Jump to content

Викторьен Сарду

Викторьен Сарду
Сарду в 1880 году
Сарду в 1880 году
Рожденный Викторианский Леандр Сарду
( 1831-09-05 ) 5 сентября 1831 г.
Париж, Франция
Умер 8 ноября 1908 г. ) ( 1908-11-08 ) ( 77 лет
Париж, Франция
Занятие Драматург
Период 19 век
Жанр Хорошо сделанная пьеса
Подпись

Викторьен Сарду ( / s ɑːr ˈ d / sar- DOO , Французский: [viktɔʁjɛ̃ saʁdu] ; 5 сентября 1831 — 8 ноября 1908) — французский драматург . [ 1 ] Сегодня его лучше всего помнят за его развитие вместе с Эженом Скрибом пьесы хорошо поставленной . [ 2 ] Он также написал несколько пьес, которые были превращены в популярные оперы XIX века, такие как «Тоска» (1887), на которой Джакомо Пуччини опера «Тоска» основана (1900), и «Федора» (1882) и «Мадам Санс-Жен» (1893), в которых сюжеты лирических драм «Федора» (1898) и «Мадам Санс-Жен» (1915) Умберто Джордано . Его пьеса «Жисмонда » 1894 года также была адаптирована к одноименной опере Анри Февье.

Ранние годы

[ редактировать ]
Мемориальная доска на доме в 4-м округе Парижа , где родился Сарду.

Викторьен Сарду родился на улице Ботрейли, 16 . произносится [ʁy bo.tʁɛ.ji] ), Париж, 5 сентября 1831 года. Семья Сарду поселилась в Ле-Канне , деревне недалеко от Канн , где им принадлежало поместье, засаженное оливковыми деревьями. Ночной мороз погубил все деревья и семья разорилась. Отец Викторьена, Антуан Леандр Сарду, приехал в Париж в поисках работы. Он был поочередно бухгалтером в коммерческом заведении, профессором бухгалтерского дела, директором провинциальной школы, затем частным репетитором и школьным учителем в Париже, кроме того, редактировал грамматики, словари и трактаты по различным предметам. При всех этих занятиях ему с трудом удавалось зарабатывать себе на жизнь, и когда он удалился в родную страну, Викториен остался один на один. Он начал изучать медицину, но был вынужден отказаться из-за отсутствия средств. Он преподавал французский язык иностранным ученикам, давал студентам уроки латыни, истории и математики, писал статьи для дешевых энциклопедий. [ 3 ]

В то же время он пытался добиться успехов в литературном мире. Его таланты поощряла старая басблю мадам де Боул, которая публиковала романы и пользовалась некоторой репутацией во времена Реставрации , но она мало что могла сделать для своего протеже. Викторьен Сарду приложил усилия, чтобы привлечь внимание мадемуазель Рашель и заручиться ее поддержкой, представив ей драму « Королева Ульфра» , основанную на старой шведской хронике. Его пьеса « Таверна студентов » была поставлена ​​в Одеоне 1 апреля 1854 года, но встретила бурный прием из-за слухов о том, что правительство поручило и заказало дебютанту оскорбить студентов. Ла Таверна была отозвана после пяти ночей. Другая драма Сарду, «Бернар Палисси» , была принята в тот же театр, но постановка была отменена из-за смены руководства. Канадская пьеса «Флер де Лиана » могла бы быть поставлена ​​в « Амбигу», если бы не смерть менеджера. Ле Боссу , для которого он написал Чарльз Альберт Фехтер не удовлетворил актера; и когда пьеса была успешно поставлена, номинальное авторство по какой-то неудачной договоренности перешло к другим людям. Сарду представил Адольфу Лемуану , менеджеру « Гимназы» , ​​пьесу под названием «Париж в кругах» , в которой содержалась любовная сцена, впоследствии столь известная в «Nos Intimes» . Лемуан счел целесообразным проконсультироваться с Эженом Скрибом , которого эта сцена возмутила. [ 3 ]

В 1857 году Сарду ощутил муки настоящей нужды, и кульминацией его несчастий стал приступ брюшного тифа. Он жил в бедности и умирал на своем чердаке , окруженный отвергнутыми рукописями. На помощь ему неожиданно пришла женщина, жившая в том же доме. Ее звали мадемуазель де Брекур . У нее были театральные связи, и она была особой фавориткой мадемуазель Дежазе . Она выхаживала его, вылечила и, когда он снова поправился, познакомила его со своей подругой. Дежазе только что основал театр ее имени, и все спектакли после «Таверны» ставились в этом театре. Фортуна стала улыбаться автору. [ 3 ]

Правда , первая пьеса «Кандид» , написанная им для мадемуазель Дежазе, была остановлена ​​цензурой, но «Премьеры оружия Фигаро» , «Мсье Гара» и «Пресен-Жерве» , поставленные почти подряд, имели великолепный ход. Гарат и Жерве были поставлены в Театре Варлет и на английском языке в Театре Критерион в Лондоне. Les Pattes de mouche (1860, впоследствии переведенный на английский язык как «Клочок бумаги ») добился аналогичного успеха в Гимназе. [ 3 ]

Сара Бернар в главной роли в опере Сарду «Теодора» в 1884 году.
Эскиз Сарду 1899 года.

Федора (1882 г.), работа, которая популяризировала шляпу-федору . также [ 4 ] была написана специально для Сары Бернар , как и многие его более поздние пьесы. Позже это было адаптировано Умберто Джордано , и он создал оперу под названием «Федора» . В пьесе речь шла о нигилизме , заимствованном из «Отцов и детей» Ивана Тургенева . Он взял новую волну, привнося сильный исторический элемент в некоторые из своих драматических романов. Так, он позаимствовал «Теодору» (1884 г.) из византийских анналов (которая также была адаптирована в оперу Ксавье Леру ), «Эну» (1874 г.) из итальянских хроник, «Герцогиню Афинскую» из забытых записей средневековой Греции. Патри! (1869) основан на восстании голландцев Гёзена в конце 16 века и был превращен в популярную оперу Эмиля Паладилья в 1886 году. Сцена «Волшебника» (1904) разворачивалась в Испании в 16 веке. Французская революция подарила ему три пьесы: «Мервейезы» , «Термидор» (1891) и «Робеспьер» (1899). Его пьеса «Жисмонда» в оперу (1894) была адаптирована Анри Февье . Последнее имя было написано специально для Сэр Генри Ирвинг и поставил его в театре «Лицеум» в Лондоне, как и «Данте» (1903). Наполеоновская эпоха была возрождена в «Ла Тоске» (1887). [ 3 ]

Могила Сарду в Марли-ле-Руа

«Мадам Санс-Жен» (1893) была написана специально для Габриэль Режан как непринужденной и добросердечной жены маршала Лефевра. Он был переведен на английский язык, и в нем играли Ирвинг и Эллен Терри в Лицейском театре. [ 5 ] Более поздними пьесами были «Пизи» (1905) и «Дело о ядах» (1907). Однако во многих из этих пьес было слишком очевидно, что тонкий лак исторических знаний, приобретенных для этой цели, был искусственно наложен, чтобы скрыть современные мысли и чувства. Но некоторые – Патри! и Ла Хэн (1874), например, демонстрируют истинное понимание сильных страстей прошлых эпох. [ 3 ] «Дело ядов» (1907) шло в Театре Порт-Сен-Мартен и имело большой успех на момент его смерти. В пьесе рассказывается об отравлении камарильи при Людовике XIV во Франции . [ 6 ] Ближе к концу жизни Сарду сделал несколько записей, на которых читает отрывки из своих произведений, в том числе сцену из «Патри!». [ 7 ]

Карикатура Джина Б. Гута , опубликованная в журнале Vanity Fair (1891).

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

Сарду женился на своей благодетельнице, мадемуазель де Брекур, но восемь лет спустя он овдовел и вскоре после революции 1870 года женился во второй раз, на мадемуазель Сулье 17 июня 1872 года, дочери эрудированного Эдора Сулье , который для многих музеем лет руководил Версальским . Он был избран членом Французской академии в комнате поэта Жозефа Отрана (1813–1877) и занял свое место 22 мая 1878 года. [ 3 ] он жил в Шато де Марли Некоторое время .

Он был страстным коллекционером книг, собравшим огромную коллекцию из 80 000 книг. [ 8 ] Комнаты его дома в Марли были отданы под хранение его коллекций книг и печатных изданий. После его смерти его книги были проданы, как описано в Каталоге библиотеки книг М. Викторьена Сарду. [ 9 ]

Он получил Орден Почетного легиона в 1863 году и был избран членом Французской академии в 1877 году. [ 6 ] Сарду умер 8 ноября 1908 года в Париже. Он долгое время болел. Официальной причиной смерти стал застой легких . [ 6 ]

Сарду в 1901 году

Стиль письма

[ редактировать ]

Сарду смоделировал свою работу по образцу Эжена Скриба . сообщалось Во вступлении Стивена Сэдлера Стэнтона к «Камиле и другим пьесам» , что Сарду читал первый акт одной из пьес Скриба, переписывал остальную часть, а затем сравнивал их. Одной из его первых целей при написании было разработать центральный конфликт, за которым следовала бы мощная кульминация. Оттуда он будет работать в обратном направлении, чтобы установить действие, ведущее к этому. Он считал, что конфликт является ключом к драме. [ 10 ]

Его причисляли к двум бесспорным лидерам драматического искусства того времени — Ожье и Дюма . Он придерживался конструктивных методов Скриба, который соединял три старых вида комедии — комедию характеров, манер и интриги — с буржуазной драмой и сливал разнородные элементы в одно компактное тело. Он открыл более широкое поле для социальной сатиры: он высмеивал вульгарных и эгоистичных представителей среднего класса в «Nos Intimes» (1861: англизировано как «Опасность» ), старых веселых холостяков в «Les Vieux Garçons» (1865), современных Тартюфов в «Серафине» (1868). сельский элемент в «Nos Bons Villageois» (1866), старомодные обычаи и устаревшие политические убеждения в «Les Ganaches» (1862), революционный дух и те, кто процветает на нем, в «Rabagas» (1872) и «Le Roi Carotte » (1872), затем пригрозил законами о разводе в Диворсоне (1880 г.). [ 3 ]

Наследие

[ редактировать ]

Ирландский драматург и критик Джордж Бернард Шоу сказал о «Тоске» : «Такой пустоголовый призрак шокера… О, если бы это была опера!» [ 10 ] Он также придумал пренебрежительный термин « Сардудлдом » в обзоре пьес Сарду ( «Субботнее обозрение» , 1 июня 1895 г.). Шоу считал, что изобретенная Сарду драматическая машина скрипучая, а его пьесы лишены идей. [ нужна ссылка ]

После того, как продюсер сэр Сквайр Бэнкрофт увидел генеральную репетицию «Федоры» , он сказал в своих мемуарах: «Через пять минут публика находилась под чарами, которые ни разу не ослабели на протяжении всех четырех актов. Никогда еще обращение со странным и опасным предметом не было более виртуозным». Никогда еще она не вела себя более великолепно, чем Сара в тот день». [ 10 ] Уильям Винтер сказал о Fedora , что «отличительной чертой этой драмы является похоть». [ нужна ссылка ]

Сарду упоминается во второй части, второй главе книги « Пруста Путь Германта» , третьем томе « В поисках утраченного времени» . [ 11 ]

В Новом Орлеане, в тот период, когда большая часть его высшего сословия еще говорила по-французски, Антуан Альсиаторе, основатель знаменитого старинного ресторана Antoine's , изобрел блюдо под названием «Яйца сарду» в честь визита драматурга в город.

улица Викторьен Сарду и площадь Викторьен Сарду возле парка Сент-Перин В его честь названы в Париже. Есть также улицы с названием rue Victorien Sardou в Лионе и Сен-Омере .

Работает

[ редактировать ]

Сценические работы

[ редактировать ]
Плакат к постановке 1897 года «Лекарство от развода » по пьесе Сарду Divorçons!
Плакат к фильму 1918 года «Давай разведемся » по роману Сарду « Разводы»
  • Рабагас (1872)
  • Дэниел Роше (1880) [ 16 ]

Адаптированные произведения

[ редактировать ]

Переводы пьес

[ редактировать ]

Оперы и мюзиклы

[ редактировать ]
Плакат к Анри Февье » « Жисмонде

Киноадаптации

[ редактировать ]
  1. ^ «Сарду, Викториен» . Кто есть кто . Том. 59. 1907. с. 1556 . Проверено 23 февраля 2024 г. - через Google Книги.
  2. ^ Маккормик (1998, 964).
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Сарду, Викторианский ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 218–219.
  4. ^ Словарь Encarta, Microsoft Encarta Premium Suite 2004.
  5. ^ «Терри в роли мадам Санс-Жен» . Филадельфийский исследователь . 22 ноября 1901 г. с. 2 . Проверено 23 февраля 2024 г. - через Newspapers.com.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Викториан Сарду, драматург, умер; декан французских драматургов и создатель знаменитых ролей Бернара не оставляет мемуаров. Первая пьеса была освистана; его последняя пьеса, «Дело ядов», которую он видел, была поставлена ​​в 75 лет — все еще бегает по переполненным домам " (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 9 ноября 1908 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
  7. ^ Fonotipia - Празднование столетия 1904-2004 СИМПОЗИУМ 1261 [JW]: Обзоры классических компакт-дисков - май 2005 г. MusicWeb-International
  8. ^ Дейли, Виктория. «Удивительный месье Сарду: Часть 1». Коллекционер книг 72 (весна 2023 г.): 21–40.
  9. ^ Дейли, Виктория. «Удивительный месье Сарду: Часть 2». Коллекционер книг 72 (осень 2023 г.): 426–449.
  10. ^ Перейти обратно: а б с «ЭБСКО Коннект» .
  11. ^ Путь Германта , Часть вторая, с. 162.
  12. ^ Пикколино, комедия в трех действиях , 1861 г., в Google Книгах.
  13. ^ Уэлдон Б. Дарем (1986). Американские театральные труппы, 1749–1887 гг . Академик Блумсбери . п. 326.
  14. ^ Пикколино, комическая опера в трех действиях , 1876 г., в Интернет-архиве.
  15. ^ «Последняя «Клеопатра » » . В: The New York Times , 24 октября 1890 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Купер, Барбара Т. (1998). Французские драматурги, 1789-1914 . Детройт, Мичиган : Gale Research. ISBN  978-0-7876-1847-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бланш Рузвельт (2009) Викторьен Сарду BiblioLife ISBN   1-110-54130-9
  • Стивен Сэдлер Стэнтон (1990) Камилла и другие пьесы: особая позиция; Стакан воды; Дама с камелиями; Брак Олимпии; Клочок бумаги Хилл и Ван ISBN   0-8090-0706-1
  • Маккормик, Джон. 1998. «Сарду, Викторьен». В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Кембриджский университет. 964. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Лакур, Л. 1880. Три театра .
  • Мэтьюз, Брандер . 1881. Французские драматурги . Нью-Йорк.
  • Думик, Р. 1895. Современные писатели . Париж.
  • Сарси, Ф. 1901. Сорок лет театра . Полет. 6.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4295def251ed6a74572a26323d8d41a6__1719271800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/a6/4295def251ed6a74572a26323d8d41a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Victorien Sardou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)