Jump to content

Келпи

Один из шести келпи в фонтане «Глобус» на Шаттл-Роу недалеко от Блантайра, Южный Ланаркшир, Шотландия.

Келпи ), — это дух , , или водный келпи ( шотландский гэльский : Each-Uisge меняющий форму, населяющий озера в ирландском и шотландском фольклоре . Обычно его описывают как серый или белый. [ 1 ] существо, похожее на лошадь, способное принимать человеческий облик. В некоторых источниках утверждается, что келпи сохраняет свои копыта, когда выглядит как человек, что приводит к его ассоциации с христианской идеей сатаны , на которую намекает Роберт Бернс в его стихотворении 1786 года « Обращение к дьяволу ».

Почти с каждым крупным водоемом в Шотландии связана история келпи, но наиболее широко известна история Лох-Несса . У келпи есть аналоги по всему миру, такие как германский никси , вихвин Центральной Америки и австралийский буньип . Истоки рассказов об этом существе неясны, но практические цели — держать детей подальше от опасных участков воды и предупреждать молодых женщин, чтобы они опасались красивых незнакомцев, были отмечены во вторичной литературе.

Келпи изображались в различных формах в искусстве и литературе, в том числе две стальные скульптуры высотой 30 метров (100 футов) в Фолкерке , «Келпи» , завершенные в октябре 2013 года.

Этимология

[ редактировать ]

Этимология шотландского слова «келпи» неясна, но оно может происходить от гэльского «calpa» или «cailpeach» , что означает «телка» или «жеребенок». Первое зарегистрированное использование этого термина для описания мифологического существа, тогда называвшегося «келпи» , появляется в рукописи оды Уильяма Коллинза , написанной незадолго до 1759 года. [ 2 ] и воспроизведено в « Трудах Королевского общества Эдинбурга» 1788 года. [ 3 ] Топонимы Келпи-Холл и Келпи - Хулл упоминаются в «Словаре древнего шотландского языка» как появившиеся в бургских записях Кирккадбрайта за 1674 год . [ 4 ]

Народные поверья

[ редактировать ]

Описание и общие атрибуты

[ редактировать ]

Келпи — наиболее распространенный водный дух в шотландском фольклоре, и в повествованиях, записанных по всей стране, это имя приписывают нескольким различным формам. [ 5 ] В конце 19 века возник интерес к расшифровке фольклора, и записывающие устройства были непоследовательны в написании и часто англизированных словах, что могло привести к разным названиям одного и того же духа. [ 6 ]

Комментаторы разошлись во мнениях по поводу водной среды обитания келпи. Фольклористы, которые определяют келпи как духов, живущих у рек, в отличие от кельтских водяных лошадей, обитающих на берегу озера ( each-uisge ), включают министра Тири 19-го века Джона Грегорсона Кэмпбелла и писателей 20-го века Льюиса Спенса и Кэтрин Бриггс . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако это различие не применяется повсеместно; Сэр Вальтер Скотт , например, утверждает, что ареал келпи может простираться до озер. [ 10 ] [ 11 ] Словарь Маккиллопа устраняет это несоответствие, заявляя, что келпи «первоначально считалось, что они населяют… ручьи, а затем и любой водоем». [ 12 ] Но различие должно сохраняться, утверждает один комментатор, который предполагает, что люди вводятся в заблуждение, когда каждый, кто занимается «обычной практикой перевода», в английских отчетах упоминается как келпи. [ 13 ] и таким образом ошибочно приписывают последним привычки жить на озерах.

Другие связывают термин «келпи» с множеством легендарных существ. [ 5 ] Аналогами в некоторых регионах Шотландии являются шупилти и наггл. [ 14 ] Шетландских и островов Оркнейских ; в других частях Британских островов к ним относятся валлийский ceffyl dŵr и мэнский cabbyl-ushtey . параллели с общегерманской шеей и скандинавским bäckahäst ; Наблюдались Ник Миддлтон отмечает, что «келпи из шотландского фольклора является прямой параллелью [sic] bäckahästen [скандинавского фольклора]». [ 15 ] Выход из Центральной Америки [ 16 ] и австралийский буньип [ 17 ] рассматриваются как похожие существа в других частях мира.

Келпи обычно описывают как мощную и красивую черную лошадь, населяющую глубокие заводи рек и ручьев Шотландии и охотящуюся на любых людей, которых она встречает. [ 16 ] [ 18 ] Одной из общих отличительных характеристик водяного келпи является то, что его копыта перевернуты по сравнению с копытами обычной лошади - черта, также присущая нюкуру из Исландии. [ 16 ] [ 19 ] В Абердинширском варианте келпи изображается в виде лошади со змеиной гривой. [ 20 ] тогда как обитающий в реке Спей лошадиный дух был белым и мог пением заманивать жертв на спину. [ 17 ]

Природу существа описал Вальтер Грегор , фольклорист и один из первых членов Фольклорного общества . [ 21 ] как «полезный», «вредный» или ищущий «человеческого общения»; [ 22 ] в некоторых случаях келпи уносят своих жертв в воду, пожирают их, а внутренности выбрасывают к кромке воды. [ 23 ] В форме лошади келпи способен вытягивать спину на всю длину, чтобы унести на глубину множество наездников; [ 24 ] Общая тема в сказках - несколько детей, забирающихся на спину существа, а один остается на берегу. Обычно это маленький мальчик, затем он гладит лошадь, но его рука прилипает к ее шее. В некоторых вариантах мальчик отрезает себе пальцы или руку, чтобы освободиться; он выживает, но остальных детей уносят и тонут, и позже находят лишь часть их внутренностей. считает , что такое существо, населяющее Глен Келтни в Пертшире, является келпи Фольклорист 20-го века Кэтрин Мэри Бриггс . [ 5 ] но в аналогичной истории, действие которой также происходит в Пертшире, каждый фигурирует в качестве виновника и не приукрашивает маленького мальчика. [ 25 ] Парень действительно отрезал себе палец, когда событие происходит в Терсо , где виновником назван водяной келпи. [ 26 ] В той же сказке, действие которой происходит в Сунарте в Хайленде, приводится конкретная цифра о девяти потерянных детях, из которых обнаружены только внутренности одного. Выжившего мальчика снова спасают, отрезав ему палец, а также дается дополнительная информация о том, что у него в кармане была Библия. Грегорсон Кэмпбелл считает, что ответственным за это существом была водяная лошадь, а не келпи, и что эта история «явно благочестивый обман, призванный удержать детей от гуляний по воскресеньям». [ 27 ]

Мифы о келпи обычно описывают одинокое существо, но сказка, записанная Джоном Ф. Кэмпбеллом в «Популярных сказках Западного Хайленда» (1860), имеет другую точку зрения. Названный «Дрохт на Воуга» или «Фуоа» , что в переводе означает «мост фей или келпи» , он изображает группу вугов . Духи приступили к строительству моста через Дорнох-Ферт после того, как им надоело путешествовать по воде в ракушках. Это было великолепное произведение искусства, сверкающее золотыми опорами и столбами, но оно ушло под воду и превратилось в предательскую зону зыбучих песков после того, как благодарный зритель попытался благословить келпи за их работу. [ 28 ] Та же история записана членом Фольклорного общества и коллекционером фольклора Шарлоттой Демпстер просто как «Мост Келпи» (1888 г.) без упоминания Вогаса или Фуоа. [ 29 ] Цитируя тот же рассказ Дженнифер Вествуд , писательница и фольклористка, [ 30 ] использует дескриптор « водные келпи », добавляя, что, по ее мнению, «келпи здесь и в некоторых других случаях используется в широком смысле для обозначения чего-то вроде «имптов » ». [ 31 ]

Потомство, полученное в результате спаривания келпи и обычной лошади, невозможно было утопить, и его можно было узнать по более коротким, чем обычно, ушам - характеристике, свойственной мифическому водяному быку или tarbh uisge на шотландском гэльском языке, похожему на мэнского tarroo ushtey . [ 32 ] [ 33 ]

Изменение формы

[ редактировать ]
«Келпи» , Герберт Джеймс Дрейпер , 1913 год.
Меланхоличный келпи, сидящий на камне
«Келпи» , Томас Милли Доу , 1895 г.

Келпи обладают способностью превращаться в нелошадиные формы и могут принимать внешний вид человеческих фигур. [ 34 ] в каком обличии они могут выдать себя наличием водорослей в волосах. [ 16 ] Грегор описал келпи, принявшего облик сморщенного старика, постоянно бормотавшего что-то про себя, сидя на мосту и сшивая брюки. Полагая, что это келпи, проходящий мимо местный житель ударил его по голове, заставив его вернуться в лошадиную форму и помчаться обратно в свое логово в ближайшем пруду. [ 35 ] Другие источники описывают келпи, когда он появляется в человеческом облике, как «грубого, лохматого человека, который прыгает за одиноким всадником, хватая и раздавливая его», или как разрывающего и пожирающего людей. [ 12 ]

Народная сказка из Барры рассказывает об одиноком келпи, который превращается в красивого молодого человека, чтобы добиться расположения хорошенькой молодой девушки, которую он решил взять в жены. Но девушка узнает в молодом человеке келпи и снимает с него серебряное ожерелье (уздечку), пока он спит. Келпи немедленно принимает форму лошади, и девочка забирает его домой на ферму своего отца, где его отправляют работать на год. По истечении этого времени девушка едет на келпи, чтобы посоветоваться с мудрецом, который велит ей вернуть серебряное ожерелье. Затем мудрец спрашивает келпи, снова превратившегося в красивого молодого человека, которого девушка впервые встретила, выберет ли он, если бы у него был выбор, быть келпи или смертным. Келпи в свою очередь спрашивает девушку, согласилась ли бы она стать его женой, если бы он был мужчиной. Она подтверждает, что сделает это, после чего келпи решает стать смертным человеком, и пара женится. [ 36 ]

Традиционно келпи в человеческой форме — мужчины. Действие одной из немногих историй, описывающих существо в женской форме, происходит в Конон-Хаусе в Росс и Кромарти . В нем рассказывается о «высокой женщине, одетой в зеленое», с «иссохшим, худым лицом, всегда искаженным злобным угрюмым видом», которая одолела и утопила мужчину и мальчика после того, как выпрыгнула из ручья. [ 37 ]

Приход христианства в Шотландию в VI веке привел к тому, что некоторые народные истории и верования были записаны писцами, обычно христианскими монахами, а не увековечены из уст в уста . [ 6 ] В некоторых источниках утверждается, что келпи сохраняет свои копыта даже в человеческой форме, что приводит к его ассоциации с христианским представлением о сатане , так же, как и с греческим богом Паном . [ 16 ] Роберт Бернс упоминает такую ​​сатанинскую ассоциацию в своем « Обращении к Дьяволу » (1786):

Когда то растворяет грязную шкуру
«Плавайте по ледяной доске Джинглина»
Затем водные келпи преследуют еду.
По вашему указанию
Ночные путешественники заманчивы
К их уничтожению.

Захват и убийство

[ редактировать ]

Когда келпи появлялся в образе лошади без каких-либо привязей , его можно было поймать с помощью повода со знаком креста , а его силу затем можно было использовать для таких задач, как транспортировка тяжелых жерновов. [ 38 ] Одна народная сказка описывает, как лэрд Морфи поймал келпи и использовал его для перевозки камней для строительства своего замка. Когда работа была завершена, лэрд выпустил келпи, который был явно недоволен обращением с ним. Проклятие, которое он наложил перед отъездом – «Сэйр назад и сэйр бэйнс / Управляя станами Лэрда Морфи, / Лэрд Морфи никогда не будет процветать / Как Ланг, келпи жив» - (Больная спина и больные кости / Вождение «Повелитель камней Морфи», / «Повелитель Морфи никогда не будет процветать / Пока жив келпи»), как широко распространено мнение, привело к исчезновению семьи лэрда. [ 39 ] Говорят, что некоторые келпи были оснащены уздечкой, а иногда и седлом, и выглядели призывно готовыми к поездке, но, если они были верхом, они убегали и топили своих наездников. Если келпи уже носила уздечку, изгнания нечистой силы можно было добиться, сняв ее. [ 40 ] Уздечка, взятая у келпи, наделялась магическими свойствами и, если ее замахнуть на кого-то, могла превратить этого человека в лошадь или пони. [ 41 ]

Так же, как и с кинематографическими оборотнями , [ 42 ] согласно отчету, опубликованному Спенсом, келпи можно убить выстрелом серебряной пули, после чего оказывается, что он состоит не более чем из «дерна и мягкой массы, похожей на медузу». [ 43 ] Когда семья кузнеца была напугана неоднократными появлениями водяного келпи на их дачном участке, кузнецу удалось превратить его в «кучу крахмала или что-то в этом роде», пронзив бока духа двумя острыми железными копьями, которые нагревался в огне. [ 44 ]

Лох-Несс

[ редактировать ]

Почти с каждым крупным шотландским водоемом связана история келпи. [ 11 ] [ 38 ] но наиболее широко известен келпи Лох-Несс . С окрестностями озера связано несколько историй о мифических духах и монстрах, восходящих к сообщениям VI века о том, как святой Колумба победил монстра на берегу реки Несс . [ 45 ] Келпи начала XIX века, обитавший в лесах и на берегах озера Лох-Несс, был снабжен собственным седлом и уздечкой. В басне, связанной с печально известным отвратительным существом, горец Джеймс МакГригор застал его врасплох и отрезал ему уздечку, источник его силы и жизни, без которой оно умерло бы в течение двадцати четырех часов. Поскольку келпи обладал даром речи, он безуспешно пытался торговаться с МакГригором о возврате уздечки. Проследовав за МакГригором до его дома, келпи заявил, что МакГригор не сможет войти в его дом, пока у него есть уздечка, из-за наличия креста над входной дверью. Но МакГригор перехитрил существо, выбросив уздечку в окно, поэтому келпи смирился со своей судьбой и ушел, ругаясь и ругаясь. [ 40 ] [ 46 ] Миф увековечивается дальнейшими рассказами об уздечке, которая передается по наследству. Названный «Шаром и уздечкой Уиллокса», он обладал магической силой исцеления; заклинание было сделано путем помещения предметов в воду при пении «Во имя Отца, Сына и Святого Духа»; тогда воду можно было использовать в качестве лекарства. [ 47 ] [ 48 ]

Популярное и более позднее объяснение Лохнесского чудовища среди верующих состоит в том, что оно принадлежит к линии долгоживущих плезиозавров , [ 49 ] но миф о келпи до сих пор жив в детских книгах, таких как Молли Хантер » «Жемчуг келпи (1966) и » Дика Кинг-Смита ( «Водяная лошадь 1990).

Происхождение

[ редактировать ]

По мнению Дерека Гата Уитли (1911), ассоциация с лошадьми может иметь свои корни в жертвоприношениях лошадей, совершавшихся в древней Скандинавии . [ 50 ] Истории о злобных водных духах служили практической цели: держать детей подальше от опасных мест у воды и предупреждать женщин-подростков остерегаться привлекательных молодых незнакомцев. [ 5 ] Эти истории также использовались для обеспечения соблюдения моральных норм, поскольку они подразумевали, что существа получили возмездие за плохое поведение, совершенное по воскресеньям. [ 23 ] Вмешательство демонов и духов, возможно, было способом оправдать утопление детей и взрослых, случайно попавших в глубокую, быстро текущую или бурную воду. [ 51 ]

Историк и символист Чарльз Милтон Смит выдвинул гипотезу, что миф о келпи мог возникнуть из-за водяных смерчей , которые могут образовываться на поверхности шотландских озер, создавая впечатление живой формы, когда они движутся по воде. [ 52 ] Сэр Вальтер Скотт ссылается на подобное объяснение в своей эпической поэме «Леди озера» (1810 г.), в которой есть строки

Он смотрел, как кипят кружащиеся водовороты,
Пока из пены его ослепленные глаза
Увидел подъем Речного Демона:

в котором Скотт использует слово «Речный Демон» для обозначения «келпи». [ 10 ] Скотт, возможно, также намекнул на альтернативное рациональное объяснение, назвав опасную область зыбучих песков «Потоком Келпи» в своем романе «Невеста Ламмермура » (1818). [ 53 ]

Ранние произведения искусства с изображением нескольких кельтских фигур.
Пиктский зверь изображен на линейном рисунке Девичьего камня.

Художественные представления

[ редактировать ]

Пиктские камни, датируемые VI-IX веками, с изображением так называемого пиктского зверя, могут быть самыми ранними изображениями келпи или существ, похожих на келпи. [ 54 ]

Викторианский художник Томас Милли Доу в 1895 году нарисовал келпи в виде меланхоличной темноволосой девушки, балансирующей на камне. [ 55 ] обычное изображение для художников того периода. [ 56 ] На других изображениях келпи изображены девушками у бассейна, как на холсте, маслом Дрейпера 1913 года. [ 56 ] Фольклорист Никола Баун предположила, что такие художники, как Милли Доу и Дрейпер, намеренно игнорировали более ранние рассказы о келпи и заново изобрели его, изменив его пол и природу. [ 57 ]

Две стальные скульптуры высотой 30 метров (100 футов) в Фолкерке на канале Форт-Клайд , названные «Келпи» , заимствовали имя мифического существа, которое ассоциируется с силой и выносливостью лошади; спроектированные скульптором Энди Скоттом , они были построены как памятники индустриальному наследию Шотландии, использующему лошадиные силы. Строительство завершилось в октябре 2013 года, а с апреля 2014 года скульптуры были открыты для публичного доступа. [ 58 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Келпи»: древний миф в современном искусстве | Art UK» .
  2. ^ "Келпи, номер 1." , Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.), Oxford University Press, 2014 г. , получено 4 мая 2014 г.
  3. ^ Карлайл (1788) , с. 72
  4. ^ «келпи, н » , Словарь древнего шотландского языка (до 1700 г.) (онлайн-изд.) , получено 6 июля 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Вествуд и Кингшилл (2012) , стр. 364
  6. ^ Перейти обратно: а б Монаган (2009) , с. ix, xi, xv
  7. ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 215
  8. ^ Спенс, Л. (4 марта 1933 г.), «Мифические звери: в шотландском фольклоре», «Шотландец» , ПроКвест   489688325
  9. ^ Бриггс, Кэтрин, Энциклопедия фей , цитируется в Bown 2001 , стр. 177–178.
  10. ^ Перейти обратно: а б Скотт, Уолтер (1884) [1810], «Леди озера: стихотворение» , Липпинкотт, с. 277 (Примечание V к ст. VII, стр. 89), Речной Демон, или Речная Лошадь... - это Келпи Низин... Он часто посещает большинство озер и рек Хайленда; и один из его самых запоминающихся подвигов произошел на берегу озера Лох-Венначар.
  11. ^ Перейти обратно: а б Грэм (1812) , с. 245
  12. ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп, Джеймс (2004), «Келпи, келпи, водяной келпи», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN  9780198609674 , получено 6 мая 2014 г.
  13. ^ Грегорсон Кэмпбелл (2008) , с. 320
  14. ^ Слепой (1881) , с. 189
  15. ^ Миддлтон (2012) , с. 44
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Варнер (2007) , с. 24
  17. ^ Перейти обратно: а б Макферсон (1929) , с. 61
  18. ^ Грегор (1881) , с. 38
  19. ^ Слепой (1881) , с. 200
  20. ^ Макферсон (1929) , с. 63
  21. ^ Бьюкен и Олсон (1997)
  22. ^ Грегор (1883) , с. 292
  23. ^ Перейти обратно: а б Аноним (1887) , с. 513
  24. ^ Кэмпбелл (1860) , с. 636
  25. ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «каждый uisce, каждый uisge, aughisky» , Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN  9780198609674 , получено 22 мая 2014 г.
  26. ^ Аноним (1887) , с. 512
  27. ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , стр. 208–209.
  28. ^ Кэмпбелл (1860a) , с. 64
  29. ^ Демпстер (1888) , с. 172
  30. ^ Боуман (2008) , стр. 346–348.
  31. ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , с. 356
  32. ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «тарру уштей, теру ушта», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN  9780198609674 , получено 17 мая 2014 г.
  33. ^ Ламонт-Браун (1996) , с. 19
  34. ^ Макферсон (1929) , с. 62
  35. ^ Грегор (1883) , стр. 293–294.
  36. ^ Макнил (2001) , стр. 68–72.
  37. ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , стр. 423–424.
  38. ^ Перейти обратно: а б Спенс (1999) , с. 91
  39. ^ Чемберс (1870) , стр. 334–335.
  40. ^ Перейти обратно: а б Маккинли (1893) , с. 174
  41. ^ Спенс (1999) , с. 19
  42. ^ Варнер (2007) , с. 23
  43. ^ Спенс (1999) , с. 95
  44. ^ Грегор (1881) , с. 66
  45. ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , с. 458
  46. ^ Стюарт (1823) , стр. 102–107.
  47. ^ Блэк (1893) , с. 501
  48. ^ Стюарт (1823) , с. 102
  49. ^ Хармсворт (2010) , с. 310
  50. ^ Гат Уитли (1911) , с. 147
  51. ^ Кэмпбелл (2002) , с. 1
  52. ^ Милтон Смит (2009) , с. 44.
  53. ^ Скотт, Мэгги (ноябрь 2010 г.), «Шотландское слово сезона: Келпи» , The Bottle Imp (8), Университет Глазго , заархивировано из оригинала 8 мая 2014 г. , получено 17 мая 2014 г.
  54. ^ Сессфорд, Крейг (июнь 2005 г.), Рэган, Элизабет (редактор), «Пиктское искусство и море» , The Heroic Age , 8 (4): 3, ISSN   1526-1867 , заархивировано из оригинала 20 марта 2017 г. , получено 12 мая 2017 г.
  55. ^ Мартин (1902) , с. 12
  56. ^ Перейти обратно: а б Келпи , Национальные музеи Ливерпуля , Художественная галерея Леди Левер , заархивировано из оригинала 8 мая 2014 года , получено 5 мая 2014 года.
  57. ^ Баун (2001) , с. 218
  58. ^ Броклхерст, Стивен (6 мая 2014 г.), «Человек, который создал Келпи» , BBC News , заархивировано из оригинала 9 мая 2014 г. , получено 8 мая 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ac115c7e6e7855a6a29ff492f2b8e59__1718882160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/59/4ac115c7e6e7855a6a29ff492f2b8e59.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kelpie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)