Jump to content

Карл Ранкл

Ранкл около 1950 года.

Карл Ранкл (1 октября 1898 г. - 6 сентября 1968 г.) был британским дирижером и композитором австрийского происхождения. Ученик композиторов Шенберга и Веберна , он дирижировал в оперных театрах Австрии, Германии и Чехословакии, пока не бежал от нацистов и не нашел убежища в Англии в 1939 году.

Ранкл был назначен музыкальным руководителем недавно созданной оперной труппы Ковент-Гарден в 1946 году и поднял ее с нуля до уровня, на котором она привлекла в качестве приглашенных звезд некоторых из самых известных международных оперных певцов. К 1951 году выступления под руководством приглашенных дирижеров, таких как Эрих Кляйбер и сэр Томас Бичем, затмили работу Ранкла, и он ушел в отставку. После пяти лет работы в качестве дирижера Шотландского национального оркестра он был назначен музыкальным руководителем оперной труппы Елизаветинского театра, предшественника Opera Australia .

В последние годы жизни Ранкл сосредоточился на сочинении музыки. За свою карьеру он написал ряд симфоний и других произведений, в том числе оперу. Его симфонии были вежливо приняты, но в регулярный оркестровый репертуар не вошли. Опера никогда не исполнялась.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Ранкл родился в Гаадене , недалеко от Вены, четырнадцатым ребенком в крестьянской семье. [ 1 ] Он получил образование в Вене, а с 1918 года изучал там композицию у Арнольда Шенберга , а затем у Антона Веберна . [ 1 ] Вместе с однокурсниками Хансом Эйслером и Эрвином Штайном Ранкл аранжировал Симфонию № 7 Брукнера Шенберга для Общества частных музыкальных представлений в 1921 году, но общество закрылось до того, как ее удалось исполнить. [ 2 ] [ 3 ] Много лет спустя композитор пригласил Ранкла закончить ораторию Шёнберга « Якобслейтер», но он отклонил приглашение. [ 4 ] [ 5 ]

Первой профессиональной должностью Ранкла была должность хормейстера и репетитора под руководством Феликса Вайнгартнера в Народной опере в Вене в 1919 году, где он позже стал помощником дирижера. [ 6 ] В 1923 году он женился на Адель Яхода (1903–1963). [ 1 ] В течение следующих нескольких лет он занимал должности в Либерце в 1925 году, Кенигсберге в 1927 году и в опере Кролла в Берлине, где он был ассистентом Отто Клемперера с 1928 по 1931 год. [ 7 ] В Kroll Ранкл решительно поддерживал политику Клемперера по продвижению новой музыки и радикальных постановок. [ 7 ] Он был назначен главным дирижером оперы в Висбадене в 1931 году, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты , ему пришлось покинуть Германию; его жена была еврейкой, а политика Ранкла была резко враждебной по отношению к нацистам. [ 8 ] Он вернулся в Австрию, чтобы возглавить оперу в Граце в 1933 году. [ 1 ] а в 1937 году он был назначен главным дирижером Нового немецкого театра в Праге. В 1939 году, снова перемещенный нацистами, Ранкл бежал из Праги и с помощью сэра Адриана Боулта , руководителя музыкального отдела BBC , и помощника Боулта Кеннета Райта бежал в Лондон. [ 9 ]

В военной Британии Ранкл не смог получить разрешение на работу дирижером до 1944 года и большую часть своего времени посвящал композиции. [ 10 ] Его вдова позже вспоминала, что Ранкл в этот период также играл на альте в струнном квартете. [ 11 ] Когда ему в конце концов дали необходимое разрешение на работу, чтобы возобновить дирижерскую карьеру, Ранкл дирижировал Ливерпульской филармонией . [ 8 ] Би-би-си Северный [ 12 ] и Лондонский филармонический оркестр. [ 13 ] Он произвел благоприятное впечатление; The Times похвалила его «безграничную энергию… четкое исполнение и сильное чувство стройной линии мелодии». [ 13 ] Уильям Глок в The Observer похвалил «естественную твердость» его «великолепного» и «авторитетного» дирижирования Бетховена . [ 12 ] Среди тех, на кого Ранкл произвел впечатление, был Дэвид Вебстер , председатель Ливерпульской филармонии. [ 8 ] В 1944 году Вебстеру было предложено создать новую оперную труппу в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в Лондоне. Он обратился за советом к Ранклу и вскоре решил назначить его музыкальным руководителем молодой компании. [ 10 ]

Ковент Гарден

[ редактировать ]

С 1939 года в Королевском оперном театре не было ни оперы, ни балета. До войны опера Ковент-Гарден состояла из сезонов, спонсируемых частными лицами, в основном в летние месяцы, с участием мировых звезд, роскошных постановок и крупного симфонического оркестра, приглашавшегося играть в оркестровой яме. [ 14 ] В 1944 году британское правительство ввело скромные государственные субсидии на искусство и в рамках этого учредило Фонд Ковент-Гардена для представления оперы и балета в Королевском оперном театре. Вебстер успешно провел переговоры с Нинетт де Валуа , чтобы ее труппа Sadler's Wells Ballet перенесла свою базу в Ковент-Гарден, но ему пришлось создавать оперную труппу с нуля. [ 15 ] Первоначально он обратился к известным дирижерам, включая Бруно Вальтера и Юджина Гуссенса , но обнаружил, что они не желают приспосабливаться к новому заданию оперной труппы Ковент-Гардена: представлять оперу на английском языке с постоянной труппой круглый год при очень ограниченном бюджете.

Ранкл собирался поехать в Австралию в ответ на приглашение Австралийской радиовещательной корпорации провести 13-недельный сезон из 20 концертов. [ 16 ] Он и корпорация не смогли согласовать условия, и в апреле 1946 года он принял пост в Ковент-Гардене. Его назначение сразу вызвало споры в музыкальных кругах. Для тех, кто жаждал гламура довоенных сезонов, он был второстепенной фигурой среди международных маэстро. [ 17 ] Среди тех, кто был возмущен назначением Ранкла, был сэр Томас Бичем , который контролировал Ковент-Гарден большую часть периода с 1910 по 1939 год и был в ярости из-за того, что его исключили из состава нового режима. Он публично заявил, что назначение иностранца, особенно носящего немецкое имя, является «тайной из тайн», и назвал попечителей Ковент-Гарден «несчастной группой невежд и придурков». [ 18 ] Вебстер, однако, понял, что на данном этапе своего существования новой труппе Ковент-Гарден нужен был не звездный дирижер, а один из тех, кто, по словам критика Десмонда Шоу-Тейлора , «знает весь сложный оперный процесс изнутри». и сохраняют в своей крови довоенные стандарты хорошего континентального оперного театра». [ 19 ] Биограф Вебстера написал, что при Ранкле был достигнут «поразительный прогресс». Он собрал и обучил оркестр и хор. Он набирал и обучал музыкальных помощников. [ 20 ]

Набрав и обучив преимущественно британскую труппу певцов, Ранкл при сильной поддержке Вебстера убедил певцов со всего мира, в том числе Элизабет Шварцкопф , Любу Велич , Ганса Хоттера и Паоло Сильвери , выступить в труппе и петь на английском языке. Труппа исполнила широкий репертуар немецкой, итальянской, русской и английской оперы. Он дебютировал в январе 1947 года с « Кармен» в спектакле, который «Таймс» назвал «достойным сцены, на которой он появился… Он раскрыл в г-не Карле Ранкле музыкального руководителя, умеющего дирижировать оперой». [ 21 ] Компания, возглавляемая Эдит Коутс и включавшая Денниса Нобла , Грэма Клиффорда , Дэвида Франклина и Констанс Шэклок , получила горячую оценку. [ 21 ] В следующих двух операх, представленных труппой, Ранкл считался немного флегматичным в «Волшебной флейте» , но хвалили его за «вплетение гибких ритмов Штрауса» в «Кавалере розы» . [ 22 ] Ранкл занялся итальянским репертуаром и новыми английскими произведениями, заслужив похвалу за свой «Риголетто» , хотя с Питером Граймсом его сравнивали с его недостатком у оригинального дирижера Реджинальда Гудолла . [ 23 ] Постановка «Мастерингеров» с Хоттером в роли Сакса была оценена как «дальнейший этап консолидации компании Ковент-Гарден». [ 24 ] Несмотря на хорошие отзывы о своих первых сезонах, Ранклу пришлось столкнуться с громкой публичной кампанией Бичема против самой идеи создания компании британских художников; Бичем утверждал, что британцы не умеют петь оперу и за последние 60 лет выпустили только полдюжины первоклассных оперных артистов. [ 25 ]

В следующие три года Ранкл создал труппу, неохотно нанимая иностранных звезд, когда не было подходящего британского певца, и сопротивляясь попыткам Вебстера пригласить выдающихся приглашенных дирижеров. [ 26 ] Когда Вебстер и правление Ковент-Гарден настояли на своем, Ранкл рассердился на то, что таких звездных дирижеров, как Эрих Кляйбер , Клеменс Краусс и Бичем. в «его» оперный театр пригласили [ 27 ] В биографической статье в « Словаре музыки и музыкантов Гроува » критик Фрэнк Хоуз писал о Ранкле: «К 1951 году он сделал компанию Ковент-Гарден действующей компанией, но также раскрыл, особенно в своих выступлениях в «Кольце» в 1950 году, свою ограничения как дирижера – его считали трудным с певцами, оркестрами и продюсерами». [ 7 ] У Ранкла также были сложные отношения с директором постановок Оперного театра Питером Бруком , который ушел через два года. [ 28 ] Критики и оперные зрители не преминули заметить разницу в уровне спектаклей при Ранкле и при гостях. [ 29 ] Ранкл ушел в отставку в мае 1951 года и в последний раз дирижировал в Королевском оперном театре 30 июня. Это была работа «Тристан и Изольда» с Кирстен Флагстад ; поскольку заранее было объявлено, что это будет ее последнее появление в роли Изольды. [ 30 ] и ее прощальное выступление в Ковент-Гарден, тот факт, что это было также прощание Ранкла, не получил большого внимания. [ 31 ] Его больше никогда не приглашали туда дирижировать, и он не входил в это здание еще 14 лет, до 1965 года, когда провел первую ночь « Моисей и Арон» его старый учитель Шенберг ; дирижером тогда был Георг Шолти . После окончания лондонского сезона 1951 года Ранкл возглавил турне труппы Ковент-Гардена; его последним выступлением с труппой было Der Rosenkavalier в Ливерпуле 27 июля 1951 года. [ 32 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

В 1952 году Ранкл был назначен дирижёром Шотландского национального оркестра , сменив Уолтера Зюскинда . [ 33 ] Он занимал этот пост пять лет и получил хорошие отзывы. В 1953 году Невилл Кардус написал, что Ранкл и его оркестр выстояли даже по сравнению с Вильгельмом Фуртвенглером и Венским филармоническим оркестром в том году , когда оба оркестра выступали на Эдинбургском фестивале . [ 34 ] Ранкла хвалили за предприимчивое программирование: он представил неизвестные тогда ранние работы Шёнберга Гуррелидера на Эдинбургском фестивале 1954 года. [ 35 ] и Малера Пятая симфония , тоже тогда редкость, на том же фестивале. [ 36 ] Кардус также похвалил исполнение Ранклом Брукнера как «грандиозное и всеобъемлющее… редкого качества». [ 37 ]

В декабре 1957 года Ранкл был назначен музыкальным руководителем Елизаветинской оперной труппы в Австралии. [ 38 ] В свой первый сезон он дирижировал «Кармен» , Питером Граймсом , «Фиделио» , «Лоэнгрином» и «Севильским цирюльником» . [ 39 ] Он дирижировал труппой на первом фестивале в Аделаиде в 1960 году в Рихарда Штрауса » «Саломее и Пуччини » «Триттике . [ 40 ]

Ближе к концу своей жизни Ранкл удалился в Санкт-Гильген, недалеко от Зальцбурга в Австрии. Он умер там в возрасте 69 лет. [ 41 ]

Композиции и записи

[ редактировать ]

Как композитор Ранкл написал восемь симфоний (1938, 1941, 1944, 1953, 1954, 1961, 1962, 1963), струнный квартет и 60 песен. [ 41 ] Он также написал оперу «Дейдра печали» (по пьесе Дж. М. Синджа ), которая получила один из призов, предложенных Советом по делам искусств на Британском фестивале в 1951 году. [ 42 ] Опера никогда не исполнялась (кроме трансляции коротких отрывков). [ 43 ] В 1956 году Ранкл извлек из партитуры сюиту для большого оркестра. [ 44 ] Его репутация сегодня почти полностью основана на его работе в качестве дирижера, и лишь немногие из его произведений когда-либо публиковались. [ 7 ] Несколько записей (трансляционных и коммерческих) его собственной музыки включают:

Ранкл сделал несколько записей для граммофона. В конце 1940-х годов для Decca он дирижировал Бетховена Первой симфонией , , Шуберта Четвертой симфонией Четвертой и Брамса симфонией Симфонией Дворжака Нового Света ; Дворжака Концерт для виолончели с оркестром Морисом Гендроном ) и Концерт для скрипки с Идой Гендель ; Кантата Баха ( Schlage Doch , BWV 53), а также увертюры и другие более короткие пьесы Бетховена, Чимарозы , Дворжака, Россини , Сметаны , Рихарда Штрауса, Вагнера и Вебера . [ 48 ]

Ранкл записал отрывки из оперного репертуара с бас-баритоном Паулем Шёффлером в ариях Зарастро из «Волшебной флейты» , «Ванмонологе» из «Мейстерзингеров» , заключительной сцене «Валькирии » и ариях Яго из «Отелло» . Со своим хором и оркестром Ковент-Гардена он записал припевы из «Волшебной флейты» , «Риголетто» , «Кармен» , «Трубадура» и «Паяцев» , хотя на диске были выпущены только первые два из пяти. [ 48 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Некролог, The Times , 7 сентября 1968 г., стр. 10
  2. ^ Джексон, Т. и Хокшоу, Исследования П. Брукнера (1997), стр. 206.
  3. ^ Христианский ансамбль Томаса, MDG CD 603 1313-2 (2004), рецензия на MusicWeb International
  4. ^ Хейворт, Питер. «Фрагменты гиганта», The Observer , 25 июня 1961 г., стр. 23
  5. Некролог The Times определил незаконченную пьесу Шенберга, о которой идет речь, как оперу «Моисей и Арон» .
  6. ^ Толански, Джон. «Карл Ранкл», The Oxford Companion to Music , Oxford Music Online, по состоянию на 3 апреля 2011 г. (требуется подписка)
  7. ^ Jump up to: а б с д Хаус, Фрэнк. "Ранкл, Карл", Grove Music Online Oxford Music Online, по состоянию на 3 апреля 2011 г. (требуется подписка)
  8. ^ Jump up to: а б с Халтрехт, с. 80
  9. ^ «Австрийский дирижер – участие ABC» , Западная Австралия , 18 октября 1945 г., стр. 3
  10. ^ Jump up to: а б Хэрвуд, с. 68
  11. ^ Конвей, Пол. «Карл Ранкл (1898–1968)» , Music Web International, по состоянию на 3 апреля 2011 г.
  12. ^ Jump up to: а б Глок, Уильям , «Музыка», The Observer , 21 января 1945 г., стр. 2
  13. ^ Jump up to: а б «Концерты в Колизее», The Times , 6 апреля 1945 г., стр. 6
  14. ^ Халтрехт, стр. 51–52.
  15. ^ Халтрехт, стр. 60 и 67–79.
  16. ^ «Концерты ABC - Объявлены изменения» , The West Australia, 11 марта 1946 г., стр. 6
  17. ^ Халтрехт, с. 79
  18. ^ «Сэр Т. Бичем хиты оперного плана» , The Mercury , 7 января 1949 г., стр. 3
  19. ^ Халтрехт, с. 81
  20. ^ Халтрехт, стр. 81–82.
  21. ^ Jump up to: а б «Королевская опера», The Times , 15 января 1947 г., стр. 6
  22. ^ «Опера Ковент-Гарден», The Times , 21 марта 1947 г., стр. 6 и 23 апреля 1947 г., стр/7.
  23. ^ «Королевская опера», The Times , 1 ноября 1947 г., стр. 6 и «Ковент-Гарден Опера», The Times , 29 ноября 1947 г., стр. 6
  24. ^ «Ковент-Гарден», The Times , 22 января 1948 г., стр. 6
  25. ^ «Оперный трест подвергся критике. Сэр Т. Бичем призывает к расследованию», The Times , 6 января 1949 г., стр. 2
  26. ^ Халтрехт, с. 133
  27. ^ Халтрехт, стр. 145 и 150.
  28. ^ Халтрехт, стр. 137–138.
  29. ^ Халтрехт, с. 146
  30. Фактически Флагстад ​​спела свою последнюю «Изольду» вместе с труппой Ковент-Гарден, гастролировавшей в Ливерпуле в следующем месяце под управлением Ранкла. См. «Последняя Изольда мадам Флагстад», The Manchester Guardian , 25 июля 1951 г., стр. 5
  31. ^ Халтрехт, с. 150
  32. ^ «Последняя Изольда мадам Флагстад», The Manchester Guardian , 25 июля 1951 г., стр. 5
  33. ^ «Дирижерство доктора Карла Ранкла», The Manchester Guardian , 6 июня 1952 г., стр. 5
  34. ^ Кардус, Невилл. «Великий дирижер», Manchester Guardian , 9 сентября 1953 г., стр. 4
  35. ^ «Гуррелидер» Шенберга, The Manchester Guardian , 27 августа 1954 г., стр. 5
  36. ^ Кардус, Невилл. «Берлиоз и Малер в Эдинбурге», The Manchester Guardian , 9 сентября 1954 г., стр. 5
  37. ^ Кардус, Невилл. «Эдинбургский фестиваль», Manchester Guardian , 4 сентября 1956 г., стр. 5
  38. ^ «Новое назначение доктора Карла Ранкла», The Times , 12 декабря 1957 г., стр. 3
  39. ^ «Жена музыканта любит жизнь» , The Australian Women's Weekly , 4 июня 1958 г., стр. 29
  40. ^ «Первый фестиваль Аделаиды», The Guardian , 22 октября 1959 г., стр. 8
  41. ^ Jump up to: а б «Доктор Карл Ранкл», The Guardian , 7 сентября 1968 г., стр. 2
  42. ^ Натаниэль Г. Лью Тоник нации: Создание английской музыки на Британском фестивале стр.154
  43. ^ Jump up to: а б «В поисках Дейдри», список генома BBC
  44. ^ Карл Ранкл: Хронология и список работ
  45. Radio Times , выпуск 1565, 8 ноября 1953 г., стр. 49.
  46. Radio Times , выпуск 1531, 15 марта 1953 г.
  47. Radio Times , выпуск 1756, 7 июля 1957 г., стр. 39.
  48. ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. «Декка Классикал, 1929–2009» . Центр истории и анализа записанной музыки, июль 2009 г., по состоянию на 11 мая 2011 г.
  • Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен: сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN  0-00-211163-2 .
  • Хэрвуд, граф (1957). «Карл Ранкл». В Милейн Косман (ред.). Музыкальный альбом для рисования . Оксфорд: Бруно Кассирер. OCLC   559698782 .
  • Лукас, Джон (2008). Томас Бичем – Одержимость музыкой . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN  978-1-84383-402-1 .
[ редактировать ]
Предшественник
никто
Музыкальный руководитель Королевского оперного театра Ковент-Гарден
1946–1951
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edf4a76552d9e76c4fa4dba6e9749916__1715736360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/16/edf4a76552d9e76c4fa4dba6e9749916.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Rankl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)