Ян Котт
Ян Котт | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Варшава | 27 октября 1914 г.
Умер | 22 декабря 2001 г. Санта-Моника, Калифорния | (87 лет)
Известные работы | Шекспир, наш современник |
Заметные награды | Премия Гердера (1964). |
Ян Котт (27 октября 1914 — 22 декабря 2001) — польский политический деятель, критик и теоретик театра . [1] Будучи ведущим сторонником сталинизма в Польше в течение почти десяти лет после прихода к власти СССР, Котт отказался от членства в Коммунистической партии в 1957 году после антисталинистского польского октября 1956 года. Он бежал в Соединенные Штаты в 1965 году. [2] [3] Считается, что он оказал значительное влияние на западные постановки Шекспира во второй половине 20 века. [4]
Жизнь [ править ]
Котт родился в Варшаве в 1914 году в еврейской семье и был крещен в католической церкви в возрасте пяти лет. Он стал коммунистом в 1930-х годах и принимал участие в обороне Варшавы. В июне 1939 года он женился на Лидии Штейнгауз, дочери математика и педагога Гуго Штейнгауза .
В сентябре 1939 года Котт сражался в составе польской армии в ее тщетной кампании против немецкого вторжения, а затем, после периода во Львове, вернулся в оккупированную нацистами Варшаву. [5] После Второй мировой войны он стал известен сначала как главный редактор литературного журнала «Кузница» и как ведущий польский теоретик социалистического реализма . [3] В 1949 году, когда коммунистические власти ужесточили контроль над всеми аспектами жизни, Котт получил должность профессора во Вроцлаве и отошел от политической жизни. Он хвалил Иосифа Сталина, но в основном сосредоточился на театре. В 1951 году, в самый мрачный период советского террора, Котт опубликовал идеологический манифест о роли театра под названием «О театре, достойный нашего времени», в котором потребовал создания «нового» театра, подчиненного Партия и ее идеология. Историк Тереза Вильневчиц отметила, что его рвение к тоталитарному контролю над миром польской культуры было «гораздо больше, чем требовалось». Лишь после того, как эпоха Сталина подошла к концу, он стал ее ярым критиком (март 1956 г.). В 1957 году он отказался от членства в коммунистической партии . [3] В 1964 году он был одним из тех, кто подписал так называемое «Письмо 34» премьер-министру Юзефу Циранкевичу о свободе культуры.
карьера Более поздняя
Котт отправился в Соединенные Штаты в 1965 году по стипендии Фонда Форда. [3] Он читал лекции в Йельском университете и Беркли , но с 1969 по 1983 годы преподавал в Университете Стоуни-Брук, пока не вышел на пенсию. [6] Польские власти отказались продлить его паспорт через три года, после чего он решил дезертировать. В результате его лишили профессорской должности в Варшавском университете. Поэт, переводчик и литературный критик, он стал одним из наиболее плодовитых эссеистов польской школы в Америке. Он умер в Санта-Монике, Калифорния, после сердечного приступа в 2001 году. [7]
Как театральный обозреватель Котт получил похвалу за чтение классики, и прежде всего Шекспира . В своем влиятельном сборнике «Шекспир, наш современник» (1964) он интерпретировал пьесы в свете философского и экзистенциального опыта 20-го века, дополненного историей его собственной жизни. Этот автобиографический акцент стал отличительной чертой его критики, о чем свидетельствует его сборник эссе о театре « Пол Розалинды» . [8] Котт стремился сопоставить Шекспира с Эженом Ионеско и Сэмюэлем Беккетом , но его величайшее прозрение пришло из сопоставления Шекспира с его собственной жизнью. Похожий подход он применил и к чтению греческой трагедии в «Поедании богов» . Сообщается, что Питера Брука фильм «Король Лир» и » Романа Полански ( «Макбет оба сняты в 1971 году) были созданы под влиянием взгляда Котта на высокую трагедию Шекспира в связи с «кошмаром истории» 20-го века. Другой сборник эссе Котта, «Память тела: эссе о театре и смерти» , расширил его влияние за пределы театра в англоязычном мире. [9]
Котт написал множество книг и статей, опубликованных в американских журналах, таких как The New Republic , Partisan Review и The New York Review of Books . Помимо Шекспира и греческой трагедии, он также писал о театре Японии , Тадеуше Канторе и Ежи Гротовском . Он переводил произведения Жан-Поля Сартра , Дени Дидро , Эжена Ионеско и Мольера на польский и английский языки. [10]
Ссылки [ править ]
- ^ Эрик Пейс (4 января 2002 г.). «Ян Котт, 87 лет, критик и шекспировед» . Нью-Йорк Таймс . п. С 10 . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Малгожата Птасиньска, ОБЭП ИПН Краков (октябрь 2002 г.). «Что с этой Академией?)» (PDF 1,23 МБ) . Вестник Института национальной памяти № 10/21. стр. 42–44 . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зофия Савицка (ноябрь 2009 г.). «Ян Котт — дорога к Шекспиру» . Culture.pl Институт Адама Мицкевича . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Ян Котт умирает; Помог переделать Шекспира | Статья из «Вашингтон Пост» | Исследования дальнего света
- ^ Кустоу, Майкл (10 января 2002 г.). «Ян Котт» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Эрик Пейс (4 января 2002 г.). «Ян Котт, 87 лет, критик и шекспировед» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Ян Котт умирает; Помог переделать Шекспира | Статья из «Вашингтон Пост» | Исследования дальнего света
- ^ Котт, Ян (1992). Пол Розалинды . Перевод Косика, Ядвига; Розенцвейг, Марк. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1038-5 .
- ^ Котт, Ян (1992). Память тела: Очерки театра и смерти . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1019-9 .
- ^ Стоваржишение Вилла Дечюша (2011). «Ян Котт» (на польском языке). Культура.пл. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 26 декабря 2011 г.