Jump to content

Ян Белостоцкий

Ян Белостоцкий
Белосток в 1988 году.
Рожденный ( 1921-08-14 ) 14 августа 1921 г.
Саратов , Россия
Умер 25 декабря 1988 г. ( 1988-12-25 ) (67 лет)
Варшава , Польша
Образование Варшавский университет
Награды Aby Warburg Prize (1980)
Премия Гердера (1970)
Академическая карьера
Дисциплина Историк
Учреждения Национальный музей в Варшаве
Основные интересы История искусства

Ян Бялостоцкий ( польский : [ˈjan bjawɔˈstɔt͡skʲi] ; 14 августа 1921, Саратов , Россия — 25 декабря 1988, Варшава ) — польский историк. Он считается одним из самых известных польских историков искусства ХХ века. [ 1 ]

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Во время немецкой оккупации Польши (1939–45) в так называемом «Тайном Варшавском университете» Бялостоцкий изучал философию и историю искусства под руководством Владислава Татаркевича , Тадеуша Котарбинского и Михала Валицкого . С сентября 1944 по май 1945 года находился узником нескольких немецких концентрационных лагерей . После Второй мировой войны он около десяти лет работал ассистентом в Национальном музее в Варшаве , а с 1956 года руководил художественной галереей музея. С 1945 года он также работал в Варшавском университете сначала ассистентом кафедры средневекового искусства, затем преподавателем. В 1962 году он был назначен профессором истории искусств. [ 2 ]

С 1964 Бялостоцкий был членом Международного комитета истории искусства , с 1973 — членом Института перспективных исследований Принстонского университета . Он читал лекции в многочисленных академических учреждениях и музеях многих европейских стран, США и Мексики, например, в Принстонском университете (1958), Йельском университете в Нью-Хейвене, Коннектикут (1965–1966), [ 3 ] Нью-Йоркский университет (1972 г.), Университет Висконсина (1972 г.), Государственный университет Пенсильвании (1973 г.), Коллеж де Франс (1978 г.) и Кембриджский университет (1984–1985 гг.). [ 4 ] Он также участвовал в Двадцатом Международном конгрессе по истории искусства в Нью-Йорке. [ 5 ] В 1980 году он был удостоен первой в истории Абу Варбурга премии Гамбургской . [ 6 ]

Научные интересы Бялостоцкого были исключительно широки и включали искусство Возрождения , барокко и рококо , Рембрандта и голландского семнадцатого века, романтизм , историческую живопись , историю художественных учений и методологические вопросы истории искусства. По словам Юзефа Грабского, он «пытался привить своим ученикам потребность в широкой перспективе при взгляде на конкретное произведение искусства. В некотором смысле он был интеллектуальным сыном Эрвина Панофского. Профессор Бялостоцкий направлял внимание своих студентов к широкому контексту каждого произведения искусства: социальному, психологическому, архивному, но также историческому, экономическому, а также чисто художественному [...] Он пытался показать нам искусствоведческое исследование не только как чистую историю искусства. , но в связь с другими гуманистическими дисциплинами». [ 7 ] Он опубликовал более 600 публикаций на нескольких языках, в основном по искусству от Возрождения до XVIII века.

Бялостоцкий был избран иностранным членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук в 1971 году. [ 8 ]

Выберите публикации

[ редактировать ]
  • Пуссен и теория классицизма (1953)
  • Понятие маньеризма и проблема самобытности польского искусства конца XVI — начала XVII века (1953)
  • Компас и «Меланхолия». К теории искусства Абрехта Дюрера (1954)
  • Европейская живопись в польских собраниях (1955)
  • Иконографическое исследование Рембрандта (1957)
  • Иконологический метод в искусствознании (1957)
  • Пять веков мысли об искусстве (1959)
  • «Дюрер, Альбрехт». В Энциклопедии мирового искусства (1961)
  • Стиль и мода в изобразительном искусстве (1961)
  • Теория и творчество. О традиции и изобретении в теории искусства и иконографии (1961).
  • «Барокко»: стиль, период, мироощущение (1962)
  • Искусство дороже золота. История европейского искусства нашей эпохи (1963)
  • «Иконография и иконология». В Энциклопедии мирового искусства (1963)
  • Охватывающие темы и архетипические образы (1965)
  • Маньеризм между Триумфом и Сумерками (1965)
  • Поздняя готика: развитие концепции и термина (1965)
  • Стиль и иконография. Исследования по истории искусств (1966)
  • Эмблематическая композиция силезских эпитафий XVI века (1968 г.)
  • Символика дверей в надгробном искусстве барокко (1968)
  • Рембрандт «Польский рыцарь» (1969).
  • Эрвин Панофски (1892–1968) (1970)
  • Два типа международного маньеризма: итальянский и северный (1970)
  • Уильям Хогарт (1972)
  • Позднее средневековье и раннее Новое время (1972)
  • Искусство Возрождения в Восточной Европе (1976)
  • От героической могилы до крестьянских похорон (1977)
  • Размышления и синтезы из мира искусства (1978)
  • Особенность искусства Венеции (1980)
  • История искусства среди гуманитарных наук (1980)
  • Рисунки старых мастеров из польских коллекций (1981)
  • Символы и изображения в мире искусства (1982)
  • Дюрер и гуманисты (1983)
  • Дюрер и его критики, 1500-1971 (1986)
  • «Смертельная символика двери». В Festschrift к 70-летию Эрика Форссмана (1987).
  • Послание образов. Исследования по истории искусства (1988)
  • Искусство 15 века. От Парлерса до Дюрера (2010)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Франко Бернабеи, «Ян Бялостоцкий, формализм и иконология». Искусство и история , Том 11, No. 22 (1990), с. 9–21.
[ редактировать ]
  1. По словам Марии Попженцкой , он был «одним из величайших учёных и гуманистов нашего времени» и имел «всемирную известность». См. Марию Попженцкую, «Воспоминания о Яне Бялостоцком (1921–1988)», «Польские искусствоведения» , 12 (1991), стр. 251–253.
  2. ^ Хросцицкий, Юлиуш (1988). Ян Белостоцкий (1921–1988) . Ежегодник Варшавского научного общества. стр. 26-30.
  3. ^ Ян Бялостоцкий, "Ars Auro Prior". В книге Джин Г. Харрелл и Алины Вержбянской, ред., «Эстетика в Польше двадцатого века: избранные очерки» . Крэнбери, Нью-Джерси, 1973, с. 270.
  4. ^ Ян Бялостоцкий: профессор Слейда с 1984 по 1985 годы.
  5. ^ Исследования западного искусства: Акты Двадцатого Международного конгресса истории искусства
  6. ^ Аби Варбург-Прейс. Архивировано 20 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
  7. ^ «35-летие Института искусствоведческих исследований IRSA» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 г. Проверено 8 апреля 2015 г.
  8. ^ «Ян Белостоцкий (1921 – 1988)» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук . Проверено 22 мая 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0eaf90e9140ba18f11dd66839d54e210__1720153920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/10/0eaf90e9140ba18f11dd66839d54e210.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Białostocki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)