Гоблин (искусство)
Duende или tener duende («иметь дуэнде») — испанский термин, обозначающий повышенное состояние эмоций, выражения и аутентичности , часто связанный с фламенко . [ 1 ] Происходит из фольклорной андалузской вокальной музыки ( canto jondo). [ 2 ] и впервые теоретизировал и развивал андалузский поэт Федерико Гарсиа Лорка . [ 1 ] Этот термин происходит от слова «dueño de casa» (хозяин дома), которое также вдохновило дуэнде фольклора .

Происхождение термина
[ редактировать ]El duende определяют как дух пробуждения, «состояние экстаза, вдохновленного трагедией». [ 3 ] «поэтическая эмоция, которая не контролируется». [ 2 ] Оно приходит изнутри как физический/эмоциональный отклик на искусство. Это то, что вызывает озноб, заставляет улыбаться или плакать как телесная реакция на особенно выразительное художественное исполнение. Народная музыка в целом, особенно фламенко, имеет тенденцию воплощать аутентичность, исходящую от народа, чья культура обогащается диаспорой и лишениями; vox populi, человеческое состояние радостей и горестей. Опираясь на народное употребление и испанский фольклор, Федерико Гарсиа Лорка впервые разработал эстетику дуэнде в лекции, которую он прочитал в Буэнос-Айресе в 1933 году, «Juego y teoría del duende» («Игра и теория дуэнде»). [ 4 ]
По словам Кристофера Маурера, редактора и переводчика книги Гарсиа Лорки « В поисках дуэнде» , в представлении Лорки о дуэнде можно выделить по крайней мере четыре элемента: иррациональность, приземленность, повышенное осознание смерти и привкус дьявольского. Дуэнде — это земной дух, который помогает художнику увидеть ограниченность интеллекта, напоминая ему, что «муравьи могут съесть его или что огромный мышьяковый омар может внезапно упасть ему на голову»; который ставит художника лицом к лицу со смертью и помогает ему создавать и распространять незабываемые, леденящие кровь произведения искусства. Дуэнде рассматривается в лекции Лорки как альтернатива стилю, простой виртуозности, данной Богом грации и обаянию (то, что испанцы называют «ангелом»), а также классическим художественным нормам, диктуемым Музой . Это не значит, что художник просто отдается дуэнде; им предстоит умело сражаться с ним, «на краю колодца», в «рукопашном бою». В большей степени, чем муза или ангел, дуэнде захватывает не только исполнителя, но и зрителя, создавая условия, в которых искусство может быть понято спонтанно, практически без сознательных усилий. По словам Лорки, это «своего рода штопор, который может донести искусство до чувств аудитории... самое дорогое, что жизнь может предложить интеллектуалу». Критик Брук Церн писал об исполнении кого-то с дуэнде: «оно расширяет мысленный взор, так что интенсивность становится почти невыносимой... Присутствует качество первобытности, реальности, настолько усиленной и преувеличенной, что она становится нереально...». [ 5 ]
Лорка пишет: «Таким образом, дуэнде — это сила, а не работа. Это борьба, а не мысль. Я слышал, как старый маэстро гитары говорил: «Дуэнде не в горле, дуэнде поднимается вверх». внутри тебя, из подошв ног». Я имею в виду следующее: речь идет не о способностях, а об истинном образе жизни, о крови, о древнейшей культуре, о спонтанном творчестве». Лорка в своей лекции цитирует Мануэля Торре: «Все, что имеет в себе черные звуки, имеет дуэнде». [т.е. эмоциональная «тьма»] ... Эта «таинственная сила, которую каждый чувствует и ни один философ не объясняет» есть, в общем, дух земли, тот самый дуэнде, который опалял сердце Ницше, тщетно искавшего ее внешнего формы на мосту Риальто и в музыке Бизе, не зная, что дуэнде, которого он преследовал, прыгнул прямо от греческих мистерий к танцовщицам Кадиса или обезглавленным, Дионисийский крик сигирии Сильверио». ... «Приход дуэнде всегда означает радикальное изменение форм. Оно привносит в старые планы неведомое чувство свежести, качество чего-то вновь созданного, как чудо, и вызывает почти религиозный энтузиазм». ... «Все искусства способны на duende , но где он находит наибольший диапазон, естественно, в музыке, танце и устной поэзии, поскольку эти искусства требуют живого тела, чтобы интерпретировать их, будучи формами, которые рождаются, умирают и раскрывают свои контуры в точном настоящем». [ 4 ]
Современная музыка
[ редактировать ]По словам поэта и критика Эдварда Хирша , дуэнде встречается в произведениях «с мощным оттенком». [ 6 ] Хирш приводит «Дельта-блюз» Роберта Джонсона и Майлза Дэвиса модальный подход в «Kind of Blue» как основные примеры дуэнде. [ 6 ] Следующие примеры, возможно, не являются идеальной иллюстрацией духа этого термина, но они применимы к другим современным контекстам, не связанным с фламенко:
В марте 2005 года Ян Цвикки ( Университет Виктории ) использовал понятие дуэнде в контексте современной музыки на симпозиуме, организованном Continuum Contemporary Music и Институтом современной культуры в Королевском музее Онтарио , мероприятии, которое транслировалось по телевидению Big Ideas:
[Второй способ, которым музыка может быть новой, - это] когда она обладает дуэнде : «черными звуками», как их называл Лорка, темным противовесом свету Аполлона , музыкой, в которой мы слышим пение смерти... Дуэнде живет в синих нотах, в перерыв в голосе певца, шорох смолистого конского волоса, ударяющего в овечьи кишки. Мы более привыкли к его присутствию в джазе и блюзе, и обычно это особенность музыки в исполнении или музыки, в которой исполнение и композиция не являются отдельными действиями. Но его можно услышать и в творчестве классически ориентированных композиторов, интересующихся физическими измерениями звука или звуком как физическим свойством мира. Даже если она структурно аморфна или наивно традиционна, музыка, новизна которой заключается в ее дуэнде, привлечет наше внимание из-за ее настойчивости в почтении к смерти, необходимой для создания песни: мы чувствуем блеск ножа, мы чувствуем запах крови...
Размышляя о ключевых образах двухчастного изобретения западной музыки — дуэнде черепахи и сиянии аполлонической эмоциональной геометрии — мы вспоминаем, что оригинальность поистине радикальна, что она исходит из корня, из мифического истока искусства. . [ 7 ]
(Примечание: в греческой мифологии Гермес убил черепаху, чтобы создать первую лиру , которую он продал Аполлону, который был очарован ее музыкой. )
Австралийский музыкальный исполнитель Ник Кейв обсудил свою интерпретацию дуэнде в своей лекции о природе песни о любви (Вена, 1999):
В своей блестящей лекции под названием «Теория и функция дуэнде» Федерико Гарсиа Лорка пытается пролить свет на жуткую и необъяснимую печаль, которая живет в сердце некоторых произведений искусства. «Все, что имеет темный звук, обладает дуэнде , — говорит он, — той таинственной силой, которую каждый чувствует, но ни один философ не может объяснить». В современной рок-музыке, области, в которой я работаю, музыка, кажется, менее склонна иметь свою душу, беспокойную и трепетную, печальную, о которой говорит Лорка. Часто возбуждение; иногда гнев; но настоящая печаль — редко, у Боба Дилана она была всегда. Леонард Коэн занимается именно этим. Он преследует Ван Моррисона, как черная собака, и хотя он пытается это сделать, ему не удается уйти от него. Том Уэйтс и Нил Янг могут его вызвать. Это преследует Полли Харви . У моих друзей, Грязной Тройки, это целыми ведром. Группа Spiritualized в восторге от этого. Tindersticks отчаянно этого хотят, но в целом кажется, что дуэнде слишком хрупки, чтобы пережить жестокость технологий и постоянно растущее ускорение музыкальной индустрии. Возможно, в печали просто нет денег, нет долларов в дуэнде . Грусти или дуэнде нужно пространство, чтобы дышать. Меланхолия ненавидит спешку и плывет в тишине. С ним нужно обращаться осторожно».
Все песни о любви должны содержать дуэнде . Потому что песня о любви никогда не бывает по-настоящему счастливой. Прежде всего, оно должно учитывать возможность возникновения боли. Те песни, которые говорят о любви, не испытывая в своих строках боли или вздоха, вовсе не песни о любви, а скорее песни ненависти, замаскированные под песни о любви, и им нельзя доверять. Эти песни лишают нас нашей человечности и данного Богом права грустить, и ими завален эфир. Песня о любви должна резонировать с шепотом печали, звоном горя. Писатель, который отказывается исследовать темные области сердца, никогда не сможет убедительно написать о чуде, волшебстве и радости любви, так же как нельзя доверять добру, если оно не дышало тем же воздухом, что и зло – непреходящая метафора. Здесь приходит на ум Христос, распятый между двумя преступниками, — поэтому в ткани любовной песни, в ее мелодии, в ее лирике должно ощущаться признание ее способности к страданию. [ 8 ]
Современная литература
[ редактировать ]- Дуэнде часто появляется в Джаннины Браски . поэзии, драме и философии [ 9 ] В «Империи грез » дуэнде появляется как в пасторальных стихах, так и в ars поэтике («Поэзия — это кричащая сумасшедшая»). [ 10 ] [ 11 ] В своей книге «Соединенные Штаты банана » Браски пишет лирическое эссе об «Иерархии вдохновения », в которой дуэнде, ангел , муза и демон рассматриваются как отдельные силы художественного вдохновения. [ 12 ] [ 13 ] Она также опубликовала трактат о поэте-художнике об отношении Лорки к дуэнде. [ 14 ]
- Американская писательница Урсула К. Ле Гуин опубликовала стихотворение под названием «Дуэнде Лорки» (2011). [ 15 ]
- Лауреат Пулитцеровской премии поэтесса Трейси К. Смит опубликовала сборник стихов о желании под названием Duende (2018); [ 16 ] [ 17 ] Сборник открывается цитатой Лорки о дуэнде. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маурер (1998), стр. viii.
- ^ Jump up to: а б Жигер, Патрик (2018). «Исследование дуэнде в композиции музыкальных произведений» . Бирмингемский городской университет : 19.
- ^ Хаусон, Джеральд (1965). Фламенко залива Кадис (1-е изд.). Лондон: Хатчинсон. п. 241.
- ^ Jump up to: а б «Теория и игра дуэнде»; Маурер (1998), стр. 48–62
- ^ Маурер (1998), стр. ix-xx
- ^ Jump up to: а б Хирш, Эдвард (2003). Демон и ангел: в поисках источника художественного вдохновения . Харкорт. стр. XII. ISBN 0-15-602744-5 . OCLC 1063297577 .
- ^ Королевский музей Онтарио: Культура новой музыки - предварительное резюме программы, 12 марта 2005 г.
- ^ Кейв, Ник (31 марта 2020 г.). «Из архива: Лекция Ника Кейва о песнях о любви» . Другой . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Орно-Дельгадо, Асунсьон (2004). «Имперское и антиимперское: Джаннина Браски или поэтика властного кочевнического разногласия» . Обзор латиноамериканской поэзии . 4.1 (2004) (1). дои : 10.1515/iber.1994.1994.39.55 . S2CID 162339366 .
Персонажи в облике Эль Дуэнде.
- ^ Поэты, Американская академия. «Поэзия — это кричащая сумасшедшая», Джаннина Браски — Стихи | Академия американских поэтов . поэты.орг . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Страйкер, Алиса (1994). Империя мечты, Введение в О'Двайер, Тесс. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05795-4 . ОСЛК 29703241 .
- ^ Гонсалес, Маделена (3 июня 2014 г.). «Соединенные Штаты банана (2011), Элизабет Костелло (2003) и Фьюри (2001): Портрет писателя как« плохого субъекта »глобализации» . Британские этюды современников (46). дои : 10.4000/ebc.1279 . ISSN 1168-4917 .
Иерархия вдохновения: демон, дуэнде, ангел и музы.
- ^ Гонсалес, Маделена (27 октября 2020 г.). Необычайное богатство искусства Поэтический прогресс как сопротивление коммерциализации культуры в Соединенных Штатах банана (Поэты, философы, любовники: о трудах Джаннины Браски) . Алдама, Фредерик Луис, О'Дуайер, Тесс. Питтсбург, Пенсильвания: Университет Питтсбурга. п. 23. ISBN 978-0-8229-4618-2 . OCLC 1143649021 .
- ^ Браски, Джаннина. «Краткий трактат поэта-художника». Испаноамериканская литература – через Virtual Cervantes.
- ^ Ле Гуин, Урсула К. (2011). « Дуэнде Лорки » . Лемехи . 37 (4): 35–35 . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Алс, Хилтон (24 сентября 2018 г.). «Поэзия желания Трейси К. Смит» . Житель Нью-Йорка . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Дуэнде Трейси К. Смит - Стихи | Академия американских поэтов» . поэты.орг . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Дуэнде Трейси К. Смит» . Фонд поэзии . 27.10.2020 . Проверено 27 октября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Хирш, Эдвард (2003) Демон и ангел: в поисках источника художественного вдохновения . Харкорт Брейс Интернэшнл. ISBN 0-15-602744-5
- Лекция Ника Кейва о песнях о любви, 21 октября 2000 г.
- Гарсиа Лорка, Федерико ; Маурер, Кристофер (ред.) (1998) В поисках Дуэнде . Новые направления ISBN 0-8112-1376-5