Генри Брум Фарни

Генри Брум Фарни (8 апреля 1836 — 21 сентября 1889), которого часто называли Х. Б. Фарни , был британским либреттистом, автором французских оперетт . Некоторые из его англоязычных версий оперетт стали рекордными хитами на лондонской сцене 1870-х и 1880-х годов, серьезно конкурируя с операми Гилберта и Салливана, исполнявшимися в то же время.
После учебы в Кембриджском университете Фарни вернулся в родную Шотландию, где был назначен редактором Cupar Gazette. В 1857 году он написал «Руководство игрока в гольф» , первую книгу по обучению игре в гольф. В 1860 году он написал книги о флоре Сент -Эндрюса и о городе Сент-Рул . Его журналистская карьера привела его в Лондон в 1863 году в качестве редактора нового музыкального журнала The Orchestra . Он начал писать тексты популярных песен, а в 1867 году начал писать пьесы. В 1870-х и 1880-х годах Фарни выполнил переводы и адаптации десятков французских опер и оперетт. Многие из последних имели долгие и успешные пробеги. Оффенбаха Среди его немногих устойчивых текстов - «Дуэт жандармов», адаптированный из «Женевьевы Брабантской» .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]
Фарни родился в Бернтисленде , Файф , Шотландия, один из семи детей Джеймса Фарни и бывшей Маргарет Патерсон Кэрнс. [ 1 ] Он был назван в честь вигов государственного деятеля лорда Брума , с которым семья утверждала, что является родственником. [ 2 ] Фарни получил образование в Университете Сент-Эндрюс , где он выиграл приз, который позволил ему поступить в Кембриджский университет . [ 3 ] Покинув Кембридж, он вернулся в Шотландию, где был назначен редактором Cupar Gazette. [ 3 ] В 1857 году Фарни написал первую книгу по гольфу обучению « Руководство для игрока в гольф»: историческое и описательное описание национальной игры Шотландии под псевдонимом «Острая рука». [ 4 ] Он также написал « Удобную книгу Сент-Эндрюса» о флоре этой области Шотландии и «Город Сент-Рула» с калотипами Томаса Роджера (1860). [ 5 ]
В 1863 году Фарни переехал в Лондон в качестве редактора нового музыкального журнала The Orchestra . В первом номере журнала он напечатал один из своих стихов «Последняя чаша стремени», который впечатлил композитора Луиджи Ардити настолько , что он положил его на музыку. Песня была подхвачена Чарльзом Сэнтли и стала чрезвычайно популярной. The Morning Post заявила, что оно знакомо «миллионам людей». [ 3 ] Позже The Era написала: «Успех этой случайной попытки написать песню определил будущую карьеру Фарни». [ 6 ] Владельцы The Orchestra , музыкальные издатели Cramer and Co , наняли Фарни в качестве своего литературного консультанта с заданием адаптировать и перевести зарубежные оперы. [ 6 ] Одновременно Фарни оказался востребованным как автор текстов популярных песен. Среди песен, для которых он написал тексты, были «The Guards' Song» (музыка Дэна Годфри), [ 7 ] «Land Ho» (музыка Генри Лесли ), [ 8 ] «Весть с поля битвы» (музыка Джона Халлы ), [ 9 ] «Голубь и дева» (на мотив «Коломбы и автора» из оперы «Мост супиров» Жака Оффенбаха ), [ 10 ] «Падение листа» (музыка Джорджа Макфаррена ), [ 11 ] и «Лето близко» (музыка Юлия Бенедикта ). [ 12 ]
Либреттист и монтажёр французских оперетт.
[ редактировать ]была поставлена двухактная драма Фарни «Реверсы» В 1867 году в Стрэнд-театре . The Observer в положительном обзоре сказал о Фарни: «Если он до этого не пробовал свои силы в драматическом писательстве, то теперь, во всяком случае, он написал очень успешное эссе в этом искусстве». [ 13 ] Однако его основной работой на сцене была роль либреттиста. Он написал или адаптировал либретти для десятков оперетт 1870-х и 1880-х годов. Хотя многие адаптации Фарни были чрезвычайно популярны и долго и прибыльно транслировались в театрах Вест-Энда , большинство из них не сохранились и после его жизни. В одном некрологе о них говорилось: «Немногие из них имели очень высокие литературные заслуги. Они были обставлены главным образом с учетом эфемерного общественного вкуса и по большей части прекратили свое существование из-за того волнения, которое они вызвали». [ 14 ] Согласно статье 1914 года в «Таймс» , переводы были неуклюжими, и «устный диалог был своего рода Сахарой между оазисами песни… попытки подогнать английские слова к французской музыке обычно заканчивались абсолютной чепухой». [ 15 ] Еще более суровым было суждение The Pall Mall Gazette : «У него было мало или совсем не было оригинального таланта или литературных способностей, но он обладал огромным умением имитировать французские оперные буффы , приукрашивать распущенность настолько, чтобы пронести ее контрабандой мимо цензуры, приправляя диалоги «тематические аллюзии» и преобразование текстов в некую скороговорку, соответствующую музыке. Догерель [так в оригинале], который он создавал, был чем-то особенным. ужасно». [ 16 ] Тем не менее, некоторые тексты Фарни сохранились, в том числе «Дуэт жандармов» (адаптированный из комического дуэта вооруженных людей во втором акте «Женевьевы Брабантской » Оффенбаха ) и «Sweet Dreamer» (с Артуром Салливаном ). [ 17 ]


Среди самых ранних адаптаций Фарни были оперы и пьесы на музыку Гуно : «Королева Саба » (которую Фарни переименовал в Ирен ), [ 18 ] Улисс [ 19 ] и «Коломба» ( «Домашний голубь» ). [ 20 ] Гуно Позже Фарни подготовил «Ромео и Джульетту» к первому британскому исполнению на английском языке, которое было дано после его смерти оперной труппой Карла Розы в 1890 году. Другие адаптации Фарни включают английское либретти к опере Оффенбаха « Разрушить чары» ( Le violoneux ) (1870; позже сыграно на тур в качестве сопутствующего произведения с The Sorcerer ), [ 21 ] Женевьева де Брабант (1871 г.), [ 22 ] Barbe-bleue (1872, Синяя Борода ), Fleur de Lys , на музыку Лео Делиба (по мотивам La cour du roi Pétod ), с Селиной Доларо и Эмили Сольден в главных ролях (1873), [ 23 ] версия «Дика Уиттингтона и его кота» на музыку Оффенбаха (1875), [ 24 ] [ 25 ] «Роза Оверни, или Испортить бульон» (по мотивам «Розы Сен-Флур ») [ 26 ] Батский цирюльник (по мотивам Apothicaire et perruquier ), [ 27 ] La fille du tambour-major , очень успешная мадам Фавар (1879) и «Слепые нищие» (1882); для Роберта Планкета дебютного хита , Les Cloches de Corneville (1878) и его Rip van Winkle (1882), Нелл Гвинн (1884), Les voltigeurs de la 32ème (Легкие пехотинцы 32-го полка) (1887) и Поля Джонс (1889 г.); для Эдмона Одрана » «Оливетты (1880; еще один хит), «Маскотты» (1881) и «Великого магната» (1884, с Флоренс Сент-Джон , Фредом Лесли и Артуром Робертсом в главных ролях ); [ 28 ] для Шарля Лекока оперы «Дочь мадам Анго» (1873); для Ришара Жене » «Военно-морских кадетов (1880); для Франца фон Зуппе » « Боккаччо (1882); » Фрэнсиса Шассеня для «Фальки (1883); и для Эрве » «Маленького Фауста ( Маленький Фауст!; 1870). [ 29 ] и Хильперик (1884 г.). Вместе с англичанином Эдвардом Соломоном Фарни написал «Ротомаго или Волшебные часы» в 1879 году. Вместе с Уильямом Маршаллом Хатчисоном он написал «Гламур» в 1886 году.
Фарни написал несколько оригинальных либретто, в том числе «Немезиду» ; «Невеста песни» — одноактная опера на музыку Юлия Бенедикта; [ 30 ] и «Спящая королева» Томаса Германа Рида на музыку Балфа . [ 31 ] Он сотрудничал с Робертом Рисом над 15 его либретти или адаптациями, включая «Вверх по реке, или Строгий чай Кью» (1877), [ 32 ] «Звезды и подвязки» (1878), «Клоши Корневиля» (1878) и «Креол» в лондонском театре «Фолли» (где Фарни также выступал в качестве постановщика) и «Боккаччо» . [ 33 ] По крайней мере, одно из либретто Фарни было написано двумя разными композиторами. Его опера «Нелл Гвинн» , трехактная опера, была впервые поставлена Альфредом Селье и поставлена в Театре Принса в Манчестере , где она открылась 17 октября 1876 года серией из 24 спектаклей. Позже Роберт Планкетт установил либретто Фарни, и эта версия была поставлена в Театре Авеню в Лондоне 7 февраля 1884 года, а затем переведена в Театр Комедии, где в общей сложности было дано 86 спектаклей. версия Планкета также была показана 38 раз в Театре Казино В ноябре того же года в Нью-Йорке. Шоу Фарни, которые шли на Бродвее, а также в Лондоне, включают: «Синдбад-мореход » (1869), «Плутон » (1869), «Сорок разбойников» (1869), «Маленький Фауст» (1870, возрожден в 1871), « Синяя борода » (1872), «Немезида не мудро». Но слишком хорошо (1874), [ 34 ] Индиана (1887 г.), [ 35 ] и Нелл Гвинн (1901).
Браки и известные судебные иски
[ редактировать ]Фарни женился на Элизабет Бебб Дэвис из Уэльса в 1861 году, но пара жила в Шотландии. Через несколько лет она развелась с ним из-за супружеской измены, а затем в 1865 году он женился на Алетее Эмме Харви, англичанке. В 1879 году его вторая жена, также жаловавшаяся на супружескую измену и жестокость, обратилась в английские суды с ходатайством о признании их брака недействительным. и пустота. Это дело вошло в юридическую историю: аргумент Харви заключался в том, что, поскольку первый брак был заключен в Англии, суды Шотландии не имели полномочий прекращать этот брак разводом, и, следовательно, Фарни не имела права выйти замуж за Харви. Лорды пришли к выводу, что решение о разводе, принятое шотландскими судами, должно уважаться английскими судами. [ 36 ]
Фарни внезапно скончался в возрасте 53 лет в Париже. [ 2 ] Он оставил все свое состояние в 23 072 фунта стерлингов своей сестре Изабелле. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Информация о Фарни с сайта генеалогии. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Некролог «Таймс» , 24 сентября 1889 г., стр. 9
- ^ Jump up to: а б с «Морнинг пост» , 24 сентября 1889 г., стр. 5
- ^ Живые аукционисты , по состоянию на 13 июня 2010 г.; и список World Cat , по состоянию на 13 июня 2010 г.
- ↑ Фотоархив библиотеки Университета Сент-Эндрюс. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine , по состоянию на 13 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Эра» , некролог, 28 сентября 1889 г., с. 8
- ^ The Musical Times , апрель 1865 г., стр. 44
- ^ The Musical Times , июль 1865 г., стр. 103
- ^ The Musical Times , сентябрь 1870 г., стр. 581
- ^ The Musical Times , апрель 1873 г., стр. 53
- ^ The Musical Times , октябрь 1873 г., стр. 251
- ↑ The Musical Times , сентябрь 1879 г., стр. 479–82.
- ^ «Театр Стрэнд», The Observer , 14 июля 1867 г., стр. 7
- ^ «Некролог: Генри Брум Фарни», The Musical Times , октябрь 1889 г., стр. 603
- ^ «Театральный юмор в семидесятых», The Times , 20 февраля 1914 г., стр. 9
- ^ The Pall Mall Gazette , 24 сентября 1889 г., стр. 6
- ^ «Справочная информация, тексты песен и Midi-файл для «Sweet Dreamer» » . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Концерты Хрустального дворца», The Daily News , 14 августа 1865 г., стр. 2
- ^ М. Гуно «Зал Сент-Джеймс: Улисс », The Musical Times , июль 1866 г., стр. 332 - пьеса Франсуа Понсара с музыкой Гону.
- ^ The Musical Times , февраль 1871 г., стр. 791; и Фэрман, Ричард. «Гуно: Коломб – обзор» , Financial Times , 6 ноября 2015 г.
- ^ Уолтерс, Майкл и Джордж Лоу. Breaking the Spell , Архив Гилберта и Салливана, 3 сентября 2011 г., по состоянию на 26 мая 2018 г.
- ^ Шерсон, Эрролл. Затерянные театры Лондона девятнадцатого века , с. 263, Айер Паблишинг, 1925 г. ISBN 0-405-08969-4
- ^ Адамс, Уильям Давенпорт. « Флер де Лис» , Драматический словарь , Chatto & Windus, 1904 г.
- ^ Генцль, Курт . «Жак Оффенбах». Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine , Исследовательский центр оперетты, 1 января 2001 г.
- ^ Элсом, ОН «И его кот» , Concertonet.com (2005)
- ^ Норткотт, Ричард. Жак Оффенбах: Очерк его жизни и записи его опер . Пресс-принтеры, 1917, с. 52
- ^ Лэмб, Эндрю . «Об оперных парикмахерах и Багдаде» , Бакстонского фестиваля , 2010 г. программа
- ↑ «Таймс» , 19 ноября 1884 г., стр. 6
- ^ Зольдене, Эмили . Мои театральные и музыкальные воспоминания , глава X, Приложение к вечерним новостям , Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия, суббота, 20 марта 1897 г., стр. 2д; и Маленький Фауст! База данных Broadway Internet, по состоянию на 22 сентября 2023 г.
- ↑ The Morning Post , 3 декабря 1864 г., стр. 4
- ^ «Новые развлечения в галерее иллюстраций», The Era , 4 сентября 1864 г., стр. 5
- ↑ Информация Исследовательского центра оперетты, заархивированная 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Адамс, Уильям Давенпорт. Словарь драмы (1904), Chatto & Windus, Лондон
- ^ Информация о Немезиде
- ^ Информация об Индиане
- ^ «Шотландский закон о браке», The Manchester Guardian , 23 апреля 1880 г., стр. 8
- ↑ Газета Рейнольдса , 13 октября 1889 г., стр. 5. В 2008 году эта сумма составила примерно 2 миллиона фунтов стерлингов; см. «Измерение ценности»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о нескольких произведениях Фарни и Планкетта на сайте musictheatreguide.com.
- Информация о нескольких дополнительных работах Фарни на сайте musictheatreguide.com.
- Генри Брум Фарни в базе данных Internet Broadway
- Информация о двух работах Фарни
- Информация о произведении Соломона и Фарни