Его Величество (опера)

«Его Величество, или Суд Винголии» — английская комическая опера в двух действиях с диалогами Ф. К. Бернанда , текстами Р. К. Лемана , дополнительными текстами Адриана Росса и музыкой Александра Маккензи .
Премьера спектакля состоялась в театре «Савой» в Лондоне 20 февраля 1897 года, а до 24 апреля 1897 года было проведено всего 61 спектакль, несмотря на сильный состав, в который входили Джордж Гроссмит , Илка Палмей , Скотт Рассел , Фред Биллингтон , Флоренс Перри и Уолтер Пассмор . Затем оперная труппа D'Oyly Carte гастролировала по опере на протяжении 1897 года вместе с более знакомыми произведениями Гилберта и Салливана .
Фон
[ редактировать ]Когда партнерство Гилберта и Салливана рухнуло после постановки «Гондольеров» в 1889 году, импресарио Ричард Д'Ойли Карт изо всех сил пытался найти новые успешные произведения для представления в театре «Савой» . Ему удалось ненадолго свести Гилберта и Салливана вместе еще для двух опер, ни одна из которых не имела большого успеха. Фактически, после разочаровывающе короткого тиража их последняя пьеса, «Великий герцог» (1896), стала единственным полным провалом оперы Гилберта и Салливана. [ 1 ] Артур Салливан поставил две оперы для «Савойи» в начале 1890-х годов с другими либреттистами, кроме У.С. Гилберта , но ни одна из них не оказалась особенно успешной, а произведения других композиторов, например Миретт , оказались хуже. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Покойный отец короля Фердинанда намеревался, чтобы Фердинанд женился на Лусилле Хлорис, дочери короля Остурии, и Хлорис прибыла ко двору Винголии на свадьбу со своими дамами. Фердинанд и принцесса никогда не встречались и никогда не видели ни одного портрета друг друга.
Однако Фердинанд влюбился в крестьянскую горничную Феличе, приемную дочь старого лесника, и ухаживал за ней, переодевшись придворным художником. Тем временем принцесса Хлорис влюблена в принца Макса из Балурии. Принц Макс разрабатывает план, который, если он будет реализован, позволит принцессе сбежать с ним, а ее место займет Феличе.
Будел, бывший хозяин королевских пирушек, подслушивал различные разговоры, но слышал только конец каждого из них. Он заключает, что готовится заговор с целью убийства Фердинанда. Особенно подозрительным он становится по отношению к сундуку, который несет Феличе. Начинается подготовка к войне. Но оказывается, что Феличе и ее сундук хранят в себе тайну, которая меняет все: доказательство того, что она на самом деле старшая сестра Хлорис и, следовательно, именно она с самого начала должна была быть помолвлена с Фердинандом.
Производство
[ редактировать ]
высококлассную команду Карт собрал для Его Величества , в которую вошли известный драматург и писатель Ф. К. Бернанд и уважаемый композитор Александр Маккензи . Тексты написал Рудольф Леманн , хотя в его карьере не было и намека на особый талант к написанию стихов.
Ожидалось, что пьеса привлечет внимание публики исключительно благодаря возвращению Джорджа Гроссмита после почти десятилетнего отсутствия в театре «Савой». Гроссмита хорошо и с любовью помнили за его исполнение там комедийных ролей в знаменитой серии опер Гилберта и Салливана, и за годы отсутствия он стал самым популярным сольным фортепианным артистом в стране. [ 3 ] Зрители «Савойи» жаждали увидеть его выступление на сцене вместе со своим преемником в «Савойи» оперных ролях Уолтером Пассмором . Репетиции начались в декабре 1896 года, это был необычно долгий период репетиций для «Савой», но позже Маккензи вспоминал, что даже компания чувствовала, что эта работа нежелательна. [ 4 ] Ведущий лондонский режиссер Чарльз Харрис был помолвлен, но умер за несколько дней до премьеры оперы, оставив Картес закончить его работу. Ричард Д'Ойли Карт заболел, оставив окончательные приготовления своей жене Хелен . постоянный хореограф «Савойи» Джон Д'Обан Танцы поставил .
Премьера была встречена мгновенными признаками неодобрения. Гроссмит получил овации при своем первом появлении, но его входной номер встретил прохладный отклик в зале. Газета Whitehall Review заявила, что публика отдавала предпочтение Пассмору, и «каждый раз, когда он появлялся на сцене, его встречали сердечные аплодисменты». [ 5 ] Хотя в вечер премьеры состоялось шесть выходов на бис, пьеса, казалось, была обречена на провал еще до того, как была завершена ее первая публичная презентация. На занавес вышли только три директора. Маккензи горячо аплодировали за его музыку, но когда Бернанд и Леманн вышли вперед, из всех частных лож и большей части зала раздалось свист и шипение. [ 6 ]
Критическая реакция и последствия
[ редактировать ]Хотя это будет его единственная комическая опера , The Times назвала партитуру Маккензи «подходящей во всем, с музыкальной точки зрения и очень часто отмеченной как изысканностью, так и юмором», хотя книгу назвала скучной и «запутанной». [ 7 ] Другие газеты назвали партитуру Маккензи «комической ораторией». [ 8 ] «лишенный запоминающихся мелодий» [ 9 ] или «крайне непривлекательный, почти полностью лишенный юмора, странно лишенный очарования, яркости, шипучести и непосредственности» [ 10 ] и высказал мнение, что «некоторые из лучших строк соответствуют самой суровой музыке». [ 11 ] Пресса единодушно критиковала многословное либретто и считала, что музыка и книга не очень подходят друг другу. Они похвалили комическую игру Пассмора, но были разочарованы нервным Гроссмитом, отметив, что он не подходит на роль короля Фердинанда. [ 10 ]

Гроссмит продержался всего четыре выступления, прежде чем сослался на плохое здоровье и вернулся на пенсию. Чарльз Х. Уоркман , игравший Адама, исполнял роль Фердинанда, пока не прибыл Генри Литтон и не был готов сыграть короля. Театральная венгерская актриса Илка Палмай , которая была помолвлена для «Великого герцога» и все еще имела контракт с «Карте», сыграла Феличе, роль, которая дала ей много возможностей проявить свои таланты певицы баллад, оперного сопрано и комика. Флоренс Перри , которая до этого момента играла меньшие роли, была выбрана на роль Хлорис. [ 12 ]
Во время пребывания Уоркмана в главной роли в оперу были внесены изменения. Три песни были удалены, а финал первого акта сокращен. Фред Биллингтон его роль исполнял Джонс Хьюсон заболел, и до конца пробега . Опера закрылась 24 апреля 1897 года и была отправлена в турне с двумя труппами D'Oyly Carte до сентября 1897 года, во время которого была украдена партитура с автографом Маккензи. [ 13 ]
Музыкальные номера
[ редактировать ]- Увертюра
- Акт I - Интерьер дворца Винголия. Вид на Королевские художественные галереи.
- № 1 - Вступление, Трио и Хор - «Когда Фердинанд взошел на трон Винголии»
- № 2 - Припев - «Слава нашему королю в царственном великолепии»
- № 3 - Песня с хором - Король - «Я родился в воскресенье»
- №4 - Песня - Феличе - "В лесу, в лесу, ах! как радостны дни"
- №5 - Дуэт - Феличе и Будель - «Перекрестный допрос»
- №6 - Квартет - Гертруда, Адам, Будель и Феличе - «Кто идет домой?»
- №7 - Дуэт - Феличе и Кинг - "К чему, ох, к чему это жестокое издевательство?"
- №8 - Септетт - Космо, Винцентий, Майкл, Герцогиня, Шниппентриммер, Кларкштейн и Кинг - "Он не объясняет"
- №9 - Женский хор - «Любовница, которую мы обожаем»
- № 9а - Песня - Хлорис и Хор - «Восхитительно, о, восхитительно, мне хочется кричать»

- №10 - Серенада - Макс - «Прекрасная Хлорис, позволь мне быть твоей рабыней»
- № 11 - Квартет - Феличе, Хлорис, Макс и Будель - «Я буду носить бархат и атлас, который безупречен»
- № 12 - Енотная песня - «В музыкальных произведениях, когда умолкает болван-болван»
- № 13 - Хор Борода - «По указу короля мы все волосатые»
- № 14 - Заключительный акт I - «Война, само слово нас вдохновляет»
- Акт II - На валах Винголии. Подготовка к войне.
- № 1 - Вступление и припев - «Вот мы, народ мобилизованный, знамена развеваются высоко»
- №2 - Песня - Феличе - "Когда доблестный солдат любит свою даму, любовь должна уйти"
- №3 - Морская песня и Хорнпайп - Будель и моряки - "Кто бы не был моряком"
- №4 - Дуэт - Феличе и король Фердинанд - «Что это за загадочное чувство?»
- № 5 — Трио — Феличе, Хлорис и король Фердинанд — «Das kleine Fraulein»
- № 6 - Песня - Мополио - «Я король, который не должен улыбаться, факт глубоко досадный» (в оригинальном исполнении эта песня была заменена на «Я образец меланхоличного короля»)
- №7 - Дуэт - Будель и Мополио - «Дворяне в беде»
- № 8 - Квартет - Феличе, Хлорис, Макс и Фердинанд «Хотя мы на войне» (эта песня была добавлена во время оригинального исполнения)
- № 9 - Финальный акт II - «Все думали, что неприятности позади, я предлагаю жить припеваючи»
Роли и вступительный состав
[ редактировать ]
- Фердинанд Пятый (король Винголии) ( баритон ) – Джордж Гроссмит (позже Генри Литтон )
- Граф Космо (премьер-министр и первый лорд Адмиралтейства) ( тенор ) – Скотт Рассел
- Барон Винцентиус (лорд-верховный камергер, главнокомандующий и военный министр) (баритон) – Джонс Хьюсон
- Барон Майкл (вице-камергер; кельтского происхождения) (баритон) – мистер Эрлдон
- Принц Макс (Балурии) (тенор) – Чарльз Кеннингем
- Мополио VII (Король Остурии) ( бас ) – Фред Биллингтон
- Будел (бывший хозяин пиров короля Фердинанда) (баритон) – Уолтер Пассмор
- Герр Шиппентриммер (придворный костюмер) (баритон) – мистер Брайан
- Рыцарь Кларкштейн Фрисландский (Корт Перрукье) (тенор) – Х. Чарльз
- Адам (Вудман) (баритон) – К. Герберт Уоркман (который также некоторое время играл Фердинанда между уходом Гроссмита и приездом Литтона)
- Принцесса Лусилла Хлорис (Остурийская, дочь Мополио) ( сопрано ) – Флоренс Перри
- Феличе (приемная дочь Адама и Гертруды) (сопрано) – Илка Палмай
- Герцогиня Гонзара (Хозяйка королевского гардероба) ( меццо-сопрано ) – Мисс Маколей
- Дама Гертруда (Жена Адама) ( контральто ) – Бесси Бонсолл
- Главные фрейлины принцессы Лусиллы Хлорис:
- Хелена (меццо-сопрано) – Джесси Роуз
- Доротея (сопрано) – Рут Винсент
- Клаудина (сопрано) – Милдред Бейкер
- Дамы и господа при дворе Винголии и дамы при дворе Остурии в присутствии принцессы Хлорис.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шепард, Марк. «Введение: исторический контекст», Великий герцог (партита для фортепиано), Нью-Йорк: Oakapple Press, 2009.
- ^ Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. п. 14. OCLC 504581419 .
- ^ Джозеф, Тони. «Гроссмит, Джордж (1847–1912)» в Оксфордском национальном биографическом словаре , Oxford University Press (2004) , по состоянию на 2 августа 2010 г.
- ^ Маккензи, AC Рассказ музыканта , с. 201, Лондон, 1927 г.
- ↑ The Whitehall Review , 27 февраля 1897 г.
- ^ Тиллетт, Селвин. Исследование двух савойских опер , с. 31, Общество сэра Артура Салливана, 1996 г.
- ↑ Обзор Его Величества в The Times от 22 февраля 1897 г.
- ↑ Субботний обзор , 27 февраля 1897 г.
- ↑ Лондон Фигаро , 25 февраля 1897 г.
- ^ Jump up to: а б Обзоры собраны в Архиве Гилберта и Салливана.
- ^ Утренний лидер , 22 февраля 1897 г.
- ^ Знакомство с Его Величеством в Архиве Гилберта и Салливана
- ^ Тиллетт, Селвин. Исследование двух савойских опер , с. 44, Общество сэра Артура Салливана, 1996 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Информация и ссылки на введение, миди-файлы, список актеров и обзоры оперы.
- Обзор премьеры
- Предыстория и анализ оперы