Генри Литтон

Сэр Генри Литтон (урожденный Генри Альфред Джонс ; 3 января 1865 г.) [ н 1 ] ведущим исполнителем главных комических ролей баритона — 15 августа 1936) — английский актёр и певец, который был в операх Гилберта и Салливана с 1909 по 1934 год. Он также снимался в музыкальных комедиях . Его карьера в оперной труппе D'Oyly Carte длилась 50 лет, и он единственный артист, когда-либо посвященный в рыцари за достижения в ролях Гилберта и Салливана.
Литтон родился в Лондоне; он учился там у художника, но затем вышел на сцену вопреки желанию семьи. В возрасте 19 лет он женился на Луи Анри , актрисе и певице, которая помогла ему получить место в гастрольной компании D'Oyly Carte в 1884 году. После недолгой игры в других компаниях он и его жена снова присоединились к D'Oyly Carte. Ранний прорыв произошел у него в 1887 году, когда театра «Савой» звезда Джордж Гроссмит заболел, и 22-летний Литтон продолжил его работу в Раддигоре . Литтон играл главную роль в гастролирующих компаниях D'Oyly Carte с 1887 по 1897 год, играя в основном комические роли в операх Гилберта и Салливана (и других). С 1897 по 1903 год он постоянно выступал с труппой в театре «Савой», играя ряд баритоновых партий, от романтических до характерных ролей в новых операх и возрождениях. В это время его короткая и дорогостоящая попытка создать театральную постановку в Лондоне привела к тому, что он отказался от мыслей о карьере импресарио .
появился в полудюжине музыкальных комедий Вест-Энда Труппа D'Oyly Carte покинула театр «Савой» в 1903 году, а Литтон за следующие четыре года , включая «Граф и девушка» , «Весенний цыпленок» и «Маленький Михус» . Он также писал и выступал в мюзик-холле и написал либретто . В течение двух репертуарных сезонов D'Oyly Carte в «Савое» между 1906 и 1909 годами Литтон снова присоединился к труппе, снова играя различные роли баритона, но в основном не главные роли комика.
Начиная с 1909 года и до 1934 года он был главным комиком оперной труппы Д'Ойли Карт в Лондоне и на гастролях. Год спустя он ушел из актерского мастерства.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Литтон родился как Генри Альфред Джонс 3 января 1865 года на Пембрук-сквер , Кенсингтон , Лондон, в семье ювелира Генри Джонса (1829–1893) и его второй жены Марты Лавинии, урожденной Харрис. [ 1 ] [ 2 ] По его весьма недостоверным воспоминаниям [ н 2 ] он получил образование в школе Святого Марка в Челси и принимал там участие в любительских спектаклях и боксе. [ 4 ] Он изучал искусство у художника WH Trood . Неясно, проходила ли учеба неполный или полный рабочий день, во время учебы или позже. [ 5 ]
В 1881 году Литтон впервые появился на профессиональной сцене Филармонического театра Ислингтона в комической опере «Путешествие в Китай, или Упрямые бретонцы» , в актёрском составе которой была его будущая жена Луи Анри , дочь Уильяма Уэббера. Лондона. [ 1 ] [ н 3 ] Они поженились в начале 1884 года, обоим было по 19 лет, в церкви Святой Марии Эбботс в Кенсингтоне. [ 3 ] Литтон жил отдельно от своего отца, который не одобрял профессию Литтона и Анри, и ни одна семья не присутствовала на церемонии. [ 8 ]
Анри сыграл важную роль в ранней театральной карьере Литтона, обучая его актерскому мастерству и игре на фортепиано, чтобы помочь ему освоить свои музыкальные партии. [ 9 ] [ н 4 ] В феврале 1884 года они присоединились к одной из импресарио Ричарда Д'Ойли Карта гастрольных компаний . Она сыграла небольшую роль Ады в первом турне по провинции « Гилберта и Салливана » Принцессы Иды ; [ 11 ] он пел в хоре и мало изучал главную комическую роль короля Гамы. [ 12 ] Согласно его мемуарам, Анри добился для него прослушивания, выдав его за своего брата - «ХА Анри» - ошибочно полагая, что супружеские пары не приветствуются в компаниях Карте. [ 13 ] От любых притворств быстро отказались, но Литтон сохранял сценический псевдоним Анри до 1887 года. [ 14 ] Анри и Литтон снова присоединились к турне D'Oyly Carte, когда оно возобновилось в феврале 1885 года и продолжалось до мая. [ 15 ] Тур завершился в декабре, а в следующем месяце у пары родился первенец, Ида Луиза. [ 16 ] После этого они присоединились к другим безработным актерам и чуть более двух месяцев путешествовали из города в город Суррея , исполняя драму ( «Вся она» ), комедию ( «Хозяева и слуги» ) и Чарльза Дибдина . балладу опера «Водяной человек» . [ 17 ] В мемуарах Литтона отмечается, что они зарабатывали мало, и молодые актеры, испытывающие трудности, иногда голодали. [ 18 ] В перерывах между театральными выступлениями Литтон подрабатывал случайными заработками, в том числе применяя свое художественное образование для раскрашивания декоративных табличек. [ 19 ] С сентября по декабрь 1885 года его наняла другая гастрольная труппа Карт, после чего он и Анри участвовали в рождественской пантомиме 1885 года в Королевском театре в Манчестере . [ 20 ] В мае 1886 года они выступали в хоре «Лилии Леовилля» в Бирмингеме , а затем в хоре «Эрмини» в Театре комедии в Лондоне. [ 21 ]
В конце 1886 года Карт пригласил Литтона выступить в театре «Савой» . Эрик Льюис , который с 1882 года дублировал Джорджа Гроссмита в главных ролях комиксов , покинул компанию D'Oyly Carte. [ 22 ] На его место был назначен Литтон, дублирующий роль Робина Окэппла в новой савойской опере » «Руддигор . [ n 5 ] который открылся 22 января 1887 года. [ 23 ] Через неделю Гроссмит заболел. [ 24 ] С 31 января по 15 февраля в этой роли появлялся Литтон. [ 25 ] Когда он вернулся к хору по возвращении Гроссмита, драматург У. С. Гилберт подарил ему трость с золотой оправой в знак признательности за его выступление. [ 26 ] По предложению Гилберта он изменил свой сценический псевдоним с Х.А. Анри на Генри А. Литтон. [ 27 ] [ n 6 ]
Главный комик в туре с 1887 по 1897 год.
[ редактировать ]
С апреля 1887 года Литтон самостоятельно играл Робина в двух гастрольных труппах Carte: первая выступала в средних городах, а вторая - в крупных провинциальных городах. [ 29 ] Он получил хорошие отзывы, больше за свою игру, чем за пение. Один рецензент написал: «Мистер Генри А. Литтон, хотя и не был блестящим вокалистом, во всех отношениях был замечательным Робином Окапплом»; [ 30 ] другой похвалил «легкое, но виртуозное прикосновение», с которым он превратился из невинного Робина из первого акта в плохого баронета из второго акта. [ 31 ] Во время турне Литтон постепенно добавлял в свой репертуар комические роли во многих других операх Гилберта и Салливана, начиная с сэра Джозефа Портера в HMS Pinafore (1887), [ 32 ] генерал-майор в «Пиратах Пензанса» , Ко-Ко в «Микадо» и Джек Пойнт в «Йоменах гвардии» (все 1888 г.). [ 33 ] Позже он назвал Пойнт своей любимой частью. [ 34 ] Создатель роли Гроссмит прославился как комический исполнитель и не подчеркивал трагической стороны роли; и Литтон, и его коллега Джордж Торн из другой туристической компании сделали это, назвав крах Пойнта в конце фатальным. Гилберт и Карт одобрили, и интерпретация стала стандартной. [ 35 ] [ н 7 ]
В 1890 году Литтон сыграл герцога Пласа-Торо в новой савойской опере « Гондольеры » во время гастролей и на Бродвее , куда Карт отправил его вместе с другими руководителями Д'Ойли Карт, чтобы поддержать слабый состав оригинальной нью-йоркской постановки. [ 37 ] После возвращения в Британию он добавил в свой репертуар еще одну старую роль Гроссмита, сыграв лорда-канцлера в «Иоланте» . [ 38 ] В первой провинциальной постановке «Утопии, Лимитед» (1893) он сыграл Короля Парамаунта — главную партию баритона, созданную в «Савойе» Ратлендом Баррингтоном . [ 39 ] сыграл главную роль в «Колдуне» и «Банторне в терпении » в 1895 году. Он впервые [ 40 ] а позже, в 1895 году, король Гама в «Принцессе Иде» , наконец, появившись в роли, которую он недостаточно изучил в своем первом сезоне с Д'Ойли Карт одиннадцатью годами ранее. [ 41 ] В 1896 году он гастролировал в роли Людвига в последней опере Гилберта и Салливана «Великий герцог» . [ 42 ]
В большинстве этих туров по провинции жена Литтона была одним из членов компании. [ 43 ] Во время них он также появлялся в операх «Савой» либреттистов и композиторов, кроме Гилберта и Салливана, сыграв главную роль в «Викарии Брея» (1892). [ 44 ] Флэппер в Билли Тейлоре (1893: «Мистер Генри А. Литтон добился огромных успехов, искусно изображая капитана достопочтенного Феликса Флэппера, RN, - его усилия были вознаграждены продолжительными аплодисментами и смехом»), [ 45 ] Бобинет в Миретте (1895) [ 46 ] и Питер Григг в «Вожде» (1895). [ 47 ]
Савойя: 1897–1903 гг.
[ редактировать ]
Литтона вызвали в Лондон в 1897 году, чтобы сыграть короля Фердинанда в новой савойской опере « Его Величество» . Он был экстренной заменой Гроссмиту, который вернулся в «Савой» через девять лет, чтобы сыграть главную роль в этом спектакле, но отказался от постановки в первую неделю показа, сославшись на плохое здоровье. [ 48 ] Выступление Литтона получило одобрение критиков. [ 49 ] но пьеса не понравилась публике и была снята после шестидесяти одного исполнения. [ 48 ] Такую комедию, какая была в Его Величестве, отдали исполнителю Уолтеру Пассмору . [ 49 ] Он сменил Гроссмита на посту главного комика «Савой» и был основным исполнителем ролей там до 1903 года. После закрытия Его Величества Литтон остался в труппе «Савой», к которому в следующем году присоединилась его жена, играя широкий спектр других баритоновых ролей. от комического до романтического и серьезного. [ 48 ] Его единственной ролью в этот период был генерал-майор Стэнли в возрожденной версии «Пиратов Пензанса» (1900), в которой Пассмор сыграл роль сержанта полиции. [ 50 ]
Между 1897 и 1903 годами роли Гилберта и Салливана Литтона в «Савое» были Уилфред Шедболт в «Йоменах гвардии» , Джузеппе в «Гондольерах» , «Ученый судья в суде присяжных» , доктор Дейли в «Колдуне» , капитан Коркоран в «Пинафоре» , Гросвенор в « Терпении». и Стрефон в «Иоланте» . [ 51 ] В операх не Гилберта и Салливана он исполнил девять ролей: принца Пола в «Великой герцогине Герольштейнской» (1897), Саймона Лимала в «Камне красоты» (1898), барона Табаско в «Счастливой звезде» (1899), Султана Махмуда в «Розе Персия (1899), Чарли Браун в занавеске «Красотка Полли» (1899), Отец Иб в «Иб и маленькая Кристина» (1901), Пэт Мерфи в «Изумрудном острове» (1901), граф Эссекс в «Веселой Англии» (1902) и Уильям Джельф в «Принцессе Кенсингтонской» (1903). [ 52 ]
Выступая в «Савойе», Литтон предпринял короткую и безуспешную попытку поставить театральную постановку. Он и некоторые партнеры арендовали театр «Критерион» для постановки «Дикого кролика» , фарса Джорджа Арлисса , который хорошо зарекомендовал себя во время турне по провинции. Отзывы были достаточно благоприятными, [ 53 ] но постановка открылась во время аномальной жары летом 1899 года и длилась всего три недели, понеся убытки более чем в 1000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 142 186 фунтам стерлингов в 2023 году). [ 54 ] Вторая инвестиция позже в том же году, в «Мельнотт» , оперную версию комедии «Лионская дама» , также потеряла деньги, после чего Литтон отказался от мыслей о том, чтобы стать импресарио. [ 55 ]
Вест-Энд: 1903–1909 гг.
[ редактировать ]После того, как в мае 1903 года закончился тираж «Принцессы Кенсингтонской», труппа совершила поездку по пьесе, а затем разошлась. После 1903 года в провинции продолжала появляться единственная туристическая компания D'Oyly Carte. [ 56 ] Отель Savoy закрылся и вновь открылся в следующем году под другим руководством. [ 57 ]

Многие из бывшей труппы «Савой», в том числе Изабель Джей , Роберт Эветт , Баррингтон, Пассмор и Литтон, продолжали появляться в Вест-Энде в музыкальных комедиях , многие из которых имели длинные тиражи. [ 58 ] Между 1903 и 1907 годами Литтон появился в постановках Вест-Энда Уильяма Грета , Джорджа Эдвардса , Сеймура Хикса и Фрэнка Керзона , сыграв главную роль в «Графе и девушке» и в роли Настоящего солдата в «Маленьком Гансе Андерсене» (оба 1903 года, вместе с Пассмором). ; [ 59 ] в роли Реджи в «Городских разговорах» (1905, также с Пассмором); [ 60 ] Аристид в «Маленьком Микусе» (1905, с Эветтом); [ 61 ] Реджинальд в «Белой хризантеме» (1905, с Баррингтоном и Джеем); [ 62 ] Бонифаций в «Весенней курочке» (1905); и Джек в «Моей любимой» (1907). [ 63 ]
Помимо своих музыкальных комедийных ролей, Литтон писал и выступал в мюзик-холлах . В 1904 году он написал либретто к одноактной оперетте « Рыцари дороги » на музыку сэра Александра Маккензи , которая была хорошо принята на премьере в Дворцовом театре эстрады в феврале 1905 года. [ 64 ] The Musical Standard положительно отозвался о произведении и его «безошибочно савойском вкусе». [ 65 ] Литтон выступал в скетчах мюзик-холла с Конни Эдисс в 1906 году. [ 66 ] и Констанс Хайем в 1908 году. [ 67 ]
Литтон писал, что, несмотря на то, что ему очень нравились и приносили пользу его музыкальные комедийные роли, он находил их поверхностными и поверхностными по сравнению с Савойской оперой, к которой он был рад вернуться в 1907 году. [ 68 ] Он появился в «Савое» в Хелен Карт в июне того же года, играя Стрефона. первом лондонском репертуарном сезоне «Гилберта и Салливана» [ 69 ] Когда она представила второй лондонский репертуарный сезон, с апреля 1908 года по март 1909 года, он сыграл во всех пяти поставленных операх в роли Микадо; Дик Дэдай в HMS Pinafore ; Стрефон; Король пиратов в «Пиратах Пензанса» ; и Джузеппе в «Гондольерах» . [ 70 ] Роли скороговорок исполнял CH , прикомандированный из Workman круглогодичной гастрольной компании. [ н 8 ] В конце сезона Уоркман ушел, чтобы продолжить карьеру актера-менеджера; [ n 9 ] Литтон взял на себя роль скороговорки в гастрольной труппе, в которую среди его коллег-руководителей входили Фред Биллингтон , Клара Доу , Сидни Грэнвилл , Луи Рене и Лестер Танкс . [ 72 ]
Главный комик: с 1909 по 1934 год.
[ редактировать ]Хелен Карт умерла в 1913 году, и оперную труппу унаследовал ее пасынок Руперт Д'Ойли Карт . Хотя в 1922 году он писал, что «размах и многогранность» работ Литтона уникальны, [ 73 ] тремя годами ранее, планируя первый за более чем десять лет сезон компании в Лондоне, Карт надеялся убедить Уоркмана, который был в Австралии, вернуться. [ 74 ] Уоркман отказался, и Литтон продолжал играть роли как в Лондоне, так и в туре до конца своей карьеры. После премьеры лондонского сезона 1919–2020 годов в Театре Принса , в котором он играл герцога Пласа-Торо, The Observer прокомментировал:

Литтон играл главную роль в более поздних сезонах в Prince's (1921, 1924 и 1926), в турах по Канаде в 1927 и 1928 годах и США в 1929 году, а также в лондонских сезонах в Savoy в 1929–30 и 1932–33 годах. [ 76 ]
Carte попыталась сбалансировать уважение к традициям и желание сохранить свежесть продукции. [ 77 ] [ 78 ] Литтон одобрил новые костюмы, заказанные Картой. [ 79 ] но решительно не одобрявший и боровшийся с быстрыми темпами, навязанными Малкольмом Сарджентом , молодой дирижер был назначен музыкальным руководителем лондонских сезонов 1926 и 1929–30 годов. Литтон, который так и не овладел навыками нотного чтения, заучивал свои партии наизусть и имел проблемы с тем, что он называл «замысловатыми кусочками» — поворотами и орнаментами Салливана ; [ 80 ] В 1926 году «Таймс» отметила, что он «проявляет больше уважения к словам Гилберта, чем к заметкам Салливана , хотя ему все же удается передать суть даже последних». [ 78 ] Сарджент изучил рукописи Салливана и для некоторых номеров установил темп, с которым Литтону было трудно справиться. На репетициях были ссоры, а иногда и открытые разногласия в выступлениях, при этом Литтон намеренно отставал от ритма Сарджента. [ 81 ]
Литтон был посвящен в рыцари в честь Дня Рождения 1930 года ; он единственный человек, получивший награду за достижения в роли исполнителя Гилберта и Салливана. [ 82 ] Награду отметили газеты Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и США. [ 83 ] В мае следующего года Литтон, ехавший под проливным дождем, разбил свою машину; его пассажирка, его коллега, руководитель D'Oyly Carte Берта Льюис , была убита, а он был ранен. [ 27 ] Он отсутствовал шесть недель, в течение которых его роль взял на себя Мартин Грин , его дублер и будущий преемник. [ 84 ] В августе 1931 года Литтон навсегда передал Грину две свои роли - Робина Оаппла и генерал-майора. [ 85 ]
Последнее выступление Литтона в центре Лондона было в роли Ко-Ко в отеле «Савой» в январе 1933 года. [ 86 ] Затем он гастролировал с труппой D'Oyly Carte до 30 июня 1934 года, в последний раз выступив в театре Gaiety в Дублине в роли Джека Пойнта. [ 87 ] Он был последним оставшимся членом труппы, выступавшим под руководством Гилберта и Салливана. [ 88 ] В своих мемуарах он перечислил тридцать различных ролей в операх Гилберта и Салливана, которые он сыграл за свою карьеру. [ n 10 ]
Последние годы
[ редактировать ]После ухода из труппы D'Oyly Carte Литтон в последний раз появился на сцене в роли Императора Китая в рождественской пантомиме «Аладдин» в Театре принца Уэльского в Бирмингеме в 1934–35. [ 27 ] Это было также его последнее выступление в эфире, которое транслировалось BBC в первый день Нового 1935 года. [ 91 ]
Литтон умер в своем доме в Эрлс-Корт , Лондон, в 1936 году в возрасте 71 года; у него остались жена Луи Анри, которая умерла в 1947 году, двое их сыновей, в том числе Генри Литтон-младший (1906–1965), чей громкий брак с Джесси Мэтьюз в 1926 году закончился разводом в 1929 году, и две дочери. , Бесси Эна Литтон Элверстон (1904–1995) [ 92 ] и Ида Луиза Литтон-Гей (1883–1979). [ 93 ] Другой сын, Перси Артур Бертрам Литтон (1893–1918), был убит в феврале 1918 года во время службы в Королевском летном корпусе . [ 94 ] и двое других умерли в младенчестве. [ 27 ]
В признательности The Manchester Guardian критик Невилл Кардус написал:
Записи, фильмы и трансляции
[ редактировать ]
Литтон занимал видное место в ранних граммофонных записях. Еще в 1902–03 годах Граммофонная компания (HMV) продвигала его как одну из своих звезд вместе с такими исполнителями, как Энрико Карузо , Эдвард Григ и Джозеф Иоахим , Дэн Лено , Мари Ллойд и Джордж Роби . [ 96 ] Среди его записей между 1901 и 1905 годами есть песня «My Cosy Corner Girl» из «Графа и девушки» , которая стала чем-то вроде бестселлера. [ 97 ] Двадцать пять его записей вошли в набор пластинок 1982 года «Искусство Генри Литтона». [ 98 ] Он содержит восемь номеров Гилберта и Салливана из пяти опер, а также песни из трех других шоу, в которых он появлялся - «Веселая Англия» , «Принцесса Кенсингтонская» и «Граф и девушка» - и трех, в которых он не появлялся - «Деревенская девушка» , «Тореадор». и Девушка из Кея . В набор также вошли четыре неконцертные песни, в том числе одна его собственного сочинения. [ n 11 ]
Джордж Бейкер , исполнивший несколько партий Литтона в записях HMV в 1920-х и 1930-х годах, позже описывал голос Литтона как «легкий, звучный, тонкий», но добавлял, что в театре «он убедил меня, что он хороший баритон – он не Да, правда, но он был таким выдающимся актером… что мог убедить вас, что умеет великолепно петь». [ 99 ] К тому времени, когда HMV начала использовать основные принципы D'Oyly Carte в своих записях опер Савойи в середине 1920-х годов, голос Литтона не считался подходящим для граммофона, и он был включен только в «Принцессу Иду» в 1924 ( акустическая ) и 1932 (акустическая) версиях. электрический ), «Микадо» в 1926 году, «Гондольеры» в 1927 году и HMS Pinafore в 1930 году, другие его роли исполняет Бейкер. [ 100 ] Когда в 1930 году был выпущен HMS Pinafore , Кардус написал в The Manchester Guardian : «Пришло время что-то сделать, чтобы передать потомкам гения величайших из всех сохранившихся художников Гилберта и Салливана. 1930] Иоланта была ошибкой первостепенной важности… нельзя не заметить акцент Литтона, старые добрые, но острые тона». [ 101 ]
Литтон спел Ко-Ко в радиопередаче BBC в 1926 году из двух получасовых отрывков из «Микадо» . [ 102 ] и появился в той же роли в четырехминутном немом рекламном фильме производства D'Oyly Carte в том же году. [ 103 ] В январе 1933 года BBC транслировала последний вечер лондонского сезона D'Oyly Carte, который ознаменовал последнее появление Литтона в Вест-Энде. [ 104 ] Он спел Ко-Ко в первом акте «Микадо» . [ 86 ] В Рождество того же года, когда труппа выступала в лондонском пригороде Голдерс-Грин , [ 87 ] Литтон, которого BBC называет «звездой G&S», выступил в трансляции второго акта « Микадо» из радиостудии в Лондоне, где Исидор Годфри дирижировал оркестром BBC и актерским составом D'Oyly Carte. [ 105 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Литтон часто неверно указывал свой возраст. 1865 год — дата, указанная Куртом Генцлем в «Энциклопедии музыкального театра» , Блэквелл/Ширмер (1994; 2001). ISBN 0-02-864970-2 Другой историк театра, Джон Вольфсон, называет годом рождения Литтона 1860 в книге «Савойи в записи» , Чичестер, Западный Суссекс: Packard (1985). ISBN 978-0906527252
- ↑ В своих мемуарах «Тайны савойя» (1922) и «Странствующий менестрель» (1933) Литтон игнорировал или приукрашивал факты, утверждая, что он родился в 1867 году и воспитывался под опекой опекуна, живущего в сельской деревне. Он также утверждал, что женился в 17 лет, еще будучи школьником; записи показывают, что ему было 19 лет. [ 3 ]
- ↑ В своих мемуарах Литтон не упоминает об этом (указывая дату своего дебюта на сцене в 1884 году) и утверждает, что впервые встретил Анри, когда шел с Трудом на комическую оперу « Оливетт» , в которой она появилась в театре «Авеню» в начале 1883 года. и мгновенно влюбился в нее. [ 6 ] [ 7 ]
- ↑ Неспособность Литтона читать ноты является одной из причин, по которым его биограф Брайан Джонс сомневается, что он учился в школе Святого Марка, очень музыкальной школе, где «мальчику было невозможно пройти через церковь Святого Марка в 1870-х годах, не слушая музыку на барабанах». − инспекция проверяла умение каждого целого класса читать по нотам». [ 10 ]
- ↑ До 2 февраля опера называлась «Раддигор» . [ 23 ]
- ^ Режиссер D'Oyly Carte Дж. М. Гордон сказал, что Гилберт предложил это имя в память об актрисе Мари Литтон , которая умерла молодой тремя годами ранее. [ 28 ]
- ↑ В истории компании D'Oyly Carte 1994 года Тони Джозеф утверждает, что Литтон искал единоличную заслугу в более серьезной интерпретации, но Литтон особо признал в «Секретах Савойи» , что он не был первым, кто подумал об этом и что его коллега первым представил трагическую интерпретацию. [ 36 ]
- ↑ Когда Уоркман отсутствовал в августе 1908 года, Литтон временно переключился, чтобы взять на себя роли Ко-Ко и сэра Джозефа, его собственные роли исполнял Лестер Танкс . [ 70 ]
- ↑ Позже в том же году ссора по поводу постановки Уоркмана « Падших фей» Гилберта закончилась тем, что Гилберт запретил Уоркману появляться в любых своих произведениях на сцене в Соединенном Королевстве. [ 71 ]
- ↑ Литтон перечислил свои роли Гилберта и Салливана в качестве адвоката, Ашера и ученого судьи в суде присяжных , Геркулеса, сэра Мармадьюка, доктора Дейли и Джона Веллингтона Уэллса в «Колдуне» ; Капитан Коркоран, Дик Дэдай и сэр Джозеф Портер на HMS Pinafore ; Сэмюэл, Король пиратов и генерал-майор Стэнли в «Пиратах» ; Банторн и Гросвенор в терпении ; Стрефон, лорд Маунтарарат и лорд-канцлер в Иоланте ; Флориан и король Гама в «Принцессе Иде» ; Ко-Ко и Микадо в «Микадо» ; Робин в Раддигоре ; лейтенант Джек Пойнт и Уилфред Шедболт в «Йоменах гвардии» ; Джузеппе и герцог Пласа-Торо в «Гондольерах» ; Король Парамаунт в Utopia Limited ; и Людвиг в «Великом герцоге» . [ 89 ] Джонс добавляет Бригадира в «Суд присяжных» , но отмечает, что не обнаружено никаких записей о появлении Литтона в роли Маунтарарата или лейтенанта. [ 90 ]
- ^ Треки Гилберта и Салливана: «Время было, когда мы с любовью были хорошо знакомы» ( «Колдун» ); «Никто не разлучит нас» ( Иоланта с Луи-Анри); «Если вы уделите мне свое внимание» и «Когда бы я ни сказал саркастическую шутку» ( принцесса Ида ); «Как когда-нибудь это может случиться» и «На дереве у реки» ( «Микадо »); «В предприятии военного характера» ( «Гондольеры» ); и «Когда я был мальчиком» ( HMS Pinafore ). Другие треки: «Imagination» и «The Yeomen of England» ( Merry England ); «Четыре веселых моряка» ( «Принцесса Кенсингтонская »), «Два цыплёнка», «Я и миссис Браун», «Ссора» и «Мир, мир» ( «Деревенская девушка »); «Все ко мне ужасно добры», «Когда я женюсь на Амелии» и «Арчи, Арчи» ( «Тореадор » ); «У берега Средиземного моря» и «Моя уютная угловашка» ( «Граф и девушка» ); «Make it up» ( «Девушка из Кея ») и четыре самостоятельные песни: «Он был моряком» (анон), «Точка моего ока» (музыка Иоганна Штрауса II ), «Ты лучше спроси меня». (Герман Лор) и собственная «Смеющаяся песня» Литтона. [ 98 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Паркер, Джон. «Литтон, сэр Генри Альфред (1865–1936)» Национальный биографический словарь , Oxford University Press, 1949. Проверено 15 сентября 2020 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Джонс, стр. 10 и 221.
- ^ Перейти обратно: а б Индекс GRO, 1884 г. , первый квартал, Кенсингтон, том 1a, стр. 96 (требуется подписка)
- ^ Литтон (1922), с. 23
- ^ Литтон (1922), стр. 24–25; и Джонс, с. 13
- ^ Литтон (1922), с. 25
- ^ «Лондонские театры», The Era , 20 января 1883 г., стр. 5; и списки театров, The Morning Post , 14 марта 1883 г., стр. 4
- ^ Джонс, стр. 30–31.
- ^ Джонс, с. 13
- ^ Джонс, стр. 12–13.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 53
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 53; и Джонс, с. 7
- ^ Литтон (1922), стр. 29–31.
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 61–62; и Литтон (1922), с. 31
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 57
- ^ «Ида Луиза Джонс» , Англия и Уэльс, Индекс регистрации актов гражданского состояния, 1837–1915; и Джонс, с. 72 (требуется подписка)
- ^ Джонс, с. 39
- ^ Литтон (1922), с. 38
- ^ Джонс, с. 42
- ^ Джонс, стр. 41 и 214.
- ^ Джонс, с. 214
- ^ «Мистер Эрик Льюис», Альманах эпохи , январь 1895 г., стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б Роллинз и Уиттс, с. 10
- ^ «Кратко о новостях», The Times , 2 февраля 1887 г., стр. 10; и «Болезнь мистера Гроссмита», The Pall Mall Gazette , 3 февраля 1887 г., стр. 8
- ^ «Несколько новостей», The Morning Post , 16 февраля 1887 г., стр. 5
- ^ Стедман, с. 243 и Литтон (1922), с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с д Паркер, Джон и К.Д. Рейнольдс. «Литтон, сэр Генри Альфред (настоящее имя Генри Альфред Джонс) (1865–1936), актер» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Проверено 16 сентября 2020 г. ( подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) требуется
- ^ Гордон, с. 50; и Стедман, с. 243
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 62–63.
- ^ «Театр принца», The Manchester Courier , 15 ноября 1887 г., стр. 5
- ^ «Музыка и драма», The Airdrie Advertiser , 27 августа 1887 г., стр. 3
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 65
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 68
- ^ Литтон (1922), с. 51
- ^ Гнев, с. 284
- ^ Джозеф, с. 94; и Литтон (1922), с. 53
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 73–74; и «С новой компанией», The New York Times , 8 февраля 1890 г., стр. 8
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 78
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 14 и 86.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 93
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 94
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 98
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 68, 71, 75, 78, 82, 86, 90–91, 94, 96–97, 98 и 100.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 82; и «Провинциальные спектакли», The Era , 2 июля 1892 г., с. 17
- ^ «Провинциальные спектакли», The Era , 22 апреля 1893 г., стр. 20
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 86; и «Ливерпульские театры», The Liverpool Mercury , 28 мая 1895 г., стр. 6
- ^ «Развлечения в Ньюкасл-он-Тайн», The Era , 2 марта 1895 г., стр. 18
- ^ Перейти обратно: а б с Роллинз и Уиттс, с. 16
- ^ Перейти обратно: а б «Возвращение к Его Величеству», Вестминстерская газета , 16 апреля 1897 г., стр. 2
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 18
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 16–19.
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 16–20; и Литтон (1922), с. 85
- ^ «'Дикий кролик' в критерии», The Pall Mall Gazette , 26 июля 1899 г., стр. 4; «Дикий кролик», The Globe , 26 июля 1899 г., стр. 3–4; и «Дикий кролик», The Era , 29 июля 1899 г., стр. 9
- ^ Джонс, с. 89
- ^ Литтон (1922), стр. 110–112.
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 120–135.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 20
- ^ Гэй, стр. 1531, 1535 и 1538–1539.
- ^ Ношение, с. 163
- ^ Ношение, с. 217
- ^ Ношение, с. 230
- ^ Ношение, с. 253
- ^ Ношение, стр. 163, 217, 230, 253 и 335; и Паркер и др ., стр. 1559–1560.
- ^ «Дворцовый театр эстрады», The Musical Times , 1 апреля 1905 г., стр. 259
- ^ "Оперетта сэра А.С. Маккензи", The Musical Standard , 4 марта 1905 г., стр. 138–139.
- ^ «Театры и мюзик-холлы», The Morning Post , 13 августа 1906 г., стр. 3 и «Лондонский павильон», The Globe , 14 августа 1906 г., стр. 8
- ^ "Новая Империя Креста", Woolwich Gazette , 27 марта 1908 г., стр. 5
- ^ Литтон (1922), с. 84
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Роллинз и Уиттс, с. 22
- ^ Моррисон, Роберт. «Спор вокруг последней оперы Гилберта» , Архив Гилберта и Салливана, 2 августа 2011 г., по состоянию на 29 сентября 2020 г.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 126
- ^ Литтон (1922) Предисловие
- ^ Джозеф, с. 198
- ^ «На пьесе», The Observer , 5 октября 1919 г., стр. 7
- ^ Паркер и др. , стр. 1559–1560 гг.
- ^ Джозеф, стр. 182 и 206–208.
- ^ Перейти обратно: а б «Театр принца», The Times , 21 сентября 1926 г., стр. 12
- ^ Литтон (1933), с. 142
- ^ Рид, с. 144
- ^ Рид, стр. 144–145.
- ^ Стоун, Дэвид. «Генри А. Литтон» , «Кто был кем в оперной труппе D'Oyly Carte» , Архив Гилберта и Салливана, 2005 г. Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ «Посвящен в рыцари Савойи», The Herald, 22 июля 1930 г., стр. 10»; «Мистер Генри Литтон», «Шотландец », 3 июня 1930 г., стр. 10; «Почести в честь дня рождения короля», «The Ottawa Citizen» , 3 июня 1930 г., стр. 13; «Популярный савойский рыцарь» , Waikato Times , 23 августа 1930 г. , стр. 5; и «Кинг предлагает список наград», The Los Angeles Times , 3 июня. 1930, с.
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 155; и «Возвращение знаменитого Савойя», Gloucester Journal , 20 июня 1931 г., стр. 10
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 156
- ^ Перейти обратно: а б Роллинз и Уиттс, с. 157
- ^ Перейти обратно: а б Роллинз и Уиттс, с. 158
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 18 и 21.
- ^ Литтон (1922), с. 83
- ^ Джонс, стр. 218–220.
- ^ «Эмиль Литтлер представляет» , Radio Times , 1 февраля 1935 г., стр. 36
- ^ Перепись населения Англии 1911 года для Генри А. Литтона , Миддлсекс, Актон, Ancestry.com (требуется подписка)
- ^ Ида Л. Литтон-Гей в Суррее, Англия, списки избирателей, 1832–1962, Ancestry.com (требуется подписка)
- ^ Перси Артур Бертрам Литтон , Военные могилы Британского Содружества, 1914–1921 и 1939–1947, Ancestry.com (требуется подписка)
- ^ Кардус, Невилл. «Покойный сэр Генри Литтон», Manchester Guardian , 17 августа 1936 г., стр. 6
- ^ «Грамофонисты», Pearson's Weekly , 27 ноября 1902 г., стр. 23; и «Граммофоны», Лидс Меркьюри , 5 декабря 1903 г., с. 17
- ^ Джонс, с. 99
- ^ Перейти обратно: а б Искусство Генри Литтона , Перл, GEMM197, 1982 г. ОСЛК 12877006 .
- ^ "Джордж Бейкер вспоминает", первая сторона, третий трек набора Pearl LP "The Art of the Savoyard", 1974 ОСЛК 10140535
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. XI – XIII.
- ^ Кардус, Невилл. «Граммофонная музыка», The Manchester Guardian , 27 августа 1930 г., стр. 7
- ^ Рид, с. 136
- ^ «Микадо» , Британский институт кино. Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Последняя ночь сезона Руперта Д'Ойли Карта» , Radio Times , 13 января 1933 г., стр. 108
- ^ «Рождественские программы» , Radio Times , 22 декабря 1933 г., стр. 896
Источники
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан: двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514769-8 .
- Гордон, Дж. М. (2014). Мемуары Дж. М. Гордона 1856–1944: Режиссер оперной труппы Д'Ойли Карт . Элизабет Бенни (редактор). Танбридж Уэллс: Ричард Питкэрн-Ноулз. ISBN 978-0-9558591-4-4 .
- Джонс, Брайан (2005). Литтон, Гилберт и Шут Салливана . Лондон: Траффорд. ISBN 978-1-4120-5482-9 .
- Джозеф, Тони (1994). Оперная труппа Д'Ойли Карт, 1875–1982: неофициальная история . Лондон: Bunthorne Books. ISBN 978-0-9507992-1-6 .
- Литтон, Генри (1922). Тайны Савойи . Лондон: Джарролдс. ISBN 978-81-237-4314-1 . ОСЛК 1073391942 .
- Литтон, Генри (1933). Странствующий менестрель . Лондон: Джарролдс. OCLC 966803464 .
- Паркер, Джон; Фреда Гейл; Ян Герберт (1978). Кто был кем в театре, 1912–1976 . Детройт: Гейл. ISBN 978-0-8103-0406-2 .
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент: Биография . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-241-91316-1 .
- Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC 504581419 .
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816174-5 .
- Ношение, JP (1981). Лондонская сцена, 1900–1909: календарь пьес и игроков . Метучен, Нью-Джерси: Пугало. ISBN 978-0-8108-1403-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Генри Литтона в Project Gutenberg
- Работы Генри Литтона или о нем в Интернет-архиве
- Генри Литтон в книге «Кто был кем в D'Oyly Carte». Архивировано 13 сентября 2015 года в Wayback Machine.
- Прощание Генри Литтона в дискографии Гилберта и Салливана
- Видео речи Литтона по случаю 50-летия Литтона и речи Дэвида Ллойд Джорджа в 1934 году на YouTube
- Профиль Литтона
- Статьи о прощании Литтона со сцены
- 1865 рождений
- 1936 смертей
- Певцы из Королевского района Кенсингтон и Челси
- Актеры-мужчины из Лондона
- Люди из Кенсингтона
- Английские певцы-мужчины
- Английские актеры музыкального театра мужского пола
- Рыцари Бакалавр
- Певцам присвоено рыцарское звание
- Актеры удостоены рыцарских званий
- Актеры из Королевского округа Кенсингтон и Челси