Jump to content

Франсуа Селье

Селье, работы Эллиса и Уолери , около 1890 г.

Франсуа Арсен Селье (14 декабря 1849 — 5 января 1914), которого часто называли Франком , был английским дирижёром и композитором. Он известен своей работой в качестве музыкального руководителя и дирижера оперной труппы D'Oyly Carte во время первых постановок и ранних возрождений опер Савойи .

Сменив своего старшего брата Альфреда на посту главного дирижера труппы в 1878 году, Селье посвятил почти всю оставшуюся жизнь комической опере . Он был музыкальным руководителем оригинальных спектаклей девяти опер Гилберта и Салливана и четырнадцати полнометражных пьес других писателей в театре Савой в период с 1881 по 1902 год. Он сочинял песни, а также несколько коротких подъемов занавеса , которые были хорошо приняты, но редко возрождались. .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Селье родился в Саут-Хакни , Лондон, и был младшим из пяти детей Арсена Селье, учителя языка из Франции, и его жены Мэри Энн Петерин, ранее Пикок, урожденной Томсетт. [ 1 ] Он последовал за своим старшим братом Альфредом в качестве певчего в Королевской часовне Святого Джеймса . Как и его брат и однокурсник последнего Артур Салливан , Франсуа пользовался опекой преподобного Томаса Хелмора , который гарантировал, что хористы получили всестороннее образование в дополнение к музыкальной подготовке. [ 2 ]

Оставив хоровую школу в возрасте семнадцати лет, Селье занимал ряд должностей органиста, сначала в Белфасте, Ирландия, затем в церкви Св. Иоанна Иерусалимского, Саут-Хакни, где его крестили, а в 1870 г. Майкла, Лоуэр-Сиденхем . [ 3 ] После работы в качестве заместителя органиста Салливана в церкви Святого Петра, Крэнли-Гарденс, Южный Кенсингтон , он переехал в церковь Святой Анны, Сурбитон , где оставался до конца своей карьеры, параллельно с своей театральной дирижерской работой. [ 3 ]

Селье женился на Кларе Шорт в 1873 году. У них было пять дочерей и сын Франсуа, который стал актером под именем Фрэнк Селье и был отцом актера Питера Селье . [ 1 ]

Дирижер и музыкальный руководитель

[ редактировать ]

В июле 1878 года Селье сменил своего брата Альфреда на посту дирижера Гилберта и Салливана во HMS Pinafore время его длительного выступления в Комической опере в Лондоне. Он оставался там музыкальным руководителем труппы, а с 1881 года — в театре «Савой» до 1902 года, с перерывом между июлем 1880 года и апрелем 1881 года, когда его брат временно возобновил эту должность. [ 4 ] Композитор дирижировал на премьерах, но Селье как музыкальный руководитель был главным дирижером оригинальных спектаклей « Терпения» (1881–82), «Иоланты» (1882–84), «Принцессы Иды» (1884), «Микадо» (1885–87). , Руддигор (1887), Йомены гвардии (1888–89), Гондольеры (1889–91), Утопия, Limited (1893–94) и Великий князь (1896). [ 5 ] В качестве музыкального руководителя театра «Савой» он дирижировал лондонскими тиражами четырнадцати опер других авторов и композиторов в период с 1891 по 1902 год. [ 6 ] четырнадцать возрождений произведений Гилберта и Салливана, начиная с «Колдуна» в 1884 году и заканчивая «Иолантой» в 1901 году, [ 7 ] и такое же количество занавесок и аксессуаров. [ 8 ] В 1891–1892 годах он был назначен главным музыкальным руководителем Ричарда Д'Ойли Карт Королевского английского оперного театра для постановок «Айвенго» Салливана и Мессагера «Ла Башош» . [ 3 ]

В 1890-х годах Селье начал дирижировать постановками оперной труппы D'Oyly Carte за пределами Лондона. В 1890 году он руководил первыми провинциальными представлениями «Гондольеров» . [ 9 ] а в 1894 году он руководил гастрольной компанией, представлявшей Princess Ida и Utopia, Limited . [ 10 ] В 1902–03 годах он возглавил турне D'Oyly Carte по Южной Африке, проведя шесть опер Гилберта и Салливана и «Розу Персии» . [ 11 ] Он ненадолго покинул D'Oyly Carte по возвращении в Англию в июне 1903 года. В течение этого месяца он провел разовый утренний спектакль своей новой оперетты «Боб» (либретто автора и журналиста Каннингема Бриджмена) в театре Адельфи . Премьера пьесы состоялась в Уолсолле в апреле, когда он еще был в Африке. [ 12 ] Боба также играли гастрольные компании D'Oyly Carte в 1903–04 годах. [ 13 ] В декабре 1904 года Селье дирижировал недолговечной комической оперой « Ледиленд » Юстаса Понсонби и Фрэнка Ламберта в театре «Авеню» . [ 14 ] В июле 1905 года он снова присоединился к труппе D'Oyly Carte, пока не вышел на пенсию в 1913 году, в качестве музыкального руководителя гастролирующей репертуарной труппы и дирижировал в «Савое» лондонскими репертуарными сезонами опер Гилберта и Салливана в 1906–07 и 1908–09 годах. [ 15 ]

Композитор, оркестратор и автор

[ редактировать ]
Часть программы, показывающая «Старую Сару» Селье перед возрождением «Йоменов гвардии» в театре «Савой» , 1897 год.

Помимо «Боба» , который никогда не играл в театре «Савой», Селье сочинил музыку для нескольких сопутствующих пьес , которые исполнялись вместе с «Савойской оперой» (а часто и на гастролях), в том числе «Джинна миссис Джаррэми» (1888, сочиненный совместно с его братом Альфредом, либретто Фрэнка Деспреза ), «Капитан Билли» (1891, либретто Гарри Гринбэнка ), «Старая Сара» (1897, либретто Гринбэнка) и «Красотка Полли». (1900, либретто Бэзила Худа ). [ 13 ] Эти короткие пьесы редко возрождались профессионально, но они были популярны среди любительских коллективов в первые годы 20 века. [ 3 ]

Для « Детского передника» в 1879–1880 годах и « Детских пиратов» в 1884 году Селлье переставил клавиши песен так, чтобы они соответствовали голосу каждого отдельного ребенка. Припевы, особенно струнные партии, были переставлены так, чтобы были слышны детские голоса, а для обычно безаккомпанементных номеров было предусмотрено оркестровое сопровождение для поддержки молодых мужских голосов. [ 16 ]

Театральная газета The Era отметила, что, хотя другие его обязанности не оставляли ему времени для сочинения, Селье как автор песен был «очень хорошо известен». [ 3 ] Его опубликованные песни в каталоге Британской библиотеки : «От рассвета до рассвета» (слова Р. Дж. Мартина, 1898 г.); «Грустно расстаться» (слова У.С. Бидла, 1889 г.); «Песня о поло» (слова «Стрелка», 1901 г.); «Нет страха!» (слова Р. Дж. Мартина, 1903 г.); и четыре песни на слова Бриджмена: «Кокет и кой» (1887); «Ухаживание за Хэмптоном» (1887); «Это к лучшему» (1888); и «Люди дня» (1888). Его короткий гимн «Свят, свят, свят» был опубликован в 1901 году. [ 17 ]

Свой краткий выход на пенсию Селье посвятил написанию книги воспоминаний о Гилберте, Салливане и оперной труппе Д'Ойли Карт ( Гилберт и Салливан и их оперы ). Он умер в своем доме в Кингстоне-апон-Темзе в 1914 году, прежде чем книга была завершена, а его соавтор Бриджман завершил и опубликовал ее позже в том же году. [ 18 ]

Репутация

[ редактировать ]

Генри Литтон писал:

Селье вкладывал душу и сердце в каждое спектакль, а что это значит, знают только те, кто работает на сцене и кто иногда становится скучным и вялым из-за очень близкого знакомства с партиями, которые они играют, или потому, что зрители не могут легко быть возбужденным до «концертной подачи». ... Именно в такие времена настоящий дирижер на вес золота. Несмотря на то, что он, возможно, видел пьесу сотни раз – и, возможно, скучал больше, чем сами ведущие, – он приходит на каждое новое представление с энтузиазмом, который вытрясает труппу из себя и заставляет все идти своим чередом. [ 19 ]

Бриджман, соратник Селлье, писал о преданности своего друга музыке Артура Салливана и Альфреда Селлье, исключая, по мнению Бриджмена, всю другую музыку. Салливан завещал Селье оригинальные партитуры рукописей «Пиратов Пензанса» и «Пейшенс» . [ 20 ] Бриджман и анонимный автор профиля The Era считали, как и Литтон, что природный талант Селье мог бы дать ему возможность соперничать с творческим успехом хотя бы одного из двух его музыкальных кумиров, но этому помешали праздность и отсутствие амбиций. [ 3 ] [ 21 ] Оба эти источника согласны с тем, что техника дирижирования Селье была неброской и строго практичной, и что ему нравилось быть известным как «музыкант, дирижирующий на английском языке». [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Франсуа Селье» , Институт предков, Библиотека Wellcome , по состоянию на 20 января 2018 г. (требуется подписка)
  2. ^ Гнев, с. 27
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Популярные композиторы: г-н Франсуа Селье», The Era , 12 августа 1899 г., с. 13
  4. ^ Роллинз и Уиттс, с. 7
  5. ^ Роллинз и Уиттс, стр. 8–15.
  6. ^ Роллинз и Уиттс, стр. 13–19.
  7. ^ Роллинз и Уиттс, стр. 9–19.
  8. ^ Роллинз и Уиттс, Приложение, стр. Х
  9. ^ Роллинз и Уиттс, с. 75
  10. ^ Роллинз и Уиттс, с. 94
  11. ^ Роллинз и Уиттс, с. 117
  12. ^ Ношение, с. 146
  13. ^ Jump up to: а б Уолтерс, Майкл и Джордж Лоу. «Боб» , Архив Гилберта и Салливана, 1996 г., по состоянию на 20 января 2018 г.
  14. ^ Ношение, с. 211
  15. ^ Роллинз и Уиттс, стр. 21, 22, 121–125 и Приложение, стр. я
  16. ^ Селье и Бриджман, с. 61
  17. ^ «Франсуа Селье» , Британская библиотека, по состоянию на 20 января 2018 г.
  18. Селье и Бриджман, проход
  19. ^ Литтон, Генри. Тайны Савойи (1922)
  20. ^ «Некролог: г-н Франсуа Селье», The Times , 7 января 1914 г., стр. 9
  21. ^ Бриджмен в «Селлье и Бриджмен», с. 170
  • Селье, Франсуа; Каннингем Бриджмен (1914). Гилберт и Салливан и их оперы . Бостон: Литтл, Браун и компания.
  • Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC   504581419 .
  • Ношение, JP (2014). Лондонская сцена, 1900–1909: календарь постановок, исполнителей и персонала . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-9294-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07186413fee53f8e1887223249b08f79__1714138440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/79/07186413fee53f8e1887223249b08f79.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
François Cellier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)