Кшиштоф Мейер
Кшиштоф Мейер | |
---|---|
![]() Кшиштоф Мейер, сентябрь 2002 г. | |
Рожденный | Краков , Польша | 11 августа 1943 г.
Национальность | Польский |
Род занятий | Композитор, пианист, музыковед |
Годы активности | 1964 – настоящее время |
Кшиштоф Мейер (родился 11 августа 1943 года) — польский композитор , пианист и музыковед, бывший декан факультета теории музыки (1972–1975) Государственного музыкального колледжа (ныне Музыкальная академия в Кракове ) и президент Союз польских композиторов (1985–1989). Мейер был профессором композиции в Высшей школе музыки в Кельне с 1987 по 2008 год, до выхода на пенсию. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Мейер родился в Кракове, Польша. В детстве он играл на фортепиано и органе, а заниматься композицией начал рано — в 1954 году у Станислава Веховича . Затем в Государственном музыкальном колледже в Кракове он продолжил обучение у Веховича, а после смерти последнего в 1963 году получил диплом у Кшиштофа Пендерецкого (1965). Он также изучал теорию музыки (диплом 1966 г.). В Париже он посещал курсы у Нади Буланже (1964, 1966 и 1968), а в Варшаве стал частным учеником Витольда Лютославского . [ 1 ]
Его Симфония № 1 была его первым произведением, исполненным в Кракове в 1964 году. В 1965 году, еще будучи студентом, он дебютировал на « Варшавской осени » как самый молодой композитор в истории фестиваля ( Струнный квартет № 1). 1 ). он увлекался Авангардом не только как композитор: с 1965 по 1967 год в составе ансамбля MW2 исполнял экспериментальные произведения, характерные для 1960-х годов, в Польше и некоторых странах Западной Европы. Позже он продолжал активно выступать как пианист, исполняя в основном свои произведения или исполняя камерную музыку. [ 1 ]
С 1966 по 1987 год Мейер преподавал теорию в Государственном музыкальном колледже (ныне Музыкальная академия в Кракове ), возглавляя кафедру теории музыки с 1972 по 1975 год. С 1987 по 2008 год он был профессором композиции в Высшей школе музыки. für Musik в Кельне. [ 2 ]
С 1985 по 1989 год он был президентом Союза польских композиторов. В течение 14 лет (1974–1988) принимал участие в работе репертуарной комиссии Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень». Он является членом Collegium Invisibile . [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]В своих ранних сочинениях (струнные квартеты № 1–4, симфонии № 1–3) Мейер экспериментировал с нетрадиционной звучностью, типичной для польской авангардной музыки 1960-х годов. Он использовал двенадцатитоновую технику, хотя и свободно, а также алеаторическую технику и коллаж. Все это появляется в его первой опере «Кибериада » на научно-фантастическое либретто по мотивам » Станислава Лема «Кибериады . [ 1 ]
В более поздних работах Мейер постепенно ограничивал множество звуковых идей. Он все больше сосредотачивался на драме и выразительности в традиционном понимании, избегая при этом романтических эффектов. Стиль более поздних работ Мейера отражает его интерес к традициям; даже использование им таких названий, как «струнный квартет», «соната», «концерт», «симфония», является показателем традиционной тенденции в его эстетике. «Существуют современные текстуры и тембры, но они обычно второстепенны для языка, в котором тональные оттенки и знакомые указатели управляют общим потоком и структурой». [ 4 ]
Камерная музыка занимает в его творчестве привилегированное место. «Что привлекает его в таких произведениях, так это то, что они идеально подходят для создания «звуковых головоломок», относящихся к «скрытому арифметическому упражнению души, которая не знает, что она считает», как Лейбниц описал суть Примерами такой музыки являются вариации темпов в струнном квартете № 11 или изменения ритма в струнном квартете № 10. Некоторые произведения для больших ансамблей можно слушать как музыкальный комментарий к политическому событию или экзистенциальному размышлению. На эти темы намекают субтитры и цитаты («Польская» симфония № 6, посвященная атмосфере военного положения в Польше с 1981 по 1983 годы) или использование текста («Симфония № 8», тексты песен антиантисемитские стихи Адама Загаевского ). Катастрофическое послание оратории «Сотворение мира» передано через текст, но его выражение достигается через музыку». [ 5 ]
Избранные награды
[ редактировать ]- Первая премия за Симфонию № 3 (1968) на имени Гжегожа Фительберга . конкурсе композиторов [ 2 ]
- Премия Фонда принца Пьера Монако за музыкальную композицию за оперу Кибериада (1970). [ 2 ]
- Специальное упоминание на Международной трибуне композиторов ЮНЕСКО в Париже за струнный квартет № 2 (1970) и струнный квартет № 3 (1976). [ 2 ]
- Первая премия на конкурсе Кароля Шимановского в Варшаве за Симфонию № 4. [ 2 ]
- Премия Гердера (Вена, 1984 г.) [ 2 ]
- Премия Союза польских композиторов (1992). [ 2 ]
- Премия Юржиковского (Нью-Йорк, 1993 г.) [ 2 ]
- Премия Иоганна Стамица (Мангейм, 1996 г.) [ 2 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]- Кибериада . Фантастическая комическая опера, соч. 15 (1970). Либретто композитора по мотивам Станислава Лема цикла рассказов «Кибериада» .
- Графиня . Балет по мотивам Станислава Монюшко оперы , соч. 49 (1980)
- Игроки [Игроки]. Завершенная версия оперы Дмитрия Шостаковича по Н. Гоголю, соч. 53 (1981) (солисты Большого театра в Москве, Северо-Западная немецкая филармония , Михаил Юровский , Каприччио 60 062-2)
- Братья Кленовые [Klonowi bracia]. Детская опера, соч. 72 (1989). Либретто композитора по мотивам Э. Шварца
Работы для оркестра
[ редактировать ]- 9 симфоний:
- Нет. 1, соч. 10 (1964)
- Нет. 2 Эпитафия памяти Станислава Веховича для хора и оркестра, соч. 14 (1967)
- № 3 Симфония Орфея для хора и оркестра, соч. 20 (1968)
- Нет. 4, соч. 31 (1973)
- Нет. 5, соч. 44 (1979)
- № 6 «Польская» симфония , соч. 57 (1982) ( Симфонический оркестр Польского радио , А. Вит , компакт-диск ISPV 179)
- № 7 Симфония времени , соч. 97 (2002–2003) (НОСПР, Г. Чмура; DUX 0695)
- нет. 8 Симфония да реквием , соч. 111 (2009)
- Нет. 9 Симфония веры и надежды , соч. 126 (2016)
- Огненные шары , соч. 37 (1976) ( Силезская филармония , Кароль Стрия , Польский информационный центр 007)
- Симфония ре мажор в моцартовском стиле , соч. 41 (1976)
- Посвящение Иоганнесу Брамсу , соч. 59 (1982) (Симфонический оркестр Кельнского радио, А. Вит, KOCH 3-5037-2)
- Музыка инкростата , соч. 70 (1988) (WOSPRiT, А. Вит, Кох Шванн 3-1573-2)
- Прощальная музыка , соч. 88 (1997)
Произведения для сольного инструмента (инструментов) и оркестра.
[ редактировать ]- 2 концерта для флейты
- Нет. 1, соч. 6 (1964)
- Нет. 2, соч. 61 (1983)
- 2 концерта для скрипки
- Ага. 1, соч. 12 (1965) (Р. Ласоцкий, WOSPRiT, К. Стрия, Олимпия OCD 323)
- Ага. 2, соч. 87 (1996) (М. Резлер, НОСПР, Г. Чмура, DUX 0594)
- 2 концерта для виолончели
- № 1, соч. 28 (1972) (снято)
- Ага. 2, соч. 85 (1995) (Б. Пергаменщиков, НОСПР, А. Вит, DUX 0594)
- Concerto da camera для гобоя, ударных и струнных, соч. 29 (1972)
- Концерт для трубы с оркестром, соч. 35 (1973)
- Концерт для фортепиано, соч. 46 (1989) ( Павел Гилилов , WOSPRiT, Антони Вит, Кох Шванн 3-1573-2)
- Canti Amadei для виолончели с оркестром, соч. 63 (1984) (И. Монигетти, Capella Cracoviensis , С. Галонский, ISPV 179 CD)
- Concerto da camera для арфы, виолончели и струнного оркестра, соч. 64 (1984) (Б. Трендович, К. Ярошевская, Камерный оркестр Амадеус, А. Дучмаль; PR CD 085-2)
- Каро Луиджи для 4-х виолончелей и струнного оркестра, соч. 73 (1989)
- Концерт для альт-саксофона и струнного оркестра, соч. 79 (1992) ( Джон-Эдвард Келли НЕОС )
- Концерт для кларнета с оркестром, соч. 96 (2001) ( Э.Бруннер , НОСПР, Г.Чмура, DUX 0594)
- Двойной концерт для скрипки, виолончели и оркестра, соч. 105 (2006) (М. Резлер, Юлиус Бергер , Л. Борович, НОСПР; DUX 0695)
- Концерт для (акустической) гитары, литавр и струнного оркестра, соч. 115 (2011)
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Симфония №. 2 Эпитафия памяти Станислава Веховича для хора и оркестра, соч. 14 (1967)
- Симфония № 3 Симфония «Орфей» для хора и оркестра, соч. 20 (1968)
- Лирический триптих для тенора и камерного оркестра, соч. 38 (1976)
- Месса для смешанного хора и оркестра, соч. 68 (1996) (Национальный оркестр и хор в Варшаве, Антони Вит , ACD 096-2)
- Величальная для смешанного хора, соч. 71 (1988) (Польские соловьи, Войцех А. Кролопп, Azymuth AZ CD 11.045)
- «Сотворение» (Schöpfung), оратория для соли, хора и оркестра, соч. 91 (1999)
- Симфония № 8 «Симфония да реквием» для хора и оркестра, соч. 111 (2009)
Камерная музыка
[ редактировать ]Для двух инструментов
[ редактировать ]Скрипка и фортепиано:
- Мистериозо для скрипки и фортепиано, соч. 83 (1994) (А. Бройнингер, И. Бергер; Ars Musici AM 1204-02)
- Каприччио с прерываниями для скрипки и фортепиано, соч. 93 (2000) (А. Баева, Г. Карьева, PR CD 194; – Р. Симович, З. Даргоморска, PR CD 191)
Виолончель и фортепиано:
- Канцона для виолончели и фортепиано , Op.56 (1981) ( Д. Герингас , Т. Шац, ISPV 192 CD; – Э. Мизерска, Э. Аббате, TOCC 0098 )
- Две сонаты для виолончели и фортепиано.
- Соната для виолончели и фортепиано №1, соч. 62 (1983) (- Р. Корупп, К. Мейер, Ambitus 97848; – Э. Мизерска, Э. Аббате, TOCC 0098 )
- Соната для виолончели и фортепиано №2, соч. 99 (2004) (Э. Мизерска, К. Гленск, TOCC 0098 )
Другие комбинации:
- Многоцветный экспромт для двух фортепиано, соч. 92 (2000) (А. Соос, И. Хааг, MGB CTS-M 107)
- Концертный дуэт для фагота и фортепиано, соч. 101 (2004) (К. и Эцуко Окадзаки, компакт-диск ISPV 194)
- Метаморфозы для саксофона и фортепиано, соч. 102 (2004) ( Дж.-Э. Келли , Б. Верстиг, ISPV 194)
Для трёх инструментов
[ редактировать ]- Hommage à Nadia Boulanger для флейты, альта и арфы, Op 17 (1971) (запись Э. Гаевска, Р. Дуз, Х. Сторк, ISPV 189 CD)
- Фортепианное трио, соч. 50 (1980) (Трио Wawelskie, компакт-диск ISPV 176; – Arcadia Trio, Bella Musica 31.2415; – Altenberg Trio , Challenge classic 72310)
- Трио для флейты, альта и гитары, соч. 78 (1992) ( Р. Эйткен , Э. Шлойфер, Р. Эверс ; компакт-диск ISPV 176)
- Струнное трио, соч. 81 (1993) ( Deutsches Streichtrio ; ISPV 176 CD; - Т. Гадзина, Р. Дуз, М. Васиолка; Предварительный акт AP0146)
- Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, соч. 90 (1998) (Э. Бруннер, И. Монигетти, П. Гилилов; ISPV 189 CD)
- Трио для гобоя, фагота и фортепиано, соч. 98 (2002) (Томохара Ёсиба, Кодзи и Эцуко Окадзаки, ISPV 194)
Для четырех инструментов
[ редактировать ]- 15 струнных квартетов
- Нет. 1, соч. 8 (1963)
- Нет. 2, соч. 23 (1969)
- Нет. 3, соч. 27 (1971)
- Нет. 4, соч. 33 (1974)
- Нет. 5, соч. 42 (1977)
- Нет. 6, соч. 51 (1981)
- Нет. 7, соч. 65 (1985)
- Нет. 8, соч. 67 (1985)
- Нет. 9, соч. 74 (1990)
- Нет. 10, соч. 82 (1994)
- Нет. 11, соч. 95 (2001)
- Нет. 12, соч. 103 (2005)
- Нет. 13, соч. 113 (2010)
- Нет. 14, соч. 122 (2014)
- Нет. 15, соч. 131 (2017)
- Четыре цвета для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано, соч. 24 (1970)
- Ретро-концерт для флейты, скрипки, виолончели и клавесина, соч. 39 (1976) (Э. Гаевская, Т. Гадзина, М. Василка, К. Мейер, Acte Préalable AP0076)
- Фортепианный квартет, соч. 112 (2009)
Для пяти и более инструментов
[ редактировать ]- Кларнетовый квинтет, соч. 66 (1986) ( Э. Бруннер , Вилянувский струнный квартет, ISPV 147 CD; – П. Дробник, Венявский квартет; Dux 0507/0508)
- Каприччио для шести инструментов , Op.69 (1988) (Е. Гаевская, Т. Гадзина, Р. Дуз, М. Василка, ISPV 189 CD)
- Фортепианный квинтет, соч. 76 (1991) (Вилановский струнный квартет и К. Мейер; компакт-диск ISPV 171; - Квартет Венявского и Анджей Татарский; Dux 0507/0508)
- Пять цветов для флейты, скрипки, виолончели, ударных и фортепиано, соч. 94 (2001)
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Для фортепиано соло
[ редактировать ]- 6 сонат для фортепиано (Полное собрание сочинений для фортепиано — Кристиан Зайберт , EDA 36)
- № 1, Op.5 (1962) (К. Мейер, Предварительный акт AP0076)
- Нет. 2, соч. 7 (1963) (Б. Отто, Sächsische Tonträger LC 9930)
- Нет. 3, соч. 13 (1966)
- Нет. 4, соч. 22 (1968)
- № 5 Соната сияющих звуков , соч. 32 (1975/1997)
- № 6 Короткие сонаты , соч. 106 (2006)
- 24 прелюдии для фортепиано, соч. 43 (1978) (К. Мейер, ISPV CD 174; – П. Кубица, SMS RP 12691 CD).
- Quasi una Fantasia для фортепиано, соч. 104 (2005)
- 6 интермедий для фортепиано, соч. 121 (2013) [ 6 ]
Для других клавиатур
[ редактировать ]- Соната для клавесина, соч. 30 (1973) ( Э. Хойнака , ERATO Japan CD 056044
- Фантазия для органа, соч. 75 (1990) (С. Палм; KR 10068)
Для скрипки соло
[ редактировать ]- 2 сонаты для скрипки
- Нет. 1, соч. 36 (1975) (В. Маршнер, компакт-диск ISPC 192)
- Нет. 2, соч. 113 (2018)
Другие работы:
- 6 прелюдий для скрипки соло (1981) [без номера опуса]
Для виолончели соло
[ редактировать ]- Две сонаты для виолончели
- Нет. 1, соч. 1 (1961) (Р. Корупп, CD Ambitus 97484)
- Нет. 2, соч. 109 (2007)
- Мюзикл «Момент» (1976) [без номера опуса]
- Монолог (1990) ( Д. Герингас ; ConBrioDisc ConBES 2019) [без номера опуса]
Для флейты соло
[ редактировать ]- Соната для флейты соло, соч. 52 (1980) (Э. Гаевска, Acte Préalable AP0076; - Б.-Г. Шмитт, ISPV 194 CD)
Эссе и профессиональные сочинения
[ редактировать ]- Кшиштоф Мейер, Шостакович - Его жизнь, его творчество, его время , Бергиш-Гладбах, 1995; также: Париж 1994 г., Амстердам 1996 г., Мадрид 1997 г., Санкт-Петербург 1998 г., Варшава 1999 г., Москва 2006 г., Майнц 2008 г. [Ориг. на польском языке, 1973 г.]
- Кшиштоф Мейер, Витольд Лютославский (с Данутой Гвиздаланка), Краков, 2003 г. (том 1), 2004 г. (том 2)
- Кшиштоф Мейер, Дмитрий Шостакович. Опыты , Лейпциг, 1983 г.
- Кшиштоф Мейер, Прокофьев и Шостакович , в: Отчет о международном симпозиуме «Сергей Прокофьев - аспекты его творчества и биографии», Регенсбург, 1993, стр. 111–133.
- Кшиштоф Мейер, Анализ музыкальной формы с психологической точки зрения , в: Музыкальное образование как задача , Кассель, 2003 г.
- и многочисленные статьи, опубликованные в Польше и за рубежом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Малгожата Косиньска (2013). «Кшиштоф Мейер» (на польском и английском языках). Адама Мицкевича Институт культуры . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Кшиштоф Мейер» . Польский музыкальный центр . Университет Южной Калифорнии.
- ^ «Raport Roczny 2007/2008» [Годовой отчет 2007/2008] (PDF) (на польском языке). Коллегиум Инвизибиле. 2007. с. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 23 марта 2012 года.
- ^ Адриан Томас (2005). «Польская музыка со времен Шимановского» . Издательство Кембриджского университета. п. 212.
- ^ «К. Мейер» . Порт Полоника . п. 2.
- ^ «Мировая премьера фортепианной пьесы Кшиштофа Мейера «Шесть интерлюдий » в Берлине» . Сикорский. Декабрь 2016 года . Проверено 29 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кшиштоф Мейер на Culture.pl
- Биография Кшиштофа Мейера на Sikorski.de
- Кшиштоф Мейер: Портрет, Каталог работ, Дискография 2015
Литература
[ редактировать ]- Б. М. Мацеевский: 12 польских композиторов . Аллегро Пресс. Лондон, 1976, с. 202-206.
- Л. Раппопорт-Гельфанд: Музыкальная жизнь в Польше. Послевоенные годы 1945-1977 . Гордон и Брич, Нью-Йорк и др. 1991, с. 133-141. ISBN 2-88124-319-3
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Выпускники Музыкальной академии в Кракове
- Академический состав Музыкальной академии в Кракове
- Музыканты из Кракова
- Польские композиторы-классики
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Композиторы-классики XX века
- Кавалеры Креста Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Члены коллегии невидимых
- Академический состав Кёльнского университета музыки и танца
- Лауреаты премии Гердера
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Обладатель знака «Заслуженный деятель культуры».
- Академический состав Львовской консерватории
- Ученые Шостаковича