Генрих Венявский
Генрих Венявский | |
---|---|
![]() Фотография Фрица Лукхардта. | |
Рожденный | |
Умер | 31 марта 1880 г. | ( 44 года
Занятия |
|
Эра | Романтизм |
Генрих Венявский (англ. произносится [vʲɛˈɲafskʲi] ; 10 июля 1835 — 31 марта 1880) — польский скрипач- виртуоз , композитор и педагог , считающийся одним из самых выдающихся скрипачей в истории. [1] Его младший брат Юзеф Венявский и племянник Адам Тадеуш Венявский также были опытными музыкантами, как и его дочь Регина, которая стала натурализованной британской подданной после замужества с пэром и писала музыку под именем Полдовский .
Жизнь [ править ]

Генрих Венявский родился в Люблине , на территории современной Польши . Его отец, Тобиас Петрушка, урожденный Вольф Хельман, был сыном еврейского парикмахера по имени Гершель Мейер Хельман из еврейского района Люблина Венява. Позже Вольф Хельман сменил имя на Тадеуш Венявский, взяв название своего района, чтобы сливаться с польской средой. До получения медицинской степени он принял католицизм . Он женился на Регине Вольф, дочери известного еврейского врача из Варшавы , и от этого брака родился Хенрик.
Талант Хенрика к игре на скрипке был признан рано, и в 1843 году он был принят в Парижскую консерваторию, где преподавал Ламбер Массар , где для его приема были сделаны особые исключения, поскольку он не был французом и ему было всего восемь лет. Он посещал консерваторию с 1843 по 1846 год и вернулся еще на год в 1849 году. После окончания учебы он много гастролировал и давал множество сольных концертов, где ему часто аккомпанировал его брат Юзеф на фортепиано. [2] В 1847 году он опубликовал свой первый опус, « Большой фантастический каприс» , начало каталога из 24 номеров опусов.
Когда против его помолвки с Изабеллой Хэмптон выступили ее родители, Венявский написал «Легенду» , соч. 17; эта работа помогла ее родителям изменить свое мнение, и в 1860 году пара поженилась.
По приглашению Антона Рубинштейна Венявский переехал в Петербург , где жил с 1860 по 1872 год, обучал многих студентов-скрипачей и руководил Русского музыкального общества оркестром и струнным квартетом . С 1872 по 1874 год Венявский гастролировал по Соединенным Штатам вместе с Рубинштейном. Венявский сменил Анри Вьёкстана на посту профессора игры на скрипке в Королевской консерватории Брюсселя в 1875 году.
Во время проживания в Брюсселе здоровье Венявского ухудшилось, и ему часто приходилось останавливаться посреди концертов. Он начал тур по России в 1879 году, но не смог его завершить и был доставлен в больницу в Одессе после концерта . 14 февраля 1880 года Петра Ильича Чайковского покровительница Надежда фон Мекк приняла его к себе домой и оказала ему медицинскую помощь. [3] [4] Его друзья также устроили благотворительный концерт, чтобы помочь прокормить его семью. он умер в Москве Через несколько недель от сердечного приступа и был похоронен на Повонзком кладбище в Варшаве .


Его дочь Режин Венявски, родившаяся в Брюсселе за год до его смерти, также стала композитором. Свои ранние работы она опубликовала как «Ирен Венявская», но после того, как вышла замуж за сэра Обри Дина Пола и стала британской подданной, она использовала псевдоним « Полдовски ». [5] Другая дочь, Генриетта, в 1904 году вышла замуж за Джозефа Холланда Лоринга, который был среди жертв катастрофы Титаника .
Венявский был игроком Общества квартета Бетховена в Лондоне, где он также выступал на альте .
Работает [ править ]
Генрик Венявский считался очень способным скрипачом и написал несколько очень важных произведений в скрипичном репертуаре, в том числе два технически сложных скрипичных концерта, второй из которых (ре минор, 1862 г.) исполняется чаще, чем первый (фа-диез минор, 1853). Одна из оценок скрипичных этюдов причисляет Венявского соч. 10 L'Ecole Moderne: 10 этюдов-капризов чуть ниже по сложности каприсов Паганини . [6]
Наследие [ править ]
Венявский был удостоен ряда посмертных наград. Его портрет появился на почтовой марке Польши в 1952 году, а затем в 1957 году. В 1979 году была выпущена монета номиналом 100 злотых с его изображением.
То, что обычно называют «русским удержанием лука», иногда называют «удержанием лука Венявского», поскольку Венявский учил своих учеников своей собственной очень жесткой технике поклона (например, русскому удержанию лука), которая позволяла ему играть то, что он называл «удержанием лука». дьявольское стаккато» с легкостью. Это «дьявольское стаккато» использовалось для дисциплинирования техники учеников. [ нужны разъяснения ]
Первый конкурс скрипачей имени Венявского состоялся в Варшаве в 1935 году. Жинетте Неве Первая премия досталась , второй - Давиду Ойстраху , третьей - Анри Темянке . Международный конкурс скрипачей имени Генрика Венявского проводится каждые пять лет, начиная с 1952 года.
Композиции [ править ]
Опубликованные работы с номерами опусов
- Большой каприс Фантастика , соч.
- Аллегро де Соната, соч. 2
- Сувенир из Позена , соч. 3
- Концертный полонез № 1, соч. 4 (иногда известный как «Блестящий полонез» )
- Элегическое адажио , соч.
- «Сувенир Москвы» , 2 русских романса, соч. 6 (в этом произведении он процитировал Александра Егоровича Варламова песню «Красный сарафан »)
- Каприччио-Вальс , соч. 7
- Большой дуэт полонов , для скрипки и фортепиано, соч. 8
- Бессловесный романс и элегантное рондо , соч.
- Современная школа, 10 этюдов-капризов , для скрипки соло, соч.
- «Русский карнавал» , Импровизации и вариации, соч. 11
- 2 Салонные мазурки: Селянка и Piesn Polska (Польская песня) , Op.
- Пасторальная фантазия , соч. 13 (Потерян)
- Концерт № 1 фа ♯ минор, соч. 14
- Разнообразная оригинальная тема , соч.
- Скерцо-тарантелла , соч.
- Легенда , соч. 17
- 8 этюдов-капризов , для 2-х скрипок, соч.
- 2 характерные мазурки : Обертасс и Дудзиарц (Ле Менетрие) , соч. 19 (Примечание: № 2 известен как «Игрок на волынке» [ABRSM Vln Gr VIII Syllabus] и «Деревенский скрипач» [Naxos Records])
- Блестящая фантазия на тему Фауста Гуно , соч .
- Блестящий полонез , соч.
- Концерт № 2 ре минор, соч. 22
- Жига ми минор, соч. 23
- Восточная фантазия , соч. 24
Неопубликованные произведения и произведения без номеров опусов.
- Вариации на тему собственной мазурки ( ок. 1847 )
- Ария с вариациями ми мажор (до 1848 г.)
- Фантазия и вариации ми мажор (1848)
- Ноктюрн для скрипки соло (1848)
- Романс ( ок. 1848 )
- Рондо Алла Полакка ми минор (1848)
- Дуэт-концерт на темы из Доницетти оперы « Лючия ди Ламмермур » ( ок. 1850 )
- Дуэт-концерт на тему российского гимна А. Львова ( ок. 1850 )
- Дуэт-концерт на тему русской народной мелодии ( ок. 1850 )
- Фантазия на темы из Мейербера » «Пророка (ок. 1850 г.)
- Сельские Мазуры ( ок. 1850 г. )
- Фантазия на темы из Гретри оперы «Ришар Львиное сердце» ( ок. 1851 ).
- Дуэт на темы из финских песен ( ок. 1851 )
- Две мазурки (1851)
- Март (1851 г.)
- Куявяк ля минор (1853)
- Вариации на тему русского гимна ( ок. 1851 г. )
- Вариации на тему польской народной песни «Jechał Kozak Zza Dunaju» ( ок. 1851 г. )
- Вариации на тему австрийского гимна (1853 г.)
- Я понимаю , песня для голоса и фортепиано (1854)
- Сувенир из Люблина , концерт польки ( ок. 1855 г. )
- Фантазия на темы из Беллини оперы « Сомнамбула » ( ок. 1855 ).
- Воспоминания о Сан-Франциско ( ок. 1874 г. )
- Куявяк до мажор
- Торжествующая полька
- Мечтательность фа-диез минор, для альта и фортепиано
- Концерт для скрипки № 3 ля минор? (1878, неопубликовано, исчезло? Премьера в Москве, 27 декабря 1878 г.) [7] [8]
Ссылки [ править ]
- ^ «Жичорис» . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . энциклопедия Британская Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 623.
- ^ ООО «Классический архив». «Генрик Венявский - Классические архивы» . www.classicalarchives.com .
- ^ Грин, Дэвид Мейсон (11 августа 1985 г.). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Воспроизведение Piano Roll Fnd. ISBN 9780385142786 – через Google Книги.
- ^ Три штуки; см. коллекцию Университета Южной Калифорнии (Mus.6024 - Mus.6027), с посвящениями MS скрипачу Полу Кочански, отмеченным Тайроном Грейвом, «Совместная работа Кочанского, отраженная в его коллекции рукописей», Polish Music Journal vol. 1 нет. 1 (лето 1998 г.); ( онлайн-текст. Архивировано 2 октября 2012 г. в Wayback Machine ).
- ^ «Страница этюда (этюда) для скрипки. В этом списке указан порядок изучения / сложности этюдов для скрипки» . 2 февраля 1998 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2019 г. Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Упоминается в книге Грабковского «Генрик Венявский» (Варшава: Интерпресс, 1986).
- ^ «Склонный к скрипкам» . pronetoviolins.blogspot.com .
Внешние ссылки [ править ]

- Пилатович, Мария. «ГЕНРИК ВЕНЯВСКИЙ» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 г. Проверено 13 мая 2006 г. - Польский музыкальный центр при Университете Южной Калифорнии
- Общество Генрика Венявского (en)
- Бесплатные партитуры Венявского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Партитуры Генрика Венявского в Национальной цифровой библиотеке Польши (Полона)
- 1835 рождений
- 1880 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические скрипачи XIX века
- Скрипачи Российской Империи.
- Композиторы Российской Империи.
- Музыканты-мужчины XIX века
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Композиторы для скрипки
- Выпускники Парижской консерватории
- Еврейские классические скрипачи
- Польские классические скрипачи-мужчины
- Люди из Конгресса Польши
- Музыканты из Люблина
- Польские классические скрипачи
- Поляки еврейского происхождения
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Польские композиторы-романтики
- Ученики Ламберта Массара
- Академический состав Королевской консерватории Брюсселя