Ян Белостоцкий
Ян Белостоцкий | |
---|---|
![]() Белосток в 1988 году. | |
Рожденный | Саратов , Россия | 14 августа 1921 г.
Умер | 25 декабря 1988 г. (67 лет) Варшава , Польша |
Образование | Варшавский университет |
Награды | Aby Warburg Prize (1980) Премия Гердера (1970) |
Академическая карьера | |
Дисциплина | Историк |
Учреждения | Национальный музей в Варшаве |
Основные интересы | История искусства |
Ян Бялостоцкий ( польский : [ˈjan bjawɔˈstɔt͡skʲi] ; 14 августа 1921, Саратов , Россия — 25 декабря 1988, Варшава ) — польский историк. Он считается одним из самых известных польских историков искусства ХХ века. [ 1 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Во время немецкой оккупации Польши (1939–45) в так называемом «Тайном Варшавском университете» Бялостоцкий изучал философию и историю искусства под руководством Владислава Татаркевича , Тадеуша Котарбинского и Михала Валицкого . С сентября 1944 по май 1945 года находился узником нескольких немецких концентрационных лагерей . После Второй мировой войны он около десяти лет работал ассистентом в Национальном музее в Варшаве , а с 1956 года руководил художественной галереей музея. С 1945 года он также работал в Варшавском университете сначала ассистентом кафедры средневекового искусства, затем преподавателем. В 1962 году он был назначен профессором истории искусств. [ 2 ]
С 1964 Бялостоцкий был членом Международного комитета истории искусства , с 1973 — членом Института перспективных исследований Принстонского университета . Он читал лекции в многочисленных академических учреждениях и музеях многих европейских стран, США и Мексики, например, в Принстонском университете (1958), Йельском университете в Нью-Хейвене, Коннектикут (1965–1966), [ 3 ] Нью-Йоркский университет (1972 г.), Университет Висконсина (1972 г.), Государственный университет Пенсильвании (1973 г.), Коллеж де Франс (1978 г.) и Кембриджский университет (1984–1985 гг.). [ 4 ] Он также участвовал в Двадцатом Международном конгрессе по истории искусства в Нью-Йорке. [ 5 ] В 1980 году он был удостоен первой в истории Абу Варбурга премии Гамбургской . [ 6 ]
Научные интересы Бялостоцкого были исключительно широки и включали искусство Возрождения , барокко и рококо , Рембрандта и голландского семнадцатого века, романтизм , историческую живопись , историю художественных учений и методологические вопросы истории искусства. По словам Юзефа Грабского, он «пытался привить своим ученикам потребность в широкой перспективе при взгляде на конкретное произведение искусства. В некотором смысле он был интеллектуальным сыном Эрвина Панофского. Профессор Бялостоцкий направлял внимание своих студентов к широкому контексту каждого произведения искусства: социальному, психологическому, архивному, но также историческому, экономическому, а также чисто художественному [...] Он пытался показать нам искусствоведческое исследование не только как чистую историю искусства. , но в связь с другими гуманистическими дисциплинами». [ 7 ] Он опубликовал более 600 публикаций на нескольких языках, в основном по искусству от Возрождения до XVIII века.
Бялостоцкий был избран иностранным членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук в 1971 году. [ 8 ]
Выберите публикации
[ редактировать ]- Пуссен и теория классицизма (1953)
- Понятие маньеризма и проблема самобытности польского искусства конца XVI — начала XVII века (1953)
- Компас и «Меланхолия». К теории искусства Абрехта Дюрера (1954)
- Европейская живопись в польских собраниях (1955)
- Иконографическое исследование Рембрандта (1957)
- Иконологический метод в искусствознании (1957)
- Пять веков мысли об искусстве (1959)
- «Дюрер, Альбрехт». В Энциклопедии мирового искусства (1961)
- Стиль и мода в изобразительном искусстве (1961)
- Теория и творчество. О традиции и изобретении в теории искусства и иконографии (1961).
- «Барокко»: стиль, период, мироощущение (1962)
- Искусство дороже золота. История европейского искусства нашей эпохи (1963)
- «Иконография и иконология». В Энциклопедии мирового искусства (1963)
- Охватывающие темы и архетипические образы (1965)
- Маньеризм между Триумфом и Сумерками (1965)
- Поздняя готика: развитие концепции и термина (1965)
- Стиль и иконография. Исследования по истории искусств (1966)
- Эмблематическая композиция силезских эпитафий XVI века (1968 г.)
- Символика дверей в надгробном искусстве барокко (1968)
- Рембрандт «Польский рыцарь» (1969).
- Эрвин Панофски (1892–1968) (1970)
- Два типа международного маньеризма: итальянский и северный (1970)
- Уильям Хогарт (1972)
- Позднее средневековье и раннее Новое время (1972)
- Искусство Возрождения в Восточной Европе (1976)
- От героической могилы до крестьянских похорон (1977)
- Размышления и синтезы из мира искусства (1978)
- Особенность искусства Венеции (1980)
- История искусства среди гуманитарных наук (1980)
- Рисунки старых мастеров из польских коллекций (1981)
- Символы и изображения в мире искусства (1982)
- Дюрер и гуманисты (1983)
- Дюрер и его критики, 1500-1971 (1986)
- «Смертельная символика двери». В Festschrift к 70-летию Эрика Форссмана (1987).
- Послание образов. Исследования по истории искусства (1988)
- Искусство 15 века. От Парлерса до Дюрера (2010)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франко Бернабеи, «Ян Бялостоцкий, формализм и иконология». Искусство и история , Том 11, No. 22 (1990), с. 9–21.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь искусствоведов: Белостоцкий, Ян
- ЮЛИУШ А. ХРОСЦИЦКИЙ, «Памяти Яна Белостока (1921–1988)», Искусство и история, №. 20 (Х) (1989)
- Мария Попженцкая, «Воспоминания о Яне Бялостоцком (1921–1988)», Польское искусствоведение , 12 (1991), стр.251–253.
- Институт искусствоведческих исследований: Об авторе Яне Белостоцком
- Универсальная энциклопедия: БЯЛОСТОЧКИЙ ЯН (1921–1988).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ По словам Марии Попженцкой , он был «одним из величайших учёных и гуманистов нашего времени» и имел «всемирную известность». См. Марию Попженцкую, «Воспоминания о Яне Бялостоцком (1921–1988)», «Польские искусствоведения» , 12 (1991), стр. 251–253.
- ^ Хросцицкий, Юлиуш (1988). Ян Белостоцкий (1921–1988) . Ежегодник Варшавского научного общества. стр. 26-30.
- ^ Ян Бялостоцкий, "Ars Auro Prior". В книге Джин Г. Харрелл и Алины Вержбянской, ред., «Эстетика в Польше двадцатого века: избранные очерки» . Крэнбери, Нью-Джерси, 1973, с. 270.
- ^ Ян Бялостоцкий: профессор Слейда с 1984 по 1985 годы.
- ^ Исследования западного искусства: Акты Двадцатого Международного конгресса истории искусства
- ^ Аби Варбург-Прейс. Архивировано 20 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «35-летие Института искусствоведческих исследований IRSA» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 г. Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Ян Белостоцкий (1921 – 1988)» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук . Проверено 22 мая 2016 г.