Альфред Селье

Альфред Селье (1 декабря 1844 — 28 декабря 1891) — английский композитор, оркестратор и дирижёр.
Помимо дирижирования и музыкального руководства оригинальными постановками некоторых из самых известных произведений Гилберта и Салливана и написания увертюр к некоторым из них, Селье дирижировал во многих театрах Лондона, Нью-Йорка, а также гастролировал в Великобритании, Америке и Австралии. Он написал более дюжины опер и других произведений для театра, а также для оркестра, но его комическая опера 1886 года «Дороти » стала, безусловно, его самой успешной работой. Это стало самым продолжительным произведением музыкального театра девятнадцатого века.
Биография
[ редактировать ]
Селье родился в Саут-Хакни , Лондон, и был вторым ребенком и старшим сыном Арсена Селье, преподавателя языка из Франции, и его жены Мэри Энн Петерин, ранее Пикок, урожденной Томсетт. [1] Он получил образование в гимназии в Хакни. С 1855 по 1860 год он был певчим в Королевской капелле Сент-Джеймса под руководством преподобного Томаса Хелмора , где Артур Салливан был одним из его одноклассников. [2] Позже Селье женился на Гарриет Эмили. [3] Брат Селье, Франсуа , также стал дирижером. [4]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Первыми назначениями Селье были органист в церкви Всех Святых в Блэкхите и дирижер Белфастского филармонического общества (оба в 1862 году). В 1866 году он сменил доктора Чиппа на посту органиста и директора Ольстер-холла концертов в Белфасте , одновременно действуя в качестве дирижера Белфастского филармонического общества. [5] В 1868 году он вернулся в Лондон в качестве органиста церкви Святого Албана в Холборне . [6] В январе 1871 года Селье стал первым дирижером и музыкальным руководителем Королевского театра в Лондоне. [3] С 1871 по 1875 год он был дирижером и музыкальным руководителем Принс-Театра в Манчестере . [6]
В этот период он сочинил множество комических опер и оперетт , первой из которых была «Милосердие начинается дома» (1872, Галерея иллюстраций ) с либреттистом Б. К. Стивенсоном . [7] [n 1] Произведение имело успех и было исполнено более 200 раз. [8] Рецензент из лондонского и провинциального Entr'Acte написал, что музыка «неожиданно уместна и красива… и мы без колебаний заявляем, что мелодии г-на Альфреда Селье будут жить даже после того, как долгая жизнь [постановки] продлится». прийти к концу». [9] Он добился благоприятного результата с «Султаном Мокко» , поставленным в Принс-Театре в Манчестере в 1874 году и возрожденным, среди прочего, в Лондоне в 1876 и 1887 годах (с новым либретто) и в Нью-Йорке в 1880 году. [10] [11] Большинство его ранних работ для театра, в том числе «Сон Доры » (1873), «Топситурвейдом» (1874, на либретто У.С. Гилберта ), «Лондонский Тауэр» (1875, Манчестер), «Нелл Гвинн» (1876), «Два приемных брата» (1877, «Георгиевский зал » на либретто Гилберта Артура Беккета ) и «Белла Донна» (1878) имели лишь скромный успех. [2] Селье также написал множество отдельных песен и сочинений для оркестра (включая Симфоническую сюиту (1978)) и фортепиано; его танец помпадур приобрел особую популярность. [3]
Д'Ойли Карт годы
[ редактировать ]
В декабре 1877 года Селье присоединился к труппе D'Oyly Carte в качестве музыкального руководителя Opera Comique в Лондоне. Там он дирижировал «Колдуном» (1877), «HMS Pinafore» (1878, к которому написал увертюру на темы из оперы), [12] «Суд присяжных» (1878), Джорджа Гроссмита ( «Чашки и блюдца» 1878–79) и три его собственных одноактных произведения: « Сон Доры» (возрождение 1877–78), «Призрачный рыцарь» (1878) и «В конце концов!» (1878–79). [2] Селье дирижировал спектаклем «Пинафор», во время которого партнеры The Comedy Opera Company пытались вернуть себе декорации, и он был известен своими попытками успокоить публику во время скандала. [13] Его брат Франсуа сменил его на посту музыкального руководителя Комической оперы в 1879 году. Альфред Селье был дирижером серии прогулочных концертов в Королевском театре Лонг-Акр , а в 1878–1879 годах он был совместным дирижером с Салливаном Концерты на набережной Ковент-Гардена. [6]

В 1879 году он путешествовал с Гилбертом, Салливаном и Картой в Америку, где выступал в качестве дирижера в «Пинафоре» и «Пиратах Пензанса » с первой американской гастрольной труппой Карт. Селлье подготовил увертюру к «Пиратам», используя музыку Салливана из остальной части партитуры. [14] [15] Вернувшись в Лондон в июле 1880 года, он поставил музыку для «Комической оперы для пиратов » и еще одну свою пьесу вместе с Деспрезом « В дудках» . В апреле 1881 года он покинул компанию D'Oyly Carte, передав эстафету своему брату. Селье написал трехактную большую оперу « Пандора» , версию Лонгфелло » «Маски Пандоры (с либретто Б. К. Стивенсона ), которая была представлена в Бостоне , штат Массачусетс, в 1881 году. [16] [17] Отзывы о премьере были неоднозначными: хвалили «изящность» музыки, но считали, что опере не хватает драматической интенсивности; он закрылся через две недели. [17] Селье остался в Америке, чтобы дирижировать оперной труппой Комли-Бартон в туре по американскому Западу. [17] Позже в том же году он был музыкальным руководителем нью-йоркской группы D'Oyly Carte и гастролировал с постановками Билли Тейлор (1882), Les Manteaux Noirs и Рип Ван Винкль (оба осенью 1882 года) и Иоланты (1882–83) для последний из которых он подготовил увертюру «Нью-Йорк». [2]
была поставлена постановка Селье « Элегии Грея » в форме кантаты В 1883 году на музыкальном фестивале в Лидсе . [14] В 1883 году Селье покинул компанию D'Oyly Carte, но на короткое время вернулся в качестве музыкального руководителя гастрольных компаний D'Oyly Carte для «Принцессы Иды» (1884) и «Микадо» (1885). В 1885 году Селье также сочинил музыку для постановки « Как вам это понравится» . Он сочинил еще две сопутствующие пьесы, премьеры которых состоялись в театре «Савой» , обе на либретти Депре: «Карп» (в исполнении «Микадо» и «Руддигор» в 1886–1887 годах) и «Джинн миссис Джаррэми» (написанный вместе с его братом Франсуа, который играл вместе с несколько разных опер в Савойе между 1887 и 1889 годами. [2]
Находясь в Лондоне, Селье дирижировал в нескольких лондонских театрах, включая « Критерий» , « Сент-Джеймс» и « Савой» . Позже из-за плохого здоровья он проживал в основном в Америке, где временами был представителем компании D'Oyly Carte, и в Австралии, где дирижировал организацией JC Williamson . [3]
Дороти и более поздние произведения
[ редактировать ]
В 1885 году Селье сочинил песню «Жили-были времена, моя дорогая» для пьесы Джорджа Эдвардса « Маленький Джек Шеппард» (1885). Тем временем он сочинил то, что стало его самым большим успехом, комическую оперу «Дороти» на либретто Б. К. Стивенсона . Для создания партитуры Селье перепрофилировал часть своей музыки из своего провала 1876 года «Нелл Гвинн» , который, тем не менее, получил похвалу за свою музыку. [6] «Дороти» Было объявлено о постановке в Королевском театре в 1884 году, но в конечном итоге Эдвардс поставил ее в своем театре «Гейети» 25 сентября 1886 года. Селлье находился в Австралии с февраля 1886 по февраль 1887 года, дирижируя «Микадо» и другими операми Гилберта и Салливана для Дж. К. Уильямсона. и отсутствовал в Лондоне во время постановок «Карпа» в «Савое» и «Дороти» . Ни музыка, ни либретто Дороти поначалу не вызвали похвалы критиков. «Таймс» писала: «Превосходно царит благородство, а вместе с ним, к сожалению, и значительная часть утонченной слабости и неумелости, которые являются недостатками этого качества». [18] Стивенсон переписал текст одной из старых песен Селье «Old Dreams» как «Queen of My Heart»; это помогло работе обрести успех после того, как в декабре она была переведена в Театр принца Уэльского . В следующем году Х. Дж. Лесли взял на себя производство Эдвардса и представил новых звезд, в том числе Мари Темпест и Бена Дэвиса , что принесло Дороти еще больший успех в прокате. В декабре 1888 года он был передан Лирическому театру , построенному на доходы от производства, где и просуществовал до 1889 года. Его первоначальный тираж, состоявший в общей сложности из 931 спектакля, был самым продолжительным из всех произведений музыкального театра того времени. [19] значительно дольше, чем даже «Микадо» , и этот факт вызвал ужас у друга Селье Артура Салливана. Некоторые критики пересмотрели свое прежнее осуждение, произведение стало считаться классическим викторианским произведением. [20] и изначально презираемый сюжет восходит к драматургам эпохи Реставрации Дэвиду Гаррику и Афре Бен , а также к Оливеру Голдсмиту и даже Шекспиру . [21] Его успех привел к возрождению некоторых ранних работ Селье. [22]
Селье вернулся в Австралию в 1888 году, чтобы дирижировать «Дороти» и возобновить свою раннюю работу «Благотворительность начинается дома» , и в последний раз нанес туда краткий визит по состоянию здоровья в начале 1891 года вместе со Стивенсоном. [23] Его последние комические оперы, «Дорис» (1889, со Стивенсоном) и «Маунтбэнкс» (с Гилбертом, поставленные в январе 1892 года, через несколько дней после смерти композитора), имели скромный успех. [2] Также после смерти Селье Ратленд Баррингтон использовал часть его музыки в своей адаптации « Water Babies» 1902 года . Часто в течение всей жизни имел плохое здоровье, [24] Селлье не смог завершить The Mountebanks , а Иван Кэрил завершил счет. [25] Рецензент записи The Mountebanks 2018 года прокомментировал: «В композициях Селье присутствует свободный стиль, с прекрасными лирическими деталями и роскошной оркестровкой, с помощью которой он обеспечивает широкий спектр музыкальных эффектов». [26]
Селье во многом был обязан влиянию Салливана. [5] Он был плодовитым мелодистом, и его сочинения демонстрировали элегантность и утонченность, хотя он не мог наполнить свою музыку юмором, как это делал Салливан. [6]
Селье умер в своем доме в Блумсбери , Лондон, в возрасте 47 лет. Он был похоронен на кладбище Вест-Норвуд . [3]
Работает
[ редактировать ]Оперативный
[ редактировать ]Заголовок | Действия | Премьера состоялась в | Премьера состоялась | Либреттист | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Благотворительность начинается дома (музыкальная пословица) | 1 акт | Галерея иллюстраций , Лондон | 7 февраля 1872 г. | Болтон Роу (псевдоним Б.С. Стивенсона ) | |
Сон Доры (оперетта) | 1 акт | Галерея иллюстраций | 3 июля 1873 г. | Артур Сесил | |
Топситурвейдом (музыкальная феерия) | 2 сцены | Театр «Критерий» , Лондон | 21 марта 1874 г. | WS Гилберт | |
Султан Мокко (комическая опера) | 3 действия | Принцский театр, Манчестер | 16 ноября 1874 г. | Альберт Джаррет | |
Лондонский Тауэр (комическая опера) | 3 действия | принца | 4 октября 1875 г. | Анонимный | |
Нелл Гвинн (комическая опера) | 3 действия | принца | 17 октября 1876 г. | HB Фарни по » У.Т. Монкриффа мотивам « Рочестер (1818) | Пересмотрено как Дороти , 1886 г. |
Два приемных брата (оперетта) | 1 акт | Георгиевский зал, Лондон | 12 марта 1877 г. | Гилберт — Беккету | |
Призрачный рыцарь (фантастическая оперетта) | 1 акт | Комическая опера , Лондон | 9 февраля 1878 г. | Джеймс Олбери | |
Белладонна, или Маленькая красавица и большое чудовище (комическая опера) | 3 действия | принца | 27 апреля 1878 г. | Альфред Томпсон | |
Ведь (водевиль) | 1 акт | Комическая опера | 23 декабря 1878 г. | Фрэнк Деспре | |
В плохом настроении | 1 акт | Комическая опера | 21 февраля 1880 г. | Фрэнк Деспре | |
Маска Пандоры (большая опера) | 3 действия | Бостонский театр , Бостон , Массачусетс | 10 января 1881 г. | Болтон Роу (Стефенсон) в честь Лонгфелло | |
Карп (причуда) | 1 акт | Театр Савой | 13 февраля 1886 г. | Фрэнк Деспре | |
Дороти (комедия-опера) | 3 действия | Театр Гейти , Лондон | 25 сентября 1886 г. | БК Стивенсон | Пересмотренная версия Нелл Гвинн |
Султан Мокко (переработанная версия) | 3 действия | Стрэнд-театр, Лондон | 21 сентября 1887 г. | Уильям Лесток | |
Джин миссис Джаррэми (оперетта) | 1 акт | Савойя | 14 февраля 1888 г. | Фрэнк Деспре | Сотрудничество с Франсуа Селье |
Дорис (комедия-опера) | 3 действия | Лирический театр , Лондон | 20 апреля 1889 г. | БК Стивенсон | Пересмотренная версия Лондонского Тауэра |
Маунтбенкс (комическая опера) | 2 действия | Лирика | 4 января 1892 г. | WS Гилберт | Музыка в исполнении Ивана Кэрилла |
- Источник: Гроув . [27]
Случайная музыка
[ редактировать ]- Черные пальто , 1882 год.
- Маленький Джек Шеппард , 1885 год.
- The Water Babies , 1902 (музыка Селье адаптирована посмертно)
- Источник: Гроув . [27]
Другие работы
[ редактировать ]- Элегия Грея , кантата для четырех сольных голосов и оркестра, Фестиваль в Лидсе, 1883 г.
- Симфоническая сюита для оркестра, Брайтонский фестиваль, 1878 г.
- Баркарола для флейты и фортепиано
- Песни.
- Источник: Гроув . [27]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франсуа Селье" , Институт предков, Библиотека Wellcome , по состоянию на 20 января 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стоун, Дэвид. «Альфред Селье» , «Кто был кем в оперной труппе Д'Ойли Карт» (2001), по состоянию на 11 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эдвардс, Ф.Г., преп. Джеймс Дж. Нотт «Селлье, Альфред (1844–1891)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 9 октября 2008 г., doi : 10.1093/ref:odnb/4989
- ^ Селье и Бриджман, стр. 30–33.
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Селье, Альфред ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 604. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с д и «Г-н Альфред Селье», «Таймс» , 30 декабря 1891 г., стр. 4, кол. Б
- ^ Jump up to: а б Адамс, с. 273
- ^ The Morning Post , 16 ноября 1872 г., стр. 1; и «Драматическая и музыкальная хронология 1872 года», «Эра» , 5 января 1873 года, приложение.
- ^ Лондон и провинциальный Entr'Acte , 9 марта 1872 г., воспроизведено в примечаниях к записи The Mountebanks 2018 г .: Смит, Дональд Дж. "WS Гилберт и Альфред Селье: The Mountebanks & Alfred Cellier: Symphonique Suite , Dutton Vocalion, март 2018 год
- ^ « Султан Мокко » , Путеводитель по музыкальному театру, по состоянию на 11 июня 2018 г.
- ^ « Султан Мокко » , Архив Гилберта и Салливана, по состоянию на 11 июня 2018 г.
- ^ Эйнгер, с. 157
- ^ Гиллан, Дон. «Ссоры в Комической опере» , сайт Stage Beauty
- ^ Jump up to: а б Скоукрофт, Филип Л. «Двадцатая гирлянда британских композиторов легкой музыки». Архивировано 18 августа 2006 г. в Wayback Machine , MusicWeb.UK.
- ^ Эйнгер, с. 177
- ^ «Драма в Америке», The Era , 1 августа 1880 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с Стоун, Дэвид. «Большая опера Альфреда Селье: Маска Пандоры », журнал Общества сэра Артура Салливана , № 115, лето 2024 г., стр. 13–16.
- ↑ «Таймс» , 27 сентября 1886 г., стр. 10
- ^ Гиллан, Дон. Самые продолжительные пьесы в Лондоне и Нью-Йорке, с 1875 по 1920 год, на сайте Stage Beauty (2007)
- ^ «Дороти», The Times , 22 декабря 1908 г., стр. 11
- ^ "Вещи театральные", The Sporting Times , 23 июля 1892 г., стр. 2
- ^ Кенрик, Джон. «Селье, Альфред» , Киберэнциклопедия музыкального театра, телевидения и кино.
- ^ Лэмб, Эндрю . «Альфред Селье в Австралии», журнал Общества сэра Артура Салливана , № 97, лето 2018 г., стр. 22
- ^ Стедман, с. 279
- ^ Генцль, Курт, «Кэрилл, Иван (1861–1921)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 12 января 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Уокер, Рэймонд Дж. «Альфред Селье (1844–1891): The Mountebanks , комическая опера (1892); и Симфоническая сюита (1878)» , Music Web International, 2018
- ^ Jump up to: а б с Маккернесс, ED "Cellier, Alfred" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 г., по состоянию на 3 февраля 2021 г. (требуется подписка)
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Давенпорт. Словарь драмы , Чатто и Виндус, 1904 г.
- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан, двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514769-3 .
- Эйр, Лесли (1972). Товарищ Гилберта и Салливана . WH Allen & Co Ltd. Лондон: ISBN 0-396-06634-8 .
- Селье, Франсуа; Каннингем Бриджмен (1914). Гилберт и Салливан и их оперы . Бостон: Литтл, Браун и компания.
- Хайман, Алан (1978). Салливан и его спутники . Лондон: Чаппелл.
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816174-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эдвардс, Фредерик Джордж (1901). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (1-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Джонсон, Колин М. Ссылки на тексты песен, MIDI-файлы и списки актеров для ряда работ Селье.
- Список шоу Cellier на MusicalTheatreGuide.com
- Информация о подъемниках штор Savoy в Архиве Гилберта и Салливана
- Семья Селье
- Люди, связанные с Гилбертом и Салливаном
- Английские дирижеры (музыка)
- Английские мужчины-дирижеры (музыка)
- Английские оперные композиторы
- Английские оперные композиторы-мужчины
- 1844 рождения
- 1891 смертей
- Композиторы из Лондона
- Похороны на кладбище Вест-Норвуд
- Англичане французского происхождения
- Британские композиторы XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Английские музыканты XIX века
- Жители лондонского района Хакни