Евгений Сухонь

Евгений Сухонь (25 сентября 1908 – 5 августа 1993) был одним из самых выдающихся словацких композиторов 20 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Евгений Сухонь родился 25 сентября 1908 года в Пезинке (Словакия). Его отец, Ладислав Сухонь, был органистом и педагогом. Его мать, Серафина Сухонева, была учителем игры на фортепиано, и именно у нее он получил свое первое обучение игре на фортепиано. Дом всегда был наполнен музыкой, и, будучи маленьким ребенком, он слушал из-под фортепиано, когда его отец репетировал дома с другими музыкантами. В 1920 году, в возрасте двенадцати лет, он начал брать уроки игры на фортепиано в Братиславской музыкальной школе у выдающегося музыканта Фрико Кафенда . Позже, с 1927 по 1931 год, он продолжил обучение у того же преподавателя в вновь созданной Музыкальной академии в Братиславе. Среди его ранних работ – несколько фортепианных сочинений и хоровое произведение «Великий пост» . Он окончил классы композиции, исполнив Сонату ля-бемоль для скрипки и фортепиано и струнный квартет (соч. 2, 1931 г., переработка 1939 г.). Его двухлетнее обучение в Пражской консерватории под руководством Витезслава Новака закрепило всестороннюю подготовку, полученную им в Кафенде.
К сочинениям этого периода относятся Фортепианный квартет (1933) и песенный цикл Nox et solitudo для меццо-сопрано и небольшого оркестра или фортепиано (1932) по мотивам стихотворения Ивана Краско , «Маленькая сюита с пассакальей» для фортепиано (1930, оркестровка в 1967), Серенада для духового квинтета и бурлеск для скрипки с оркестром . Все эти произведения показывают уже выдающегося и зрелого композитора. В это время Евгений Сухонь преподавал теорию музыки в Академии музыки и драмы в Братиславе (1933). Его работы этого периода написаны в позднеромантическом стиле с элементами народной модальности в сочетании с хроматизмом . В частности, популярный мужской хоровой цикл O horách («О горах») стал плодотворным произведением, установившим словацкий национальный стиль. Затем последовала его монументальная кантата « о Псалом земле Подкарпатской» 1938 ( ). К этому периоду относятся многие аранжировки народных песен, кульминацией которых стала его опера «Крутнява» ( «Водоворот» , 1949). [ 1 ]
Средние годы
[ редактировать ]Успех Крутнявы положил начало современной словацкой опере и привлек международное внимание. С 1948 по 1960 год Сухонь был профессором и заведующим кафедрой музыкального образования Педагогического института в Братиславе. К произведениям этого периода относятся « Фантазии для скрипки с оркестром», «Метаморфозы» для фортепиано и Симфоническая сюита для большого оркестра. Сухон стал активно заниматься практическими и теоретическими аспектами музыкального образования. Особое значение имела его вторая опера Kraľ Svätopluk («Король Святополк»), завершенная в 1959 году. Эта историческая опера представляет собой монументальную драматическую фреску периода Великоморавской империи . Это масштабное произведение с благородными устремлениями, отображающее славянские мотивы и завершающееся победой добра над злом. Премьера произведения состоялась в Братиславе в 1960 году, в том же году была исполнена в Праге и Кошице .
Спустя годы
[ редактировать ]С 1959 по 1974 год он был профессором теории музыки Братиславского университета . Его стиль изменился, когда он включил сериализм в свои композиции. Гармонии, подчеркивающие 2-ю, 4-ю и 7-ю ступени, привели к полимодальности . Его более поздние произведения состоят преимущественно из камерных и оркестровых произведений, например, песенный цикл Ad astra (1961), основанный на стихах Штефана Жары , цикл смешанного хора «О чловеку» («О человеке»), « Поэма жуткая» для скрипки и фортепиано. , «Размышления» для чтеца и фортепиано, «Шесть композиций для струнных» , «Рапсодия-сюита для фортепиано с оркестром» и «Симфоническая симфония». Фантазия на БАХа (1971). Его фортепианный цикл «Калейдоскоп» существует также в версии для фортепиано, струнного оркестра и ударных инструментов. Его последние работы включают Концертино для кларнета с оркестром , Элегию , Токкату , циклы песен «Взгляд в неизвестное» и «Три песни для баса» . [ 2 ]
Сухонь умер в Братиславе в 1993 году.
Работает
[ редактировать ]Драматические произведения
[ редактировать ]- Музыка к драме Стодолы «Король Святополк» (1935–36).
- Музыка к пьесе Герцо «Варбара Цельская» (1937).
Оперы
[ редактировать ]- Крутнява ( Омут ; 1941–49), либретто Сухоня и Штефана Хозы.
- Святополк (1952–59), либретто Сухоня, Елы Крчмери-Вртеловой и Ивана Стодолы.
Симфонические произведения
[ редактировать ]- Маленькая сюита с пассакальей (1967)
- Увертюра к драме Стодолы «Царь Святополк» (1934)
- Балладическая сюита , соч. 9 (1934–36, опубликовано в 1940 г.) [ 3 ]
- Псалом земли Карпатской (1937–38).
- Бой закончится завтра (1950)
- Метаморфозы (1951–53)
- Симфониетта Рустика (1954–55)
- Прорыв (1977)
- Три песни для баса (1984–85)
- Ночь ведьм (1927)
Оркестровые произведения с солистом
[ редактировать ]- Бурлеск (1933)
- Фэнтези (1948)
- Рапсодическая сюита (1964)
- Симфоническая фантазия на тему БАХа (1971)
- Концертино (1977)
Камерные работы
[ редактировать ]- Соната ля ♭ мажор (1929–30)
- Струнный квартет (1930–31, переработка 1939 г.)
- Маленькая сюита с пассакальей (1931–32)
- Серенада (1932–33)
- Фортепианный квартет (1932–33)
- Балладическая сюита (1935)
- Академическая фанфара Университета Коменского (1937)
- Сонатина (1937)
- Свадебный танец из оперы «Водоворот» (1971)
- Метаморфозы (1951–53)
- Поэма жуткая (1963)
- Шесть пьес для струнных (1955–64)
- Калейдоскоп (1967)
- Токката (1973)
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Ночь и одиночество (1932)
- Ад астра (1961)
- Размышления (1964)
- Взгляд в неизведанное (1977)
Хоровые произведения
[ редактировать ]- Какая ты красивая (1932–33)
- Псалом о землях Карпатских , соч. 12 (опубликовано в 1940 г.) [ 3 ]
- С горы (1934–42)
Работает для детей
[ редактировать ]- Фотографии из Словакии (1954–55)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вся музыка
- ^ Великие композиторы: Евгений Сухонь - Classical Nerd на YouTube
- ^ Перейти обратно: а б Ежемесячные отчеты Хофмейстера , 1940, стр.43.
Источники
[ редактировать ]- Сушоновые композиции
- Словарь музыки и музыкантов New Grove . Эд. Стэнли Сэди (1980), том 18.
- «Новые взгляды на Евгения Сухоня» Петры Приевозниковой в книге « Две страны: одно сердце», средняя школа Бедфорда, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Маленькая сюита и пассакалья на YouTube для фортепиано
- Сонатина на YouTube для фортепиано
- Композиторы-классики XX века
- Словацкие композиторы
- Словацкие композиторы-мужчины
- Словацкие оперные композиторы
- Выпускники Пражской консерватории
- Люди из Пезинка
- 1908 рождений
- 1993 смертей
- Словацкие композиторы-мужчины-классики
- Лауреаты премии Гердера
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Словацкие музыканты-мужчины