Синяя Борода (опера)

Синяя Борода ( Французское произношение: [baʁb blø] , Синяя Борода ) — опера-буфф , или оперетта, в трёх действиях (четырёх сценах) Жака Оффенбаха на французское либретто Анри Мейяка и Людовика Галеви. [ 1 ] по мотивам рассказа Шарля Перро 1697 года .
История выступлений
[ редактировать ]Произведение было написано во время путешествия Оффенбаха в 1865 году по Вене, Брюсселю и Кёльну, проводя свои работы в этих городах. [ 2 ] Другими отвлекающими факторами в тот период были свадьба 9 августа в Этрета его старшей дочери Берты с Шарлем Контом (для которой он сочинил мессу) и проблемы с подагрой (о которых он призвал прессу сообщить). [ 3 ]
Впервые он был исполнен в Театре Варьете в Париже 5 февраля 1866 года и играл в течение пяти месяцев. После большого успеха « Прекрасной Елены » создатели роли стали близкими родственниками античной оперетты композитора: Дюпюи (Париж) — еще один соблазнитель в «Барбе-Блю», Копп (Менелас) — еще один старый тщеславный монарх-рогоносец в «Бобеше», Гренье (Кальшас) ) снова посредственное доверенное лицо короля - граф Оскар и Шнайдер (Элен) снова женщина, ищущая всего из ее желаний - Булотта. [ 4 ] Современные критики оценили либретто как одно из лучших произведений композитора. [ 4 ]
Вскоре последовали постановки за пределами Франции: Лондон, Вена и Брюссель в 1866 году, Стокгольм, Берлин, Будапешт, Милан и Копенгаген в 1867 году. [ 5 ] Оперетта была представлена в Нью-Йорке в Большом оперном театре 24 декабря 1870 года и показана в Сиднее , Австралия , в 1872 году. Премьера в Чехии состоялась в 1874 году под руководством Адольфа Чеха . [ 6 ]
Работа была возрождена в 1888 году в «Варьете» в Париже с Жанной Гранье в роли Булотты. Парижское возрождение 1904 года включало Барона в роли Бобеша, Еву Лавальер в роли Гермии и Тариоля в роли Булотты. [ 4 ] В 1941 году Микаэла Фокина финальная хореография представляла собой переработку балета Антала Дорати , поставленную в Мексике. [ 4 ] В период до 1963 года этой работой пренебрегали до постановки Комише оперы в том же году; Берлинскую постановку поставил Вальтер Фельзенштейн , и она в течение многих лет оставалась в репертуаре театра, а также снималась и гастролировала. [ 1 ] В 1966 году опера Сэдлера Уэллса поставила произведение в переводе Джеффри Данна с Джойс Блэкхэм в роли Булотты, Маргарет Невилл в роли Флеретты, Эриком Шиллингом в роли Пополани, Джоном Фрайеттом в роли короля Бобеша, Джулианом Орчардом в роли графа Оскара и Джеймсом Хоторном в главной роли; его вел Александр Фарис . [ 7 ] В 1971 году Парижский театр представил пьесу в изуродованном музыкальном и текстовом издании, в котором Жан Ле Пулен играл и Бобеша, и Пополани. Постановки были смонтированы в Женеве в 1984 году и в Страсбурге в 1996 году. [ 4 ]
В 11-й за свою карьеру постановке Оффенбаха Лоран Пелли поставил новую постановку в Лионе в июне 2019 года. Заглавную партию исполнил Ян Бойрон с Элоизой Мас в роли Булотты, Кристофом Мортанем в роли Бобеша и Кристофом Гей в роли Пополани; Мишель Спотти находился в яме. [ 8 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 5 февраля 1866 г. [ 9 ] (Дирижер: Оффенбах) |
---|---|---|
Синяя Борода | тенор | Хосе Дюпюи |
Булотта, крестьянка | меццо-сопрано | Гортензия Шнайдер |
Пополани, алхимик на службе Барб-Блю. | баритон | Анри Кудер |
Король Бобеш | тенор | Жан-Лоран Копп |
Принцесса Гермия, дочь короля (В первом акте Флеретта, крестьянская девушка ) |
сопрано | Жоржетта Верне |
Оскар, королевский министр | бас | Пьер-Эжен Гренье |
Принц Сапфир | тенор | Пол Хиттеманс |
Королева Клементина | меццо-сопрано | Алин Дюваль |
Альварес, придворный короля | тенор | Эдвард Гамбургер |
Элоиза, жена Синей Бороды | сопрано | из Жеродона |
Элеонора, жена Синей Бороды | меццо-сопрано | Мартин |
Изаура, жена Синей Бороды | меццо-сопрано | Габриэль |
Розалинда, жена Барб-Блю | сопрано | Амели |
Бланш, жена Синей Бороды | сопрано | Берта Легран |
Первая крестьянка | сопрано | Беатрикс |
Вторая крестьянка | сопрано | Леони |
Первая страница | сопрано | Дженни |
Вторая страница | сопрано | Тайлефер |
Клерк | разговорный | Хортон |
Ребенок | разговорный | Матильда |
Крестьяне, гвардия Барб-Блю, придворные, пажи и гвардия Бобеша. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]СЦЕНА: Маленькая сельская деревня с выдающимся замком сквайра Синей Бороды.
Король Бобеш, не желая, чтобы его наследницей была девочка, бросил свою дочь Гермию, когда ей было три года. Сейчас ей восемнадцать лет, она живет пастушкой под вымышленным именем Флеретт. Она влюблена в молодого и привлекательного мальчика-пастушка Сапфира, но недовольна тем, что он до сих пор не сделал ей предложение руки и сердца. Королевский камергер Оскар обнаруживает, что пастушка «Флеретта» на самом деле является принцессой Гермией, и требует, чтобы она вернулась ко двору короля, что, однако, означает, что она должна оставить мальчика, которого любит. Оруженосец Синяя Борода недавно потерял свою пятую жену и отправляет своего алхимика Пополани в деревню, чтобы найти девственную молодую крестьянскую девушку, которая станет его шестой женой. Пополани решает выбрать жену для оруженосца, устроив лотерею, но победителем оказывается далеко не девственная Булотта. Синяя Борода в восторге от своей новой жены.
Акт 2
[ редактировать ]СЦЕНА ПЕРВАЯ: Королевский дворец
Король Бобеш хочет приумножить свою славу и соблюдает придворный этикет. Он рад снова приветствовать свою давно потерянную дочь и найти для нее королевского жениха. Флеретт сопротивляется любой мысли о замужестве, пока к своей радости не обнаруживает, что ее предполагаемый супруг - Сапфир, не мальчик-пастушок, как она думала, а принц, который замаскировался под такового, чтобы быть рядом с ней, поскольку он был безумно одержим ее. Оруженосец Синяя Борода приходит заплатить королю Бобеш навещает его и демонстрирует свою новую жену Булотту, но его сразу же влюбляет в себя принцесса Гермия.
СЦЕНА ВТОРАЯ: Темница Пополани.
Синяя Борода приказывает Пополани избавиться от своей новой жены Булотты, поскольку, по его мнению, Пополани избавился от всех своих предыдущих жен, отравив их, чтобы Синяя Борода могла жениться на Гермии. Но Пополани лишь притворялся, что убил жен Синей Бороды, на самом деле он давал им только снотворное, а не яд, и все они жили в комфортабельных квартирах. Синяя Борода в разгар шторма становится свидетелем того, что, по его мнению, является убийством его последней жены Булотты, но после того, как она просыпается от снотворного, дерзкая молодая леди ведет других «мертвых» жен в поход на замок.
Акт 3
[ редактировать ]СЦЕНА: Часовня в королевском дворце.
Гермия и Сапфир входят в часовню для свадьбы, когда Синяя Борода прерывает процессию и требует силой оружия, окружив дворец своими вооруженными силами, чтобы Гермия была выдана ему как его седьмая жена, Булотта, как он думает, умерла. . Но его смущает то, что та же самая Булотта появилась во главе яростной процессии других его «мертвых» жен. Их сопровождают пять лордов, которые также предположительно были казнены за флирт с королевой Клементиной. Решение найдено – «мертвые» лорды женятся на «мертвых» женах, Синяя Борода останется с Булоттой и брак Гермии и Сапфира может продолжиться. [ 10 ] [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]Год | В ролях: Синяя Борода, Булот, Пополани,
Король Бобеш, Флеретта/Гермия, Граф Оскар, принц Сапфир, королева Клементина |
Дирижер, оперный театр и оркестр | Язык | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1958 | Мишель Сенешаль , Фанели Ревуа , Шарль Дагеррессар ,
Дювале , Клодин Коллар , |
Марсель Каривен ,
Оркестр и лирический хор ОРТФ |
Французский | Аудио компакт-диск: Малибран
Кот: MR705 |
1967 | Анри Леге , Лина Дашари , Эме Дониа ,
Рене Леноти , Моник Стио |
Жан Дюссар ,
Оркестр и лирический хор ОРТФ |
Французский | Аудио компакт-диск: Золотая Опера
Кот: B00001R3NB |
1973 | Ханнс Нокер , Анни Шлемм , Рудольф Асмус , | Карл-Фриц Фойгтманн ,
Оркестр и хор Комише оперы , Берлин , режиссура Вальтера Фельзенштейна |
немецкий | DVD/Blu-Ray: Музыка Артхауса
Кот: NTSC109437 |
2007 | Питер Фольц , Джесси Райт Мартин , Джейкоб Аллен
Патрик Хоул, Майкл Денос, Сахара Глассенер-Боулс |
Майкл Боровиц ,
Оркестр и хор Световой оперы Огайо , Вустер, Огайо |
Английский | Компакт-диск: Олбани Рекордс
Кот: ТРОЙ993-94 |
2019 | Ян Бойрон , Элоиза Мас , Кристоф Гей
Кристоф Мортань , Дженнифер Курсье Тибо де Дамас, Карл Газароссян, Алин Мартен |
Мишель Спотти ,
Оркестр и хор Лионской оперы , постановка Лорана Пелли |
Французский | DVD/Blu-Ray: Опус Арте
Кат: OA1336D/OABD7290D |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Лэмб А. Барбе-блю. В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- ^ Оффенбах: переписка с Мейяком и Галеви. В: Программный сборник для Синей Бороды, Рейнская Опера, 1996, стр. 85–87.
- ^ Дюфрен, Клод. Синяя Борода: вихри его творения. В: Программный сборник для Синей Бороды, Рейнская Опера, 1996, стр. 91–94.
- ^ Jump up to: а б с д и Да, Жан-Клод . Вариации вокруг Синей Бороды. В: Программный сборник для Синей Бороды, Рейнская Опера, 1996, стр. 64–75.
- ^ Левенберг А. Анналы оперы. Лондон, Джон Колдер, 1978.
- ^ Чешский музыкальный словарь. Архивировано 1 февраля 2021 года в Wayback Machine ; Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Джейкобс, Артур . Опера , июль 1966, Том 17 №7, стр.586.
- ^ Эрна Метдепеннинген. Репортаж из Лиона. Опера , октябрь 2019, Том70 №10, стр1279-80.
- ^ Либретто 1866 года, в WikiSource
- ^ «Синяя Борода» . Оперетта – Музыкальный театр . 8 июля 2015 г. Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Лэмб, Эндрю (2001). «Синяя Борода». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Источники