Франсуа Селье

Франсуа Арсен Селье (14 декабря 1849 — 5 января 1914), которого часто называли Франком , был английским дирижёром и композитором. Он известен своей работой в качестве музыкального руководителя и дирижера оперной труппы D'Oyly Carte во время первых постановок и ранних возрождений опер Савойи .
Сменив своего старшего брата Альфреда на посту главного дирижера труппы в 1878 году, Селье посвятил почти всю оставшуюся жизнь комической опере . Он был музыкальным руководителем оригинальных спектаклей девяти опер Гилберта и Салливана и четырнадцати полнометражных пьес других писателей в театре Савой в период с 1881 по 1902 год. Он сочинял песни, а также несколько коротких подъемов занавеса , которые были хорошо приняты, но редко возрождались. .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Селье родился в Саут-Хакни , Лондон, и был младшим из пяти детей Арсена Селье, учителя языка из Франции, и его жены Мэри Энн Петерин, ранее Пикок, урожденной Томсетт. [ 1 ] Он последовал за своим старшим братом Альфредом в качестве певчего в Королевской часовне Святого Джеймса . Как и его брат и однокурсник последнего Артур Салливан , Франсуа пользовался опекой преподобного Томаса Хелмора , который гарантировал, что хористы получили всестороннее образование в дополнение к музыкальной подготовке. [ 2 ]
Оставив хоровую школу в возрасте семнадцати лет, Селье занимал ряд должностей органиста, сначала в Белфасте, Ирландия, затем в церкви Св. Иоанна Иерусалимского, Саут-Хакни, где его крестили, а в 1870 г. Майкла, Лоуэр-Сиденхем . [ 3 ] После работы в качестве заместителя органиста Салливана в церкви Святого Петра, Крэнли-Гарденс, Южный Кенсингтон , он переехал в церковь Святой Анны, Сурбитон , где оставался до конца своей карьеры, параллельно с своей театральной дирижерской работой. [ 3 ]
Селье женился на Кларе Шорт в 1873 году. У них было пять дочерей и сын Франсуа, который стал актером под именем Фрэнк Селье и был отцом актера Питера Селье . [ 1 ]
Дирижер и музыкальный руководитель
[ редактировать ]В июле 1878 года Селье сменил своего брата Альфреда на посту дирижера Гилберта и Салливана во HMS Pinafore время его длительного выступления в Комической опере в Лондоне. Он оставался там музыкальным руководителем труппы, а с 1881 года — в театре «Савой» до 1902 года, с перерывом между июлем 1880 года и апрелем 1881 года, когда его брат временно возобновил эту должность. [ 4 ] Композитор дирижировал на премьерах, но Селье как музыкальный руководитель был главным дирижером оригинальных спектаклей « Терпения» (1881–82), «Иоланты» (1882–84), «Принцессы Иды» (1884), «Микадо» (1885–87). , Руддигор (1887), Йомены гвардии (1888–89), Гондольеры (1889–91), Утопия, Limited (1893–94) и Великий князь (1896). [ 5 ] В качестве музыкального руководителя театра «Савой» он дирижировал лондонскими тиражами четырнадцати опер других авторов и композиторов в период с 1891 по 1902 год. [ 6 ] четырнадцать возрождений произведений Гилберта и Салливана, начиная с «Колдуна» в 1884 году и заканчивая «Иолантой» в 1901 году, [ 7 ] и такое же количество занавесок и аксессуаров. [ 8 ] В 1891–1892 годах он был назначен главным музыкальным руководителем Ричарда Д'Ойли Карт Королевского английского оперного театра для постановок «Айвенго» Салливана и Мессагера «Ла Башош» . [ 3 ]
В 1890-х годах Селье начал дирижировать постановками оперной труппы D'Oyly Carte за пределами Лондона. В 1890 году он руководил первыми провинциальными представлениями «Гондольеров» . [ 9 ] а в 1894 году он руководил гастрольной компанией, представлявшей Princess Ida и Utopia, Limited . [ 10 ] В 1902–03 годах он возглавил турне D'Oyly Carte по Южной Африке, проведя шесть опер Гилберта и Салливана и «Розу Персии» . [ 11 ] Он ненадолго покинул D'Oyly Carte по возвращении в Англию в июне 1903 года. В течение этого месяца он провел разовый утренний спектакль своей новой оперетты «Боб» (либретто автора и журналиста Каннингема Бриджмена) в театре Адельфи . Премьера пьесы состоялась в Уолсолле в апреле, когда он еще был в Африке. [ 12 ] Боба также играли гастрольные компании D'Oyly Carte в 1903–04 годах. [ 13 ] В декабре 1904 года Селье дирижировал недолговечной комической оперой « Ледиленд » Юстаса Понсонби и Фрэнка Ламберта в театре «Авеню» . [ 14 ] В июле 1905 года он снова присоединился к труппе D'Oyly Carte, пока не вышел на пенсию в 1913 году, в качестве музыкального руководителя гастролирующей репертуарной труппы и дирижировал в «Савое» лондонскими репертуарными сезонами опер Гилберта и Салливана в 1906–07 и 1908–09 годах. [ 15 ]
Композитор, оркестратор и автор
[ редактировать ]
Помимо «Боба» , который никогда не играл в театре «Савой», Селье сочинил музыку для нескольких сопутствующих пьес , которые исполнялись вместе с «Савойской оперой» (а часто и на гастролях), в том числе «Джинна миссис Джаррэми» (1888, сочиненный совместно с его братом Альфредом, либретто Фрэнка Деспреза ), «Капитан Билли» (1891, либретто Гарри Гринбэнка ), «Старая Сара» (1897, либретто Гринбэнка) и «Красотка Полли». (1900, либретто Бэзила Худа ). [ 13 ] Эти короткие пьесы редко возрождались профессионально, но они были популярны среди любительских коллективов в первые годы 20 века. [ 3 ]
Для « Детского передника» в 1879–1880 годах и « Детских пиратов» в 1884 году Селлье переставил клавиши песен так, чтобы они соответствовали голосу каждого отдельного ребенка. Припевы, особенно струнные партии, были переставлены так, чтобы были слышны детские голоса, а для обычно безаккомпанементных номеров было предусмотрено оркестровое сопровождение для поддержки молодых мужских голосов. [ 16 ]
Театральная газета The Era отметила, что, хотя другие его обязанности не оставляли ему времени для сочинения, Селье как автор песен был «очень хорошо известен». [ 3 ] Его опубликованные песни в каталоге Британской библиотеки : «От рассвета до рассвета» (слова Р. Дж. Мартина, 1898 г.); «Грустно расстаться» (слова У.С. Бидла, 1889 г.); «Песня о поло» (слова «Стрелка», 1901 г.); «Нет страха!» (слова Р. Дж. Мартина, 1903 г.); и четыре песни на слова Бриджмена: «Кокет и кой» (1887); «Ухаживание за Хэмптоном» (1887); «Это к лучшему» (1888); и «Люди дня» (1888). Его короткий гимн «Свят, свят, свят» был опубликован в 1901 году. [ 17 ]
Свой краткий выход на пенсию Селье посвятил написанию книги воспоминаний о Гилберте, Салливане и оперной труппе Д'Ойли Карт ( Гилберт и Салливан и их оперы ). Он умер в своем доме в Кингстоне-апон-Темзе в 1914 году, прежде чем книга была завершена, а его соавтор Бриджман завершил и опубликовал ее позже в том же году. [ 18 ]
Репутация
[ редактировать ]Генри Литтон писал:
Селье вкладывал душу и сердце в каждое спектакль, а что это значит, знают только те, кто работает на сцене и кто иногда становится скучным и вялым из-за очень близкого знакомства с партиями, которые они играют, или потому, что зрители не могут легко быть возбужденным до «концертной подачи». ... Именно в такие времена настоящий дирижер на вес золота. Несмотря на то, что он, возможно, видел пьесу сотни раз – и, возможно, скучал больше, чем сами ведущие, – он приходит на каждое новое представление с энтузиазмом, который вытрясает труппу из себя и заставляет все идти своим чередом. [ 19 ]
Бриджман, соратник Селлье, писал о преданности своего друга музыке Артура Салливана и Альфреда Селлье, исключая, по мнению Бриджмена, всю другую музыку. Салливан завещал Селье оригинальные партитуры рукописей «Пиратов Пензанса» и «Пейшенс» . [ 20 ] Бриджман и анонимный автор профиля The Era считали, как и Литтон, что природный талант Селье мог бы дать ему возможность соперничать с творческим успехом хотя бы одного из двух его музыкальных кумиров, но этому помешали праздность и отсутствие амбиций. [ 3 ] [ 21 ] Оба эти источника согласны с тем, что техника дирижирования Селье была неброской и строго практичной, и что ему нравилось быть известным как «музыкант, дирижирующий на английском языке». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Франсуа Селье» , Институт предков, Библиотека Wellcome , по состоянию на 20 января 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Гнев, с. 27
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Популярные композиторы: г-н Франсуа Селье», The Era , 12 августа 1899 г., с. 13
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 7
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 8–15.
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 13–19.
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 9–19.
- ^ Роллинз и Уиттс, Приложение, стр. Х
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 75
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 94
- ^ Роллинз и Уиттс, с. 117
- ^ Ношение, с. 146
- ^ Jump up to: а б Уолтерс, Майкл и Джордж Лоу. «Боб» , Архив Гилберта и Салливана, 1996 г., по состоянию на 20 января 2018 г.
- ^ Ношение, с. 211
- ^ Роллинз и Уиттс, стр. 21, 22, 121–125 и Приложение, стр. я
- ^ Селье и Бриджман, с. 61
- ^ «Франсуа Селье» , Британская библиотека, по состоянию на 20 января 2018 г.
- ↑ Селье и Бриджман, проход
- ^ Литтон, Генри. Тайны Савойи (1922)
- ^ «Некролог: г-н Франсуа Селье», The Times , 7 января 1914 г., стр. 9
- ^ Бриджмен в «Селлье и Бриджмен», с. 170
Ссылки
[ редактировать ]- Селье, Франсуа; Каннингем Бриджмен (1914). Гилберт и Салливан и их оперы . Бостон: Литтл, Браун и компания.
- Роллинз, Сирил; Р. Джон Уиттс (1962). Оперная труппа Д'Ойли Карт в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 гг . Лондон: Майкл Джозеф. OCLC 504581419 .
- Ношение, JP (2014). Лондонская сцена, 1900–1909: календарь постановок, исполнителей и персонала . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-9294-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глава книги Селье
- Профиль Селье на сайте Who Was Who на сайте D'Oyly Carte
- Краткий анализ музыки Селье
- Рецензия на «Детский передник» в аранжировке Селье
- Караоке-файлы для капитана Билли