Jump to content

Ариадна и Синяя Борода

Ариадна и Синяя Борода
Опера Поля Дюка
Композитор
Язык Французский
На основе Ариадна и Синяя Борода
Морис Метерлинк
Премьера
10 мая 1907 г. ( 10 мая 1907 г. )

Ariane et Barbe-bleue ( «Ариадна и Синяя Борода ») — опера в трёх действиях Поля Дюка . Французское либретто адаптировано (с очень небольшими изменениями) из символической пьесы одноименной Мориса Метерлинка , которая сама по себе основана на французской литературной сказке «Голубой Барб Шарля Перро » .

Дюка был впечатлен пьесой Метерлинка, когда она была впервые опубликована в 1899 году. Метерлинк изначально оставил за собой право использовать «Ариану» в качестве либретто для Эдварда Грига . Когда Григ отказался от своих планов написать оперу, Метерлинк предложил ее вместо Дюка. Дюка работал над партитурой с 1899 по 1906 год. [ 1 ] [ 2 ]

Произведение часто сравнивают с Пеллеас оперой Дебюсси « и Мелизанда» (1902), также основанной на пьесе Метерлинка; К тому времени, как Дюка приступил к работе над своей партитурой, Дебюсси практически закончил свою партитуру. Имена пяти бывших жен Барбблю взяты из предыдущих пьес Метерлинка: Селизетта из «Аглавэн и Селизетта» (1896), Алладина из «Алладины и Паломид» (1894), Игрен и Белланжер из «Смерти Тинтагиль» (1894) и Мелизанда из «Смерти Тинтагиль» (1894). Пеллеас и Мелизанда . Дюка, хорошо знавший Дебюсси, фактически позаимствовал три такта из оперы Дебюсси, чтобы сопровождать первое упоминание о Мелизанде, хотя в опере Дюка этот персонаж второстепенный. Ариана берет свое имя из легенды об Ариадне и критском лабиринте , хотя она сочетает в себе роли Ариадны и Тесея , которые освободили пленных афинских дев от Минотавра так же, как Ариана освобождает — или пытается освободить — жен Синей Бороды. [ 3 ]

Впервые он был представлен в Комической опере в Париже 10 мая 1907 года. Спектакли во второй половине двадцатого века были редкостью.

История выступлений

[ редактировать ]

Премьера спектакля «Ариана и барбекю» состоялась в зале Фавар в Париже на сцене Комической оперы 10 мая 1907 года с партнершей Метерлинка Жоржеттой Леблан в главной роли. Его дирижировал Александр фон Землянский в Венской народной опере 2 апреля 1908 года. Арнольд Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн были в зале и выразили свое восхищение музыкой. Дальнейшие выступления последовали в Брюсселе (1909 г.), Нью-Йорке и Милане (1911 г.), Буэнос-Айресе (1912 г.) и Мадриде (1913 г.). [ 4 ]

Вскоре после смерти Дюка состоялось выступление в Амстердаме (1935). Британская премьера состоялась только 20 апреля 1937 года (в Королевском оперном театре Ковент-Гарден , Лондон). [ 2 ] Опера Франкфурта поставила новую постановку в сезоне 2007–2008 годов, а Парижская национальная опера привезла эту работу в Японию в июле 2008 года вместе с еще одной полнометражной оперой во время первого турне труппы по этой стране; Гран Театр дель Лисеу (Барселона) представил новую постановку в июне 2011 года, ее премьера состоялась в театре.

В июле 2022 года в West Edge Opera состоялась премьера новой постановки Элисон Погорелц, которая, как писал музыкальный критик Джошуа Косман , «стала лучшим подтверждением этой работы, которую только можно вообразить». [ 5 ]

Жоржетта Леблан, исполнившая роль Арианы
Роли, типы голоса, актерский состав
Роль Тип голоса Премьерный состав, [ 6 ]
10 мая 1907 г.
(дирижер: Франсуа Рульман )
Ариана сопрано Жоржетта Леблан
Медсестра контральто Сесиль Тевене
Барб-блю (Синяя Борода) бас Феликс Вьей
Селисетта, одна из жен Синей Бороды. контральто Сюзанна Броли
Игрейн, одна из жен Синей Бороды. сопрано Марта Баккерс
Мелизанда, одна из жен Синей Бороды. сопрано Элен Демелье
Белланжер, одна из жен Синей Бороды. сопрано Берг
Алладин, одна из жен Синей Бороды. мим Регина Бадет
Старый крестьянин бас Луи Азема
2-й Крестьянин тенор Люказо
3-й Крестьянин бас Тарквини
Припев: Крестьяне , Толпа

Краткое содержание

[ редактировать ]

Сцена: Огромный, роскошный полукруглый зал в замке Барблю.

Ариане суждено стать шестой женой Синей Бороды. Когда она и ее няня прибывают в замок Синей Бороды, их встречает (за сценой) хор крестьян, требующих смерти Синей Бороды, потому что они считают, что он убил своих бывших жен. Ариана убеждена, что они все еще живы. Она заявляет: Он любит меня, я красивая, и я раскрою его тайну. Сначала мы должны не подчиниться: это первая обязанность, когда приказ угрожает и не может быть объяснен. – Остальные ошиблись, и здесь они теряются из-за того, что колебались. («Он любит меня, я прекрасна, и я открою его тайну. Сначала надо не подчиниться: это первейший долг, когда приказ грозит и необъясним. – Остальные ошиблись и теперь потеряны, потому что заколебались».)

Барбблю дал ей семь ключей от своих сокровищниц: шесть серебряных ей разрешено использовать, но седьмой, золотой ключ, запрещен. Ариана говорит, что это единственный ключ, который имеет значение, и идет искать седьмую дверь, пока ее медсестра открывает остальные. Медсестра поворачивает замок в первой двери, и оттуда высыпается каскад драгоценностей и других сокровищ. Вторая дверь открывает «дождь сапфиров»; третий — «жемчужный поток»; четвертый — «изумрудный водопад»; пятый - «трагический поток рубинов». Драгоценные камни не впечатляют Ариану, хотя содержание шестого, «лавины гигантских алмазов», вызывает у нее крик удивления («O mes clairs diamants!»). Шестая дверь также открывает доступ к Ариане, где находится седьмая дверь. Не обращая внимания на предупреждение медсестры, она поворачивает золотой ключ в замке. Сначала он не открывает ничего, кроме темноты, затем «придушенные звуки далекого пения поднимаются из недр земли и разносятся по залу». Это голоса других жен Барблю, поющих народную песню «Les cinq filles d'Orlamonde» («Пять служанок Орламонды»). Медсестра в ужасе пытается снова закрыть дверь, но бессильна подвинуть ее, поскольку голоса приближаются. На последних словах песни в зал входит Барбе-блю. Он обвиняет Ариану: Vous aussi... («Ты тоже...»). Она отвечает: Moi surtout («Я превыше всего»). Он говорит ей, что из-за своего непослушания она отказывается от счастья, которое он ей предложил. Она говорит ему: «Счастье, которого я хочу, не может процветать в тени». Барбблю хватает ее за руку и пытается потащить к седьмой двери. При этом разъяренные крестьяне разбивают окна и врываются в зал, чтобы противостоять Барбе-блю, который, защищаясь, обнажает меч. Но Ариана спокойно поворачивается к толпе и спрашивает: «Чего вы хотите? Он не причинил мне вреда», прежде чем закрыть перед ними дверь.

Сцена: огромный подземный зал, сначала окутанный почти полной темнотой.

Седьмая дверь закрылась за Арианой и медсестрой. Они исследуют темноту с помощью лампы. Ариана не боится и верит, что Барбе-блю освободит их по собственному желанию: Il est blessé, il est Vancu, mais il l'ignore encore... («Он ранен, он побеждён, но он не знает это еще..."). Она находит других жен, прячущихся в темноте, одетых в лохмотья и напуганных, но живых. Она обнимает их и говорит, что пришла освободить их. Она спрашивает их, пытались ли они сбежать. Одна жена (Селизетта) отвечает: On ne pourrait pas fuir; автомобиль tout est bien Fermé; et puis c'est défendu («Мы не могли; все зарешечено и заперто; кроме того, это запрещено».) Она спрашивает их имена, и они называют их, за исключением Алладина, который является иностранцем и не может говорить. Капли воды из свода гасят лампу Арианы, и они погружаются во тьму. Но Ариана думает, что может различить слабый источник света, и нащупывает его. Она обнаруживает, что это витраж, покрытый грязью. Взяв камень, она разбивает стекла одно за другим и ослепляется льющимся светом. Жены следуют за ней. Они могут слышать шум моря, ветер в деревьях и пение птиц. Они смотрят на зеленый сельский пейзаж, когда деревенские часы бьют полдень. Ариана говорит им не бояться, а следовать по каменным ступеням, ведущим во внешний мир.

Сцена: То же, что и в первом акте.

Магическая защита замка не позволила женам сбежать, и они оказались в зале, но счастливы, пока они с Арианой. Барб-блю нигде не видно. Ариана уверена, что они скоро будут освобождены. Она помогает другим женам украсить себя драгоценностями из шести дверей. Входит медсестра и сообщает им, что Барбблю уже в пути. Они смотрят в окна только для того, чтобы увидеть карету Барбблю, попавшую в засаду восставших крестьян. Телохранитель Барбблю зарезан и жестоко избит. Ариана умоляет их не убивать его, но они не слышат. Крестьяне выламывают дверь замка и входят со связанным веревкой Barbe-bleue. Они замолкают при виде его жен и охотно передают пленницу Ариане, чтобы она могла «отомстить». Она благодарит их и уговаривает покинуть замок. Жены деликатно заботятся о раненом Барбе-блю, прежде чем Ариана перерезает ему путы кинжалом. Барбблю свободен и молча смотрит на Ариану. Она прощается с ним. Он делает слабую попытку остановить ее, но затем смягчается. Ариана спрашивает других жен, собираются ли они следовать за ней: La forêt et la mer nous appellent de loin et l'aurore se penche aux voûtes de l'azur, pour nous montrer un monde inondé d'espérance... («Лес и море манят издалека, и рассвет распространяется над лазурное небо и явит мир, полный надежд...»). Никто из них не принимает предложение, и Ариана уходит одна со своей медсестрой. Жены смотрят друг на друга, затем на Барбе-блю, который медленно поднимает голову.

Существует пять коммерческих записей, а также записи оркестровой сюиты, подготовленные Артуро Тосканини и премьера которых состоялась в 1947 году в эфире Симфонического оркестра NBC . [ 7 ]

Полная опера

[ редактировать ]
  • Ариана и Синяя Борода , Берта Монмар (Ариана), Ксавье Депра (Синяя Борода), Мари Люс Беллари (медсестра), Жанин Капдеру (Селизетт), Дениз Бурсен (Игрейн), Надин Сотеро (Мелизанда), Клодин Коллар (Белланжер); Хор и оркестр под управлением Тони Обена (Париж, 1968 г. / Гала-концерт, 2003 г.)
  • Ариана и Синяя Борода , Кэтрин Чезински (Ариана), Габриэль Бакье (Синяя Борода), Мариана Паунова (медсестра), Ханна Шаер (Селизетт), Анн-Мари Бланза (Игрейн), Жоселин Шамонен (Мелизанда), Мишель Комманд (Белланжер); Хор и Новый филармонический оркестр Радио Франции под управлением Армина Джордана (Париж, 1983 / Эрато, 1983)
  • Ариана и Барб-блю , Мэрилин Шмиге (Ариана), Родерик Кеннеди (Барбе-блю), Жоселин Тайлон (медсестра), Синтия Бьюкен (Селизетт), Моник Бодуан (Игрейн), Мицуко Шираи (Мелизанда), Франсин Лоран (Белланжер) ; Kölner Rundfunkchor , Kölner Rundfunk-Sinfonie-Orchester , под управлением Гэри Бертини (Кельн, 1986 / Каприччио, 2011)
  • Ариана и Барб-блю , Дебора Поласки (Ариана), Кванчул Юн (Барб-блю), Джейн Хеншелл (медсестра), Руксандра Донос (Селизетт), Стелла Григорян (Белланжер); Словацкий филармонический хор, Симфонический оркестр Венского радио под управлением Бертрана де Бийи (Вена, 2006 г. / Oehms Classics, 2006 г.)
  • Ариана и Синяя Борода , Лори Филлипс (Ариана), Питер Роуз (Синяя Борода), Патриция Бардон (медсестра), Ана Джеймс (Игрейн), Дафна Туше (Мелизанда), Сара-Джейн Дэвис (Белланжер), Лаура Власак Нолен (Селизетт); Симфонический оркестр BBC , певцы BBC под управлением Леона Ботштейна (Уотфорд, 2007 г. / Telarc, 2007 г.)

Примечания

  1. ^ Халбрейх, с. 16.
  2. ^ Перейти обратно: а б Холден, стр. 248–249.
  3. ^ Халбрейх, с. 18.
  4. ^ Cambridge Companion , с. 65.
  5. ^ Косман, Джошуа (25 июля 2022 г.). «Обзор: West Edge Opera раскапывает захватывающе незнакомый шедевр, чтобы открыть сезон» . Ежедневник | Путеводитель по искусству и развлечениям Сан-Франциско . Проверено 30 июля 2022 г.
  6. ^ Казалья, Герардо (2005). « Ариана и Барб-блю , 10 мая 1907 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  7. ^ Перейти обратно: а б «Тосканини дирижирует Русселем, Дюка, Франком и др.»

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c29db2e5e21c961d42cfc097e06c61b__1675388700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/1b/7c29db2e5e21c961d42cfc097e06c61b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariane et Barbe-bleue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)