Карл Роуз

Карл Август Николас Роза немецкого происхождения, которого (22 марта 1842 - 30 апреля 1889) был музыкальным импресарио больше всего помнят как основателя английской оперной труппы, известной как Opera Company Карла Розы . Он основал свою труппу в 1869 году вместе со своей женой Евфросиньей Парепа-Роза и популяризировал оперу в Великобритании и Америке, исполняя стандартный репертуар на английском языке, а также оперы английских композиторов.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Роза родилась Карлом Августом Николаусом Роузом в Гамбурге , Германия, в семье Людвига Роуза, гамбургского бизнесмена, и Софи Беккер. [1] Впоследствии отец отвез его в Эдинбург. Вундеркинд, Роза гастролировала по Шотландии с 12 до 16 лет, в конечном итоге заслужив блестящую известность. [2] [3] Начиная с 1859 года, он учился в консерватории в Лейпциге (где он познакомился и подружился на всю жизнь с Артуром Салливаном ). [3] и в 1862 году в Париже.
В 1863 году Роза был назначен концертмейстером в Гамбурге, где ему время от времени приходилось дирижировать. [1] Три года спустя он посетил Англию, выступив в качестве солиста в «Кристал Пэлас» . Он имел значительный успех как дирижер как в Англии, так и в США. [4] Он отправился в Америку в 1866 году в составе концертной труппы, организованной балтиморским импресарио Хезекией Линтикум Бейтманом , в которую также входила шотландская оперная сопрано Эфросина Парепа . Во время этого турне, 26 февраля 1867 года в Нью-Йорке, он женился на Парепе, которая стала известна как мадам Парепа-Роза . [5]

В 1869 году в сотрудничестве с чикагским импресарио К.Д. Хессом пара сформировала Английскую оперную труппу «Парепа Роза» в Нью-Йорке и в течение трех сезонов гастролировала по Америке, с Парепой в качестве звезды и Розой в качестве дирижера. Благодаря ему великая опера появилась в местах Америки, где ее никогда не видели, а итальянские оперы исполнялись на английском языке, что сделало их более доступными для американской публики. В 1872 году Розы вернулись в Англию, а также посетили Европу и Египет. [5] Роза изменила написание своего имени после того, как он переехал в Англию, где люди воспринимали слово «Роуз» как односложное. [1]
Оперная труппа Карла Розы
[ редактировать ]В 1873 году Роза и его жена основали Оперную труппу Карла Розы (изменение названия отражало ее беременность) с исполнения Уильяма Винсента Уоллеса в «Маританы» Манчестере 1 сентября. [6] а затем гастролировал по Англии и Ирландии. Политика Розы заключалась в том, чтобы представлять оперы на английском языке, и это осталось практикой труппы. [7] В том же году Роза пригласила драматурга У. С. Гилберта написать либретто для Розы, которое оно представит в рамках запланированного сезона 1874 года в театре Друри-Лейн . Гилберт расширил одну из комических баллад о Бэбе , написанную им для Fun . журнала [8] в одноактное либретто под названием «Суд присяжных» . [9] Парепа умер в январе 1874 года; Роза отказалась от проекта и отменила запланированный сезон 1874 года. [9] [n 1] Позже Роза предоставила стипендию Парепа-Роза в Королевской музыкальной академии в Лондоне. В 1881 году он женился во второй раз. [4] От второй жены Жозефины (ум. 1927) у него было четверо детей. [1]

Первый лондонский сезон труппы открылся в Театре Принцессы в сентябре 1875 года спектаклем «Женитьба Фигаро » с Чарльзом Сэнтли в роли Фигаро и Роуз Херси в роли Сюзанны. В 1876 году Роза поставила второй лондонский сезон, в котором впервые на английском языке был показан «Летучий голландец» с Сэнтли в главной роли. [6] В течение следующих пятнадцати лет под руководством Розы труппа процветала и заслужила хорошую репутацию благодаря гастролям по провинции и сезонам в Лондоне, часто вместе с Огастесом Харрисом в театре Друри-Лейн . [1] Успех компании был настолько велик, что в какой-то момент были созданы три гастрольные труппы Карла Розы. [6] Роза наняла Альберто Рандеггера в качестве музыкального руководителя труппы с 1879 по 1885 год. В 1880 году Джордж Гроув писал: «Тщательная постановка пьес на сцене, количество репетиций, известность исполнителей и мастерство исполнения». артистов начали приносить свои законные плоды, и Оперная труппа Карла Розы претендует на то, чтобы стать постоянным английским учреждением». [11] В 1892 году труппа Розы Гранд Опера дала заказной спектакль « Дочь полка» в замке Балморал . [6]
Роза впервые представила Англии многие произведения важного оперного репертуара, исполнив за годы около 150 различных опер. Помимо Сэнтли и Херси, Минни Хоук , Джозеф Маас , Бартон МакГакин и Джулия Уорвик были одними из известных певцов, связанных с компанией в первые годы ее существования. [12] Роза также поощряла и поддерживала новые произведения английских композиторов. » Фредерика Хаймена Коуэна ( «Полина 1876 г.), » Артура Геринга Томаса ( «Эсмеральда 1883 г.), Александра Маккензи ( «Коломба» 1883 г.) и «Трубабур» , а также Чарльза Вильерса Стэнфорда » «Кентерберийские паломники (1884 г.) были заказаны компанией. английские оперы Уоллеса, Балфа и Юлиуса Бенедикта . Ранее в репертуар труппы входили также [5] Некролог отметил: «Он давно с нетерпением ждал того времени, когда сэр Артур Салливан возьмется за грандиозную оперу, и до последнего надеялся, что сможет создать такое произведение». [2] Незадолго до своей смерти Роза основала труппу легкой оперы, которая дебютировала с « Роберта Планкета » Полом Джонсом . [1]

Наследие Розы
[ редактировать ]Роза внезапно умерла в Париже 30 апреля 1889 года. [13] и был похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне. [14] Место Розы в английской музыке было обозначено количеством ведущих музыкантов, присутствовавших на его похоронах, включая Салливана, Стэнфорда, Маккензи и Джорджа Гроува , а также Ричарда Д'Ойли Карт, Джорджа Эдвардса и Огастеса Харриса . [14]
К моменту его смерти Роза продемонстрировала, что английская опера может иметь художественный и финансовый успех. В мемориальной лекции критик Герман Кляйн сказал о нем: «С художественной точки зрения он добивался триумфа за триумфом; он вытащил английскую оперу из трясины отчаяния, в которой она находилась в 1875 году». [7] И при его жизни, и после его смерти его труппа во многом занималась популяризацией оперы в Англии, поощрением местных композиторов и обучением многих певцов, которые сделали международную карьеру. [4] Его труппа пережила его смерть и продолжала исполнять оперу на английском языке до 1960 года. [6] Новая оперная труппа, носящая это название, была возрождена в 1997 году под художественным руководством Питера Маллоя. Эта труппа исполняет «Гилберта и Салливана» и другие легкие оперы, а также большую оперу . [11]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1875 году конкурирующий менеджер Ричард Д'Ойли Карт продюсировал «Испытание присяжных» на музыку Артура Салливана. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Легге, Р.Х., ред. Джон Росселли. «Роза, Карл Август Николас (1842–1889)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 14 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б The Manchester Guardian , некролог, 1 мая 1889 г., стр. 5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Концерты молодого Карла Розы в Шотландии» , Opera Scotland, 12 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Роза, Карл Август Николас ». Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 720. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Американская и британская история». Архивировано 8 февраля 2012 г. в Wayback Machine , www.carlrosaopera.co.uk, 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Розен, Кэрол. Carl Rosa Opera Company , Grove Music Online (требуется подписка), по состоянию на 14 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мистер Карл Роза и английская опера», The Manchester Guardian , 21 июня 1889 г., стр. 7
- ↑ Гилберт, WS Суд присяжных: Оперетта» , 11 апреля 1868 г., доступ в Архив Гилберта и Салливана, 20 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стедман, с. 121
- ^ Стедман, стр. 125–128; Эйнгер, с. 105
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Краткая история». Архивировано 3 февраля 2007 г. на Wayback Machine , carlrosaopera.co.uk, 2009 г.
- ^ "Исполнители". Архивировано 11 декабря 2017 г. на Wayback Machine , carlrosaopera.co.uk, 2009 г.
- ^ «Смерть Карла Розы», Daily Gazette For Middlesbro , 30 апреля 1889 г., стр. 11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Похороны Карла Розы», Daily Gazette For Middlesbro , 6 мая 1889 г., стр. 3
Источники
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан – двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514769-8 .
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816174-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам, Г. Сто лет музыки . Лондон: Джеральд Дакворт и компания, Ltd., 1964.
- Рейнор, Х. Музыка в Англии . Лондон: Хейл, 1980.
- Смит, К. «Опера Карла Розы», журнал Tempo , вып. 36 (лето 1955 г.), стр. 26–28.