Jump to content

и Лено

Дэн Лено в 1880-х годах

Джордж Уайлд Гэлвин (20 декабря 1860 — 31 октября 1904), более известный под сценическим псевдонимом Дэн Лено , был ведущим английским комиком мюзик-холла и актером музыкального театра поздней викторианской эпохи . Он был наиболее известен, помимо выступления в мюзик-холле, своими женскими ролями в ежегодных пантомимах , которые были популярны в лондонском Королевском театре на Друри-Лейн с 1888 по 1904 год.

Лено родился в Сент-Панкрасе , Лондон, и начал развлекаться еще ребенком. В 1864 году он присоединился к своим родителям на сцене в их мюзик-холле и впервые выступил сольно в возрасте девяти лет в Britannia Music Hall в Ковентри . В юности он прославился своими танцами на сабо , а в подростковом возрасте стал звездой выступления своей семьи. Он принял сценический псевдоним Дэн Лено и в 1884 году впервые выступил под этим именем в Лондоне. Как сольный артист, он становился все более популярным в конце 1880-х и 1890-х годах, когда он был одним из самых высокооплачиваемых комиков в мире. Он разработал мюзик-холл, в котором рассказывает о повседневных жизненных темах, смешанный с комическими песнями и сюрреалистическими наблюдениями, и создал множество персонажей, в основном из рабочего класса, для иллюстрации своих историй. В 1901 году, еще на пике своей карьеры, он исполнил свой эскиз «Охотник» для Эдуарда VII в Сандрингеме . Монарх был настолько впечатлен, что Лено стал широко известен как «королевский шут».

Лено также появлялся в бурлеске и каждый год с 1888 по 1904 год в рождественских спектаклях-пантомимах театра Друри-Лейн. Он был щедр и активно занимался благотворительностью, особенно в пользу нуждающихся артистов. Лено продолжал появляться в музыкальных комедиях и в своих выступлениях в мюзик-холле до 1902 года, хотя он все больше страдал от алкоголизма. Это, а также его давняя связь с дамами и низкими комедийными ролями, помешало ему восприниматься всерьез как драматическому актеру, и ему отказали в шекспировских ролях. К 1902 году Лено начал вести себя беспорядочно и яростно, а в начале 1903 года у него случился психический срыв. Его поместили в психиатрическую лечебницу, но выписали позже в том же году. После еще одного выступления его здоровье ухудшилось, и он умер в возрасте 43 лет.

Биография

[ редактировать ]

Семейное происхождение и молодость

[ редактировать ]

Лено родился в Сент-Панкрас , Лондон. Он был младшим из шести детей, включая двух старших братьев, Джона и Генри, и старшую сестру Фрэнсис. Двое других братьев и сестер умерли в младенчестве. [1] Его родители, Джон Гэлвин (1826–1864) и его жена Луиза ( урожденная Даттон; 1831–1891), вместе выступали в двойном акте мюзик-холла под названием «Поющие и действующие дуэтисты». Известный в профессиональном плане как мистер и миссис Джонни Уайлд, [2] особых успехов они не добились, и семья жила в нищете. [3] [n 1]

Лено, получив очень мало образования и воспитанный артистами, в детстве научился развлекать. [3] В 1862 году родители и старшие братья Лено выступили в Surrey Music Hall в Шеффилде , затем выступили в Манчестере , Глазго и Нортгемптоне . в том же году [5] В 1864 году, в возрасте четырех лет, Лено впервые присоединился к своим родителям на сцене в Cosmotheca Music Hall в Паддингтоне под лозунгом «Маленький Джордж, чудо-младенец, акробат и позер». [3] [6]

Когда Лено было четыре года, его отец-алкоголик умер в возрасте 37 лет; [2] затем семья переехала в Ливерпуль , где его мать вышла замуж за Уильяма Гранта (1837–1896), [7] [8] 7 марта 1866 г. [9] Грант был комиком ланкастерского и ирландского происхождения, выступавшим в мюзик-холлах британских провинций под сценическим псевдонимом Уильям Лено. [3] [10] Он был опытным актером и работал у Чарльза Кина в его театральной труппе в Театре Принцессы в Лондоне. [11] В 1866 году семейный дом в Мэрилебоне был снесен, чтобы освободить место для железнодорожной станции Сент-Панкрас . [12] и в результате сестру Лено Фрэнсис отправили жить к дяде, а его брат Джон, который время от времени выступал со своими родителями, устроился на постоянную работу. [3] Лено, его мать, отчим и брат Генри переехали на север и поселились в Ливерпуле, где выступали в различных залах и театрах, в том числе в Star Music Hall, но часто возвращались в Лондон, чтобы выступать в столичных мюзик-холлах. [3] [10]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Лено (вверху) и Джонни Дэнверс ок. 1898 год, с фильму «Друри-Лейн» партнером по Гербертом Кэмпбеллом (внизу)

В 1865 году Лено и его брат Генри, который первым научил Лено танцевать, сформировали двойной танец сабо, известный как «Великий маленький Ленос». Это был первый раз, когда Лено использовал сценический псевдоним своего отчима «Лено», который он так и не зарегистрировал официально. [13] В том же году Лено также появился в своей первой пантомиме в Ливерпуле, где он сыграл второстепенную роль юного клоуна в «Фортунатусе»; или «Волшебная шапка желаний» вместе со своими родителями, которые выступали в роли «мистера и миссис Лено - комических дуэтистов». [9] 18 июля 1866 года Лено, Генри и их родители появились на премьере Кембриджского мюзик-холла в Токстете , Ливерпуль, под лозунгом «Мистер и миссис Лено, великие, сенсационные, драматические и комические дуэтисты и братья Лено». , Танцоры из Ланкаширских башмаков, ботинок и насосов». [14] В следующем году братья впервые выступили без родителей в мюзик-холле «Британия» в Хокстоне . [3] Несмотря на поначалу успех, пара пережила множество приступов безработицы и часто выезжала за пределы лондонских пабов, чтобы заработать на жизнь. [13] Устав выживать на небольшие деньги или вообще без них, Генри оставил танцевальную группу, чтобы заняться торговлей в Лондоне, что вынудило Лено задуматься о будущем в качестве сольного исполнителя. Позже Генри основал танцевальную школу. [n 2] Генри время от времени заменял дядя мальчиков, Джонни Дэнверс , который был на неделю старше Лено. [13] [n 3] Лено и Дэнверс были близки с раннего возраста. [16]

Лено дебютировал как сольный исполнитель в 1869 году, вернувшись в мюзик-холл «Британия» в Хокстоне, где он стал известен как «Великий маленький Лено, квинтэссенция ирландских комиков». [n 4] Название было предложено его отчимом Уильямом, который думал, что ирландская связь понравится публике во время ее предстоящего визита в Дублин . [15] Приехав в Ирландию в том же году, Лено испытывали финансовые трудности и остановились у родственников Уильяма. Помимо выступлений в рамках семейного номера, молодой Лено выступал и сольно под ирландским сценическим псевдонимом «Дэн Патрик». [1] Это позволило ему заработать отдельный гонорар в размере 23 шиллингов за выступление плюс расходы на проживание. [15] Имя «Дэн», возможно, было выбрано в честь Дэна Лоури, комика из северного мюзик-холла и владельца мюзик-холла, с которым Ленос познакомились несколькими месяцами ранее. [17] Во время этого турне по Ирландии Лено появились в Дублине в пантомиме, написанной отцом Лено: « Старый король Шалтай»; или «Арлекин Изумрудный остров и Кэтти из Килларни» (1869), за что Лено похвалил Чарльз Диккенс , который был в зале и сказал ему: «Хороший маленький человек, ты добьешься успеха!» [18]

В 1870 году Лено появились в другой пантомиме отца Лено, Джека-убийцы гигантов; или «Арлекин Мрачный Гослинг», или «Королева добрых фей Золотой сосновой рощи », в котором Лено сыграл главного героя и участвовал в различных развлечениях, предшествовавших пантомиме. [19] На протяжении 1870-х годов Лено и его родители выступали как «Комическое трио (мистер и миссис Лено и Дэн Патрик) в своих действительно забавных развлечениях, песнях и танцах». [1] В семейном спектакле с родителями и Джонни Дэнверсом юный Лено часто брал на себя главную роль в таких скетчах, как « Свадьба в Уиклоу» отчима . Еще одним их эскизом стал «Торпедо Билл» , в котором Лено сыграл главную роль, изобретателя взрывных устройств. Его родители играли «прачку» и «шуточного сапожника». [15] За этим последовал еще один скетч, «Обезьянка Понго» . [20] В этом бурлеске , открывшемся в Театре эстрады Пуллана в Брэдфорде 20 мая 1878 года, Лено сыграл сбежавшую обезьяну; это стало его любимым эскизом того периода. [15]

Растущая популярность подростка Лено привела к тому, что его стали заказывать, в частности, в Театре варьете в Шеффилде и Star Music Hall в Манчестере. [21] В то же время танец клог Лено продолжал быть настолько хорош, что в 1880 году он выиграл чемпионат мира в Мюзик-холле Принцессы в Лидсе . [1] за что получил золотой и серебряный пояс весом 44,5 унции (1,26 кг). [6] [10] Его биограф, либреттист-пантомимист Дж. Хикори Вуд , так описал его выступление: «Он танцевал на сцене; он танцевал на пьедестале; он танцевал на сланцевой плите; его снова и снова вызывали на бис; но на протяжении всего выступления он никогда не произносил ни слова». [22]

1880-е годы

[ редактировать ]
«Железнодорожная стража», 1890 г.

В 1878 году Лено и его семья переехали в Манчестер. [23] Там он познакомился с Лидией Рейнольдс, которая в 1883 году присоединилась к семейной театральной труппе Лено, в которую уже входили его родители, Дэнверс и Лено. В следующем году Лено и Рейнольдс поженились; Примерно в это же время он принял сценический псевдоним «Дэн Лено». [23] 10 марта 1884 года семья Лено взяла на себя управление Большим театром варьете в Шеффилде. [24] Ленос чувствовали себя комфортно среди своей рабочей аудитории в Шеффилде. В ночь премьеры в театр пришло более 4000 зрителей, заплативших шесть пенсов за возможность увидеть звезду Дэна Лено в «Докторе, разрезай их» . В октябре 1884 года, столкнувшись с жесткой конкуренцией, Лено отказались от аренды театра. [25]

В 1885 году Лено и его жена переехали в Клэпхэм-парк в Лондоне, и Лено добился нового успеха, выпустив сольный номер, включавший комедийную болтовню, танцы и песни. [23] В ночь своего лондонского дебюта он выступил в трех мюзик-холлах: Foresters' Music Hall в Майл-Энде , Middlesex Music Hall на Друри-Лейн и Gatti's -in-the-Road, где в общей сложности зарабатывал 5 фунтов стерлингов в неделю. (682 фунта стерлингов в 2024 году с учетом инфляции). [26] [27] Хотя поначалу его называли «Великим ирландским комическим вокалистом и чемпионом по сабо», он постепенно отказался от танцев в пользу изучения персонажей, таких как «Собираюсь купить молоко для близнецов». [10] «Когда Рафферти разыграл свои часы» и «Железнодорожный охранник». [1] Его танцы принесли ему популярность в провинции, но Лено обнаружил, что его лондонская публика предпочитает эти скетчи и его комические песни. [6] [28] Другие лондонские площадки Лено в конце 1880-х годов включали Мюзик-холл Коллинза в Ислингтоне , Королевский театр в Попларе и Стандарт в Пимлико . [29]

Лено заменил в роли Леонтеса в музыкальном бурлеске древнегреческого персонажа Аталанты 1888 года в Стрэнд-театре под руководством Чарльза Хоутри . [30] Он был написан братом Хоутри, Джорджем П. Хоутри, и в нем снимались Фрэнк Вятт , Уилли Уорд и Уильям Хоутри. [31] Газета «Иллюстрированные спортивные и драматические новости» высоко оценила пение и танцы Лено и сообщила, что: «Он привносит много веселья и необычности в не очень важную часть Леонтеса». [32] Лено принял роль в кратчайшие сроки, не имея возможности изучить сценарий. Но его импровизированная комедия помогла продлить жизнь шоу. Когда несколько месяцев спустя Лено и еще один ведущий актер ушли, постановка закрылась. [33]

Музыкальный зал

[ редактировать ]

В 1890-е годы Лено был ведущим исполнителем на сцене мюзик-холла, с ним мог конкурировать только Альбер Шевалье , который переехал в мюзик-холл из настоящего театра . [34] [35] Их стили и привлекательность были очень разными: персонажи Лено были суровыми реалистами из рабочего класса, а персонажи Шевалье были переполнены романтизмом, а его поступок отражал точку зрения богатых людей. По словам биографа Лено Барри Энтони, эти двое «представляли противоположные полюса комедии кокни». [34] [n 5]

Для своих выступлений в мюзик-холле Лено создал персонажей, основанных на наблюдениях за жизнью в Лондоне, включая продавцов , продавцов бакалейных лавок, бифитеров , охотников, участников скачек, пожарных, отцов, мужей-подкаблучников, болтливых жен, дам пантомимы, полицейского, испанца. бандит и парикмахер. [1] Одним из таких персонажей была миссис Келли, сплетница. Лено пел куплет из песни, а затем начинал монолог, часто свой. Вы знаете миссис Келли? рутина, которая стала известной крылатой фразой : «Видите ли, однажды мы поссорились, и все из-за миссис Келли. Вы, конечно, знаете миссис Келли... О, вы должны знать миссис Келли; все; знает миссис Келли. [6] [37] [38]

«Продавец», 1891 г.

Для своих выступлений в Лондоне Лено покупал песни у ведущих авторов и композиторов мюзик-холла. Одним из таких композиторов был Гарри Кинг, написавший многие ранние успехи Лено. [39] Среди других известных композиторов того времени, снабдивших Лено номерами, были Гарри Дакр и Джозеф Табрар . [39] С 1890 года Лено поручил Жоржу Ле Брунну сочинить музыку ко многим своим песням, в том числе «Детектив», «Мой старик», «Дымоход в огне», «Постящийся», «Япончик», «Все». Через кусочек бекона» и «Детективная камера». [39] Ле Брунн также написал музыку к трем самым известным песням Лено, изображающим повседневную жизнь: «Железнодорожный охранник» (1890 г.), «Продавец» и «Официант» (обе 1891 г.). [40] Песни в каждом произведении мгновенно становились отличительными и знакомыми слушателям Лено, но его случайные изменения в характеристиках сохраняли наброски свежими и актуальными. [41]

В «Железнодорожном охраннике» Лено изображен в безумном образе охранника вокзала, одетого в плохо сидящую униформу, с неопрятной бородой и свистком. Персонаж был создан путем преувеличения поведения, которое Лено видел у реального служащего станции Брикстон, который заботился о делах других людей и в то же время не выполнял никакой работы. [42] «Продавец в магазине» был полон комических острот и находился под сильным влиянием пантомимы . Лено играл роль продавца, снова маниакального поведения, заманивая воображаемую клиентуру в магазин, прежде чем приступить к безумной технике продаж, исполняемой в стихах. [43] В изображении Лено «Официанта», одетого в большой смокинг и свободную белую манишку, которая поднималась и ударяла его по лицу, изображался человек, охваченный жалостью к себе и негодованием. Переутомленный, переутомленный и ошеломленный количеством клиентов, официант извинялся за плохое обслуживание быстрее, чем клиенты успевали жаловаться: [38] [43]

Да, сэр! Нет, сэр! Да, сэр! Когда я впервые приехал сюда, эти брюки были до колен. Ноги устали от ожидания. Сэр! Что вы сказали? Какой длины будет твой стейк? О, около четырех дюймов, я бы сказал, около четырех дюймов. Нет, сэр! извините, сэр. Я не могу забрать это сейчас, сэр. Вы воткнули вилку и выпустили пар!

Пантомима

[ редактировать ]
Огастес Харрис

Первым появлением Лено в пантомиме в Лондоне была роль дамы Дёрден в « Джек и бобовый стебель» , которую он исполнил в лондонском театре Суррей в 1886 году, когда его заметил поющим «Собираюсь купить молоко» менеджер театра Суррея Джордж Конквест. [44] Конквест также нанял жену Лено на главную роль в постановке. [45] Пантомима имела успех, и Лено получил восторженные отзывы; в результате ему было предложено сыграть Тинпанца-Тинкера в пантомиме следующего года, которая носила уникальное название « Синдбад и морской старик»; или Лудильщик, Портной, Солдат, Моряк, Аптекарь, Пахарь, Джентльмен-Вор . [45]

После того, как эти представления пантомимы оказались популярными среди публики, Лено был нанят в 1888 году Огастесом Харрисом , менеджером Королевского театра Друри-Лейн , для участия в рождественской пантомиме того года «Дети в лесу» . [46] Пантомимные постановки Харриса в огромном театре были известны своей экстравагантностью и великолепием. В каждом из них участвовало более ста артистов, танцоров балета, акробатов, марионеток и животных, а также тщательно продуманная сцена трансформации и энергичная арлекинада . Часто они частично были написаны Харрисом. [47] [48] Герберт Кэмпбелл и Гарри Николлс снялись с Лено в следующих пятнадцати рождественских постановках на Друри-Лейн. Кэмпбелл появлялся в пяти предыдущих пантомимах театра и был любимцем автора этих постановок Э. Л. Бланшара . Бланшар покинул театр, когда был нанят Лено, полагая, что артисты мюзик-холла не подходят для его рождественских пантомим. [46] Эту точку зрения не разделяли ни зрители, ни критики, один из которых написал:

Я склонен думать, что «торт» игривого юмора достается щеголеватому новичку, мистеру Дэну Лено, который изображен в образе гальванической баронессы в удивительно забавном танце, который приводит весь дом в рев. Существенные «малыши», мистер Герберт Кэмпбелл и мистер Гарри Николлс, не имели бы оправдания, если бы они не соперничали в шутках с легконогим Дэном Лено. [49]

Гарри Николлс и Герберт Кэмпбелл , партнеры Лено во многих пантомимах.

«Дети в лесу» стали триумфом: театр сообщил о рекордной посещаемости, и показ был продлен до 27 апреля 1889 года. [50] В результате Лено значительно сократил свои выступления в мюзик-холле. [50] [51] Тем не менее, в период с апреля по октябрь 1889 года Лено одновременно выступал в Эмпайр-театре и Оксфордском мюзик-холле , давая свой персональный спектакль. [51] К этому времени Лено пользовался большим спросом, и у него были заказы на следующие три года. 9 мая 1889 года он снялся у Джорджа П. Хоутри в утреннике « Пенелопа» , музыкальной версии знаменитого фарса « Красавица в районе» , в пользу Холборнского домика для продавщиц. В этом бенефисе он сыграл роль Питчера напротив опытного Гилберта и Салливана исполнителя Ратленда Баррингтона . [51] The Times посчитала, что в его исполнении произведение было «слишком похоже на пантомиму». [52] Во время долгого сотрудничества Лено с пантомимами Друри-Лейн он появлялся в основном как дама . [53] После смерти Харриса в 1896 году Артур Коллинз стал менеджером театра и курировал (и часто помогал писать) пантомимы. [50]

В своих пантомимах миниатюрный Лено и массивный Кэмпбелл представляли собой визуально комический дуэт. [54] Они часто отклонялись от сценария, свободно импровизируя. Это было встречено с некоторым скептицизмом со стороны продюсеров, которые опасались, что сцены не будут смешными для зрителей, и заметили, что в любом случае они редко были в своих лучших проявлениях в течение нескольких вечеров после открытия. [1] Джордж Бернард Шоу написал об одном из выступлений: «Надеюсь, мне никогда больше не придется терпеть что-то более мрачно и бесполезное». [55] а английский эссеист и карикатурист Макс Бирбом заявил, что «Лено не отдает себе должного, сотрудничая с общественностью». Однако он отметил, что Лено «был исключительным в том, что наделил каждую из своих дам индивидуальностью, от экстравагантной королевы до бесхитростной сплетницы». [56] В «Спящей красавице » Лено и Кэмпбелл заставляли публику смеяться, даже когда они не могли их видеть: они приходили на сцену в закрытых паланкинах и обменивались фразами: «У вас есть чем заняться сегодня днем, моя дорогая?» - «Нет, на мне ничего нет», прежде чем его снова унесли. [1] Пантомимами Лено и Кэмпбелла 1889 года были «Джек и бобовый стебель» (1889 и 1899), «Красавица и чудовище» (1890 и 1900), «Шалтай-Болтай» (1891 и 1903), «Маленький Бо-Пип» (1892), «Робинзон Крузо» (1893), «Дик». Уиттингтон и его кот (1894), «Золушка» (1895), «Аладдин» (1896), «Дети в лесу» (1897) и « Сорок разбойников» (1898). [57]

В роли сестры Анны в опере «Синяя борода» , 1901 год.

женские роли в двух своих последних пантомимах, «Синяя Борода» (1901) и «Мать Гусыня» Лено считал своими любимыми (1902), написанных Дж. Хикори Вудом. Ему заплатили 200 фунтов стерлингов (27 426 фунтов стерлингов в 2024 году с учетом инфляции). [26] для каждого сезона пантомимы. [58] [59] Лено появился на Друри-Лейн в роли сестры Анны в «Синей Бороде» , персонажа, которого Вуд описал как «бодрого человека несколько ниже среднего возраста, с активным характером и еще не оставившего надежду». [60] Драматический критик «Таймс» отмечал: «Это весьма своеобразная и оригинальная сестра Энн, которая танцует брейкдауны и поет странные баллады под еще более странную арфу, играет в пинг-понг со сковородой и картошкой, пародирует Шерлока Холмса и носит самую странную одежду. одевается и укладывает волосы, как мисс Морлина Кенуигс, и говорит писклявым голосом – короче говоря, это не кто иной, как Дэн Лено, которого мы все знаем». [61] Матушка Гусыня предоставила Лено одну из самых сложных ролей в его карьере, в которой ему пришлось изобразить одну и ту же женщину в нескольких разных обличьях. Идея Вуда о том, что ни удача, ни красота не принесут счастья, была проиллюстрирована серией магических трансформаций персонажей. [62] Бедная, неопрятная и вообще некрасивая Матушка Гусыня со временем превратилась в богатую и красивую, но безвкусную парвеню , ищущую жениха. Постановка была одной из самых успешных пантомим Друри-Лейн, продолжавшейся до 28 марта 1903 года. [62]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Комический журнал Дэна Лено , выпуск № 1, 26 февраля 1898 г.

В 1896 году импресарио Милтон Боуд обратился к Лено с предложением создать для него фарсовую музыкальную комедию под названием « Орландо Дандо, Доброволец » Бэзила Худа на музыку Уолтера Слотера . Агент Лено отклонил предложение, поскольку его клиент был занят на два года. Боде предложил Лено 625 фунтов стерлингов (116 081 фунт стерлингов в 2024 году с учетом инфляции). [26] на шестинедельное выступление в 1898 году. Услышав это, комик отверг своего агента и принял предложение. [63] Лено совершил поездку по провинции в рамках этой пьесы и сразу же имел успех. Его выступление было настолько популярным, что Боде повторно пригласил его еще на два выступления: музыкальный фарс In Gay Piccadilly! (1899), Джорджа Р. Симса , в котором появился дядя Лено, Джонни Дэнверс ( «Эра» сообщила, что Лено «притягивал огромные дома», и назвала его «мучительно забавным»); [64] и музыкальная комедия «Мистер Викс из Уикхема» (1902). Оба гастролировали после своих первоначальных выступлений. [63] [65] [66] В 1897 году Лено отправился в Америку и дебютировал 12 апреля того же года в мюзик-холле «Олимпия» Хаммерштейна на Бродвее, где он был объявлен «Самым смешным человеком на Земле». Отзывы были неоднозначными: одна газета сообщила, что дом вызвал одобрение, а другая жаловалась, что английский юмор Лено устарел. [67] Его помолвка в Америке подошла к концу месяц спустя, и Лено сказал, что это «венец моей карьеры». [68] Несмотря на свое ликование, Лено осознавал несколько негативных отзывов, которые он получил, и отклонил все последующие предложения совершить поездку по Соединенным Штатам и Австралии. [68]

В том же году комик предоставил свое имя и писательский талант журналу комиксов Дэна Лено . Газета была в первую очередь ориентирована на молодежь и представляла мифологизированную версию Лено - первого комикса, получившего свое название от живого человека и основавшего его главного героя. Выпуск № 1, опубликованный К. Артуром Пирсоном , вышел 26 февраля 1898 года, и газета продавалась тиражом 350 000 экземпляров в год. [63] Лено написал большую часть комиксов и шуток для газеты, а Том Браун предоставил множество иллюстраций. [69] Комик сохранил редакционный контроль над газетой, решая, какие материалы опустить. [70] Журнал был известен своими лозунгами, в том числе «Одно прикосновение Лено заставляет весь мир ухмыляться» и «Не буду стирать одежду, но искажу меланхолию». На обложке всегда была карикатура на Лено и его редакцию за работой и отдыхом. Внутри были представлены «Дневник Дэниела», «Стоны мученика», две истории, пара десятков мультфильмов и «Последние Лено - свежие шутки и хрипы, сделанные в помещении». [71] Спустя почти два года новизна прошла, и Лено потерял интерес. Газета закрылась 2 декабря 1899 года. [69] [70]

«Королевский шут» с королевской булавкой для галстука.

В конце 1890-х годов журналист писал, что Лено был «вероятно, самым высокооплачиваемым юмористом в мире». [72] В 1898 году Лено, Герберт Кэмпбелл и Дэнверс сформировали консорциум для строительства театра Гранвилл в Фулхэме , который был снесен в 1971 году. [73] Лено опубликовал автобиографию « Дэн Лено: Хис Бук» в 1899 году, возможно, при содействии писателя-призрака Т.С. Элдера. [10] Биограф Лено Дж. Хикори Вуд прокомментировал: «Я могу честно сказать, что никогда не видел его абсолютно отдыхающим. за этим последуют еще несколько назначений». [74] В том же году Лено исполнил роль «вакси омо» (сленговое выражение, обозначающее исполнителя с черным лицом). [75] в «Менестрелях Doo-da-Day», в состав которого входили Дэнверс, Кэмпбелл, Брэнсби Уильямс , Джо Элвин и Юджин Страттон . Единственное выступление труппы состоялось в Лондонском павильоне 29 мая 1899 года в рамках благотворительного мероприятия. Песня Лено «The Funny Little Nigger» очень рассмешила публику. Его биограф Барри Энтони считал это выступление «более или менее последним вздохом чернолицых менестрелей в Британии». [75]

Между 1901 и 1903 годами Лено записал более двадцати пяти песен и монологов на лейбле Gramophone and Typewriter Company . [76] К концу своей жизни он также снял 14 короткометражных фильмов, в которых изобразил неуклюжего шута, которому трудно выполнять повседневные задачи, такие как езда на велосипеде или открытие бутылки шампанского. [77] 26 ноября 1901 года Лено вместе с Сеймуром Хиксом и его женой, актрисой Эллалин Террисс , был приглашен в Сандрингемский дом , чтобы принять участие в представлении Королевского командования , чтобы развлечь короля Эдуарда VII , королеву Александру , их сына Джорджа и его жену Мэри. , принц и принцесса Уэльские. Лено исполнил тридцатипятиминутный сольный номер, в который вошли две его самые известные песни: «Как купить дом» и «Охотник». После выступления Лено сообщил: «Король, королева и принц Уэльский очень любезно пожали мне руку и рассказали, как им это понравилось. Принцесса Уэльская как раз собиралась пожать мне руку, когда она посмотрела на мое лицо и некоторое время не могла этого сделать, потому что она так смеялась, что я не собирался выглядеть смешным – я действительно старался выглядеть достойно и учтиво, но, наверное, не мог сдержаться; " [78] [79] На память король подарил Лено инкрустированную драгоценными камнями королевскую булавку для галстука , и после этого Лено стал известен как «Королевский шут». Лено был первым артистом мюзик-холла, давшим Королевское командное выступление во время правления короля. [78] [80]

Личная жизнь

[ редактировать ]
синяя мемориальная доска в честь Лено
Мемориал с синей мемориальной доской в ​​доме Лено на Акерман-роуд, Ламбет
Внешний вид дома из красного кирпича, с синей табличкой на передней стене

В 1883 году Лено встретил Сару Лидию Рейнольдс (1866–1942), молодую танцовщицу и комедийную певицу из Бирмингема , когда они оба выступали в эстрадном цирке короля Оми в Рочдейле . [81] Дочь театрального плотника, [82] Лидия, как ее называли профессионально, уже в подростковом возрасте была состоявшейся актрисой: о ее роли в «Синдбаде-мореходе» в 1881 году один критик написал, что она «очень хорошо сыграла Зорлиду для молодой артистки. Она хорошо известна в этом театре и при должной подготовке окажется очень умной актрисой». [83] Она и Лено поженились в 1884 году на скромной церемонии в церкви Святого Георгия в Халме , Манчестер, вскоре после рождения их первой дочери Джорджины. [84] Второй ребенок умер в младенчестве. [85] и Джон родился в 1888 году. [1] Трое их младших детей - Эрнест (1889 г.р.), Сидни (1891 г.р.) и Мэй (1896 г.р.) - все последовали за своим отцом на сцену. Позже Сидни выступил в роли Дэна Лено-младшего. [86] После того, как мать и отчим Лено ушли из выступлений, Лено поддерживал их финансово до самой смерти. [87]

Лено владел примерно акром земли позади своего дома в Клэпхэм-парке , где выращивал капусту, картофель, птицу, масло и яйца. [88] В 1898 году Лено и его семья переехали на Акерман-роуд, 56, Ламбет , где они прожили несколько лет. синюю мемориальную доску установил здесь В 1962 году Совет лондонского графства . [89]

Благотворительность и сбор средств

[ редактировать ]

Ассоциация терьеров была основана в 1890 году для помощи художникам-пенсионерам, нуждающимся в финансовой помощи. Лено активно занимался сбором средств в этом фонде, а также в Благотворительном фонде Мюзик-холла, президентом которого он стал. [1] Он был одним из первых членов развлекательной благотворительной организации Grand Order of Water Rats , которая помогает исполнителям, испытывающим финансовые нужды, и был ее лидером, Крысиным королем, в 1891, 1892 и 1897 годах. [35] Ближе к концу своей жизни Лено стал соучредителем Железнодорожной ассоциации артистов мюзик-холла, которая вступила в партнерство с Water Rats, чтобы сформировать первый профсоюз мюзик-холла. [90] Часть благотворительной деятельности Лено была скрытной и неразглашенной. [91]

В конце 1890-х годов Лено сформировал команду по крикету под названием «Dainties», в которую он нанял многих ведущих комиков того времени и звезд мюзик-холла. [92] Они играли на благотворительность против множества любительских команд, готовых мириться с их комедийным хаосом, таких как лондонская столичная полиция ; Шутки Лено и его товарищей по команде на зеленом позабавили большие толпы, которые они собрали. [93] [94] С 1898 по 1903 год «Дэнтис» продолжали проводить матчи по всему Лондону. В 1900 году для зрителей новой среды кино были сняты два боевика о матчах. В сентябре 1901 года на крупном благотворительном матче пресса отметила карнавальную атмосферу. Юмористы были одеты в дурацкие костюмы: Лено была одета как гробовщик, а позже как школьница, едущая на верблюде. Играли оркестры, и клоуны кружили по толпе. Соперничающую команду профессиональных игроков в крикет из Суррея уговорили носить высокие шляпы во время матча. На мероприятии присутствовало 18 000 зрителей, которые, среди прочего, пожертвовали средства на благотворительность мюзик-холла и игроков в крикет. [94] [95]

Упадок и психический срыв

[ редактировать ]
Лено в роли Матушки Гусыни

Лено начал сильно пить после выступлений, а к 1901 году, как и его отец и отчим до него, стал алкоголиком. [1] Он постепенно пришел в упадок физически и умственно, и у него часто наблюдались приступы беспорядочного поведения, которые начали влиять на его работу. [96] К 1902 году гневное и агрессивное поведение Лено, направленное на других актеров, друзей и семью, участилось. Сочинив, он начинал раскаиваться и извиняться. [96] Его беспорядочное поведение часто было результатом его уменьшающейся способности запоминать свои реплики и неразборчивости во время исполнения. [1] Лено также страдал от нарастающей глухоты, что в конечном итоге вызвало проблемы на сцене и за ее пределами. В 1901 году во время постановки « Синей Бороды » Лено пропустил словесную реплику и в результате застрял в башне более чем на двадцать минут. В конце показа « Матушки Гусыни » в 1903 году продюсер Артур Коллинз отдал дань уважения Лено и подарил ему от имени руководства театра Друри-Лейн дорогой серебряный обеденный сервиз. Лено поднялся на ноги и сказал: «Губернатор, это великолепный подарок! Поздравляю вас, вы его заслужили!» [96]

Разочарованный тем, что его не приняли в качестве серьезного актера, Лено стал одержим идеей сыграть Ричарда III и другие великие шекспировские роли, завалив актера-менеджера Герберта Бирбома Три своими предложениями. [1] После его последнего показа « Матушки Гусыни» в театре Друри-Лейн в начале 1903 года заблуждения Лено одолели его. В последний вечер и вскоре после этого он отправился в дом Констанс Кольер , которая была ведущей актрисой Бирбома Три в Театре Его Величества , а также последовал за ней на репетицию там. [97] Он пытался убедить ее сыграть вместе с ним в шекспировском сезоне, который Лено был готов финансировать. Во второй визит к ней домой Лено принес Кольеру бриллиантовую брошь. Понимая, что у Лено психическое расстройство, она мягко отказалась от его предложения, и Лено ушел в смятении. [97]

Два дня спустя его поместили в сумасшедший дом Кэмберуэлл Хаус в Лондоне. [98] где он провел несколько месяцев под присмотром доктора Сэвиджа, который лечил Лено «тишиной, покоем и небольшим количеством акварельных красок». [99] На второй день Лено сказал медсестре, что часы идут неправильно. Когда она заявила, что это правильно, Лено заметил: «Ну, если это правильно, то что он здесь делает?» Лено предпринял несколько попыток покинуть приют, дважды успешные. Его каждый раз находили и тут же возвращали. [100]

Прошлый год и смерть

[ редактировать ]
Мемориал Лено на кладбище Ламбет в Лондоне

После освобождения Лено из тюрьмы в октябре 1903 года пресса дала много приветственных комментариев и предположила, появится ли он в том же году в пантомиме Друри-Лейн, которая должна была стать Шалтай-Болтай . Обеспокоенный тем, что у Лено может случиться рецидив, Артур Коллинз нанял Мари Ллойд . на свое место [101] Однако ко времени репетиций Лено убедил Коллинза, что он достаточно здоров, чтобы принять участие, и актерский состав был перетасован, чтобы приспособить его. Лено появился с успехом. Сообщается, что, услышав его фирменную песню, публика аплодировала ему стоя, продолжавшаяся пять минут. [102] Он получил телеграмму от короля, в которой он поздравлял его с выступлением. [103]

Партнер Лено по сцене Герберт Кэмпбелл умер в июле 1904 года, вскоре после пантомимы, в результате несчастного случая в возрасте пятидесяти семи лет. Смерть глубоко повлияла на Лено, и он впал в упадок. В то время он выступал в лондонском павильоне , но шоу пришлось отменить из-за его неспособности запомнить свои реплики. [96] Критики были настолько суровы, что Лено написал заявление, опубликованное в The Era , в защиту оригинальности шоу. [104] 20 октября 1904 года Лено дал свое последнее выступление в спектакле. После этого он остановился в детской больнице Белгрейв в Кеннингтоне , вице-президентом которой он был, чтобы оставить пожертвование. [105]

Лено умер в своем доме в Лондоне 31 октября 1904 года в возрасте 43 лет и был похоронен на кладбище Ламбет в Лондоне. [106] [107] [№ 6] Причина смерти не известна. [№ 7] Его смерть и похороны стали общенациональной новостью. Газета Daily Telegraph написала в некрологе: «Был только один Дэн. Его методы были неподражаемы; его лицо действительно было его удачей… Кто видел его в любой его маскировке и не рассмеялся?» [109] Макс Бирбом позже сказал о смерти Лено: «Такой маленький и хрупкий фонарь не мог долго поддерживать такое большое пламя». [110] [n 8]

В память о Лено расположены сады Дэна Лено на Патмос-роуд в Лондоне, расположенные за собором Святого Иоанна Богослова в Кеннингтоне , которые предназначены для людей с ограниченными возможностями. [112]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Луиза и Джон поженились в церкви Св. Иоанна, Ватерлоо, Лондон, 2 января 1850 года и жили на Энн-стрит, недалеко от Ватерлоо. Джон родился в Миддлсексе, а Луиза — в Уортинге в Сассексе. Отцом Джона был Морис Гэлвин, ирландский каменщик. Отец Луизы, Ричард Даттон, был художником, который оказался пациентом сумасшедшего дома для бедных в Миддлсексе. [4]
  2. ^ Танцевальная школа рекламировалась как: «Танцы сабо преподают Х. Уайлд, брат и наставник Дэна Лено, Дж. Х. Хаслама и т. Д.» [15]
  3. Дэнверс родился в Шеффилде и еще мальчиком переехал в Глазго, а позже стал «серебряным игроком». [16]
  4. Здесь юмористом называют исполнителя юмористических песен. [13]
  5. Шевалье написал все свои песни, а Лено покупал песни у известных авторов и композиторов. [34] [36]
  6. Артур Робертс , близкий друг, прокомментировал после смерти Лено: «Кажется, это необычная вещь, но я действительно верю, что доброта короля Эдварда была бессознательным средством ускорения разума Дэна Лено на грани безумия… Бедный Дэн несколько лет порхал за пределами клетки сумасшедшего дома, и великая честь и достоинство, которые он получил от рук короля, только склонили чашу весов божественной несправедливости. Он вошел внутрь». [80]
  7. ^ Никаких медицинских записей не сохранилось. Различные источники выдвинули по крайней мере три теории причины смерти: The New York Times заявила, что он умер от болезни сердца. [108] Оксфордский национальный биографический словарь С другой стороны, утверждает, что он умер от третичного сифилиса . [1] Наконец, его биограф Джайлс Брандрет утверждал, что Лено скончался от опухоли головного мозга, что, по мнению Брандрета, поможет объяснить его беспорядочное поведение. В 1904 году Лено заявил: «Причина моего заболевания головного мозга связана с падением с велосипеда». [79]
  8. ^ Мемориал Лено поддерживается Гильдией мюзик-холлов Великобритании и Америки и был восстановлен Большим Орденом Водяных Крыс в 2004 году. [111]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хогг, Джеймс. «Лено, Дэн» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, по состоянию на ноябрь 2011 г. (требуется подписка)
  2. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 1
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Брандрет, с. 2
  4. ^ Энтони, стр. 5–7.
  5. ^ Энтони, стр. 12–13.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Биография Дэна Лено». Архивировано 14 марта 2011 г. на сайте Wayback Machine , веб-сайт Музея Виктории и Альберта , по состоянию на 20 января 2012 г.
  7. ^ Энтони, стр. 15 и 92.
  8. ^ Вуд, с. 3
  9. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 16
  10. ^ Jump up to: а б с д и Лено, Дэн. Дэн Лено: Hys Booke , Greening & Co. (1901), по состоянию на 19 ноября 2011 г.
  11. «Эра» , 12 февраля 1860 года. Записи показывают, что Уильям Лено появляется в роли Клоуна в «Арлекине и желтом карлике» в Королевском театре, Саут-Шилдс .
  12. «История и реставрация». Архивировано 7 октября 2011 г. на Wayback Machine , Stpancras.com, по состоянию на 28 марта 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Брандрет, с. 3
  14. ^ Энтони, с. 17
  15. ^ Jump up to: а б с д и Брандрет, с. 4
  16. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 33
  17. ^ Энтони, с. 31
  18. ^ Брандрет, с. 12
  19. ^ Энтони, с. 22
  20. ^ Вуд, стр. 83–84.
  21. ^ Брандрет, с. 20
  22. ^ Вуд, с. 72
  23. ^ Jump up to: а б с Брандрет, с. 22
  24. ^ Энтони, стр. 45–47. Шеффилдский лицейский театр был построен на этом месте в 1897 году. См. Энтони, с. 54
  25. ^ Энтони, с. 53
  26. ^ Jump up to: а б с Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  27. ^ Брандрет, с. 23
  28. ^ Вуд, с. 101
  29. ^ Брандрет, с. 24
  30. ^ Лидс Таймс , 3 ноября 1888 г., стр. 6
  31. ^ «Сегодняшние развлечения», The Pall Mall Gazette , 11 декабря 1888 г., стр. 12
  32. ^ Иллюстрированные спортивные и драматические новости , 30 ноября 1888 г., стр. 24
  33. ^ Энтони, с. 86
  34. ^ Jump up to: а б с Энтони, с. 97
  35. ^ Jump up to: а б «Кусочек истории» , История: Великий Орден водяных крыс, Gowr.net, по состоянию на 6 июня 2019 г.
  36. ^ Бут (1944), с. 53
  37. ^ Партридж, с. 563
  38. ^ Jump up to: а б Краткое содержание, стр. 47–48.
  39. ^ Jump up to: а б с Энтони, с. 100
  40. ^ Энтони, с. 101
  41. ^ Энтони, с. 106
  42. ^ Энтони, с. 103
  43. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 105
  44. ^ Брандрет, с. 26
  45. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 27
  46. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 88
  47. ^ "Искусство мистера Питчера", некролог, The Times , 3 марта 1925 г.
  48. ^ Энтони, с. 87
  49. Penny Illustrated Paper , 5 января 1887 г., стр. 12–13.
  50. ^ Jump up to: а б с Брандрет, с. 28
  51. ^ Jump up to: а б с Энтони, с. 90
  52. «Таймс» , 10 мая 1889 г., стр. 30
  53. ^ Дишер, с. 56
  54. ^ Шоу, GB Saturday Review , 1897, выпуск 83, стр. 87–89.
  55. ^ Брандрет, с. 45
  56. ^ Бирбом, с. 350
  57. ^ Энтони, стр. 215–216.
  58. ^ «Зарплата Дэна Лено», Manchester Evening News , 27 декабря 1901 г., стр. 5
  59. ^ Энтони, с. 190
  60. ^ Вуд, с. 133
  61. «Таймс» , 27 декабря 1901 г., стр. 4
  62. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 191
  63. ^ Jump up to: а б с Брандрет, с. 69
  64. ^ «Развлечения в Бирмингеме: Большой театр», The Era , 11 ноября 1899 г., стр. 23а
  65. ^ «Дэн Лено в Королевском театре», Sheffield Independent , 31 октября 1899 г., стр. 11
  66. ^ Бут (1996), с. 203; последний мюзикл был возрожден на Бродвее в 1904 году, когда многие песни были написаны или переработаны на новую музыку молодым Джеромом Керном .
  67. ^ Брандрет, с. 64
  68. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 66
  69. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 170
  70. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 70
  71. ^ Брандрет, стр. 69–70.
  72. ^ Блюменфельд, с. 167
  73. ^ «Из архива: Театр Гранвилля». Архивировано 6 октября 2013 г. в Wayback Machine , Hammersmith and Fulham News , 6 октября 2009 г., стр. 66
  74. ^ Вуд, с. 277
  75. ^ Jump up to: а б Энтони, с. 71
  76. ^ Брандрет, стр. 96–97.
  77. ^ Фландерс, Джудит. «Перепись 1901 года». Архивировано 6 октября 2013 года в журнале Wayback Machine , журнал Who Do You Think You Are , по состоянию на 27 июня 2013 года.
  78. ^ Jump up to: а б «Актеры в Сандрингеме», The New York Times , 1 декабря 1901 г., стр. 7
  79. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 80
  80. ^ Jump up to: а б Брандрет, с. 81
  81. ^ «Вдова Дэна Лено», Hull Daily Mail , 30 апреля 1942 г., стр. 4
  82. ^ Энтони, с. 43
  83. Сцена , 20 мая 1881 г., с. 44
  84. ^ Энтони, стр. 53–54.
  85. ^ Энтони, с. 96
  86. ^ Энтони, с. 200
  87. ^ Вуд, с. 99
  88. ^ Блюменфельд, с. 166
  89. ^ «Лено, Дэн (1860–1904)» , Blue Plaques, English Heritage онлайн, по состоянию на 6 июня 2019 г.
  90. ^ Энтони, с. 120
  91. ^ Энтони, с. 121
  92. ^ "Игроки в крикет Дэна Лено", Sheffield Evening Telegraph , 20 июня 1899 г., стр. 4
  93. ^ «Дэн Лено и его команда по крикету», Illustrated Police News , 8 октября 1898 г., стр. 3
  94. ^ Jump up to: а б Уильямсон, Мартин. «Львы, верблюды и клоуны в Овале» , ESPN Cricinfo онлайн, 18 октября 2008 г., по состоянию на 16 февраля 2012 г.
  95. ^ «Сверчок Дэна Лено», Falkirk Herald , 24 июня 1899 г., стр. 6
  96. ^ Jump up to: а б с д Брандрет, с. 84
  97. ^ Jump up to: а б Энтони, стр. 192–193.
  98. ^ Брандрет, стр. 85–89.
  99. ^ «Улучшение Дэна Лено», Evening Telegraph , 24 июля 1903 г., стр. 2
  100. ^ Брандрет, с. 89
  101. ^ «Преемник Дэна Лено», Evening Telegraph , 24 июля 1903 г., стр. 3
  102. ^ Брандрет, с. 90
  103. ^ «Король и Дэн Лено», Manchester Evening News , 28 декабря 1903 г., стр. 2
  104. ^ "Мистер Дэн Лено. Павильон, где я пою две собственные новые песни, ни с кого не скопированные. Песня "Boy", которую недобрый критик сравнил с другой, уверяю вас, что я написал и спел в Глазго Тридцать лет. год назад. Кто сейчас копирует? Все мои шутки «Тридцать четыре минуты» ни у кого не скопированы». «Дэн Лено», «Эра» , 22 октября 1904 г., с. 7
  105. ^ Энтони, с. 197; и Вуд, с. 241
  106. ^ Брандрет, с. 91
  107. ^ «Смерть Дэна Лено», Western Times , 1 ноября 1904 г., стр. 5
  108. ^ «Дэн Лено мертв» , The New York Times , 1 ноября 1904 г., стр. 9
  109. ^ «Некролог», The Daily Telegraph , 1 ноября 1904 г., стр. 2
  110. ^ Бирбом, с. 349
  111. ^ Энтони, с. 10
  112. ^ «Парки Ламбет, сады Дэна Лено» , www.lambeth.gov.uk, по состоянию на 28 июня 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d872ee9fa98896810c4cbb307f1702c9__1714130640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/c9/d872ee9fa98896810c4cbb307f1702c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dan Leno - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)