Париж
![]() Пари в полете с чашкой и флягой вина. Миниатюра Шахкулу . Художественная галерея Фрира | |
Группировка | Мифическое существо |
---|---|
Фольклор | Доисламский персидский фольклор , исламский фольклор |
Страна | Мусульманский мир |
Пари — сверхъестественное существо, возникшее из персидских сказок и распространенное в более широком азиатском фольклоре. [ 1 ] Их часто описывают как крылатых существ огромной красоты, которые организованы в общества, подобные человеческому. В отличие от джиннов , пари обычно фигурируют в сказках, включающих сверхъестественные элементы.
Со временем изображение пари подвергалось изменениям и пересмотру. В ранних персидских верованиях пари , вероятно, были классом злых духов и только позже получили положительный отклик. В исламский период пари уже превратились в морально сложных существ с в целом положительным подтекстом огромной красоты. [ 2 ] [ 3 ] и, самое позднее, в десятом веке, они были интегрированы в арабскую традицию сказок гурий . Им часто противопоставляются их заклятые враги – уродливые дивы .
Несмотря на свою красоту, пари также боятся, потому что говорят, что они похищают людей и забирают их в свой родной мир ( Париестан ) или наказывают людей за социальные проступки.
Этимология
[ редактировать ]Персидское слово پَری parī происходит от среднеперсидского parīg , которое в свою очередь происходит от древнеперсидского * parika- . [ 4 ] Это слово может происходить от того же корня, что и персидское слово par «крыло». [ 5 ] хотя существуют и другие предложенные этимологии. [ 4 ]
Этимологическое отношение к английскому слову «фея» оспаривается. Некоторые утверждают, что никакой связи нет и что оба слова имеют разные значения. [ 6 ] Другие утверждают, что оба термина имеют общее происхождение: [ 7 ] Английский термин «фея» происходит от слова fier (очаровывать) и персидского термина от par (очаровывать). [ 8 ] Однако ни по одной из теорий нет единого мнения.
Персидская литература
[ редактировать ]
Первоначально пари считались классом дэват , а термин диванах относился к человеку, потерявшему рассудок из-за того, что влюбился, поскольку возлюбленный крадет разум у любящего. [ 9 ] В этом отношении пари схожи с арабскими джиннами . [ 10 ] Однако джинны пари , в отличие от , не имеют понятия красоты. [ 11 ] В среднеперсидской литературе кометы отождествлялись с пари . Кометы и планеты ассоциировались со злом, а Солнце, Луна и неподвижные звезды — с добром. [ 12 ] Подобные негативные ассоциации планет, однако, не поддерживаются в авестийских языках . [ 13 ]
В популярной литературе исламского периода пари — это нечеловеческие существа с крыльями и магическими способностями. Они часто, хотя и не обязательно, женщины, и используют эротическую привлекательность для смертных мужчин. [ 14 ] Еще в десятом веке пари выступало в качестве образца изысканной красоты «возлюбленной» в персидском фольклоре и поэзии, перекликаясь с отождествлением с арабскими гуриями . [ 5 ] [ 15 ] Однако этот термин также использовался как синоним джиннов . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В начале Фирдоуси эпической поэмы « Шахнаме» , «Книга царей», божество Соруш появляется в образе пари , чтобы предупредить Кейумара (мифологического первого человека и шаха мира) и его сына Сиамака о возникающих угрозах. разрушительным Ариманом . Парис также является частью мифологической армии, которую Кеймарс в конечном итоге собирает, чтобы победить Аримана и его демонического сына. [ 19 ]
В рассказах «Тысячи и одной ночи появляется » пари только в рассказе об Ахмаде и Пари Бану . Сказка изначально представляет собой комбинацию двух отдельных историй; Пари появляется в последнем, когда принц Ахмад встречает прекрасную принцессу Пари Бану. Ахмаду приходится решать непростые задачи, которые ему удается выполнить с помощью своей феи-жены. [ 20 ]
Фольклор
[ редактировать ]Из Индии , [ 21 ] через Северный Пакистан , Афганистан и Иран в Среднюю Азию и Турцию , [ 22 ] местные традиции по-разному признают существование сверхъестественного существа по имени Пари . [ 23 ] Термин пари встречается в турецких источниках, начиная с 11 века. [ 24 ] и, вероятно, был связан с арабскими джиннами при проникновении в тюркские верования через исламские источники. [ 25 ] Хотя джинны и пари иногда используются как синонимы, термин пари чаще используется в сверхъестественных сказках. [ 26 ] Согласно книге « Люди Воздуха» , пари — морально двойственные существа, которые могут быть как мусульманами, так и неверными. [ 27 ]
По словам тюрколога Игнаца Куноса , пари в турецких сказках летают по воздуху в облачных одеждах зеленого цвета, а также в форме голубей. Их также насчитывается сорок, семь или три, и они служат Королю Фей, которым может быть человек, которого они похитили из человеческого мира. Подобно весталкам, писал Кунос, пари принадлежат к духовному царству, пока в их сердцах не прорастет любовь, и они должны соединиться со своими смертными возлюбленными, будучи оставлены сестрами на произвол судьбы. Кроме того, первая встреча людей и пари происходит во время купания последних. [ 28 ] В турецких источниках пари . обычно считаются доброжелательными [ 29 ] Шаманы в Казахстане иногда обращаются к пари за помощью в духовных ритуалах. [ 30 ] Уйгурские шаманы используют помощь пари для исцеления женщин от выкидыша и защиты от злых джиннов. [ 31 ] Согласно Кхо , пари способны произносить любовные заклинания , которые иногда используются духовным учителем, которого называют «Мастером Фари». [ 32 ]
Иногда пари интересовались жизнью людей и похищали их, чтобы пригласить на свадьбы других пари . Предполагаемые похищения могут быть как физическими, так и психологическими, и в этом случае их жертвы теряют сознание. В периоды похищений люди утверждают, что могут видеть, слышать и взаимодействовать с пари , а иногда даже сообщать о своих словах и внешнем виде. [ 33 ]
Пари были целью злых дивов низшего уровня (دیو), которые преследовали их, запирая в железных клетках. [ 34 ] Это преследование было вызвано, по Дивов мнению , отсутствием у пари достаточного самоуважения, чтобы присоединиться к восстанию против извращений. [ 35 ]
Исламское писание и интерпретации
[ редактировать ]Абу Али Балами В интерпретации «Кисаш аль-анбия» «История пророков и царей» Бог создает пари в какой-то момент после порочных дивов . [ 36 ] Они правили миром, пока он не был отдан племени ангелов под названием аль-джинны ( ферештеган ), этим лидером был Иблис . [ 37 ] Хотя пари теряют свой статус представителей земли после сотворения Адама , они все еще присутствуют во времена Кейумара. Лишь после потопа они скрылись от глаз человечества. [ 38 ]
-исмаилит Ученый Насир Хусрав (1004 – между 1072–1088) развивает концепцию пари в своем объяснении ангелов, джиннов и дьяволов. Он утверждает, что пари — это персидский термин, обозначающий джиннов . Затем он продолжает, что пари делятся на две категории: ангел и дьявол. Каждый пари будет одновременно потенциальным ангелом и потенциальным дьяволом ( див ), в зависимости от послушания или непослушания. [ 39 ]
Западные представления
[ редактировать ]Артюр де Гобино рассказывает в своем отчете о путешествии о своих «трех годах в Азии» историю с участием Фатх-Али Шаха Каджара и Пари . Говорят, что Шах Каджар имел сильную склонность к оккультизму и очень уважал знатоков сверхъестественного, таких как дервиши . Однажды дервиш предупредил его, что принцу необходимо принять меры предосторожности, чтобы встретиться с пари . Привязанность Пари могла вскоре перерасти в гнев, если он действовал таким образом, который мог его оскорбить. Затем он готовится к встрече в павильоне за городом. По особому случаю Сад украсили драгоценными золотыми и серебряными сосудами, украшениями и дорогой мебелью. После захода солнца он уснул. не было, Когда он снова проснулся, он обнаружил, что не только пари но и дервиша тоже не было. Автор сказки, вероятно, был ознакомлен со сказкой во время своего путешествия в Тегеран по приказу Наполеона III в 1855 году. Авторы оставляют след насмешки и используют как признак доверчивости перса. Независимо от того, верно ли замечание Гобино или нет, эта история отражает популярность такой веры в иранском сознании. [ 40 ]
В Томаса Мура стихотворении «Рай и пери» , являющемся частью его «Лалла-Рука» , пери получает доступ на небеса после трех попыток подарить ангелу самый дорогой для Бога дар. Первая попытка - это «Последнее возлияние Свободы / Из сердца, которое кровоточит и ломается за свое дело», а именно капля крови молодого солдата, убитого за покушение на Махмуда Газни . Далее следует «Драгоценный вздох/чистой, самоотверженной любви»: вздох, украденный из умирающих уст девушки, которая умерла вместе со своим любовником чумы в Лунных горах ( Рувензори ), вместо того, чтобы выжить в изгнании от болезни. и любовник. Третий дар, тот, который доставит пери на небеса, — это «Слеза, теплая и кроткая/Оросшая щеку раскаявшегося грешника»: слеза злого старика, который раскаялся, увидев ребенка, молящегося на руинах Храм Солнца в Бальбеке, Сирия . Роберт Шуман положил сказку Мура на музыку в виде оратории « Рай и Пери» , используя сокращенный немецкий перевод.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. п. 361. ISBN 978-0-7656-8047-1 .
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература. Литературы как мировая литература. США: Издательство Блумсбери. стр. 37–43. ISBN 978-1-5013-5420-5
- ^ Эгль, Дениз. Монгольская империя между мифом и реальностью: исследования по антропологической истории . БРИЛЛ, 28.10.2014. п. 118. ISBN 9789004280649 .
- ^ Jump up to: а б "ПАИРИКА" . Ираникаонлайн.орг .
- ^ Jump up to: а б Боратав, П.Н. и Дж.Т.П. де Брёйн, «Пари», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 31 января 2024 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_COM_0886 > Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание: ISBN 978-90-04-16121-4 , 1960-2007 гг.
- ↑ Марцольф, Ульрих (8 апреля 2019 г.) « Вклад ближневосточного мира в сказочную историю ». В: Теверсон, Эндрю. Сказочный мир . Routledge, 2019. стр. 46, 52, 53. Дата обращения: 16 декабря 2021 г. https://www.routledgehandbooks.com/doi/10.4324/9781315108407-4 - «Турецкий пери масали — это буквальный перевод термина «сказка», первоначально индо-персидского символа пери или пари, представляющего собой эквивалент Европейская фея в современных персидских сказках (Адхами 2010). [...] Вероятно, самым интересным для западной аудитории персонажем в персидских сказках является пери или пари (Адхами 2010). «фея», оба слова, по-видимому, не связаны этимологически. , термин, вероятно, обозначающий класс дозороастрийских богинь, которые были озабочены сексуальностью и были тесно связаны с сексуальными праздниками и ритуальными оргиями. В персидских повествованиях и фольклоре мусульманского периода пери обычно изображается как крылатый персонаж, чаще всего. часто, хотя и не исключительно, женского пола, способного на колдовство и магию (Marzolph 2012: 21–2). Для героя-мужчины пери обладает мощным сексуальным влечением, хотя союзы между пери и человеком-мужчиной часто оказываются неудачными, поскольку человек не способен уважать законы, управляющие миром пери. Иногда пери может использовать перья, чтобы превратиться в птицу, и, таким образом, это связано с представлением о девушке-лебеде, которое широко распространено в азиатских народных поверьях. Если ее человеческий муж нарушит одно из ее табу, например, подвергнет сомнению ее загадочные действия, пери, несомненно, покинет его, что иллюстрируется широко известной европейской народной сказкой типа 400: «Человек, ищущий свою потерянную жену». (Шмитт 1999)».
- ^ Сейед-Гохраб, Али Асгар. «Магия в классической персидской любительской литературе». Иранские исследования 32.1 (1999): 71-97.
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи. «Описание комет, данное историками-магометанами и содержащееся в книгах Пишинигана или древних персов, на которые ссылается Абул Фазл». (1917): 68-105.
- ^ Сейед-Гохраб, Али Асгар. «Магия в классической персидской любительской литературе». Иранские исследования 32.1 (1999): 71-97.
- ^ Сейед-Гохраб, Али Асгар. «Магия в классической персидской любительской литературе». Иранские исследования 32.1 (1999): 71-97.
- ^ Сейед-Гохраб, Али Асгар. «Магия в классической персидской любительской литературе». Иранские исследования 32.1 (1999): 71-97.
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи. «Описание комет, данное историками-магометанами и содержащееся в книгах Пишинигана или древних персов, на которые ссылается Абул Фазл». (1917): 68-105.
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи. «Описание комет, данное историками-магометанами и содержащееся в книгах Пишинигана или древних персов, на которые ссылается Абул Фазл». (1917): 68-105.
- ^ Марцольф, Ульрих и Рихард ван Леувен. «Хорошее, плохое и красивое: сохранение древних иранских этических концепций в персидских популярных повествованиях исламского периода». Идея Ирана: традиции и инновации в ранней исламской Персии (2012): 16-29.
- ^ Сейед-Гохраб, Али Асгар. «Магия в классической персидской любительской литературе». Иранские исследования 32.1 (1999): 71-97.
- ^ Шахбази, Мохаммад Реза, Сомайе Аваранд и Марьям Джамали. «Антропологическое исследование Мельмеда в Иране и Сирены в Греции». Антрополог 18.3 (2014): 981-989.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Хьюз, Патрик; Хьюз, Томас Патрик (1995). Словарь ислама . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120606722 .
- ^ Марцольф, Ульрих и Рихард ван Леувен. «Хорошее, плохое и красивое: сохранение древних иранских этических концепций в персидских популярных повествованиях исламского периода». Идея Ирана: традиции и инновации в ранней исламской Персии (2012): 16-29.
- ^ Марцольф, Ульрих и Рихард ван Леувен. «Хорошее, плохое и красивое: сохранение древних иранских этических концепций в персидских популярных повествованиях исламского периода». Идея Ирана: традиции и инновации в ранней исламской Персии (2012): 16-29.
- ^ Фредерик М. Смит «Одержимый собой: божество и одержимость духом в южноазиатской литературе и цивилизации», издательство Колумбийского университета, 2012 г. ISBN 978-0-231-51065-3 стр. 570
- ^ Ив Боннефуа, азиатские мифологии , Чикагский университет, 1993 г. ISBN 978-0-226-06456-7 стр. 322
- ^ Клаус, Питер, Сара Даймонд и Маргарет Миллс. Южноазиатский фольклор: Энциклопедия. Рутледж, 2020. с. 463
- ^ ДАВЛЕТШИНА, Лейла и Энже САДЫКОВА. «ИЗУЧЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОЕ: ФЕЯ ОДНА, ДЖИНН ДРУГОЙ». Международный журнал исследований турецкого диалекта (TÜRKLAD) 4.2 (2020): 366-374.
- ^ ДАВЛЕТШИНА, Лейла и Энже САДЫКОВА. «ИЗУЧЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОЕ: ФЕЯ ОДНА, ДЖИНН ДРУГОЙ». Международный журнал исследований турецкого диалекта (TÜRKLAD) 4.2 (2020): 366-374.
- ^ Макдональд, Д.Б., Массе, Х., Боратав, П.Н., Низами, К.А. и Вурхув, П., «Ḏj̲inn», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 31 января 2024 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_COM_0191 > Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание: ISBN 978-90-04-16121-4 , 1960-2007 гг.
- ^ Шаманизм и ислам: суфизм, лечебные ритуалы и духи в мусульманском мире. (2017). Vereinigtes Königreich: Издательство Bloomsbury. п. 148
- ^ Кунос, Игнак (1888). «Османские народные сказки I. (Заключение)» . Венгерское ревю (на немецком языке). 8 :337.
- ^ Боратав, П.Н. и JTP де Брёйн, «Пари», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 31 января 2024 г. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0886 . Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание: ISBN 978-90-04-16121-4 , 1960-2007 гг.
- ^ Басилов, Владимир Н. «Шаманизм в Средней Азии». Царство сверхчеловеческого. Агенты и аудитория (1976): 149–157.
- ^ ЗАРКОНЕ, ПОД РЕДАКЦИЕЙ ТЬЕРРИ И АНЖЕЛЫ ХОБАРТ. «И ИСЛАМ». Суфийские ордена в северной части Средней Азии.
- ^ Феррари, Фабрицио М. (2011). Здоровье и религиозные ритуалы в Южной Азии: болезни, одержимость и исцеление . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-203-83386-5 . OCLC 739388185 . п. 35-38
- ^ Питер Дж. Клаус, Сара Даймонд, Маргарет Энн Миллс Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка Тейлор и Фрэнсис, 2003 ISBN 978-0-415-93919-5 стр. 463
- ^ Олинтус Гилберт Грегори Пантология. Новая (кабинетная) циклопедия Дж. М. Гуда, О. Грегори и Н. Босворта при содействии других выдающихся джентльменов, Band 8 Оксфордского университета, 1819 г., оцифрована, 2006 г. сек. 17
- ^ Нельсон, Томас (1922). Новый словарь английского языка Нельсона . Томас Нельсон и сыновья. п. 234.
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература. Литературы как мировая литература. США: Издательство Блумсбери. стр. 37–43. ISBN 978-1-5013-5420-5
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература. Литературы как мировая литература. США: Издательство Блумсбери. стр. 37–43. ISBN 978-1-5013-5420-5
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература. Литературы как мировая литература. США: Издательство Блумсбери. стр. 37–43. ISBN 978-1-5013-5420-5
- ^ Наср, Сейед Хосейн и Мехди Аминразави, ред. Антология философии в Персии, Том. 1: От Зороастра до Омара Хайяма. Bloomsbury Publishing, 2007. стр. 320–323.
- ^ Марцольф, Ульрих и Рихард ван Леувен. «Хорошее, плохое и красивое: сохранение древних иранских этических концепций в персидских популярных повествованиях исламского периода». Идея Ирана: традиции и инновации в ранней исламской Персии (2012): 16-29.
- Фирдоуси; Циммерн, Хелен (пер.) (1883). «Эпос о королях» . Интернет-архив священных текстов . Проверено 18 октября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
