Мартина
Маритана — опера в трёх действиях, включающая как устные диалоги, так и некоторые речитативы, написанная Уильямом Винсентом Уоллесом на либретто Эдварда Фицболла (1792–1873). Опера основана на французской пьесе 1844 года « Дон Сезар де Базан» Адольфа д'Эннери и Филиппа Франсуа Пинеля ( «Дюмануар» ), которая также послужила исходным материалом для Массне Жюля комической оперы «Дон Сезар де Базан » (персонаж дона Сезара де Базана). Базан впервые появился в » Виктора Гюго ) « Рюи Блас . Премьера оперы состоялась 15 ноября 1845 года в Королевском театре на Друри-Лейн .
Это первая из шести опер Уоллеса. Произведение часто называют источником вдохновения для создания сюжета в Гилберта и Салливана комической опере «Йомены гвардии» , в которой мужчина женится на женщине, ожидая казни в тюрьме, сбегает и, пока он замаскирован, пара влюбляется. [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]Маритана была впервые поставлена в Королевском театре на Друри-Лейн под руководством Альфреда Банна 15 ноября 1845 года под управлением композитора на премьере. В следующем году он был поставлен в Дублине и Филадельфии, а вскоре после этого в Вене с дальнейшими выступлениями в Нью-Йорке (1848, 1854, 1857, 1865 и 1868 годы). [ 2 ] В 1873 году «Маритана» стала первой оперой, поставленной в Англии оперной труппой Карла Розы в Манчестере. Он был возрожден в Дублине в 1877 году и в Лондоне в Театре Ее Величества в 1880 году в итальянской версии Маттеи. Спектакль в Денвере , штат Колорадо, в 1881 году открыл Большой оперный театр Табор . [ 3 ] Спектакль 1902 года видели в Ковент-Гардене . [ 4 ] Он был снова выпущен в Лондонском лицее в 1925 году и в Сэдлерс-Уэллс в 1931 году, оставаясь популярным до середины 20 века.
Королевское Дублинское общество возобновило эту работу в концертной форме в 2006 году с оркестром под управлением Проиннсиаса О Дуинна и певцами под руководством Мейрид Бьюке и Робина Тритшлера. [ 5 ] Постоянный ирландский интерес к творчеству отражен в произведениях Джеймса Джойса , в его романе «Улисс» , [ 6 ] и его рассказы « Мертвые » и « Мать » (оба собраны в Дублине ).
В 1922 году были выпущены немые киноверсии оперы в адаптации Фрэнка Миллера и режиссера Джорджа Винна. [ 7 ] и 1927, режиссер Х.Б. Паркинсон .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 15 ноября 1845 г. (Дирижер: композитор, на премьере, затем Франческо Шира) [ 8 ] |
---|---|---|
Карл II , король Испании | бас | Конрадо Боррани |
Дон Хосе де Сантарен, его министр | бас | Х. Филлипс |
Дон Цезарь де Базан | тенор | Уильям Харрисон |
Маркиз де Монтефиори | бас | Х. Хорнкасл |
Лазарилло, бедный паж | меццо-сопрано | Элизабет Пул |
Мэр | бас | Морган |
Капитан гвардии | баритон | С. Джонс |
Маритана, цыганка | сопрано | Эмма Ромер [ 9 ] и Элизабет Рейнфорт |
Брандионесса де Монтефиори | меццо-сопрано или сопрано | миссис Селби |
Лодочник | ||
Солдаты, население и цыгане (хор) |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Маритана — уличная цыганская певица из Мадрида . Карл II, молодой король Испании, переодетый, скрывающийся на городской площади, очарован ее красотой. Его коварный министр Дон Хосе видит это и поощряет его привязанность, надеясь, что король скомпрометирует себя. Хосе намеревается раскрыть неверность короля, чтобы укрепить свою благосклонность к королеве. Хосе также наполняет голову Маританы видениями богатой жизни. Дон Цезарь де Базан - невезучий, но веселый дворянин, арестованный и приговоренный к смертной казни через публичное повешение за дуэль во время Страстной недели . Маритана восхищается отважным доном Цезарем, который сражался, защищая бедного мальчика-подмастерья по имени Лазарилло от жестокого обращения со стороны его хозяина.
Акт 2
[ редактировать ]В день казни дона Цезаря от короля приходит прощение, но его злонамеренно перехватывает дон Хозе. Хосе предлагает Цезарю смерть солдата (расстрел вместо публичного повешения), если он согласится жениться на женщине в чадре до казни; Цезарь соглашается. Хосе приводит Маритану под тяжелым покрывалом, чтобы она вышла замуж за Цезаря перед казнью, с намерением сделать ее вдовой дворянина; он говорит ей, что она выходит замуж за короля. Пока дон Цезарь и его палачи участвуют в свадебном пиру, Лазарилло снимает свинцовую дробь со всего оружия. Казнь проводится, Цезарь симулирует смерть, а позже он сбегает и отправляется на бал на виллу Монтефиори в поисках своей новой жены.
Дон Хосе приводит Маритану на бал к маркизу и маркизе де Монтефиори, прося их притвориться, что она племянница маркиза. Хосе приводит ее на встречу с королем, но Маритана удивлена и разочарована, обнаружив, что Чарльз не тот лихой человек, за которого она вышла замуж. Тем временем на роскошную виллу приезжает дон Цезарь и требует свою невесту. Хосе приводит к нему старую маркизу. Поскольку Цезарь не видел своей невесты, он верит рассказу Хосе, что это она. Он настолько разочарован, что соглашается подписать документ об отказе от нее. Собираясь это сделать, он слышит на заднем плане голос Маританы. Он узнает в ней свою невесту и пытается заявить права на нее, но ее быстро увозят в королевский дворец в Аранхуэсе , а его арестовывают.
Акт 3
[ редактировать ]Теперь, заключённая в королевском дворце, Маритана задается вопросом, что с ней станет; она понимает, что стала жертвой заговора Хосе, и в своей чистоте отвергает ухаживания короля. Дон Цезарь прибывает и наконец узнает от короля, что он помилован. Он требует свою невесту, но Хосе настаивает на его аресте как сбежавшего пленника. Прежде чем можно будет дать объяснения, королева вызывает короля во дворец. Цезарь и Маритана встречаются и узнают, что их любовь взаимна; они решают обратиться к королеве. Ожидая в дворцовых садах, Цезарь слышит, как Хосе говорит королеве, что этим вечером у короля назначена встреча с Маританой. Появляется Цезарь, объявляет Хозе предателем и убивает его. Когда король узнает о верности Цезаря, в знак благодарности он раскаивается в своих планах на Маритану и отдает ее Цезарю, которого он делает губернатором Валенсии .
Музыкальные номера
[ редактировать ]Акт 1
- «Пой красавица девица» – Припев
- «Это был рыцарь» - Маритана
- «Это арфа в воздухе» - Маритана.
- «Ангелы, которые парят вокруг нас» - Припев
- «Я имел власть над волшебной палочкой» - Маритана и Дон Хосе.
- «Во всем мире» - Дон Цезарь
- «Видите виновника! Быстро арестуйте его» – Квартет, Хор
- «Красивая Гитана, расскажи нам, что распорядится судьба» – Припев
- Финал «Прощай, мой доблестный капитан» – Дон Цезарь, ансамбль
Акт 2
- «Увы! Эти куранты так сладко крадут» – Лазарилло
- «Сюда я пришел» - Дон Цезарь
- «Включайся, старина» - Трио Дон Цезарь, Лазарилло, Дон Хосе
- «Да, позволь мне упасть, как солдату» – Дон Цезарь
- «В счастливые минуты, день за днём» – Дон Хосе
- «Здоровья даме» - Квартет и хор
- «Ой, какое удовольствие» – Припев
- Вальс – Оркестр
- «Услышь меня, нежная Маритана» - Король
- «Есть цветущий поток» – Дон Цезарь.
- «Ах! Замешательство! Какое заблуждение!» – Квартет вкл. Дон Цезарь
- Финал - «Этот голос! Это ее» - Дон Цезарь, ансамбль.
Акт 3
- Введение. и Речит. «Как тоскливо моему сердцу» - Маритана
- «Самые яркие сцены» – Маритана
- «Это сердце от горя охвачено» - Дон Хосе
- «Я король Испании» - Дуэт Дон Цезарь и король
- «О, Маритана! Дикий древесный цвет» - Дуэт Дон Цезарь и Маритана
- «Святая Мать, направь его по стопам» - Дуэт Маритана и Лазарилло.
- «Раскаяние и бесчестие» - Трио Маритана, Дон Цезарь и король
- Рондо-финал «Сияя восторгом» – Маритана, Хор
Прием
[ редактировать ]Первоначальный прием оперы на Друри-Лейн был восторженным: критик журнала «Музыкальный мир» в целом положительно отозвался о композиторе, либреттисте, мелодиях и инструментах. [ 10 ]
В более поздней оценке Джордж П. Аптон в книге «Стандартные оперы: их сюжеты, музыка и композиторы» (1910) пришел к выводу, что «Маритана » «одна из самых ярких и ярких из всех английских опер…» Я это слышу. снова» ... одна из самых нежных и нежных песен в любой из легких опер. ... [О] одна из самых восхитительных из всех английских песен [это] «Самые яркие сцены». ... Свежесть, яркость и изящество музыки этой маленькой оперы в сочетании с необыкновенным интересом и тонким юмором повести всегда вызывали восхищение публики». [ 11 ] В «Викторской книге оперы» 1915 года опера названа «любимой за мелодичность и сентиментальную музыку. Идеалом оперы пятьдесят лет назад была тихая, непринужденная сладость, и композитор в своей «Маритане» достиг этого качества в совершенстве. " [ 2 ]
Другие ассоциации
[ редактировать ]Пляжный курорт в Сент-Пит-Бич, Флорида , Дон Сезар назван в честь персонажа Дона Цезаря, а ресторан там называется Маритана. [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]- Columbia DB613-618 (1932; 6 пластинок, 10 дюймов, 78 об/мин)
- Основные певцы: Мириам Лицетт в роли Маританы, Клара Серена в роли Лазарелло, Хеддл Нэш в роли Дона Цезаря, Деннис Ноубл в роли Дона Хосе.
- Дирижер: Кларенс Рейбоулд , труппа Гранд Опера и оркестр. [ 13 ]
- Марко Поло 8.223406-7, двойной компакт-диск (1996)
- Основные певцы: Маджелла Каллах (сопрано) в роли Маританы, Линда Ли (меццо) в роли Лазарелло, Пол Чарльз Кларк (тенор) в роли дона Сезара де Базана, Ян Кэдди (баритон) в роли дона Хосе де Сантарена, Дэмиен Смит (баритон) в роли капитана гвардия, Квентин Хейс (бас) в роли короля Испании
- Дирижер: Проиннсиас О Дуинн, с филармоническим хором RTÉ и концертным оркестром RTÉ.
- Дата записи: 19 и 20 сентября 1995 г.
- Переиздание: Naxos 8.660308-9, двойной компакт-диск (2011 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Траубнер, Ричард (2003). Оперетта: История театра . Тейлор и Фрэнсис. п. 179. ИСБН 978-0-203-50902-9 .
- ^ Jump up to: а б Книга Победы оперы (1912; третье изд. 1915), стр. 291, Компания Виктор-Говорящей Машины
- ^ Спраг, Маршалл (1976). Колорадо: двухсотлетняя история . Нью-Йорк: WW Norton & Company . п. 103. ИСБН 0-393-05599-Х .
- ^ Предыстория и обсуждение оперы
- ↑ Независимый обзор Маританы Пэт О'Келли, 27 июня 2006 г.
- ^ « Улисс Джеймса Джойса: Маритана»; по состоянию на 28 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 28 июня 2009 г.
- ↑ Маритана (1922) в Complete Index to World Film , по состоянию на 27 октября 2016 г.
- ^ Карс, Адам. Оркестр от Бетховена до Берлиоза (1948) W. Heffer & Sons, Ltd. (Кембридж), 202
- ^ 22 Атенеум , 22 ноября 1845 г., № 943, с. 1130
- ^ JWD, «Новая опера мистера Уоллеса», The Musical World , Vol. XX, выпуск № 47, 20 ноября 1845 г., стр. 553–555.
- ^ Аптон, Джордж Патнэм . Стандартные оперы: их сюжеты, музыка и композиторы , AC McClurg (1910), стр. 442–446.
- ↑ Пляжный курорт Don Cesar. Архивировано 21 октября 2007 года в Wayback Machine.
- ^ «Уоллес * / Дирижер Кларенс Рэйбоулд - Маритана» , Discogs.com, по состоянию на 13 декабря 2016 г.
- Бертон, Найджел (1992), «Маритана» в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- Описание оперы, включая персонажей и краткий обзор сюжета.
- Флуд, WH Grattan . «Уильям Винсент Уоллес. Уведомление о столетнем юбилее» в The Musical Times , Vol. 53, № 833 (1 июля 1912 г.), стр. 448–449.
- Аптон, Джордж Патнэм Стандартные оперы, их сюжеты и музыка (1914) AC McClurg & Co., стр. 383–87 .
- Профиль оперы