Jump to content

Христианизация Литвы

Фреска Вильнюсского собора, относящаяся к христианизации Литвы.

Христианизация Литвы ( литовский : Lietuvos krikštas ) произошла в 1387 году по инициативе короля Польши и великого князя литовского Ягайлы и его двоюродного брата Витаутаса Великого . Это означало официальное принятие католического христианства Литвой языческой , последней в страной Европе . [1] Это событие завершило один из самых сложных и длительных процессов христианизации в европейской истории.

Ромува Святилище в Пруссии

Ранние контакты с христианством

[ редактировать ]

Контакты литовцев с христианской религией предшествовали созданию Литовского княжества в 13 веке. Первая известная запись о названии Литва ( Litua ), зафиксированная в Кведлинбургских Анналах в 1009 году, относится к халкидонским миссионерам во главе с Бруно Кверфуртским , крестившим нескольких правителей ятвягов , соседнего балтийского племени . Однако литовцы имели более активные контакты с Киевской Русью и последующими восточнославянскими государствами, которые приняли православие после христианизации Киевской Руси в X веке.

По мере расширения литовских князей на восток влияние славянских государств на их культуру возрастало. Их примеру последовали их подчиненные и народ, заимствовавшие, например, многие восточнославянские варианты христианских имен в XI–XII веках. Это заимствование становилось все более распространенным среди языческого населения Аукштайтии , хотя в гораздо меньшей степени – в Жемайтии . О влиянии православия на языческую литовскую культуру свидетельствует то, что около трети современных литовских фамилий, образованных из имен при крещении, имеют староцерковнославянское происхождение. [2] Кроме того, литовские слова «церковь», «крещение», «Рождество» и « пост » классифицируются как заимствования из русинского, а не польского языка. [3]

Крещение Миндаугаса

[ редактировать ]

Возникновение монашеского государства Ливонского ордена вокруг границ Литвы сделало весьма актуальным выбор государственной религии. Первым великим князем литовским, принявшим западное христианство , был Миндаугас , хотя его племянник и соперник Таутвилас сделал это раньше, в 1250 году. Первые переводы католических молитв с немецкого были сделаны во время его правления и известны с тех пор. [4]

Булла Папы Иннокентия IV о передаче Литвы под юрисдикцию Римского епископа , крещении и коронации Миндаугаса

В 1249 году союзник Таутвиласа Даниил Галицкий напал на Новоградак, а в 1250 году другой союзник Таутвиласа, Ливонский орден, организовал крупный набег на Нальшскую землю и владения Миндаугаса в собственно Литве . Атакованный с юга и севера и столкнувшийся с возможностью волнений в других местах, Миндаугас оказался в крайне затруднительном положении, но сумел использовать конфликты между Ливонским орденом и рижским архиепископом в своих интересах. В 1250 или 1251 году Миндаугас согласился принять крещение и отказаться от контроля над некоторыми землями в западной Литве, за что он должен был получить взамен корону.

Миндаугас и его семья были крещены по католическому обряду в 1250 или 1251 году. 17 июля 1251 года папа Иннокентий IV издал папскую буллу, провозглашавшую Литву королевством , а государство было передано под юрисдикцию епископа Рима . Миндаугас и его жена Морта были коронованы где-то летом 1253 года, и было основано Литовское королевство , формально христианское государство. Даже номинально став католиком, король Миндаугас не переставал приносить жертвы своим богам. [5] Несмотря на крещение правящей семьи, Литва так и не стала истинно христианским государством, поскольку не было предпринято плодотворных усилий по обращению ее населения; Литовцы и жемайтийцы твердо стояли за свою исконную религию . Отчасти это можно отнести к походу золотоордынского туманбаши Бурундая в 1259 и 1260 годах, который вызвал разрушения в самой Литве и Нальше .

Средневековая фреска из церкви Сен-Пьер-ле-Жен в Страсбурге , изображающая путь 15 европейских народов к христианству. Литва представлена ​​последней цифрой.

Колебания между Востоком и Западом

[ редактировать ]

Преемники Миндаугаса не проявили достаточной заинтересованности в том, чтобы пойти по его стопам. Были десятилетия колебаний между латинским и православным вариантами. [6] «Для Гедиминаса и Альгирдаса сохранение язычества стало полезным дипломатическим инструментом и оружием... которое позволило им использовать обещания обращения как средство сохранения своей власти и независимости». [7] Великий князь Альгирдас придерживался варианта «динамического баланса». На протяжении всего своего правления он дразнил Авиньон и Константинополь перспективами обращения; [8] было предпринято несколько безуспешных попыток договориться о преобразовании Литвы. [9]

Чтобы избежать дальнейших столкновений с Тевтонским орденом , в 1349 году литовский соправитель Кястутис начал переговоры с папой Климентом VI о переходе в другую веру, и ему и его сыновьям были обещаны королевские короны. Альгирдас охотно оставался в стороне от дел и занимался наведением порядка в русинской части государства. Посредник в переговорах, польский король Казимир III , предпринял в октябре 1349 года неожиданный штурм Волыни и Бреста , сорвавший план Кястутиса. Во время польско-литовской войны за Волынь король Венгрии Людовик I 15 августа 1351 года предложил Кястутису мирный договор, согласно которому Кястутис обязался принять христианство и предоставить Венгерскому королевству военную помощь в обмен на королевскую корону. . Кястутис подтвердил договор, совершив языческий ритуал. [10] убедить другую сторону. На самом деле Кястутис не собирался соблюдать соглашение и сбежал по пути в Буду . [11]

К 14 веку Великое княжество Литовское стало преемником Киевской Руси в западной части ее владений. [12] Хотя ее государь был язычником, большинство населения составляли славяне и православные. Чтобы узаконить свое правление в этих областях, литовская королевская семья часто вступала в брак с православной аристократией Рюриковичей Восточной Европы. В результате некоторые литовские правители были крещены в православие либо детьми ( Швитригайла ), либо взрослыми. Первым был Вайшельга , сын и наследник Миндаугаса , принявший монашество в православном монастыре в Лаврашеве. [13] близ Новгородка и позже основал там женский монастырь. [14]

Христианизация Ягайлы и Витаутаса

[ редактировать ]

Последнюю попытку христианизировать Литву предпринял Ягайло. Русская мать Ягайло убеждала его жениться на Софии, дочери московского князя Дмитрия , которая требовала от него сначала принять православие и сделать Литву феодальным владением Великого княжества Московского . [15] Однако этот вариант был нереальным и вряд ли остановил крестовые походы Тевтонского ордена против Литвы. Поэтому Ягайло решил принять предложение поляков стать католиком и жениться на польской королеве Ядвиге . На этих и других условиях 14 августа 1385 года в Кревском замке Ягайла согласился принять христианство, подписав Кревский акт .

Владислав II Ягелло был должным образом крещен в Вавельском соборе в Кракове 15 февраля 1386 года и стал королем Польши . За королевским крещением последовало обращение большей части двора и рыцарей Ягайло. [16] а также братья Ягайлы Каригайла , Вигантас , Швитригайла и двоюродный брат Витаутас . Ягайло отправил Доброгоста, епископа Познани , послом к ​​Папе Урбану VI с прошением об учреждении епископской кафедры в Вильнюсе и назначении Анджея Ястшембеца для ее заполнения.

« Крещение Литвы » Ян Матейко.

Ягайло вернулся в Литву в феврале 1387 года. Крещение дворян и их крестьян сначала проводилось в столице Вильнюсе и его окрестностях. Весной крестились дворянство и некоторые крестьяне Аукштайтии , а затем и остальная литовская знать. Приходы были основаны в этнической Литве, а новый Вильнюсский собор был построен в 1387 году на месте снесенного языческого храма. Согласно сведениям спорной точности, предоставленным Яном Длугошем , первые приходские церкви были построены в литовских языческих городах Вилкмерге , Майшягала , Лида , Неменчине , Мядининкай , Крева , Хайна и Аболцы, принадлежавших вотчине Ягайлы. Ягайло уничтожил старые культовые сооружения: алтари , священные рощи , убил ужов и других змей, которые в то время считались божественными хранителями домов. [17] Папская булла, изданная Папой Урбаном VI от 12 марта 1388 года, содержит сведения об уничтожении предметов языческого культа в Вильнюсе и дает правовые основания для создания Виленского собора . [1] 19 апреля 1389 года папа Урбан VI признал статус Литвы как римско-католического государства. [18] Литва была последним государством Европы, принявшим христианство . [1]

Жемайтия была последним этническим регионом Литвы, обращенным в христианство в 1413 году после поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве и Тернового мира и его последующего возвращения под контроль Литвы. [19] В ноябре 1413 года Витовт сам проплыл по рекам Неман и Дубиса , достиг окрестностей Бетыгалы , где крестил первые группы жемайтийцев . [20] В 1416 году началось строительство восьми первых приходских церквей. Жемайтийская епархия была основана 23 октября 1417 года, и Матиас Тракайский стал первым епископом Жемайтии . [21] Собор Мядининкае построен в был около 1464 года. [19]

Последствия

[ редактировать ]

Этнические литовские дворяне были основными обращенными в католицизм, но язычество среди крестьянства оставалось сильным. Языческие обычаи долгое время господствовали среди простого народа Литвы и практиковались тайно. Никаких преследований священников и приверженцев старой веры не было. Однако к 17 веку, после Контрреформации (1545–1648 гг.), Римско-католическая вера по существу взяла верх над более ранними языческими верованиями.

Преобразование и его политические последствия имели долгосрочные последствия для истории Литвы. Поскольку большинство населения Великого Княжества Литовского за пределами собственно Литвы было православным, а элита постепенно перешла в католицизм , религиозная напряженность возросла. Некоторые из православных Гедиминидов уехали из Литвы в Московию , где дали начало таким родам, как Голицыны и Трубецкие . Православное население современной Украины и восточной Белоруссии часто симпатизировало правителям Московии, которые изображали себя поборниками православия. Эти чувства способствовали таким неудачам, как битва при Ведроше , которая нанесла вред Великому княжеству и подорвала его положение как доминирующей державы в Восточной Европе .

С другой стороны, обращение в католицизм облегчило интеграцию Литвы в культурную сферу Центральной Европы и проложило путь к политическому союзу Литвы и Польши, завершившемуся Люблинской унией в 1569 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Роуэлл, Стивен Кристофер ; Баронас, Дариус (2015). Обращение Литвы: от варваров-язычников к христианам позднего средневековья . Вильнюс : Институт литовской литературы и фольклора. стр. 2, 273. ISBN.  9786094251528 . Проверено 4 марта 2023 г.
  2. ^ (на литовском языке) З. Зинкявичюс . Истоки христианства в Литве [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ СК Роуэлл. Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Издательство Кембриджского университета, 1994. Страница 149.
  4. ^ Например, начальный стих тринитарной формулы на литовском языке, а также на латышском и прусском языках представлен как vardan Dievo Tėvo , то есть «во имя Отца Бога Отца », в отличие от распространенной версии «во имя Бога ». отца». Показано влияние немецкого арианства , использовавшего деноминацию Got Vater , на самую раннюю литовскую литургию . [1]
  5. ^ SC Роуэлл Страница 120
  6. ^ Дэвис, Норман. Европа: История . Издательство Оксфордского университета. Страница 430.
  7. ^ Малдун, Джеймс. Разновидности религиозного обращения в средние века . Университетское издательство Флориды, 1997. Страница 140.
  8. ^ Дэвис, страница 430
  9. ^ Малдон, страница 137
  10. ^ убийство быка, бросив в него нож
  11. ^ (на литовском языке) Кястутис: был ли он сторонником или противником христианизации , дата обращения: 07.01.2007.
  12. ^ Дэниел З. Стоун. Польско-Литовское государство, 1386-1795 гг . Вашингтонский университет Press, 2001. ISBN   0-295-98093-1 . страница 3;
    Пол Роберт Магочи . История Украины . Университет Торонто Press, 1996. Страница 67.
  13. ^ По следам мифа, заархивировано 11 сентября 2019 г. в Wayback Machine , Эдвардас Гудавичюс.
  14. ^ СК Роуэлл. Страница 149.
  15. ^ А. Томас Лейн. Литва: шаг на запад . Рутледж, 2001. Страница XXI.
  16. ^ Клочовский, 54-57.
  17. ^ Вайткявичюс, Выкинтас (2011). «Крещение Литвы: история и фольклор» . Народная культура (на литовском языке). 2 (137): 12 . Проверено 5 февраля 2023 г.
  18. ^ Эйдинтас, Альфонсас (2015). История Литвы (PDF) . Вильнюс: Издательство «Эугримас». п. 51. ИСБН  978-609-437-163-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2021 года . Проверено 4 марта 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Буцевиче, Янина. «История и источники 600-летия Крещения Жемайчю» . Римско-католическая епархия Тельшяй (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
  20. ^ (на литовском языке) Дуалистическое формирование литовской национальности и триалистический характер литовского крещения. Архивировано 2 мая 2003 г. в Wayback Machine Dr. Александр Виткус
  21. ^ «Мотейс Тракишкис» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49382475872e0f26bb349d5ff3143885__1720371120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/85/49382475872e0f26bb349d5ff3143885.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)