Savoy opera
Савойская опера — это стиль комической оперы , который развился в викторианской Англии в конце 19 века, где У. С. Гилберт и Артур Салливан первыми и наиболее успешными исполнителями были . Название происходит от театра «Савой» , который импресарио Ричард Д'Ойли Карт построил для размещения пьес Гилберта и Салливана , а затем и других команд композиторов-либреттистов. Большая часть опер Савойи, не относящихся к G&S, либо не смогла закрепиться в стандартном репертуаре, либо исчезла с годами, в результате чего термин «Савойская опера» стал практически синонимом Гилберта и Салливана. Савойские оперы (в обоих смыслах) оказали плодотворное влияние на создание современного мюзикла .
Гилберт, Салливан, Карт и другие викторианской эпохи . британские композиторы, либреттисты и продюсеры [1] а также современная британская пресса и литература называли произведения такого рода «комическими операми», чтобы отличить их содержание и стиль от зачастую рискованных оперетт континентальной Европы , которые они хотели вытеснить. Большая часть опубликованной с тех пор литературы о Гилберте и Салливане называет эти произведения «Савойскими операми», « комическими операми » или тем и другим. [2] Однако «Penguin Opera Guides» и многие другие музыкальные словари и энциклопедии классифицируют произведения Гилберта и Салливана как оперетты. [3]
Ранние оперы Гилберта и Салливана играли в других лондонских театрах, а «Терпение» (1881) была первой оперой, появившейся в театре Савой, и, таким образом, в строгом смысле слова, первой настоящей «Савойской оперой», хотя термин «Савойская опера» на протяжении более века ссылался на все тринадцать опер, написанных Гилбертом и Салливаном для Ричарда Д'Ойли Карт.
Другие определения
[ редактировать ]В годы, когда Гилберта и Салливана писались оперы («G&S»), Ричард Д'Ойли Карт также продюсировал в театре «Савой» оперы других команд композиторов-либреттистов, либо в качестве занавеса перед пьесами G&S, либо для того, чтобы заполнить театр, когда пьесы G&S не было в наличии. [4] Для его современников термин «Савойская опера» относился к любой опере, которая шла в этом театре, независимо от того, кто ее написал.
Помимо подъемников занавеса (которые перечислены во второй таблице ниже), оперы G&S были единственными произведениями, поставленными в театре Савой с момента его открытия (10 октября 1881 года) до закрытия «Гондольеров» 20 июня 1891 года. В течение следующего десятилетия , было только два новых произведения G&S ( Utopia Limited и The Grand Duke ), оба из которых имели сравнительно короткие тиражи. Чтобы заполнить этот пробел, Карт организовал возрождение G&S, оперы Салливана с разными либреттистами и произведения других команд композиторов-либреттистов. Ричард Д'Ойли Карт умер 3 апреля 1901 года. Если для определения «Савойской оперы» использовать связь Карт и театра «Савой », то последней новой савойской оперой была «Роза Персии» (музыка Салливана, либретто Бэзила Худа ). , который проходил с 28 ноября 1899 г. по 28 июня 1900 г.
После смерти Карта его жена Хелен Карта управление театром взяла на себя . В 1901 году она поставила последнюю оперу Салливана « Изумрудный остров» (законченную после смерти Салливана Эдвардом Джерманом ), и во время показа этой оперы она наняла Уильяма Грета в качестве менеджера театра. Позже в том же году она сдала театр в аренду Грету, который затем продюсировал «Иб и Маленькая Кристина» , «Узор ивы» , возрождение «Иоланты» , «Веселая Англия» (1902) и «Принцесса Кенсингтонская» (1903), актерский состав каждого из которых состоял в основном из Компания Carte's Savoy. Сирил Роллинз и Р. Джон Уиттс считают «Принцессу Кенсингтонскую» последней из савойских опер. После закрытия «Принцессы Кенсингтонской» в мае 1903 года миссис Карт сдавала театр в аренду несвязанным сторонам до конца 1906 года, когда она продюсировала первый из двух сезонов возрождения G&S в репертуаре «Савой», а Гилберт вернулся в качестве режиссера.
В марте 1909 года Чарльз Х. Уоркман арендовал театр, поставив три новых спектакля, в том числе одну Гилберта « Падшие феи» (музыка Эдварда Германа). Последняя из этих работ, созданных Уоркманом, вышла в начале 1910 года, «Два веселых монарха » Артура Андерсона , Джорджа Леви и Хартли Керрика на музыку Орландо Моргана . Современная пресса называла эти произведения «Савойскими операми». [5] и SJ Адэр Фитц-Джеральд считали пьесы Уоркмана последними операми Савойи. [6]
Фитц-Джеральд написал свою книгу «История Савойской оперы » в 1924 году, когда эти пьесы еще были в памяти живых. Но в последующие десятилетия произведения, созданные в «Савое» композиторами и либреттистами, помимо Гилберта и Салливана, были забыты или редко возрождались. Термин «Савойская опера» стал синонимом тринадцати дошедших до нас произведений Гилберта и Салливана. Первое сотрудничество Гилберта и Салливана - опера 1871 года «Теспис» - не было «Савойской оперой» ни по одному из определений, упомянутых до этого момента, поскольку Ричард Д'Ойли Карт не ставил ее и никогда не исполнял в театре «Савой». Тем не менее, Роллинз и Уиттс включили его в свой сборник «Савойских опер», как и Джеффри Смит . Оксфордский словарь английского языка определяет эту фразу следующим образом: «Обозначение любой из опер Гилберта и Салливана, первоначально представленных в театре Савой в Лондоне компанией D'Oyly Carte. Также используется в более общем смысле для обозначения любой из опер Гилберта и Салливана, включая те, которые впервые представленный до открытия театра «Савой» в 1881 году, или для обозначения любой комической оперы аналогичного стиля, которая появлялась в театре». [7]
Полный список
[ редактировать ]В следующей таблице показаны все полнометражные оперы, которые можно считать «Савойскими операми» согласно любому из определений, упомянутых выше. Показаны только первые запуски. Занавесы и аккорды, которые играли в составе Savoy Operas, включены в следующую таблицу ниже.
Заголовок | Либреттист(ы) | Композитор(ы) | Театр | Дата открытия | Закрытие Дата | Перф. |
---|---|---|---|---|---|---|
Феспис | WS Гилберт | Артур Салливан | Веселье | 26 декабря 1871 г. | 8 марта 1872 г. | 64 |
Суд присяжных | WS Гилберт | Артур Салливан | Роялти | 25 марта 1875 г. | 18 декабря 1875 г. | 131 |
Колдун | WS Гилберт | Артур Салливан | Комическая опера | 17 ноября 1877 г. | 24 мая 1878 г. | 178 |
HMS Передник | WS Гилберт | Артур Салливан | Комическая опера | 25 мая 1878 г. | 20 февраля 1880 г. | 571 |
Пираты Пензанса | WS Гилберт | Артур Салливан | Бижу, Пейнтон | 30 декабря 1879 г. | 30 декабря 1879 г. | 1 |
Пятая авеню, Нью-Йорк | 31 декабря 1879 г. | 5 июня 1880 г. | 100 | |||
Комическая опера | 3 апреля 1880 г. | 2 апреля 1881 г. | 363 | |||
Терпение | WS Гилберт | Артур Салливан | Комическая опера | 23 апреля 1881 г. | 8 октября 1881 г. | 170 |
Савойя | 10 октября 1881 г. | 22 ноября 1882 г. | 408 | |||
Иоланта | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 25 ноября 1882 г. | 1 января 1884 г. | 398 |
Принцесса Ида | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 5 января 1884 г. | 9 октября 1884 г. | 246 |
Микадо | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 14 марта 1885 г. | 19 января 1887 г. | 672 |
Раддигор | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 22 января 1887 г. | 5 ноября 1887 г. | 288 |
Йомены гвардии | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 3 октября 1888 г. | 30 ноября 1889 г. | 423 |
Гондольеры | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 7 декабря 1889 г. | 20 июня 1891 г. | 554 |
Девушка Науч | Джордж Дэнс и Фрэнк Деспре | Эдвард Соломон | Савойя | 30 июня 1891 г. | 16 января 1892 г. | 200 |
Викарий Брея | Сидни Гранди | Эдвард Соломон | Савойя | 28 января 1892 г. | 18 июня 1892 г. | 143 |
Хэддон Холл | Сидни Гранди | Артур Салливан | Савойя | 24 сентября 1892 г. | 15 апреля 1893 г. | 204 |
Джейн Энни | Дж. М. Барри и Артур Конан Дойл | Эрнест Форд | Савойя | 13 мая 1893 г. | 1 июля 1893 г. | 50 |
Утопия Лимитед | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 7 октября 1893 г. | 9 июня 1894 г. | 245 |
Миретт | Гарри Гринбанк и Фред Э. Уэзерли (под редакцией Адриана Росс ) | Андре Мессагер | Савойя | 3 июля 1894 г. | 11 августа 1894 г. | 41 |
6 октября 1894 г. | 6 декабря 1894 г. | 61 | ||||
Вождь | ФК Бернанд | Артур Салливан | Савойя | 12 декабря 1894 г. | 16 марта 1895 г. | 97 |
Великий князь | WS Гилберт | Артур Салливан | Савойя | 7 марта 1896 г. | 10 июля 1896 г. | 123 |
Его Величество | ФК Бернанд , РК Леманн и Адриан Росс | Александр Маккензи | Савойя | 20 февраля 1897 г. | 24 апреля 1897 г. | 61 |
Великая герцогиня Герольштейнская [n 1] | Чарльз Х. Брукфилд и Адриан Росс | Жак Оффенбах | Савойя | 4 декабря 1897 г. | 12 марта 1898 г. | 104 |
Камень красоты | А. В. Пайн и Дж. Коминс Карр | Артур Салливан | Савойя | 28 мая 1898 г. | 16 июля 1898 г. | 50 |
Счастливая звезда | Чарльз Х. Брукфилд , Адриан Росс и Обри Хопвуд | Иван Кэрил | Савойя | 7 января 1899 г. | 31 мая 1899 г. | 143 |
Роза Персии | Бэзил Худ | Артур Салливан | Савойя | 29 ноября 1899 г. | 28 июня 1900 г. | 213 |
Изумрудный остров | Бэзил Худ | Артур Салливан и Эдвард Джерман | Савойя | 27 апреля 1901 г. | 9 ноября 1901 г. | 205 |
Иб и маленькая Кристина | Бэзил Худ | Франко Леони | Савойя | 14 ноября 1901 г. | 29 ноября 1901 г. | 16 [9] |
Узор «Ива» | Бэзил Худ | Сесил Кук | ||||
Веселая Англия | Бэзил Худ | Эдвард Герман | Савойя | 2 апреля 1902 г. | 30 июля 1902 г. | 120 |
24 ноября 1902 г. | 17 января 1903 г. | 56 | ||||
Принцесса Кенсингтонская | Бэзил Худ | Эдвард Герман | Савойя | 22 января 1903 г. | 16 мая 1903 г. | 115 |
Альпинисты | Гай Иден | Реджинальд Сомервилл | Савойя | 29 сентября 1909 г. | 27 ноября 1909 г. | 61 |
Падшие феи | WS Гилберт | Эдвард Герман | Савойя | 15 декабря 1909 г. | 29 января 1910 г. | 51 |
Два веселых монарха | Артур Андерсон, Джордж Леви и Хартли Каррик | Орландо Морган | Савойя | 10 марта 1910 г. | 23 апреля 1910 г. | 43 |
Сопутствующие произведения
[ редактировать ]модой В эпоху поздней викторианской и эдвардианской эпохи было проводить долгие вечера в театре, поэтому полнометражные пьесы часто представлялись вместе с сопутствующими пьесами. [10] Во время первых тиражей Савойской оперы каждое полнометражное произведение обычно сопровождалось одним или двумя короткими сопутствующими пьесами. Произведение, начинавшее представление, называлось подъемом занавеса , а завершавшее представление - послесловием. У. Дж. МакКуин-Поуп прокомментировал вопрос о поднятии занавеса:
Это была одноактная пьеса, которую видели только первые посетители. Играла бы не пустым ложам, полупустому верхнему ярусу, постепенно заполняющимся прилавкам и бельэтажу, а внимательному, благодарному и признательному яму и галерее. Часто эти пьесы были маленькими жемчужинами. Они заслуживали гораздо лучшего обращения, чем получили, но те, кто их видел, восхищались ими. ... [Они] дали молодым актерам и актрисам шанс завоевать свои шпоры ... киоски и ложи многое потеряли из-за отсутствия подъема занавеса, но для них ужин был важнее. [11]
В следующей таблице перечислены известные сопутствующие пьесы, которые появлялись в Комической опере или Театре Савой во время первоначальных спектаклей и основных возрождений Савойской оперы до 1909 года. Возможно, таких пьес было больше, которые еще не идентифицированы. В ряде случаев точные даты открытия и закрытия неизвестны. Диапазоны дат перекрываются, поскольку на выступлениях в один и тот же период было принято чередовать две или более сопутствующих пьесы, чтобы они исполнялись вместе с основной пьесой. [4]
Многие из этих произведений также исполнялись где-то еще (и часто в турне гастрольных компаний D'Oyly Carte). Здесь показаны только спектакли в Opera Comique и Savoy. [4]
Заголовок | Либреттист(ы) | Композитор(ы) | Театр | Дата открытия | Закрытие Дата | Играл с |
---|---|---|---|---|---|---|
Мечта Доры | Артур Сесил | Альфред Селье | Комическая опера | 17 ноября 1877 г. | 7 февраля 1878 г. * | Колдун |
Призрачный рыцарь | Джеймс Олбери | Альфред Селье | Комическая опера | 9 февраля 1878 г. | 23 марта 1878 г. | Колдун |
28 мая 1878 г. | 10 августа 1878 г. | Передник | ||||
Суд присяжных | WS Гилберт | Артур Салливан | Комическая опера и Савойя | 23 марта 1878 г. | 24 мая 1878 г. | Колдун |
11 октября 1884 г. | 12 марта 1885 г. | |||||
22 сентября 1898 г. | 31 декабря 1898 г. | |||||
6 июня 1899 г. | 25 ноября 1899 г. | Передник | ||||
Красавицы на пляже | Джордж Гроссмит | Джордж Гроссмит | Комическая опера | 25 мая 1878 г. | 5 августа 1878 г. | Передник |
14 октября 1878 г. | 5 декабря 1878 г.* | |||||
Серебряная свадьба | Джордж Гроссмит | Джордж Гроссмит | Комическая опера | часть 1878 года | Передник | |
Пять Гамлетов | Джордж Гроссмит | Джордж Гроссмит | Комическая опера | ? 1878 | 12 октября 1878 г. | Передник |
Чашки и блюдца | Джордж Гроссмит | Джордж Гроссмит | Комическая опера | 5 августа 1878 г.* | 20 февраля 1880 г. | Передник |
После всего! | Фрэнк Деспре | Альфред Селье | Комическая опера | 16 декабря 1878 г. * | 20 февраля 1880 г. | Чашки и блюдца |
? февраль 1880 г. | 20 марта 1880 г. | Детский сарафан | ||||
Савойя | 23 ноября 1895 г. | 4 марта 1896 г. | Микадо и великий герцог | |||
4 апреля 1896 г. | 8 августа 1896 г. | |||||
7 мая 1897 г. | 16 июня 1897 г. | Йомены | ||||
В плохом настроении | Фрэнк Деспре | Альфред Селье | Комическая опера | 21 февраля 1880 г. | ? | Пираты |
21 февраля 1880 г. | 20 марта 1880 г. | Детский сарафан | ||||
3 апреля 1880 г. | 2 апреля 1881 г. | Пираты | ||||
23 апреля 1881 г.* | 2 мая 1881 г. | Терпение | ||||
Савойя | 11 октября 1881 г. | 14 октября 1881 г. | ||||
дядя Сэмюэл | Артур Лоу | Джордж Гроссмит | Комическая опера | 3 мая 1881 г. | 8 октября 1881 г. | Терпение |
Ложные черепахи | Фрэнк Деспре | Итон Фаннинг | Савойя | 11 октября 1881 г. | 22 ноября 1882 г. | Терпение |
25 ноября 1882 г. | 30 марта 1883 г. | Иоланта | ||||
Частный провод | Фрэнк Деспре | Перси Рив | Савойя | 31мар. 1883 г. | 1 января 1884 г. | Иоланта |
Карп | Фрэнк Деспре и Арнольд Феликс | Альфред Селье | Савойя | 13 февраля 1886 г. | 19 января 1887 г. | микадо |
21 февраля 1887 г. | 5 ноября 1887 г. | Раддигор | ||||
Джинн миссис Джаррэми | Фрэнк Деспре | Альфред Селье и Франсуа Селье | Савойя | 14 февраля 1888 г. | ? Ноябрь 1889 г. | Передник , Пираты , Микадо , Йомены |
Капитан Билли | Гарри Гринбанк | Франсуа Селье | Савойя | 24 сентября 1891 г. | 16 января 1892 г. | Наутч Девушка |
1 февраля 1892 г. | 18 июня 1892 г. | Викарий Брея | ||||
г-н Иерихон | Гарри Гринбанк | Эрнест Форд | Савойя | 18 марта 1893 г. | 15 апреля 1893 г. | Хэддон Холл |
3 июня 1893 г. | 1 июля 1893 г. | Джейн Энни | ||||
Настоящее приключение | Фрэнк Деспре | Эдвард Соломон | Савойя | 15 декабря 1894 г. | 29 декабря 1894 г. | Вождь |
Кокс и коробка | ФК Бернанд | Артур Салливан | Савойя | 31 декабря 1894 г. | 16 марта 1895 г. | Вождь |
Погода или нет | Адриан Росс и Уильям Бич | Бертрам Луард-Селби | Савойя | 10 августа 1896 г. | 17 февраля 1897 г. | Микадо |
2 марта 1897 г. | 24 апреля 1897 г. | Его Величество | ||||
Старая Сара | Гарри Гринбанк | Франсуа Селье | Савойя | 17 июня 1897 г. | 31 июля 1897 г. | Йомены |
16 августа 1897 г. | 20 ноября 1897 г. | |||||
10 декабря 1897 г. | 12 марта 1898 г. | Великая герцогиня Герольштейнская | ||||
22 марта 1898 г. * | 21 мая 1898 г. | Гондольеры | ||||
Симпатичная Полли | Бэзил Худ | Франсуа Селье | Савойя | 19 мая 1900 г. | 28 июня 1900 г. | Роза Персии |
8 декабря 1900 г. | 20 апреля 1901 г. | Терпение | ||||
Аванпост | Альберт О'Доннелл Бартолейнс | Гамильтон Кларк | Савойя | 2 июля 1900 г. | 3 ноября 1900 г. | Пираты |
8 ноября 1900 г. * | 7 декабря 1900 г. | Терпение | ||||
Узор «Ива» | Бэзил Худ | Сесил Кук | Савойя | 14 ноября 1901 г. | 29 ноября 1901 г. | Иб и маленькая Кристина |
(переработанная версия) | 9 декабря 1901 г. | 29 марта 1902 г. | Иоланта | |||
Валлийский закат | Фредерик Фенн | Филип Майкл Фарадей | Савойя | 15 июля 1908 г. | 17 октября 1908 г. | Передник и пираты |
2 декабря 1908 г. | 24 февраля 1909 г. |
*Указывает приблизительную дату.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такие как Джерман Ридс , Фредерик Клей , Эдвард Соломон и ФК Бернанд.
- ^ См., например, Кроутера, Стедмана, Бейли, Брэдли, Эйнгера и Джейкобса. Гилберт и Салливан охарактеризовали 13 из 14 своих совместных работ как «оперы» или «оперные»:
- Теспис : «Оперная феерия».
- Колдун : «Современная комическая опера».
- HMS Pinafore : «Морская комическая опера»
- Пираты Пензанса : «Мелодраматическая опера»
- Терпение : «Эстетическая опера»
- Иоланта : «Сказочная опера».
- Принцесса Ида Теннисона : «Уважительное оперное извращение принцессы »
- Микадо : «Японская опера».
- Раддигор : «Сверхъестественная опера»
- Йомены гвардии : «Опера»
- Гондольеры : «комическая опера».
- Utopia, Limited , «Комическая опера».
- Великий князь : «Комическая опера».
- ^ Новый путеводитель по опере Пингвина , изд. Аманда Холден, Penguin Books, Лондон, 2001 г., и «Краткий путеводитель по опере Penguin» , изд. Аманда Холден, Penguin Books, Лондон, 2005 г., оба заявляют: « Оперетта - это международно признанный термин для обозначения типа произведения, над которым Уильям Швенк Гилберт и Салливан сотрудничали под руководством Ричарда Д'Ойли Карта (1875–96), но сами они использовали эти слова. «комическая опера». См. также Оксфордский оперный словарь под ред. Джон Уоррак и Юэн Уэст, Oxford University Press, 1992 г. и Оперный словарь New Grove , 4 тома, изд. Стэнли Сэди, Макмиллан, Нью-Йорк, 1992 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уолтерс, Майкл и Джордж Лоу. «Поднимающие занавес» , Архив Гилберта и Салливана, 16 августа 2011 г., получено 27 февраля 2017 г.
- ↑ См., например, The Manchester Guardian , 17 сентября 1910 г., стр. 1, реклама The Mountaineers .
- ^ См. также Фаррелл, passim.
- ^ «Савой» , Оксфордский словарь английского языка», Oxford University Press, июнь 2017 г., получено 9 декабря 2017 г. (требуется подписка)
- ^ «Савой», The Times , 1 декабря 1897 г., стр. 8, а также «Савой» (столбец 5) и «Театр Савой» (столбец 6), The Times , 6 декабря 1897 г., стр. 10
- ↑ «Узор ивы» продолжал демонстрироваться после закрытия «Иб и Маленькая Кристина» в качестве дополнения к «Иоланте » в первоначальном выпуске из 110 представлений.
- ^ Ли Бернард. «Занавес Savoy с перекосом» , Sheffield Telegraph , 1 августа 2008 г.
- ^ МакКуин-Поуп, Уолтер Джеймс. Кареты в одиннадцать (1947), Лондон: Роберт Хейл и компания, стр. 23
Источники
[ редактировать ]- Фаррелл, Скотт (2009). CH Workman Productions: столетний обзор последних савойских опер . Скотт Фаррелл.
- Фитц-Джеральд, С. Дж. Адэр (1924). История Савойской оперы . Лондон: Стэнли Пол и компания.
- Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC 504581419 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан, двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Брэдли, Ян (1996). Полное аннотированное издание Гилберта и Салливана . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета.
- Кроутер, Эндрю (2000). Противоречие Противоречивое – Пьесы У. С. Гилберта . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс. ISBN 0-8386-3839-2 .
- Гилберт, WS (1994). Савойская опера . Хартфордшир, Англия: ISBN Wordsworth Editions Ltd. 1-85326-313-3 .
- Джейкобс, Артур (1992). Артур Салливан – Викторианский музыкант (второе изд.). Портленд, Орегон: Amadeus Press.
- О'Брайен, Кристофер (2015). Савойские шторы, серия Musica Britannica . Лондон: Стейнер и Белл.
- Смит, Джеффри (1983). Савойская опера . Лондон: Роберт Хейл Лимитед.
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816174-3 .
- Уильямс, Кэролайн (2010). Гилберт и Салливан: Пол, Жанр, Пародия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14804-7 .
- Вольфсон, Джон (1976). Последний занавес – Последние оперы Гилберта и Салливана . Лондон: Chappell & Company Limited.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Гилберта и Салливана
- Список поднимателей занавеса оперы Савойя
- Дискография Гилберта и Салливана
- Gilbert & Sullivan 101, с эссе, библиографией, ссылками по теме и т. д.
- Savoynet - рассылка рассылки G&S на основе электронной почты
- Кто был кем в карте Д'Ойли
- Воспоминания о сайте D'Oyly Carte
- Рецензии на оперы