Франко Леони

Франко Леони (24 октября 1864 г. - 8 февраля 1949 г.) [ 1 ] был итальянский оперный композитор. После обучения в Милане он большую часть своей карьеры провел в Англии, сочиняя музыку для Ковент-Гарден и Вест-Энд театров . Он наиболее известен благодаря опере «Ораколо» , написанной для Ковент-Гардена, но успешно поставленной Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Помимо опер, Леони написал несколько кантат и ораторий , а также множество баллад и других песен. Он также работал дирижером в Лондоне, как в концертном зале, так и в театре.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Леони родился в Милане и изучал музыку в Миланской консерватории у Амилькаре Понкьелли и Чезаре Доминичети. [ 2 ] Его опера Raggio di Luna ( «Лунный луч» ) на либретто Камилло Занони впервые была исполнена в театре Манцони в июне 1890 года. миланском [ 3 ] Два года спустя Леони эмигрировал в Англию, которая оставалась его домом до 1917 года. [ 2 ] Сначала он работал в музыкальном издательстве Chappell & Co. , для которого писал «очаровательные песни для наших самых известных вокалистов». [ 4 ] В 1896 году он написал то, что он назвал «драматической музыкальной поэмой», «Сарданапал», вдохновленной Байрона 1821 года одноименной пьесой . [ 5 ] Премьера произведения для солистов, хора и оркестра состоялась в Королевском зале и получила хорошие отзывы, хотя рецензенты отмечали влияние на партитуру более ранних композиторов. [ 6 ]
В 1897 году оперная версия Леони « Рип ван Винкль» была представлена в Театре Её Величества . Либретто по рассказу Вашингтона Ирвинга написал Уильям Акерман. Музыка была написана полностью , без устных диалогов, и получила высокую оценку критиков. Один написал: «В музыке есть своего рода колорит и некоторый драматический момент, но откровенной индивидуальности и юмора мало» ( «Таймс» ). [ 7 ] Другой прокомментировал: «Инструменты г-на Леони умны, но их слишком много» ( Еженедельная газета Ллойда ). [ 8 ] Третий заявил: «Его музыка течет с учтивостью, страстью и изяществом, характерными для современных итальянских композиторов» ( The Morning Post ). [ 9 ] Постоянной темой критики музыки Леони было то, что она не была поразительно индивидуальной: «Музыка г-на Леони во всем мелодична, драматически уместна, хорошо и живописно оркестрована… главная ошибка композитора в настоящее время — это его прекрасная память [на] произведения Дворжака, Масканьи, Вагнер, Бизе». [ 10 ] Опера шла недолго, и через месяц ее сняли. [ 11 ] В 1898 году Леони представил еще одно хоровое произведение, кантату « Врата жизни» , премьера которой состоялась в Королевском хоровом обществе в марте того же года, а затем была подхвачена другими хорами. [ 12 ] Также в 1898 году он взял на себя роль музыкального руководителя шоу в Вест-Энде , дирижируя театральным оркестром в постановке «Отель перевернутый» Виктора Роджера и Лайонела Монктона . [ 13 ] Он также взял на себя руководство недавно созданным Хоровым обществом Королевского зала. [ 3 ]

В 1901 году Леони написал музыку к оперной версии Ганса Андерсена детской сказки «Иб и маленькая Кристина » на либретто Бэзила Худа . Под названием «Картина в трех панелях» он открылся в театре «Савой» Худа 14 ноября 1901 года вместе с «Узором ивы» . The Times охарактеризовала ее как «опера ультрасовременного типа» и нелестно сравнила ее с творчеством Артура Салливана , умершего ранее в том же году. [ 14 ] The Manchester Guardian позже заявила, что «музыка, хотя и умная и привлекательная во многих отношениях, была слишком реалистичной и слишком южной, чтобы отражать северную символику истории Андерсена, и что ее особая жилка страсти была неуместна». [ 15 ] В опере было дано 16 представлений, и она закрылась до конца ноября. [ 16 ] Он был возрожден в Лондоне в Театре Дейли с 11 по 13 января 1904 года, затем переведен в Лирический театр с 19 января по 5 марта 1904 года на ограниченный сезон из 23 утренних представлений. [ 17 ] [ 18 ] Опера не совсем полноценная пьеса и разыграна в трех коротких сценах. [ 19 ]
В том же году Леони написал музыку к пьесе Джеймса Бернарда Фэгана «Молитва меча». [ 20 ] Позже, в 1904 году, Леони опубликовал цикл песен под названием «Fairy Dreams», премьера которого состоялась четырьмя известными солистками, Сюзанной Адамс , Мюриэл Фостер , Беном Дэвисом и Кеннерли Рамфордом (мужем Клары Батт ). [ 21 ]
Ковент-Гарден и последующие годы
[ редактировать ]«Л'ораколо» , премьера которого состоялась в Ковент-Гардене в 1905 году, представляет собой оперную пьесу «Большой Гиньоль» , в которой в течение одного часа музыки происходит похищение человека и два убийства. [ 22 ] Более поздний критик сказал о произведении: «Хокум, но в любой опере, которая начинается с трех звуков, очень громкого крика петуха , хора, кричащего на фальшивом китайском языке, а затем переходит в яростное соло без аккомпанемента… явно что-то в этом есть». . [ 23 ] Одноактная пьеса, изображающая мелодраматические события в опиумном притоне Сан-Франциско и вокруг него , имела либретто Камилло Занони, основанное на пьесе «Кот и херувим» Честера Бейли Фернальда . [ 24 ] Лондонские выступления под управлением Андре Мессагера с Антонио Скотти в роли злодея Сим-Фена были хорошо приняты: The Observer написал о партитуре: «Она никогда не бывает скучной… Мелодия, которую он легко контролирует… совершенно мастер». его оркестра ... Его музыка не принадлежит никакой школе, кроме школы современности - с современным итальянским привкусом». [ 25 ] Тем не менее, L'Oracolo произвела в Лондоне лишь скромное впечатление и выпала из репертуара Ковент-Гардена. [ 3 ]
В 1908 году Леони снова обратился к концертному залу. Генри Вуд дирижировал премьерой «Колокола» , «вокальной сцены» Леони для баритона и оркестра, поставленной на Эдгара Аллана По одноименное стихотворение . И снова рецензии высоко оценили мастерство озвучивания, но не обнаружили в музыке ярко выраженной индивидуальности. [ 26 ] Следующей оперой Леони была «Цигана » на либретто Э. Москини, премьера которой состоялась в Генуе в феврале 1910 года, а также игралась в Милане и Будапеште. [ 27 ] В 1911 году в Лондоне состоялась премьера кантаты Леони « Голгофа» , изображающей евангельскую историю о страстях и распятии Христа, с солистами, в том числе Джервасом Элвисом и Кларой Батт . Уведомления были хорошими, от вежливых до полных энтузиазма. Критик The Observer недвусмысленно похвалил произведение, а зрители написали, поддержав его похвалу. [ 28 ]
Последним крупномасштабным произведением, которое Леони сочинил перед тем, как покинуть свое английское место жительства, была «Франческа да Римини» , одноактная пьеса по пьесе Фрэнсиса Мариона Кроуфорда , представленная во французской версии Марселем Швобом в Комической опере в Париже в 1914 году. Он был представлен в двойной афише с французской премьерой оперы Фальи « Жизнь короткая» . По данным The Musical Times , работа Фальи оказала большее влияние, но Леони также добилась умеренного успеха. [ 29 ]
В 1917 году Леони покинул Англию и вернулся в Италию. После этого он, похоже, делил свое время между тремя странами: Италией, Францией и Англией. [ 3 ] Его более поздние оперы — «Le baruffe chiozzotte» на либретто по пьесе Карло Гольдони (1920), «La Terra del Dream» и «Falene » на либретто К. Линати (1920). [ 30 ] Он умер в Лондоне в возрасте 84 лет. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Мало что из работ Леони пережило его. Сохранились граммофонные записи, на которых его современники Клара Батт и Фрэнсис Альда исполняли его песни. [ 31 ] Позже певцы, в том числе Джули Эндрюс и Брин Терфел , продолжили исполнять его охотничью песню (в которой убегает лиса) «Tally Ho!» [ 32 ]
Из опер Леони только «Ораколо» сохранила позиции в репертуаре крупнейших оперных театров. Любовь Скотти к этому произведению побудила Метрополитен-опера время от времени ставить его, и он выбрал его для своего прощального выступления в 1933 году. [ 3 ] После этого его исполняли редко, но он снова привлек внимание публики, когда дирижер Ричард Бониндж сделал полную запись пьесы в 1975 году с его женой Джоан Сазерленд в главной роли и ветераном Тито Гобби в роли злодея. [ 33 ] Эта пластинка была переиздана на компакт-диске в 1997 году. [ 34 ] Периодические возрождения на сцене включали выступления в Институте Кертиса (1949 г.), Филадельфийской опере (1952 г.), Обществе Гранд-опера Глазго (1994 г.), Театре Граттачело с концертным представлением в 2007 г. и Франкфуртской опере в 2009 г., еще один показ которого запланирован на 2011. [ 3 ] [ 35 ] [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Один источник указывает дату его смерти 11 ноября 1938 года, но более поздняя дата указана в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува , «Оксфордском справочнике по музыке » и «Биографическом словаре музыкантов» Бейкера.
- ^ Jump up to: а б с Бертон, Энтони. «Леони, Франко» . The Oxford Companion to Music , по состоянию на 18 июня 2010 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блит, Алан. «Леони, Франко» . Grove Online , Oxford University Press, по состоянию на 18 июня 2010 г. (требуется подписка)
- ^ «Рип Ван Винкль», The Era , 28 августа 1897 г., стр. 17
- ^ Информацию об участии Уильяма Бузи из Chappell & Co. в Сарданапале и последующих работах Леони см. В. Бузи, Пятьдесят лет музыки (Ernest Benn Limited, Лондон, 1931), стр. 136-38 .
- ^ «Наша лондонская переписка», The Manchester Guardian , 9 марта 1896 г., стр. 5
- ↑ «Таймс» , 6 сентября 1897 г., стр. 5
- ↑ Еженедельная газета Ллойда , 5 сентября 1897 г., стр. 13
- ↑ The Morning Post , 6 сентября 1897 г., стр. 3
- ^ «Театр Ее Величества», The Observer , 5 сентября 1897 г., стр. 5
- ^ «Ее Величество», The Era , 2 октября 1897 г., с. 11
- ^ «Королевское хоровое общество», The Pall Mall Gazette , 17 марта 1898 г.; и The Musical Times , июнь 1901 г., стр. 412
- ^ Эра , 24 сентября 1898 г., с. 13
- ^ «Театр Савой», The Times , 15 ноября 1901 г., стр. 9
- ^ «Музыка в Лондоне», The Manchester Guardian , 13 января 1904 г., стр. 4
- ↑ «Таймс» , 28 ноября 1901 г., стр. 8
- ↑ «Таймс» , 6 января 1904 г., стр. 6; 8 февраля 1904 г., с. 8; и 5 марта 1904 г., с. 10.
- ^ Ношение, JP Лондонская сцена 1900-1909 (2 тома), Пугало (1981) ISBN 0-8108-1403-X
- ^ Домашняя страница Иб и Маленькой Кристины в Архиве G&S. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Когда в 1977 году была выпущена запись L'Oracolo Леони , в нее была включена музыка из «Молитвы меча».
- ^ «Вчерашние концерты», The Observer , 27 ноября 1904 г., стр. 6
- ^ «Опера Ковент-Гардена», The Musical Times , август 1905 г., стр. 543. The Musical Times оценила продолжительность звучания в 50 минут, но запись 1977 года длится 64 минуты.
- ^ Оливер, Майкл. «Леони: Л'Ораколо» . Граммофон , март 1997 г., с. 91, по состоянию на 18 июня 2010 г.
- ^ «Королевская опера», The Times , 29 июня 1905 г., стр. 11
- ^ «Музыка недели», The Observer , 2 июля 1905 г., стр. 7
- ^ «Концерты», The Times , 14 февраля 1908 г., стр. 12
- ↑ The Observer, 2 января 1910 г., с. 5 и 31 марта 1912 г., с. 7
- ^ «Музыка», The Observer , 22 января 1911 г., стр. 7; мистера Леони и « Голгофа », 29 января 1911 г., с. 7
- ^ «Музыка в Париже», The Musical Times , февраль 1914 г., стр. 124
- ^ Кун, Лаура (ред.). «Леони, Франко» . Биографический словарь музыкантов Бейкера , Справочник Ширмера, 2001 г., по состоянию на 18 июня 2010 г. (требуется подписка)
- ↑ Батт записал "The Leaves and the Wind", а Альда записала "The Birth of Morn", переизданную соответственно на компакт-диске на Prima Voce NI7912 и Romophone 81034-2.
- ^ Обзор . Граммофон , июнь 1958 г., с. 78; и Хиггинс, Шарлотта. «Меньше! Меньше!», The Guardian , 6 декабря 2003 г., стр. Б23
- ↑ Каталог Decca , по состоянию на 2 августа 2011 г.
- ^ «Леони: Оракул» , Граммофон , март 1997 г., стр. 91, по состоянию на 18 июня 2010 г.
- ↑ Франкфуртская опера. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine , по состоянию на 18 июня 2010 г.
- ^ Производственная программа, L'Oracolo и Dido and Aeneas , Общество Гранд Опера Глазго, 1994 г.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Бесплатные партитуры Франко Леони в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)