Рудин
Автор | Ivan Turgenev |
---|---|
Оригинальное название | Рудин |
Переводчик | Констанс Гарнетт (1894) Ричард Фриборн (1975) |
Язык | Русский |
Жанр | Политические , Романтика |
Издатель | Sovremennik |
Дата публикации | 1856 |
Место публикации | Россия |
Опубликовано на английском языке | 1894 |
Rudin ( Russian : «Рудин» , произносится [ˈrudʲɪn] ) — первый роман русского -реалиста писателя Ивана Тургенева . Тургенев начал работать над ней в 1855 году, а впервые она была напечатана в литературном журнале « Современник » в 1856 году; несколько изменений были внесены Тургеневым в последующих изданиях.
«Рудин» был первым из романов Тургенева, но уже в этом произведении была раскрыта тема лишнего человека и его неспособности к действию (ставшая основной темой литературного творчества Тургенева). Как и в других романах Тургенева, основной конфликт в «Рудине» был сосредоточен на истории любви главного героя и молодой, но интеллектуальной и застенчивой женщины, противопоставляемой главному герою (этот тип женского характера стал известен в литературной критике). как «тургеневская девушка», «тургеневская девушка»).
Контекст
[ редактировать ]«Рудин» был написан Тургеневым сразу после Крымской войны , когда для многих образованных россиян стала очевидна необходимость реформ. Главной дискуссией тургеневского поколения был спор славянофилов против западников. Рудин изображает типичного человека этого поколения (известного как «сорокадесятники»), интеллектуального, но неэффективного. Такая трактовка лишнего человека как человека, обладающего большими интеллектуальными способностями и потенциалом, но неспособного их реализовать, вытекает из собственного взгляда Тургенева на человеческую природу, выраженного в его речи 1860 года «Гамлет и Дон Кихот», где он противопоставляет и эгоистическому Гамлету . погруженный в размышления о действии, восторженный и бездумный, но деятельный Дон Кихот . Главного героя романа Рудина легко отождествить с Гамлетом.
Многие критики предполагают, что образ Рудина был хотя бы отчасти автобиографичным. Сам Тургенев утверждал, что персонаж был «достаточно верным» портретом анархиста Михаила Бакунина , которого автор хорошо знал. Александр Герцен , знавший обоих, говорил в своих воспоминаниях, что колеблющийся Рудин имел больше общего с либералом Тургеневым, чем с восставшим Бакуниным. [1]
часто сравнивают с пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным . Рудина Последние двое считаются представителями своего поколения («двадцатилетние» и «тридцатилетние» соответственно), как Рудин считается представителем своего поколения; три литературных произведения с участием этих персонажей имеют много общего по структуре [2] и всех троих персонажей обычно называют «лишними людьми» (применимость этого термина ко всем троим была предметом научных дискуссий).
Тургенев долгое время не был уверен в жанре « Рудина» , публикуя его с подзаголовком « новелла ». Тургенева» В 1860 году он был опубликован вместе с двумя другими романами, но в последующих трех изданиях «Сочинений был сгруппирован с рассказами. В последнем, 1880 году, издании его вновь поставили во главе романов. [2] Тема лишнего влюбленного человека получила дальнейшее развитие в последующих романах Тургенева, кульминацией которых стали « Отцы и дети» .
Главные герои
[ редактировать ]Dmitrii Nikolaevich Rudin
[ редактировать ]Главный герой романа. Рудин — хорошо образованный, интеллектуальный и чрезвычайно красноречивый дворянин. Его финансы в плохом состоянии, и его жизнь зависит от других. Его отец был бедным дворянином и умер, когда Рудин был еще очень молод. Его воспитывала мать, которая тратила на него все свои деньги, получил образование в Московском университете и за границей, в Германии, в Гейдельберге и Берлине (сам Тургенев учился в Берлине ). При первом появлении в романе он описывается так: «Человек лет тридцати пяти [...] высокого, несколько сутулого телосложения, с курчавыми волосами и смуглым цветом лица, неправильным, но выразительным и умным лицом.[ …] Одежда его не была новой и была несколько мала, как будто он из нее вырос». [3] По ходу романа он живет в имении Дарьи Михайловны и влюбляется в ее дочь Наталью. Эта любовь – главный конфликт романа. Его красноречие приносит ему уважение жителей поместья, но некоторые другие персонажи проявляют к нему сильную неприязнь, и по ходу романа становится очевидным, что он «почти титан в слове и пигмей в деле». [4] — то есть, несмотря на свое красноречие, он не может осуществить то, о чем говорит.
Natal’ya Alekseevna Lasunskaya
[ редактировать ]Ее еще называют Наташей. Наташа — семнадцатилетняя дочь Дарьи Михайловны. Она наблюдательна, начитана и умна, но при этом довольно скрытна. Мать считает ее добродушной и воспитанной девочкой, но о ее интеллекте она невысокого мнения, и совершенно ошибочно. Она также считает Наташу «холодной», бесчувственной, но в начале пятой главы рассказчик говорит нам, что «ее чувства были сильными и глубокими, но сдержанными; даже в детстве она редко плакала, а теперь редко даже вздыхала и лишь слегка бледнела, когда ее что-нибудь огорчало». [5] Она вступает с Рудиным в интеллектуальные беседы (которые не обескураживают ее мать, поскольку она думает, что эти разговоры «улучшают ее ум»); Наташа высокого мнения о Рудине, который доверяет ей свои идеи и «частно дарит ей книги», и вскоре влюбляется в него. Она также часто заставляет его применять свои таланты и действовать. Наташу часто называют первой из «тургеневских служанок», появившейся в произведениях Тургенева.
Дарья Михайловна Ласунская
[ редактировать ]Помещица, в поместье которой происходит большинство событий романа. Она вдова тайного советника, «богатая и знатная дама». [6] Хотя она не пользуется большим влиянием в Петербурге , не говоря уже о Европе, в московском обществе она известна как «довольно эксцентричная женщина, не совсем добродушная, но чрезмерно умная». [6] Ее также описывают как красавицу в молодости, но «от прежних прелестей не осталось и следа». [6] Она избегает общества местных помещиц, но принимает много мужчин. Рудин сначала завоевывает ее расположение, но она очень недовольна, когда узнает о любви Рудина и Наташи. Однако ее мнение о Наташе далеко от правильного.
Михаил Михаилыч Лежнев
[ редактировать ]Богатый местный землевладелец, которого обычно считают «странным существом» и который описан в первой главе как «огромный мешок муки». [7] Лежневу около тридцати лет, и он редко навещает Дарью Михайловну (чаще, чем раньше по ходу романа), но часто встречается в доме Александры Павловны Липиной; он дружит и с ней, и с ее братом Сергеем. Он осиротел в семнадцать лет, жил у тетушки и учился вместе с Рудиным в Московском университете, где они были членами одной группы интеллектуальных юношей и были с ним хорошими друзьями; он знал его и за границей, но стал его там не любить, так как «Рудин поразил [Лежнева] в его истинном свете». [8] Лежнев на самом деле влюблен в Александру и в конце концов женится на ней. Его характер часто противопоставляют характеру Рудина, поскольку в нем видят все, чем не является лишний человек - он умен, но в более практичном смысле, и хотя он не делает ничего исключительного, он и не хочет этого делать. Сили пишет, что «он концентрируется на выполнении подручной работы – управлении своим имением, воспитании семьи – и делает это очень компетентно. Дальше них он не смотрит». [2] Рудина Лежнев выступает и как биограф – именно он рассказывает читателю о жизни Рудина до его появления у Дарьи Михайловны. Он сначала описывает Рудина в крайне невыгодных выражениях, но в конце концов именно он признает «гениальность» Рудина в определенных областях жизни.
Александра Павловна Липина
[ редактировать ]Также местная землевладелица, она первая из главных персонажей, представленных в романе. Ее описывают как «вдову, бездетную и довольно обеспеченную»; [7] мы впервые видим ее в гостях у больной крестьянки, а также узнаем, что она содержит больницу . Она живет с братом Сергеем, который управляет ее имением, и иногда навещает Дарью Михайловну (реже по ходу романа). Дарья Михайловна описывает ее как «милое создание […] идеальный ребенок […] абсолютный ребенок», [9] хотя остается вопрос, насколько Дарья Михайловна умеет судить о людях. Поначалу она очень высокого мнения о Рудине и защищает его от Лежнева, но по ходу романа она, кажется, становится на сторону его взгляда на Рудина. В конце концов она выходит замуж за Лежнева и кажется ему идеальным партнером.
Sergei Pavlovich Volyntsev
[ редактировать ]Брат Александры. Он отставной кавалерийский офицер и управляет имением своей сестры. В начале романа он частый гость у Дарьи Михайловны, так как влюблен в Наташу. Он очень не любит Рудина, которого считает слишком умным и, вполне справедливо, опасным соперником. Рудин также пренебрегает им, когда тот приходит сообщить ему о своей взаимной любви с Наташей (из лучших побуждений). Обычно его показывают приятным, хотя и не очень интеллектуальным человеком, и он дружит с Лежневым.
Второстепенные персонажи
[ редактировать ]Константин Диомидыч Пандалевский
[ редактировать ]Дарьи Михайловны Секретарь , молодой человек с наигранными манерами. Он льстец и в целом кажется нечестным и неприятным человеком. Похоже, он не играет важной роли в романе, если не считать сатирического образа.
Afrikan Semenych Pigasov
[ редактировать ]Описан как «странный человек, полный резкости ко всему и каждому». [6] Пигасов часто навещает Дарью Михайловну перед появлением Рудина и забавляет ее своими горькими замечаниями, адресованными преимущественно женщинам. Выходец из бедной семьи, он получил образование, но так и не поднялся выше уровня посредственности. Он провалил экзамен по публичному диспуту, на государственной службе допустил ошибку, которая вынудила его уйти в отставку. Жена позже ушла от него и продала свое имение, в котором он только что закончил строительство дома, спекулянту. С тех пор он жил в провинции. Он стал первой жертвой красноречия Рудина, поскольку при первом появлении Рудина он вызвал его на дебаты и легко потерпел поражение. В конце концов он живет с Лежневым и Александрой Павловной.
Басисты
[ редактировать ]Воспитатель младших сыновей Дарьи Михайловны. Он полностью очарован Рудиным и, кажется, вдохновлен им. Басистов — первый пример интеллигента из разночинцев ( Базаров и Раскольников — одни из более поздних, наиболее выдающихся вымышленных героев этого происхождения). Он также служит примером того, что Рудин не совсем бесполезен, поскольку может вдохновить таких людей, как Басистов, которые затем могут поступить так, как невозможно для Рудина.
Краткое содержание
[ редактировать ]Приезд Рудина
[ редактировать ]Роман начинается со знакомства с тремя персонажами — Александрой, Лежневым и Пандалевским. Пандалевский рассказывает о приглашении Александры Дарьи Михайловны приехать и познакомиться с бароном Маффелем. Вместо барона приезжает Рудин и сразу же очаровывает всех своими умными и остроумными речами во время спора с Пигасовым. Прибытие Рудина отложено до третьей главы. После успеха у Дарьи Михайловны он остается на ночь и наутро встречает Лежнева, который приезжает обсудить с Дарьей Михайловной какие-то деловые дела. Читатель впервые узнает, что Рудин и Лежнев знакомы, вместе учились в университете . В следующий день Рудин впервые разговаривает с Наташей; поскольку она высоко отзывается о нем и говорит, что ему «нужно работать», он отвечает длинной речью. Далее следует вполне типичное для Тургенева описание, где характер Рудина показан не через его собственные слова, а через текст, подчеркивающий противоречивые высказывания Рудина:
- «Да, я должен действовать. Я не должен хоронить свой талант, если он у меня есть; Я не должен растрачивать свои силы только на разговоры — пустые, бесполезные разговоры — на одни слова», — и слова его лились потоком. Он говорил благородно, горячо, убедительно о грехе трусости и праздности, о необходимости действия». [5]
В тот же день Сергей рано уходит от Дарьи Михайловны и приезжает узнать, что Лежнев в гостях. Затем Лежнев дает первое описание Рудина.
Рудин и Наташа
[ редактировать ]Нам говорят, что через два месяца Рудин все еще живет у Дарьи Михайловны, живя на ссудные деньги. Он проводит много времени с Наташей; в разговоре с ней он говорит о том, что старую любовь можно заменить только новой. В то же время Лежнев рассказывает о своей молодости и дружбе с Рудиным, впервые отмечая, что Рудин «слишком холоден» и бездеятелен. На следующий день Наташа расспрашивает Рудина о его словах о старой и новой любви. Ни она, ни он не признаются друг другу в любви, но вечером Рудин и Наташа снова встречаются, и на этот раз Рудин признается ей в любви; Наташа отвечает, что она тоже его любит. К сожалению, их разговор подслушивает Пандалевский, который сообщает об этом Дарье Михайловне, и она категорически не одобряет этот роман, давая понять о своих чувствах Наташе. При следующей встрече Наташи и Рудина она говорит ему, что Дарья Михайловна знает об их любви и не одобряет ее. Наташа хочет знать, какой план действий собирается предложить Рудин, но он не оправдывает ее ожиданий, когда говорит, что надо «подчиниться судьбе». Она уходит от него, разочарованная и грустная:
- «Мне грустно, потому что я обманулся в тебе… Что! Я прихожу к вам за советом, и в такой момент! — и ваше первое слово — подчинитесь! представлять на рассмотрение! Вот как вы переводите свои разговоры о независимости, о жертве, которые… [10]
Затем Рудин покидает имение Дарьи Михайловны. Перед отъездом он пишет два письма: одно Наташе и одно Сергею. Письмо к Наташе особенно примечательно признанием в нем пороков бездействия, неумения действовать и брать на себя ответственность за свои поступки — всех черт Гамлета, которые Тургенев позднее подробно изложил в своей речи 1860 года. Тем временем Лежнев предлагает Александре выйти за него замуж, и его принимают на особенно красивой сцене.
Последствия
[ редактировать ]Глава двенадцатая и эпилог подробно описывают события, произошедшие более чем за два года после приезда Рудина в имение Дарьи Михайловны. Лежнев счастлив в браке с Александрой. Он приезжает сообщить ей новости о помолвке Сергея с Наташей, которая, как говорят, «выглядит довольной». Пигасов живет у Лежневых и забавляет Александру, как забавлял Дарью Михайловну. Последующий разговор затрагивает Рудина, и когда Пигасов начинает над ним подшучивать, Лежнев останавливает его. Затем он защищает «гениальность» Рудина, говоря, что его проблема в том, что у него не было «характера». Здесь опять же имеется в виду неспособность лишнего человека действовать. Затем он произносит тост за Рудина. Глава завершается описанием бесцельного путешествия Рудина по России. В Эпилоге Лежнев случайно встречает Рудина в гостинице провинциального города. Лежнев приглашает Рудина отобедать с ним, и за ужином Рудин рассказывает Лежневу о своих попытках «действовать» — улучшить имение, принадлежащее другу, сделать реку судоходной, стать учителем. Во всех трех этих попытках Рудин продемонстрировал неспособность приспособиться к обстоятельствам николаевской России, впоследствии потерпел неудачу и в конце концов был сослан в свое имение. Затем Лежнев, кажется, меняет свое мнение о Рудине как о бездеятельном по своей сути человеке и говорит, что Рудин потерпел неудачу именно потому, что он никогда не мог перестать стремиться к истине. Эпилог заканчивается смертью Рудина на баррикадах во время Июньские дни восстания 26 июня 1848 года в Париже ; даже после смерти двое бегущих революционеров принимают его за поляка .
Адаптации
[ редактировать ]«Рудин» был экранизирован в 1976 году. Режиссером 95-минутного фильма советского производства стал Константин Войнов . В актерский состав вошли Олег Ефремов , Армен Джигарханян и Ролан Быков .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Эйлин, Михаил Бакунин: Исследование психологии и политики утопизма , 1987, издательство Йельского университета, стр. 74-75, 254.
- ^ Jump up to: а б с Сили, Фрэнк Фридберберг, Тургенев: чтение его художественной литературы , 1991, Cambridge University Press, стр. 167–182.
- ^ Тургенев И., Рудин из коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды , Глава 3
- ^ Степняк, С. Знакомство с Рудином в коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды.
- ^ Jump up to: а б Тургенев И., Рудин в коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды , глава 5
- ^ Jump up to: а б с д Тургенев И., Рудин в коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды , глава 2
- ^ Jump up to: а б Тургенев И., Рудин в коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды, глава 1
- ^ Тургенев И., Рудин из коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды, глава 6.
- ^ Тургенев И., Рудин из коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды, глава 4.
- ^ Тургенев И., Рудин из коллекции электронных текстов библиотеки Университета Аделаиды , глава 9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный текст на русском языке на Lib.ru.
- Текст на английском языке (перевод Гарнетта) в Project Gutenberg
- Аудиокнига Рудина , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Профиль фильма на IMDb