Старая Уппсала
Старая Уппсала ( Шведский: [ˈɡâmːla ˈɵ̂pːˌsɑːla] , Старая Упсала ) — приход и деревня за пределами Уппсалы в Швеции . В 2016 году здесь проживало 17 973 жителя. [ 1 ]
Еще в III веке нашей эры, в IV веке нашей эры и далее он был важным религиозным, экономическим и политическим центром. [ 2 ] Ранние письменные источники показывают, что уже в доисторические времена Гамла Уппсала была широко известна в Северной Европе как резиденция шведских королей легендарной династии Инглингов . [ 3 ] Фактически, самые старые скандинавские источники, такие как Инглингаталь , Вестготский закон и Гутасага, говорят о короле шведов (Суйонес) как о «короле Уппсалы». [ 4 ] Это был главный центр шведов. [ 5 ]
В средние века это была крупнейшая деревня Уппланда , восточная часть которой, вероятно, изначально составляла ядро комплекса владений, принадлежавших шведской короне, так называемого Уппсала-од , западная часть которого состояла из королевских владений. Само поместье, kungsgården . [ 6 ]
Здесь также проходил Тинг всех шведов , который был тингом (генеральным собранием), проводившимся с доисторических времен до средневековья в конце февраля или начале марта. [ 7 ] Он проводился одновременно с большой ярмаркой под названием Дистинг и норвежским религиозным праздником под названием Дисаблот . [ 8 ] [ 9 ] В Законе Уппланда говорится, что именно на этом собрании король объявил, что флот для ведения войны, и были определены все команды, гребцы, командиры и корабли. летом будет созван [ 10 ]
Это был не только скандинавский культовый центр, но и стал шведским архиепископством в 1164 году. [ 11 ]
Географическое описание
[ редактировать ]Гамла Уппсала расположена на Фирис-Уолдс , возделываемой равнине в долине реки Фирис , южная часть которой густо заселена, а северная часть состоит из ферм.
Религиозное значение
[ редактировать ]Средневековые скандинавы считали Гамлу Уппсалу одним из старейших и важнейших мест Скандинавии. Датский летописец Саксон Грамматик считал, что сам Один жил в Гамла Уппсале еще в глубокой древности:
В это время жил некий Один, которому по всей Европе приписывалась ложная честь божества, но который чаще всего жил в Уппсале; и в этом месте, то ли из-за лени жителей, то ли из-за его приятности, он сподобился обитать с каким-то особенным постоянством. [ 12 ]
Эта традиция была также известна исландскому историку Снорри Стурлусону , который, однако, считал, что Один проживает в соседней Форнсигтуне , тогда как бог Фрейр жил в Гамла Уппсале. [ 13 ] Говорят также, что Фрейр основал два центральных учреждения Швеции железного века, Уппсальский од и Храм в Уппсале :
Фрейр взял королевство после Ньорда, и шведы называли его дротом, и они платили ему налоги. Ему, как и его отцу, повезло с друзьями и хорошими сезонами. Фрейр построил великий храм в Уппсале, сделал его своей главной резиденцией и отдал ему все свои налоги, свою землю и имущество. Затем начались домены Упсала, которые сохранились до сих пор. [ 13 ]
Саксон Грамматик добавляет, что Фрейр начал человеческие жертвоприношения в Гамла Упсале:
Также Фрейр, регент богов, поселился недалеко от Уппсалы, где он обменял на ужасное и позорное приношение за грех старый обычай молитвы через жертвоприношение, которым пользовались многие века и поколения. Ибо он заплатил богам отвратительные жертвы, начав убивать человеческие жертвы. [ 14 ]
Жертвоприношения в храме в Уппсале описаны Адамом Бременским :
Здесь я скажу несколько слов о религиозных верованиях шведов. У этого народа есть великолепный храм, который называется Уппсала, расположенный недалеко от города Сигтуна. В этом храме, построенном полностью из золота, люди поклоняются статуям трех богов. [ 15 ]
Общий фестиваль для всех провинций Швеции обычно проводится в Уппсале каждые девять лет. Участие в этом фестивале обязательно для всех. Короли и их подданные коллективно и индивидуально посылают свои дары в Уппсалу; и — что более жестоко, чем любое наказание, — от этих обрядов откупаются уже принявшие христианство. Жертвоприношение заключается в следующем: из каждого вида существ мужского пола приносятся девять жертв. Кровью этих существ принято умилостивлять богов.
Более того, их тела повешены в роще, примыкающей к храму. Эта роща настолько священна для народа, что отдельные деревья в ней считаются священными из-за смерти или разложения жертвенных жертв. Там рядом с людьми висят даже собаки и лошади. (Один христианин рассказал мне, что он видел семьдесят два их тела, свисающих вместе.) Однако заклинания, которые обычно поются при совершении такого рода возлияний, многочисленны и постыдны, и лучше их не делать. говорить о них. [ 15 ]
В сколии есть дополнительное описание:
Рядом с этим храмом растет очень большое дерево с широко раскинутыми ветвями, всегда зеленое и зимой, и летом. Что это за дерево, никто не знает. Там же есть источник, куда язычники привыкли приносить жертвы и погружать человека заживо. Пока его тело не будет найдено, просьба народа будет выполнена. Золотая цепь опоясывает этот храм и висит над фронтонами здания. Те, кто приближаются, видят его блеск издалека, потому что святилище, расположенное на равнине, окружено горами, расположенными так, что создается эффект театра. В течение девяти дней отмечаются праздники и жертвоприношения такого рода. Каждый день они приносят в жертву одного человека помимо других животных, так что за девять дней приносят в жертву 72 жертвы. Это жертвоприношение совершается примерно во время весеннего равноденствия . [ 15 ]
16-го века Йоханнес Магнус , архиепископ Уппсалы, утверждал, что город был в древности основан и назван в честь раннего шведского короля по имени Уббо (Упсала = Зал Уббо), который предположительно правил ок. 2300 год до нашей эры . Однако из-за отсутствия каких-либо подтверждающих доказательств рассказы Магнуса сегодня больше не пользуются широким признанием среди ученых.
Это был символический момент, когда Папа Иоанн Павел II под открытым небом посетил Скандинавию в 1989 году и провел мессу Швеции у королевских курганов в Гамле Уппсале, поскольку это был культовый центр норвежской религии, ставший первым архиепископством в 1164 году. [ 16 ]
В 2000 году [ нужна ссылка ] Шведское общество Асатру возобновило традицию проведения блотов в Гамла Упсале. [ 17 ]
История
[ редактировать ]Свидетельством святости этого места в сознании последователей средневековой норвежской религии является тот факт, что Гамла Уппсала была последним оплотом дохристианского скандинавского германского королевства . В 1070-х и 1080-х годах, по-видимому, произошел ренессанс скандинавской религии с великолепным Храмом в Уппсале, описанным в оспариваемом отчете очевидца Адамом Бременским . Адам Бременский рассказывает об Уппсале 1070-х годов и описывает ее как центр языческого культа с огромным храмом в Уппсале, содержащим деревянные статуи Одина, Тора и Фрейра.
Где-то в 1080-х годах христианский король Инги был сослан за отказ совершать жертвоприношения. Вместо этого был избран Блот-Свейн , но он был убит Инги, который затем смог вернуть себе трон.
Уппсале разместилось первое шведское архиепископство. Его большое значение в шведской традиции привело к тому, что в 1164 году в Гамла - ледниковый отскок .
Археология
[ редактировать ]Людей хоронили в Гамла Упсале уже 2000 лет, с тех пор как эта местность поднялась над водой. Первоначально в этом районе было от 2000 до 3000 курганов, но большинство из них превратилось в сельскохозяйственные угодья, сады и карьеры. Сегодня осталось всего 250 курганов.
В приходе сохранилось более 1000 археологических находок, но многие другие были вывезены в результате сельского хозяйства. Есть пирамиды из расколотого камня, которые показывают, что эта территория была заселена в скандинавский бронзовый век , но большинство могильных полей относятся к железному веку и эпохе викингов .
Огромное могильное поле к югу от Королевских курганов относится к римскому железному веку и германскому железному веку . несколько несгоревших могил эпохи викингов Рядом с домом священника было раскопано .
Под нынешней церковью в Гамле Упсале были найдены остатки одного или нескольких крупных деревянных построек. Некоторые археологи полагают, что это остатки храма Уппсалы , другие считают, что это остатки раннехристианской деревянной церкви. Однако церкви часто строились на дохристианских священных местах.
Рядом с нынешней церковью находится глиняное плато, Плато Королевского поместья ( Kungsgårdsplatån ), на котором археологи нашли остатки большого зала .
Королевские курганы
[ редактировать ]Королевские курганы (швед. Kungshögarna ) — название трёх больших курганов, расположенных в Гамла Упсале. Согласно фольклору, три бога Тор , Один и Фрейр отдыхали в Кунгсёгарне или Уппсале хёгар (от древнескандинавского слова Haugr, означающего курган или курган; родственного английского Howe ). [ 18 ] В 19 и 20 веках предполагалось, что они хранят останки трех королей полулегендарного Дома Инглингов и поэтому были известны как Ауна Курган , Адильса Курган и Эгиля Курган . Сегодня вместо этого используются их географические местоположения, и их называют Восточным курганом , Средний курганом и Западным курганом .
Они датируются V-VI веками. Будучи старейшими национальными символами Швеции, они даже изображаются на обложках книг о шведской национальной идентичности. В VI веке Гамла Уппсала была местом королевских захоронений. Место было выбрано тщательно и для того, чтобы придать им величественность. Курганы были построены на вершине хребта.
Сожгнув мертвого короля и его доспехи, он был перенесен в Валгаллу всепоглощающей силой огня. Температура огня могла достигать 1500 °C. Останки были покрыты булыжником, затем слоем гравия и песка и, наконец, тонким слоем дерна.
Таким образом, он (Один) установил законом, что все мертвецы должны быть сожжены, а их вещи положены вместе с ними в кучу, а пепел выброшен в море или закопан в землю. Таким образом, сказал он, каждый придет в Валгаллу с богатствами, которые он имел при себе в куче; и он также будет наслаждаться тем, что сам закопал в землю. В память о влиятельных людях следует воздвигнуть курган, а всем другим воинам, прославившимся мужественностью, — стоячий камень; этот обычай сохранялся еще долго после времен Одина. [...] Они верили, что чем выше дым поднимется в воздухе, тем выше поднимется тот, чья это была куча; и чем богаче он будет, тем больше имущества будет потребляться вместе с ним.
Старый спор и его решение
[ редактировать ]В 1830-х годах некоторые учёные утверждали, что курганы были чистыми природными образованиями, а не курганами. не мог смириться с этим оскорблением древних шведских национальных символов Будущий шведский король Карл XV и, чтобы развеять любые сомнения, решил начать раскопки. [ 19 ]
Задание было дано Брору Эмилю Хильдебранду , [ 19 ] генеральный директор Национального архива. В 1846 году [ 19 ] он предпринял раскопки восточного кургана высотой девять метров (30 футов) в надежде найти могилу древнего шведского короля.
Восточный курган
[ редактировать ]Раскопки были сложными и вызвали широкую огласку. В кургане был прорыт туннель длиной 25 метров (82 фута), где нашли глиняный горшок, наполненный обгоревшими костями, а вокруг него находились остатки обгоревших погребальных подношений.
Среди наиболее важных находок в восточном кургане — множество фрагментов украшенных бронзовых панелей с изображением танцующего воина с копьем. Эти панели, вероятно, украшали шлем вендельского типа , распространенный в Уппленде (единственными зарубежными образцами являются шлемы Саттон-Ху и Стаффордшира ). Были также находки золота, которые, вероятно, украшали скрамасакс , но по другой интерпретации были частью пояса. Погибшим также передали несколько стеклянных мензурок, тафл-игру , гребешок и хон .
Большинство ученых сходятся во мнении, что курган был воздвигнут либо для женщины, либо для юноши и женщины, поскольку были найдены останки женщины и мальчика. [ 19 ] Хильдебранд перезахоронил большую часть останков, поэтому, прежде чем спор удастся разрешить, необходимо будет провести новые раскопки. Совершенно очевидно, что погибшие принадлежали к королевской династии.
Западный курган
[ редактировать ]В 1874 году Хильдебранд начал раскопки западного кургана и проложил огромную шахту прямо в пирамиду из камней в центре кургана. Под булыжником виднелись обугленные остатки погребального костра.
В западном кургане найдены останки мужчины [ 19 ] и животные, вероятно, для еды во время путешествия. Были найдены остатки снаряжения воина. [ 19 ] Роскошное оружие и другие предметы, как отечественные, так и импортные, свидетельствуют о том, что погребенный был очень могущественным человеком. Среди этих останков - франкский меч, украшенный золотом и гранатами, а также настольная игра с римскими пешками из слоновой кости . Он был одет в дорогой костюм из франкского сукна с золотыми нитями и носил пояс с роскошной пряжкой. Было четыре камеи с Ближнего Востока. [ 19 ] которые, вероятно, были частью гроба. Находки свидетельствуют о дальних контактах жителей Уппланда в VI веке.
Старая церковь Уппсалы
[ редактировать ]Церковь Гамла Упсала ( Gamla Uppsala kyrka ) была резиденцией Шведского архиепископства до 1273 года, когда резиденция была перенесена в Остра Арос (Эстра Арос затем был переименован в Уппсалу по просьбе папы). Старый собор , вероятно, был построен в 11 веке, но закончен в 12 веке. Каменному зданию, возможно, предшествовала деревянная церковь и, вероятно, большой храм в Уппсале . После пожара 1240 года неф и трансепты собора убрали, оставив только хор и центральную башню, а с добавлением ризницы и притвора придали церкви нынешний внешний вид. В 15 веке были добавлены своды и рисунки мелом. Среди средневековых деревянных скульптур есть три распятия XII, XIII и XV веков. [ 20 ]
Здесь был похоронен архиепископ Валерий . Король Швеции Эрик IX тоже был там, прежде чем его перевезли в Уппсальский собор . Астроном, физик и математик Андерс Цельсий (1701–1744) также был похоронен в церкви Гамла Упсала рядом со своим дедом Магнусом Цельсием (1621–1679). [ 21 ] [ 22 ]
-
Старая церковь Уппсалы с запада
-
Церковь Гамла Уппсала с юго-востока
-
Интерьер старой церкви Упсалы
-
Алтарь старой церкви Упсалы
-
Кафедра старой церкви Упсалы
-
Неф старой церкви Упсалы
-
Колокольня старой церкви Уппсалы
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Королевство Швеция» . Географические имена.
- ^ Хадениус, Стиг; Нильссон, Торбьорн и Оселиус, Гуннар. (1996). История Швеции . Центральная типография, Бурос. ISBN 91-34-51857-6 стр. 83:
Упсала , со 2-го и 4-го веков, важный экономический, религиозный и политический центр в Мелардалене [...]. Перевод : Уппсала в III и IV веках была важным экономическим, религиозным и политическим центром в бассейне Меларена [...]. - ^ Статья « Старая Упсала» , подраздел «История» , в Национальной энциклопедии (1992):
Ранние письменные источники показывают, что Г. уже в древности был известен в нордических странах как резиденция шведских королей мифического рода Инглингов. & Перевод : Ранние письменные источники показывают, что Г. еще в доисторические времена был широко известен в странах Северной Европы как резиденция шведских королей легендарной династии Инглингов. - ^ Тунмарк-Нилен, Лена (1995), «Старая Уппсала», азбука эпохи викингов , Шведский музей национальных древностей , ISBN 9171929843 , заархивировано из оригинала 30 сентября 2007 года , получено 9 августа 2007 года :
Король Швеции упоминается как король Уппсалы, среди других в приложении Инглингатала, Гутасагана и Эльдре Вестгёталагена о проведении границы. Перевод : Король Швеции упоминается как король Упсалы, например, в Инглингатале, Гутасаге и в приложении к вестготскому закону об установлении границы. - ^ Юнгквист, Джон (2013), «Монументализация Старой Уппсалы», в Сундквисте, Олоф; Викстранд, Пер (ред.), Старая Уппсала в новом свете (PDF) , шведская Science Press, Уппсала, стр. 33, ISBN. 978-9171929846 :
Вряд ли кто-то уже подвергает сомнению особое положение Старой Упсалы как центра шведов. Перевод : Вряд ли кто-нибудь больше сможет подвергнуть сомнению уникальное положение Гамлы Упсалы как центра шведов . - ^ Статья « Старая Упсала» , подраздел «История» , в Национальной энциклопедии (1992):
В средние века Г. была крупнейшей деревней Уппландии, восточная часть которой первоначально составляла ядро так называемого Упсальского ода, усадебного комплекса короны, а западная часть которого составляла само королевское имение. Перевод : В средние века Г. была крупнейшей деревней Уппланда, восточная часть которой первоначально должна была быть ядром так называемого Уппсала-од, комплекса поместий Короны, а западная часть которой состояла из королевских поместий. сам. - ^ Фолин, Нина (2001), «Ландстинг», Medeltidens ABC , Шведский музей национальных древностей , ISBN 9151839261 , архивировано из оригинала 1 сентября 2007 г. , получено 9 августа 2007 г.
- ^ Статья Disatinget в энциклопедии Nordisk familjebok.
- ^ Статья Disablot в энциклопедии Nordisk familjebok .
- ^ Седерберг, Вернер. (1896). «Некоторые исследования, касающиеся Дисасагана», в Самларене . стр. 67.
- ^ «К.Г. Хаммару пришлось ждать», Kyrkans Tidning , № 14, 2005.
- ^ Сакс Грамматик Геста Данорум Том. Книга 1. Перевод Элтона Оливера - через Библиотеку средневековой и классической литературы.
- ^ Jump up to: а б Стурлусон, Снорри Инглинге Сага об Перевод Лэнга, Сэмюэля. Архивировано из оригинала 26 ноября 2006 г. - через Northvegr.
- ^ Сакс Грамматик Геста Данорум Том. Книга 3. Перевод Элтона Оливера - через Библиотеку средневековой и классической литературы.
- ^ Jump up to: а б с Адам Бременский. История епископов Гамбурга . Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 г., короткий онлайн-текст.
- ^ «КГ Хаммару пришлось ждать» . Церковная газета . Проверено 14 мая 2005 г.
- ^ «Весенний блот в Кунгсёгарне» . Unt.se (на шведском языке). 4 апреля 2010 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ Золотой храм или деревянная церковь? Наземные радиолокационные исследования в старой церкви Упсалы. Магнус Алькарп, Форнвеннен, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вайс, Дэниел (июнь – август 2017 г.). «Вне сети» . Археология . 70 (4): 10. ISSN 0003-8113 . Проверено 2 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ] – через EBSCO мастер-файл Complete (требуется подписка)
- ^ «Старая церковь Упсалы» . svenskakyrkan.se . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Андерс Цельсий» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Магнус Н Цельсий» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 декабря 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Клингмарк, Элизабет: Старая Уппсала , Шведское культурное наследие 59, Riksantikvarieämbetet.
- Национальная энциклопедия
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный тур по церкви Гамла Уппсала
- Археологические данные о Гамла Упсале , предоставленные Шведским советом по национальному наследию.
- Уппсалы . Официальный сайт
- Историческая справка из Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адама Бременского, Книга IV, с латинским и английским текстом.
59 ° 53'49 "с.ш. 17 ° 37'44" в.д. / 59,897 ° с.ш. 17,629 ° в.д.