Jump to content

Эдмонд Одран

Фотография Одрана, сделанная Пьером Пети , Национальная библиотека Франции.

Ахилл Эдмон Одран (12 апреля 1840 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 17 августа 1901) — французский композитор, наиболее известный автором нескольких всемирно успешных комических опер и оперетт.

Начав карьеру органиста в Марселе , Одран сочинял религиозную музыку и начал писать произведения для сцены в 1860-х и 1870-х годах. Среди них «Великий Могол» самым популярным был (1877), который позже был возрожден в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В 1879 году он переехал в Париж, где некоторые из его произведений добились значительного успеха как во Франции, так и за рубежом, в том числе «Свадьба Оливетта» (1879), «Талисман» (1880), «Жилетт де Нарбонн» (1882), «Сигал и ля фурми» (1879) . 1886 г.), «Мисс Хелиетт» (1890 г.) и «Пупе» (1896 г.).

Большинством его произведений сейчас пренебрегают, но «Талисман» время от времени возрождался и записывался для граммофона.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Одран родился в Лионе , в семье Мариуса-Пьера Одрана (1816–87), который сделал карьеру тенора в Комической опере . [ 3 ] Он изучал музыку в Школе Нидермейера у Жюля Дюпрато . [ 4 ] где он получил премию за композицию в 1859 году. [ 5 ] В 1861 году его семья переехала в Марсель , где его отец принял должность преподавателя пения, позже став директором консерватории. [ 3 ]

Плакат к постановке «Великого моголя» 1884 года в Париже.

Одран стал там органистом церкви Св. Иосифа, для которой он писал религиозную музыку, в том числе в 1873 году мессу, которая также была исполнена в Париже в церкви Св. Евстафия . [ 3 ] Он впервые выступил в качестве драматического композитора в Марселе в «L'Ours et le Pacha» (1862), музыкальной версии одного из Эжена Скриба водевилей . За этим последовала комическая опера «La Chercheuse d'Esprit» (1864), также поставленная в Марселе. [ 6 ] Композиции Одрана включали похоронный марш по случаю смерти Джакомо Мейербера , исполненный с некоторым успехом; некоторые песни на провансальском диалекте , в том числе «La cour d'amour» (Марсель, 1881), и различные священные произведения. Он создал мессу (Марсель, 1873), ораторию , «Суламиту» (Марсель, 1876), «Адоро те» , мотет (Париж, 1882) и многочисленные второстепенные произведения, но почти полностью известен как композитор лёгкой оперы . [ 3 ] [ 6 ]

Успехи оперетты

[ редактировать ]

Еще находясь в Марселе, Одран написал полдюжины оперетт, самой успешной из которых была «Великий Могол» (1877) на либретто Анри Шиво . Вместе с драматургом Альфредом Дуру Одран и Шиво переработали пьесу для парижской постановки в 1884 году. [ 3 ] Он переехал в Париж в 1879 году, «где сначала занимал скромную квартиру на чердаке». [ 5 ] но вскоре он добился процветания благодаря успеху «Свадебки д'Оливетт» (1879), которая имела «огромную моду». [ 5 ] Работа быстро попала в Лондон (как «Оливетт» ) в английском переводе Х.Б. Фарни и более года транслировалась в Театре Стрэнд (1880–81). [ 6 ] Критик The Pall Mall Gazette , предсказывая «блестящий и прочный успех», писал: « Бизе в своей «Кармен» едва ли удалось лучше передать атмосферу Андалусии, чем г-н Одран, придав « Свадебке д'Оливетт» атмосферу Прованс». [ 7 ]

После переезда Одрана в Париж премьеры большинства его сценических произведений прошли именно там, прежде чем они были представлены за рубежом, но премьеры четырех его работ состоялись в других местах: «La paradis de Magomet» (Брюссель, 1887), «Фотида» ( Женева , 1896), «Индиана» ( Манчестер , 1886) . ) и La reine des reines ( Страсбург , 1896). [ 4 ] [ 8 ] В Париже успех «Маскоты» (1880) был настолько велик, что интендант « Буфф-Парижан» и Одран заключили пятилетний контракт, по которому Одран не будет сочинять ни для одного другого парижского театра. [ 9 ] Он работал с большим количеством либреттистов, но наиболее частыми его соавторами были Максим Бушерон , Шиво, Дуру и Морис Ордонно . Об одной из его совместных работ критик написал: «Я мог бы отказаться от новой комической оперы в трех действиях, представленной в «Парижских буффах», просто заявив, что ее название — «Первенш» , что ее либретто написано М. Шиво и Дуру, ее партитура М. Эдмона Одрана, и что и авторы, и композитор настолько придерживаются своего известного стиля, что нет необходимости в дальнейшем обращении к вам». [ 10 ]

Музыка Одрана пользовалась таким же успехом в Англии, как и во Франции, и все его произведения, за исключением некоторых, были представлены в английской адаптации в лондонских театрах. Самыми успешными из многих комических опер Одрана были: «Великий Могол» (Марсель, 1877; Париж, 1884; Лондон в роли «Великого Могола» , 1884, на либретто Фарни, с Флоренс Сент-Джон , Фредом Лесли и Артуром Робертсом в главных ролях ; [ 11 ] Нью-Йорк в роли Заклинателя змей , 1881); [ 12 ] Талисман (Париж, 1880 г.; Нью-Йорк, 1881 г.; [ 13 ] Лондон в роли Талисмана , 1881 год, на либретто Фарни, в актерском составе Лайонел Бро и Генри Брейси ); [ 14 ] Gillette de Narbonne (Париж, 1882; Лондон, как Gillette , 1883, либретто Х. Сэвила Кларка, с дополнительной музыкой Уолтера Слотера и Гамильтона Кларка ); [ 15 ] La cigale et la fourmi (кузнечик и муравей) (Париж, 1886; Лондон, как La Cigale , 1890; английская версия Ф. К. Бернанда , с Джеральдин Ульмар , Эриком Льюисом и Бро в главных ролях); [ 16 ] Мисс Хелиетт (Париж, 1890; Лондон, как мисс Децима , 1891, либретто Бернана); [ 17 ] и La poupée (Париж, 1896; Лондон, 1897, либретто Артура Стерджесса, с Кортис Паундс и Уилли Эдуэном в главных ролях ). [ 18 ]

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]
Ноты для гавота из оперы «Сигале и фурми»

В течение последних нескольких лет Одран страдал психическим и физическим заболеванием и был вынужден покинуть парижское общество. [ 3 ] Он умер в Тьерсевиле на северном побережье Франции в возрасте 61 года. [ 19 ]

Критическая оценка

[ редактировать ]

Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , Одран был одним из лучших преемников Жака Оффенбаха :

У него было мало юмора Оффенбаха, но его музыка отличается элегантностью и утонченностью манер, которые поднимают ее над уровнем оперы-буфф до границ подлинной комической оперы. Он был плодовитым, хотя и не очень оригинальным мелодистом, и его оркестровка полна разнообразия, но не навязчива и не вульгарна. Многие из его опер, в частности «Талисман» , демонстрируют такую ​​степень музыкальности, которая редко ассоциируется с эфемерными постановками более легкой сцены. [ 6 ]

В 1957 году критик Филип Хоуп-Уоллес писал: «Те, кто посещает приморские эстрады, знают имя Эдмона Одрана… из-за его увертюр к «Маскотте» , «Пупи» [ sic ] и «Мисс Хелиетт» до сих пор волнуют старые площади. Если он так и не вытащил из рукава ни малейшего вдохновения, которое могло бы соперничать с Оффенбахом, он помог очень хорошему второму таланту пройти долгий путь. Его самого это не очень заботило. для Ла Маскотта ... думая, что другие его работы более утончены». [ 20 ] Записано немного произведений Одрана, но в 1957 году был выпущен французский сборник La mascotte . [ 21 ] Именно Ла-Талисману приписывают появление слова « талисман » в английском языке. В Оксфордском словаре происхождения слов говорится: «Премьера французской оперетты «Маскотта» Эдмона Одрана состоялась 29 декабря 1880 года. В следующем году это слово впервые появилось в английском языке. Французский талисман происходит от masco «ведьма» на диалекте южного языка. Франция сначала означала просто «человек или вещь, приносящая удачу», и его не нужно было носить с собой или выставлять напоказ, как сейчас». [ 22 ]

Сценические работы

[ редактировать ]
  1. ^ «Одран, Эдмонд» в Эндрю Лэмба Grove Music Online (требуется подписка) . Другие авторитетные источники, в частности, Британской энциклопедии Одиннадцатое издание , указывают дату 11 апреля 1842 года.
  2. ^ дата рождения согласно записи о рождении (см. ниже)
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Лэмб, Эндрю . «Одран, Эдмонд». Оперный словарь New Grove под редакцией Стэнли Сэди. Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online, получено 10 июля 2010 г. (требуется подписка)
  4. ^ Jump up to: а б Слонимский, Николас (ред.). «Одран, (Ахилл) Эдмонд». Биографический словарь музыкантов Бейкера, том. 1 , Справочник Ширмера, 2001 г., получено 11 июля 2010 г. (требуется подписка)
  5. ^ Jump up to: а б с Некролог, The Musical Times , сентябрь 1901 г., стр. 620–21.
  6. ^ Jump up to: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Одран, Эдмонд» . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 899.
  7. ^ « Оливетт в театре Стрэнд», The Pall Mall Gazette , 27 сентября 1880 г., стр. 11
  8. И Гроув, и Бейкер называют местом и датой премьеры « Индианы» Лондон, 11 октября 1886 года, но на самом деле премьера состоялась в Манчестере 4 октября, а на следующей неделе она открылась в Лондоне. См. « Индиана в Манчестере», The Daily News , 5 октября 1886 г., стр. 5; и «Лондонские театры», The Era , 16 октября 1886 г., стр. 14
  9. ^ «Драма в Париже», The Era , 29 января 1881 г., с. 5
  10. ^ «Драма в Париже», The Era , 4 апреля 1885 г., с. 9
  11. «Таймс» , 19 ноября 1884 г., стр. 6
  12. ^ "Эдмон Одран" . Путеводитель по легкой опере и оперетте , получено 10 июля 2010 г.
  13. ^ «Драма в Америке», The Era , 25 июня 1881 г., стр. 4
  14. ^ «Театральные представления прошлой ночи», Газета Рейнольдса , 16 октября 1881 г., стр. 8
  15. ^ «Королевский театр», The Daily News , 21 ноября 1883 г., стр. 6
  16. ^ «Лирический театр», The Times , 10 октября 1890 г., стр. 7
  17. ^ «Лондонские театры», The Era , 26 июля 1891 г., стр. 7
  18. Лондонские театры , The Era , 27 февраля 1897 г., с. 9
  19. Некоторые источники указали, что ему было 59 лет: см. примечание 1 выше. 1911 года В статье Британской энциклопедии и некрологе Musical Times указано место и дата смерти: Париж, 16 августа 1901 года.
  20. ^ Хоуп-Уоллес, Филип. «Ла Маскотт, Граммофон , апрель 1957 г., стр. 63».
  21. ^ Краткие отрывки из выступления можно услышать здесь.
  22. ^ Крессвелл, Джулия. «талисман» . Оксфордский словарь происхождения слов , Оксфордский справочник в Интернете. Oxford University Press, получено 11 июля 2010 г. (требуется подписка)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Траубнер, Р. Оперетта: театральная история (1983) Нью-Йорк
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3994907ae465b36348fd49d01060da61__1714134360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/61/3994907ae465b36348fd49d01060da61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edmond Audran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)