Христианизация Литвы
Христианизация Литвы ( литовский : Lietuvos krikštas ) произошла в 1387 году по инициативе короля Польши и великого князя литовского Ягайлы и его двоюродного брата Витаутаса Великого . Это означало официальное принятие католического христианства Литвой языческой , последней в страной Европе . [1] Это событие завершило один из самых сложных и длительных процессов христианизации в европейской истории.
История
[ редактировать ]Ранние контакты с христианством
[ редактировать ]Контакты литовцев с христианской религией предшествовали созданию Литовского княжества в 13 веке. Первая известная запись о названии Литва ( Litua ), зафиксированная в Кведлинбургских Анналах в 1009 году, относится к халкидонским миссионерам во главе с Бруно Кверфуртским , крестившим нескольких правителей ятвягов , соседнего балтийского племени . Однако литовцы имели более активные контакты с Киевской Русью и последующими восточнославянскими государствами, которые приняли православие после христианизации Киевской Руси в X веке.
По мере расширения литовских князей на восток влияние славянских государств на их культуру возрастало. Их примеру последовали их подчиненные и народ, заимствовавшие, например, многие восточнославянские варианты христианских имен в XI–XII веках. Это заимствование становилось все более распространенным среди языческого населения Аукштайтии , хотя в гораздо меньшей степени – в Жемайтии . О влиянии православия на языческую литовскую культуру свидетельствует то, что около трети современных литовских фамилий, образованных из имен при крещении, имеют староцерковнославянское происхождение. [2] Кроме того, литовские слова «церковь», «крещение», «Рождество» и « пост » классифицируются как заимствования из русинского, а не польского языка. [3]
Крещение Миндаугаса
[ редактировать ]Возникновение монашеского государства Ливонского ордена вокруг границ Литвы сделало весьма актуальным выбор государственной религии. Первым великим князем литовским, принявшим западное христианство , был Миндаугас , хотя его племянник и соперник Таутвилас сделал это раньше, в 1250 году. Первые переводы католических молитв с немецкого были сделаны во время его правления и известны с тех пор. [4]
В 1249 году союзник Таутвиласа Даниил Галицкий напал на Новоградак, а в 1250 году другой союзник Таутвиласа, Ливонский орден, организовал крупный набег на Нальшскую землю и владения Миндаугаса в собственно Литве . Атакованный с юга и севера и столкнувшийся с возможностью волнений в других местах, Миндаугас оказался в крайне затруднительном положении, но сумел использовать конфликты между Ливонским орденом и рижским архиепископом в своих интересах. В 1250 или 1251 году Миндаугас согласился принять крещение и отказаться от контроля над некоторыми землями в западной Литве, за что он должен был получить взамен корону.
Миндаугас и его семья были крещены по католическому обряду в 1250 или 1251 году. 17 июля 1251 года папа Иннокентий IV издал папскую буллу, провозглашавшую Литву королевством , а государство было передано под юрисдикцию епископа Рима . Миндаугас и его жена Морта были коронованы где-то летом 1253 года, и было основано Литовское королевство , формально христианское государство. Даже номинально став католиком, король Миндаугас не переставал приносить жертвы своим богам. [5] Несмотря на крещение правящей семьи, Литва так и не стала истинно христианским государством, поскольку не было предпринято плодотворных усилий по обращению ее населения; Литовцы и жемайтийцы твердо стояли за свою исконную религию . Отчасти это можно отнести к походу золотоордынского туманбаши Бурундая в 1259 и 1260 годах, который вызвал разрушения в самой Литве и Нальше .
Колебания между Востоком и Западом
[ редактировать ]Преемники Миндаугаса не проявили достаточной заинтересованности в том, чтобы пойти по его стопам. Были десятилетия колебаний между латинским и православным вариантами. [6] «Для Гедиминаса и Альгирдаса сохранение язычества стало полезным дипломатическим инструментом и оружием... которое позволило им использовать обещания обращения как средство сохранения своей власти и независимости». [7] Великий князь Альгирдас придерживался варианта «динамического баланса». На протяжении всего своего правления он дразнил Авиньон и Константинополь перспективами обращения; [8] было предпринято несколько безуспешных попыток договориться о преобразовании Литвы. [9]
Чтобы избежать дальнейших столкновений с Тевтонским орденом , в 1349 году литовский соправитель Кястутис начал переговоры с папой Климентом VI о переходе в другую веру, и ему и его сыновьям были обещаны королевские короны. Альгирдас охотно оставался в стороне от дел и занимался наведением порядка в русинской части государства. Посредник в переговорах, польский король Казимир III , предпринял в октябре 1349 года неожиданный штурм Волыни и Бреста , сорвавший план Кястутиса. Во время польско-литовской войны за Волынь король Венгрии Людовик I 15 августа 1351 года предложил Кястутису мирный договор, согласно которому Кястутис обязался принять христианство и предоставить Венгерскому королевству военную помощь в обмен на королевскую корону. . Кястутис подтвердил договор, совершив языческий ритуал. [10] убедить другую сторону. На самом деле Кястутис не собирался соблюдать соглашение и сбежал по пути в Буду . [11]
К 14 веку Великое княжество Литовское стало преемником Киевской Руси в западной части ее владений. [12] Хотя ее государь был язычником, большинство населения составляли славяне и православные. Чтобы узаконить свое правление в этих областях, литовская королевская семья часто вступала в брак с православной аристократией Рюриковичей Восточной Европы. В результате некоторые литовские правители были крещены в православие либо детьми ( Швитригайла ), либо взрослыми. Первым был Вайшельга , сын и наследник Миндаугаса , принявший монашество в православном монастыре в Лаврашеве. [13] близ Новгородка и позже основал там женский монастырь. [14]
Христианизация Ягайлы и Витаутаса
[ редактировать ]Последнюю попытку христианизировать Литву предпринял Ягайло. Русская мать Ягайло убеждала его жениться на Софии, дочери московского князя Дмитрия , которая требовала от него сначала принять православие и сделать Литву феодальным владением Великого княжества Московского . [15] Однако этот вариант был нереальным и вряд ли остановил крестовые походы Тевтонского ордена против Литвы. Поэтому Ягайло решил принять предложение поляков стать католиком и жениться на польской королеве Ядвиге . На этих и других условиях 14 августа 1385 года в Кревском замке Ягайла согласился принять христианство, подписав Кревский акт .
Владислав II Ягелло был должным образом крещен в Вавельском соборе в Кракове 15 февраля 1386 года и стал королем Польши . За королевским крещением последовало обращение большей части двора и рыцарей Ягайло. [16] а также братья Ягайлы Каригайла , Вигантас , Швитригайла и двоюродный брат Витаутас . Ягайло отправил Доброгоста, епископа Познани , послом к Папе Урбану VI с прошением об учреждении епископской кафедры в Вильнюсе и назначении Анджея Ястшембеца для ее заполнения.
Ягайло вернулся в Литву в феврале 1387 года. Крещение дворян и их крестьян сначала проводилось в столице Вильнюсе и его окрестностях. Весной крестились дворянство и некоторые крестьяне Аукштайтии , а затем и остальная литовская знать. Приходы были основаны в этнической Литве, а новый Вильнюсский собор был построен в 1387 году на месте снесенного языческого храма. Согласно сведениям спорной точности, предоставленным Яном Длугошем , первые приходские церкви были построены в литовских языческих городах Вилкмерге , Майшягала , Лида , Неменчине , Мядининкай , Крева , Хайна и Аболцы, принадлежавших вотчине Ягайлы. Ягайло уничтожил старые культовые сооружения: алтари , священные рощи , убил ужов и других змей, которые в то время считались божественными хранителями домов. [17] Папская булла, изданная Папой Урбаном VI от 12 марта 1388 года, содержит сведения об уничтожении предметов языческого культа в Вильнюсе и дает правовые основания для создания Виленского собора . [1] 19 апреля 1389 года папа Урбан VI признал статус Литвы как римско-католического государства. [18] Литва была последним государством Европы, принявшим христианство . [1]
Жемайтия была последним этническим регионом Литвы, обращенным в христианство в 1413 году после поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве и Тернового мира и его последующего возвращения под контроль Литвы. [19] В ноябре 1413 года Витовт сам проплыл по рекам Неман и Дубиса , достиг окрестностей Бетыгалы , где крестил первые группы жемайтийцев . [20] В 1416 году началось строительство восьми первых приходских церквей. Жемайтийская епархия была основана 23 октября 1417 года, и Матиас Тракайский стал первым епископом Жемайтии . [21] Собор Мядининкае построен в был около 1464 года. [19]
Последствия
[ редактировать ]Этнические литовские дворяне были основными обращенными в католицизм, но язычество среди крестьянства оставалось сильным. Языческие обычаи долгое время господствовали среди простого народа Литвы и практиковались тайно. Никаких преследований священников и приверженцев старой веры не было. Однако к 17 веку, после Контрреформации (1545–1648 гг.), Римско-католическая вера по существу взяла верх над более ранними языческими верованиями.
Преобразование и его политические последствия имели долгосрочные последствия для истории Литвы. Поскольку большинство населения Великого Княжества Литовского за пределами собственно Литвы было православным, а элита постепенно перешла в католицизм , религиозная напряженность возросла. Некоторые из православных Гедиминидов уехали из Литвы в Московию , где дали начало таким родам, как Голицыны и Трубецкие . Православное население современной Украины и восточной Белоруссии часто симпатизировало правителям Московии, которые изображали себя поборниками православия. Эти чувства способствовали таким неудачам, как битва при Ведроше , которая нанесла вред Великому княжеству и подорвала его положение как доминирующей державы в Восточной Европе .
С другой стороны, обращение в католицизм облегчило интеграцию Литвы в культурную сферу Центральной Европы и проложило путь к политическому союзу Литвы и Польши, завершившемуся Люблинской унией в 1569 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Роуэлл, Стивен Кристофер ; Баронас, Дариус (2015). Обращение Литвы: от варваров-язычников к христианам позднего средневековья . Вильнюс : Институт литовской литературы и фольклора. стр. 2, 273. ISBN. 9786094251528 . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ (на литовском языке) З. Зинкявичюс . Истоки христианства в Литве [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ СК Роуэлл. Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Издательство Кембриджского университета, 1994. Страница 149.
- ^ Например, начальный стих тринитарной формулы на литовском языке, а также на латышском и прусском языках представлен как vardan Dievo Tėvo , то есть «во имя Отца Бога Отца », в отличие от распространенной версии «во имя Бога ». отца». Показано влияние немецкого арианства , использовавшего деноминацию Got Vater , на самую раннюю литовскую литургию . [1]
- ^ SC Роуэлл Страница 120
- ^ Дэвис, Норман. Европа: История . Издательство Оксфордского университета. Страница 430.
- ^ Малдун, Джеймс. Разновидности религиозного обращения в средние века . Университетское издательство Флориды, 1997. Страница 140.
- ^ Дэвис, страница 430
- ^ Малдон, страница 137
- ^ убийство быка, бросив в него нож
- ^ (на литовском языке) Кястутис: был ли он сторонником или противником христианизации , дата обращения: 07.01.2007.
- ^ Дэниел З. Стоун. Польско-Литовское государство, 1386-1795 гг . Вашингтонский университет Press, 2001. ISBN 0-295-98093-1 . страница 3;
Пол Роберт Магочи . История Украины . Университет Торонто Press, 1996. Страница 67. - ^ По следам мифа, заархивировано 11 сентября 2019 г. в Wayback Machine , Эдвардас Гудавичюс.
- ^ СК Роуэлл. Страница 149.
- ^ А. Томас Лейн. Литва: шаг на запад . Рутледж, 2001. Страница XXI.
- ^ Клочовский, 54-57.
- ^ Вайткявичюс, Выкинтас (2011). «Крещение Литвы: история и фольклор» . Народная культура (на литовском языке). 2 (137): 12 . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Эйдинтас, Альфонсас (2015). История Литвы (PDF) . Вильнюс: Издательство «Эугримас». п. 51. ИСБН 978-609-437-163-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2021 года . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Буцевиче, Янина. «История и источники 600-летия Крещения Жемайчю» . Римско-католическая епархия Тельшяй (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ (на литовском языке) Дуалистическое формирование литовской национальности и триалистический характер литовского крещения. Архивировано 2 мая 2003 г. в Wayback Machine Dr. Александр Виткус
- ^ «Мотейс Тракишкис» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обращение Литвы в 1387 году. Архивировано 27 июля 2020 г. в Wayback Machine.