Эльф
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( апрель 2018 г. ) |
Дуэнде и — гуманоидная фигура фольклора с вариациями из иберийской , иберо-американской латиноамериканской культур, сравнимая с карликами , гномами или гномами . В испанском языке дуэнде возник как сокращение фразы Dueñ(o) de Casa , фактически «хозяин дома», или, возможно, происходит от какого-то похожего мифического существа вестготской или швабской культуры , учитывая его внешний вид, сравнимый с « Томте » Шведский язык концептуализируется как озорной дух, населяющий жилище. [ 1 ]
Испания
[ редактировать ]Испанский фольклор богат сказками и легендами о различных видах эльфов: Аньянах, Бусгососах, Дианьосах, Гномах, Эльфах, Феях, Номосах, Нуберусах, Тентируюсах, Трасгос/Трасгусах, Трастолиллусах, Трентисах, Тронантесах, Вентолинах и других. В некоторых регионах Испании дуэнде могут иметь другие названия, такие как Траснос в Галисии, Фоллет в Каталонии, Иратчоак в Стране Басков и Наварре, Трасгус в Астурии, Менутос или Мендос в Валле-де-Эхо и в других частях Альто-Арагона, Менгес (Юг). Испании).
Неизвестный
[ редактировать ]Аньяны в Кантабрии, Ксанас в Астурии и Янас в Кастилии и Леоне — дуэнды, подобные нимфам Древней Греции. Их описывают как чрезвычайно красивых существ с длинными распущенными волосами, которые они расчесывают ежедневно в течение долгих часов. Анжаны одеваются в платья из звезд или звездной пыли и носят великолепный жемчуг. Известно, что они носят цветочные короны и ходят с цветочными посохами. В зависимости от региона анджан обычно могут быть небольшими по размеру — ненамного больше цветка — но могут менять свой размер, становясь таким же большим, как смертный человек, или даже выше. В других регионах анджаны ростом с человека. [ 2 ]
Говорят, что аньяны живут в фонтанах, источниках, реках, прудах, озерах и пещерах и выходят наружу только ночью, когда люди спят. [ 2 ] Говорят, что в их домах хранятся богатые сокровища, которые они защищают и могут использовать, чтобы помочь тем, кто действительно в них нуждается. Анджаны никогда не бывают злокачественными, но всегда добрыми. Они помогают людям и существам убегать от отвратительных существ, похожих на огров, называемых оянканусами . Они благословляют воды, деревья, фермы и стада. [ 2 ]
Говорят, что мужчина, увидевший анджану, расчесывающую ей волосы, может жениться на ней и завладеть всеми ее щедрыми сокровищами. Однако если мужчина изменит, она исчезнет навсегда со всеми своими сокровищами, а мужчина останется нищим до конца своей жизни.
В Галисии и Португалии мифологическое существо, подобное Аньянам или Ксанам, называется Мура .
Апабардекс
[ редактировать ]В озерах Сомиедо, как говорят местные жители, обитает своего рода горный дуэнде. На астурлеонском языке apabardexu может означать дуэнде горы или озера. [ 3 ]
Бусгосос
[ редактировать ]Бусгосо, также известный как мусгосо, — это высокие бородатые дуэнди, одетые в мох и листья. Они играют на своих флейтах грустные песни, помогая пастухам вести через лес. Они сострадательны и трудолюбивы. Они отремонтируют сараи и дома людей, рухнувшие из-за непогоды. [ 2 ]
Дианьос
[ редактировать ]Дианьо — озорные дуэнди, принимающие облик лошадей, коров, баранов или любого другого домашнего животного, даже человеческого младенца. Они активны ночью, пугая тех, кто гуляет в неурочное время, и дезориентируют крестьян, ищущих потерявшийся скот. Они раздражают мельников, слоняющихся при луне, и издеваются над официантами, поздно возвращающимися с вечеринок. Среди их самых распространенных выходок - превращение в белого осла и предложение себя в качестве верховой езды прохожему; однажды установленные, они растут и растут непрерывно. Точно так же они становятся лошадью и после адского скачка возвращают всадника в то же место, откуда он стартовал. Как холодные и мокрые козлы, они издеваются над благодетелем, который приносит их домой сушиться и согреваться возле костра. Как черная собака, они преследуют человека пешком. Как жабы, они бегают быстрее лошадей. Они любят превращаться в младенцев, играющих голышом в снегу. Они также могут быть причиной бесконечных шумов, таинственных огней и других тревожных явлений, пугающих тех, кто гуляет ночью. [ нужна ссылка ] .
Гномы
[ редактировать ]Энанос (по-английски гномы) — миниатюрные существа, которые день и ночь трудятся в лесах, охраняют огромные богатства, которые скрывает подземный мир, и насмешливо искушают жадность крестьян, предлагая ему золотые гребни, мешки, полные серебра, которые позже превратились в груды увядших листьев папоротника и белой гальки. Некоторые энанос, такие как Дуэнде де лос Экстравиос, помогают добрым людям найти потерянное имущество. [ 2 ]
Эльф
[ редактировать ]Эльфы (эльфы на английском языке), вероятно, не являются доримскими мифологическими существами Пиренейского полуострова , а были завезены германскими племенами ( вандалами , свевами и вестготами ), которые поселились в Испании во время римского периода и после падения Рима . Самое старое упоминание об Эльфосе содержится в знаменитом «Кантар де Мио Сид» , средневековом рассказе о кастильском рыцаре по имени Родриго Диас де Вивар , более известном как Эль Сид . Эльфосы имеют очень схожие характеристики с аньянами и, скорее всего, были с готовностью приняты местными жителями как таковые.
Феи
[ редактировать ]Хадас ( Fades на каталанском языке, Fadas на галисийско-португальском языке) — это латиноамериканское римское fatas (женский род множественного числа от Fatum). Фатум в римские времена были олицетворением судьбы. Хадас используется взаимозаменяемо с анджанами или используется как общее слово для описания всех видов мифологических существ, не только дуэндов, но также огров, сирен (русалок) и других, подобно тому, как англоговорящие люди используют слово фея. [ нужна ссылка ] .
облака
[ редактировать ]Нуберос может быть добрым или злым дуэндом в виде облаков, которые, как говорят, способны вызывать дождь, град и снег. Колокола деревень и городов могут вызвать нуберос грустной песней тенте-ну. [ 2 ]
Тентируюс
[ редактировать ]Тентируюс — маленькие злобные дуэнди, которые одеваются в красное и превращают послушных и хороших детей (особенно девочек) в плохих и непослушных. Они делают это, используя тайные силы мандрагоры , волшебного растения с корнями в форме людей. [ 2 ]
гоблины
[ редактировать ]Трасгос — одни из самых ненавистных дуэнде. Они озорные существа. Они любят проникать в дома людей через дымоходы и жить в скрытых пространствах дома. Они перемещают вещи или крадут их из домов, в которых живут, поэтому они навсегда потеряны. Они любят лазить по деревьям и бросать в людей камешки, семена и ветки. Они могут превратить хороших мальчиков в озорных. Мальчики, которых воспитывают неправильно, могут даже сами стать трасго. [ 2 ]
Разнообразный
[ редактировать ]Трастолильо — небольшие дуэндеи, обитающие в жилищах человека. Они заставляют пшеничную муку в корытах снова превращаться в пшеницу, заставляя фермеров перемалывать ее в муку. Они любят пить молоко и выпьют все его запасы. Они также открывают окна во время ветреных штормов и вызывают переваривание и подгорание тушеных блюд. Они принесут извинения за причиненный ущерб, но не смогут помочь себе и сделают это снова. [ 2 ]
Тридцать
[ редактировать ]Трентис — это небольшой дуэнде, состоящий из листьев, мха, корней и веток или одетый в них. Говорят, они живут в густых живых изгородях и любят подшучивать над людьми. Известно, что они срывают с женщин юбки и щипают их за ягодицы. [ 2 ]
Громовержцы
[ редактировать ]Тронантес переводится как «громовержцы». Эти дуэнды обладают способностью создавать гром и молнию. [ нужна ссылка ] .
Вентолины
[ редактировать ]Вентолины – добрые сказочные дуэнди с большими зелеными крыльями. Они живут в океане и помогают старым рыбакам грести в море. [ 2 ]
Кастильские гоблины
[ редактировать ]Можно различать испанских и кастильских дуэнде. Кастильские дуэнде обычно принимают форму Мартиникоса, дианьоса, трасгоса, гномов, заколдованных женщин, фей и эльфов. Мартиницианцы, увязшие в бестионах Средневековья и выгравированные в некоторых «Капричос» Гойи, представляют собой большеголовых карликов (представленных в виде больших голов на популярных фестивалях) с большими руками и обычно замаскированных под францисканские одежды. Они шумят в шкафах, передвигают и теряют предметы, а также играют злые шутки. Гномы населяют полости земли [ нужна ссылка ] .
Первое упоминание об эльфе в испанской литературе встречается в «Кантар де Мио Сид», когда говорится о «трубах Эльфа», то есть пещере Эльфы. [ 4 ] Первым, кто подробно занимался гоблинами, был демонолог Фрай Антонио де Фуэнтелапенья в книге «Разъяснение сущности: уникальный новый дискурс, показывающий, что в природе существуют невидимые иррациональные животные» (1676). Говорили, что все гоблины исчезли вместе с быком Святого Крестового Похода. Позже, в восемнадцатом веке, еще до просвещения отец-бенедиктинец Бенито Херонимо Фейжу начал тотальную борьбу с этими суевериями в своем Универсальном критическом театре. [ нужна ссылка ] .
С другой стороны, в культурном контексте фламенко необъяснимый и загадочный характер, который в определенных случаях приобретает это искусство и его интерпретаторы, называется дуэнде, таинственной силой, которую чувствует каждый и не объясняет ни один философ. [ 5 ]
Португалия
[ редактировать ]Дуэнде также появляются в португальском фольклоре , описываемые как существа небольшого роста, носящие большие шляпы, насвистывающие мистическую песню, часто гуляющие по лесу. Дуэнде, которые по-разному переводятся на английский язык как «гоблины», «пикси», «домовые», «эльфы» или «лепреконы», используют свои таланты, чтобы заманивать в лес маленьких детей, которые теряют дорогу домой.
Латинская Америка
[ редактировать ]И наоборот, в некоторых латиноамериканских культурах считается, что дуэнде заманивают детей в лес. В фольклоре центральноамериканской страны Белиз африканского/ островного карибского происхождения , особенно среди креолов и гарифуна , дуэнде считаются лесными духами, называемыми « Тата Дуэнде », у которых нет больших пальцев. [ 6 ] У юкатекских майя Белиза и Юго-Восточной Мексики есть дуэндеи, такие как Алукс и Нукукс Тат, которые считаются духами-хранителями леса.
В латиноамериканском фольклоре Мексики и юго-запада Америки дуэнде известны как гномоподобные существа, живущие внутри стен домов, особенно в спальнях маленьких детей. Они пытаются подстричь ногти неопрятным детям, что часто приводит к ошибочному удалению пальцев целиком. [ 7 ] Вера в дуэнде все еще существует среди микстеков и сапотеков Оахаки , и говорят, что они чаще всего встречаются в мшистых облачных лесах горных хребтов штата.
Филиппины и Марианские острова
[ редактировать ]Филиппинцы верят в двенде , которые часто обитают в скалах и пещерах, старых деревьях, непосещаемых и темных частях домов или в муравейниках и термитниках . Тех, кто живет в последних двух, называют нуно са пунсо ( тагальское слово означает «старик кургана»). Их классифицируют как добрых или злых в зависимости от их цвета (белый или черный соответственно), и часто говорят, что они играют с детьми (которые более способны, чем взрослые, видеть их). Оскорбление nuno sa каламбур является табу; Считается, что люди, наступающие на них, прокляты разгневанным двенде внутри.
с Народ чаморро Марианских островов рассказывает истории о таотаомона , дуэнде и других духах. Дуэнде, согласно Чаморро-английскому словарю Дональда Топпинга, Педро Ого и Бернадиты Дунгка, — это гоблин , эльф , призрак или привидение в форме карлика , озорной дух, который прячет или забирает маленьких детей. Некоторые считают дуэнде полезными или застенчивыми существами, в то время как другие считают, что они озорные и едят плохо себя ведущих детей.
Литература
[ редактировать ]- На основе народного обихода и фольклора испанский поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка написал трактат об эстетике дуэнде в массовой культуре под названием «Игра и теория дуэнде» (Аргентина, 1933). Представление Лорки о дуэнде включает в себя: иррациональность, приземленность, осознание смерти и дьявольское прикосновение. [ 8 ]
- Дуэнде занимает важное место как в поэзии, так и в латиноамериканской философии Джаннины Браски . [ 9 ] [ 10 ] Она написала ars поэтику с участием Дуэнде из «Империи грёз» (т. е. «Поэзия — это кричащая сумасшедшая»). [ 11 ] Она также опубликовала трактат об обращении Лорки с Дуэнде. [ 12 ] и лирическое эссе под названием «Иерархия вдохновения » о художественном вдохновении, исходящем от Дуэнде, Ангела , Музы и Демона в Соединенных Штатах Банана . [ 13 ]
- Лауреат Пулитцеровской премии поэтесса Трейси К. Смит написала книгу о желании под названием «Дуэнде» . [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хоан Короминас, «Краткий этимологический словарь языка», «Duende» (Мадрид: Editorial Gredos, 1980).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сайнс Коттер, Гюстав (2005). Кантабрия Густаво Котера: мифы, обычаи, люди . Вильянуэва-де-Вильяэскуса: Вальнера. ISBN 9788493436636 .
- ^ Каллея, Иисус (20 сентября 2015 г.). «В Сомиедо есть пример четвертого тысячелетия: «апабардексу», или озерный гоблин» . Four.com . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Ф.В. Ходкрофт, «Эльфа»: загадочное название «Cantar de Mío Cid», в AFA , XXXIV-XXXV, стр. 39-63 http://ifc.dpz.es/recursos/publicaciones/09/23/04hodcroft.pdf
- ^ Федерико Гарсиа Лорка , цитируя Гете , в «Теории и игре дуэнде».
- ^ Эммонс (1997).
- ↑ См. пересказ в Гарзе (2004, стр. 2–11).
- ^ Гарсиа Лорка, Федерико, 1898–1936. (2010). В поисках дуэнде . Маурер, Кристофер., Ди Джованни, Норман Томас. Нью-Йорк: Новые направления. ISBN 978-0-8112-1855-9 . OCLC 569568655 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Орно-Дельгадо, Асунсьон (1994). «Повседневная неизбежность, эротическая неожиданность в поэтике Альмудены Гусмана» . Ибероромания . 1994 (39). дои : 10.1515/iber.1994.1994.39.55 . ISSN 0019-0993 . S2CID 162339366 .
Персонажи в облике Эль Дуэнде.
- ^ Бекарес Родригес, Лаура (24 июня 2017 г.). «Обзор временной выставки: Эпоха иберийских женщин, женская ритуальность в коллекциях музея Хаэна» . Гендерные проблемы: равенство и различие (12): 437. doi : 10.18002/cg.v0i12.3923 . ISSN 2444-0221 .
- ^ Поэты, Американская академия. «Поэзия — это кричащая сумасшедшая», Джаннина Браски — Стихи | Академия американских поэтов . поэты.орг . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Браски, Джаннина. «Краткий трактат поэта-художника». Испано-американская литература – через Virtual Cervantes.
- ^ Гонсалес, Маделена (3 июня 2014 г.). «Соединенные Штаты банана (2011), Элизабет Костелло (2003) и Фьюри (2001): Портрет писателя как« плохого субъекта »глобализации» . Британские этюды современников (46). дои : 10.4000/ebc.1279 . ISSN 1168-4917 .
Иерархия вдохновения: демон, дуэнде, ангел и музы.
- ^ Поэты, Американская академия. «Дуэнде Трейси К. Смит - Стихи | Академия американских поэтов» . поэты.орг . Проверено 28 октября 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эммонс, Кэтрин М. (октябрь 1997 г.). «Восприятие окружающей среды во время исследования природы: пример из Белиза». Исследования в области экологического образования . 3 (3). Амбингдон, Оксфордшир: Carfax Publishing совместно с Университетом Бата: 327–344. дои : 10.1080/1350462970030306 . OCLC 34999650 .
- Гарза, Ксавье (2004). Жуткие существа и другие кукуи (выходные данные Piñata Books). Хьюстон, Техас: Arte Público Press. ISBN 1-55885-410-Х . OCLC 54537415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испанские легендарные существа
- Испаноязычные легендарные существа Латинской Америки
- Филиппинские легендарные существа
- Легендарные существа Португалии
- Испанская мифология
- Португальская мифология
- Мексиканская мифология
- Чилийская мифология
- Перуанский фольклор
- Латиноамериканский фольклор
- Мексиканский фольклор
- Испанский фольклор
- Португальский фольклор
- Сверхъестественные легенды
- Гоблины