Карл Ранкл

Карл Ранкл (1 октября 1898 г. - 6 сентября 1968 г.) был британским дирижером и композитором австрийского происхождения. Ученик композиторов Шенберга и Веберна , он дирижировал в оперных театрах Австрии, Германии и Чехословакии, пока не бежал от нацистов и не нашел убежища в Англии в 1939 году.
Ранкл был назначен музыкальным руководителем недавно созданной оперной труппы Ковент-Гарден в 1946 году и поднял ее с нуля до уровня, на котором она привлекла в качестве приглашенных звезд некоторых из самых известных международных оперных певцов. К 1951 году выступления под руководством приглашенных дирижеров, таких как Эрих Кляйбер и сэр Томас Бичем, затмили работу Ранкла, и он ушел в отставку. После пяти лет работы в качестве дирижера Шотландского национального оркестра он был назначен музыкальным руководителем оперной труппы Елизаветинского театра, предшественника Opera Australia .
В последние годы жизни Ранкл сосредоточился на сочинении музыки. За свою карьеру он написал ряд симфоний и других произведений, в том числе оперу. Его симфонии были вежливо приняты, но в регулярный оркестровый репертуар не вошли. Опера никогда не исполнялась.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Ранкл родился в Гаадене , недалеко от Вены, четырнадцатым ребенком в крестьянской семье. [ 1 ] Он получил образование в Вене, а с 1918 года изучал там композицию у Арнольда Шенберга , а затем у Антона Веберна . [ 1 ] Вместе с однокурсниками Хансом Эйслером и Эрвином Штайном Ранкл аранжировал Симфонию № 7 Брукнера Шенберга для Общества частных музыкальных представлений в 1921 году, но общество закрылось до того, как ее удалось исполнить. [ 2 ] [ 3 ] Много лет спустя композитор пригласил Ранкла закончить ораторию Шёнберга « Якобслейтер», но он отклонил приглашение. [ 4 ] [ 5 ]
Первой профессиональной должностью Ранкла была должность хормейстера и репетитора под руководством Феликса Вайнгартнера в Народной опере в Вене в 1919 году, где он позже стал помощником дирижера. [ 6 ] В 1923 году он женился на Адель Яхода (1903–1963). [ 1 ] В течение следующих нескольких лет он занимал должности в Либерце в 1925 году, Кенигсберге в 1927 году и в опере Кролла в Берлине, где он был ассистентом Отто Клемперера с 1928 по 1931 год. [ 7 ] В Kroll Ранкл решительно поддерживал политику Клемперера по продвижению новой музыки и радикальных постановок. [ 7 ] Он был назначен главным дирижером оперы в Висбадене в 1931 году, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты , ему пришлось покинуть Германию; его жена была еврейкой, а политика Ранкла была резко враждебной по отношению к нацистам. [ 8 ] Он вернулся в Австрию, чтобы возглавить оперу в Граце в 1933 году. [ 1 ] а в 1937 году он был назначен главным дирижером Нового немецкого театра в Праге. В 1939 году, снова перемещенный нацистами, Ранкл бежал из Праги и с помощью сэра Адриана Боулта , руководителя музыкального отдела BBC , и помощника Боулта Кеннета Райта бежал в Лондон. [ 9 ]
В военной Британии Ранкл не смог получить разрешение на работу дирижером до 1944 года и большую часть своего времени посвящал композиции. [ 10 ] Его вдова позже вспоминала, что Ранкл в этот период также играл на альте в струнном квартете. [ 11 ] Когда ему в конце концов дали необходимое разрешение на работу, чтобы возобновить дирижерскую карьеру, Ранкл дирижировал Ливерпульской филармонией . [ 8 ] Би-би-си Северный [ 12 ] и Лондонский филармонический оркестр. [ 13 ] Он произвел благоприятное впечатление; The Times похвалила его «безграничную энергию… четкое исполнение и сильное чувство стройной линии мелодии». [ 13 ] Уильям Глок в The Observer похвалил «естественную твердость» его «великолепного» и «авторитетного» дирижирования Бетховена . [ 12 ] Среди тех, на кого Ранкл произвел впечатление, был Дэвид Вебстер , председатель Ливерпульской филармонии. [ 8 ] В 1944 году Вебстеру было предложено создать новую оперную труппу в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в Лондоне. Он обратился за советом к Ранклу и вскоре решил назначить его музыкальным руководителем молодой компании. [ 10 ]
Ковент Гарден
[ редактировать ]С 1939 года в Королевском оперном театре не было ни оперы, ни балета. До войны опера Ковент-Гарден состояла из сезонов, спонсируемых частными лицами, в основном в летние месяцы, с участием мировых звезд, роскошных постановок и крупного симфонического оркестра, приглашавшегося играть в оркестровой яме. [ 14 ] В 1944 году британское правительство ввело скромные государственные субсидии на искусство и в рамках этого учредило Фонд Ковент-Гардена для представления оперы и балета в Королевском оперном театре. Вебстер успешно провел переговоры с Нинетт де Валуа , чтобы ее труппа Sadler's Wells Ballet перенесла свою базу в Ковент-Гарден, но ему пришлось создавать оперную труппу с нуля. [ 15 ] Первоначально он обратился к известным дирижерам, включая Бруно Вальтера и Юджина Гуссенса , но обнаружил, что они не желают приспосабливаться к новому заданию оперной труппы Ковент-Гардена: представлять оперу на английском языке с постоянной труппой круглый год при очень ограниченном бюджете.
Ранкл собирался поехать в Австралию в ответ на приглашение Австралийской радиовещательной корпорации провести 13-недельный сезон из 20 концертов. [ 16 ] Он и корпорация не смогли согласовать условия, и в апреле 1946 года он принял пост в Ковент-Гардене. Его назначение сразу вызвало споры в музыкальных кругах. Для тех, кто жаждал гламура довоенных сезонов, он был второстепенной фигурой среди международных маэстро. [ 17 ] Среди тех, кто был возмущен назначением Ранкла, был сэр Томас Бичем , который контролировал Ковент-Гарден большую часть периода с 1910 по 1939 год и был в ярости из-за того, что его исключили из состава нового режима. Он публично заявил, что назначение иностранца, особенно носящего немецкое имя, является «тайной из тайн», и назвал попечителей Ковент-Гарден «несчастной группой невежд и придурков». [ 18 ] Вебстер, однако, понял, что на данном этапе своего существования новой труппе Ковент-Гарден нужен был не звездный дирижер, а один из тех, кто, по словам критика Десмонда Шоу-Тейлора , «знает весь сложный оперный процесс изнутри». и сохраняют в своей крови довоенные стандарты хорошего континентального оперного театра». [ 19 ] Биограф Вебстера написал, что при Ранкле был достигнут «поразительный прогресс». Он собрал и обучил оркестр и хор. Он набирал и обучал музыкальных помощников. [ 20 ]
Набрав и обучив преимущественно британскую труппу певцов, Ранкл при сильной поддержке Вебстера убедил певцов со всего мира, в том числе Элизабет Шварцкопф , Любу Велич , Ганса Хоттера и Паоло Сильвери , выступить в труппе и петь на английском языке. Труппа исполнила широкий репертуар немецкой, итальянской, русской и английской оперы. Он дебютировал в январе 1947 года с « Кармен» в спектакле, который «Таймс» назвал «достойным сцены, на которой он появился… Он раскрыл в г-не Карле Ранкле музыкального руководителя, умеющего дирижировать оперой». [ 21 ] Компания, возглавляемая Эдит Коутс и включавшая Денниса Нобла , Грэма Клиффорда , Дэвида Франклина и Констанс Шэклок , получила горячую оценку. [ 21 ] В следующих двух операх, представленных труппой, Ранкл считался немного флегматичным в «Волшебной флейте» , но хвалили его за «вплетение гибких ритмов Штрауса» в «Кавалере розы» . [ 22 ] Ранкл занялся итальянским репертуаром и новыми английскими произведениями, заслужив похвалу за свой «Риголетто» , хотя с Питером Граймсом его сравнивали с его недостатком у оригинального дирижера Реджинальда Гудолла . [ 23 ] Постановка «Мастерингеров» с Хоттером в роли Сакса была оценена как «дальнейший этап консолидации компании Ковент-Гарден». [ 24 ] Несмотря на хорошие отзывы о своих первых сезонах, Ранклу пришлось столкнуться с громкой публичной кампанией Бичема против самой идеи создания компании британских художников; Бичем утверждал, что британцы не умеют петь оперу и за последние 60 лет выпустили только полдюжины первоклассных оперных артистов. [ 25 ]
В следующие три года Ранкл создал труппу, неохотно нанимая иностранных звезд, когда не было подходящего британского певца, и сопротивляясь попыткам Вебстера пригласить выдающихся приглашенных дирижеров. [ 26 ] Когда Вебстер и правление Ковент-Гарден настояли на своем, Ранкл рассердился на то, что таких звездных дирижеров, как Эрих Кляйбер , Клеменс Краусс и Бичем. в «его» оперный театр пригласили [ 27 ] В биографической статье в « Словаре музыки и музыкантов Гроува » критик Фрэнк Хоуз писал о Ранкле: «К 1951 году он сделал компанию Ковент-Гарден действующей компанией, но также раскрыл, особенно в своих выступлениях в «Кольце» в 1950 году, свою ограничения как дирижера – его считали трудным с певцами, оркестрами и продюсерами». [ 7 ] У Ранкла также были сложные отношения с директором постановок Оперного театра Питером Бруком , который ушел через два года. [ 28 ] Критики и оперные зрители не преминули заметить разницу в уровне спектаклей при Ранкле и при гостях. [ 29 ] Ранкл ушел в отставку в мае 1951 года и в последний раз дирижировал в Королевском оперном театре 30 июня. Это была работа «Тристан и Изольда» с Кирстен Флагстад ; поскольку заранее было объявлено, что это будет ее последнее появление в роли Изольды. [ 30 ] и ее прощальное выступление в Ковент-Гарден, тот факт, что это было также прощание Ранкла, не получил большого внимания. [ 31 ] Его больше никогда не приглашали туда дирижировать, и он не входил в это здание еще 14 лет, до 1965 года, когда провел первую ночь « Моисей и Арон» его старый учитель Шенберг ; дирижером тогда был Георг Шолти . После окончания лондонского сезона 1951 года Ранкл возглавил турне труппы Ковент-Гардена; его последним выступлением с труппой было Der Rosenkavalier в Ливерпуле 27 июля 1951 года. [ 32 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1952 году Ранкл был назначен дирижёром Шотландского национального оркестра , сменив Уолтера Зюскинда . [ 33 ] Он занимал этот пост пять лет и получил хорошие отзывы. В 1953 году Невилл Кардус написал, что Ранкл и его оркестр выстояли даже по сравнению с Вильгельмом Фуртвенглером и Венским филармоническим оркестром в том году , когда оба оркестра выступали на Эдинбургском фестивале . [ 34 ] Ранкла хвалили за предприимчивое программирование: он представил неизвестные тогда ранние работы Шёнберга Гуррелидера на Эдинбургском фестивале 1954 года. [ 35 ] и Малера Пятая симфония , тоже тогда редкость, на том же фестивале. [ 36 ] Кардус также похвалил исполнение Ранклом Брукнера как «грандиозное и всеобъемлющее… редкого качества». [ 37 ]
В декабре 1957 года Ранкл был назначен музыкальным руководителем Елизаветинской оперной труппы в Австралии. [ 38 ] В свой первый сезон он дирижировал «Кармен» , Питером Граймсом , «Фиделио» , «Лоэнгрином» и «Севильским цирюльником» . [ 39 ] Он дирижировал труппой на первом фестивале в Аделаиде в 1960 году в Рихарда Штрауса » «Саломее и Пуччини » «Триттике . [ 40 ]
Ближе к концу своей жизни Ранкл удалился в Санкт-Гильген, недалеко от Зальцбурга в Австрии. Он умер там в возрасте 69 лет. [ 41 ]
Композиции и записи
[ редактировать ]Как композитор Ранкл написал восемь симфоний (1938, 1941, 1944, 1953, 1954, 1961, 1962, 1963), струнный квартет и 60 песен. [ 41 ] Он также написал оперу «Дейдра печали» (по пьесе Дж. М. Синджа ), которая получила один из призов, предложенных Советом по делам искусств на Британском фестивале в 1951 году. [ 42 ] Опера никогда не исполнялась (кроме трансляции коротких отрывков). [ 43 ] В 1956 году Ранкл извлек из партитуры сюиту для большого оркестра. [ 44 ] Его репутация сегодня почти полностью основана на его работе в качестве дирижера, и лишь немногие из его произведений когда-либо публиковались. [ 7 ] Несколько записей (трансляционных и коммерческих) его собственной музыки включают:
- Дейдра Скорбящая . Отрывки из передачи «В поисках Дейдри», BBC Radio 3, 31 октября 1995 г. [ 43 ]
- Семь песен для баритона , соч. 6 (1939–42). Одна песня: № 6 «The Whim», на альбоме Continental Britons - The Emigré Composers , Nimbus NI5730 (2004).
- Концертная соната для контрабаса и фортепиано (1957), на тему «Музыка Босха, Ранкла, Шпронгля, Хиндемита» , Meridien CDE 84626 (2015)
- Сюита для струнных (1953). Записано симфоническим оркестром BBC. Трансляция 14 ноября 1953 года. [ 45 ]
- Симфония № 1 (1938). Первое выступление в эфире Симфонического оркестра BBC под управлением Карла Ранкла 18 марта 1953 года. [ 46 ]
- Симфония № 5 (1954). Первое выступление Шотландского национального оркестра под управлением Карла Ранкла в эфире 10 мая 1957 года. [ 47 ]
- Война: Одиннадцать песен для баритона, соч. 10 (1939–42). Две песни: № 4, «Они» и № 5, «Bohmisches Rekrutenlied» на альбоме Continental Britons - The Emigré Composers , Nimbus NI5730 (2004).
- (совместно с Гансом Эйслером и Эрвином Штайном): аранжировка Седьмой симфонии Брукнера для камерного ансамбля. Каприччио C10864 (2002)
Ранкл сделал несколько записей для граммофона. В конце 1940-х годов для Decca он дирижировал Бетховена Первой симфонией , , Шуберта Четвертой симфонией Четвертой и Брамса симфонией Симфонией Дворжака Нового Света ; Дворжака Концерт для виолончели с оркестром (с Морисом Гендроном ) и Концерт для скрипки с Идой Гендель ; Кантата Баха ( Schlage Doch , BWV 53), а также увертюры и другие более короткие пьесы Бетховена, Чимарозы , Дворжака, Россини , Сметаны , Рихарда Штрауса, Вагнера и Вебера . [ 48 ]
Ранкл записал отрывки из оперного репертуара с бас-баритоном Паулем Шёффлером в ариях Зарастро из «Волшебной флейты» , «Ванмонологе» из «Мейстерзингеров» , заключительной сцене «Валькирии » и ариях Яго из «Отелло» . Со своим хором и оркестром Ковент-Гардена он записал припевы из «Волшебной флейты» , «Риголетто» , «Кармен» , «Трубадура» и «Паяцев» , хотя на диске были выпущены только первые два из пяти. [ 48 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Некролог, The Times , 7 сентября 1968 г., стр. 10
- ^ Джексон, Т. и Хокшоу, Исследования П. Брукнера (1997), стр. 206.
- ^ Христианский ансамбль Томаса, MDG CD 603 1313-2 (2004), рецензия на MusicWeb International
- ^ Хейворт, Питер. «Фрагменты гиганта», The Observer , 25 июня 1961 г., стр. 23
- ↑ Некролог The Times определил незаконченную пьесу Шенберга, о которой идет речь, как оперу «Моисей и Арон» .
- ^ Толански, Джон. «Карл Ранкл», The Oxford Companion to Music , Oxford Music Online, по состоянию на 3 апреля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д Хаус, Фрэнк. "Ранкл, Карл", Grove Music Online Oxford Music Online, по состоянию на 3 апреля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Халтрехт, с. 80
- ^ «Австрийский дирижер – участие ABC» , Западная Австралия , 18 октября 1945 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б Хэрвуд, с. 68
- ^ Конвей, Пол. «Карл Ранкл (1898–1968)» , Music Web International, по состоянию на 3 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Глок, Уильям , «Музыка», The Observer , 21 января 1945 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б «Концерты в Колизее», The Times , 6 апреля 1945 г., стр. 6
- ^ Халтрехт, стр. 51–52.
- ^ Халтрехт, стр. 60 и 67–79.
- ^ «Концерты ABC - Объявлены изменения» , The West Australia, 11 марта 1946 г., стр. 6
- ^ Халтрехт, с. 79
- ^ «Сэр Т. Бичем хиты оперного плана» , The Mercury , 7 января 1949 г., стр. 3
- ^ Халтрехт, с. 81
- ^ Халтрехт, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б «Королевская опера», The Times , 15 января 1947 г., стр. 6
- ^ «Опера Ковент-Гарден», The Times , 21 марта 1947 г., стр. 6 и 23 апреля 1947 г., стр/7.
- ^ «Королевская опера», The Times , 1 ноября 1947 г., стр. 6 и «Ковент-Гарден Опера», The Times , 29 ноября 1947 г., стр. 6
- ^ «Ковент-Гарден», The Times , 22 января 1948 г., стр. 6
- ^ «Оперный трест подвергся критике. Сэр Т. Бичем призывает к расследованию», The Times , 6 января 1949 г., стр. 2
- ^ Халтрехт, с. 133
- ^ Халтрехт, стр. 145 и 150.
- ^ Халтрехт, стр. 137–138.
- ^ Халтрехт, с. 146
- ↑ Фактически Флагстад спела свою последнюю «Изольду» вместе с труппой Ковент-Гарден, гастролировавшей в Ливерпуле в следующем месяце под управлением Ранкла. См. «Последняя Изольда мадам Флагстад», The Manchester Guardian , 25 июля 1951 г., стр. 5
- ^ Халтрехт, с. 150
- ^ «Последняя Изольда мадам Флагстад», The Manchester Guardian , 25 июля 1951 г., стр. 5
- ^ «Дирижерство доктора Карла Ранкла», The Manchester Guardian , 6 июня 1952 г., стр. 5
- ^ Кардус, Невилл. «Великий дирижер», Manchester Guardian , 9 сентября 1953 г., стр. 4
- ^ «Гуррелидер» Шенберга, The Manchester Guardian , 27 августа 1954 г., стр. 5
- ^ Кардус, Невилл. «Берлиоз и Малер в Эдинбурге», The Manchester Guardian , 9 сентября 1954 г., стр. 5
- ^ Кардус, Невилл. «Эдинбургский фестиваль», Manchester Guardian , 4 сентября 1956 г., стр. 5
- ^ «Новое назначение доктора Карла Ранкла», The Times , 12 декабря 1957 г., стр. 3
- ^ «Жена музыканта любит жизнь» , The Australian Women's Weekly , 4 июня 1958 г., стр. 29
- ^ «Первый фестиваль Аделаиды», The Guardian , 22 октября 1959 г., стр. 8
- ^ Jump up to: а б «Доктор Карл Ранкл», The Guardian , 7 сентября 1968 г., стр. 2
- ^ Натаниэль Г. Лью Тоник нации: Создание английской музыки на Британском фестивале стр.154
- ^ Jump up to: а б «В поисках Дейдри», список генома BBC
- ^ Карл Ранкл: Хронология и список работ
- ↑ Radio Times , выпуск 1565, 8 ноября 1953 г., стр. 49.
- ↑ Radio Times , выпуск 1531, 15 марта 1953 г.
- ↑ Radio Times , выпуск 1756, 7 июля 1957 г., стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. «Декка Классикал, 1929–2009» . Центр истории и анализа записанной музыки, июль 2009 г., по состоянию на 11 мая 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен: сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-211163-2 .
- Хэрвуд, граф (1957). «Карл Ранкл». В Милейн Косман (ред.). Музыкальный альбом для рисования . Оксфорд: Бруно Кассирер. OCLC 559698782 .
- Лукас, Джон (2008). Томас Бичем – Одержимость музыкой . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-402-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1898 рождений
- 1968 смертей
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Композиторы-классики XX века
- Вторая венская школа
- Австрийские люди 20-го века
- Британцы 20-го века
- Австрийские дирижеры (музыка)
- Британские мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыкальные руководители (опера)
- Австрийские композиторы-классики
- Британские композиторы-классики
- Австрийские оперные композиторы
- Британские оперные композиторы-мужчины
- Австрийские эмигранты в Германии
- Эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Жители района Мёдлинг
- Музыканты из Нижней Австрии
- Ученики Арнольда Шенберга
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Британские композиторы XX века
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты 20-го века
- Ученики Антона Веберна