Битва при Гвадалете
Битва при Гвадалете | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманского завоевания Пиренейского полуострова | |||||||
![]() Отступление вестготов перед берберской кавалерией, изображенное Сальвадором Мартинесом Кубельсом (1845–1914). | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Вестготское королевство | Омейядский халифат | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Родерик † | Тарик ибн Зияд | ||||||
Сила | |||||||
~ 2500 (Коллинз) | ~ 1900 (Коллинз) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тяжелые, в том числе многие дворяне и король | ~3,000 |
Битва при Гвадалете была первой крупной битвой мусульманского завоевания Пиренейского полуострова , произошедшей в 711 году в неизвестном месте на территории нынешней южной Испании между вестготами под командованием их короля Родерика и вторгшимися силами халифата Омейядов , состоявшими из в основном берберы и некоторые арабы [1] под командованием Тарика ибн Зияда . Битва имела важное значение как кульминация серии атак берберов и начало Аль-Андалуса . Родерик погиб в битве вместе со многими представителями вестготской знати, открыв путь к захвату вестготской столицы Толедо .
Источники
[ редактировать ]Первоисточником о битве является Мосарабская хроника , написанная вскоре после 754 года, вероятно, в окрестностях Толедо. [2] хроника «Латинская » была написана мосарабским христианином. Единственный другой латинско-христианский источник, написанный в течение столетия после битвы, — это Historia Langobardorum Павла Диакона . [3] Павел не был ни вестготом, ни латиноамериканцем, но писал, вероятно, в Монтекассино между 787 и 796 годами, где нашли убежище многие вестготские монахи. 741 «Хроника года» — это почти современный латиноамериканский источник, но она не содержит оригинальных материалов, касающихся битвы. Несколько более поздних латинских христианских источников содержат описательные отчеты о битве, которым иногда доверяют историки, в первую очередь « Хроники Альфонсо III» , написанные Альфонсо III Астурийским в конце девятого века. Сообщения высокого средневековья , такие как рассказ Лукаса де Тюи , как правило, не заслуживают доверия и содержат много легенд и вымыслов.
Помимо латинско-христианских источников, есть несколько источников на арабском языке , широко используемых историками, но все чаще подвергающихся резкой критике. [4] Ни один из них не появился раньше середины девятого века. Самый ранний из них, « Миср» Футух Ибн Абд аль-Хакама (около 803–871 гг.), был составлен в Египте . [5] Этот отчет, более богатый подробностями, чем Мосарабские хроники , противоречит не только более поздним латинским историям, но и более поздним арабским историям: анонимному сборнику под названием « Ахбар Маджмуа» , произведению Ибн аль- Хабара конца X века. Кутия («сын [т.е. потомок] готов [т.е. Виттиза]»), историк одиннадцатого века Ибн Хайян тринадцатого века , «Полная история Ибн аль-Асира» четырнадцатого века , история Ибн Халдуна , или раннее современное произведение аль-Маккари . [6] « Ахбар Маджмуа» поддержал В частности, Клаудио Санчес-Альборнос как подлинное произведение восьмого века, сохранившееся только в более поздних копиях, но с тех пор эта точка зрения была опровергнута. [7] Французский востоковед Эварист Леви-Провансаль , с другой стороны, считал Ибн Хайяна высшим мусульманским историком той эпохи (и битвы). [8]
Среди современных англо-американских историков Роджер Коллинз , Р.А. Флетчер , Э.А. Томпсон и Кеннет Бакстер Вольф скептически относятся к арабским источникам и больше полагаются на Мосарабские хроники . Историки Томас Ф. Глик и Бернард С. Бахрах настроены менее скептически. Коллинз, в частности, отвергает синкретический подход, включающий информацию из всех доступных источников.
Фон
[ редактировать ]Хотя правление Родерика традиционно датируется 710–711 годами, буквальное прочтение Мосарабской хроники 754 года указывает на 711–712 годы. Однако Родерик не принял решение без сопротивления. Характер его вступления на престол после смерти Виттицы по естественным причинам или в результате его убийства из источников не ясен. Вполне возможно, что Родерик, вероятно, был герцогом (герцогом) Бетики до того, как взошел на престол. [9] Археологические данные и два сохранившихся списка королей показывают, что некий Ахила II на северо-востоке королевства в это время правил , но его родство с Родериком неизвестно. Вероятно, это были соперники, которые никогда не вступали в открытый конфликт из-за недолгого правления Родерика и его озабоченности мусульманскими набегами. Даже несмотря на сферу влияния Родерика (юго-запад) и его столицу Толедо , он не остался без сопротивления после своей «узурпации» ( Мосарабские хроники называют это «вторжением»). [10] [11]
Битва при Гуадалете не была изолированным нападением берберов, а последовала за серией набегов через Гибралтарский пролив из Северной Африки , которые привели к разграблению нескольких южно-иберийских городов. Берберские войска, вероятно, беспокоили полуостров с моря со времени завоевания Танжера в 705–706 годах. Некоторые более поздние арабские и христианские источники сообщают о более раннем набеге некоего Тарифа в 710 году, а один, редакция Ad Sebastianum Хроники Альфонсо III , относится к нападению арабов, спровоцированному Эрвигом во время правления Вамбы (672–680). Две достаточно крупные армии могли находиться на юге в течение года, прежде чем произошла решающая битва. [12] Их возглавили Тарик ибн Зияд и другие под общим командованием Мусы ибн Нусайра . [13] Большинство арабских и берберских источников сходятся во мнении, что Тарик был берберским военачальником из Северной Африки. Игнасио Олагуэ в книге «Исламская революция на Западе » утверждает, что Тарик был готом и номинальным губернатором Тингитании . [14] Другие утверждали, что Тарик был евреем . [15] персидский , [16] или тюркский . [17]
Согласно всем источникам, самым ранним из которых был Павел Диакон , Тарик покинул Сеуту (сентябрь) и высадился у скалы Кальпе, позднего Гибралтара , который в арабских источниках происходит от Джебель-Тарика , «Скалы Тарика». [18] Легенда, впервые записанная аль-Идриси, гласит, что Тарик сжег свои лодки после высадки, чтобы не допустить дезертирства своей армии. [19] Из Гибралтара он двинулся, чтобы завоевать регион Альхесирас , а затем последовал по римской дороге , ведущей в Севилью . [20] Согласно Ибн Абд аль-Хакаму, писавшему около 860 года, Тарик, командующий берберским гарнизоном Танжера, пересек пролив на кораблях, предоставленных неким графом Юлианом (араб. Ильян ), сеньором Сеуты и «Альчадры» ( Альхесирас ), и высадился недалеко от Картахены , которую захватил и сделал своей штаб-квартирой. [21]
Согласно Мосарабским хроникам , Муса пересек Гадитанум Фретум пролив ( Кадисский ) с большим войском в 711 году. [22] и оставался в Испании пятнадцать месяцев, но из источников неясно, прибыл ли он до или после битвы при Гвадалете, в которой участвовали силы его подчиненных. Во время его пребывания на полуострове разразилась гражданская война ( intestino fuore confligeratur , «внутреннее безумие», по словам мосарабского летописца), города были разрушены, и многие люди были убиты в результате всеобщего разрушения. [23]
По словам аль-Маккари, Родерик сражался с басками, когда его отозвали на юг, чтобы противостоять вторжению. [24] Есть также запись о византийском нападении на южную Иберию, которое было отражено Теудимером за несколько лет до падения вестготского королевства. Это привело к появлению теорий о том, что нападения берберов могли быть связаны с византийской операцией и что, возможно, арабы изначально были полезными союзниками в попытке Византии отвоевать потерянную провинцию Испанию . [25]
Автор поздней астурийской «Хроники Профетики» (883 г.) датирует первое вторжение в Испанию « идами ноябрьскими 752 года эры », то есть 11 ноября 714 года. [26] Он также выявил два вторжения: первое — Абу Зубры, а второе — Тарика, случившееся год спустя; вероятно, он разделил историческую фигуру Тарика ибн Зияда на две личности.
Дата и место
[ редактировать ]Датой битвы традиционно считается 711 год, хотя Мосарабская хроника не указывает эту дату . Хроники . датируют его 712 годом и помещают его до завоевания Толедо, которое приписывают Мусе в 711 году. Если это несоответствие разрешить, отдав предпочтение приказу летописца его датировке, тогда битва произошла в 712 году, а падение Толедо произошло позже, чем в 712 году тот же год. [27] Более поздние арабские источники указывают точную дату: 25 или 26 июля. [28] Более приблизительная датировка приходится на период с 19 по 23 июля. [29] По словам Дэвида Леверинга Льюиса , битва произошла 19 июля 711 года. Битве предшествовала целая неделя безрезультатных стычек у озера Ла-Ханда , на равнине, простирающейся от Рио-Барбате до Рио-Гуадалете. [30]
По словам Абд аль-Хакама, Тарик шел из Картахены в Кордову — после победы над готской армией, которая пыталась его остановить, — когда он встретил Родерика в битве возле Шедуньи , вероятно, современной Медины Сидонии . [31] В более поздних арабских отчетах, большинство из которых основаны на аль-Хакаме, также упоминается битва возле Медины Сидония, «возле озера» или Вадилакки (реки Лакка), часто называемой рекой Гуадалете , озером Ла-Ханда , [32] поток "Бека", [33] или река Барбате [34] (то есть связанные с ними долины). Самый ранний христианский источник и самый близкий по времени источник к событиям сообщает, что это произошло возле неопознанных «Трансдуктиновых мысов» ( Transductinis promonturiis ). [35] Томас Ходжкин , вероятно, следуя за Родриго Хименесом де Радой , поместил битву при Херес-де-ла-Фронтера . [36] Хоакин Вальве, изучая топонимику , помещает место сражения на берегах Гуадарранка , который, по его словам, может происходить от Вад-ар-Ринка (река Родерика). [37]
Столкновение
[ редактировать ]Армии, сошедшиеся в бою в день, решивший судьбу Готского королевства в Испании, в сохранившихся записях достоверно не описаны. Глик предполагает, что мусульманская армия состояла преимущественно из берберской кавалерии под руководством берберов. [37] Арабские источники традиционно сообщают Родерику 100-тысячное войско, собранное во время его возвращения на юг после противостояния с басками. [38] Это число возмутительно велико; это дополняет цифру в 187 000 мусульман, указанную в Ad Sebastianum версии Хроник Альфонсо III . Говорят, что Тарик высадился с 7000 всадников и попросил у Мусы еще 5000. Таким образом, в бою могло участвовать до 12 000 мусульманских бойцов. [39] По одной современной оценке, без учета утверждений первоисточника, четверть из 7500, о которых сообщается в одном из них; это будет примерно 2000. [40] Силы вестготов были «вероятно, не намного больше», а вестготское королевство, в отличие от Франции на севере, не было организовано для войны. [31] Небольшое количество элитных кланов (около двадцати пяти), их последователи-воины, король и его личные сторонники, а также силы, которые можно было собрать из королевского фиска , составляли войска, на которые мог опираться Родерик.
Поражение вестготской армии последовало за бегством противников короля, которые лишь сопровождали войско «в соперничестве», «обманно» и «из амбиций править», говорит мосарабский летописец. [35] История о том, как Сисиберт бросил Родерика на правом фланге хозяев, является легендой. Оценивая силы вестготов в 33 000 человек, Дэвид Льюис рассказывает, как мусульманская армия предприняла серию жестоких атак, в то время как линии вестготов маневрировали массово . Кавалерийское крыло, тайно поклявшееся восстать против Родерика, отошло в сторону, давая противнику возможность. Кавалерия Тарика, муджаффафа , составлявшая около трети всех сил и облаченная в легкие кольчуги и узнаваемая по тюрбану поверх металлической шапки, воспользовалась брешью и атаковала вестготскую пехоту, за которой вскоре последовала пехота. Христианская армия была разбита, а король убит в последние часы битвы. Битва была кровавой: потери вестготов были чрезвычайно велики, а мусульмане потеряли до 3000 человек, или четверть своих сил. [41]
Вполне возможно, что его враги намеревались оставить Родерика на поле боя, чтобы его разгромили и убили мусульмане. Как бы то ни было, их план провалился, поскольку они тоже были в значительной степени убиты. Согласно другому тексту из Мосарабских хроник, предательство можно отнести к ногам Родерика. Он «потерял свое королевство вместе со своей отчиной из-за убийства своих соперников». [35] Этот неясный отрывок мог указывать на то, что Родерик убил своих соперников и ослабил свою армию, обеспечив поражение, или что его соперники тоже погибли в битве или при отступлении. Летописец, возможно, винит в поражении фракционность. «Хроника Альфонсо III» в обеих своих версиях обвиняет анонимных «сыновей Виттицы» в заговоре против Родерика. [42] Оппа , исторический брат Виттицы, был найден в Толедо, возможно, как избранный король, Мусой, когда он взял город. Этот Оппа, возможно, и сыграл свою роль в противостоянии Родерику, но, конечно, не его племянники, которые были слишком молоды, чтобы участвовать в силовой политике в 711 году. Митрополит Синдеред Толедо бежал из города при наступлении мусульман и оставался до конца жизни изгнанником в Риме . Автор Мосарабской хроники едко отмечает, что он был «наемником, а не пастырем» (цитируя Иисуса , Евангелие от Иоанна 10:12). [18] Готский дворянин Теудимер заключил союз с завоевателями, чтобы сохранить свое господство на своей территории. [43] В течение десятилетия весь полуостров, за исключением крошечного королевства Астурия и горных басков, вышли за пределы Пиренеев оказался под властью мусульман, и они также .
Причина победы мусульман
[ редактировать ]Более поздние арабские историки повсеместно приписывают победу своей религии. [44] [45] Аль-Маккари в «Дыхании ароматов » вкладывает в уста Тарика воодушевляющее обращение к своим солдатам накануне битвы, которое завершается призывом убить Родерика:
Помните, что я ставлю себя перед тем славным поручением, которое я увещеваю вас сделать. В тот момент, когда две армии встретятся рука об руку, вы увидите меня, никогда не сомневайтесь в этом, ищу этого Родерика, тирана своего народа, вызывающего его на бой, если Бог будет воля. Если я после этого погибну, то я получу по крайней мере удовольствие доставить вас, и вы легко найдете среди себя опытного героя, которому вы с уверенностью сможете поручить руководство вами. Но если я паду, прежде чем доберусь до Родерика, удвоьте свой пыл, заставьте себя атаковать и добиться завоевания этой страны, лишив его жизни. После его смерти его солдаты больше не будут бросать вам вызов. [46]
Согласно более поздним традициям, иберийские евреи, постепенно лишавшиеся избирательных прав под властью христианских монархов и епископов, [47] предоставил бойцов для пополнения мавританских сил. Каула аль-Яхуди отличился в бою во главе смешанного отряда евреев и берберов. [48] По словам составителя « Ахбар Маджмуа» . [49] По общему мнению, после победы евреи захватили несколько городов и даже поставили гарнизоны в Севилье , Кордове и самом Толедо. [28] Томпсон отмечает, что «какой бы ни была причина преследования [евреев] [готами], оно могло способствовать полному уничтожению тех, кто инициировал и проводил его в жизнь». [50] Несмотря на все это, участие евреев на стороне мусульман не зафиксировано в Мосарабской летописи .
Традиционным объяснением быстрого падения Вестготского королевства является упадок . [51] конца девятого века В «Хронике Профетика» действительно винят в поражении готов отсутствие покаяния за свои грехи: «Город Толедо, победитель всех народов, пал жертвой торжествующих исмаильтян и заслужил подчинение им. Так Испания была разрушена за свои отвратительные грехи в 380-й год правления готов». [26] Сегодня это не принимается специалистами, хотя оно по-прежнему оказывает сильное влияние через третичные отчеты, особенно в испаноязычной историографии.
Легенда
[ редактировать ]Среди легенд, вошедших в историю битвы, самой известной является легенда о графе Юлиане, который в отместку за оплодотворение его дочери Флоринды (позже Кава Румиа или Донья Кава ) от Родерика, когда молодая женщина была в родах. Выросший в дворцовой школе, предположительно одолжил Тарику корабли, необходимые для начала вторжения. [52] То, что арабы уже обладали достаточными военно-морскими силами в западном Средиземноморье, подтверждается их действиями против Балеарских островов . Хотя вопрос о зачатии (и имя его дочери) повсеместно игнорируется, граф Юлиан из арабских историй [53] был отождествлен с берберским католиком по имени Урбан, который фигурирует в Мосарабских хрониках . [54] Этот Урбан сопровождал Мусу через пролив. Урбан может быть легендарным Джулианом, но, скорее всего, Джулиан — легенда об Урбане. [55] Согласно одной из интерпретаций легенды Урбана-Юлиана, он был византийским губернатором Сеуты, который вместе с Тарифом вместе с арабами совершил набег на южное побережье Иберии в 710 году. [28] что Тариф — это изобретение, призванное объяснить этимологию Тарифы Глик предположил , , древней Юлии Традукты , из которой «Юлиан», вероятно, был (неназванным) готским графом ( происходит Юлиан ). [56]
«Сыновья Виттицы», занимающие столь видное место в более поздних христианских источниках, также неисторичны. Виттица, восхваляемый Мосарабскими хрониками , почти повсеместно подвергается критике в последующих работах, начиная с « Хроник Муассака» около 818 года. Возмутительность обвинений пропорциональна хронологической дистанции повествования. Так, Лукас де Тюи, писавший в конце тринадцатого века, изображает чудовище, а Родриго Хименес де Рада, исправляя разрозненные сведения, показывает, как Виттиза начинает свое правление с обещанием и превращается в тирана. [57] Монах Силосский около 1115 года записал, что сыновья Виттицы бежали от Родерика к Юлиану и заручились его помощью. [58]
Среди других легенд, связанных с битвой, есть легенда о прибытии Родерика на поле боя на колеснице, запряженной восемью белыми мулами . [57]
Существуют и другие легенды, касающиеся завоевания, такие как легенды о запечатанной камере в Толедо («la maison Fermée de Tolède») и стол (или ковер, в зависимости от перевода) Соломона , который, как утверждает Абд аль-Хакам, также был обнаружен. в Толедо. [31] Действительно, существовал стол, который был захвачен Тариком ибн Зиядом из Алмейды и перевезен Мусой ибн Нусайром в Дамаск. Тарик сломал одну ножку и сохранил ее, сделав замену столу. Когда и Тарик, и Муса достигли халифа в Дамаске (либо Аль-Валида , либо Сулеймана ), каждый заявил, что именно они захватили его. Тарик показал оригинальную ногу в качестве доказательства того, что он это сделал, в результате чего халиф наложил на Мусу огромные штрафы. В то время как некоторые мусульманские летописцы говорят, что это действительно была таблица Соломона, другие опровергают это утверждение и приписывают его мирянам, приписывающим Соломону фантастические предметы и деяния. К ним относятся Ибн Хайян , эрудит Аль-Бируни и Аль-Химьяри . Все упоминают, что оно было сделано за счет пожертвований церквям королей и богатых людей.
Золотая сандалия Родерика якобы была найдена в реке Гвадалете. [57] Американский военный историк девятнадцатого века Генри Коппи написал историю завоевания, которая включает в себя и пересказывает многие легенды. [59]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Норман Рот (1976), « Евреи и мусульманское завоевание Испании. Архивировано 7 декабря 2019 года в Wayback Machine », Еврейские социальные исследования , Том. 38, № 2, стр. 145–58.
- ^ Роджер Коллинз (1989), Арабское завоевание Испании, 710–97 (Лондон: Blackwell Publishing), 26–27, приводит доводы в пользу его Толедского происхождения, но другие предлагают Кордову или даже Сирию . Полное исследование Мосарабской хроники дано в книге Кармен Кардель де Хартманн (1999), «Текстовая передача мосарабской хроники 754 года», Early Medieval Europe , 8 (1), 13–29.
- ^ Пол, VI.xlvi. Архивировано 17 мая 2008 года в Wayback Machine , только добавляет тот факт, что « сарацины » пришли в Испанию из Сеуты.
- ↑ В девятнадцатом веке Рейнхарт Дози сравнил их с « Тысячей и одной ночью» . Совсем недавно Коллинз (1989) сравнил их с « Песней о Роланде» по истории Франции (стр. 34) или « Лебор на Серт» и «Когад Гаэдель ре Галлаиб» по истории Ирландии (стр. 5) с точки зрения исторической ценности.
- ^ Чарльз Катлер Торри , пер. (1922), История завоевания Египта, Северной Африки и Испании: известная как Футух Миср Ибн Абд аль-Хакама (издательство Йельского университета); также Джон Харрис Джонс, пер. (1858), История завоевания Испании (Геттинген: В. Фр. Кестнер), стр. 18–22, отрывок из книги « Ибн Абд-эль-Хакем: Исламское завоевание Испании из средневекового справочника» .
- ^ Оценку ценности этих источников для периода завоевания Готической Испании см. Collins (1989), 1–5.
- ^ Коллинз (1989), 3.
- ^ Коллинз (1989), 2 примечание 3 и 3 примечание 5 суммируют некоторые дебаты относительно арабских источников.
- ^ Бернард Ф. Рейли (1993), Средневековые Испании (Кембридж: Издательство Кембриджского университета), 49–50.
- ^ Коллинз (1989), 28
- ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания 409–711 гг . Нью-Джерси: John Wiley and Sons Ltd., стр. 130–132. ISBN 978-1405149662 .
- ^ Коллинз 2004 , с. 139.
- ^ «Тарик Абузара» и «другие» взяты из Мосарабских хроник , см. Коллинз (1989), 30. Тарик, что означает «вождь», считается этимологическим изобретением Хоакина Вальве (1989), «Новые идеи sobre la conquista árabe de España: Toponimia y onomástica», Аль-Кантара , 10 :1, 51–150. О других, сопровождавших Тарика, — Абдельмелич, Алькама и Мугейт — см. Дайкс Шоу (1906), «Падение вестготской державы в Испании», The English Historical Review , 21:82 (апрель), 222.
- ^ Игнасио Олагуэ (2004 [1974]), Исламская революция на Западе (Издательство Plurabelle), 274–75. С этой точки зрения Тарик был христианином (изначально). Ответ Олагуэ можно найти у Долорес Брамон (2001), «Dispatares sobre el ислам в Испании». [ мертвая ссылка ] , ВебИслам , Мнение, № 117.
- ^ Норман Рот (1976), «Евреи и мусульманское завоевание Испании», Еврейские социальные исследования , 38 (2), 146–148.
- ↑ Жорж Бохас , «Тарик ибн Зияд», Encyclopædia Universalis , по состоянию на 18 октября 2009 г.
- ^ Этьен Копо, Образ арабов и ислама в учебниках истории Турции с 1931 года , «Тетради по Восточному Средиземноморью и турецко-иранскому миру» (CEMOTI), 1991, Vol. 12, № 1, с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Э.А. Томпсон (1969), Готы в Испании (Оксфорд: Clarendon Press), 250–51.
- ^ Самбалук, Николас Майкл, изд. (2018). Пути инноваций в военном деле: от двенадцатого века до наших дней . Лондон: Лексингтон Букс. п. 7. ISBN 978-1498551779 .
- ^ Томас Ф. Глик (1979), Исламская и христианская Испания в раннем средневековье: сравнительные перспективы социального и культурного формирования (Принстон: Издательство Принстонского университета), 32. Тарик высадился 28 апреля 711 года.
- ^ Коллинз 2004 , с. 134.
- ↑ В «Зданиях Юстиниана Прокопия » термин Gaditanum fretum является синонимом Гибралтарского пролива и не обязательно означает, что Муса высадился в самом Кадисе (древний Гадес ).
- ↑ Более поздние арабские источники утверждают, что Муса отправился в Испанию только после того, как до него дошли новости об успехе Тарика. Он высек своего подчиненного на глазах у своих солдат, а затем они вместе завершили завоевание полуострова, прежде чем Муса был отозван халифом в Дамаск , факт, подтвержденный Мосарабскими хрониками . Муса взял с собой Тарика и многих пленных вестготов после взятия Толедо (Коллинз [1989], 29–31).
- ^ Роджер Коллинз (1986), Баски (Лондон: Blackwell Publishing), 97. Наиболее конкретные сведения помещают Родерика в окрестности Памплоны (Шоу, 223).
- ^ Бернард С. Бахрах (1973), «Переоценка вестготской еврейской политики, 589–711», The American Historical Review , 78 :1 (февраль), 32. Эта теория основана на определенном понимании личности загадочного Граф Юлиан (см. «Легенду» ниже). 250-летний Томпсон прямо заявляет, что о контексте этих византийских набегов ничего не известно.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннет Бакстер Вольф, изд. (2008). Хроника Профетика . Архивировано 29 июня 2009 года в Wayback Machine . Средневековые тексты в переводе. Архивировано 29 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Коллинз 2004 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с Бахрах (1973), 32.
- ↑ Глик, 32 года. По некоторым сведениям, битва началась 19-го числа и длилась неделю. 224-летний Шоу подозревает, что решающему сражению (вероятно, 25 или 26 числа) предшествовало множество стычек.
- ^ Дэвид Леверинг Льюис (2008), Божье испытание: ислам и создание Европы, 570–1215 (WW Norton & Co.), 123–24.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз 2004 .
- ^ Об этом см. Глик, 31.
- ↑ О теории о том, что Гуадабека стала Гуадалекой и, наконец, Гуадалете, см. Shaw, 223.
- ^ Как и в Уильяме Э. Уотсоне (1993), «Возвращение к битве при Тур-Пуатье». Архивировано 21 сентября 2008 года в Wayback Machine , Провиденс: Исследования западной цивилизации , 2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз (1989), 28.
- ^ Томас Ходжкин (1887), «Визиготическая Испания», The English Historical Review , 2 :6 (апрель), 233. Родриго утверждает, что битва произошла ad fluvium qui Guadalete dicitur, prope Assidonam quae nunc Xeres dicitur : у реки под названием Гуадалете, рядом с Сидонией, теперь называется Ксерес (цитата по Шоу, 223, с. 42). «Сидония», вероятно, римские цезари Асидона стала для арабов Херес-Сидонией, а затем Херес-де-ла-Бордер.
- ^ Перейти обратно: а б Глик, 32.
- ^ Другие оценки включают 60 000 и 90 000; Ибн Халдун приводит низкую цифру — 40 000. Эти войска сосредоточились на равнине Секунда на западном берегу Гвадалквивира напротив Кордовы, позже названной Кампо-де-ла-Вердад (Поле Истины).
- ^ Глик, 32 года, отмечает, что армии численностью 10–15 000 человек потребовалось бы более трех месяцев, чтобы переправиться через пролив, что объясняет задержку между высадкой Тарика, о которой сообщалось, и его маршем на север в традиционных источниках.
- ^ Коллинз 2004 , с. 141.
- ^ Дэвид Льюис, 123–124.
- ↑ По словам Рафаэля Альтамира-и-Креваа , «связь между мусульманами и сыновьями Виттицы подтверждена всеми летописцами и образует надежную отправную точку для истории вторжения», цитируется в Bachrach (1973), 33n86, который считает заманчивым объединить мусульман, коренное еврейство и Ахилу II, которого он считает сыном Витцы, в трехсторонний союз против Родерика. Коллинз (2004), 137–138, отвергает любые попытки спасти историчность сыновей Виттицы за счет противоречий в первоисточнике. 251-летний Томпсон отмечает, что «предположительно ему противостоял другой член аристократии или родственник Виттизы».
- ^ Для общего обсуждения военных мер в поздневестготской и поствестготской Испании до Каролингского завоевания см. Хоакин Вальве (1978), «Испания в восьмом веке: армия и общество», Al-Andalus , 43 (1), стр. . 51–112.
- ^ Коллинз 2004 , с. 135-139.
- ^ Коллинз (1989), 1–6 и 31.
- ↑ Взято из книги «Аль Маггари: Обращение Тарика к своим солдатам», 711 г. н. э., из «Дыхания духов» в средневековом справочнике , под редакцией Чарльза Ф. Хорна (1917), «Священные книги и ранняя литература Востока: Том VI, Средневековая Аравия» ( Нью-Йорк: Парк, Остин и Липскомб), 241–242. На стр. 238 Хорн объясняет, что «речь, однако, не сохраняет реальных слов» Тарика и является произведением скорее поэта, чем историка.
- ^ Вольфрам Дрюс (2002), «Евреи как язычники? Полемические определения идентичности в вестготской Испании», Early Medieval Europe , 11 (3), 189–207, дает хороший обзор обращения с евреями в Испании. О причастности церкви, и особенно Юлиана Толедского , к гонениям евреев в конце седьмого века, см. Фрэнсис X. Мерфи (1952), «Юлиан Толедский и падение вестготского королевства в Испании», Speculum , 27 (1), 1–27. Бернард С. Бахрах (1977), Еврейская политика раннего средневековья в Западной Европе (Миннеаполис: University of Minnesota Press), 23–25, выводит причины, по которым христианские летописцы более позднего средневековья полагали, что предшественник Родерика Виттиза был мягок в своей политике по отношению к евреям. , тем самым провоцируя сопротивление.
- ^ Еврейская энциклопедия , св «Каула аль-Яхуди» .
- ^ Арье Шипперс (1994), «Евреи в мусульманской Испании», Испанская еврейская поэзия и арабская литературная традиция: арабские темы в еврейской андалузской поэзии , 43.
- ^ Томпсон, 316; Бахрах (1977), 26 лет, согласен.
- ^ Эта точка зрения была влиятельно изложена на английском языке пресвитерианским преподобным Дайксом Шоу (1906), «Падение вестготской державы в Испании», The English Historical Review , 21:82 (апрель), 209–228.
- ↑ Шоу, 221 год, написавший в 1906 году, отвергает это как легенду из арабских историй конца девятого и десятого веков. Первым латинским летописцем, подхватившим это слово, был монах из Сило в 1110 году. Оно расцвело при Педро дель Коррале (который в пятнадцатом веке придумал «Флоресинду», подлинное готское имя) и Мигеле де Луна (который в шестнадцатом веке превратил ее в меретрикс ) .
- ^ Ибн Халдун называет его бербером-христианином, верным последователем ( fidelis ) Виттизы и, наконец, эмиром племени Гумара . Санчес-Альборнос согласился (Глик, 32n36).
- ↑ Отрывок, в котором упоминается Урбан, цитируется у Шоу, 221, примечание 38: По совету самого благородного человека Урбана африканский регион был поднят [или увещеван ] под догмой католической веры , который вместе с ним посетил все страны. Испании .
- ^ Коллинз (1989), 36.
- ^ Глик, 32 года. Тарифа по-арабски означает «точка», что указывает на то, что это южная оконечность Испании. Согласно Вальве, основываясь на теоретической путанице в арабском источнике между заливом Кадиса и заливом Альхесираса, «Юлиан», гот, был губернатором Кадиса. Идеи Вальве не получили широкого признания.
- ^ Перейти обратно: а б с Ходжкин, 234 года, который подробно цитирует Феликса Дана , Könige der Germanen , VI, 2-е изд. Оба скептически относятся к более поздним (после восьмого века) источникам.
- ^ Шоу, 222.
- ^ История завоевания Испании арабами-маврами: с очерком цивилизации, которую они достигли и принесли Европе (Бостон: Little, Brown & Company, 1881).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Моррис , «Битва при Гуадалете» , Исторические сказки: испанский , Филадельфия: Компания JB Lippincott, 1898.
36 ° 36'00 ″ с.ш. 6 ° 13'00 ″ з.д. / 36,6000 ° с.ш. 6,2167 ° з.д.