Ла Пери (Дюкас)

Ла Пери ( англ . The Peri ) [ а ] это балет одноактный 1912 года французского композитора Поля Дюка , первоначально поставленный Иваном Клюстином и впервые исполненный в Париже, об Искендере (имя Александра Великого на персидском языке ), ищущем бессмертия, и его встрече с мифологической Пери . Премьера состоялась 22 апреля 1912 года.
Краткое содержание
[ редактировать ]На закате дней юности, когда волхвы заметили, что его звезда померкла, Искендер путешествует по Ирану в поисках Цветка Бессмертия. После трех лет поисков и странствий он наконец достигает Края Земли, места предельного спокойствия и умиротворения. Искендер находит храм Ормузда , а на его ступенях стоит Пери . Со сверкающей звездой над головой и лютней Цветок Бессмертия — лотос , украшенный изумрудами в одной руке Пери несет в другой .
Позже, когда Пери спит, Искендер крадет Цветок, стараясь не шуметь, чтобы она не проснулась. Тотчас Цветок ярко засверкает в его руках, а когда Пери просыпается, она ударяет руками друг о друга и издает громкий крик, потому что без Цветка она не может войти в присутствие света Ормузда. Осознав это, Искендер радуется власти, которую он теперь, по-видимому, имеет над Пери.
Однако, находясь в его руке, Ормузд трансформирует Цветок в соответствии с земными и материальными желаниями Искендера. Это знак Пери, что владение Цветком не предназначено Искендеру, и поэтому она исполняет танец, постепенно подходя все ближе и ближе, пока не сможет вырвать у него Цветок. Когда Пери медленно исчезает в свете и возвращается в рай , Искендер со спокойствием понимает, что он застрял и брошен умирать.
Музыка
[ редактировать ]Оригинальная музыка к «Ла Пери» была написана в 1911 году Полем Дюка как Poème dansé en un tableau («танцевальная поэма в одной сцене»), его последняя опубликованная работа. Хотя этот балет не так известен, как его знаменитая симфоническая поэма «Ученик чародея» , он считается одним из самых зрелых и искусных его произведений. Стиль музыки лучше всего можно охарактеризовать как смесь романтической тональной гармонии и техник оркестровки с импрессионизмом , и он явно французский. Самому балету предшествует блестящая фанфара которой используется оркестра , в духовая секция и которая часто исполняется отдельно.
Дюка написал Ла Пери для одного пикколо (удвоение третьей флейты), двух флейт , двух гобоев , одного английского рожка , двух кларнетов ля ля, одного бас-кларнета си-бемоль, трех фаготов ; четыре валторны фа фа, три трубы до мажор, три тромбона , одна туба ; секция ударных инструментов, включающая литавры , большой барабан , малый барабан , тарелки , треугольник , бубен и ксилофон ; одна челеста ; две арфы и струны .
Спектакли
[ редактировать ]
Дюка было поручено написать музыку для «Русского балета» по эскизам Леона Бакста с Натальей Трухановой в роли Пери и Вацлавом Нижинским в роли Искендера. Однако, поскольку Серж Дягилев не считал Труханову достаточно опытной танцовщицей, чтобы быть партнершей Нижинского, постановку отменили.

В конце концов Труханова поручила Ивану Клюстину поставить хореографию музыки, и премьера спектакля состоялась в Театре дю Шатле в Париже 22 апреля 1912 года с Трухановой в главной роли, Альфредом Бекефи в роли Искендера по проекту Рене Пио . Концерты Ламуре дирижировались композитором, а другими балетами в программе (также все под управлением композитора) были Винсента д'Инди «Истар» , » Флорана Шмитта «Трагедия Саломе и Мориса Равеля «Аделаида или язык цветов» . [ 1 ]
Балет вошел в репертуар Парижской оперы в 1921 году: в партиях Пери и Искендера танцевали Анна Павлова и Юбер Стоуиттс , а в исполнении Рене Пио дирижировал Филипп Гобер .
Балет был исполнен в 1931 году балетом Рамбер в театре Меркьюри, Ноттинг-Хилл-Гейт в Лондоне, на хореографию Фредерика Эштона и дизайн костюмов Уильяма Чаппелла . Сам Эштон танцевал партию Искендера, а балерина Алисия Маркова Пери — . Эта постановка просуществовала недолго, просуществовав лишь до 1932 года, но та же труппа снова исполнила балет в 1938 году на хореографию Фрэнка Стаффа , а Эштон в 1956 году разработал новую версию для Королевского балета . В этой последней версии обе роли исполнили Марго Фонтейн и Майкл Сомес , сценический дизайн Ивона Хитченса и дизайн костюмов Андре Лавассера . В Великобритании его также исполняли в Lyric Theater Hammersmith и Palace Theater в Манчестере .
Владимир Малахов поставил постановку балета для Берлинского государственного балета в 2010 году. [ 2 ] [ 3 ] В 2012 году Иван Путров использовал эту партитуру для постановки своего первого крупного сценического произведения в театре Сэдлерс-Уэллс под названием «Итака» . [ 4 ]
Хотя это и нечасто, отрывки из балета все же иногда исполняются на студенческих конкурсах. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Подзаголовок La Fleur d'Immortalité («Цветок бессмертия») не присутствует ни в партитуре, ни в первой программе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хелен Джулия Минорс. Ла Пери, танцевальная поэма (1911–12): Проблемное творческое совместное путешествие. Ежеквартальный журнал Opera, том 22, номер 1, зима 2006 г., стр. 117-135.
- ^ «Ла Пери, Государственная опера Унтер ден Линден, Берлин» . Файнэншл Таймс . 02.03.2010 . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Государственный балет Берлина. Ла Пери . Проверено 7 августа 2018 г.
- ↑ Люди Макрелла Дж. Баллета выходят из тени. Гардиан , 15 января 2012 г.
- ^ Пермский театр оперы и балета. Арабеска 2014 — Инна Билаш, Степан Демин — Па-де-де из Пери . Проверено 7 августа 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Дюкас, Пол. Ла Пери - Танцевальная поэма за столом Париж: MM Durand & Cie, 1911. (синопсис, инструменты)
- Танцевальная труппа Рамбер. Архив — Ла Пери . Проверено 25 февраля 2006 г. (информация о производстве)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в архиве балета Рамбер.
- Фанфары предшествуют Ла Пери : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Ла Пери : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Фанфары из Ла Пери в исполнении Бостонского гражданского симфонического оркестра на YouTube