Jump to content

Дорогой Янчар

Дорогой Янчар
Рожденный ( 1948-04-13 ) 13 апреля 1948 г. (76 лет)
Марибор , Югославия (сейчас в Словении )
Занятие
  • Писатель
  • эссеист
  • драматург
Литературное движение Постмодернизм , Магический реализм

Драго Янчар (родился 13 апреля 1948 года) — словенский писатель , драматург и публицист . Янчар – один из самых известных современных словенских писателей. В Словении он также известен своими политическими комментариями и гражданской активностью. Романы, эссе и рассказы Янчара переведены на 21 язык и опубликованы в Европе, Азии и США. [ 1 ] Наибольшее количество переводов приходится на немецкий язык, за ним следуют чешский и хорватский переводы. [ 2 ] Его драмы также ставились в ряде зарубежных театров, а на родине их часто считают яркими событиями словенского театрального сезона. Он живет и работает в Любляне.

Он родился в Мариборе , промышленном центре тогдашней Югославской Социалистической Республики Словения . Его отец, родом из региона Прекмурье , присоединился к словенским партизанам во время Второй мировой войны . Янчар изучал право в своем родном городе. Будучи студентом, он стал главным редактором студенческого журнала «Катедра» ; [ 3 ] Вскоре он вступил в конфликт с коммунистическим истеблишментом, поскольку опубликовал несколько статей с критикой правящего режима. Ему пришлось покинуть журнал. Вскоре он нашел работу ассистентом в мариборской ежедневной газете «Вечер» . [ 3 ] В 1974 году он был арестован югославскими властями за то, что привез в Югославию буклет под названием « Мы лежим убитыми в Рогском лесу », который он купил в соседней Австрии и одолжил друзьям. Буклет представлял собой рассказ выжившего о ополченцев в Кочевском Роге резне военнопленных словенских , совершенной режимом Иосипа Броз Тито в мае 1945 года. [ 3 ] Его приговорили к году тюремного заключения за «распространение враждебной пропаганды», но освободили через три месяца. Сразу после освобождения его призвали на военную службу на юге Сербии , где он подвергался систематическим преследованиям со стороны начальства из-за его «уголовного дела».

После завершения военной службы Янчар ненадолго вернулся в Вечер , но ему разрешили выполнять только административную работу. Он решил переехать в Любляну , где вступил в контакт с несколькими влиятельными художниками и интеллектуалами, которые также критиковали культурную политику коммунистического истеблишмента, среди них Эдвард Кочбек , Иван Урбанчич , Аленка Пухар , Марьян Рожанц и Руди Шелиго . В период с 1978 по 1980 год он работал сценаристом на киностудии Viba Film , но ушел, поскольку его адаптация сценария Витомила Жупана к Живойина Павловича фильму «Увидимся на следующей войне» подверглась цензуре. В 1981 году работал секретарем в издательстве «Словенская матица» , где сейчас является редактором. В 1982 году он был одним из соучредителей журнала Nova Revija , который вскоре стал основным альтернативным и оппозиционным голосом в социалистической Словении. Он также подружился с Борисом Пахором , словенским писателем из Триеста , который писал о своем опыте пребывания в нацистских концентрационных лагерях . Янчар часто указывал на глубокое влияние Пахора на него, особенно в эссе «Человек, который сказал нет» (1990), одном из первых всесторонних оценок литературной и моральной роли Пахора в постсоветское время. война была в Словении.

В начале своей карьеры Янчару не разрешалось публиковать свои произведения, но когда смерть Карделя и Тито в конце 1970-х годов привела к постепенной либерализации, он смог работать сценаристом и драматургом. В середине 1980-х годов его романы и рассказы добились первоначального успеха, а его пьесы получили признание во всей Югославии . С конца 1980-х годов его слава стала расти за пределами страны, особенно в Центральной Европе .

С начала 1990-х годов работал редактором в «Словенская матица» издательстве в Любляне.

Янчар начал писать еще подростком. Его первые рассказы были опубликованы в журнале «Младина» .

Проза Янчара находится под влиянием модернистских моделей. Одна из центральных тем его работ — конфликт между отдельными людьми и репрессивными учреждениями, такими как тюрьмы, галеры , психиатрические больницы и военные казармы. Он известен своим лаконичным и весьма ироничным стилем, часто использующим трагикомические повороты. Большинство его романов исследуют конкретные события и обстоятельства истории Центральной Европы , которые он считает примером человеческого существования .

Он также пишет эссе и колонки о текущей политической и культурной ситуации. Во время войны в Боснии он выразил свою поддержку боснийского дела и лично посетил осажденное Сараево, чтобы доставить припасы, собранные Ассоциацией словенских писателей, для гражданского населения. В своем эссе «Краткий отчет из долго осажденного города» ( Kratko poročilo iz dolgo obleganega mesta ) он размышлял о войне в Югославии и более общем вопросе о неоднозначной роли интеллектуалов в этнических, национальных и политических конфликтах.

На протяжении 1990-х годов он полемизировал с австрийским писателем Петером Хандке по поводу распада Югославии.

Общественный интеллектуал

[ редактировать ]

С 1987 по 1991 год Янчар занимал пост президента словенского ПЕН-центра и в этой роли также активно поддерживал возникновение словенской демократии. [ 3 ] В 1987 году он был среди авторов « Вклада в Словенскую национальную программу » — манифеста, призывающего к созданию демократического, плюралистического и суверенного словенского государства. Во время суда в Любляне весной и летом 1988 года он был одним из организаторов первого с 1945 года оппозиционного политического митинга в Словении, который проходил на центральной площади Конгресса в Любляне. В преддверии первых демократических выборов в апреле 1990 года Янчар активно агитировал за оппозиционного кандидата в президенты Йоже Пучника . Во время словенской войны за независимость он и несколько других писателей помогли заручиться международной поддержкой независимости Словении.

С 1995 года является членом Словенской академии наук и искусств . [ 3 ]

В 2000 году самая читаемая ежедневная газета Словении « Дело » опубликовала его скандальное эссе «Ксенос и ксенофобия», в котором обвинила словенские либеральные СМИ в разжигании ксенофобии и антикатолицизма (сам Янчар — агностик ). Он обвинял либеральные средства массовой информации в подобных взглядах с 1994 года, когда в своем эссе «Мясные пятна Египта» обвинил средства массовой информации в том, что они способствовали подъему шовинистической Словенской национальной партии .

Янчар никогда активно не участвовал в политике, он публично поддерживал Словенскую демократическую партию во время всеобщих выборов 2000 Хотя и 2004 годов .

В 2004 году он был среди соучредителей либерально-консервативной гражданской платформы « Ралли за республику» ( словенский : Zbor za republiko ).

Награды и почести

[ редактировать ]

Избранная библиография

[ редактировать ]

Романы

  • Тридцать пять градусов (1974). Тридцать пять градусов
  • Гальот (1978). Галерный раб , пер. Майкл Биггинс (2011).
  • Северный сий (1984). Северное сияние , пер. Майкл Биггинс (2001).
  • Поглед Анжела (1992). Ангельский взгляд
  • Насмешливая похоть (1993). Насмешливое желание , пер. Майкл Биггинс (1998).
  • Кольцо в голове (1998). Звон в голове
  • Катарина, пав в езуите (2000). Катарина, павлин и иезуит
  • Строитель (2006). Строитель
  • Древо брез имени (2008). Дерево без имени , пер. Майкл Биггинс (2014).
  • В ту ночь я ее увидел (2010). Я видел ее той ночью , пер. Майкл Биггинс (2016).
  • И любовь тоже (2017). И Люби Себя
  • Об настанку света (2022). При сотворении мира

Сборники рассказов

  • Паломничество господина Гужвички (1971). Паломничество в Гужвичке
  • О бледном злодее (1978). О бледном преступнике
  • Смерть Марии Снежной (1985). Смерть в Марии Снежной
  • Поглед Анжела (1992). Взгляд ангела
  • Аугсбург и другие правдивые сказки (1994). Аугсбург и другие правдивые истории
  • Последнее существо (1995)
  • Показано из Ровенской (1998). Призрак из Ровенской
  • Человек, который заглянул в бассейн (2004). Человек, который заглянул в Тарн
  • Ученик Джойса (2006). Пер. Аласдер Маккиннон, Лили Потпара и Эндрю Барух Вахтель. Отрывки из «Смерти Марии Снежной» , «Поглед Анжела» , «Аугсбург» , «Ультима креатура » и других.
  • Пророчество и другие истории (2009). Пер. Эндрю Барух Вахтель. Отрывки из «Смерти Марии Снежной» , «Показанной из «Ровенской» » и «Человек , который заглянул в пруд» .

Пьесы

  • Диссидент Арнож и его (1982). Диссидент Арнож и его группа
  • Большой блестящий вальс (1985). Большой блестящий вальс
  • Все тираны мамлюки, взявшие наконец... (1986). У всех тиранов-мамлюков был плохой конец…
  • Дедал (1988)
  • Падение Климента (1988). Падение Клемента
  • Преследование Годо (1988). Слежка у Годо , пер. Анна Чех (1997).
  • Гальштат (1994)
  • Северное сияние (2005). Северное сияние
  • Ниха ура тиха (2007). Бесшумно колеблющиеся часы

Эссе

  • Разбитый кувшин (1992). Расколотый Юг
  • Египетские мясные горшки (1994). Мясные пятна Египта
  • Бриони (2002)
  • Душа Европы (2006). Душа Европы

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2011 г. Проверено 20 апреля 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2011 г. Проверено 20 апреля 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и «Дорогой Янчар» . sigledal.org .
  4. ^ «Поздравляем с присвоением почетного звания «Почетный доктор» Мариборского университета» . Главный сайт . Университет Марибора . Проверено 22 октября 2021 г.


[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 639bc85a1f7e1878478c2b1cb73e0e3d__1712830320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/3d/639bc85a1f7e1878478c2b1cb73e0e3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Drago Jančar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)