Общество частных музыкальных представлений
Общество частных музыкальных представлений (по-немецки Verein für musikalische Privataufführungen ) — организация, основанная в Вене осенью 1918 года Арнольдом Шенбергом с намерением сделать тщательно отрепетированные и понятные исполнения недавно сочиненной музыки доступными для искренне заинтересованных членов общества. музыкальная публика. [1]
История
[ редактировать ]За три года с февраля 1919 года по 5 декабря 1921 года (когда Verein пришлось прекратить свою деятельность из-за австрийской гиперинфляции ) организация дала 353 исполнения 154 произведений на 117 концертах, в которых приняли участие в общей сложности 79 человек и ранее существовавшие ансамбли. [2]
Если позволяли обстоятельства, концерты давались по одному в неделю, причем каждая программа полностью состояла из произведений периода «Малер до наших дней». [3] Диапазон включенной музыки был очень широк, [4] «допустимые» композиторы не ограничивались кругом Шенберга, а были взяты из всех тех, кто имел (как выразился сам Шенберг) «настоящее лицо или имя». Фактически, в течение первых двух лет существования Общества Шенберг не разрешал исполнять свою собственную музыку; вместо этого в программы вошли произведения Бартока , Берга , Бузони , Дебюсси , Эриха Вольфганга Корнгольда , Малера , Равеля , Регера , Сати , Рихарда Штрауса , Стравинского , Веберна и многих других.
Исполнители на этих мероприятиях выбирались из числа наиболее одаренных молодых музыкантов, и каждое произведение интенсивно репетировалось либо под руководством самого Шенберга, либо вортрагсмейстера специально назначенного им (руководителя выступлений). (В список вортрагсмейстеров входили Берг, Веберн, Бенно Закс, Рудольф Колиш , Эрвин Штайн и Эдуард Штойерманн ). Ясность и понятность музыкального представления были главной целью: публике иногда разрешалось услышать открытые репетиции, а сложные произведения иногда исполнялись более одного раза на одном концерте (а всего пять или шесть раз). [5]
На мероприятия были допущены только те, кто присоединился к организации: цель заключалась в том, чтобы предотвратить случайное посещение «ищущих сенсаций» представителей венской публики (которые часто посещали концерты с явным намерением вызвать срыв, насвистывая современные произведения свистя ключи от дома), а также исключать враждебно настроенных критиков , которые будут нападать на такую музыку в своих газетных колонках: табличка на двери – наподобие полицейского уведомления – будет гласить, что Kritikern ist der Eintritt verboten (Критики вход запрещен). Дидактическая серьезность Общества была настолько велика, что программа мероприятия не раскрывалась заранее; аплодисменты (или любая демонстрация неодобрения) также не допускались после исполнения произведения. [6]
Пытаясь продолжить деятельность Общества в условиях гиперинфляции, Шенберг попытался собрать деньги посредством необычного концерта во время третьего сезона Общества. 27 мая 1921 года состоялось исполнение четырёх вальсов Иоганна Штрауса II в камерных обработках для струнного квартета , фортепиано и фисгармонии . « Rosen aus dem Süden » и « Lagunen-Walzer » были аранжированы Шенбергом; « Wein, Weib und Gesang » был аранжирован Альбаном Бергом; а « Шац-вальцер » (из «Цыганского барона ») был аранжирован Антоном фон Веберном. После выступления партитуры с автографами этих аранжировок были проданы на аукционе. Однако Общество все же закрылось, оставив неисполненным один из самых амбициозных своих проектов — аранжировку Ханнса Эйслера , Карла Ранкла и Эрвина Штайна на Брукнера Симфонию № 7 . [7]
Общество-преемник под руководством Александра фон Землянского , с Шенбергом в качестве почетного президента и Генрихом Яловцем и Виктором Ульманом в качестве руководителей спектаклей, действовало в Праге с апреля 1922 года по май 1924 года. На пике своего развития в его состав входило более 400 человек, что значительно больше, чем в Венское общество – и, в отличие от Венского общества, члены которого в основном состояли из профессиональных музыкантов, членами Пражского общества были в основном любители: в исследовании, опубликованном в 1974 году, упоминаются «государственные служащие, писатели, врачи, юристы, университеты и школы». учителя, бизнесмены, актеры и художники», а также «студенты и музыканты всех мастей».
Мюнхенский ансамбль Taschenphilharmonie играет в традициях Общества, как и ансамбль Linos. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розен, Чарльз (1996). Арнольд Шенберг , с. 63
- ^ "Ассоциация частных музыкальных выступлений" , Belmont Music Publishers
- ^ Карнер, Москва (1969). «Альбан Берг в письмах к жене». Музыка и письма . 50 (3): 365–375. дои : 10.1093/мл/л.3.365 . JSTOR 732430 .
- ^ Макдональд, Малькольм (2008). Шёнберг . Издательство Оксфордского университета. стр. 57–58. ISBN 978-0-19-803840-5 .
- ^ Гиттарт, Хенк (2015). Ясность и точность: концепция Арнольда Шенберга по представлению новой музыки публике.
- ^ «Проспект Общества частных музыкальных представлений» (1918), перепечатано в Аунер, Джозеф (2008). Читатель Шёнберга: Документы жизни . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12712-6 .
- ^ Джексон, Тимоти Л .; Хокшоу, Пол (1997). Исследования Брукнера . Издательство Кембриджского университета. п. 206. ИСБН 978-0-521-57014-5 .
- ^ «100 лет Ассоциации частных музыкальных представлений» , Ансамбль Линос
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вальтер Шмолян , «Венская ассоциация частных музыкальных представлений Шенберга»; Иван Войтех, «Ассоциация частных музыкальных представлений в Праге» - оба на выставке памяти Эрнста Хилмара , изд. Арнольда Шенберга (Вена, 1974).
- «Ассоциация частных музыкальных представлений Шенберга». Музыкальные концепции 36 (Мюнхен, 1984)