Мари Темпест
Дама Мэри Сьюзан Этерингтон , DBE (15 июля 1864 — 15 октября 1942), профессионально известная как Мари Темпест , была английской певицей и актрисой.
Темпест стала знаменитым сопрано в поздневикторианских легких операх и эдвардианских музыкальных комедиях . Позже она стала ведущей актрисой комиксов и много гастролировала по Северной Америке и другим странам. Временами она была собственным театральным менеджером на протяжении 55-летней карьеры. Она также сыграла важную роль в основании союза актеров Equity in Britain.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Темпест родилась в Лондоне. Ее родителями были Эдвин Этерингтон (1838–1880), продавец канцелярских товаров, и его жена Сара Мэри ( урожденная Касл). У нее была сестра Флоренс Этерингтон, которая вышла замуж за театрального менеджера Майкла Левенстона. [ 1 ] Темпест получила образование в школе Мидхерст и урсулинском монастыре в Тилдонке , Бельгия. Позже она изучала музыку в Париже и в Королевской музыкальной академии в Лондоне, будучи ученицей пения у Мануэля Гарсии , наставника Дженни Линд , Матильды Маркези и Чарльза Сэнтли , среди других. [ 2 ] [ 3 ] В качестве сценического псевдонима она взяла часть имени леди Сьюзан Вейн-Темпест , которую называла своей крестной матерью. [ 4 ]
Темпест вышла замуж за Альфреда Эдварда Изарда, профессора Академии, в 1885 году. Этот брак закончился разводом четыре года спустя, и Изарду была присуждена компенсация за ущерб при разводе. В 1888 году у нее родился сын по имени Норман. [ 5 ] которого позже в прессе будут называть «Норман Леннокс», взяв часть фамилии второго мужа Темпест, Космо Гордон-Леннокса , за которого она вышла замуж десять лет спустя. [ 6 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Темпест дебютировала в 1885 году в роли Фьяметты в Франца Зуппе оперетте «Боккаччо» в Театре комедии в Лондоне, где она также сыграла главную роль в «Эрмини» Эдварда Якобовского . В течение следующих двух лет она постоянно играла в Лондоне в легких операх Эрве и Андре Мессажера , среди других. [ 4 ] [ 7 ] Она стала всемирно известной благодаря своей роли в главной роли в «Дороти» Альфреда Селье и Б.К. Стивенсона (1887), в которой было рекордное количество представлений — 931 (став хитом после того, как Темпест взял на себя главную роль у Мэрион Худ ). [ 8 ] Ричард Д'Ойли Карт подумывал о привлечении ее для своей оперной труппы , но У.С. Гилберт (увидев ее в «Дороти ») сообщил, что она «визжала», и предложение было отклонено. [ 9 ]

В 1889 году Темпест заменил игрока в главной роли Дорис Селье и Стивенсона , которого пригласили, чтобы спасти ослабевающее шоу. [ 10 ] В следующем, 1890 году, она исполнила роль Китти Кэрол в «Красном гусаре» в Лондоне, а затем в Нью-Йорке. [ 11 ] Затем она в течение года гастролировала по Соединенным Штатам и Канаде с труппой JC Duff Comic Opera Company в таких операх, как «Кармен» , «Манон» , «Миньон» , [ 12 ] «Богемская девушка» и «Пираты Пензанса» . [ 3 ] Она вернулась на Бродвей на следующие три года в многочисленных постановках, включая «Тирольца» , «Мастера фехтования» Реджинальда Де Ковена и Гарри Б. Смита и «Алжирца» . [ 13 ] В этот период ее считали одной из немногих соперниц Лилиан Рассел . Американский критик писал в 1894 году: «Мисс Темпест сочетает в себе необыкновенный голос и сладость с драматическим пылом эмоциональной актрисы, вероятно, в большей степени, чем любая другая примадонна, выступающая сейчас на англоязычной сцене». [ 14 ]
В 1895 году Джордж Эдвардс привез ее обратно в Лондон, чтобы она сыграла главную роль в постановках своего театра Дейли , начиная с Адель в «Модели художника» , в рамках которой было проведено более 400 спектаклей. За этим последовали главные роли в еще более успешных фильмах «Гейша» (1896), в которых было представлено 760 спектаклей, «Греческий раб» (1898) и еще одном международном хите «Сан Той» (1899). [ 15 ] Темпест могла оказаться непростой звездой, и ее споры с Эдвардсом и некоторыми коллегами были хорошо известны. Позже она сказала: «Я была самодовольной маленькой обузой, которую менеджеры в те дни больше не любили, чем любили». [ 16 ] Она чувствовала, что Эдвардс был слишком строгим, и, наконец, покинула Сан-Той в 1900 году, как сообщается, из-за ссоры по поводу ее костюма. [ 17 ]
С 1899 г. по годы Первой мировой войны.
[ редактировать ]
В 1898 году Темпест снова вышла замуж за актера и драматурга Космо Гордон-Леннокса (известного профессионально как Космо Стюарт), сына лорда Александра Гордона-Леннокса . [ 4 ] По его совету Темпест отказался от оперетт в пользу прямой комедии. В 1900 году она исполнила роль Нелл Гвинн в Энтони Хоупа » «Английской Нелл (по мотивам Саймона Дейла ) в Театре принца Уэльского в Лондоне. [ 18 ] за ней в том же театре в 1901 году последовали главные роли в «Пег Уоффингтон» Чарльза Рида и «Бекки Шарп» , экранизации « Ярмарки тщеславия », Роберта Хиченса и ее мужа. В том же году она сыграла Полли Эклс в » Т.В. Робертсона « Касте . [ 12 ] за ней в 1902 году последовала главная роль в «Женитьбе Китти» , также написанной ее мужем. Это сделало ее ведущей комедийной актрисой, особенно когда она играла тот тип жизнерадостной дамы в комедиях для гостиной , которые Time назвал «партией Мари Темпест… веселой, воспитанной матроны, с кошачьими манерами и острым языком, но золотое сердце». [ 19 ] Макс Бирбом описал ее как «одну из очень немногих английских актрис, способных испытывать эмоции». [ 20 ]
После еще многих таких ролей в Театре герцога Йоркского и Театре комедии, [ 12 ] Темпест гастролировала по Америке в 1904 году, повторив свою роль в «Женитьбе Китти» и в главной роли «Свободы Сюзанны» . Она появилась в Лондоне в 1907 году в спектакле «Правда» в Театре комедии, написанном и поставленном Дион Бусико в главной роли , хотя «люди пойдут смотреть именно на игру мисс Темпест, — писал The Observer , — и они не будут расстроенный". [ 21 ] Она также снялась в фильме Альфреда Сутро « Барьер » в 1907 году. [ 4 ] В 1908 году Сомерсета Моэма » «Миссис Дот предоставила ей, пожалуй, лучшую роль, за которой последовали роли в «Внезапно Пегги» и «Пенелопа» . [ 12 ] Она вернулась в Америку в 1909 году для двухлетнего турне и снялась в таких пьесах, как «Каста» и «Ярмарка тщеславия» . [ 6 ] [ 3 ]
Вернувшись в Англию в 1911 году, Темпест присоединился к звездному актерскому составу в Герберта Бирбома Три постановке «Критик» Ричарда Бринсли Шеридана , в котором также снимались Артур Буршье , К. Хейден Коффин , Лили Элси , Джордж Гроссмит-младший , Чарльз Хоутри , Сирил Мод , Джеральд Дю Морье , Герти Миллар , Эдмунд Пейн , Кортис Паундс , Вайолет Ванбру и Артур Уильямс и другие. [ 22 ] Затем она стала управлять театрами, в которых снималась. Она арендовала театр герцога Йоркского и поставила возрождение «Женитьбы Китти» . Следующие несколько лет она снималась в собственных постановках в лондонских театрах. За этим последовало в 1913 году возрождение Лондонской страховой компании , предоставленной в помощь Пенсионному фонду актеров короля Георга. [ 3 ] Она провела восемь лет, начиная с 1914 года, гастролируя по Америке, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Индии, Сингапуру, Китаю, Японии и Филиппинам. [ 4 ] Одной из ее ролей, в 1915 году, была главная роль в Дж. М. Барри » «Розалинде . [ 23 ] Барри восхищалась способностью Темпест одновременно смеяться и плакать, написав: «Это такой шедевр, позволяющий этим двоим раствориться друг в друге не только на ее собственном лице, но и на лицах всех, кто находится впереди». [ 12 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]
Наконец Темпест вернулся в Англию через Америку в 1922 году, возродив «Женитьбу Китти» . Ее второй муж умер в 1921 году, и в том же году она снова вышла замуж, на этот раз в Сиднее, за актера Уильяма Грэма Брауна , который сопровождал ее на протяжении всего ее турне и который регулярно был ее партнером на сцене в ее последующих выступлениях в Вест-Энде. [ 24 ] К 1920-м годам Темпест переросла свой беспокойный темперамент и стала играть очаровательных и элегантных женщин средних лет. [ 4 ] В 1924 году она снова приняла певческую роль в » Клиффорда Бакса в «Безумии в летнюю сказку Лирик -театре в Хаммерсмите . [ 24 ] Она сыграла Джудит Блисс в фильме Ноэля Кауарда « Сенная лихорадка » (1925), в котором в более поздних версиях за ней последовали ведущие актрисы от Эдит Эванс до Джуди Денч . Ее популярность продолжилась в таких шоу, как «Проходя Бромптон-роуд» Джевана Брэндона-Томаса и «Колыбель для кошки» Эйми и Филипа Стюартов. [ 4 ] У нее также была еще одна певческая роль в 1927 году в «Маркизе» , написанной для нее Кауардом. («Это засохший и хрупкий кусочек, но он достойно обрамляет великую актрису».) [ 25 ] Затем она сыграла Оливию в спектаклях «Мистер Пим проходит мимо» А. А. Милна (1928), «Первая миссис Фрейзер» Сент -Джона Эрвина (1929, дала 632 спектакля в театре Хеймаркет ) и Фанни Кавендиш в Королевском театре (1934). [ 26 ]
В последующие годы Темпест стала активно работать на благо представителей своей профессии. В 1934 году она сыграла важную роль в основании союза актеров Equity , когда устроила ужин в отеле «Савой» для 85 ведущих артистов. 28 мая 1935 года золотой юбилей Темпеста был отмечен бенефисом в Королевском театре на Друри-Лейн, на котором присутствовали король Георг V и королева Мария . В программе, в частности, участвуют Дж. М. Барри, Ноэль Кауард, Эдвард Герман и Сомерсет Моэм. Темпест появилась в одном действии в «Женитьбе Китти и маленькой Кэтрин» , двух ее самых популярных ролях. Вырученные от мероприятия 5000 фунтов стерлингов были переданы в больницу Святого Георгия для использования представителями театральной профессии. [ 26 ]
Кауард писал Гектору Болито , ее биографу: «Она не тратит времени на личные комплексы или комплексы неполноценности. Фактически, она снимает пальто и приступает к работе с меньшими усилиями, чем любая актриса, которую я когда-либо встречал. .... Несмотря на то, что за пятьдесят лет она поставила множество пьес для множества людей, ей всегда удавалось оставаться хозяйкой своей традиции, а не позволять какой-либо традиции стать хозяйкой ее». [ 27 ]
Она была удостоена звания кавалера Ордена Британской Империи (DBE) в 1937 году, когда умер ее третий муж, Грэм Браун. В следующем году она исполнила роль Доры Рэндольф в Доди Смит « пьесе Дорогой осьминог» . После этого она продолжала выступать, хотя и с меньшей частотой. [ 26 ] Она гастролировала по Великобритании в составе «Первой миссис Фрейзер» с А.Э. Мэтьюзом и Барри Морсом в 1941 году, за год до своей смерти. В том же году дом Темпест в Лондоне был взорван во время блиц-боя , и она потеряла большую часть своего имущества. Она заметила: « Гитлер забрал у меня почти все, кроме моей жизни, но нельзя жить сожалениями». [ 19 ]
Темпест умер в Лондоне в 1942 году в возрасте 78 лет и был кремирован в крематории Голдерс-Грин . [ 28 ] Синяя мемориальная доска была установлена на месте ее дома по адресу 24 Park Crescent в Лондоне. [ 29 ]
Фильмография
[ редактировать ]- 1900 – Сан-Той в Сан-Той
- 1915 – Миссис Плам в пудинге миссис Плам
- 1937 – Баронесса Линденборг в «Лунной сонате»
- 1938 – Дженнифер Варвелл в «Жёлтых песках»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левенстон, Майкл. (2014) «Майкл Левенстон, театральный менеджер, 1855–1904»
- ^ Радомски, Джеймс и Эйприл Фицлайон. «Семья Гарсиа» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, по состоянию на 17 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Паркер (1922), стр. 778–780.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грей, Фрэнсис, «Буря, дама Мария (1864–1942)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 3 ноября 2008 г.
- ^ Болито, с. 33
- ^ Jump up to: а б «Мари Темпест станет менеджером» , The New York Times , 14 декабря 1910 г., стр. 13
- ^ Траубнер, стр. 26.
- ^ Траубнер, стр. 197.
- ^ Джейкобс, с. 251
- ^ Генцль, Курт . «Когда девушка некрасивая... но петь умеет!» , Курт Герольштейн, 4 мая 2019 г., по состоянию на 3 апреля 2020 г.
- ^ «Мари Темпест» , The Illustrated American , Vol. 3, 6 сентября 1890 г., с. 428
- ^ Jump up to: а б с д и Некролог, The Times , 16 октября 1942 г., стр. 7
- ^ Траубнер, стр. 142, 144 и 188.
- ^ «Здоровье больше, чем успех», The Times , Трентон, Нью-Джерси , 1 февраля 1894 г., стр. 4
- ^ Траубнер, стр. 201–205.
- ^ Хайман, с. 74
- ^ Траубнер, стр. 204–05.
- ^ «Мари Темпест аплодируют в комедии» , The New York Times , 22 августа 1900 г.
- ^ Jump up to: а б «Вехи, 26 октября 1942 г.» , Time , по состоянию на 17 апреля 2021 г.
- ^ Бирбом, с. 329
- ↑ The Observer , «Триумф мисс Темпест», 7 апреля 1907 г., с. 5
- ^ Подробности выступления The Critic. Архивировано 11 октября 2012 года в Wayback Machine , театральная коллекция Бристольского университета.
- ^ Паркер (1922), с. 780
- ^ Jump up to: а б The Manchester Guardian , 16 октября 1942 г., стр. 6
- ↑ The Manchester Guardian , 17 февраля 1927 г., стр. 14
- ^ Jump up to: а б с Паркер (1939), с. 1421
- ^ День, стр. 113–114.
- ↑ Смерти: The Times , 23 октября 1942 г., стр. 7
- ^ Фотография синей таблички Темпеста
Источники
[ редактировать ]- Бирбом, Макс (1970). Последние театры . Нью-Йорк: Таплингер. ISBN 978-0-8008-4564-3 . OCLC 1150085558 .
- Болито, Гектор (1936). Мари Темпест . Лондон: Кобден-Сандерсон. OCLC 852642096 .
- Дэй, Барри, изд. (2007). Письма Ноэля Кауарда . Лондон: Метуэн. ISBN 978-1-4081-0675-4 .
- Хайман, Алан (1975). Годы веселья . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-30-429372-8 .
- Джейкобс, Артур (1986). Артур Салливан . Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке. ISBN 978-0-19-282033-4 .
- Паркер, Джон, изд. (1922). Кто есть кто в театре (четвертое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 473894893 .
- Паркер, Джон, изд. (1939). Кто есть кто в театре (девятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 473894893 .
- Ричард Траубнер (2004). Оперетта . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-96641-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мари Темпест в базе данных Internet Broadway
- Мари Темпест на IMDb
- Информация о постановках с участием Темпеста , Театральная коллекция, Бристольский университет
- Портреты Мари Темпест в Национальной портретной галерее, Лондон
- «Маленькая шутка Мари Темпест» , The New York Times, 17 июля 1892 г.
- Темпест на обложке журнала The Illustrated Sporting & Dramatic News , 30 января 1886 г.