Димитриос Лукатос
Димитриос «Димитрис» Лукатос (1908–2003) был фольклористом - антропологом и специалистом по греческому фольклору. [1]
Жизнь и академическая карьера
[ редактировать ]Он родился в Аргостоли, Кефалония , в 1908 году. Он преуспел в учебе и, как меньшинство его поколения, получившее школьное образование, обучался посредством катаревусы — архаичной «чистой» формы греческого языка . Вне школы он также внимательно относился к языку и обычаям своих собратьев-островитян и стал мастером кефалонитики (кефалонийского диалекта), и этот опыт очевиден в нескольких его самых ранних работах о кефалонских традициях.
В 1925–30 изучал филологию и педагогику в Афинском университете. После окончания учебы он работал учителем средней школы в Кефалонии, Афинах, а затем в Килкисе. В 1938 году известный фольклорист Георгиос А. Мегас поручил ему работу редактором архива фольклора в Афинской академии (ныне Центр исследований греческого фольклора). Его работа там была прервана во время Второй мировой войны , когда в 1940 году его отправили в Албанию в составе греческой армии, отбившей войска Муссолини. Лукатоса Лебединой песней стала публикация дневниковых записей, которые он сделал во время этой кампании. [2]
После того, как Димитрис Лукатос сражался за своих соотечественников на войне, он не хотел сражаться против них в гражданской войне в Греции последовавшей за этим . В 1947 году он поступил в Сорбонну в Париже, где в 1950 году получил докторскую степень. По возвращении в Грецию он возобновил свою работу в качестве редактора Архива фольклора. Он женился на Зое Бибику и у него родился сын Сотирис. В качестве редактора Архива фольклора он принимал активное участие во многих фольклорных проектах, в том числе в исследованиях на своем родном острове Кефалония сразу после разрушительного землетрясения 1953 года . В 1964 году он был одним из трех профессоров, которые начали с нуля недавно созданную Школу философии в университете Янины , и занимал эту должность до 1969 года, когда, обнаружив, что больше невозможно справляться с правилами, установленными военными. диктатуры (1967–1974) в образовании, он подал в отставку. Впоследствии он занимал кафедры в университетах Крита (1979–81) и Патры (1984–85).
Написание и исследование
[ редактировать ]Помимо академической карьеры, Димитриса Лукатоса больше всего помнят за его плодотворную писательскую деятельность. Он опубликовал более 450 научных работ — в основном статей, ссылки на которые можно найти практически во всех крупных публикациях, связанных с греческим фольклором или греческой антропологией. Среди его самых знаменитых работ — «Кефаллоники Латрия» . [3] который представляет собой научное свидетельство особой народной религии и уникальных православных ритуалов, празднуемых на родном острове автора. Его богатый сопроводительный глоссарий православных терминов включает несколько статей, которых нет в стандартном словаре кефалонийского диалекта Илиаса Цицеля. [4] «Кефалонитики Латрия» была переведена на французский язык Жаном Мальбером как «Народная религия в Чефалонии» и опубликована Французским институтом в Афинах в 1950 году, но, к сожалению, без глоссария автора.
Увлечение Димитриса Лукатоса кефалонским фольклором также привело к публикации « Кефалонитика Гномика» , [5] который представляет собой богатое собрание кефалонийских народных поговорок и изречений, а также пословиц , тематически расположенных и сопровождаемых подробным указателем. За этим последовала Neoellenika Laographika Kimena , [6] Синхрона Лаография , [7] Неэлленики Паримиомити, [8] и монументальное произведение Исагои стин Элленики Лаография. [9] Это считается одним из классических произведений греческого фольклора, в котором Димитрис Лукатос представил теории, повлиявшие на последующие исследования фольклора.
Он, пожалуй, наиболее известен в Греции своим пятитомным бестселлером, посвящённым обычаям греческого календаря. [10] который имел как научную, так и популярную привлекательность. Первое название серии «Обычаи Рождества и праздничных праздников» появилось в 1979 году. Некоторые материалы этой книги, например глава о Василопите («Пирог Василия Блаженного»), уже появлялись в виде статей в различных изданиях. журналы. Следующим названием в серии были «Пасхальные и весенние обычаи», опубликованные в 1980 году, за ними следовали «Летние обычаи» в 1981 году, «Осенние обычаи» в 1982 году и, наконец, «Дополнительные обычаи зимы и весны» в 1985 году. эти тома несколько раз переиздавались, и в 1992 году издатели поручили греческому фольклористу Георгиосу Н. Айкатеринидису составить незаменимый «Эвретирио» (Указатель) в пять томов.
Он также был разносторонним автором. Помимо академических фольклорных работ, он публиковал также лингвистические и этномузыкологические исследования, рецензии и даже остроумную культурологическую прозу. Например, в «Свадьбе мистера Мемоса» мы видим редкий проблеск его неповторимого юмора в сочетании с этнографическим описанием его собственных цефалонийцев. [11]
В 1993 году он участвовал в качестве специального научного руководителя в составлении Энциклопедического словаря византийской музыки. [12] (Редактор: Олимпия Толика) Европейского центра искусств (EUARCE) Греции, а в 1995 году он был членом Международного почетного комитета Всемирного музыкального словаря. [13] (Редактор: Олимпия Толика) EUARCE
В своих работах и помимо них он был одним из прогрессивных интеллектуалов, защищающих замену в образовании и официальных документах катаревусы ( архаической чистой формы греческого языка, защищаемой консервативными частями общества) на димотики (обычный язык с реалистичными грамматическими правилами). . Он также написал статью «Туристический археофольклор Греции» о том, как Греция максимально использует свое прошлое для туризма. [14]
Димитрис Лукатос также внес подробные записи в основные справочные издания, такие как большинство статей о фольклоре для двенадцатитомной Энциклопедии религии и этики . [15] Более того, в качестве президента Греческого фольклорного общества, должность, которую он занимал с 1978 года, он также был редактором научного журнала Общества «Лаография» .
Награды и признание
[ редактировать ]Он пользовался международным признанием за свой вклад в фольклористику. В 1981 году он был удостоен премии Готфрида фон Гердера Венского университета и Академии. Греческое государство удостоило его чести «Taxiarhis tou Phinikos» (Архангела Феникса), а в 1985 году Университет штата Огайо опубликовал в его честь праздничный сборник, озаглавленный в журнале «Proverbium». В 1989 году он стал почетным членом Международного общества исследований фольклора и членом-корреспондентом Академии наук в Палермо. Ему также были присвоены почетные должности в ряде других обществ, в которых он принимал активное участие. Благодаря влиянию итальянской культуры на Ионические острова и своему французскому образованию он использовал французский и итальянский язык в своей работе и прилагал усилия для сохранения французского языка в качестве официального на международных конференциях, которые он организовывал или в которых принимал участие.
Поздняя жизнь и наследие
[ редактировать ]На протяжении своей долгой и выдающейся карьеры профессор Лукатос уделял много времени молодым фольклористам, поощряя и консультируя их. Хотя он провел большую часть своей жизни за пределами Кефалонии, он хорошо знал местную культуру и никогда не забывал свои простые корни. Он позаботился о том, чтобы библиотека Кориалениоса в Аргостоли, Кефалония, была снабжена чрезвычайно богатой коллекцией фольклорных материалов. Димитрис Лукатос умер в возрасте 96 лет. Он долгое время был вдовцом, у него остался сын, физик Сотирис Лукатос.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Фольклор, апрель 2004 г., Торнтон Б. Эдвардс.
- ^ Oplitis sto Alvaniko Metopo («Солдат на Албанском фронте». Потамос: Афины, 2001).
- ^ "Кефалонская народная религия". Лукатос: Афины, 1946 г.
- ^ Глоссарий Кефаллиний , в Neoellenika Analekta. Афины, 1876 г.
- ↑ Кефалонские народные поговорки, Минас Миртидис: Афины, 1952.
- ^ Отрывки из современного греческого фольклора, Захаропулос: Афины, 1957.
- ^ Современный фольклор , Лукатос: Афины, 1963.
- ^ Этиологические рассказы новогреческих пословиц, Эрмис: Афины, 1972.
- ^ Введение в греческий фольклор, Образовательный фонд Национального банка: Афины, 1977 г.
- ^ все опубликовано Филиппотисом Афинским.
- ^ Журнал Иос 58-60 (1962)
- ^ Н. Толика Олимпия (1993). Краткий энциклопедический словарь византийской музыки Греческой Православной Церкви мира / Олимпия Н. Толика . Европейский центр искусств.
- ^ «Музыкальные энциклопедии РИЛМ» . rme.rilm.org . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Лукатос, Деметриос. 1978. «Туристический археофольклор в Греции». В изд. Ричарда Дорсона, «Фольклор в современном мире» , 175–182. Гаага: Мутон.
- ^ Афанасиос Мартинос: Афины, 1962-8.
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Дулаверас, Аристейдес Н. «Деметриос С. Лукатос как паремиолог». Беседа с греческой народной культурой. Различные эссе под редакцией Аристейдеса Н. Дулавераса, Салоники: Stamouli Publications, 2021, стр. 43–49. (на греческом языке)