Авиньонское папство
Папская область | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1309–1376 | |||||||||||||
Статус | Папский анклав и часть Comtat Venaissin во Франции. | ||||||||||||
Капитал | Авиньон | ||||||||||||
Общие языки | Латынь , окситанский , французский | ||||||||||||
Религия | Римский католицизм | ||||||||||||
Правительство | Теократический абсолют выборная монархия | ||||||||||||
Папа Римский | |||||||||||||
• 1305–1314 | Климент V (Первый) | ||||||||||||
• 1370–1378 | Григорий XI (Последний) | ||||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||||
• Курия переехала в Авиньон | 1309 | ||||||||||||
• Возвращение в Рим последнего папы Авиньона. | 1377 | ||||||||||||
Валюта | Римский щит | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть |
Авиньонское папство ( по-французски : Papauté d'Avignon) — период с 1309 по 1376 год, в течение которого семь пап последовательно проживали в Авиньоне (в то время в Королевстве Арль , входившем в состав Священной Римской империи ; ныне часть Франции ), а не в Авиньонском королевстве. в Риме . [1] Ситуация возникла в результате конфликта между папством и французской короной , кульминацией которого стала смерть Папы Бонифация VIII после его ареста и жестокого обращения со стороны Филиппа IV Франции . После последующей смерти Папы Бенедикта XI Филипп вынудил зашедший в тупик конклав избрать француза Климента V папой в 1305 году. Климент отказался переехать в Рим, и в 1309 году он перенес свой двор в папский анклав в Авиньоне, где он оставался на протяжении всего времени. следующие 67 лет. Это отсутствие в Риме иногда называют « вавилонским пленением » папства. [2] [3]
Всего в Авиньоне правили семь пап, все французы . [4] [5] и все под влиянием французской короны. В 1376 году Григорий XI покинул Авиньон и перенес свой двор в Рим, прибыв туда в январе 1377 года. После смерти Григория в 1378 году ухудшение отношений между его преемником Урбаном VI и фракцией кардиналов привело к западному расколу . Это положило начало второй линии пап в Авиньоне, впоследствии считавшейся нелегитимной. Последний авиньонский антипапа , Бенедикт XIII , потерял большую часть своей поддержки в 1398 году, в том числе и со стороны Франции. После пяти лет осады французами он бежал в Перпиньян в 1403 году. Раскол закончился в 1417 году на Констанцском соборе . [6]
Авиньонские папы [ править ]
Последующая католическая историография признает легитимностью следующих пап, проживавших в Авиньоне:
- Папа Климент V : 1305–1314 гг. (курия переехала в Авиньон, 9 марта 1309 г.)
- Папа Иоанн XXII : 1316–1334 гг.
- Папа Бенедикт XII : 1334–1342 гг.
- Папа Климент VI : 1342–1352 гг.
- Папа Иннокентий VI : 1352–1362 гг.
- Папа Урбан V : 1362–1370 (в Риме 1367–1370; вернулся в Авиньон в 1370 г.)
- Папа Григорий XI : 1370–1378 (покинул Авиньон, чтобы вернуться в Рим 13 сентября 1376 г.)
Двумя антипапами из Авиньона были:
- Климент VII : 1378–1394 гг.
- Бенедикт XIII : 1394–1423 (изгнан из Авиньона в 1403 г.)
Бенедикту XIII наследовали три антипапы, у которых было мало или совсем не было последователей в обществе, и которые не проживали в Авиньоне:
- Климент VIII : 1423–1429 (признан Арагонской короной ; отрекся от престола)
- Бенедикт XIV (Бернар Гарнье) : 1424–1429 или 1430 гг.
- Бенедикт XIV (Жан Каррье) : 1430?–1437 гг.
Период с 1378 по 1417 год, когда существовали соперничающие претенденты на титул Папы, некоторые католические учёные называют его « западным расколом » или «великим спором антипап», а многие светские учёные называют его «вторым великим расколом». и протестантские историки. Стороны внутри католической церкви разделились в своей лояльности среди различных претендентов на пост Папы. окончательно Констанцский собор разрешил спор в 1417 году, когда избрание Папы Мартина V. все признали
Авиньон и небольшой анклав на востоке ( Comtat Venaissin ) оставались частью Папской области до 1791 года, когда под давлением французских революционеров были поглощены недолговечным революционным Королевством Франции (1791–92) , которое, в свою очередь, , был упразднен в пользу Первой французской республики в следующем году. [7]
Предыстория [ править ]
Римской роль Временная церкви
Папство в позднем средневековье но и важную играло не только духовную роль, светскую роль. Конфликт между Папой и императором Священной Римской империи по сути представлял собой спор о том, кто из них является лидером христианского мира в светских вопросах. В начале 14 века расцвет светского правления папства уже давно прошел – его значение достигло пика в 12 и 13 веках. Успех первых крестовых походов значительно повысил престиж Пап как светских лидеров христианского мира , а такие монархи, как монархи Англии , Франции и даже император Священной Римской империи, просто действовали как маршалы пап и возглавляли «их» армии. Единственным исключением был Фридрих II, император Священной Римской империи , дважды отлученный Папой от церкви во время крестового похода. Фридрих II проигнорировал это и добился умеренного успеха на Святой Земле .
Король Франции Филипп IV хотел использовать финансы церкви для оплаты своей войны с англичанами. Папа Бонифаций VIII выразил протест, что привело к вражде. [8] [9]
Кульминацией такого положения стала безудержная декларация папского верховенства Unam Sanctam в ноябре 1302 года. В этой булле папской Папа Бонифаций VIII постановил, что «для спасения необходимо, чтобы каждое человеческое существо подчинялось римскому понтифику». Это было адресовано прежде всего королю Франции Филиппу IV, который ответил: «Ваше почтенное тщеславие может знать, что мы ничьи вассалы в мирских делах». [ нужна ссылка ]
В 1303 году нашей эры папа Бонифаций VIII издал буллу, которая должна была отлучить короля Франции от церкви и наложить интердикт на всю Францию. Прежде чем это было завершено, итальянские союзники короля Франции ворвались в папскую резиденцию и избили папу Бонифация VIII. Вскоре после этого он умер. Николас Бокказини был избран его преемником и принял имя Папы Бенедикта XI . Он оправдал короля Филиппа IV и его подданных в их действиях против Папы Бонифация VIII, хотя виновные, напавшие на Бонифация, были отлучены от церкви и им было приказано предстать перед папским трибуналом. Бенедикт XI умер через восемь месяцев после избрания на пост папы. Через одиннадцать месяцев Бертран де Го, француз и личный друг короля Филиппа IV, был избран Папой и принял имя Папы Климента V.
Начиная с Климента V , избранного в 1305 году, все папы Авиньонского папства были французами. Однако из-за этого влияние Франции кажется большим, чем было на самом деле. Южная Франция ( Окситания ) в то время имела культуру, вполне независимую от Северной Франции, где базировалось большинство советников короля Франции. Королевство Арль на тот момент еще не входило в состав Франции, формально входило в состав Священной Римской империи . Литература, созданная трубадурами Лангедока , уникальна и сильно отличается от литературы королевских кругов на севере. Даже с точки зрения религии Юг создал собственную разновидность христианства — катаризм , который в конечном итоге был объявлен ересью. Движение в немалой степени подпитывалось сильным чувством независимости на Юге, хотя этот регион был сильно ослаблен во время Альбигойского крестового похода сто лет назад. Ко времени Авиньонского папства власть французского короля в этом регионе была неоспоримой, хотя и не имела юридической силы.
Более сильное влияние оказал переезд Римской курии из Рима в Пуатье во Франции в 1305 году, а затем в Авиньон в 1309 году . Раньше папы, такие как семьи Колонна и Орсини , католическая церковь искала более безопасное место и нашла его в Авиньоне, который был окружен землями папского феодального владения Комтат Венайссен . Формально он был частью Арля, но фактически находился под влиянием французского короля.
За время своего пребывания в Авиньоне папство переняло многие черты королевского двора: образ жизни его кардиналов больше напоминал принцев, чем священнослужителей; все больше и больше французских кардиналов, часто родственников правящего папы, занимали ключевые посты; а близость французских войск была постоянным напоминанием о том, где находится светская власть, а память о Папе Бонифацие VIII все еще свежа.
Централизация церковного управления [ править ]
Временная роль католической церкви усилила давление на папский двор, заставив его подражать государственной практике и процедурам светских судов. Католическая церковь успешно реорганизовала и централизовала свое управление при Клименте V и Иоанне XXII . Папство теперь напрямую контролировало назначения бенефициаров , отказавшись от обычного избирательного процесса, который традиционно распределял этот значительный доход.
Многие другие формы оплаты принесли богатство Святому Престолу и его кардиналам: десятина , десятипроцентный налог на церковное имущество; аннаты , доход первого года после занятия такой должности, как епископство ; специальные налоги для крестовых походов, которые так и не состоялись; и множество форм устроения: от получения бенефиций без базовых требований, таких как грамотность, для вновь назначенных священников, до просьбы обращенного еврея навестить своих необращенных родителей. Сообщается, что такие папы, как Иоанн XXII , Бенедикт XII и Климент VI, тратили состояния на дорогие гардеробы, а серебряные и золотые использовались на банкетах тарелки .
В целом общественная жизнь ведущих членов церкви стала напоминать жизнь князей, а не представителей духовенства. Это великолепие и коррупция во главе Церкви распространились и на низшие чины: когда епископу приходилось платить до годового дохода за получение бенефиция, он искал способы получить эти деньги со своей новой должности. Это доводилось до крайности со стороны прощающих, продававших отпущения всех видов грехов. В то время как помилователей ненавидели, но в народе считали помогающими искупить душу, монахов , которых обычно считали несоблюдающими моральные заповеди Церкви, игнорируя свои обеты целомудрия и бедности , и презирали. Это чувство усилило движения, призывавшие вернуться к абсолютной нищете, отказу от всего личного и церковного имущества и проповеди, как это делали Господь и Его ученики.
Политическая церковь [ править ]
Для католической церкви , института, встроенного в светскую структуру и ориентированного на собственность, это было опасным развитием событий, и начиная с начала 14 века большинство этих движений были объявлены еретическими . К ним относятся движения Фратичелли и Вальденсов в Италии, а также гуситов в Богемии (вдохновленные Джоном Уиклифом в Англии). Более того, демонстрация богатства высшими слоями церкви, контрастировавшая с общим ожиданием бедности и строгой принципиальности, использовалась врагами папства для выдвижения обвинений против пап; Эту стратегию использовал король Франции Филипп, как и Людовик IV, император Священной Римской империи . В своем конфликте с последним Папа Иоанн XXII отлучил от церкви двух ведущих философов, Марсилия Падуанского и Вильяма Оккама , которые были ярыми критиками папства и нашли убежище у Людовика IV в Мюнхене . В ответ Вильгельм обвинил папу в семидесяти ошибках и семи ересях.
Судебное разбирательство против рыцарей-тамплиеров в Венском совете характерно для того времени и отражает различные силы и их взаимоотношения. В 1314 году коллегия во Вьенне собралась для вынесения решения относительно тамплиеров. Совет, в целом не убежденный в виновности приказа в целом, вряд ли осудил весь приказ на основании представленных скудных доказательств. Оказав огромное давление, чтобы получить часть значительных средств Ордена, королю удалось добиться желаемого решения, и Папа Климент V своим указом приказал запретить орден.
В соборе Сен - Морис во Вьенне рядом с ним сидели король Франции и его сын, король Наварры , когда он издавал указ. Под страхом отлучения никому не разрешили говорить на этом мероприятии, кроме как по просьбе Папы. Тамплиерам, явившимся во Вьенну для защиты своего ордена, не было разрешено изложить свои доводы — кардиналы коллегии первоначально постановили, что им следует разрешить выступить в защиту, но прибытие короля Франции в Вьенну оказало давление на коллегию. , и это решение было отменено.
Папство в 14 веке [ править ]
Суд [ править ]
После ареста епископа Памье Филиппом IV Французским в 1301 году Папа Бонифаций VIII издал буллу Salvator Mundi , отзывающую все привилегии, предоставленные французскому королю предыдущими папами, а несколько недель спустя Ausculta fili с обвинениями против короля: вызвав его на совет в Рим. Смело заявляя о папском суверенитете, Бонифаций заявил, что «Бог поставил нас над королями и королевствами».
В ответ Филипп написал: «Ваше почтенное тщеславие может знать, что мы не являемся ничьими вассалами во временных вопросах» и созвал собрание Генеральных штатов , совета сеньоров Франции, которые поддержали его позицию. Король Франции обвинил папу в содомии , симонии , колдовстве и ереси и вызвал его на собор. Ответ Папы был самым сильным на сегодняшний день подтверждением папского суверенитета. В Unam Sanctam (18 ноября 1302 г.) он постановил, что «для спасения необходимо, чтобы каждое человеческое существо подчинялось римскому понтифику».
Он готовил буллу, которая должна была отлучить короля Франции от церкви и наложить интердикт на Францию, когда в сентябре 1303 года Уильям Ногаре , самый резкий критик папства во французском внутреннем кругу, возглавил делегацию в Рим с намеренно свободными приказами со стороны король должен привести папу, если необходимо силой, на совет, чтобы вынести решение по выдвинутым против него обвинениям. Ногаре координировал свои действия с кардиналами семьи Колонна, давними соперниками, против которых папа даже проповедовал крестовый поход ранее во время своего папства. В 1303 году французские и итальянские войска напали на папу в Ананьи , его родном городе, и арестовали его. Через три дня он был освобожден населением Ананьи. Бонифаций VIII, которому тогда было 68 лет, был глубоко потрясен этим нападением на себя и умер через несколько недель.
Сотрудничество [ править ]
В ответ на непримиримость таких пап, как Бонифаций VIII, французы усилили свое влияние под папством, в конечном итоге превратив пап в марионеток и наполнив папский двор французскими священнослужителями. [10]
Смерть папы Бонифация VIII лишила папство самого способного политика, способного противостоять светской власти короля Франции. После примирительного папства Бенедикта XI (1303–04) стал папа Климент V следующим понтификом (1305–1314) . Он родился в Гаскони , на юге Франции, но не имел прямого отношения к французскому двору. Своим избранием он был обязан французским священнослужителям. Он отказался переезжать в Рим и основал свой двор в Авиньоне . В этой ситуации зависимости от могущественных соседей во Франции политику Климента V характеризовали три принципа: подавление еретических движений (таких как катары на юге Франции); реорганизация внутреннего управления церковью; и сохранение незапятнанного образа церкви как единственного инструмента Божьей воли на земле.
Последнему прямо бросил вызов Филипп IV, когда он потребовал посмертного суда над своим бывшим противником, покойным Бонифацием VIII, по обвинению в ереси . Филипп оказывал сильное влияние на кардиналов коллегии, и выполнение его требования могло означать серьёзный удар по авторитету церкви. Большая часть политики Климента была направлена на то, чтобы избежать такого удара, что он в конце концов и сделал (убедив Филиппа передать судебный процесс на рассмотрение Венского совета, где он истек). Однако цена пошла на уступки по разным направлениям; несмотря на сильные личные сомнения, Климент поддержал судебное разбирательство Филиппа против тамплиеров и лично постановил отменить приказ.
Одним из важных вопросов во время папства Папы Иоанна XXII (урожденного Жака Дюэза в Каоре , а ранее архиепископа в Авиньоне) был его конфликт с Людовиком IV, императором Священной Римской империи , который отрицал единоличное право Папы на коронацию Императора. Людовик последовал примеру Филиппа IV и призвал дворян Германии поддержать свою позицию. Марсилий Падуанский обосновал светское господство на территории Священной Римской империи. Этот конфликт с императором, часто приводивший к дорогостоящим войнам, еще больше подтолкнул папство в объятия французского короля.
Папа Бенедикт XII (1334–1342), урожденный Жак Фурнье из Памье, ранее принимал активное участие в инквизиции против движения катаров. В отличие от довольно кровавой картины инквизиции в целом, он, как сообщается, очень бережно относился к душам допрашиваемых, отводя разбирательству много времени. Его заинтересованность в умиротворении южной Франции также послужила мотивацией для посредничества между королем Франции и королем Англии до начала Столетней войны .
Представление [ править ]
При Папе Клименте VI (1342–1352) интересы Франции начали доминировать над папством. Климент VI раньше был архиепископом Руана и советником Филиппа IV, поэтому его связи с французским двором были намного сильнее, чем у его предшественников. В какой-то момент он даже финансировал военные действия Франции из собственного кармана. Сообщается, что он любил роскошный гардероб, и при его правлении экстравагантный образ жизни в Авиньоне достиг новых высот.
Климент VI также был Папой во время Черной смерти , эпидемии , которая охватила Европу между 1347 и 1350 годами и, как полагают, унесла жизни около одной трети населения Европы . Также во время его правления, в 1348 году, авиньонское папство купило город Авиньон у анжуйцев. [11]
Папа Иннокентий VI (1352–1362), урожденный Этьен Обер, был менее пристрастным, чем Климент VI. Он стремился к установлению мира между Францией и Англией, работая с этой целью в папских делегациях в 1345 и 1348 годах. Его худощавый вид и строгие манеры вызывали большее уважение в глазах знати по обе стороны конфликта. Однако он также был нерешительным и впечатлительным, будучи уже стариком на момент избрания Папой. В этой ситуации королю Франции удалось повлиять на папство, хотя папские легаты сыграли ключевую роль в различных попытках остановить конфликт.
В частности, в 1353 году епископ Порту Ги де Булонь попытался организовать конференцию. После первых успешных переговоров попытка провалилась, во многом из-за недоверия английской стороны к прочным связям Гая с французским двором. В письме сам Иннокентий VI писал герцогу Ланкастеру : «Хотя мы родились во Франции и хотя по этой и другим причинам мы питаем особую привязанность к французскому королевству, тем не менее, работая над миром, мы отбросили наши личные предрассудки и старался служить интересам каждого».
С приходом Папы Урбана V (1362–1370) контроль французского папства со стороны Карла V стал более прямым. Сам Урбан V описывается как самый строгий из авиньонских пап после Бенедикта XII и, вероятно, самый духовный из всех. Однако он не был стратегом и пошел на существенные уступки французской короне, особенно в области финансов, что было решающим вопросом во время войны с Англией. В 1369 году папа Урбан V поддержал брак Филиппа Смелого из герцогства Бургундского и Маргариты III, графини Фландрии , вместо того, чтобы дать разрешение одному из Эдуарда III Англии сыновей жениться на Маргарет. Это ясно показало партийную принадлежность папства; соответственно, уважение к церкви упало.
Раскол [ править ]
Самым влиятельным решением правления Папы Григория XI (1370–1378) было возвращение в Рим, начавшееся 13 сентября 1376 года и завершившееся его прибытием 17 января 1377 года. [12] [13] Хотя Папа был французом по рождению и все еще находился под сильным влиянием французского короля, растущий конфликт между дружественными и враждебными Папе фракциями представлял угрозу папским землям и верности самого Рима. Когда папство установило эмбарго на экспорт зерна во время нехватки продовольствия в 1374 и 1375 годах, Флоренция организовала несколько городов в союз против папства: Милан , Болонья , Перуджа , Пиза , Лукка и Генуя .
Папский легат Роберт Женевский, родственник Савойского дома , проводил особенно безжалостную политику в отношении лиги с целью восстановить контроль над этими городами. Он убедил папу Григория нанять бретонских наемников. Чтобы подавить восстание жителей Чезены, он нанял Джона Хоквуда и приказал убить большинство людей (сообщалось, что от 2500 до 3500 человек погибли). После таких событий оппозиция папству усилилась.
Флоренция вступила в открытый конфликт с Папой, конфликт, названный «войной восьми святых» в отношении восьми флорентийских советников, которые были выбраны для организации конфликта. Весь город Флоренция был отлучен от церкви, и в ответ на это прекратилась отправка церковных налогов. Торговля была серьезно затруднена, и обеим сторонам пришлось искать решение. В своем решении о возвращении в Рим Папа находился также под влиянием Екатерины Сиенской , впоследствии канонизированной, проповедовавшей за возвращение в Рим.
Это решение просуществовало недолго, когда, вернув папский двор в Рим, папа Григорий XI умер . Конклав собрался и избрал итальянского папу Урбана VI . Папа Урбан оттолкнул французских кардиналов, которые провели второй конклав, избрав одного из своих, Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII , преемником Григория XI, тем самым положив начало второй линии авиньонских пап. называет их антипапами Климент VII и его преемники не считаются законными и католическая церковь . Эта ситуация, известная как Западный раскол , сохранялась с 1378 года до тех пор, пока Вселенский Констанцский собор (1414–1418) не урегулировал вопрос о папской преемственности и не объявил французский конклав 1378 года недействительным. Новый Папа, Мартин V , был избран в 1417 году; другие претенденты на право наследования линии Авиньона (хотя и не проживали в Авиньоне) продолжали действовать до ок. 1437.
Наследие [ править ]
Этот период получил название « Вавилонского плена » пап. Когда и где возник этот термин, неизвестно, хотя, возможно, он возник у Петрарки , который в письме другу (1340–1353), написанном во время его пребывания в Авиньоне, описал Авиньон того времени как «Вавилон Запада», имея в виду к мирским практикам церковной иерархии. [14] Это прозвище носит полемический характер, поскольку относится к утверждению критиков о том, что процветание церкви в то время сопровождалось глубоким компромиссом духовной целостности папства, особенно в предполагаемом подчинении власти церкви амбициям французов. короли. Как уже отмечалось, «пленение» пап в Авиньоне длилось примерно столько же времени, сколько и изгнание евреев в Вавилон, что делает аналогию удобной и риторически мощной. Авиньонское папство часто изображалось и сегодня изображается как находящееся в полной зависимости от французских королей, а иногда даже как предающее свою духовную роль и свое наследие в Риме.
Почти полтора века спустя протестантский реформатор Мартин Лютер написал свой трактат «О вавилонском пленении церкви» (1520 г.), но утверждал, что он не имеет ничего общего с западным расколом или папством в Авиньоне.
папство Влияние на
Отношения между папством и Францией радикально изменились в течение 14 века. Начавшись с открытого конфликта между Папой Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом IV, он перешел к сотрудничеству с 1305 по 1342 год и, наконец, к папству, находившемуся под сильным влиянием французского престола вплоть до 1378 года. Такая партийность папства была одной из причин. за падение уважения к этому учреждению, что, в свою очередь, стало одной из причин раскола с 1378 по 1417 год.
В период раскола борьба за власть в папстве стала полем битвы крупных держав: Франция поддерживала антипап в Авиньоне , а Англия поддерживала пап в Риме . В конце века, все еще находясь в состоянии раскола, папство утратило большую часть своей прямой политической власти, а национальные государства Франция и Англия утвердились в качестве двух главных держав в Европе.
См. также [ править ]
- Шатонеф-дю-Пап - коммуна в Воклюзе, Франция.
- Галликанизм - отказ от ультрамонтанизма.
- Лолларди - движение за радикальные христианские реформы.
- Средневековый реставраторизм
- Дворец Пап Соргов
Ссылки [ править ]
- ^ Авиньонское папство , PNR Zutshi, Новая Кембриджская средневековая история: ок. 1300-ок. 1415 , Том. VI, Ред. Майкл Джонс, (Издательство Кембриджского университета, 2000), 653.
- ^ Адриан Гастингс, Алистер Мейсон и Хью С. Пайпер, Оксфордский спутник христианской мысли , (Oxford University Press, 2000), 227.
- ^ Статья Католической энциклопедии, пункт 7.
- ^ Джозеф Ф. Келли, Вселенские соборы католической церкви: история (Liturgical Press, 2009), 104.
- ^ Имон Даффи, Святые и грешники: История Пап , (Yale University Press, 1997), 165.
- ^ История Констанцского собора, стр. 403, Стивен Уотли, Жак Ленфант, опубликовано А. Беттсвортом, 1730 г.
- ^ Премьер-министр Джонс, Реформа и революция во Франции: политика переходного периода, 1774–1791 , (Cambridge University Press, 1995), 13.
- ^ А. Тейнер (ред.), Caesaris Baronii Annales Ecclesiastici Tomus 23 (Бар-ле-Дюк 1871), под 1296 годом, §17, стр. 188-189; под 1300 годом, §26, с. 272-273; под 1303 годом, §33, с. 325-326.
- ^ Франсуа Гизо и мадам. Гизо де Витт, История Франции с древнейших времен до 1848 года, том I (Нью-Йорк, 1885), стр. 474.
- ^ Уильямс, Джордж Л. (2004). Папская генеалогия: семьи и потомки пап . МакФарланд. стр. 41–43. ISBN 0786420715 .
- ^ Авиньонское папство , Томас М. Избицкий, Средневековая Франция: Энциклопедия , изд. Уильям Киблер (Рутледж, 1995), 89.
- ^ Жоэль Ролло-Костер , Набег на Святого Петра: пустые видения, насилие и начало Великого западного раскола (1378) , (Брилл, 2008), 182.
- ^ Маргарет Харви, Англичане в Риме, 1362–1420: Портрет сообщества эмигрантов (Cambridge University Press, 2004), 3.
- ^ «Средневековый справочник: Петрарка: Письмо с критикой авиньонского папства» . Фордхэм.edu. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 10 июня 2011 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ладюри, Э. ле Руа. Монтайю, Католики и катары во французской деревне, 1294–1324 , пер. Б. Брей, 1978. Также опубликовано как Монтайю: Земля обетованная ошибок .
- Прочтите, ПП, Тамплиеры , Phoenix Press. Глава 17: «Храм разрушен»
- Ренуар, Ив. Авиньонское папство .
- Ролло-Костер, Жоэль (2015). Авиньон и его папство, 1309–1417 гг . Лэнхэм, Мэриленд, США: Rowman & Littlefield . ISBN 978-1-4422-1532-0 .
- Сампшен, Дж., Испытание огнем , Фабер и Фабер, 1999.
- Тачман, Б., Далекое зеркало , Papermac, 1978. Глава 16. Папский раскол.
- Вейл, М., «Цивилизация судов и городов на Севере, 1200–1500 гг.». В: Холмс, Г. (ред.) Оксфордская история средневековой Европы , Oxford University Press, 1988.
- Вольтер, Ф.М., « Очерк нравственности и духа наций и основных фактов истории от Карла Великого до Людовика XIII » . (На английском языке: «Очерк нравов и духа наций, а также основных фактов истории от Карла Великого до Людовика XIII») Том I, T XI, глава LXV; под редакцией Рене Помо (1990) в 2 томах (Garnier Frères, Париж) ОСЛК 70306666
- Зучи, ПНР, «Авиньонское папство». В: Джонс, М. (редактор), Новая Кембриджская история средневековья. Том VI, около 1300–1415 гг ., стр. 653–673, 2000, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Авиньонское папство
- Заведения 1300-х годов в Священной Римской империи
- 1305 заведений в Европе
- 1378 закрытий в Европе
- 14 век во Франции
- Католицизм 14 века
- История Авиньона
- История католицизма во Франции
- Папская область
- Западный раскол
- Штаты и территории, основанные в 1309 году.
- Штаты и территории упразднены в 1378 г.
- Штаты и территории упразднены в 1437 г.