вестготы
Вестготи | |
---|---|
Языки | |
Готика | |
Религия | |
готское язычество , арианство , никейское христианство , римское язычество | |
Родственные этнические группы | |
Остготы , крымские готы , вандалы , гепиды. |
Вестготы , ( / ˈ v ɪ z ɪ ɡ ɒ θ s / ; латынь : Visigothi, Wisigothi, Vesi, Visi, Wesi, Wisi ) — германский народ объединенный под властью короля и живший в пределах Римской империи в период поздней античности . Вестготы впервые появились на Балканах как союзные римлянам варвары. [1] объединенная под командованием Алариха I. военная группа , Считается, что их точное происхождение было различным, но они, вероятно, включали многих потомков Тервинги , которые переселились в Римскую империю начиная с 376 года и сыграли важную роль в разгроме римлян в битве при Адрианополе в 378 году. [2] Отношения между римлянами и вестготами Алариха различались: две группы заключали договоры, когда это было удобно, и воевали друг с другом, когда это было неудобно. [3] При Аларихе вестготы вторглись в Италию и разграбили Рим в августе 410 года .
Впоследствии вестготы поселились в южной Галлии в качестве федератов римлян, отношения, которые были установлены в 418 году. Оно развилось как независимое королевство со столицей в Тулузе , и они распространили свою власть на Испанию за счет свевов и вандалов , которые взял под свой контроль большие участки римской территории. В 507 году правление вестготов в Галлии было прекращено франками под предводительством Хлодвига I , которые победили их в битве при Вуйе .
Именно на территории нынешних Испании и Португалии вестготы создали государство , которым их больше всего помнят. Во время своего правления Испанией вестготы построили несколько церквей , которые сохранились и оставили множество артефактов, предметов, которые в последние годы обнаруживаются во все большем количестве археологами. Сокровище Гуаррасара , состоящее из вотивных корон и крестов, является самой впечатляющей из находок на данный момент. Примерно в 589 году вестготы под руководством Реккареда I перешли из арианского христианства в никейское христианство , постепенно перенимая культуру своих испано-римских подданных. [4] Их правовой кодекс, Вестготский кодекс (завершенный в 654 г.), отменил давнюю практику применения различных законов к испано-римскому населению и вестготам. больше не проводились Как только юридические различия между цыганами и готами , они стали известны под общим названием латиноамериканцы . В последующее столетие в регионе доминировали Советы Толедо и епископство. В 711 году вторгшиеся силы арабов и берберов разгромили вестготов во время битвы при Гвадалете . Король вестготов Родерик и многие члены правящей вестготской элиты были убиты, и их королевство быстро распалось. [5] За этим последовало последующее образование Астурийского королевства на севере Испании и начало Реконкисты христианскими войсками под предводительством Пелагия . [6]
Вестготы основали единственные новые города в Западной Европе с момента падения западной половины Римской империи до возвышения династии Каролингов . Многие вестготские имена до сих пор используются в современных испанском и португальском языках. Однако их наиболее заметным наследием был Вестготский кодекс , который, помимо прочего, служил основой для судебных процедур на большей части христианской Иберии вплоть до позднего средневековья , спустя столетия после упадка королевства.
Номенклатура: Веси, Тервинги, Вестготы.
[ редактировать ]Вестготов никогда не называли вестготами, только готами, пока Кассиодор не использовал этот термин, говоря об их поражении от в 507 году. Хлодвига I , одно из племенных названий, которое поэт V века Сидоний Аполлинарий уже использовал, говоря о вестготах. [7] [8] Первая часть имени остготов связана со словом «восток», и Иордан , средневековый писатель, позже четко противопоставил их в своей «Гетике », заявив, что «вестготы были готами западной страны». [9] По словам Вольфрама, Кассиодор создал это понимание готов с востока на запад, которое было упрощением и литературным приемом, в то время как политические реалии были более сложными. [10] Кассиодор использовал термин «готы» для обозначения только остготов, которым он служил, и зарезервировал географическую ссылку «вестготы» для галло-испанских готов. Термин «вестготы» позже использовался самими вестготами в их общении с Византийской империей и все еще использовался в VII веке. [10]
Два старых племенных названия за пределами Римской империи связаны с вестготами, сформировавшимися внутри империи. Первые упоминания о каких-либо готских племенах римскими и греческими авторами относятся к третьему веку, в частности, к тервингам когда-то называл готами , которых Аммиан Марцеллин . [11] Гораздо меньше известно о «Веси» или «Визи», от которых произошел термин «вестготы». До Сидония Аполлинария Веси были впервые упомянуты в Notitia Dignitatum , списке римских вооруженных сил конца IV или начала V века. Этот список также содержит последнее упоминание о « Тервингах » в классическом источнике. [11]
Хотя он не упоминал веси, тервинги или грейтунги, Иордан идентифицировал вестготских королей от Алариха I до Алариха II четвертого века как преемников тервингского короля Атанариха , а королей остготов от Теодориха Великого до Теодахада как наследников грейтунгский король Эрманарих . [12] Основываясь на этом, многие ученые традиционно рассматривали термины «Веси» и «Тервинги» как относящиеся к одному отдельному племени, тогда как термины «Остготы» и « Гройтунги » использовались для обозначения другого. [13]
Вольфрам, который еще недавно защищал отождествление Веси с Тервингами, утверждает, что, хотя первоисточники иногда перечисляют все четыре имени (как, например, Грутунги, Австроготы, Тервинги, Визи ), всякий раз, когда они упоминают два разных племени, они всегда ссылаются на либо к «веси и остготам», либо к «тервингам и грейтунгам», и они никогда не объединяют их в какую-либо другую комбинацию. Вдобавок Вольфрам интерпретирует Notitia Dignitatum как приравнивание Веси к Тервингам со ссылкой на 388–391 годы. [14] С другой стороны, еще одна недавняя интерпретация Notitia заключается в том, что два имени, Веси и Тервинги, встречаются в разных местах списка, «явное указание на то, что мы имеем дело с двумя разными армейскими частями, что, по-видимому, также должно означать, что в конце концов, они воспринимаются как два разных народа». [7] Питер Хизер написал, что позиция Вольфрама «вполне спорна, но и обратное тоже». [15]
Вольфрам считает, что «Веси» и «остготы» были терминами, которые каждое племя использовало для хвастливого описания себя, и утверждает, что «Тервинги» и «Гройтунги» были географическими идентификаторами, которые каждое племя использовало для описания другого. [8] Это могло бы объяснить, почему последние термины вышли из употребления вскоре после 400 г., когда готы были вытеснены вторжениями гуннов . [16] Вольфрам считает, что люди, которых описывает Зосим, были теми тервингами, которые остались после гуннского завоевания. [17] По большей части все термины, различающие разные готские племена, постепенно исчезли после того, как они переселились в состав Римской империи. [8]
Многие недавние ученые, такие как Питер Хизер , пришли к выводу, что групповая идентичность вестготов возникла только в пределах Римской империи. [18] Роджер Коллинз также считает, что вестготская идентичность возникла в результате Готской войны 376–382 годов, когда группа тервинги, грейтунги и другие «варварские» контингенты объединились в многоэтнические федераты («федеративные армии» Вольфрама) под командованием Алариха I на восточных Балканах . поскольку они стали многоэтнической группой и больше не могли претендовать на принадлежность исключительно к тервингам. [19]
Других названий других готских дивизий было предостаточно. В 469 году вестготов называли «алариховыми готами». [10] Франкская Таблица Наций , вероятно, византийского или итальянского происхождения, называла один из двух народов валаготами , что означает «римские готы» (от германского * walhaz , иностранец). Вероятно, это относится к романизированным вестготам после их прихода в Испанию. [20] Ландольф Сагакс , писавший в 10 или 11 веке, называет вестготов гипоготами . [21]
Этимология тервинги и веси/вестиготов
[ редактировать ]Имя Тервинги может означать «лесные люди», причем первая часть имени связана с готским триу и английским «дерево». [8] Это подтверждается данными о том, что географические дескрипторы обычно использовались для различения людей, живших к северу от Черного моря как до, так и после поселения там гот, свидетельствами о лесных названиях среди тервингов, а также отсутствием доказательств более ранней даты пара названий Тервинги-Гройтунги, чем в конце третьего века. [22] То, что имя Тервинги имеет допонтийское, возможно, скандинавское происхождение, до сих пор поддерживается. [23]
Вестготов называют Веси или Визи Требеллием Поллионом , Клавдианом и Сидонием Аполлинарисом. [24] Это слово на готическом языке означает «хороший», подразумевая «хороших или достойных людей». [8] связано с готским iusiza «лучше» и рефлексом индоевропейского * wesu «хороший», родственного валлийскому gwiw «отличный», греческому eus «хороший», санскритскому vásu-ş «ид.». Йордан связывает название племени с рекой, хотя это, вероятно, народная этимология или легенда, как и его аналогичный рассказ о названии Грейтунг. [23]
История
[ редактировать ]Раннее происхождение
[ редактировать ]Вестготы произошли от готских племен, вероятно, производного названия от гутонов , народа, который, как полагают, возник в Скандинавии и мигрировал на юго-восток в Восточную Европу. [25] Такое понимание их происхождения во многом является результатом готских традиций, и их истинное происхождение как народа столь же неясно, как и происхождение франков и аламаннов . [26] Вестготы говорили на восточногерманском языке, который отличался к IV веку. В конце концов готский язык умер в результате контактов с другими европейскими народами в средние века . [27]
Длительная борьба между соседними народами вандили и лугии с готами, возможно, способствовала их более раннему исходу в материковую Европу. Подавляющее большинство из них поселилось между реками Одер и Висла, пока перенаселение (согласно готским легендам или племенным сагам) не заставило их двигаться на юг и восток, где они поселились чуть севернее Черного моря . [28] Однако эта легенда не подтверждена археологическими данными, поэтому ее достоверность сомнительна. Историк Малкольм Тодд утверждает, что, хотя такая крупная массовая миграция возможна, движение готских народов на юго-восток, вероятно, было результатом продвижения банд воинов ближе к богатствам Украины и городам черноморского побережья. Возможно, наиболее примечательным в этом отношении в готах было то, что к середине третьего века нашей эры они были «самой грозной военной силой за пределами нижнего Дуная». [29] [30]
Контакт с Римом
[ редактировать ]На протяжении III и IV веков между готами и их соседями происходили многочисленные конфликты и обмены разного типа. После ухода римлян с территории Дакии местное население подвергалось постоянным вторжениям со стороны кочевых племен, среди первых которых были готы. [31] В 238 году готы вторглись через Дунай в римскую провинцию Мезия , грабя и требуя оплаты путем захвата заложников. Во время войны с персами в том же году готы также появились в составе римских армий Гордиана III . [32] Когда субсидии готов были прекращены, готы организовались и в 250 г. присоединились к крупному варварскому вторжению под предводительством германского короля Книвы . [32] Успех на поле битвы против римлян вдохновил на новые вторжения на северные Балканы и в глубь Анатолии . [33] Начиная примерно с 255 года, готы придали своим атакам новое измерение, выйдя к морю и вторгшись в гавани, что также привело их к конфликту с греками. Когда город Питий пал перед готами в 256 году, готы еще больше воодушевились. Где-то между 266 и 267 годами готы совершили набег на Грецию, но когда они попытались продвинуться в пролив Босфор, чтобы напасть на Византию, они были отброшены. Вместе с другими германскими племенами они напали дальше в Анатолию, по пути напав на Крит и Кипр; вскоре после этого они разграбили Трою и храм Артемиды в Эфесе. [34] На протяжении всего правления императора Константина Великого вестготы продолжали совершать набеги на римские территории к югу от реки Дунай. [27] К 332 году отношения между готами и римлянами были стабилизированы договором, но это длилось недолго. [35]
Война с Римом (376–382 гг.)
[ редактировать ]Готы оставались в Дакии до 376 года, когда один из их лидеров, Фритигерн , обратился к восточноримскому императору Валенту с просьбой разрешить ему поселиться со своим народом на южном берегу Дуная . Здесь они надеялись найти убежище от гуннов . [36] Валент разрешил это, так как видел в них «прекрасную почву для пополнения своей армии». [37] Однако разразился голод , и Рим не пожелал снабжать их ни обещанной едой, ни землей. Обычно римляне жестоко обращались с готами. [38] который начал заставлять голодающих готов продавать своих детей, чтобы предотвратить голод. [39] Последовало открытое восстание, которое привело к шести годам грабежей на Балканах, смерти римского императора и катастрофическому поражению римской армии. [40]
Битва при Адрианополе 378 года стала решающим моментом войны. Римские войска были разбиты, а император Валент погиб во время боя. [41] Точно неизвестно, как пал Валент, но готская легенда повествует о том, как императора отвезли в фермерский дом и подожгли над его головой. Эта история стала более популярной благодаря символическому изображению императора-еретика, подвергающегося адским мукам. [42] Многие из ведущих офицеров Рима и некоторые из его самых элитных бойцов погибли во время битвы, которая нанесла серьезный удар по престижу Рима и военному потенциалу Империи. [43] Адрианополь потряс римский мир и в конечном итоге вынудил римлян вести переговоры и расселить это племя в границах империи, что имело далеко идущие последствия для возможного падения Рима . Этой битвой римский солдат и историк четвертого века Аммиан Марцеллин завершил свою хронологию римской истории. [44]
Несмотря на серьезные последствия для Рима, Адрианополь в целом был далеко не таким продуктивным для вестготов, и их успехи были недолговечными. Все еще ограниченные небольшой и относительно бедной провинцией Империи, против них собиралась другая римская армия, армия, в рядах которой также были и другие недовольные готы. [45] За их победой в Адрианополе последовали интенсивные кампании против вестготов, продолжавшиеся более трех лет. Подходные пути через дунайские провинции были эффективно перекрыты совместными усилиями римлян, и, хотя решающей победы не было, по сути, это был римский триумф, завершившийся договором в 382 году. Договор, заключенный с готами, должен был стать первым foedus. на императорской римской земле. Этим полуавтономным германским племенам требовалось собрать войска для римской армии в обмен на пахотные земли и свободу от римских правовых структур внутри Империи. [46] [с]
Царствование Алариха I
[ редактировать ]Новый император Феодосий I заключил мир с повстанцами, и этот мир практически не нарушался до тех пор, пока Феодосий не умер в 395 году. [48] В тот год самый знаменитый король вестготов Аларих I претендовал на трон, но между Востоком и Западом вспыхнули споры и интриги, поскольку генерал Стилихон пытался сохранить свои позиции в империи. [49] Феодосию наследовали его некомпетентные сыновья: Аркадий на востоке и Гонорий на западе. В 397 году Аркадий назначил Алариха военачальником восточной иллирийской префектуры. [38]
В течение следующих 15 лет непростой мир нарушался случайными конфликтами между Аларихом и могущественными германскими генералами, которые командовали римскими армиями на востоке и западе и обладали реальной властью империи. [50] Наконец, после того, как западный полководец Стилихон был казнен Гонорием в 408 году, а римские легионы уничтожили семьи тысяч солдат-варваров, пытавшихся ассимилироваться в Римской империи, Аларих решил двинуться на Рим. [51] После двух поражений в Северной Италии и осады Рима, завершившейся договорной откупом, Аларих был обманут другой римской фракцией. Он решил отрезать город, захватив его порт. Однако 24 августа 410 года войска Алариха вошли в Рим через Саларианские ворота и разграбили город . [52] Однако Рим, оставаясь официальной столицей, больше не был фактической резиденцией правительства Западной Римской империи. С конца 370-х по 402 год Милан был резиденцией правительства, но после осады Милана императорский двор в 402 году переехал в Равенну . Гонорий часто посещал Рим, и после его смерти в 423 году императоры в основном проживали там. Падение Рима серьезно подорвало доверие Империи, особенно на Западе. Нагруженные добычей Аларих и вестготы извлекли столько, сколько могли, с намерением уйти из Италии из Базиликаты в Северную Африку . Аларих умер перед высадкой и был похоронен предположительно недалеко от руин Кротона. Ему наследовал брат его жены. [53]
Вестготское королевство
[ редактировать ]Вестготское королевство было западноевропейской державой в V-VIII веках, созданной сначала в Галлии, когда римляне потеряли контроль над западной половиной своей империи, а затем в Испании до 711 года. В течение короткого периода вестготы контролировали сильнейших королевство в Западной Европе. [54] В ответ на вторжение в Римскую Испанию в 409 году вандалов , алан и свевов , Гонорий , император Запада, заручился поддержкой вестготов, чтобы восстановить контроль над территорией. С 408 по 410 годы вестготы нанесли такой большой ущерб Риму и его ближайшей периферии, что почти десятилетие спустя провинции внутри и вокруг города смогли внести лишь одну седьмую своих прежних налоговых долей. [55]
В 418 году Гонорий наградил своих вестготов- федератов , дав им землю в Галлии Аквитании для поселения после того, как они напали на четыре племени — свевов , асдингов и силингов- вандалов , а также аланов , — переправившихся через Рейн возле Могонтиакума (современный Майнц ). в последний день 406 г. и в конце концов были приглашены в Испанию римским узурпатором осенью 409 г. (последние два племени были опустошены). Вероятно, это было сделано в соответствии с Hospitalitas — правилами расквартирования армейских солдат. [56] Поселение сформировало ядро будущего вестготского королевства, которое в конечном итоге распространилось через Пиренеи на Пиренейский полуостров. Это вестготское поселение имело первостепенное значение для будущего Европы, поскольку, если бы не вестготские воины, которые сражались бок о бок с римскими войсками под командованием генерала Флавия Аэция , возможно, Аттила захватил бы контроль над Галлией, а не римляне смогли бы сохранить доминирование. [57]
Второй великий король вестготов, Эврик , объединил различные враждующие фракции вестготов и в 475 году заключил мирный договор с императором Юлием Непотом . В договоре император назывался другом ( амикус ) вестготов, при этом требуя от них обращаться к нему как к господину ( доминус ). [58] Хотя император не признал юридически суверенитет готов, согласно некоторым взглядам. [59] по этому договору вестготское королевство стало независимым королевством. Между 471 и 476 годами Эврик захватил большую часть южной Галлии. [60] По словам историка Дж. Б. Бери, Эурик был, вероятно, «величайшим из вестготских королей», поскольку ему удалось обеспечить территориальные завоевания, в которых были лишены его предшественники, и даже получить доступ к Средиземному морю . [61] На момент его смерти вестготы были самым могущественным из государств-преемников Западной Римской империи и находились на самом пике своего могущества. [62] Эврик не только завоевал значительную территорию, он и его сын Аларих II , который стал его преемником, переняли римское административное и бюрократическое управление, включая римскую политику сбора налогов и юридические кодексы. [63]
В этот момент вестготы также были доминирующей силой на Пиренейском полуострове , быстро сокрушив аланов и вытеснив вандалов в Северную Африку . [64] К 500 году Вестготское королевство с центром в Тулузе контролировало Аквитанию и Нарбонскую Галлию , а также большую часть Испании, за исключением Королевства свевов на северо-западе и небольших территорий, контролируемых басками и кантабрийцами . [65] Любой обзор Западной Европы, проведенный в этот момент, привел бы к выводу, что само будущее самой Европы «зависело от вестготов». [66] Однако в 507 году франки под предводительством Хлодвига I разгромили вестготов в битве при Вуйе и захватили контроль над Аквитанией. [67] Король Аларих II погиб в бою. [62] Французские национальные мифы романтизируют этот момент как время, когда ранее разделенная Галлия превратилась в объединенное королевство Франкия под властью Хлодвига. [68]
Власть вестготов по всей Галлии не была утрачена полностью благодаря поддержке могущественного остготского короля в Италии Теодориха Великого , силы которого вытеснили Хлодвига I и его армии с вестготских территорий. [67] Помощь Теодориха Великого не была каким-то выражением этнического альтруизма, а составляла часть его плана по распространению своей власти на Испанию и связанные с ней земли. [67]
После смерти Алариха II вестготская знать переправила его наследника, ребенка-короля Амаларика , сначала в Нарбонну , которая была последним форпостом готов в Галлии, а затем через Пиренеи в Испанию. Центр правления вестготов переместился сначала в Барселону , затем вглубь страны и на юг, в Толедо . [69] С 511 по 526 год вестготами правил Теодорих Великий из остготов как де-юре регент молодого Амаларика. Однако смерть Теодориха в 526 году позволила вестготам восстановить свою королевскую линию и переделить вестготское королевство через Амаларика, который, кстати, был больше, чем просто сыном Алариха II; он также был внуком Теодориха Великого через его дочь Теодегото. [70] Амаларик правил независимо пять лет. [71] После убийства Амаларика в 531 году его место занял другой остготский правитель Теудис. [64] В течение следующих семнадцати лет Теудис занимал вестготский трон. [72]
Где-то в 549 году вестгот Атанагильд обратился за военной помощью к Юстиниану I, и хотя этот помощник помог Атанагильду выиграть его войны, римляне имели в виду гораздо большее. [64] Гранада и самая южная Бетика были потеряны для представителей Византийской империи (чтобы образовать провинцию Испания ), которые были приглашены, чтобы помочь урегулировать эту вестготскую династическую борьбу, но которые остались, как желанный острие «отвоевания» Дальний Запад, предусмотренный императором Юстинианом I. [73] Имперские римские армии воспользовались соперничеством вестготов и установили правительство в Кордове. [74]
Последний арианский король вестготов, Лювигильд , завоевал большую часть северных областей (Кантабрию) в 574 году, Суевское королевство в 584 году и вернул себе часть южных областей, утраченных византийцами . [75] который король Суинтила восстановил в 624 году. [76] Суинтила правил до 631 года. [77] Между 625 и 711 годами был написан только один исторический источник, исходящий от Юлиана Толедского и касающийся только 672 и 673 годов. [78] Вамба был королем вестготов с 672 по 680 год. [78] Во время его правления Вестготское королевство охватывало всю Испанию и часть южной Галлии, известную как Септимания . Вамбе наследовал король Эрвиг, правление которого продолжалось до 687 года. [79] Коллинз отмечает, что «Эрвиг провозгласил Эгику своим избранным преемником» 14 ноября 687 года. [80] В 700 году сын Эгики Виттиза последовал за ним на трон, согласно Chronica Regum Visigothorum . [81]
Королевство просуществовало до 711 года, когда король Родерик (Родриго) был убит, противодействуя вторжению с юга Омейядского халифата в битве при Гвадалете . Это ознаменовало начало завоевания Испании Омейядами , когда большая часть Пиренейского полуострова перешла под власть ислама в начале 8 века. [82]
Вестготский дворянин Пелайо разбил силы Омейядов в битве при Ковадонге в 718 году и основал Королевство Астурия в северной части полуострова. [83] По словам Джозефа Ф. О'Каллагана, остатки испано-готической аристократии все еще играли важную роль в обществе Испании. В конце правления вестготов ассимиляция испано-римлян и вестготов происходила быстрыми темпами. [84] Их знать начала считать себя одним народом, родом Готорум или испанцами . Неизвестное количество из них бежало и укрылось в Астурии или Септимании. В Астурии они поддержали восстание Пелагия и, объединившись с лидерами коренных народов, сформировали новую аристократию. Население горного региона состояло из коренных астуров , галичан , кантабриев , басков и других групп, не ассимилированных в испано-готическое общество. [85] Другие вестготы, отказавшиеся принять мусульманскую веру или жить под их властью, бежали на север, в королевство франков , вестготы сыграли ключевую роль в империи Карла Великого а несколько поколений спустя . В первые годы существования Кордовского эмирата группа вестготов, оставшихся под мусульманским господством, составляла личную охрану эмира - аль Хараса . [86]
За время своего долгого правления в Испании вестготы были ответственны за единственные новые города, основанные в Западной Европе между V и VIII веками . Несомненно (согласно современным испанским источникам), что они основали четыре: Реккополис , Викториакум (современный Витория-Гастейс , хотя, возможно, Ирунья-Велея ), Лусео и Олите . Существует также возможный 5-й город, приписываемый им более поздним арабским источником: Байяра (возможно, современный Монторо ). Все эти города были основаны для военных целей, а три из них — в честь победы. Несмотря на то, что вестготы правили в Испании более 250 лет, от готского языка, заимствованного в испанский язык, осталось немного. [87] [д] [и] Вестготы как наследники Римской империи утратили свой язык и вступили в брак с испано-римским населением Испании. [89]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Science в марте 2019 года, были изучены останки восьми вестготов, похороненных в Пла-де-л'Орта в VI веке. Эти люди продемонстрировали генетическую связь с Северной и Центральной Европой . [90]
Культура
[ редактировать ]Закон
[ редактировать ]Вестготский свод законов ( лат . Forum Iudicum), также называемый Liber Iudiciorum (английский: Книга судей) и Lex Visigothorum (английский: Закон вестготов), представляет собой свод законов, впервые обнародованный королем Чиндасуинтом (642–653 гг.) . нашей эры), которые были частью аристократической устной традиции и были записаны в 654 году. Эта книга сохранилась в двух отдельных кодексах , хранящихся в Эль-Эскориале (Испания). В ней содержится больше деталей, чем обычно делается в современной конституции, и многое раскрывается о социальной структуре вестготов. [91] Кодекс отменил старую традицию иметь разные законы для римлян ( leges romanae ) и вестготов ( leges barbarorum ), и согласно которой все подданные Вестготского королевства перестали быть ромами и готами и вместо этого стали испанцами . Все подданные королевства находились под одной юрисдикцией, что устраняло социальные и правовые различия и способствовало большей ассимиляции различных групп населения. [92] Кодекс вестготов знаменует собой переход от римского права к германскому праву .
Одним из величайших вкладов вестготов в семейное право была защита прав собственности замужних женщин, которая была продолжена испанским законодательством и в конечном итоге превратилась в систему общественной собственности, действующую сейчас на большей части территории Западной Европы. [93]
Религия
[ редактировать ]До средневековья вестготы, как и другие германские народы, следовали тому, что сейчас называется германским язычеством . [94] Хотя германские народы медленно обращались в христианство различными способами, многие элементы дохристианской культуры и верований коренных народов остались неизменными после процесса обращения, особенно в более сельских и отдаленных регионах. [95]
Вестготы, остготы и вандалы были обращены в христианство, когда они еще находились за пределами Римской империи ; однако они обратились в арианство, а не в никейскую версию (тринитаризм), за которой последовало большинство римлян, считавших их еретиками . [96] Между вестготами, долгое время придерживавшимися арианства, и их католическими подданными в Испании существовала религиозная пропасть. Среди католического населения полуострова также существовал глубокий сектантский раскол, что способствовало терпимости к арианам-вестготам на полуострове. Вестготы не вмешивались в дела католиков, но были заинтересованы в приличиях и общественном порядке. [ф] Король Лювигильд (568–586) попытался восстановить политическое единство между вестготско-арианской элитой и испано-римско-никейским католическим населением посредством доктринального компромисса по вопросам веры, но это не удалось. [97] Источники указывают, что иберийские вестготы сохраняли свое христианское арианство, особенно вестготская элита, до конца правления Лювигильда. [98] Когда Реккаред I обратился в католицизм, он стремился объединить королевство под единой верой. [99] [100]
Хотя вестготы сохранили свою арианскую веру, к евреям относились хорошо. Прежние римские и византийские законы определяли их статус и уже тогда резко дискриминировали их, но королевская юрисдикция в любом случае была весьма ограниченной: местные лорды и население относились к евреям так, как считали нужным. Мы читаем, например, о том, как неевреи просили раввинов благословить их поля. [101] Историк Джейн Гербер рассказывает, что некоторые из евреев «занимали высокопоставленные посты в правительстве или армии; другие были завербованы и организованы для гарнизонной службы; третьи продолжали занимать сенаторские должности». [102] В общем, они пользовались большим уважением и хорошим обращением со стороны вестготских королей, то есть до тех пор, пока они не перешли из арианства в католицизм. [103] Обращение в католицизм всего вестготского общества уменьшило значительную часть трений между вестготами и испано-римским населением. [104] Однако обращение вестготов негативно повлияло на евреев, которые подверглись пристальному вниманию из-за своей религиозной практики. [105]
Король Реккаред созвал Третий собор Толедо для разрешения религиозных споров, связанных с религиозным переходом из арианства в католицизм. [106] Однако дискриминационные законы, принятые этим Советом, похоже, не соблюдались повсеместно, о чем свидетельствуют еще несколько советов Толедо, которые повторили эти законы и усилили их строгость. Они вошли в каноническое право и стали юридическими прецедентами и в других частях Европы. Кульминация этого процесса произошла при короле Сисибуте, который официально издал указ о принудительном обращении в христианство всех евреев, проживающих в Испании. [107] Этот мандат, по-видимому, принес лишь частичный успех: аналогичные указы повторялись более поздними королями по мере консолидации центральной власти. Эти законы либо предписывали насильственное крещение евреев, либо запрещали обрезание, еврейские обряды, соблюдение субботы и других праздников. На протяжении VII века евреев преследовали по религиозным мотивам, конфисковывали их имущество, облагали разорительными налогами, запрещали торговлю, а иногда и таскали к купели. Многие были вынуждены принять христианство, но продолжали в частном порядке соблюдать еврейскую религию и обычаи. [108] Указ 613 года положил начало столетию трудностей для испанского еврейства, которое закончилось только мусульманским завоеванием. [г]
В этих вопросах нельзя игнорировать политические аспекты установления церковной власти. С обращением вестготских королей в халкидонское христианство епископы увеличили свою власть, пока на Четвертом Толедском соборе в 633 году они не выбрали короля из королевской семьи - практика, ранее предназначавшаяся для знати. Это был тот самый синод, который выступал против тех, кто был крещен, но вновь обратился в иудаизм. Что касается вестготов, время религиозного плюрализма «прошло». [109] К концу VII века обращение в католичество сделало вестготов менее отличимыми от коренных римских граждан Пиренейского полуострова; когда последние оплоты вестготов пали перед мусульманскими армиями, чьи последующие вторжения изменили Испанию с начала 8-го века, их готская идентичность исчезла. [110]
В VIII-XI веках мувалладов клан Бану Каси заявлял о своем происхождении от вестготского графа Кассия . [111]
Архитектура
[ редактировать ]Во время своего управления Испанией вестготы построили несколько церквей в базиликальном или крестообразном стиле, которые сохранились, в том числе церкви Сан-Педро-де-ла-Наве в Эль-Кампильо, Санта-Мария-де-Мельке в Сан-Мартин-де-Монтальбан , Санта-Люсия-дель-Трампал в Алькуэскаре, Санта-Комба в Банде и Санта-Мария-де-Лара в Кинтанилья-де-лас-Виньяс. [112] Вестготский склеп (крипта Сан-Антолин) в соборе Паленсии представляет собой вестготскую часовню середины VII века, построенную во время правления Вамбы для сохранения останков мученика Святого Антонина Памье , вестготско-галльского дворянина, привезенного из Нарбонна в Вестготскую Испанию в 672 или 673 году самим Вамбой. Это единственные остатки вестготского собора Паленсии. [113]
Реккополис, расположенный недалеко от крошечной современной деревни Сорита-де-лос-Канес в провинции Гвадалахара , Кастилия-Ла-Манча, Испания, является археологическим памятником одного из как минимум четырех городов, основанных в Испании вестготами. Это единственный город в Западной Европе, основанный между V и VIII веками. [час] Строительство города было заказано вестготским королем Лювигильдом в честь его сына Реккареда и служить резиденцией Реккареда в качестве со-короля в вестготской провинции Кельтиберия , к западу от Карпетании , где находилась главная столица Толедо. [114]
Ювелирное дело
[ редактировать ], была найдена важная коллекция вестготских металлических изделий В Испании на Гуадамуре , в провинции Толедо , известная как « Сокровища Гуаррасара» . Эта археологическая находка состоит из двадцати шести вотивных корон и золотых крестов из королевской мастерской в Толедо с признаками византийского влияния. По мнению испанских археологов, это сокровище представляет собой высшую точку вестготского ювелирного дела. [116] Две наиболее важные вотивные короны — это короны Рекчесвинта и Суинтилы , выставленные в Национальном археологическом музее Мадрида; оба сделаны из золота, инкрустированы сапфирами, жемчугом и другими драгоценными камнями. [117] Первооткрыватель второго лота подарил испанской королеве Елизавете II некоторые предметы, которые у нее еще были, в том числе корону Суинтила, эта корона была украдена в 1921 году и так и не возвращена. [118] В кладе есть еще несколько маленьких корон и множество вотивных крестов. [117]
Эти находки, а также другие находки из некоторых соседних мест, а также археологические раскопки Министерства общественных работ Испании и Королевской испанской академии истории (апрель 1859 г.) сформировали группу, состоящую из:
- Национальный археологический музей Испании : шесть корон, пять крестов, подвеска и остатки фольги и каналов (почти все из золота).
- Королевский дворец Мадрида : корона, золотой крест и камень с выгравированным Благовещением. Корона и другие фрагменты румпеля с хрустальным шаром были украдены из Королевского дворца Мадрида в 1921 году, и их местонахождение до сих пор неизвестно.
- Национальный музей средневековья , Париж : три короны, два креста, звенья и золотые подвески. [119]
Орлиные (орлиные) фибулы , обнаруженные в некрополях, таких как Дуратон , Мадрона или Кастилььерра (города Сеговии ), являются безошибочным примером присутствия вестготов в Испании. Эти фибулы использовались индивидуально или парами в качестве застежек или булавок из золота, бронзы и стекла для соединения одежды, демонстрируя работу ювелиров вестготской Испании. [120]
Вестготские пряжки для поясов, символ ранга и статуса, характерные для вестготской женской одежды, также известны как произведения ювелирного дела. Некоторые изделия содержат исключительные в византийском стиле инкрустации из лазурита и, как правило, имеют прямоугольную форму, с медным сплавом, гранатами и стеклом. [121] [я]
См. также
[ редактировать ]- Романо-германская культура
- Тиуфа
- Мусульманское завоевание Пиренейского полуострова
- Вестготское искусство и архитектура
- Вестготское письмо
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пара орлов Фибулы Художественный музей Уолтерса
- ^ Первый R проводится в Музее Клюни в Париже.
- ↑ Другие источники оспаривают содержание предполагаемого «договора» и утверждают, что это была капитуляция готов. [47]
- ^ Такие слова, как: werra > guerra (война), юбка > юбка (юбка) и skankjan > escanciar (выливать); См. «Эру вестготов» Сусана Родригес Росике (испанский) в Cervantes Virtual. По состоянию на 15 октября 2017 г.
- ^ Лингвистические остатки готского народа в Испании немногочисленны. Несколько топонимов и всего несколько известных «испанских» имен, таких как Альфонсо, Фернандо, Гонсало, Эльвира и Родриго, имеют германское (вестготское) происхождение. [88]
- ↑ По крайней мере, один высокопоставленный вестгот, Зерезиндо , герцог Бетики, был католиком в середине VI века.
- ^ См. обширные отчеты о вестготской еврейской истории Генриха Греца, «История евреев» , Vol. 3 (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, переиздание 1956 г. [1894]), стр. 43–52 (о Сисибуте, стр. 47–49); Сало В. Барон, Социальная и религиозная история евреев , Vol. 3 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1957), стр. 33–46 (о Сисибуте, стр. 37–38); Н. Рот, Евреи, вестготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт (Лейден: Брилл, 1994), стр. 7–40; Рам Бен-Шалом, «Средневековое еврейство в христианском мире», в книге М. Гудмана, Дж. Коэна и Д. Соркина, « Оксфордский справочник по еврейским исследованиям» (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), стр. 156.
- ^ Согласно Э. Томпсону, «Варварские королевства в Галлии и Испании», Nottingham Medieval Studies , 7 (1963:4n11), другими были (i) Викториакум , основанный Леовигильдом и, возможно, сохранившийся как город Витория , но основание этого города в двенадцатом веке дано в современных источниках: (ii) Луго ид-эст-Лусео в Астурии , упомянутый Исидором Севильским , и (iii) Ологикус (возможно, Ологитис ), основанный с использованием баскского труда в 621 году Суинтилой . В качестве укрепления против басков является современный Олит . Все эти города были основаны для военных целей, и, по крайней мере, Реккополь, Викториакум и Ологикус в честь победы. Возможным пятым вестготским основанием является Байяра (возможно, современный Монторо ), основанный Реккаредом в географическом отчете пятнадцатого века « Китаб ар-Рауд аль-Митар» , ср. Хосе Мария Лакарра, «Панорама городской истории на Иберийском полуострове из-за высокого уровня V al X», La città nell'alto medioevo , 6 (1958:319–358). Перепечатано в Estudios de alta edad media española. (Валенсия: 1975), стр. 25–90.
- ^ Важные находки также были сделаны в вестготском некрополе Кастильерра ( Сеговия ) в Испании. [122]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вуд 2012 , с. 16.
- ^ Хизер 1998 , стр. 52–57, 300–301.
- ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 843.
- ^ Клод 1998 , стр. 119–120.
- ^ О'Каллаган 1975 , стр. 91–92.
- ^ О'Каллаган 1975 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Кристенсен 2002 , стр. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольфрам 1988 , с. 25.
- ^ Иорданс 1915 , с. 74 [XIV.82].
- ^ Jump up to: а б с Вольфрам 1988 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Кристенсен 2002 , стр. 207–212.
- ^ Хизер 1998 , стр. 300–301.
- ^ Хизер 1999 , стр. 43–44.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 24–25.
- ^ Хизер 1999 , с. 75.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 24.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 387, фн57.
- ^ Хизер 1998 , стр. 52–57, 130–178, 302–309.
- ^ Коллинз 2004 , стр. 22–24.
- ^ Гоффарт 1983 , стр. 125–126.
- ^ Фридрих 1910 , с. 14.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 387–388, fn58.
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 1988 , с. 387, фн58.
- ^ Стивенсон 1899 , с. 36, сн15.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 39–40.
- ^ Тодд 2000 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Уолдман и Мейсон 2006 , с. 844.
- ^ Вольфрам 1997 , с. 42–43.
- ^ Тодд 2000 , стр. 149–150.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 42–55.
- ^ Джорджеску 1991 , стр. 11.
- ^ Jump up to: а б Тодд 2000 , с. 150.
- ^ Тодд 2000 , стр. 150–151.
- ^ Тодд 2000 , с. 151.
- ^ Тодд 2000 , с. 152.
- ^ Уолдман и Мейсон 2006 , стр. 844–845.
- ^ Фуллер 1998 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Уолдман и Мейсон 2006 , с. 845.
- ^ Дюрант 1950 , с. 24
- ^ Дюрант 1950 , стр. 24–25.
- ^ Саррис 2002 , с. 36.
- ^ Холсолл 2007 , стр. 178–179.
- ^ Холсолл 2007 , с. 179.
- ^ Кац 1955 , стр. 88–89.
- ^ Тодд 2000 , с. 154.
- ^ Halsall 2007 , стр. 179–180.
- ^ Halsall 2007 , стр. 180–81.
- ^ Бернс 2003 , стр. 322, 374.
- ^ Хизер 2013 , стр. 153–160.
- ^ Хизер 2013 , стр. 183–223.
- ^ Фрассетто 2003 , стр. 204–205.
- ^ Halsall 2007 , стр. 214–217.
- ^ Коллинз 1999 , стр. 63–65.
- ^ Уильямс 2004 , с. 51.
- ^ Хизер 2005 , с. 434.
- ^ Сиван 1987 , стр. 759–772.
- ^ Бернс 2003 , с. 382.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 186–187.
- ^ Барбер и Лоринг 2005 , с. 170.
- ^ Фрассетто 2003 , с. 358.
- ^ Бери 2000 , стр. 211–212.
- ^ Jump up to: а б Уолдман и Мейсон 2006 , с. 846.
- ^ Фрассетто 2003 , стр. 358–359.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2004 , с. 421.
- ^ Тодд 2000 , с. 165.
- ^ Бери 2000 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с Фрассетто 2003 , с. 359.
- ^ Хизер 2013 , с. 70.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 243–45.
- ^ Хизер 2013 , с. 93.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 245.
- ^ Хизер 2013 , с. 94.
- ^ Робертс 1997 , стр. 82–85.
- ^ Робертс 1997 , с. 82.
- ^ Коллинз 2000 , стр. 51–53.
- ^ Арсе 1999 , с. 4.
- ^ Коллинз 2004 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2004 , с. 70.
- ^ Коллинз 2004 , стр. 102–104.
- ^ Коллинз 2004 , с. 105.
- ^ Коллинз 2004 , с. 109.
- ^ Робертс 1997 , стр. 96–100.
- ^ Уильямс 2004 , с. 60.
- ^ О'Каллаган 1975 , с. 176.
- ^ О'Каллаган 1975 , с. 286.
- ^ Вольф 2014 , стр. 14–15.
- ^ Остлер 2006 , с. 307.
- ^ Тодд 2000 , с. 175.
- ^ Надо и Барлоу, 2013 , стр. 28–35.
- ^ Волна 2019 .
- ^ Коллинз 2004 , стр. 6–8.
- ^ О'Каллаган 1975 , с. 49.
- ^ Кулидж 2011 , стр. 17–25.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 58, 66, 72–74.
- ^ Джеймс 2009 , стр. 215–225.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 75–79.
- ^ Хизер 2013 , с. 325.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 265–269.
- ^ Фрассетто 2003 , с. 304.
- ^ Матисен и Сиван 1999 , стр. 40.
- ^ Грец 1894 , с. 44.
- ^ Гербер 1992 , с. 9.
- ^ Рот 1994 , стр. 35–40.
- ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 847.
- ^ Коллинз 2000 , стр. 59–60.
- ^ Коллинз 1999 , стр. 211–212.
- ^ Коллинз 2000 , с. 60.
- ^ Гонсалес-Салинеро 1999 , стр. 140–147.
- ^ Лим 1999 , стр. 209–210.
- ^ Коллинз 2000 , стр. 60–62.
- ^ Флетчер 2006 , с. 45.
- ^ Галеано 2016 .
- ^ Сальвадор Конехо, Вестготский склеп Сан-Антолин .
- ^ Коллинз 2004 , стр. 55–56.
- ^ Одобеску 1889 , стр. 1-100.
- ^ Герра, Галлигаро и Переа 2007 , стр. 53–74.
- ^ Jump up to: а б Национальный археологический музей «Сокровища Гуаррасара» .
- ^ Бальмаседа Мунчараз 1996 , с. 109.
- ^ Бардье-Фронти 2015 , стр. 22–24.
- ^ Бэкуп 2015 .
- ^ Метрополитен-музей, «Пряжка ремня 550–600» .
- ^ Риполл 2011 , стр. 161–179.
Библиография
[ редактировать ]- Арсе, Хавьер (1999). «Город Мерида (Эмерита) в Vitas Patrum Emeritensium (Vith Century)». В Хрисосе, Эвангелос К.; Вуд, Ян Н. (ред.). Восток и Запад: способы коммуникации: материалы первой пленарной конференции в Мериде . Брилл. ISBN 978-90-04-10929-2 .
- Бакуп, Пол (2015). «Элементы вестготских украшений в Испании V-VI веков» . Миграции варваров в Западной Римской империи . Проверено 10 октября 2022 г.
- Бальмаседа Мунчарас, Луис Хавьер (1996). «Версии открытия клада Гуаррасара» (PDF) . Бюллетень Национального археологического музея (на испанском языке). 14 : 95–110. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2020 года.
- Барберо, Алессандро; Лоринг, Мари Изабель (2005). «Формирование свевских и вестготских королевств в Испании». В Розамонд МикКиттерик (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. Я [около 500–700]. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52136-291-7 .
- Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- Бернс, Томас (2003). Рим и варвары, 100 г. до н. э. – 400 г. н. э . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-80187-306-5 .
- Бери, Дж. Б. (2000). Вторжение варваров в Европу . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-39300-388-8 .
- Карр, Карен (2004). «Вестготы». У Питера Богуцкого; Пэм Дж. Крэбтри (ред.). Древняя Европа, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н.э.: Энциклопедия варварского мира (Том 2, от бронзового века до раннего средневековья) . Том. 2. Нью-Йорк: Томсон Гейл. ISBN 0-684-31421-5 .
- Кристенсен, Арне Сёби (2002). Кассиодор, Иордан и история готов: исследования миграционного мифа . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-8772897103 .
- Клод, Дитрих (1998). «Заметки об отношениях между вестготами и испано-римлянами в седьмом веке». В Уолтере Поле; Хельмут Реймиц (ред.). Стратегии отличия: построение этнических сообществ, 300–800 (Трансформация римского мира, том 2) . Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN 978-9-00410-846-2 .
- Коллинз, Роджер (1992). Право, культура и регионализм в раннесредневековой Испании . Грейт-Ярмут: Вариорум. ISBN 0-86078-308-1 .
- Коллинз, Роджер (1995). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Blackwell. ISBN 978-0-63119-405-7 .
- Коллинз, Роджер (1999). Раннесредневековая Европа, 300–1000 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-33365-808-6 .
- Коллинз, Роджер (2000). «Вестготская Испания, 409–711». В Раймонде Карре (ред.). Испания: История . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19280-236-1 .
- Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409–711 гг . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-18185-7 .
- Кулидж, Грейс (2011). Опека, пол и дворянство в Испании раннего Нового времени . Суррей и Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 978-1-40940-053-0 .
- Дюрант, Уилл (1950). Эпоха веры . История цивилизации. Том. IV. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ASIN B000HFCEIO .
- Флетчер, Ричард (2006). Мавританская Испания . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52024-840-3 .
- Фрассетто, Майкл (2003). Энциклопедия варварской Европы: общество в трансформации . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-263-9 .
- Фридрих, Иоганн (1910). «Так называемая Франконская Таблица Наций» . Труды Мюнхенской академии наук . 11 :1–27.
- Фуллер, JFC (1998). Вооружение и история . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-30680-859-3 .
- Галеано, Рафаэль (2016). «История и архитектура висигоды» . Historia del Arte UNED (Национальный университет дистанционного образования Испании) . Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года . Проверено 12 июня 2020 г.
- Георгеску, Влад (1991). Румыны. История . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 0814205119 .
- Гербер, Джейн (1992). Евреи Испании: история сефардского опыта . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02911-573-2 .
- Гоффарт, Уолтер (1983). «Якобы «франкская» таблица народов: издание и исследование». Frühmittelalterliche Studien . 17 (1): 98–130. дои : 10.1515/9783110242164.98 . S2CID 201734002 .
- Гонсалес-Салинеро, Рауль (1999). «Католический антииудаизм в вестготской Испании». Альберто Феррейро (ред.). Вестготы: исследования культуры и общества . Лейден: Брилл. ISBN 978-9-00411-206-3 .
- Грец, Генрих (1894). История евреев . Том. 3. Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки. АСИН B000JRBM60 .
- Герра, МФ; Галлигаро, Т.; Переа, А. (2007). «Сокровище Гуаррасара: поиск запасов золота на вестготском Пиренейском полуострове». Археометрия . 49 (1): 53–74. дои : 10.1111/j.1475-4754.2007.00287.x .
- Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52143-543-7 .
- Хизер, Питер (1998). Готы . Оксфорд, Великобритания: Издательство Blackwell. АСИН B00RWST3HE .
- Хизер, Хизер, изд. (1999). «Создание вестготов» . Вестготы от периода миграции до седьмого века: этнографическая перспектива . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-0851157627 .
- Хизер, Питер (2005). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19515-954-7 .
- Хизер, Питер (2013). Восстановление Рима: папы-варвары и претенденты на империю . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19936-851-8 .
- Хиллгарт, Дж. Н. (2010). Вестготы в истории и легендах . Тюрнхаут: Издательство Бреполс. ISBN 978-0-88844-166-9 .
- Ховатсон, MC (2011). «Вестготы» . Оксфордский справочник классической литературы (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0191739422 . Проверено 26 января 2020 г.
- Джеймс, Эдвард (2009). Европейские варвары 200–600 гг. н. э . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-58277-296-0 .
- Иорданес (1915). Готическая история Иордана . Перевод Чарльза К. Мирова. Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 463056290 .
- Кац, Соломон (1955). Упадок Рима и возвышение средневековой Европы . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. АСИН B002S62FYI .
- Лим, Ричард (1999). «Христианский триумф и борьба» . В Г.В. Бауэрсоке; Питер Браун; Олег Грабарь (ред.). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-67451-173-6 .
- Матисен, Ральф В.; Сиван, Хагит С. (1999). «Создание новой идентичности: Тулузское королевство и границы Аквитании, 418–507». Альберто Феррейро (ред.). Вестготы: исследования культуры и общества . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. ISBN 978-9-00411-206-3 .
- Метрополитен-музей. «Пряжка ремня 550–600» . Метрополитен-музей .
- Национальный археологический музей. «Сокровище Гуаррасара» . Проверено 10 октября 2022 г.
- Надо, Жан-Бенуа; Барлоу, Джули (2013). История испанского языка . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-31265-602-7 .
- О'Каллаган, Джозеф (1975). История средневековой Испании . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-80149-264-8 .
- Одобеску, Александру (1889). Сокровища Петросы. Изучение древнего ювелирного дела . Париж: Издания Дж. Ротшильда.
- Олальде, Иньиго (15 марта 2019 г.). «Геномная история Пиренейского полуострова за последние 8000 лет» . Наука . 363 (6432). Американская ассоциация содействия развитию науки : 1230–1234. Бибкод : 2019Sci...363.1230O . дои : 10.1126/science.aav4040 . ПМК 6436108 . ПМИД 30872528 .
- Остлер, Николас (2006). Империи слова: языковая история мира . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. ISBN 978-0-06093-572-6 .
- Риполь, Гизела (2011). «Археологическая характеристика вестготского королевства Толедо: вопрос о вестготских кладбищах». У Маттиаса Бехера; Стефани Дик (ред.). Империи и имена в раннем средневековье . Лейден: Брилл. ISBN 978-3-77054-891-0 .
- Робертс, Дж. М. (1997). История Европы . Нью-Йорк: Аллен Лейн. ISBN 978-0-96584-319-5 .
- Рот, Норман (1994). Евреи, вестготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт . Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Brill. ISBN 978-9-00409-971-5 .
- Сальвадорский кролик, Диего. «Вестготский склеп Сан-Антолин» . Маршруты с историей . Проверено 19 апреля 2020 г.
- Саррис, Питер (2002). «Восточная Римская империя от Константина до Ираклия, 306–641». У Сирила Манго (ред.). Оксфордская история Византии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19814-098-6 .
- Сиван, Хагит (1987). «О Федерати , Госпиталитас и поселении готов в 418 году нашей эры». Американский журнал филологии . 108 (4): 759–772. дои : 10.2307/294799 . JSTOR 294799 .
- Стивенсон, WH (1899). «Начало Уэссекса» . Английский исторический обзор . 14 (53). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета: 32–46. JSTOR 548095 .
- Тодд, Малькольм (2000). Ранние немцы . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. ISBN 978-0-63119-904-5 .
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0816049646 .
- Уильямс, Марк (2004). История Испании . Сан-Матео, Калифорния: Книги Золотой Эры. ISBN 978-0-97069-692-2 .
- Вольф, Кеннет Бакстер (2014). Христианские мученики в мусульманской Испании . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-10763-481-7 .
- Вольфрам, Хервиг (1988). История готов . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52005-259-8 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08511-6 .
- Вуд, Джейми (2012). Политика идентичности в вестготской Испании: религия и власть в истории Исидора Севильского . Брилл. п. 16. ISBN 9789004209909 .