2021 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Пембертон (1893), стр. 49–51.
- ^ Пембертон (1893), стр. 54, 58 и 64–65.
- ^ Пембертон (1893), стр. 66 и 69.
- ^ Jump up to: а б «Томас Уильям Робертсон» , AncestryUK. Проверено 9 февраля 2021 г. (требуется подписка)
- ^ «Жизнь Т. В. Робертсона», Театр , 1 марта 1893 г., стр. 125
- ^ Пембертон (1893), с. 84
- ^ «Театр Хеймаркет», The Morning Post , 2 мая 1864 г., стр. 3; «Театр Хеймаркет», The Standard , 2 мая 1864 г., стр.2; «Белая суббота и ее развлечения», The Era , 15 мая 1864 г., стр. 7; «Драма», London Daily News , 2 мая 1864 г., стр. 3; и «Театральный и музыкальный эксперт», The Examiner , 18 июня 1864 г., стр. 393
- ^ Jump up to: а б «Театр принца Уэльского», Ливерпуль Меркьюри , 9 мая 1865 г., стр. 6.
- ^ Пембертон (1893), с. 167
- ^ «Вместимость лондонских театров», Оркестр , 17 июня 1870 г., стр. 199
- ^ «Театр принца Уэльского», The Times , 14 ноября 1865 г., стр. 7
- ^ Савин, с. 128
- ^ «Королевская английская опера», The Morning Post , 24 марта 1862 г., стр. 6; «Королевская английская опера», The Standard , 24 марта 1862 г., стр. 3; "Музыка." «Дейли Ньюс» , 24 января 1865 г., стр. 2; «Королевская английская опера», The Standard , 24 января 1865 г., стр. 3; и «Королевская английская опера», The Times , 24 января 1865 г., стр. 9
- ^ «Мистер Фредерик Клей из Кларенса Чемберса», The Yorkshire Post , 18 апреля 1883 г., стр. 6
- ^ «Театр принца Уэльского», The Times , 19 сентября 1866 г., стр. 10
- ^ «Театр Сент-Джеймс», The Morning Post , 4 марта 1867 г., стр. 2; и «Театральный экзаменатор», The Examiner , 23 марта 1867 г., стр. 7
- ^ Обзор прессы, без подписи, цитируется в Пембертоне (1893), стр. 205–206, Торндайке, стр. 353, и Савин, с. viii
- ^ Арчер, с. 114
- ^ Jump up to: а б «Робертсон, Т (Хомас) В (Иллиам) , Краткий оксфордский спутник театра ». Редакторы Хартнолл, Филлис и Питер Фаунд. Oxford University Press, 2003. Проверено 12 февраля 2021 г. (требуется подписка).
- ^ Пембертон (1893), с. 224
- ^ Пембертон (1893), с. 236
- ^ «Развлечения», Hull Packet , 23 октября 1868 г., стр. 5; «Общественные уведомления», Newcastle Chronicle , 7 ноября 1868 г., стр. 1; и «Театр», Nottingham Journal , 17 ноября 1868 г., стр. 2
- ^ Пембертон (1893), стр. 165–166.
- ^ «Мистер Сотерн в «Доме»», Northern виг , 4 декабря 1869 г., стр. 3
- ^ Бут, Майкл Р. «Робертсон, ТВ» , Оксфордская энциклопедия театра и перформанса , Oxford University Press, 2005. Проверено 10 февраля 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Похороны Т. В. Робертсона», The Era , 12 февраля 1871 г., с. 12
- ^ «Театр принца Уэльского», The Times , 10 февраля 1871 г., стр. 10
- ^ Jump up to: а б «Драма «Чашка и блюдце», Театр XIX века, Музей Виктории и Альберта. Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Шоу, с. 283
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 406.
- ^ Хейс, Ф.Х. «Покойный мистер Т.В. Робертсон и драма», The Era , 12 февраля 1871 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б Дурбах, Эррол. «Вспоминая Тома Робертсона (1829–1871)» , «Образовательный театральный журнал» , октябрь 1972 г., Vol. Т. 24, № 3 с. 284–288 (требуется подписка)
- ^ Роуэлл, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Роуэлл, с. 80
- ^ «Менеджер сцены» , Оксфордский словарь английского языка , Oxford University Press, 2020. Проверено 10 мая 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Арчер, с. 114
- ^ Цитируется по Роуэллу, с. 82
- ^ Цитируется по Гамильтону, с. 11
- ^ Jump up to: а б с Пембертон (1905), стр. 277–279.
Источники
[ редактировать ]- Арчер, Уильям (1904). Реальные разговоры . Лондон: Хайнеманн. OCLC 669763568 .
- Гамильтон, Клейтон (1917). Социальные пьесы Артура Винга Пинеро Нью-Йорк: Даттон. OCLC 157236101 .
- Пембертон, Т. Эдгар (1893). Жизнь и сочинения Т. В. Робертсона . Лондон: Р. Бентли и сын. OCLC 1048298589 .
- Пембертон, Т. Эдгар (1905). Общество и каста . Бостон и Лондон: округ Колумбия Хит. OCLC 492931290 .
- Робертсон, Томас Уильям Шафто (1889). Основные драматические произведения Томаса Уильяма Робертсона . Лондон: Сэмюэл Френч. ОСЛК 9315106 .
- Роуэлл, Джордж (1978). Викторианский театр 1792–1914 (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-22070-5 .
- Савин, Мейнард (1950). Томас Уильям Робертсон: его пьесы и сценическое мастерство . Провиденс, Род-Айленд: Издательство Университета Брауна. OCLC 1031745352 .
- Шоу, Бернард (1922). Драматические мнения и эссе . Нью-Йорк: Брентано. OCLC 40138182 .
- Торндайк, Эшли (1965) [1929]. Английская комедия . Нью-Йорк: Купер-сквер. OCLC 432990136 .
- Тайдман, Уильям (1982). Пьеса Тома Робертсона . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ОСЛК 1150933010 .