Келпи

Келпи ), — это дух , , или водный келпи ( шотландский гэльский : Each-Uisge меняющий форму, населяющий озера в ирландском и шотландском фольклоре . Обычно его описывают как серый или белый. [ 1 ] существо, похожее на лошадь, способное принимать человеческий облик. В некоторых источниках утверждается, что келпи сохраняет свои копыта, когда выглядит как человек, что приводит к его ассоциации с христианской идеей сатаны , на которую намекает Роберт Бернс в его стихотворении 1786 года « Обращение к дьяволу ».
Почти с каждым крупным водоемом в Шотландии связана история келпи, но наиболее широко известна история Лох-Несса . У келпи есть аналоги по всему миру, такие как германский никси , вихвин Центральной Америки и австралийский буньип . Истоки рассказов об этом существе неясны, но практические цели — держать детей подальше от опасных участков воды и предупреждать молодых женщин, чтобы они опасались красивых незнакомцев, были отмечены во вторичной литературе.
Келпи изображались в различных формах в искусстве и литературе, в том числе две стальные скульптуры высотой 30 метров (100 футов) в Фолкерке , «Келпи» , завершенные в октябре 2013 года.
Этимология
[ редактировать ]Этимология шотландского слова «келпи» неясна, но оно может происходить от гэльского «calpa» или «cailpeach» , что означает «телка» или «жеребенок». Первое зарегистрированное использование этого термина для описания мифологического существа, тогда называвшегося «келпи» , появляется в рукописи оды Уильяма Коллинза , написанной незадолго до 1759 года. [ 2 ] и воспроизведено в « Трудах Королевского общества Эдинбурга» 1788 года. [ 3 ] Топонимы Келпи-Холл и Келпи - Хулл упоминаются в «Словаре древнего шотландского языка» как появившиеся в бургских записях Кирккадбрайта за 1674 год . [ 4 ]
Народные поверья
[ редактировать ]Описание и общие атрибуты
[ редактировать ]Келпи — наиболее распространенный водный дух в шотландском фольклоре, и в повествованиях, записанных по всей стране, это имя приписывают нескольким различным формам. [ 5 ] В конце 19 века возник интерес к расшифровке фольклора, и записывающие устройства были непоследовательны в написании и часто англизированных словах, что могло привести к разным названиям одного и того же духа. [ 6 ]
Комментаторы разошлись во мнениях по поводу водной среды обитания келпи. Фольклористы, которые определяют келпи как духов, живущих у рек, в отличие от кельтских водяных лошадей, обитающих на берегу озера ( each-uisge ), включают министра Тири 19-го века Джона Грегорсона Кэмпбелла и писателей 20-го века Льюиса Спенса и Кэтрин Бриггс . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако это различие не применяется повсеместно; Сэр Вальтер Скотт , например, утверждает, что ареал келпи может простираться до озер. [ 10 ] [ 11 ] Словарь Маккиллопа устраняет это несоответствие, заявляя, что келпи «первоначально считалось, что они населяют… ручьи, а затем и любой водоем». [ 12 ] Но различие должно сохраняться, утверждает один комментатор, который предполагает, что люди вводятся в заблуждение, когда каждый, кто занимается «обычной практикой перевода», в английских отчетах упоминается как келпи. [ 13 ] и таким образом ошибочно приписывают последним привычки жить на озерах.
Другие связывают термин «келпи» с множеством легендарных существ. [ 5 ] Аналогами в некоторых регионах Шотландии являются шупилти и наггл. [ 14 ] Шетландских и островов Оркнейских ; в других частях Британских островов к ним относятся валлийский ceffyl dŵr и мэнский cabbyl-ushtey . параллели с общегерманской шеей и скандинавским bäckahäst ; Наблюдались Ник Миддлтон отмечает, что «келпи из шотландского фольклора является прямой параллелью [sic] bäckahästen [скандинавского фольклора]». [ 15 ] Выход из Центральной Америки [ 16 ] и австралийский буньип [ 17 ] рассматриваются как похожие существа в других частях мира.
Келпи обычно описывают как мощную и красивую черную лошадь, населяющую глубокие заводи рек и ручьев Шотландии и охотящуюся на любых людей, которых она встречает. [ 16 ] [ 18 ] Одной из общих отличительных характеристик водяного келпи является то, что его копыта перевернуты по сравнению с копытами обычной лошади - черта, также присущая нюкуру из Исландии. [ 16 ] [ 19 ] В Абердинширском варианте келпи изображается в виде лошади со змеиной гривой. [ 20 ] тогда как обитающий в реке Спей лошадиный дух был белым и мог пением заманивать жертв на спину. [ 17 ]
Природу существа описал Вальтер Грегор , фольклорист и один из первых членов Фольклорного общества . [ 21 ] как «полезный», «вредный» или ищущий «человеческого общения»; [ 22 ] в некоторых случаях келпи уносят своих жертв в воду, пожирают их, а внутренности выбрасывают к кромке воды. [ 23 ] В форме лошади келпи способен вытягивать спину на всю длину, чтобы унести на глубину множество наездников; [ 24 ] Общая тема в сказках - несколько детей, забирающихся на спину существа, а один остается на берегу. Обычно это маленький мальчик, затем он гладит лошадь, но его рука прилипает к ее шее. В некоторых вариантах мальчик отрезает себе пальцы или руку, чтобы освободиться; он выживает, но остальных детей уносят и тонут, и позже находят лишь часть их внутренностей. считает , что такое существо, населяющее Глен Келтни в Пертшире, является келпи Фольклорист 20-го века Кэтрин Мэри Бриггс . [ 5 ] но в аналогичной истории, действие которой также происходит в Пертшире, каждый фигурирует в качестве виновника и не приукрашивает маленького мальчика. [ 25 ] Парень действительно отрезал себе палец, когда событие происходит в Терсо , где виновником назван водяной келпи. [ 26 ] В той же сказке, действие которой происходит в Сунарте в Хайленде, приводится конкретная цифра о девяти потерянных детях, из которых обнаружены только внутренности одного. Выжившего мальчика снова спасают, отрезав ему палец, а также дается дополнительная информация о том, что у него в кармане была Библия. Грегорсон Кэмпбелл считает, что ответственным за это существом была водяная лошадь, а не келпи, и что эта история «явно благочестивый обман, призванный удержать детей от гуляний по воскресеньям». [ 27 ]
Мифы о келпи обычно описывают одинокое существо, но сказка, записанная Джоном Ф. Кэмпбеллом в «Популярных сказках Западного Хайленда» (1860), имеет другую точку зрения. Названный «Дрохт на Воуга» или «Фуоа» , что в переводе означает «мост фей или келпи» , он изображает группу вугов . Духи приступили к строительству моста через Дорнох-Ферт после того, как им надоело путешествовать по воде в ракушках. Это было великолепное произведение искусства, сверкающее золотыми опорами и столбами, но оно ушло под воду и превратилось в предательскую зону зыбучих песков после того, как благодарный зритель попытался благословить келпи за их работу. [ 28 ] Та же история записана членом Фольклорного общества и коллекционером фольклора Шарлоттой Демпстер просто как «Мост Келпи» (1888 г.) без упоминания Вогаса или Фуоа. [ 29 ] Цитируя тот же рассказ Дженнифер Вествуд , писательница и фольклористка, [ 30 ] использует дескриптор « водные келпи », добавляя, что, по ее мнению, «келпи здесь и в некоторых других случаях используется в широком смысле для обозначения чего-то вроде «имптов » ». [ 31 ]
Потомство, полученное в результате спаривания келпи и обычной лошади, невозможно было утопить, и его можно было узнать по более коротким, чем обычно, ушам - характеристике, свойственной мифическому водяному быку или tarbh uisge на шотландском гэльском языке, похожему на мэнского tarroo ushtey . [ 32 ] [ 33 ]
Изменение формы
[ редактировать ]

Келпи обладают способностью превращаться в нелошадиные формы и могут принимать внешний вид человеческих фигур. [ 34 ] в каком обличии они могут выдать себя наличием водорослей в волосах. [ 16 ] Грегор описал келпи, принявшего облик сморщенного старика, постоянно бормотавшего что-то про себя, сидя на мосту и сшивая брюки. Полагая, что это келпи, проходящий мимо местный житель ударил его по голове, заставив его вернуться в лошадиную форму и помчаться обратно в свое логово в ближайшем пруду. [ 35 ] Другие источники описывают келпи, когда он появляется в человеческом облике, как «грубого, лохматого человека, который прыгает за одиноким всадником, хватая и раздавливая его», или как разрывающего и пожирающего людей. [ 12 ]
Народная сказка из Барры рассказывает об одиноком келпи, который превращается в красивого молодого человека, чтобы добиться расположения хорошенькой молодой девушки, которую он решил взять в жены. Но девушка узнает в молодом человеке келпи и снимает с него серебряное ожерелье (уздечку), пока он спит. Келпи немедленно принимает форму лошади, и девочка забирает его домой на ферму своего отца, где его отправляют работать на год. По истечении этого времени девушка едет на келпи, чтобы посоветоваться с мудрецом, который велит ей вернуть серебряное ожерелье. Затем мудрец спрашивает келпи, снова превратившегося в красивого молодого человека, которого девушка впервые встретила, выберет ли он, если бы у него был выбор, быть келпи или смертным. Келпи в свою очередь спрашивает девушку, согласилась ли бы она стать его женой, если бы он был мужчиной. Она подтверждает, что сделает это, после чего келпи решает стать смертным человеком, и пара женится. [ 36 ]
Традиционно келпи в человеческой форме — мужчины. Действие одной из немногих историй, описывающих существо в женской форме, происходит в Конон-Хаусе в Росс и Кромарти . В нем рассказывается о «высокой женщине, одетой в зеленое», с «иссохшим, худым лицом, всегда искаженным злобным угрюмым видом», которая одолела и утопила мужчину и мальчика после того, как выпрыгнула из ручья. [ 37 ]
Приход христианства в Шотландию в VI веке привел к тому, что некоторые народные истории и верования были записаны писцами, обычно христианскими монахами, а не увековечены из уст в уста . [ 6 ] В некоторых источниках утверждается, что келпи сохраняет свои копыта даже в человеческой форме, что приводит к его ассоциации с христианским представлением о сатане , так же, как и с греческим богом Паном . [ 16 ] Роберт Бернс упоминает такую сатанинскую ассоциацию в своем « Обращении к Дьяволу » (1786):
Когда то растворяет грязную шкуру
«Плавайте по ледяной доске Джинглина»
Затем водные келпи преследуют еду.
По вашему указанию
Ночные путешественники заманчивы
К их уничтожению.
Захват и убийство
[ редактировать ]Когда келпи появлялся в образе лошади без каких-либо привязей , его можно было поймать с помощью повода со знаком креста , а его силу затем можно было использовать для таких задач, как транспортировка тяжелых жерновов. [ 38 ] Одна народная сказка описывает, как лэрд Морфи поймал келпи и использовал его для перевозки камней для строительства своего замка. Когда работа была завершена, лэрд выпустил келпи, который был явно недоволен обращением с ним. Проклятие, которое он наложил перед отъездом – «Сэйр назад и сэйр бэйнс / Управляя станами Лэрда Морфи, / Лэрд Морфи никогда не будет процветать / Как Ланг, келпи жив» - (Больная спина и больные кости / Вождение «Повелитель камней Морфи», / «Повелитель Морфи никогда не будет процветать / Пока жив келпи»), как широко распространено мнение, привело к исчезновению семьи лэрда. [ 39 ] Говорят, что некоторые келпи были оснащены уздечкой, а иногда и седлом, и выглядели призывно готовыми к поездке, но, если они были верхом, они убегали и топили своих наездников. Если келпи уже носила уздечку, изгнания нечистой силы можно было добиться, сняв ее. [ 40 ] Уздечка, взятая у келпи, наделялась магическими свойствами и, если ее замахнуть на кого-то, могла превратить этого человека в лошадь или пони. [ 41 ]
Так же, как и с кинематографическими оборотнями , [ 42 ] согласно отчету, опубликованному Спенсом, келпи можно убить выстрелом серебряной пули, после чего оказывается, что он состоит не более чем из «дерна и мягкой массы, похожей на медузу». [ 43 ] Когда семья кузнеца была напугана неоднократными появлениями водяного келпи на их дачном участке, кузнецу удалось превратить его в «кучу крахмала или что-то в этом роде», пронзив бока духа двумя острыми железными копьями, которые нагревался в огне. [ 44 ]
Лох-Несс
[ редактировать ]Почти с каждым крупным шотландским водоемом связана история келпи. [ 11 ] [ 38 ] но наиболее широко известен келпи Лох-Несс . С окрестностями озера связано несколько историй о мифических духах и монстрах, восходящих к сообщениям VI века о том, как святой Колумба победил монстра на берегу реки Несс . [ 45 ] Келпи начала XIX века, обитавший в лесах и на берегах озера Лох-Несс, был снабжен собственным седлом и уздечкой. В басне, связанной с печально известным отвратительным существом, горец Джеймс МакГригор застал его врасплох и отрезал ему уздечку, источник его силы и жизни, без которой оно умерло бы в течение двадцати четырех часов. Поскольку келпи обладал даром речи, он безуспешно пытался торговаться с МакГригором о возврате уздечки. Проследовав за МакГригором до его дома, келпи заявил, что МакГригор не сможет войти в его дом, пока у него есть уздечка, из-за наличия креста над входной дверью. Но МакГригор перехитрил существо, выбросив уздечку в окно, поэтому келпи смирился со своей судьбой и ушел, ругаясь и ругаясь. [ 40 ] [ 46 ] Миф увековечивается дальнейшими рассказами об уздечке, которая передается по наследству. Названный «Шаром и уздечкой Уиллокса», он обладал магической силой исцеления; заклинание было сделано путем помещения предметов в воду при пении «Во имя Отца, Сына и Святого Духа»; тогда воду можно было использовать в качестве лекарства. [ 47 ] [ 48 ]
Популярное и более позднее объяснение Лохнесского чудовища среди верующих состоит в том, что оно принадлежит к линии долгоживущих плезиозавров , [ 49 ] но миф о келпи до сих пор жив в детских книгах, таких как Молли Хантер » «Жемчуг келпи (1966) и » Дика Кинг-Смита ( «Водяная лошадь 1990).
Происхождение
[ редактировать ]По мнению Дерека Гата Уитли (1911), ассоциация с лошадьми может иметь свои корни в жертвоприношениях лошадей, совершавшихся в древней Скандинавии . [ 50 ] Истории о злобных водных духах служили практической цели: держать детей подальше от опасных мест у воды и предупреждать женщин-подростков остерегаться привлекательных молодых незнакомцев. [ 5 ] Эти истории также использовались для обеспечения соблюдения моральных норм, поскольку они подразумевали, что существа получили возмездие за плохое поведение, совершенное по воскресеньям. [ 23 ] Вмешательство демонов и духов, возможно, было способом оправдать утопление детей и взрослых, случайно попавших в глубокую, быстро текущую или бурную воду. [ 51 ]
Историк и символист Чарльз Милтон Смит выдвинул гипотезу, что миф о келпи мог возникнуть из-за водяных смерчей , которые могут образовываться на поверхности шотландских озер, создавая впечатление живой формы, когда они движутся по воде. [ 52 ] Сэр Вальтер Скотт ссылается на подобное объяснение в своей эпической поэме «Леди озера» (1810 г.), в которой есть строки
Он смотрел, как кипят кружащиеся водовороты,
Пока из пены его ослепленные глаза
Увидел подъем Речного Демона:
в котором Скотт использует слово «Речный Демон» для обозначения «келпи». [ 10 ] Скотт, возможно, также намекнул на альтернативное рациональное объяснение, назвав опасную область зыбучих песков «Потоком Келпи» в своем романе «Невеста Ламмермура » (1818). [ 53 ]

Художественные представления
[ редактировать ]Пиктские камни, датируемые VI-IX веками, с изображением так называемого пиктского зверя, могут быть самыми ранними изображениями келпи или существ, похожих на келпи. [ 54 ]
Викторианский художник Томас Милли Доу в 1895 году нарисовал келпи в виде меланхоличной темноволосой девушки, балансирующей на камне. [ 55 ] обычное изображение для художников того периода. [ 56 ] На других изображениях келпи изображены девушками у бассейна, как на холсте, маслом Дрейпера 1913 года. [ 56 ] Фольклорист Никола Баун предположила, что такие художники, как Милли Доу и Дрейпер, намеренно игнорировали более ранние рассказы о келпи и заново изобрели его, изменив его пол и природу. [ 57 ]
Две стальные скульптуры высотой 30 метров (100 футов) в Фолкерке на канале Форт-Клайд , названные «Келпи» , заимствовали имя мифического существа, которое ассоциируется с силой и выносливостью лошади; спроектированные скульптором Энди Скоттом , они были построены как памятники индустриальному наследию Шотландии, использующему лошадиные силы. Строительство завершилось в октябре 2013 года, а с апреля 2014 года скульптуры были открыты для публичного доступа. [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]- Список вымышленных лошадей
- Водяная лошадь
- Накелави
- Гиппокамп (мифология)
- Каппа (фольклор)
- Шея (водяной дух)
- Пег Паулер
- Selkie
- Vodyanoi
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ « Келпи»: древний миф в современном искусстве | Art UK» .
- ^ "Келпи, номер 1." , Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.), Oxford University Press, 2014 г. , получено 4 мая 2014 г.
- ^ Карлайл (1788) , с. 72
- ^ «келпи, н » , Словарь древнего шотландского языка (до 1700 г.) (онлайн-изд.) , получено 6 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вествуд и Кингшилл (2012) , стр. 364
- ^ Перейти обратно: а б Монаган (2009) , с. ix, xi, xv
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 215
- ^ Спенс, Л. (4 марта 1933 г.), «Мифические звери: в шотландском фольклоре», «Шотландец» , ПроКвест 489688325
- ^ Бриггс, Кэтрин, Энциклопедия фей , цитируется в Bown 2001 , стр. 177–178.
- ^ Перейти обратно: а б
Скотт, Уолтер (1884) [1810], «Леди озера: стихотворение» , Липпинкотт, с. 277 (Примечание V к ст. VII, стр. 89),
Речной Демон, или Речная Лошадь... - это Келпи Низин... Он часто посещает большинство озер и рек Хайленда; и один из его самых запоминающихся подвигов произошел на берегу озера Лох-Венначар.
- ^ Перейти обратно: а б Грэм (1812) , с. 245
- ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп, Джеймс (2004), «Келпи, келпи, водяной келпи», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN 9780198609674 , получено 6 мая 2014 г.
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (2008) , с. 320
- ^ Слепой (1881) , с. 189
- ^ Миддлтон (2012) , с. 44
- ^ Перейти обратно: а б с д и Варнер (2007) , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Макферсон (1929) , с. 61
- ^ Грегор (1881) , с. 38
- ^ Слепой (1881) , с. 200
- ^ Макферсон (1929) , с. 63
- ^ Бьюкен и Олсон (1997)
- ^ Грегор (1883) , с. 292
- ^ Перейти обратно: а б Аноним (1887) , с. 513
- ^ Кэмпбелл (1860) , с. 636
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «каждый uisce, каждый uisge, aughisky» , Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN 9780198609674 , получено 22 мая 2014 г.
- ^ Аноним (1887) , с. 512
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , стр. 208–209.
- ^ Кэмпбелл (1860a) , с. 64
- ^ Демпстер (1888) , с. 172
- ^ Боуман (2008) , стр. 346–348.
- ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , с. 356
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «тарру уштей, теру ушта», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN 9780198609674 , получено 17 мая 2014 г.
- ^ Ламонт-Браун (1996) , с. 19
- ^ Макферсон (1929) , с. 62
- ^ Грегор (1883) , стр. 293–294.
- ^ Макнил (2001) , стр. 68–72.
- ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , стр. 423–424.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс (1999) , с. 91
- ^ Чемберс (1870) , стр. 334–335.
- ^ Перейти обратно: а б Маккинли (1893) , с. 174
- ^ Спенс (1999) , с. 19
- ^ Варнер (2007) , с. 23
- ^ Спенс (1999) , с. 95
- ^ Грегор (1881) , с. 66
- ^ Вествуд и Кингсхилл (2012) , с. 458
- ^ Стюарт (1823) , стр. 102–107.
- ^ Блэк (1893) , с. 501
- ^ Стюарт (1823) , с. 102
- ^ Хармсворт (2010) , с. 310
- ^ Гат Уитли (1911) , с. 147
- ^ Кэмпбелл (2002) , с. 1
- ^ Милтон Смит (2009) , с. 44.
- ^ Скотт, Мэгги (ноябрь 2010 г.), «Шотландское слово сезона: Келпи» , The Bottle Imp (8), Университет Глазго , заархивировано из оригинала 8 мая 2014 г. , получено 17 мая 2014 г.
- ^ Сессфорд, Крейг (июнь 2005 г.), Рэган, Элизабет (редактор), «Пиктское искусство и море» , The Heroic Age , 8 (4): 3, ISSN 1526-1867 , заархивировано из оригинала 20 марта 2017 г. , получено 12 мая 2017 г.
- ^ Мартин (1902) , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б Келпи , Национальные музеи Ливерпуля , Художественная галерея Леди Левер , заархивировано из оригинала 8 мая 2014 года , получено 5 мая 2014 года.
- ^ Баун (2001) , с. 218
- ^ Броклхерст, Стивен (6 мая 2014 г.), «Человек, который создал Келпи» , BBC News , заархивировано из оригинала 9 мая 2014 г. , получено 8 мая 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аноним (1887), «Сказки о водяном келпи» , Celtic Magazine , XII , Mackenzie Альтернативный URL
- Блэк, Джордж Ф. (1893), «Шотландские амулеты и амулеты», Труды Общества антикваров Шотландии , 27.
- Слепой, Карл (1881), «Шотландские, Шетландские и германские водные сказки» , The Contemporary Review , XL , Страхан
- Боуман, Мэрион (2008), «Дженнифер Вествуд (1940–2008)», Folklore , 119 (3): 346–348, doi : 10.1080/00155870802352293 , S2CID 161378473
- Баун, Никола (2001), Феи в искусстве и литературе девятнадцатого века , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-79315-5
- Бьюкен, Дэвид; Олсон, Ян А. (1997), «Вальтер Грегор (1825–97): жизнь и предварительная библиография», Folklore , 108 (1–2): 115–117, doi : 10.1080/0015587X.1997.9715949
- Кэмпбелл, Стюарт (2002), Лохнесское чудовище: Доказательства , Бирлинн
- Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1860), Популярные сказки Вест-Хайленда , том. Я, Эдмонстон и Дуглас
- Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1860a), Популярные сказки Вест-Хайленда , том. II, Эдмонстон и Дуглас
- Карлайл, Александр (1788), «Ода народным суевериям горной местности. Написанная покойным Уильямом Коллинзом», Труды Королевского общества Эдинбурга , том. я
- Чемберс, Роберт (1870), Популярные стихи Шотландии , Чемберс
- Демпстер, Шарлотта (1888), Фольклорный журнал , том. VI
- Гат Уитли, Дерек (1911), «Корнуоллское змеиное божество моря», Records of the Past , vol. 10
- Грэм, Патрик (1812) [1810], Очерки Пертшира (2-е изд.), Джеймс Баллантайн и компания.
- Грегор, Уолтер (1881), Заметки о фольклоре Северо-Восточной Шотландии , Эллиот Сток
- Грегор, Вальтер (1883), Фольклорный журнал , том. 1
- Грегорсон Кэмпбелл, Джон (1900), Суеверия горной местности и островов Шотландии , Джеймс Маклехоз
- Грегорсон Кэмпбелл, Джон (2008) [1990 и 1902], Блэк, Рональд (редактор), Гэльский потусторонний мир: суеверия горной местности и островов, а также колдовство и ясновидение в горной местности и на островах Шотландии , Бирлинн, ISBN 978-1-84158-733-2
- Хармсворт, Тони (2010), Лох-Несс, Несси и я , Createspace, ISBN 978-1-4563-8023-6
- Ламонт-Браун, Раймонд (1996), шотландский фольклор , Берлин, ISBN 978-1-874744-58-0
- Мартин, Дэвид (1902), Школа живописи Глазго , Джордж Белл и сыновья
- Маккинли, Джеймс М. (1893), Фольклор шотландских озер и источников , У. Ходж, ISBN 978-0-7661-8333-9
- Макнил, Хизер (2001), Кельтский бриз: истории потустороннего мира из Шотландии, Ирландии и Уэльса , Libraries Unlimited, ISBN 978-1-56308-778-3
- Макферсон, Джозеф Маккензи (1929), «Примитивные верования на северо-востоке Шотландии» , Nature , 124 (3118), Longmans, Green: 175, Бибкод : 1929Natur.124Q.175. , doi : 10.1038/124175a0 , S2CID 4089570
- Миддлтон, Ник (2012), Риверс: очень краткое введение , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-958867-1
- Милтон Смит, Чарльз (2009), Наше духовное путешествие: язык жизни , DreamStairway Books, ISBN 978-1-907091-02-5
- Монаган, Патрисия (2009), Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора , Издательство информационной базы, ISBN 978-1-4381-1037-0
- Спенс, Льюис (1999) [1945], Магические искусства в кельтской Британии , Courier Dover Publications, ISBN 978-0-486-40447-9
- Стюарт, Уильям Грант (1823), Популярные суеверия и праздничные развлечения горцев Шотландии , А. Констебль, ISBN 9780841479210
- Варнер, Гэри Р. (2007), Существа в тумане: маленькие люди, дикие люди и духовные существа по всему миру: исследование сравнительной мифологии , Алгора, ISBN 978-0-87586-545-4
- Вествуд, Дженнифер; Кингсхилл, София (2012), Знания Шотландии: Путеводитель по шотландским легендам , Random House, ISBN 978-1-4090-6171-7