Jump to content

Отцы и дети (роман)

Отцы и дети
Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880 г.)
Автор Ivan Turgenev
Оригинальное название Отцы и дѣти (Otcy i deti)
Язык Русский
Жанр Политический, романтический , философский
Издатель Русский Вестник
Дата публикации
февраль 1862 г.
Место публикации Россия
Тип носителя В твердом переплете и в мягкой обложке
Страницы 226 стр. (Издание современной библиотеки в мягкой обложке, 2001 г.)
Предшественник Накануне  
С последующим Дым  

Fathers and Sons ( Russian : «Отцы и дети» ; Otcy i deti , IPA: [ɐˈtsɨ i ˈdʲetʲi] ; правописание до 1918 года «Отцы и дѣти»), буквально «Отцы и дети» , — роман Ивана Тургенева 1862 года , изданный в Москве издательством «Грачев и Ко». [1] Это один из самых известных русских романов XIX века.

Выпускник университета Аркадий Кирсанов возвращается в скромное поместье отца под названием Марьино. Аркадий приводит своего друга Евгения Базарова. Его отец, Николай, с радостью принимает двоих молодых людей в своем имении, но брат Николая, Павел, вскоре расстраивается из-за странной новой философии, называемой « нигилизмом », которую пропагандируют молодые люди.

Николай, поначалу обрадованный возвращением сына домой, постепенно начинает чувствовать себя неловко. В его отношении к сыну возникает некоторая неловкость, поскольку радикальные взгляды Аркадия, на которые большое влияние оказал Базаров, заставляют собственные убеждения Николая чувствовать себя устаревшими. Николай всегда старался быть как можно более в курсе событий, например, навещал сына в школе, чтобы они могли оставаться как можно ближе, но, по мнению Николая, это не удалось. Еще больше усложняет ситуацию то, что отец взял к себе в дом служанку Фенечку и уже родил от нее сына по имени Митя. Аркадия, однако, эти отношения не смущают; напротив, он рад появлению младшего брата.

Двое молодых людей остаются в Марино на несколько недель, а затем решают навестить родственника Аркадия. Там они наблюдают за местным дворянством и знакомятся с мадам Анной Сергеевной Одинцовой, элегантной женщиной с независимым достатком, которая соблазнительно отличается от обычных типов местного провинциального общества. Обоим она очень нравится, и она, заинтригованная необычными манерами Базарова, приглашает их провести несколько дней в ее имении Никольском.

В Никольском они также встречают Катю, сестру Одинцовой. Хотя они остаются ненадолго, Аркадий постепенно становится все более независимым от влияния Базарова. Базарову тяжело влюбиться, потому что это противоречит его нигилистическим убеждениям. В конце концов, побуждаемый осторожными выражениями влечения к нему мадам Одинцовой, он объявляет, что любит ее. Она не реагирует положительно на его заявление; она находит его обесценивание чувств и эстетической стороны существования непривлекательным. Она не видит возможности хорошего будущего с ним. После признания в любви и ее неспособности сделать подобное признание Базаров направляется в дом своих родителей, и Аркадий идет с ним.

В доме Базарова их с восторгом встречают родители, которые его обожают. Социальный цинизм Базарова все еще проявляется, когда он снова возвращается в дом своей семьи. Аркадий, обрадовавший отца Базарова заверениями, что его сына ждет блестящее будущее, упрекает друга в резкости. Позже Базаров и Аркадий чуть не подрались после того, как Базаров оскорбительно отзывается о дяде Аркадия и упрекает Аркадия за слишком романтическое выражение. Аркадий становится более откровенно скептически относиться к идеалам Базарова. После недолгого пребывания, к большому разочарованию родителей, они решают вернуться в Марино, останавливаясь по пути к мадам Одинцовой, которая принимает их прохладно. Смущенные, они почти сразу уходят и возвращаются в дом Аркадия.

Аркадий остается всего на несколько дней и под предлогом уезжает, чтобы снова поехать в Никольское. Оказавшись там, он понимает, что влюблен не в Одинцову, а в ее сестру Катю. Базаров остается в Марьино, чтобы заняться научными исследованиями, и напряжение между ним и Павлом возрастает. Базаров с удовольствием беседует с Фенечкой и играет с ее ребенком и однажды целует ее против ее воли. Павел наблюдает за этим поцелуем и вызывает Базарова на дуэль. Павел ранен в ногу, и Базаров должен покинуть Марьино, направляясь в дом своих родителей. Тем временем Аркадий и Катя полюбили друг друга и обручились.

Вернувшись домой, Базаров начинает помогать отцу как сельский врач. Однако он не может сосредоточиться на работе и во время вскрытия порезался и заразился. На смертном одре он посылает за Одинцовой, которая приходит как раз вовремя, чтобы услышать, как Базаров рассказывает ей, какая она красивая. Она целует его в лоб и уходит; Базаров умирает на следующий день.

Аркадий женится на Кате и берет на себя управление имением отца. Его отец женится на Фенечке и рад, что Аркадий с ним дома.

Главные персонажи

[ редактировать ]

В порядке появления

Глава 1

Страна, по которой они ехали, была ни в коей мере не живописна. ... Медленно сердце Аркадия замерло. ... мужики, встреченные им на пути, были все в лохмотьях и верхом на самых жалких клячах; ивы с обломанными ветвями и свисающей полосами корой стояли, как оборванные нищие, на обочине; исхудавшие и лохматые коровы, изможденные от голода, жадно рвали траву вдоль канав. ... «Нет, - подумал Аркадий, - никакого благоденствия здесь нет... Так продолжаться просто не может: это все надо преобразовать...»

– Глава 3

  • Николай Петрович Кирсанов - господин лет сорока с небольшим, вдовец, «сейчас уже совсем седой, полный и немного согбенный», либеральный демократ, отец Аркадия, брат Павла; должен был следовать армейской карьере своего отца, но в день своего призвания сломал ногу и был вынужден пойти на государственную службу; владеет Марьино, «своим почтенным имением в пару сотен крепостных, или в пять тысяч десятин». Он очень рад, что его сын вернулся из колледжа.

Глава 2

  • Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича; недавно окончив Петербургский университет , он привозит своего друга Базарова домой, в Марьино. Нигилистом он стал больше от влияния Базарова, чем от убеждений. Он влюбляется в Анну Сергеевну Одинисову, но не может соперничать за ее расположение со своим очаровательным другом Базаровым. Позже он влюбляется в тихую, скромную младшую сестру Анны Сергеевны Катю и женится на ней.
  • Евгений Васильевич Базаров - студент-медик и нигилист, в роли которого он является наставником Аркадия и бросает вызов либеральным идеям братьев Кирсановых и традиционным русским православным чувствам своих родителей. «Длинное худое лицо с широким лбом… большие зеленоватые глаза и свисающие песочные бакенбарды — все это оживлено спокойной улыбкой, свидетельствующей о самоуверенности и интеллекте». В конце концов он умирает от пиемии, неосторожно заразившейся во время медицинского обследования, принимая свою судьбу со спокойной покорностью.

Глава 4

«У меня в комнате английский умывальник, а дверь не запирается. Во всяком случае, это надо поощрять: английские умывальники — это прогресс!»

– Глава 4

  • Прокофьич – слуга Кирсановых; «Мужчина лет шестидесяти... седовласый, худощавый и смуглый».
  • Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича; «...среднего роста... на вид лет сорока пяти... коротко остриженные седые волосы... лицо цвета старой слоновой кости, но без морщин... черты необыкновенно правильные и четкие... ароматные усы». Буржуа с аристократическими претензиями («изысканная розовая рука с длинными заостренными розовыми ногтями»), он гордится своей утонченностью, но, как и его брат, настроен на реформы. Хоть он и признает в Базарове сына местного врача, но ненавидит его «всеми фибрами своего существа», считая его «самым нахальным, наглым человеком, циником и пошляком».

Нигде время не летит так, как в России; в тюрьме, говорят, еще быстрее летает.

– Глава 7

  • «Фенечка» (Феодосья Николаевна) – «...молодая женщина лет двадцати трех с нежной белой кожей, темными волосами и глазами, красными, по-детски надутыми губами и маленькими нежными ручками». Дочь покойной марьинской экономки, в которую Николай Петрович влюбился и у которого родился сын Митя; Аркадий приветствует появление маленького сводного брата. Подразумеваемыми препятствиями для брака являются классовые различия и, возможно, предыдущий брак Николая Петровича — бремя «традиционалистских» ценностей.

О нигилизме:
«Мы основываем свое поведение на том, что считаем полезным», — продолжал Базаров. «В наши дни самое полезное, что мы можем сделать, — это отречься, и поэтому мы отрекаемся».
"Все?"
"Все."
«Что? Не только искусство, поэзия... но и... я боюсь это сказать...»
— Все, — повторил Базаров с неописуемым спокойствием.

- Глава 10

Глава 12

  • Матвей Ильич Колязин — двоюродный брат братьев Кирсановых, служащий инспектором у губернского губернатора в соседнем городе. Он напыщен и самоуверен, но «его всегда дурачили, и любой умеренно опытный чиновник мог обвести его вокруг пальца».
  • Виктор Ситников - напыщенный и безрассудный друг Базарова, примыкающий к народническим идеалам и группам. Как и Аркадий, в своих идеалах он находится под сильным влиянием Базарова. «Я ценю жизненные удобства... но это не мешает мне быть либералом».

Глава 13

  • Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина — эмансипированная женщина, живущая в городе, где находится Матвей Ильич. Кукшина независима, но довольно эксцентрична и неспособна стать протофеминисткой, несмотря на свой потенциал.

Известно, что каждые пять лет наши провинциальные города сгорают дотла.

- Глава 13

Глава 14

  • Анна Сергеевна Одинцова – богатая вдова, 29 лет, развлекающая друзей-нигилистов в своем имении; "...довольно странный человек. Не имея никаких предубеждений и даже твердых убеждений, она не боялась препятствий и не имела никакой цели в жизни... Аркадий решил, что он еще никогда не встречал столь обаятельной женщины. . Звук ее голоса преследовал его уши... каждое ее движение было удивительно плавным и естественным». Однако юный Аркадий не очаровывает ее так, как мирской Базаров. Они испытывают разлад, но она спешит к его постели, узнав, что он умирает.

Глава 16

«Мы более или менее знаем, что вызывает физические недуги; а нравственные болезни вызваны неправильным воспитанием... неупорядоченным состоянием общества. Реформируйте общество, и не будет больше болезней... в правильно организованном обществе это не имеет никакого значения, глуп человек или умен, плох или хорош».
«Да, я понимаю. У них у всех будут одинаковые селезенки».
— Именно, мадам.

- Глава 16

  • Екатерина (Катя) Сергеевна Локтева - младшая сестра Анны: «...девушка восемнадцати лет с черными волосами, оливковым цветом лица, довольно круглым, но приятным лицом и маленькими темными глазами». Она комфортно живет со своей сестрой, но ей не хватает уверенности, и ей трудно избежать тени Анны Сергеевны. Из-за этой застенчивости любовь между ней и Аркадием медленно реализуется.
  • Княгиня - тётя Анны Сергеевны, «...маленькая сморщенная женщина со сжатым в кулак лицом и сверкающими злобными глазами под седым париком...» Грубая и властная, но по существу игнорируемая домашними.

Глава 20

  • Василий Иванович Базаров – отец Базарова. Отставной армейский хирург и мелкий сельский землевладелец/ крепостной . Образованный и просвещенный, он, тем не менее, чувствует, как и многие персонажи, что сельская изоляция лишила его связи с современными идеями. Таким образом, он сохраняет верность традиционалистским укладам, проявляющуюся, в частности, в преданности Богу и своему сыну Евгению. «Смешной старик с золотым сердцем», — по словам его сына.
  • Арина Власевна Базарова – мать Базарова. Очень традиционная женщина московской аристократии XV века и набожная последовательница православия, сотканного из народных сказок и лжи. Она очень любит своего сына, но также боится его и его неприятия всех убеждений.

Исторический контекст и примечания

[ редактировать ]

«Итак… вы во всем этом убедились и решили сами ничего серьезного не делать».
— И решил не делать ничего серьезного, — мрачно повторил Базаров. ...
— Но ограничиться ругательствами?
«Ограничиваться оскорблениями».
«И это называется нигилизмом?»
«И это называется нигилизмом», — повторил Базаров еще раз, на этот раз с заметной дерзостью.

Глава 10

В романе «Отцы и дети» речь идет о растущем разрыве между двумя поколениями россиян, а также о персонаже Евгении Базарове, нигилисте, отвергающем старый порядок.

Тургенев написал «Отцов и детей» как ответ на растущий культурный раскол, который он видел между либералами 1830-1840-х годов и растущим нигилистическим движением . И нигилисты («сыновья»), и либералы 1830-х годов («отцы») стремились к социальным переменам в России на основе Запада. Кроме того, этим двум образам мышления противопоставлялись славянофилы , считавшие, что путь России лежит в ее традиционной духовности.

Роман Тургенева способствовал популяризации использования термина «нигилизм» , который стал широко использоваться после публикации романа. [2]

«Отцы и дети» можно рассматривать как первый полностью современный роман в русской литературе ( , » Гоголя «Мертвые души еще один главный претендент, автор называл стихотворением или эпосом в прозе, в стиле « Данте » Божественной комедии ). и, во всяком случае, так и не был завершен). В романе представлено двойственное исследование персонажей, которое видно по постепенному слому нигилистического противостояния Базарова и Аркадия эмоциональному проявлению, особенно в случае любви Базарова к мадам Одинцовой.

Роман также является первым русским произведением, получившим известность в западном мире и в конечном итоге получившим одобрение известных романистов Гюстава Флобера . [3] Ги де Мопассан , [4] и Генри Джеймс . [5]

Владимир большевик Революционер- Базаров взял свой псевдоним от персонажа Евгения Базарова в этом романе. [6]

Адаптации

[ редактировать ]

Пьеса канадского драматурга Джорджа Ф. Уокера « » 1988 года Ничего святого является сценической адаптацией « Отцов и детей» . [7] Ирландский драматург Брайан Фрил также адаптировал роман под тем же названием .

английские переводы

[ редактировать ]
  1. Юджин Шайлер (1867)
  2. Констанс Гарнетт (1895, как Отцы и дети )
    1. Отредактировано Ральфом Э. Мэтлоу (1966, под новым названием « Отцы и сыновья »)
    2. Отредактировано Элизабет Череш Аллен (1994, под новым названием « Отцы и дети »)
  3. Изабель Ф. Хэпгуд (1903, в роли отцов и детей )
  4. Си Джей Хогарт (1921)
  5. Ричард Хэйр (1947, как отцы и дети )
  6. Гарри Стивенс (1950)
  7. Бернар Гильберт Герни (1961)
  8. Джордж Риви (1961)
  9. Бернард Айзекс (1962)
  10. Аврил Пайман (1962, как Отцы и дети )
  11. Розмари Эдмондс (1965)
  12. Барбара Макановицки
  13. Ричард Фриборн (1991)
  14. Майкл Р. Кац (1994, первоначально опубликовано как «Отцы и дети» ; переименовано в «Отцы и дети» ) в 2008 году
  15. Питер Карсон (2009)
  16. Майкл Пёрсглав (2010, как Отцы и дети )
  17. Николас Пастернак Слейтер и Майя Слейтер (2022, в роли Отцов и детей )
  1. ^ «Рукопись» . www.sothebys.com . 2017. Архивировано из оригинала 02 сентября 2019 г. Проверено 13 августа 2018 г.
  2. ^ «Нигилизм» (PDF) . Университет Иоганна Кеплера . Проверено 24 сентября 2013 г.
  3. ^ Какутани, Мичико (27 ноября 1985 г.). «Книги времени» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 сентября 2013 г.
  4. ^ Пауэр, Крис (21 июня 2013 г.). «Краткий обзор рассказа 50 часть: Иван Тургенев» . Новости Гардиан . Проверено 24 сентября 2013 г.
  5. ^ Джеймс, Генри. «Иван Тургенев» . Элдрич Пресс . Проверено 24 сентября 2013 г.
  6. ^ Полянский, Игорь (2012). «Между Гегелем и Геккелем: монистическое мировоззрение, марксистская философия и биомедицина в России и Советском Союзе». В Weir, Тодд Х. (ред.). Монизм: наука, философия, религия и история мировоззрения (1-е изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0230113732 .
  7. ^ «Преломляя Россию через настоящее». Newsday , 23 октября 1992 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4eeb85934e0fc987358a1968b5a71ff__1709955540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/ff/e4eeb85934e0fc987358a1968b5a71ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fathers and Sons (novel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)