Виллем Кес
Виллем Кес | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | 16 февраля 1856 г. Дордрехт , Нидерланды |
Умер | 22 февраля 1934 г. (78 лет) Мюнхен , Германия |
Жанры | Классический |
Род занятий | Дирижёр , педагог |
Ранее из | Оркестр Консертгебау Шотландский оркестр |
Виллем Кес ( Дордрехт , 16 февраля 1856 — Мюнхен , 22 февраля 1934) — голландский дирижёр , композитор , альтист и скрипач . Он был первым главным дирижёром оркестра Концертгебау амстердамского , занимая эту должность с 1888 по 1895 год.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Виллем Кес был сыном торговца молочными продуктами Адриануса Стоффеля Кеса и Корнелии Марии Крекеленбруг. Свое первоначальное образование в качестве альтиста и композитора он получил в Дордрехте у Фердинанда Бёме (гармония), Теодора Тейссенса (скрипка) и Фридриха Вильгельма Нотдурфта (фортепиано). В то время он также выступал с местным оркестром.
Поступив в Лейпцигскую консерваторию, Кес учился у композиторов Фердинанда Давида и Карла Райнеке . Во время своего пребывания в Лейпциге он женился на Берте Огюст Элизе Кох. Завершил обучение в Брюссельской консерватории у скрипача-композитора Генрика Венявского и Луи Брассена , частично финансируя учебу, частично принимая участие в выступлениях. Дополнительные исследования композиции и фуги последовали в Берлине у Йозефа Иоахима , Фридриха Киля и Вильгельма Тауберта . [ 1 ] [ 2 ]
В 1877 году он был назначен руководителем первого Амстердамского паркового оркестра и Амстердамского оркестра-Vereeniging. Год спустя, в 1878 году, он стал директором Дордрехтского отделения Роттердамского музыкального общества (Maatschappij ter Bevordering der Toonkunst), а в 1883 году стал дирижером недавно сформированного Паркового оркестра (Parkorkest) в Паркшувбурге в районе Плантаж в Амстердаме .
Оркестр Консертгебау
[ редактировать ]Это сделало его главным претендентом на пост главного дирижера, когда в 1888 году для Концертгебау был создан новый оркестр . Ему было поручено собрать совершенно новый оркестр Концертгебау в соответствии с его пожеланиями, чтобы стимулировать зарождающуюся музыкальную сцену в Концертгебау. Нидерланды.
Кес положил конец существовавшей в XIX веке привычке рассматривать музыкальное представление прежде всего как общественное событие. Он ставил музыку на первое место и прививал строгую дисциплину как своим музыкантам, так и публике. Опоздавших на репетиции участников оркестра оштрафовали. Тем, кто играл плохо, приходилось оставаться после школы и разучивать свои партии в зале заседаний. От зрителей он требовал тишины во время выступлений и запрещал употребление прохладительных напитков во время репетиций и концертов, что было еще распространено до того времени. [ 3 ]
Под руководством Кеса оркестр Концертгебау приобрел международную известность. Он представил симфонические стихи Рихарда Штрауса Нидерландам : «Дон Жуан» в 1891 году и «Макбет» годом позже. Еще одно новшество заключалось в учреждении тематических концертов, первый из которых состоялся в 1893 году с участием только современных французских композиторов, на котором присутствовали Винсент д'Инди и Эрнест Шоссон . Голландская премьера Антонина Дворжака » симфонии «Новый Свет состоялась под управлением Кеса в мае 1895 года. Под его руководством в качестве дирижера с оркестром Концертгебау играли многие международные солисты, в том числе скрипачи Пабло де Сарасате , Эжен Изаи , Йозеф Иоахим и Леопольд Ауэр , пианисты. Эжен д'Альбер и Тереза Карреньо и португальский баритон Пел Франсиско д'Андраде .
Кес также преподавал игру на альте и виолончели . Во время его пребывания в Амстердаме среди его учеников был молодой голландский виолончелист Като ван дер Хувен . [ 4 ]
Карьера после Концертгебау
[ редактировать ]Его зарплата в оркестре Консертгебау составляла 5000 гульденов в год, что намного ниже, чем у его иностранных коллег. Члены оркестра также зарабатывали сравнительно немного: от 500 до 1200 гульденов в год. [ 5 ] Это было одной из причин, по которой Кес отправился в Шотландию, чтобы занять более высокооплачиваемую должность. Когда Кес вышел на пенсию в 1895 году и присоединился к Шотландскому оркестру в Глазго , его преемник Виллем Менгельберг исполнил Ференца Листа . Фортепианный концерт ми-бемоль мажор на прощальном концерте Благодаря Кесу Менгельбергу (24 года) был поставлен во главе очень дисциплинированного оркестра, который под его руководством превратился в один из крупнейших оркестров мира.
Со своим шотландским оркестром он дал ряд концертов в Нидерландах в 1898 году. После пребывания в Шотландии Кес в том же году уехал в Москву . Свою музыкальную карьеру он завершил в Кобленце , где был директором консерватории и дирижером Музикферайна с 1905 по 1926 год. Умер в Мюнхене в возрасте 78 лет. Его тело похоронено на Юго-Западном кладбище Штансдорф под Берлином.
Почести и признание
[ редактировать ]В 1894 году Кес был удостоен звания рыцаря Ордена Оранских-Нассау . Примерно в это же время Российская империя пожаловала ему и рыцарское звание ордена Святого Станислава . Willem Kesstraat — переулок от Beethovenstraat в амстердамском районе Амстердам-Зюйд . В Дордрехте есть парк Виллема Кеса, а в других городах его именем названы общественные места.
Композиции
[ редактировать ]Кес писал произведения для оркестра (в том числе Симфонию ми мажор), камерную музыку (в том числе объемистую скрипичную сонату и Романс соль минор, посвященный Эжену Исайе) и песни. Идиоматика, которую использует Кес, в основном носит позднеромантический характер. Помимо его собственных сочинений, сохранился ряд рукописей, содержащих аранжировки и транскрипции произведений других композиторов. [ 6 ] Его Скрипичный концерт № 1 исполнялся с некоторой регулярностью, иногда с ним самим в качестве солиста. [ 7 ]
Оркестровый (отбор)
[ редактировать ]- Концертная увертюра № 1 (1874)
- Характерные танцевальные стили для скрипки с оркестром, соч. 3 (1876)
- Анданте для виолончели с оркестром (1879 из 1882)
- Концертная увертюра № 2 (1880)
- Концерт для скрипки № 1 (<1883)
- Концерт для виолончели (1886)
- Симфония ми-бемоль мажор (1894)
- Гимн голландского и британского гимнов (1895 г.)
- Концерт для скрипки № 2 фа-диез мажор (1904)
- Словацкая рапсодия для скрипки с оркестром
- Серенада для оркестра, соч. 8
- «Я Нордфьорд» , симфоническая поэма
Камерная музыка (подборка)
[ редактировать ]- Соната для скрипки № 1 фа минор, соч. 4 (1869)
- Большая соната для скрипки и фортепиано № 2 (1874)
- Серенада (1885)
- Багатели, Шесть маленьких пьес для фортепиано , соч. 12
- Соната для струнного квартета, соч. 28
- Музыка для 4-х струнных инструментов
- Женский остров (1924)
Хоровые произведения (избранное)
[ редактировать ]- «Ныряльщик» , Кантата на текст Фридриха Шиллера , соч. 9. (1877)
- Военная песня (1914)
- Да ладно , из «Песни странствующего подмастерья» Рудольфа Баумбаха .
Песни (подборка)
[ редактировать ]- Зимняя ночь , для баритона , на текст Эйхендорфа , соч. 13
- Голоса жизни
- Песни, соч. 11
Фортепиано (выбор)
[ редактировать ]- Венгерский танец (1872)
- Мазурка № 1 ре-диез (1876)
- Веселый (но не слишком) живой
- Номер фэнтезийного произведения . 2
- Мазурка Нет. 2
- Танцевальные пьесы
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Монографии
[ редактировать ]- Роб Ландман (2017). Виллем Кес — мультяшный художник из Дордрехта . Дордрехт: Де Нве Бенгель.
Справочные работы
[ редактировать ]- Наши музыканты (1911), Нидж и Ван Дитмар.
- Мариус Флотюис (ред.) (1963). Оркестру Консертгебау 75 лет . Амстердам.
- Г. Келлер и доктор философии. Круземанн, ред. (1932). Иллюстрированный музыкальный словарь . Гаага: Дж. Филипс Круземан, с. 334
- Дж. Х. Летцер (1913). Музыкальные Нидерланды 1850-1910 гг . Биобиблиографический словарь голландских музыкальных исполнителей, а также писателей в музыкально-литературной сфере, 2-е издание с дополнениями и улучшениями. Утрехт: Дж. Л. Бейерс, с. 90.
- Эдуард А. Мельхиор (1890). Музыкальный словарь 1890 г., стр. 352.
- Хьюго Риман (1959). Музыкальный словарь , Том 12А, Том1. Майнц. п. 917.
- Йозеф Робинс и Мип Зийлстра (1980). Общая музыкальная энциклопедия, часть 5, Unieboek 1980, стр. 172.
- Анри Виотта (1883). Лексикон музыки , часть II, с. 305
- Фриц Цварт и Эдуард Ризер (2003), «Кес, Виллем». В: Людвиг Финшер (ред.), Музыка в прошлом и настоящем. Второе издание, личный раздел, Том 10 (Кемп – Лерт). Кассель: Bärenreiter/Metzler, стр. 55–56.
Архивные источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анри Виотта (1883). Лексикон музыки , Том. II, с. 305.
- ^ Роб Ландман (2017). Виллем Кес — мультяшный художник из Дордрехта . Дордрехт: Де Нве Бенгель.
- ^ Гей, Питер. Обнаженное сердце. Буржуазный опыт от Виктории до Фрейда . Нью-Йорк и Лондон: WW Norton, 1995, стр. 20 и с. 295н24.
- ^ «Хувен, Като ван дер - Институт Софи Дринкер» . www.sophie-drinker-institut.de . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Эдуард Ризер (1950), Век голландской музыки 1815-1915 . Амстердам: Керидо, стр. 189–193.
- ^ Список композиций основан на Landman 2017, стр. 426–429.
- ^ Анри Виотта (1883). Лексикон музыки , Vol. II, с. 306.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 90 композиций Виллема Кеса в архивах Нидерландского института музыки.
- Бесплатные партитуры Виллема Кеса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «Дирижеры» . Королевский оркестр Консертгебау. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 21 мая 2007 г.
- 125 лет Концертгебау (на голландском языке), документальный фильм Нидерландского института звука и изображения (YouTube)
- Цифровая реализация Симфонии ми-бемоль мажор Виллема Кеса от mdmusics (YouTube)
- 1856 рождений
- 1934 смерти
- Похороны на Юго-Западном кладбище Штансдорф.
- Голландские композиторы
- Голландские дирижеры (музыка)
- Голландские дирижеры-мужчины (музыка)
- Люди из Дордрехта
- Главные дирижеры Королевского оркестра Консертгебау
- Голландские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Незавершённые записи голландских композиторов
- Незавершённые биографии голландской музыки
- Европейский дирижер (музыка) незавершенные