Александр Маккензи (композитор)

Сэр Александр Кэмпбелл Маккензи KCVO (22 августа 1847 — 28 апреля 1935) — шотландский композитор, дирижер и педагог, наиболее известный своими ораториями , пьесами для скрипки и фортепиано, шотландской народной музыкой и сценическими произведениями.
Маккензи был членом музыкальной семьи и был отправлен для получения музыкального образования в Германию. Он добился больших успехов как композитор, написав более 90 композиций, но с 1888 по 1924 год он посвятил большую часть своей энергии управлению Королевской музыкальной академией . Вместе с Хьюбертом Пэрри и Чарльзом Вильерсом Стэнфордом он считался одним из отцов британского музыкального ренессанса в конце девятнадцатого века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Маккензи родился в Эдинбурге и был старшим сыном Александра Маккензи и его жены Джесси Уотсон, урожденной Кэмпбелл. [ 1 ] Он был четвертым музыкантом в своей семье. Его прадедушка был армейским оркестрантом; его дед, Джон Маккензи, был скрипачом в Эдинбурге и Абердине ; его отец также был скрипачом, дирижером оркестра Королевского театра в Эдинбурге и редактором журнала « Национальная танцевальная музыка Шотландии» . [ 2 ] Музыкальный талант Маккензи проявился рано: уже в восемь лет он по вечерам играл в оркестре своего отца. [ 2 ] Его отправили для музыкального образования в Германию, где он жил со своим учителем, штатмузыкантом Августом Бартелем, в Шварцбург-Зондерсхаузене в Тюрингии, где поступил в консерваторию под руководством К.В. Ульриха и Эдуарда Штейна , оставаясь там с 1857 по 1861 год, когда поступил в консерваторию. герцогский оркестр как скрипач. [ 2 ]

Маккензи пожелал продолжить обучение игре на скрипке у преподавателя Проспера Сэйнтона, который обучал его отца, и в 1862 году успешно подал заявку на поступление в Королевскую музыкальную академию в Лондоне, где преподавал Сэйнтон. Другими его наставниками были директор школы Чарльз Лукас (гармония) и Фредерик Боуэн Джусон (фортепиано). [ 3 ] Вскоре после поступления в Академию он был удостоен Королевской стипендии, доход от которой Маккензи увеличился за счет игры в пит-бэндах театра и мюзик-холла , а также на классических концертах под руководством ведущего дирижера Майкла Косты . [ 4 ] Иногда это заставляло его пренебрегать своей академической работой, и однажды, не сумев подготовить произведение классического композитора к экзамену по фортепиано, он импровизировал, «начав с ля минор и стараясь закончить в той же тональности». и убедил экзаменаторов, что это малоизвестное произведение Шуберта . Вспоминая эту шутку в старости, он добавил: «Я никогда не переставал удивляться своему побегу и, конечно же, не посоветовал бы ни одному студенту пойти на подобный риск сегодня». [ 2 ] Некоторые из ранних сочинений Маккензи исполнялись в Академии. [ 3 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1865 году Маккензи вернулся в Эдинбург. Он взял на себя большую нагрузку преподавания как в частном порядке, так и в местных колледжах, а с 1870 года отвечал за музыку в церкви Святого Георгия на Шарлотт-сквер . В 1873 году он стал дирижером Шотландской вокальной ассоциации. Он также играл на скрипке на оркестровых концертах как на местном уровне, так и на фестивалях в Бирмингеме с 1864 по 1873 год, встречаясь с приезжими музыкантами, включая дирижера Ганса фон Бюлова , который стал его верным другом. [ 3 ] В 1874 году Маккензи женился на местной женщине Мэри Малине Бернсайд (ум. 1925). У них родилась дочь Мэри. [ 5 ] Маккензи успешно начала сочинять оркестровую музыку. Бюлов дирижировал увертюрой «Сервантес» в 1879 году. [ 4 ] Премьеры двух его шотландских рапсодий были исполнены Августом Маннсом в 1880 и 1881 годах. [ 5 ]

К этому времени большая нагрузка Маккензи как учителя и игрока начала подрывать его здоровье. [ 5 ] Двое учеников Бюлова во Флоренции , Италия, Джузеппе Буонамичи и Джордж Ф. Хаттон познакомили Маккензи с музыкальными филантропами Карлом и Джесси Хиллебрандами. После нескольких месяцев отдыха под их опекой Маккензи начала постоянно сочинять музыку. [ 2 ] Помимо года, проведенного в Англии (1885 г.), он сделал Флоренцию своим домом до 1888 г. В этот период он провел много времени в компании Ференца Листа . Он начал сочинять масштабные произведения, в том числе инструментальную, оркестровую и хоровую музыку, а также две оперы. [ 5 ] Его кантаты «Невеста и Джейсон» были успешно исполнены, а труппа Карла Розы заказала его первую оперу «Коломба» , написанную на либретто, подготовленное Фрэнсисом Хюффером , музыкальным критиком «Таймс» . Премьера оперы состоялась с успехом в 1883 году. Вторая опера, «Трубадур» , поставленная той же труппой в 1886 году, имела меньший успех, хотя Лист достаточно хорошо отнесся к пьесе, чтобы начать работу над фортепианной фантазией на основе ее тем. Пабло де Сарасате представил премьеру скрипичного концерта В сезоне 1885–86 Маккензи был назначен дирижером концертов Новелло ораториальных Маккензи на Бирмингемском фестивале 1885 года . в Лондоне. Лист нанес свой последний визит в Англию главным образом для того, чтобы послушать исполнение своей «Святой Елизаветы» под руководством Маккензи в 1886 году. [ 5 ]
Пиковые годы
[ редактировать ]В октябре 1887 года умер директор Королевской музыкальной академии сэр Джордж Макфаррен , и в начале 1888 года его преемником был назначен Маккензи. [ 5 ] Он занимал этот пост в течение 36 лет до выхода на пенсию в 1924 году. В то время Академию затмил ее более молодой конкурент, Королевский музыкальный колледж , и Маккензи приступил к возрождению ее репутации. Ему посчастливилось пользоваться дружеской поддержкой своих коллег по колледжу Джорджа Гроува и, с 1895 года, Хьюберта Пэрри , и эти два учреждения установили тесные рабочие отношения, приносящие взаимную выгоду. Помимо пересмотра учебной программы и реорганизации факультета, Маккензи лично занимался со своими студентами, преподавая композицию и дирижируя студенческим оркестром. В 1912 году Академия переехала из своего старого здания в Мейфэре в специально построенное помещение в Мэрилебоне . [ 3 ] В последние годы своего пребывания на посту директора Маккензи стал заметно консервативным, запретив своим ученикам играть камерную музыку Равеля , которую он заклеймил как «пагубное влияние». [ 6 ]
Маккензи был дирижером Королевского хорового общества и оркестра Филармонического общества с 1892 по 1899 год. [ 2 ] давая британские премьеры многих произведений, в том числе симфоний Чайковского и Бородина . [ 5 ]

Как и его отец, Маккензи увлекался народной музыкой и выпустил несколько сборников аранжировок традиционных шотландских песен. [ 5 ] В 1903 году, интересуясь исследованием канадской народной песни, он предпринял тур по Канаде, организованный англо-канадским музыкантом Чарльзом А. Э. Харриссом . [ 3 ] Его визит стимулировал культурную жизнь, по всей Канаде были проведены конкурсы хоровых фестивалей и было основано одиннадцать новых хоровых обществ. [ 5 ] Во время тура Маккензи дирижировала концертами исключительно британской музыки. [ 4 ]
Маккензи считали музыкантом-космополитом. Он свободно говорил по-немецки и по-итальянски и был избран на пост президента Международного музыкального общества, который занимал с 1908 по 1912 год. С первых дней своей игры в оркестрах Эдинбурга и Бирмингема он познакомился и подружился со многими ведущими международными музыкантами. включая Клару Шуман , Жозефа Иоахима , Шарля Гуно и Антонина Дворжака . [ 3 ] [ 5 ] Его дружба с Листом началась еще в студенческие годы Маккензи в Зондерсхаузене и продолжалась до конца жизни Листа.
Хотя Маккензи написал большое количество произведений, которые имели большой успех у публики, он, как и Артур Салливан ранее и Парри в то же время, обнаружил, что управление большой музыкальной консерваторией оставляет меньше времени для сочинения. [ 3 ] [ 7 ] И в Академии, и за ее пределами он был популярным лектором. Среди его тем была Верди опера «Фальстаф» , текст его лекции по которой позже был опубликован в переводе в Италии. [ 3 ] Пережив своих современников Салливана и Пэрри, он читал мемориальные лекции об их жизни и творчестве. В то время, когда репутация Салливана в академических музыкальных кругах была невысокой, Маккензи отдала дань уважения щедро и восторженно. [ 8 ]
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков профессиональная известность Маккензи принесла ему множество наград от университетов и научных обществ в Великобритании и за рубежом. Он был посвящен в рыцари в 1895 году и стал кавалером Королевского Викторианского ордена (KCVO) в 1922 году, в год празднования столетия Королевской академии, в которой он был центральной фигурой. 15 октября 1923 года BBC транслировала один из первых примеров программы с одним композитором, посвятив один час 45 минут исполнению произведений Маккензи под управлением композитора. [ 9 ] В его восемьдесят шестой день рождения более сорока выдающихся музыкантов подарили ему серебряный поднос с факсимиле их подписей, в том числе Элгар , Делиус , Этель Смит , Эдвард Джерман , Генри Вуд и Лэндон Рональд . Он ушел из Академии и из общественной жизни в 1924 году. [ 2 ]
Маккензи умерла в Лондоне в 1935 году в возрасте 87 лет. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]В Оксфордском национальном биографическом словаре о музыке Маккензи говорится, что она «космополитична по стилю и несколько старомодна для своего периода, демонстрируя влияние французских и немецких композиторов, включая Бизе , Гуно , Шумана и Вагнера ». [ 5 ] В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува говорится, что, хотя музыка Маккензи затмевалась произведениями более поздних композиторов, «его и его современников можно считать заложившими основы музыкального ренессанса в Британии XIX и начала XX веков». [ 3 ]
Во время преподавания в Эдинбурге Маккензи написал несколько произведений, в том числе фортепианное трио, струнный квартет и фортепианный квартет, и сохранял значительную производительность, несмотря на свой плотный график как тогда, так и позже. The Times сообщила, что его список композиций насчитывал 90 композиций, из которых 20 были явно шотландскими. [ 4 ]

Его оркестровые произведения включают увертюру «Сервантес» , исполненную в Шварцбург-Зондерсхаузене в 1877 году, три «Шотландские рапсодии» , скрипичный концерт, премьера которого состоялась Пабло де Сарасате на Бирмингемском фестивале 1885 года, [ 10 ] «Шотландский» концерт для фортепиано (1897), сюита « Лондон день за днем» (1902), [ 11 ] и «Канадская рапсодия» (1905). [ 12 ] Он написал музыку к шести драмам, включая «Рэйвенсвуд» и Дж. М. Барри » «Маленький министр . [ 13 ] Траурный марш из его музыки к Генри Ирвинга постановке « Кориолана» был сыгран на похоронах Ирвинга в 1905 году и на поминальной службе Маккензи в соборе Святого Павла в 1935 году. Он работал над симфонией, но не завершил ее. [ 3 ]
Впервые Маккензи добилась национальной известности как композитор вокальной музыки. Его кантата « Невеста» имела успех на Фестивале трех хоров 1881 года. [ 14 ] Эдвард Элгар играл на скрипках на премьере и позже заметил, что встреча с Маккензи была «событием в моей музыкальной жизни». [ 3 ] Вторая кантата «Джейсон » для Бристольского фестиваля 1882 года также была хорошо принята. [ 15 ] Самым известным его хоровым произведением стала оратория «Роза Шарона» , написанная для Нориджского фестиваля 1884 года. [ 16 ] Слова были адаптированы из «Песни Соломона» , Джозефом Беннеттом музыкальным критиком The Daily Telegraph , который позже предоставил Салливану текст для «Золотой легенды» . «Сон Джубала» (1889 г.) представляет собой необычное сочетание декламации и хоровых частей, написанное к юбилею Ливерпульского филармонического общества в 1889 году. [ 17 ]
Оперы Маккензи начались в 1883 году с «Коломбы» , впервые поставленной труппой Карла Розы. Это был успех, но его вторая опера «Трубадур» (1886) не имела успеха. [ 18 ] Либретти Фрэнсиса Хюффера для обеих опер были написаны в устаревшем стиле и вызвали много критики. Другими операми Маккензи были «Сверчок у очага» (1914), «Канун Святого Иоанна» (1924) и две почти законченные оперы: «Корнуоллская опера» и «Ле Лютье» . [ 3 ]
Критики отмечали, что либреттисты Маккензи в целом плохо пользовались его оперной и хоровой музыкой: «Большая часть его лучших произведений... игнорируется, отчасти потому, что в отличие от своих современников, Парри и Стэнфорда, Маккензи стремился к текстам своих крупных вокальных произведений, чтобы такие либреттисты, как Джозеф Беннетт и Хюффер, вместо жизненно важных вещей английской поэзии и литературы». [ 4 ] «[Он] довольствовался либретто, написанными хакерами в соответствии с текущими оперными традициями». [ 19 ] Это относилось даже к его единственному экскурсу в комическую оперу , «Его Величество» пьесу в духе Гилберта и Салливана , с либретто Ф. К. Бернанда и Р. К. Лемана и дополнительными стихами Адриана Росса , представленную в театре «Савой» в 1897 году. [ 20 ] «Таймс» прокомментировала: «Опыт г-на Бернанда как либреттиста комических опер и неопытность сэра Александра Маккензи в этом классе композиции могут заставить публику ожидать блестящую книгу, отягощенную слишком серьезной и амбициозной музыкой. дело». Либретто Бернанда было признано скучным и запутанным, но музыка Маккензи «отмечалась не только юмором, но и самобытностью». [ 21 ]
Маккензи также написала книги о Джузеппе Верди (1913) и Ференце Листе (1920). В своих мемуарах «Рассказ музыканта» (1927) он описал «всю жизнь, проведенную мальчиком и мужчиной на службе британской музыке». [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл» , «Кто был кем» , A&C Black, 1920–2008; онлайн-издание, Oxford University Press, 2007 г., по состоянию на 28 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Александр Кэмпбелл Маккензи, 22 августа 1847 – 28 апреля 1935», некролог, The Musical Times , Vol. 76, № 1108, июнь 1935 г., стр. 497–502.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Баркер, Дункан Дж. «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл» , Grove Music Online (требуется подписка), по состоянию на 27 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Некролог «Таймс» , 29 апреля 1935 г., стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Карнеги, Мойр, преп. Розмари Фирман. «Маккензи, сэр Александр Кэмпбелл (1847–1935)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 28 сентября 2009 г.
- ^ Ротвелл, с. 19
- ^ Райт, Дэвид. «Музыкальные школы Южного Кенсингтона и развитие Британской консерватории в конце девятнадцатого века», Журнал Королевской музыкальной ассоциации , 130 вып. 2, стр. 236–82; и Диббл, Джереми. «Пэрри, сэр (Чарльз) Хьюберт Гастингс, баронет (1848–1918)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 30 сентября 2009 г.
- ^ Маккензи, Александр. «Дело жизни Артура Салливана», антологии Международного музыкального общества , май 1902 г., Франц Штайнер Верлаг, стр. 539–64.
- ^ Radio Times , выпуск 3, 14 октября 1923 г., стр. 9
- ↑ «Таймс» , 28 августа 1885 г., стр. 5
- ↑ «Таймс» , 24 февраля 1902 г., стр. 12
- ↑ «Таймс» , 16 марта 1905 г., стр. 11
- ↑ «Таймс» , 8 ноября 1897 г., стр. 6
- ↑ «Таймс» , 10 сентября 1881 г., стр. 6
- ↑ «Таймс» , 20 октября 1882 г., стр. 5
- ↑ «Таймс» , 23 марта 1885 г., стр. 6
- ↑ «Таймс» , 14 декабря 1928 г., стр. 16
- ↑ «Таймс» , 9 июня 1886 г., стр. 9
- ^ «Александр Маккензи: забытое поколение», The Times , 15 августа 1947 г., стр. 6
- ^ Его Величества Домашняя страница [ мертвая ссылка ] в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 30 сентября 2009 г.
- ↑ «Таймс» , 22 февраля 1897 г., стр. 7
- ^ цитируется в The Musical Times. некрологе
Ссылки
[ редактировать ]- Ротвелл, Эвелин (2002). Жизнь со Славным Джоном . Лондон: Робсон Букс. ISBN 1-86105-474-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Палмер, Фиона М. (2017). Дирижеры в Великобритании 1870–1914: владение дирижерской палочкой на пике Империи . Вудбридж, Саффолк: Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-783-27145-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1847 рождений
- 1935 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Музыканты из Эдинбурга
- Люди, получившие образование в Королевской средней школе в Эдинбурге.
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Британские композиторы-романтики
- Шотландские композиторы-классики
- Британские композиторы-классики мужского пола
- Шотландские учёные и академики
- Люди, связанные с Гилбертом и Салливаном
- Выпускники Эдинбургского университета
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Директора Королевской музыкальной академии
- Рыцари-командоры Королевского Викторианского ордена
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Дирижеры (музыка), удостоенные рыцарского звания
- Шотландские музыканты 20-го века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- шотландские народные музыканты
- Коллекционеры шотландских народных песен
- Британские композиторы XX века
- Британские композиторы XIX века
- Шотландские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы оратории