Эдмонд Одран

Ахилл Эдмон Одран (12 апреля 1840 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 17 августа 1901) — французский композитор, наиболее известный автором нескольких всемирно успешных комических опер и оперетт.
Начав карьеру органиста в Марселе , Одран сочинял религиозную музыку и начал писать произведения для сцены в 1860-х и 1870-х годах. Среди них «Великий Могол» самым популярным был (1877), который позже был возрожден в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В 1879 году он переехал в Париж, где некоторые из его произведений добились значительного успеха как во Франции, так и за рубежом, в том числе «Свадьба Оливетта» (1879), «Талисман» (1880), «Жилетт де Нарбонн» (1882), «Сигал и ля фурми» (1879) . 1886 г.), «Мисс Хелиетт» (1890 г.) и «Пупе» (1896 г.).
Большинством его произведений сейчас пренебрегают, но «Талисман» время от времени возрождался и записывался для граммофона.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Одран родился в Лионе , в семье Мариуса-Пьера Одрана (1816–87), который сделал карьеру тенора в Комической опере . [ 3 ] Он изучал музыку в Школе Нидермейера у Жюля Дюпрато . [ 4 ] где он получил премию за композицию в 1859 году. [ 5 ] В 1861 году его семья переехала в Марсель , где его отец принял должность преподавателя пения, позже став директором консерватории. [ 3 ]

Одран стал там органистом церкви Св. Иосифа, для которой он писал религиозную музыку, в том числе в 1873 году мессу, которая также была исполнена в Париже в церкви Св. Евстафия . [ 3 ] Он впервые выступил в качестве драматического композитора в Марселе в «L'Ours et le Pacha» (1862), музыкальной версии одного из Эжена Скриба водевилей . За этим последовала комическая опера «La Chercheuse d'Esprit» (1864), также поставленная в Марселе. [ 6 ] Композиции Одрана включали похоронный марш по случаю смерти Джакомо Мейербера , исполненный с некоторым успехом; некоторые песни на провансальском диалекте , в том числе «La cour d'amour» (Марсель, 1881), и различные священные произведения. Он создал мессу (Марсель, 1873), ораторию , «Суламиту» (Марсель, 1876), «Адоро те» , мотет (Париж, 1882) и многочисленные второстепенные произведения, но почти полностью известен как композитор лёгкой оперы . [ 3 ] [ 6 ]
Успехи оперетты
[ редактировать ]Еще находясь в Марселе, Одран написал полдюжины оперетт, самой успешной из которых была «Великий Могол» (1877) на либретто Анри Шиво . Вместе с драматургом Альфредом Дуру Одран и Шиво переработали пьесу для парижской постановки в 1884 году. [ 3 ] Он переехал в Париж в 1879 году, «где сначала занимал скромную квартиру на чердаке». [ 5 ] но вскоре он добился процветания благодаря успеху «Свадебки д'Оливетт» (1879), которая имела «огромную моду». [ 5 ] Работа быстро попала в Лондон (как «Оливетт» ) в английском переводе Х.Б. Фарни и более года транслировалась в Театре Стрэнд (1880–81). [ 6 ] Критик The Pall Mall Gazette , предсказывая «блестящий и прочный успех», писал: « Бизе в своей «Кармен» едва ли удалось лучше передать атмосферу Андалусии, чем г-н Одран, придав « Свадебке д'Оливетт» атмосферу Прованс». [ 7 ]
После переезда Одрана в Париж премьеры большинства его сценических произведений прошли именно там, прежде чем они были представлены за рубежом, но премьеры четырех его работ состоялись в других местах: «La paradis de Magomet» (Брюссель, 1887), «Фотида» ( Женева , 1896), «Индиана» ( Манчестер , 1886) . ) и La reine des reines ( Страсбург , 1896). [ 4 ] [ 8 ] В Париже успех «Маскоты» (1880) был настолько велик, что интендант « Буфф-Парижан» и Одран заключили пятилетний контракт, по которому Одран не будет сочинять ни для одного другого парижского театра. [ 9 ] Он работал с большим количеством либреттистов, но наиболее частыми его соавторами были Максим Бушерон , Шиво, Дуру и Морис Ордонно . Об одной из его совместных работ критик написал: «Я мог бы отказаться от новой комической оперы в трех действиях, представленной в «Парижских буффах», просто заявив, что ее название — «Первенш» , что ее либретто написано М. Шиво и Дуру, ее партитура М. Эдмона Одрана, и что и авторы, и композитор настолько придерживаются своего известного стиля, что нет необходимости в дальнейшем обращении к вам». [ 10 ]
Музыка Одрана пользовалась таким же успехом в Англии, как и во Франции, и все его произведения, за исключением некоторых, были представлены в английской адаптации в лондонских театрах. Самыми успешными из многих комических опер Одрана были: «Великий Могол» (Марсель, 1877; Париж, 1884; Лондон в роли «Великого Могола» , 1884, на либретто Фарни, с Флоренс Сент-Джон , Фредом Лесли и Артуром Робертсом в главных ролях ; [ 11 ] Нью-Йорк в роли Заклинателя змей , 1881); [ 12 ] Талисман (Париж, 1880 г.; Нью-Йорк, 1881 г.; [ 13 ] Лондон в роли Талисмана , 1881 год, на либретто Фарни, в актерском составе Лайонел Бро и Генри Брейси ); [ 14 ] Gillette de Narbonne (Париж, 1882; Лондон, как Gillette , 1883, либретто Х. Сэвила Кларка, с дополнительной музыкой Уолтера Слотера и Гамильтона Кларка ); [ 15 ] La cigale et la fourmi (кузнечик и муравей) (Париж, 1886; Лондон, как La Cigale , 1890; английская версия Ф. К. Бернанда , с Джеральдин Ульмар , Эриком Льюисом и Бро в главных ролях); [ 16 ] Мисс Хелиетт (Париж, 1890; Лондон, как мисс Децима , 1891, либретто Бернана); [ 17 ] и La poupée (Париж, 1896; Лондон, 1897, либретто Артура Стерджесса, с Кортис Паундс и Уилли Эдуэном в главных ролях ). [ 18 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]
В течение последних нескольких лет Одран страдал психическим и физическим заболеванием и был вынужден покинуть парижское общество. [ 3 ] Он умер в Тьерсевиле на северном побережье Франции в возрасте 61 года. [ 19 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , Одран был одним из лучших преемников Жака Оффенбаха :
У него было мало юмора Оффенбаха, но его музыка отличается элегантностью и утонченностью манер, которые поднимают ее над уровнем оперы-буфф до границ подлинной комической оперы. Он был плодовитым, хотя и не очень оригинальным мелодистом, и его оркестровка полна разнообразия, но не навязчива и не вульгарна. Многие из его опер, в частности «Талисман» , демонстрируют такую степень музыкальности, которая редко ассоциируется с эфемерными постановками более легкой сцены. [ 6 ]
В 1957 году критик Филип Хоуп-Уоллес писал: «Те, кто посещает приморские эстрады, знают имя Эдмона Одрана… из-за его увертюр к «Маскотте» , «Пупи» [ sic ] и «Мисс Хелиетт» до сих пор волнуют старые площади. Если он так и не вытащил из рукава ни малейшего вдохновения, которое могло бы соперничать с Оффенбахом, он помог очень хорошему второму таланту пройти долгий путь. Его самого это не очень заботило. для Ла Маскотта ... думая, что другие его работы более утончены». [ 20 ] Записано немного произведений Одрана, но в 1957 году был выпущен французский сборник La mascotte . [ 21 ] Именно Ла-Талисману приписывают появление слова « талисман » в английском языке. В Оксфордском словаре происхождения слов говорится: «Премьера французской оперетты «Маскотта» Эдмона Одрана состоялась 29 декабря 1880 года. В следующем году это слово впервые появилось в английском языке. Французский талисман происходит от masco «ведьма» на диалекте южного языка. Франция сначала означала просто «человек или вещь, приносящая удачу», и его не нужно было носить с собой или выставлять напоказ, как сейчас». [ 22 ]
Сценические работы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Одран, Эдмонд» в Эндрю Лэмба Grove Music Online (требуется подписка) . Другие авторитетные источники, в частности, Британской энциклопедии Одиннадцатое издание , указывают дату 11 апреля 1842 года.
- ^ дата рождения согласно записи о рождении (см. ниже)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лэмб, Эндрю . «Одран, Эдмонд». Оперный словарь New Grove под редакцией Стэнли Сэди. Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online, получено 10 июля 2010 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Слонимский, Николас (ред.). «Одран, (Ахилл) Эдмонд». Биографический словарь музыкантов Бейкера, том. 1 , Справочник Ширмера, 2001 г., получено 11 июля 2010 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Некролог, The Musical Times , сентябрь 1901 г., стр. 620–21.
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 899.
- ^ « Оливетт в театре Стрэнд», The Pall Mall Gazette , 27 сентября 1880 г., стр. 11
- ↑ И Гроув, и Бейкер называют местом и датой премьеры « Индианы» Лондон, 11 октября 1886 года, но на самом деле премьера состоялась в Манчестере 4 октября, а на следующей неделе она открылась в Лондоне. См. « Индиана в Манчестере», The Daily News , 5 октября 1886 г., стр. 5; и «Лондонские театры», The Era , 16 октября 1886 г., стр. 14
- ^ «Драма в Париже», The Era , 29 января 1881 г., с. 5
- ^ «Драма в Париже», The Era , 4 апреля 1885 г., с. 9
- ↑ «Таймс» , 19 ноября 1884 г., стр. 6
- ^ "Эдмон Одран" . Путеводитель по легкой опере и оперетте , получено 10 июля 2010 г.
- ^ «Драма в Америке», The Era , 25 июня 1881 г., стр. 4
- ^ «Театральные представления прошлой ночи», Газета Рейнольдса , 16 октября 1881 г., стр. 8
- ^ «Королевский театр», The Daily News , 21 ноября 1883 г., стр. 6
- ^ «Лирический театр», The Times , 10 октября 1890 г., стр. 7
- ^ «Лондонские театры», The Era , 26 июля 1891 г., стр. 7
- ↑ Лондонские театры , The Era , 27 февраля 1897 г., с. 9
- ↑ Некоторые источники указали, что ему было 59 лет: см. примечание 1 выше. 1911 года В статье Британской энциклопедии и некрологе Musical Times указано место и дата смерти: Париж, 16 августа 1901 года.
- ^ Хоуп-Уоллес, Филип. «Ла Маскотт, Граммофон , апрель 1957 г., стр. 63».
- ^ Краткие отрывки из выступления можно услышать здесь.
- ^ Крессвелл, Джулия. «талисман» . Оксфордский словарь происхождения слов , Оксфордский справочник в Интернете. Oxford University Press, получено 11 июля 2010 г. (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Траубнер, Р. Оперетта: театральная история (1983) Нью-Йорк
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Эдмона Одрана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Работы Эдмона Одрана или о нем в Интернет-архиве
- Список работ Одрана в Интернет-индексе источников оперы и балета
- Страница путеводителя по музыкальному театру
- 1840 рождений
- 1901 смертей
- Французские классические органисты
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы оперетты
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Лиона
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Французские классические органисты мужского пола
- Органисты XIX века