Христианизация Скандинавии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Часть серии о |
Скандинавия |
---|
![]() |
Христианизация Скандинавии , а также других стран Северной Европы и стран Балтии произошла между 8 и 12 веками. Королевства Дания , Норвегия и Швеция учредили свои собственные архиепархии , подчинявшиеся непосредственно папе , в 1104, 1154 и 1164 годах соответственно. Обращение в христианство . скандинавского народа потребовало больше времени, так как потребовались дополнительные усилия по созданию сети церквей
Самые ранние признаки христианизации были в 830-х годах, когда Ансгар построил церкви в Бирке и Хедебю . [1] Обращение скандинавских королей произошло в период 960–1020 гг. [1] Впоследствии скандинавские короли стремились основать церкви, епархии и христианскую королевскую власть, а также разрушить языческие храмы. [1] Дания была первой скандинавской страной, принявшей христианство, как Харальд Блютуз около 965 года нашей эры. заявил [2] и поднял больший из двух камней Еллинга . [3] По словам историка Андерса Винрота , христианство не было навязано скандинавам иностранными государствами или иностранными миссионерами, а вместо этого умышленно принято скандинавскими королями, которые считали эту религию политически выгодной. [4]
Хотя скандинавы стали номинально христианами, потребовалось значительно больше времени, чтобы настоящие христианские верования утвердились среди людей в некоторых регионах. [5] [6] в то время как в других регионах люди были обращены в христианство раньше царя. В период раннего средневековья папство еще не проявило себя как центральная римско-католическая власть, что сделало возможным развитие региональных вариантов христианства. [7]
Миссия Гамбург-Бремен [ править ]




Зарегистрированные миссионерские усилия в Дании начались с Виллиброрда , апостола фризов , который проповедовал в Шлезвиге , который в то время был частью Дании. [8] Он отправился на север из Фризии где-то между 710 и 718 годами во время правления короля Онгенда . [9] Виллиброрд и его товарищи не добились большого успеха: король вел себя почтительно, но не был заинтересован в изменении своих убеждений. Агантир разрешил 30 молодым людям вернуться во Фризию вместе с Виллибрордом. Возможно, намерением Виллиброрда было дать им образование и завербовать некоторых из них, чтобы они присоединились к его усилиям по распространению христианства среди датчан. [10] Столетие спустя Эббо, архиепископ Реймса и Виллериха , впоследствии епископ Бремена , крестил несколько человек во время их визита в Данию в 823 году. Он дважды возвращался в Данию, чтобы заниматься прозелитизмом, но без каких-либо успехов. [10]
В 826 году король Ютландии Харальд Клак был вынужден бежать из Дании Хориком I , другим королём Дании. Харальд отправился к Людовику I императору Германии за помощью в возвращении своих земель в Ютландии. Людовик I предложил сделать Харальда герцогом Фризии, если он откажется от старых богов. Харальд согласился, и его семья и 400 датчан, бывших с ним, крестились в Ингельхайме-на-Рейне . [11] Когда Харальд вернулся в Ютландию, император Людовик и Эббо Реймский поручил монаху Ансгару сопровождать Харальда и следить за христианством среди новообращенных. [12] Когда Харальд Клак был снова изгнан из Дании королем Хориком I, Ансгар покинул Данию и сосредоточил свои усилия на шведах. Ансгар отправился в Бирку в 829 году и основал там небольшую христианскую общину. Его самым важным новообращенным был Херигар, которого называли префектом города и советником короля. В 831 году была основана Гамбургская архиепископия , на которую возложили ответственность за обращение в свою веру Скандинавии. [13]
Хорик I разграбил Гамбург в 845 году, где Ансгар стал архиепископом. Местонахождение архиепископии было перенесено в Бремен . [13] В том же году в Бирке произошло языческое восстание, которое привело к мученической смерти Нитхарда и вынудило местного миссионера епископа Готберта бежать. [14] Ансгар вернулся в Бирку в 854 году и в Данию в 860 году, чтобы восстановить некоторые достижения своих первых визитов. В Дании он завоевал доверие тогдашнего короля Хорика II (а не Хорика I, который был убит в 854 году и выступал против христианства), который дал ему землю в Хедебю (протогород, который будет заменен Шлезвигом ) для первой христианской часовни. Вторая церковь была основана несколько лет спустя в Рибе на западном побережье Дании. Рибе был важным торговым городом, и в результате в 948 году южная Дания стала епархией с Рибе в качестве ее резиденции, частью Гамбургско-Бременской архиепископии под руководством ее первого епископа, святого Леофдага, который был убит в том же году при переправе через реку. Река Рибе. [15]
Верховенство архиепископии Гамбург-Бремен над церковной жизнью на севере постепенно уменьшалось, поскольку папство, начиная с понтификата Папы Григория VII и далее, больше напрямую связано с Севером. [16] Значительным шагом в этом направлении стало основание в 1103–1104 годах в Лунде архиепископства для всей Скандинавии . [16]
И рассказы о Виллиброде, и о Харальде являются полумифическими и включают мифические и легендарные темы нордической языческой традиции в свои христианские истории. Синкретизированный вариант истории Харальда, в котором он сражается с Рагнаром Лодброком за установление христианства в Дании, появляется в девятой книге Gesta Danorum Саксона Грамматика. Эббо — это имя мифического нордического персонажа Ибора, также известного как Эгиль или Орвандил, лучника, эльфа и кузнеца, который восстает против богов Асов и ведет с ними войну. История Эббо из Реймса объединяет темы история божественного Эббо, включая крестьянское (не асское) рождение и миграцию. Узурпация Харальда и его усилия по христианизации связаны с несколькими историями об «узурпации» и «изменениях в жертвоприношениях», включая узурпацию Митотина и введение поклонения Фрею в Уппсале, поскольку они используют схожие мотивы и мифические фигуры.
[ править ]
Часть серии о |
скандинавы |
---|
![]() |
WikiProject Скандинавская история и культура |
Дания [ править ]
Распространение христианства в Дании происходило с перерывами. Датчане столкнулись с христианами, когда участвовали в набегах викингов с IX по 1060-е годы. Датчане все еще были племенами в том смысле, что местные вожди определяли отношение к христианству и христианам для своего клана и родственников. Возвращение христианских рабов или будущих жен из набега викингов, возможно, впервые привело к тому, что большое количество простых датчан вступало в тесный контакт с христианами.
Когда вожди и короли Дании стали участвовать в политике Нормандии , Англии , Ирландии , Франции и Германии, они стали более добрыми по отношению к своим христианским подданным. В некоторых случаях обращение вождя или короля выглядит чисто политическим, чтобы обеспечить союз или предотвратить нападение могущественных христианских соседей. Были случаи, когда за обращением могущественного вождя (датского: ярла ) или одного из королей последовало массовое обращение среди их последователей. В некоторых случаях обращение было вызвано испытанием чудесами, совершаемыми святыми христианами в присутствии короля или других великих людей того времени.
Христианские миссионеры рано осознали, что датчане не поклонялись каменным или деревянным идолам, как это делали северные немцы или некоторые шведы. Они не могли просто уничтожить изображение, чтобы доказать, что Христос был высшим богом. Великие религиозные объекты в Выборге , Лейре , Лунде и Оденсе также были местом великих собраний Дании (по-датски: Landsting ). Религиозные объекты в Дании часто располагались возле священных источников, великолепных буковых рощ или изолированных вершин холмов. Миссионеры просто просили построить в тех местах часовни. Со временем религиозное значение этого места перешло к часовне.
Даже став христианами, датчане смешали две системы верований. Семьи, жившие близко к земле, не хотели оскорблять местных духов (датский: Landvætter ), поэтому подношения оставлялись такими же, какими они были в дохристианские времена. Священные источники (по-датски: килдер ) были просто посвящены одному из местных святых, связанных с источником, и жизнь продолжалась так же, как и раньше. Христианские миссионеры смогли помочь этому процессу, разместив церкви на священных местах или рядом с ними, а в некоторых случаях даже используя древесину из священных рощ для строительства церквей. легко Тора Знак молота поглотил крест.
В Дании есть несколько святых, канонизированных местными епископами, как это было принято в ранней Скандинавии, или почитаемых местными жителями как святых. Часто почитание этих святых связано с деяниями, связанными с христианизацией Дании. В Выборге есть Сен-Кьельд, в Орхусе — Сен-Нильс (также называемый Святым Николаем), в Оденсе — Сен-Кнуд (датский: Санкт-Кнуд ). Среди других — Канут Лавард , Ансгар , святой Тегер из Вендсисселя , святой Вильгельм, святой Леофдаг из Рибе и другие, отдавшие свои жизни и усилия делу обращения датчан в христианство.
Король Горм Старый (датский: den Gamle ), который при жизни был известен как Горм Сонный, был первым королем всей Дании. До его времени датские короли, по-видимому, были местными королями, не имевшими влияния на всех датчан. Дания состояла из Ютландии, Шлезвига и Гольштейна вплоть до реки Гага , главных островов Зеландии , Фюн , Лангеланда , близлежащих меньших островов и Сконеланда . Говорили, что Горм был «жестким и язычником», но влияние королевы Тайры позволяло христианам жить более или менее без проблем. Двойной курган Горма и Тиры в Еллинге содержал смесь языческой и христианской иконографии, включая украшенную серебряную чашу . [17] Сын Горма и королевы Тиры, король Харальд Bluetooth , хвастался на одном из камней в Еллинге , что он «сделал датчан христианами». Харальд Блютус также упоминается в надписи на Курмсанском диске , датированной 960–980-ми годами нашей эры. На реверсе диска имеется восьмиугольный гребень, огибающий край предмета. В центре восьмиугольного гребня находится латинский крест, который может указывать на то, что Харальд Блютуз был христианином.
Первым датским королем, принявшим христианство, был Харальд Клак , который крестился во время изгнания, чтобы получить поддержку Людовика Благочестивого . [18] Римберт сообщает, что он намеревался вернуться домой в сопровождении миссионеров; [19] однако Санмарк считает «маловероятным» то, что он действительно вернулся домой, и поэтому считает свое влияние на обращение Дании «вероятно незначительным». [18]
Христианство прочно утвердилось в Дании только после крещения Харальда Блютуса . [18] Первоначально Харальд оставался язычником, хотя еще в 935 году он разрешил публичные проповеди христианским миссионерам. Около 960 года Bluetooth обратился в христианство. [18] как сообщается, когда фризский монах Поппо держал в руке раскаленный кусок железа, не получив травм. дочь Харальда Гунхильд и его сын Свейн Вилобородый Крестились также . Была и политическая причина обращения. Немецкие истории сообщают, что Харальда крестили в присутствии императора Отто I , крестного отца Свейна Вилобородого. Одним из последствий его обращения стало то, что датские короли покинули старую королевскую резиденцию в Еллинге и перенесли свою резиденцию в Роскилле на острове Зеландия.
Свейн восстал против своего отца, который потратил непомерное количество времени и денег на возведение огромного камня в Еллинге в память о своих достижениях. Однажды король Харальд спросил путешественника, видел ли он когда-нибудь, чтобы люди передвигали такой тяжелый груз. «Я видел, как Свейн оттащил от вас всю Данию, сэр. Судите сами, на ком из вас лежит тяжелейшая ноша». [20] Харальд оставил камень лежать на дороге, осознав наконец, что Свейну почти удалось украсть все королевство. Несколько сражений завели восстание в тупик, но в 985 году Харальд был ранен стрелой и позже умер в Йомсборге .
Свейн Форкберд пытался вырвать контроль над церковью в Дании у Священной Римской империи и в результате был оклеветан немецкими историками своего времени. Его обвиняли в отступлении от христианских убеждений и преследовании христиан в Англии. Фактически Свейн отдал землю под большой собор в Лунде, чтобы оплатить содержание капитула. Его армия разрушила христианские церкви в Англии в рамках его вторжения после в День Святого Брайса, резни датчан организованной Этельредом . Но когда Свейн стал королем Англии и Дании, политика потребовала, чтобы он показал более доброе лицо по отношению к церкви, которая выступала против него.
Еще одним христианизирующим влиянием стала массовая эмиграция датчан в Англию и Нормандию в годы правления викингов. Тысячи датчан поселились в восточно-центральной Англии и на севере Франции, вытесняя местных жителей-христиан или вступая в брак с ними. Когда часть датского клана становилась христианином, это часто означало, что отношение остальной части семьи к христианству смягчалось.
К началу 11 века, определенно во время правления Канута IV , Данию можно было назвать христианской страной. Позже известный как Святой Канут, Канут IV был убит в церкви Святого Олбанса в 1086 году после того, как дворяне и крестьяне восстали против того, чтобы он ввел десятину для оплаты новых монастырей и других церковных фондов, которые были впервые созданы в Дании во время его правления. царствовать. И институты, и налог считались иностранными влияниями, а отказ Канута использовать региональные ассамблеи, как это было принято, для установления новых законов, привел к смерти его самого, его брата принца Бенедикта и семнадцати других хускарлов. Во многих отношениях канонизация святого Канута в 1188 году знаменует собой триумф христианства в Дании. Когда останки святого Канута были перенесены в собор Оденсе , весь народ смирился с трехдневным постом . Хотя он не был первым датчанином, причисленным к лику святых, это был первый случай, когда король, символ более или менее единой Дании, был признан примером, достойным почитания верующих.
С этого времени и до 1536 года, когда Дания стала лютеранской страной под властью короля (или королевы) Дании в качестве номинального главы Датской национальной церкви (датский: Folkekirke ), борьба между властью короля, дворянами и церковью определяла большую часть датской истории .
Норвегия [ править ]

Первые зарегистрированные попытки распространения христианства в Норвегии были предприняты в десятом веке королем Хоконом Добрым , выросшим в Англии. Его усилия были непопулярны и не имели большого успеха. Последующий король Харальд Грейхайд , также христианин, был известен разрушением языческих храмов , но не усилиями по популяризации христианства.
За ним последовал стойкий язычник Хокон Сигурдссон Ярл , который возглавил возрождение язычества с восстановлением храмов. Когда Гарольд I из Дании попытался навязать ему христианство около 975 года, Хокон нарушил свою верность Дании. Силы датского вторжения потерпели поражение в битве при Хьёрунгавагре в 986 году.
В 995 году Олаф Трюггвасон стал королем Норвегии Олафом I. Олаф совершал набеги на различные европейские города и участвовал в нескольких войнах. Однако в 986 году он (предположительно) встретил христианского провидца на островах Силли . Как и предсказывал провидец, по возвращении на свои корабли Олаф подвергся нападению группы мятежников . Как только он оправился от ран, он позволил себя крестить. Затем он прекратил совершать набеги на христианские города и жил в Англии и Ирландии. В 995 году он воспользовался возможностью вернуться в Норвегию. Когда он прибыл, Хокон Ярл уже столкнулся с восстанием, и Олаф Трюггвасон смог убедить повстанцев принять его своим королем. Позже Хокон Ярл был предан и убит собственным рабом, когда он прятался от повстанцев в свинарнике. [ нужна ссылка ]
Затем Олаф I поставил перед собой задачу обратить страну в христианство, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. [21] Распространив свои усилия на норвежские поселения на западе, королевские саги приписывают ему христианизацию Фарерских островов , Оркнейских островов , Шетландских островов , Исландии и Гренландии .
После поражения Олафа в битве при Сволдере в 1000 году в Норвегии под властью ярлов Ладе произошел частичный возврат к язычеству . В последующее правление святого Олафа остатки язычества были искоренены и укоренилось христианство.
Николас Брейкспир, впоследствии Папа Адриан IV , посетил Норвегию с 1152 по 1154 год. Во время своего визита он изложил церковную структуру для Норвегии. Папская булла , подтверждающая создание норвежской архиепархии в Нидаросе, датирована 30 ноября 1154 года. [22]
тринадцатого века Рунические надписи из торгового города Берген в Норвегии демонстрируют незначительное христианское влияние, и одна из них обращается к валькирии . [23]
Швеция [ править ]

Первые известные попытки христианизации Швеции были предприняты Ансгаром в 830 году по приглашению шведского короля Бьёрна. Основание церкви в Бирке не вызвало у шведов особого интереса. Столетие спустя Унни , архиепископ Гамбурга , предпринял еще одну неудачную попытку. В 10 веке английские миссионеры совершили вторжение в Вестергётланд .
Новые археологические исследования показывают, что христиане в Гёталанде жили уже в 9 веке; также считается, что христианство пришло с юго-запада и двинулось на север. [24]
Сторонники культа в Уппсале заключили взаимное соглашение о терпимости. [25] с Олофом Скётконунгом , первым христианским королем Швеции, взошедшим на престол в 990-х годах. Предположительно, Олоф Скётконунг не имел достаточно влиятельного положения, чтобы насильственно принуждать к соблюдению христианства в Уппланде . [26] Вместо этого он основал епископскую кафедру в Скаре в Вестергётланде , недалеко от своей крепости в Хусаби около 1000 года. [26] [27] Еще одна епископская кафедра была основана в Сигтуне в 1060-х годах. [26] королем Стенкилем , по словам Адама Бременского. [28] Это место было перенесено в Гамла Уппсалу, вероятно, где-то между 1134 и 1140 годами. [28] Возможно, это произошло из-за важности Упсалы как старой королевской резиденции и места событий, но это также могло быть вызвано желанием показать, что сопротивление христианству в Уппланде было побеждено. [28] По инициативе папы в 1164 году в Уппсале была основана шведская архиепископия. [28] [29]
Одним из самых жестоких событий между христианами и язычниками, возможно, стал конфликт между Блот-Свейном и Инге Старшей в 1080-х годах. Этот рассказ сохранился в саге об Оркнейингах и в последней главе саги о Хервараре , где сага последовательно переходит от легендарной истории к историческим шведским событиям, произошедшим за столетия до ее составления. Правящий король Инге решил положить конец традиционным языческим жертвоприношениям в Уппсале, что вызвало контрреакцию общественности. Инге был вынужден покинуть страну, а его зять Блот-Свейн был избран королем при условии, что он позволит продолжать жертвоприношения. После трех лет изгнания Инге тайно вернулся в Швецию в 1087 году и, прибыв в Старую Упсалу , окружил зал Блот-Свейна своими хускарлами и поджег зал, убив короля, когда тот сбежал из горящего дома. В «Саге о Хервараре» сообщается, что Инге завершила христианизацию шведов, но «Хеймскрингла» предполагает, что Инге не могла принять власть напрямую, а должна была избавиться от еще одного языческого короля, Эрик из Good Harvests . [30]
По мнению М.Г. Ларссона, причина, по которой в основных провинциях Швеции на протяжении XI века сосуществовали язычество и христианство, заключалась в том, что существовала общая поддержка перехода к новой религии. [31] Однако старые языческие обряды были важны и занимали центральное место в юридических процессах, и когда кто-то ставил под сомнение древние обычаи, многие недавно обращенные в христианство шведы могли на какое-то время решительно поддержать язычество. [31] Ларссон предполагает, что, следовательно, колебания между язычеством и христианством, о которых сообщают саги и Адам Бременский, не сильно отличались от колебаний, которые проявляются в современных идеологических сдвигах. [31] Королю Инге Старшему было бы невозможно править как христианский король без сильной поддержки со стороны своих подданных, а норвежское вторжение в Вестергётланд Магнуса Босогого стало испытанием для отношений Инге со своими подданными: похоже, он собрал большую часть Шведский Лейданг , 3600 человек, и он вытеснил норвежские оккупационные силы. [32]
Хотя официально Швеция была христианизирована к 12 веку, норвежский король Сигурд Крестоносец предпринял крестовый поход против Смоланда , юго-восточной части Шведского королевства, в начале 12 века, и официально это было сделано для того, чтобы обратить в свою веру местных жителей.
Археологические раскопки захоронений на острове Ловон недалеко от современного Стокгольма показали, что фактическая христианизация народа шла очень медленно и заняла как минимум 150–200 лет. [33]
Gotland[editГотланд
На шведском острове Готланд книга законов Готланда, известная как Гуталаген, официально использовалась с 1220-х годов до 1595 года. Тем не менее, на практике она оставалась в использовании до 1645 года. В этой книге законов говорилось, что выполнение блотов карается штрафом. [34]
Емтланд [ править ]
На самом северном руническом камне в мире, стоящем на острове Фрёсён в центральном Емтланде , Рунном камне Фрёсё , говорится, что человек по имени Аустмад христианизировал этот регион, вероятно, в период 1030–1050 годов, когда рунический камень был поднят. Об Аустмадре мало что известно, но считается, что он был законоговорителем регионального органа Джамтамот .
страны Другие Европы Северной
Скандинавские средневековые короли также правили провинциями за пределами Скандинавии. Эти провинции сегодня известны как страны Северной Европы.
Фарерские острова [ править ]
Зигмундур Брестиссон был первым фарерцем, принявшим христианскую веру, принеся христианство на Фарерские острова по указу Олафа Трюггвасона . Первоначально Сигмундур пытался обратить островитян, зачитав указ Альтингу в Торсхавне , но был чуть не убит разъяренной толпой . Затем он изменил свою тактику, отправился с вооруженными людьми в резиденцию вождя Трондур-и-Гёту и ночью ворвался в его дом. Он предложил ему выбор: принять христианство или быть обезглавленным ; он выбрал первое.Позже, в 1005 году, Трондур-и-Гёту ночью напал на Сигмундура на его дворе в Скувое, после чего Сигмундур бежал, переплыв вплавь, в Сандвик на Судурой . Он достиг земли в Сигмундаргьогве в Сандвике, но фермер в деревне убил измученного Сигмундура и украл его драгоценное золотое кольцо на руку .
Finland[editФинляндия
Христианизация Финляндии | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||
Люди | ||||||||
| ||||||||
Локации | ||||||||
Кокемяки ● Кёйлио ● Ноусиайнен ● Коройнен ● Кафедральный собор Турку | ||||||||
События | ||||||||
Финско-новгородские войны Первый шведский крестовый поход Второй шведский крестовый поход Третий шведский крестовый поход | ||||||||
Судя по археологическим находкам, христианство в Финляндии утвердилось в XI веке. Католическая церковь усилилась с растущим шведским влиянием в 12 веке и финским «крестовым походом» Биргера Ярла в 13 веке. С тех пор до 19 века Финляндия была частью Швеции.
Исландия [ править ]
Говорят, что ирландские монахи , известные как Папар, жили в Исландии до ее заселения норвежцами в 9 веке.
После того, как король Олаф I взял исландских заложников, в Исландии 10 века возникла напряженность между христианскими и языческими фракциями. Ожесточенных столкновений удалось избежать благодаря решению Альтинга в 1000 году нашей эры поручить арбитраж между ними Торгейру Льосветнингагоди , лидеру языческой фракции. После дня и ночи размышлений он решил, что страна должна принять христианство в целом, в то время как языческое богослужение в частном порядке будет по-прежнему терпеть. [35]
Мотивы обращения [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2021 г. ) |
Некоторые обращения, по-видимому, произошли ради политической и материальной выгоды, тогда как другие - по духовным причинам. Например, некоторые, возможно, просто хотели взять богатые подарки (например, красивую белую одежду для крещения), которые раздавались франкской знатью, которая выступала в качестве спонсоров кандидатов на крещение, когда они крестились. Например, в случае с датским королем Харальдом Блютусом он лишь частично обратился в новую веру (по крайней мере, поначалу), чтобы сохранить свою независимость от немцев, которые представляли в то время еще большую угрозу, чем франки до этого. к этому. Он также видел, что христианство может многое предложить его правлению. Это не только помогло возвысить его статус, но и оказало практическую помощь. Епископы-миссионеры были грамотными, а те, кто имел опыт работы в королевском правительстве в Германии или Англии, могли стать ценными советниками. [36] Существовал также экономический мотив обращения, поскольку языческие короли были очарованы христианским богатством. В результате некоторые решили принять новую веру как способ получить доступ к этому богатству. [37]
Последние язычники [ править ]
была основана новая датско-норвежская В 1721 году в Гренландии колония с целью обращения жителей в христианство. Примерно в то же время в Норвегии и Швеции были предприняты усилия по обращению саамов , которые оставались язычниками еще долгое время после обращения своих соседей. Некоторые саамы оставались необращенными до 18 века. [38]
Последствия [ править ]
Исследования показывают, что скандинавские страны, такие как Дания и Швеция, в настоящее время входят в число наименее религиозных стран в мире; тем не менее, «многие датчане и шведы, например, будут исповедовать веру во «что-то», хотя и не обязательно в библейского Бога». Фил Цукерман пишет в статье 2009 года в Nordic Journal of Religion and Society: «Конечно, историческое развитие культуры и религии в Дании и Швеции является решающим фактором, объясняющим нынешнее состояние нерелигиозности». [39]
См. также [ править ]
- Христианизация Литвы
- Христианизация Киевской Руси.
- Германское христианство
- Хеймскрингла – средневековое произведение, повествующее о жизни двух норвежских королей-миссионеров.
- Северные крестовые походы
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уинрот, Андерс (2012). Обращение Скандинавии: викинги, купцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы . Издательство Йельского университета. стр. 104–118. ISBN 978-0-300-17026-9 . JSTOR j.ctt1nq59r . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Христианство приходит в Данию» . Национальный музей Дании . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Еллингстенен, ок. 950–965» . danmarkshistorien.dk . Архивировано из оригинала 7 января 2020 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Уинрот, Андерс (2012). Обращение Скандинавии: викинги, купцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы . Издательство Йельского университета. стр. 161–162. ISBN 978-0-300-17026-9 . JSTOR j.ctt1nq59r . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Елена Мельникова, «Насколько христианами были христиане-викинги?». Рутеника, Доп. 4 (2011) стр. 90–107.
- ^ Красиво 2004, 170
- ^ Санмарк 2004: 15.
- ^ Латуретт, История распространения христианства. Том 2. Тысяча лет неопределенности: 500–1500 гг. Нашей эры (1938), стр. 81–87.
- ^ Хвитфельдт, Арильд . Хроника Королевства Дания
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Католическая энциклопедия "Сент-Виллиброрд", 1913 г.
- ^ Робинсон, Чарльз (1915). Преобразование Европы .
- ^ Римберт, «Анскар: Апостол Севера, 801–865», пер. CH Робинсон в книге «Каролингская цивилизация: читатель», изд. Пол Эдвард Даттон (Онтарио, Канада: Broadview Press, 2004), гл. 10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Древний престол Гамбурга». Католическая энциклопедия . 1913 год
- ^ Римберт, «Анскар: Апостол Севера, 801–865», пер. CH Робинсон в книге «Каролингская цивилизация: читатель», изд. Пол Эдвард Даттон (Broadview Press, 2004), гл. 17.
- ^ "Старейший собор Дании" Кристелиг Дагблад, 25 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Санмарк 2004: 107
- ^ Росдал, Эльза (1993). «Языческие верования, христианское влияние и археология - датский взгляд». В Фолксе, Энтони; Перкинс, Ричард (ред.). Переоценка викингов: Симпозиум, посвященный столетию Общества викингов, 14–15 мая 1992 г. Общество викингов по северным исследованиям, Университетский колледж Лондона. п. 132. CiteSeerX 10.1.1.683.8845 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Санмарк 2004: 81
- ↑ Римберт, Жизнь Анскара (отрывок). Архивировано 14 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Хвитфельдт, Арильд. Хроника Королевства Дания
- ^ Доктор Сэбьёрг Валакер Нордейде, энсеньян-шершёр, Центр исследований Средневековья, Бергенский университет. «Христианизация Норвегии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 23 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кауфхольд 2001: 116.
- ^ Красиво 2004, 173
- ^ «Когда Швеция стала христианской» . Популярная история.se . 15 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 г. Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Кауфхольд 2001, 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Санмарк 2004: 85
- ^ Кент, Нил, изд. (2008), «От предыстории до гегемонии викингов» , Краткая история Швеции , Кембриджские краткие истории, Cambridge University Press, стр. 15, номер домена : 10.1017/CBO9781107280205.002 , ISBN 978-0-521-81284-9 , заархивировано 15 июня 2018 года , получено 4 января 2022 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Санмарк 2004: 109
- ^ Кауфхольд 2001, 117.
- ^ Эпитет этого последнего короля отражает одну из целей дохристианского германского королевства - способствовать гармонии и хорошим урожаям, árs ok friðar .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларссон 2002, 160
- ^ Ларссон 2002, 161.
- ^ Красиво 2004, 172
- ^ «Гуталаген, ландшлак» . www.guteinfo.com . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ↑ Христианство . Архивировано 27 октября 2006 года в Wayback Machine , с сайта исландского парламента.
- ^ Сойер, Биргит; Сойер, Питер (1999). «Зачем доверять Белому Христу?». Христианская история . 18 (3): 22–25.
- ^ Фодор, Евгений (1983). Скандинавия Фодора . Нью-Йорк. п. 37.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кеннет Скотт Латуретт, История распространения христианства. Том 2. Тысяча лет неопределенности: 500–1500 гг. н. э. (1938), стр. 106–43.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2017 года . Проверено 8 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Беренд, Нора. Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь ок. 900–1200 (2010).
- Катахала-Пелтомаа, Сари. «Отцовство, мужественность и живая религия в позднесредневековой Швеции». Скандинавский журнал истории 38.2 (2013): 223–44.
- Латуретт, Кеннет Скотт. История распространения христианства. Том 2. Тысяча лет неопределенности: 500–1500 гг. н. э. (1938), стр. 106–43.
- Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. II: Девятнадцатый век в Европе, протестантские и восточные церкви (1959): стр. 131–96.
- Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. IV: Двадцатый век в Европе, Римско-католическая, протестантская и восточная церкви. (1961): 310–36.
- Мельникова, Елена. «Насколько христианами были христиане-викинги?». Рутеница, Доп. 4 (2011). стр. 90–107; онлайн ; также онлайн
- Мейлан, Николас. «Мана на Севере: власть и религия в средневековой скандинавской историографии», История религий (ноябрь 2016 г.) 56 № 2 149–66. дои : 10.1086/688215
- Санмарк, Александра : Власть и обращение: сравнительное исследование христианизации в Скандинавии ; Уппсала: Департамент археологии и древней истории, Уппсальский университет, Периодические статьи по археологии: 34; ISBN 91-506-1739-7 Также: доктор философии. Диссертация, 2002 г., Лондон, библиография Университетского колледжа в формате pdf, стр. 297–317.
- Уинрот, Андерс. Преобразование Скандинавии: викинги, торговцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы (Yale UP, 2012).
На других языках [ править ]
- Хофтун, Оддгейр (2008). Иконография христианского процесса и правящей власти в скандинавском средневековье , Осло: Solum forlag. ISBN 978-82-560-1619-8 (на норвежском языке)
- Кауфхольд, Мартин (2001), Север Европы в средние века , Общество научной книги ISBN 3-89678-418-8 (на немецком языке)
- Ларссон, МГ (2002). Королевство готов. Путешествия открытий к объединению Швеции . Атлантида, Стокгольм. ISBN 91-7486-641-9 . (на шведском языке)
- Приятно, Эббе. (2004). Молот Аса-Тора, Боги и гиганты в вере и традициях . Fält & Hässler, Вернамо. ISBN 91-89660-41-2 (на шведском языке)