Jump to content

Александр Маккензи (композитор)

Александр Маккензи, 1898 г.

Сэр Александр Кэмпбелл Маккензи KCVO (22 августа 1847 — 28 апреля 1935) — шотландский композитор, дирижер и педагог, наиболее известный своими ораториями , пьесами для скрипки и фортепиано, шотландской народной музыкой и сценическими произведениями.

Маккензи был членом музыкальной семьи и был отправлен для получения музыкального образования в Германию. Он добился больших успехов как композитор, написав более 90 композиций, но с 1888 по 1924 год он посвятил большую часть своей энергии управлению Королевской музыкальной академией . Вместе с Хьюбертом Пэрри и Чарльзом Вильерсом Стэнфордом он считался одним из отцов британского музыкального ренессанса в конце девятнадцатого века.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Маккензи родился в Эдинбурге и был старшим сыном Александра Маккензи и его жены Джесси Уотсон, урожденной Кэмпбелл. [ 1 ] Он был четвертым музыкантом в своей семье. Его прадедушка был армейским оркестрантом; его дед, Джон Маккензи, был скрипачом в Эдинбурге и Абердине ; его отец также был скрипачом, дирижером оркестра Королевского театра в Эдинбурге и редактором журнала « Национальная танцевальная музыка Шотландии» . [ 2 ] Музыкальный талант Маккензи проявился рано: уже в восемь лет он по вечерам играл в оркестре своего отца. [ 2 ] Его отправили для музыкального образования в Германию, где он жил со своим учителем, штатмузыкантом Августом Бартелем, в Шварцбург-Зондерсхаузене в Тюрингии, где поступил в консерваторию под руководством К.В. Ульриха и Эдуарда Штейна , оставаясь там с 1857 по 1861 год, когда поступил в консерваторию. герцогский оркестр как скрипач. [ 2 ]

Маккензи, 12 лет. В 1927 году он сказал: «Если бы я только мог закончить свою карьеру с такой копной волос, я бы умер счастливым». [ 2 ]

Маккензи пожелал продолжить обучение игре на скрипке у преподавателя Проспера Сэйнтона, который обучал его отца, и в 1862 году успешно подал заявку на поступление в Королевскую музыкальную академию в Лондоне, где преподавал Сэйнтон. Другими его наставниками были директор школы Чарльз Лукас (гармония) и Фредерик Боуэн Джусон (фортепиано). [ 3 ] Вскоре после поступления в Академию он был удостоен Королевской стипендии, доход от которой Маккензи увеличился за счет игры в пит-бэндах театра и мюзик-холла , а также на классических концертах под руководством ведущего дирижера Майкла Косты . [ 4 ] Иногда это заставляло его пренебрегать своей академической работой, и однажды, не сумев подготовить произведение классического композитора к экзамену по фортепиано, он импровизировал, «начав с ля минор и стараясь закончить в той же тональности». и убедил экзаменаторов, что это малоизвестное произведение Шуберта . Вспоминая эту шутку в старости, он добавил: «Я никогда не переставал удивляться своему побегу и, конечно же, не посоветовал бы ни одному студенту пойти на подобный риск сегодня». [ 2 ] Некоторые из ранних сочинений Маккензи исполнялись в Академии. [ 3 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В 1865 году Маккензи вернулся в Эдинбург. Он взял на себя большую нагрузку преподавания как в частном порядке, так и в местных колледжах, а с 1870 года отвечал за музыку в церкви Святого Георгия на Шарлотт-сквер . В 1873 году он стал дирижером Шотландской вокальной ассоциации. Он также играл на скрипке на оркестровых концертах как на местном уровне, так и на фестивалях в Бирмингеме с 1864 по 1873 год, встречаясь с приезжими музыкантами, включая дирижера Ганса фон Бюлова , который стал его верным другом. [ 3 ] В 1874 году Маккензи женился на местной женщине Мэри Малине Бернсайд (ум. 1925). У них родилась дочь Мэри. [ 5 ] Маккензи успешно начала сочинять оркестровую музыку. Бюлов дирижировал увертюрой «Сервантес» в 1879 году. [ 4 ] Премьеры двух его шотландских рапсодий были исполнены Августом Маннсом в 1880 и 1881 годах. [ 5 ]

Маккензи из " Шпиона "

К этому времени большая нагрузка Маккензи как учителя и игрока начала подрывать его здоровье. [ 5 ] Двое учеников Бюлова во Флоренции , Италия, Джузеппе Буонамичи и Джордж Ф. Хаттон познакомили Маккензи с музыкальными филантропами Карлом и Джесси Хиллебрандами. После нескольких месяцев отдыха под их опекой Маккензи начала постоянно сочинять музыку. [ 2 ] Помимо года, проведенного в Англии (1885 г.), он сделал Флоренцию своим домом до 1888 г. В этот период он провел много времени в компании Ференца Листа . Он начал сочинять масштабные произведения, в том числе инструментальную, оркестровую и хоровую музыку, а также две оперы. [ 5 ] Его кантаты «Невеста и Джейсон» были успешно исполнены, а труппа Карла Розы заказала его первую оперу «Коломба» , написанную на либретто, подготовленное Фрэнсисом Хюффером , музыкальным критиком «Таймс» . Премьера оперы состоялась с успехом в 1883 году. Вторая опера, «Трубадур» , поставленная той же труппой в 1886 году, имела меньший успех, хотя Лист достаточно хорошо отнесся к пьесе, чтобы начать работу над фортепианной фантазией на основе ее тем. Пабло де Сарасате представил премьеру скрипичного концерта В сезоне 1885–86 Маккензи был назначен дирижером концертов Новелло ораториальных Маккензи на Бирмингемском фестивале 1885 года . в Лондоне. Лист нанес свой последний визит в Англию главным образом для того, чтобы послушать исполнение своей «Святой Елизаветы» под руководством Маккензи в 1886 году. [ 5 ]

Пиковые годы

[ редактировать ]

В октябре 1887 года умер директор Королевской музыкальной академии сэр Джордж Макфаррен , и в начале 1888 года его преемником был назначен Маккензи. [ 5 ] Он занимал этот пост в течение 36 лет до выхода на пенсию в 1924 году. В то время Академию затмил ее более молодой конкурент, Королевский музыкальный колледж , и Маккензи приступил к возрождению ее репутации. Ему посчастливилось пользоваться дружеской поддержкой своих коллег по колледжу Джорджа Гроува и, с 1895 года, Хьюберта Пэрри , и эти два учреждения установили тесные рабочие отношения, приносящие взаимную выгоду. Помимо пересмотра учебной программы и реорганизации факультета, Маккензи лично занимался со своими студентами, преподавая композицию и дирижируя студенческим оркестром. В 1912 году Академия переехала из своего старого здания в Мейфэре в специально построенное помещение в Мэрилебоне . [ 3 ] В последние годы своего пребывания на посту директора Маккензи стал заметно консервативным, запретив своим ученикам играть камерную музыку Равеля , которую он заклеймил как «пагубное влияние». [ 6 ]

Маккензи был дирижером Королевского хорового общества и оркестра Филармонического общества с 1892 по 1899 год. [ 2 ] давая британские премьеры многих произведений, в том числе симфоний Чайковского и Бородина . [ 5 ]

Маккензи (спереди справа), в 1910 году с Пэрри (сзади слева), Стэнфордом (спереди справа), Эдвардом Германом (сзади справа) и Дэном Годфри.

Как и его отец, Маккензи увлекался народной музыкой и выпустил несколько сборников аранжировок традиционных шотландских песен. [ 5 ] В 1903 году, интересуясь исследованием канадской народной песни, он предпринял тур по Канаде, организованный англо-канадским музыкантом Чарльзом А. Э. Харриссом . [ 3 ] Его визит стимулировал культурную жизнь, по всей Канаде были проведены конкурсы хоровых фестивалей и было основано одиннадцать новых хоровых обществ. [ 5 ] Во время тура Маккензи дирижировала концертами исключительно британской музыки. [ 4 ]

Маккензи считали музыкантом-космополитом. Он свободно говорил по-немецки и по-итальянски и был избран на пост президента Международного музыкального общества, который занимал с 1908 по 1912 год. С первых дней своей игры в оркестрах Эдинбурга и Бирмингема он познакомился и подружился со многими ведущими международными музыкантами. включая Клару Шуман , Жозефа Иоахима , Шарля Гуно и Антонина Дворжака . [ 3 ] [ 5 ] Его дружба с Листом началась еще в студенческие годы Маккензи в Зондерсхаузене и продолжалась до конца жизни Листа.

Хотя Маккензи написал большое количество произведений, которые имели большой успех у публики, он, как и Артур Салливан ранее и Парри в то же время, обнаружил, что управление большой музыкальной консерваторией оставляет меньше времени для сочинения. [ 3 ] [ 7 ] И в Академии, и за ее пределами он был популярным лектором. Среди его тем была Верди опера «Фальстаф» , текст его лекции по которой позже был опубликован в переводе в Италии. [ 3 ] Пережив своих современников Салливана и Пэрри, он читал мемориальные лекции об их жизни и творчестве. В то время, когда репутация Салливана в академических музыкальных кругах была невысокой, Маккензи отдала дань уважения щедро и восторженно. [ 8 ]

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков профессиональная известность Маккензи принесла ему множество наград от университетов и научных обществ в Великобритании и за рубежом. Он был посвящен в рыцари в 1895 году и стал кавалером Королевского Викторианского ордена (KCVO) в 1922 году, в год празднования столетия Королевской академии, в которой он был центральной фигурой. 15 октября 1923 года BBC транслировала один из первых примеров программы с одним композитором, посвятив один час 45 минут исполнению произведений Маккензи под управлением композитора. [ 9 ] В его восемьдесят шестой день рождения более сорока выдающихся музыкантов подарили ему серебряный поднос с факсимиле их подписей, в том числе Элгар , Делиус , Этель Смит , Эдвард Джерман , Генри Вуд и Лэндон Рональд . Он ушел из Академии и из общественной жизни в 1924 году. [ 2 ]

Маккензи умерла в Лондоне в 1935 году в возрасте 87 лет. [ 4 ]

Работает

[ редактировать ]

В Оксфордском национальном биографическом словаре о музыке Маккензи говорится, что она «космополитична по стилю и несколько старомодна для своего периода, демонстрируя влияние французских и немецких композиторов, включая Бизе , Гуно , Шумана и Вагнера ». [ 5 ] В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува говорится, что, хотя музыка Маккензи затмевалась произведениями более поздних композиторов, «его и его современников можно считать заложившими основы музыкального ренессанса в Британии XIX и начала XX веков». [ 3 ]

Во время преподавания в Эдинбурге Маккензи написал несколько произведений, в том числе фортепианное трио, струнный квартет и фортепианный квартет, и сохранял значительную производительность, несмотря на свой плотный график как тогда, так и позже. The Times сообщила, что его список композиций насчитывал 90 композиций, из которых 20 были явно шотландскими. [ 4 ]

Карикатура, намекающая на иронию неудачи Его Величества (1897 г.) после того, как Маккензи раскритиковал Артура Салливана за то, что он «растрачивает свои таланты» на комическую оперу.

Его оркестровые произведения включают увертюру «Сервантес» , исполненную в Шварцбург-Зондерсхаузене в 1877 году, три «Шотландские рапсодии» , скрипичный концерт, премьера которого состоялась Пабло де Сарасате на Бирмингемском фестивале 1885 года, [ 10 ] «Шотландский» концерт для фортепиано (1897), сюита « Лондон день за днем» (1902), [ 11 ] и «Канадская рапсодия» (1905). [ 12 ] Он написал музыку к шести драмам, включая «Рэйвенсвуд» и Дж. М. Барри » «Маленький министр . [ 13 ] Траурный марш из его музыки к Генри Ирвинга постановке « Кориолана» был сыгран на похоронах Ирвинга в 1905 году и на поминальной службе Маккензи в соборе Святого Павла в 1935 году. Он работал над симфонией, но не завершил ее. [ 3 ]

Впервые Маккензи добилась национальной известности как композитор вокальной музыки. Его кантата « Невеста» имела успех на Фестивале трех хоров 1881 года. [ 14 ] Эдвард Элгар играл на скрипках на премьере и позже заметил, что встреча с Маккензи была «событием в моей музыкальной жизни». [ 3 ] Вторая кантата «Джейсон » для Бристольского фестиваля 1882 года также была хорошо принята. [ 15 ] Самым известным его хоровым произведением стала оратория «Роза Шарона» , написанная для Нориджского фестиваля 1884 года. [ 16 ] Слова были адаптированы из «Песни Соломона» , Джозефом Беннеттом музыкальным критиком The Daily Telegraph , который позже предоставил Салливану текст для «Золотой легенды» . «Сон Джубала» (1889 г.) представляет собой необычное сочетание декламации и хоровых частей, написанное к юбилею Ливерпульского филармонического общества в 1889 году. [ 17 ]

Оперы Маккензи начались в 1883 году с «Коломбы» , впервые поставленной труппой Карла Розы. Это был успех, но его вторая опера «Трубадур» (1886) не имела успеха. [ 18 ] Либретти Фрэнсиса Хюффера для обеих опер были написаны в устаревшем стиле и вызвали много критики. Другими операми Маккензи были «Сверчок у очага» (1914), «Канун Святого Иоанна» (1924) и две почти законченные оперы: «Корнуоллская опера» и «Ле Лютье» . [ 3 ]

Критики отмечали, что либреттисты Маккензи в целом плохо пользовались его оперной и хоровой музыкой: «Большая часть его лучших произведений... игнорируется, отчасти потому, что в отличие от своих современников, Парри и Стэнфорда, Маккензи стремился к текстам своих крупных вокальных произведений, чтобы такие либреттисты, как Джозеф Беннетт и Хюффер, вместо жизненно важных вещей английской поэзии и литературы». [ 4 ] «[Он] довольствовался либретто, написанными хакерами в соответствии с текущими оперными традициями». [ 19 ] Это относилось даже к его единственному экскурсу в комическую оперу , «Его Величество» пьесу в духе Гилберта и Салливана , с либретто Ф. К. Бернанда и Р. К. Лемана и дополнительными стихами Адриана Росса , представленную в театре «Савой» в 1897 году. [ 20 ] «Таймс» прокомментировала: «Опыт г-на Бернанда как либреттиста комических опер и неопытность сэра Александра Маккензи в этом классе композиции могут заставить публику ожидать блестящую книгу, отягощенную слишком серьезной и амбициозной музыкой. дело». Либретто Бернанда было признано скучным и запутанным, но музыка Маккензи «отмечалась не только юмором, но и самобытностью». [ 21 ]

Маккензи также написала книги о Джузеппе Верди (1913) и Ференце Листе (1920). В своих мемуарах «Рассказ музыканта» (1927) он описал «всю жизнь, проведенную мальчиком и мужчиной на службе британской музыке». [ 22 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл» , «Кто был кем» , A&C Black, 1920–2008; онлайн-издание, Oxford University Press, 2007 г., по состоянию на 28 сентября 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Александр Кэмпбелл Маккензи, 22 августа 1847 – 28 апреля 1935», некролог, The Musical Times , Vol. 76, № 1108, июнь 1935 г., стр. 497–502.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Баркер, Дункан Дж. «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл» , Grove Music Online (требуется подписка), по состоянию на 27 сентября 2009 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Некролог «Таймс» , 29 апреля 1935 г., стр. 16
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Карнеги, Мойр, преп. Розмари Фирман. «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл (1847–1935)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 28 сентября 2009 г.
  6. ^ Ротвелл, с. 19
  7. ^ Райт, Дэвид. «Музыкальные школы Южного Кенсингтона и развитие Британской консерватории в конце девятнадцатого века», Журнал Королевской музыкальной ассоциации , 130 вып. 2, стр. 236–82; и Диббл, Джереми. «Пэрри, сэр (Чарльз) Хьюберт Гастингс, баронет (1848–1918)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 30 сентября 2009 г.
  8. ^ Маккензи, Александр. «Дело жизни Артура Салливана», антологии Международного музыкального общества , май 1902 г., Франц Штайнер Верлаг, стр. 539–64.
  9. ^ Radio Times , выпуск 3, 14 октября 1923 г., стр. 9
  10. «Таймс» , 28 августа 1885 г., стр. 5
  11. «Таймс» , 24 февраля 1902 г., стр. 12
  12. «Таймс» , 16 марта 1905 г., стр. 11
  13. «Таймс» , 8 ноября 1897 г., стр. 6
  14. «Таймс» , 10 сентября 1881 г., стр. 6
  15. «Таймс» , 20 октября 1882 г., стр. 5
  16. «Таймс» , 23 марта 1885 г., стр. 6
  17. «Таймс» , 14 декабря 1928 г., стр. 16
  18. «Таймс» , 9 июня 1886 г., стр. 9
  19. ^ «Александр Маккензи: забытое поколение», The Times , 15 августа 1947 г., стр. 6
  20. ^ Его Величества Домашняя страница [ мертвая ссылка ] в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 30 сентября 2009 г.
  21. «Таймс» , 22 февраля 1897 г., стр. 7
  22. ^ цитируется в The Musical Times. некрологе
  • Ротвелл, Эвелин (2002). Жизнь со Славным Джоном . Лондон: Робсон Букс. ISBN  1-86105-474-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Палмер, Фиона М. (2017). Дирижеры в Великобритании 1870–1914: владение дирижерской палочкой на пике Империи . Вудбридж, Саффолк: Бойделл и Брюэр. ISBN  978-1-783-27145-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d51e7e24dcb53f1e11f55f0661e617f2__1721783580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/f2/d51e7e24dcb53f1e11f55f0661e617f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Mackenzie (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)